5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль «Дозор-Б» (Украина)

Чудо украинской оборонки – бронемашина «Дозор-Б»

Уж как-то так сложилось в украинских реалиях, что на первое место по значимости вышли внешние признаки, а настоящие свойства предметов, людей и явлений отошли на второй план. Надел человек галстук, носит очки, значит, он интеллигент. Облачили кого-то в военную форму, вот он и офицер, а то и генерал. Выглядит какая-то машина внушительно, значит, она хорошая. Вот и бронеавтомобиль «Дозор-Б» стал еще одним звеном этой логической цепочки. С виду он грозен, «увесь такый», а на деле…

Натовская «заточка»

В декабре минувшего года агентство «УНИАН» сообщило о завершении в общих чертах проекта создания украинской тактической колесной машины, предназначенной для содействия пехоте в бою. В отличие от советских бронетранспортеров, этот образец должен был соответствовать так называемым стандартам НАТО, критерии которых довольно расплывчаты, но главное в них это то, что они не такие, как нормы, принятые в России. Разрабатывался проект на Харьковском машиностроительном КБ им. А. А. Морозова в 2005 году, концептуально автомобиль представлял собой двухосную машину, оснащенную легким бронированием. В сентябре прошлого года объявлено о начале серийного производства «Дозора-Б» Львовским ремонтным бронетанковым заводом. Это произошло уже после проведения госиспытаний. Впрочем, уже в декабре было сделано еще одно заявление, на этот раз о предстоящей доводке образца до стандартов Североатлантического альянса с помощью чешских специалистов.

Общая идеологическая концепция

Любой проект начинается с выработки общей идеологии. В данном случае она базируется на концепции «конфликта малой интенсивности», в ходе которого противоборствующая сторона может оперировать только легким стрелковым оружием и имеет ограниченный доступ к средствам минирования или гранатометам. Иными словами, «Дозор-Б» уже на идеологическом уровне должен был стать частью технической оснастки неких карательных подразделений, воюющих против заведомо слабого противника, не способного оказывать эффективного сопротивления. Танки и БТРы в этом случае «избыточны». Небольшие группы военнослужащих наступают, а бронеавтомобили поддерживают их огнем, осуществляют связь и командные функции, быстро перемещаясь по зоне боевых действий. Если априорно принять военную доктрину Украины, в которой четко и понятно указана в качестве наиболее вероятного противника ВСУ в ближайшей перспективе Российская армия, то уже сейчас можно уверенно утверждать, что легкий бронеавтомобиль практически бесполезен. Значит, создавался «Дозор» совсем для других целей.

Конструкция

Бронеавтомобиль «Дозор-Б» состоит из моторно­трансмиссионного и пассажирского отсеков. Обитаемая часть также делится на переднее отделение, оборудованное местами для командира и механика-водителя, и десантного салона, в котором достаточно комфортно помещаются восемь бойцов в полной выкладке. Общая снаряженная масса – 7,8 тонны. Приводит машину в действие четырехцилиндровый мотор IVECO с турбонаддувом мощностью 122 л.с. (в форсированном варианте 136 л.с.), лицензионно производящимся в Кременчуге. Если учесть, что это транспортное средство боле чем в шесть раз тяжелее «Жигулей», например, то можно прийти к выводу о слабости силовой установки. Она только в два раза превышает по мощности двигатель ВАЗа-«копейки». Запас топлива в 300 литров обеспечивает автономность перемещения на 700 километров. Трансмиссия пятиступенчатая, импортная.

Защита

Пассивная защита способна противостоять воздействию пуль, в том числе бронебойных, и осколков на расстоянии от эпицентра взрыва снаряда калибра 155 мм в 60 метров и более. Считается, что при наезде на противотанковый фугас днище выдержит и спасет находящихся в бронеавтомобиле людей, однако сомнения по этому поводу есть, и серьезные, но об этом несколько позже. В анонсах было много сказано об активных системах защиты, в том числе и комплексе «Заслон», излучающем зондирующий радиосигнал в радиусе 2,5 м и подрывающем боеприпас, рассеивающий кумулятивные струи и отклоняющий летящие в сторону бронеавтомобиля осколки или снаряды. Вряд ли подобные хитроумные приспособления будут устанавливаться на серийные образцы, они обходятся слишком дорого, но на выставках и презентациях их можно продемонстрировать, без испытаний, конечно. Лобовое остекление бронированное.

Вооружение

Система ведения огня построена по модульному принципу и размещена в башенной турельной установке. Основу ее составляет пулемет БПУ калибра 12,7мм. Заявлено, что этот огневой комплекс может эффективно поражать вертолеты, легкую технику и прочие вражеские объекты на дистанциях до двух километров. Управление огнем дистанционное, наведение осуществляется посредством лазерного дальномера, тепловизора и телекамеры. Боекомплект – 450 патронов. Теоретически бронеавтомобиль может бороться с танками, но в этом случае он должен быть оснащен ПТРК «Стугна». На базе «Дозора-Б» может создаваться и машина поддержки пехоты, тогда ее оборудуют другим модулем, в составе которого гранатомет УАГ­40 или спаренная 23­-миллиметровая автоматическая пушка, наподобие авиационной.

Читать еще:  Самоходная пушка M53 (США)

Сотрудничество с заграницей

Все эти характеристики могли бы произвести сильное впечатление на вероятных противников, недоброжелателей и врагов новой Украины, стремящихся завоевать страну, выбравшую европейский путь развития. Вот и президент Порошенко лично сел за руль «Дозора», проехался и сказал, что водить ее даже легче, чем обычную легковушку. Бронеавтомобиль с гордостью демонстрируют перед телекамерами, его создание объявляют большой победой «Укроборонпрома», его называют примером удачного сотрудничества с союзными государствами, входящими в блок НАТО. И это, в какой-то мере, справедливо. Без иностранных поставок постройка этого легкого броневика была бы невозможна. Чешская фирма «Че Зет» (VOP CZ, s. p.) выразила готовность принять участие в доводке проекта, после того, как за это заплатят, конечно, а Польша, исторический друг и союзник Украины, уже продала броню для «Дозора».

Испытания

В ВСУ уже накоплен печальный опыт использования бронеавтомобилей, их купили недорого в Великобритании еще в 2014 году, и они уже стали причиной потерь, правда, не в рядах «боевиков-сепаратистов», а среди украинских военных. Английские броневики, предназначенные для тех же функций, что и «Дозоры», оказались очень неустойчивыми и слишком часто переворачивались. Испытания отечественного образца также окончились не очень удачно. Один «Дозор-Б» утонул в водоеме, глубиной чуть более метра, второй проехал целых четыреста километров, но сломался, а третий почему-то после 100 км пути пошел трещинами. Все эти мелкие проблемы не помешали комиссии счесть бронеавтомобиль вполне пригодным и рекомендовать его к серийному производству.

Броня и трещины

Эта проблема выявилась еще при президенте Ющенко, когда Украина попыталась продать Ираку БТРы, но они тоже покрывались густой сетью трещин, и сделка сорвалась. Вопросом занималась специально созданная экспертная группа, она же и выяснила, что всему виной броневая сталь марки «Armstal 500», закупаемая в Польше. Выводы выводами, а негодная защита так и продолжает использоваться украинскими оружейниками на «Львовском бронетанковом заводе». Что касается перспектив «Дозора», то они туманны. В 2015 году Министерство обороны Украины планировало закупку полусотни ББМ, а в следующем (то есть текущем) уже двухсот таких машин. Пока изготовлены пять штук. Виноваты ли в этом неожиданно, хоть и предсказуемо, появившиеся трещины или нехватка денег, сейчас сказать трудно. Наверное, это военная тайна.

БТР Дозор-Б, Украина

Бронетранспортёр «Дозор-Б» представляет собой бронированную машину с колёсной формулой 4х4, предназначенную для транспортировки личного состава и перевозки различных грузов.Разработчик и изготовитель машины – КП ХКБМ им. А.А.Морозова.

«Дозор-Б» может эффективно использоваться для оснащения специальных подразделений вооруженных сил (сил быстрого реагирования и военной полиции) при выполнении ими разведывательных, дозорных, а также миротворческих операций и применяться в качестве основного транспортного средства в условиях боевых действий (в том числе с применением оружия массового поражения).

Компоновка бронетранспортёра выполнена по автомобильной схеме, что позволяет обеспечить высокую проходимость при сохранении удобства работы и безопасности посадки-высадки экипажа. Капотная компоновка позволяет обеспечить удобный доступ к элементам силовой установки, рулевого управления, тормозной и воздушной систем в ходе их обслуживания и ремонта.

Конструктивно машина делится на два отсека: моторно-трансмиссионный и обитаемый.
Моторно-трансмиссионный отсек занимает носовую и центральную части корпуса и отделён от обитаемого отсека герметичной виброшумоизолирующей перегородкой. В отсеке располагается двигатель с обслуживающими системами, трансмиссия, основные элементы рулевого управления, воздушная и тормозная системы, а также элементы систем кондиционирования и отопления обитаемого отсека.

Обитаемый отсек занимает центральную и кормовую части корпуса и служит для размещения людей, установки необходимого для их работы оборудования, укладки снаряжения, боекомплекта и ЗИП. Условно обитаемый отсек делится на отделение управления, боевое отделение и десантное отделение.

Читать еще:  Огнеметный танк M67 (США)

Отделение управления расположено в передней части обитаемого отсека и содержит рабочее место водителя с органами управления бронетранспортёром, а также рабочее место командира с установленными средствами связи и навигации.

Боевое отделение расположено в центральной части обитаемого отсека и содержит рабочее место стрелка с органами прицеливания и управления пулемётной установкой.

Десантное отделение расположено в кормовой части обитаемого отсека и содержит места для размещения десанта, перископические приборы наблюдения десанта и бойницы для ведения огня десантом из личного оружия.
В обитаемом отсеке расположена фильтровентиляционная установка и основные элементы систем вентиляции, отопления и кондиционирования.

Броневой корпус бронетранспортёра обеспечивает защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от стрелкового оружия, противопехотных мин и воздействия оружия массового поражения[источник не указан 345 дней]. Деформирующее окрашивание обеспечивает снижение заметности и уменьшение дальности обнаружения.
Корпус выполнен из броневой стали. Броневое остекление бронетранспортёра обеспечивает защиту, аналогичную основной броневой защите. Днище бронетранспортёра выполнено из броневой стали, имеет цилиндрическую форму для обеспечения защиты от мин.

«Дозор-Б» оснащён фильтровентиляционной установкой, предназначенной для очистки наружного воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей, подачи очищенного воздуха в обитаемое отделение и создания в нём избыточного давления, а также вентиляции обитаемого отделения от пороховых газов при стрельбе.

В качестве основного вооружения используется 12,7-мм зенитная пулемётная установка с дистанционным управлением изнутри машины. Углы наведения по вертикали – от -3° до +68°, по горизонтали – 360°. Боекомплект включает в себя 450 выстрелов (3 ленты по 150 патронов). Зенитная пулемётная установка оснащена оптическим монокулярным перископическим прицелом ПЗУ-7, имеющим кратность увеличения 1,2 и поле зрения 50°.

Наблюдение за местностью может производиться через броневые стеклопакеты, а также дневные приборы наблюдения. Водитель может использовать прибор ночного видения для управления бронетранспортёром в условиях плохой видимости или ночью.

В качестве силовой установки могут применяться двигатели IVECO 8142.38.11 или DEUTZ BF 4M 1013 FC, каждый из которых представляет собой четырёхтактный, четырёхцилиндровый рядный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Силовая передача – механическая, обеспечивает постоянную передачу крутящего момента от двигателя ко всем колёсам. В состав силовой передачи входят коробка передач, раздаточная коробка, колёсные редуктора, передняя и задняя главные передачи и карданные валы.

Средства связи и навигации

Для обеспечения внешней связи установлены радиостанция Р-173М и радиоприёмник Р-173ПМ (диапазон рабочих частот – 30000-75000 кГц), для обеспечения внутренней связи – аппаратура внутренней связи и коммутации АВСК-1.

Радионавигационная аппаратура предназначена для непрерывного определения координат места, времени и вектора абсолютной путевой скорости объекта по радиосигналам НКА систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, в любой момент времени, независимо от метеоусловий, решения сервисных задач, индикации навигационных параметров.

Системы обеспечения обитаемости

«Дозор-Б» оснащён системами вентиляции, системой отопления и кондиционером. Система вентиляции с принудительной циркуляцией воздуха предназначена для обеспечения поступления свежего воздуха в обитаемое отделение и удаления пороховых газов при ведении стрельбы десантом из стрелкового оружия при выключенной фильтровентиляционной установке.

Система отопления жидкостного типа обеспечивает комфортные условия обитаемости экипажа и десанта бронетранспортера в холодное время года за счёт обогрева воздуха в обитаемом отделении и обдува тёплым воздухом лобовых стеклопакетов.

Кондиционер создаёт комфортные условия обитаемости экипажа и десанта изделия в жаркое время года за счёт охлаждения или – вентиляции воздуха в бронетранспортере, при этом обеспечивает:
-охлаждение воздуха при температурах наружного воздуха от 20 до 55 С;
-вентиляцию воздуха без его охлаждения или обогрева во всём диапазоне эксплуатационных температур бронетранспортёра.

Специальное оборудование бронетранспортёра «Дозор-Б» включает в себя систему централизованной подкачки шин и лебёдку.

Система централизованной подкачки шин обеспечивает автоматическое поддержание заданного давления в шинах, позволяет контролировать и изменять давление в шинах с места водителя в зависимости от дорожных условий.

Лебёдка предназначена для самовытаскивания застрявшего бронетранспортера, а также для вытаскивания других застрявших машин аналогичной массы.

Предусмотрены следующие варианты машины «Дозор-Б»
-бронетранспортёр
-бронеавтомобиль
-машина радиационной и химической разведки
-командирская машина
-разведывательно-дозорная машина
-машина десанта
-самоходный противотанково-ракетный комплекс
-машина огневой поддержки (120-мм самоходный миномёт)
-машина общего назначения
-медицинская машина
-полицейская машина

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка G6 Rhino (ЮАР)

Боевая масса, кг 6300
Экипаж (десант), чел. 11 (3+8)
Колесная формула 4х4
Максимальная скорость, км/ч 90. 105 (в зависимости от силовой установки)
Двигатель
Тип дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Число цилиндров 4 4 6
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 90 (122) 100 (136) 145 (197)
Трансмиссия механическая механическая механическая автоматическая
Специальное и дополнительное оборудование
Вооружение
Тип пулемета НСВТ-12,7
Управление дистанционное
Углы наведения, градусы
по вертикали от -3 до +68
по горизонтали 360
Боекомплект, патронов 450
Система коллективной защиты фильтровентиляционная установка
Система навигационного обеспечения спутниковая СН-3003 Базальт
Хладопроизводительность системы кондиционирования, кВт 4,4
Максимальная дальность видения инфракрасного прибора ночного видения, м 180
Дальность связи радиостанции УКВ, км 20
Тяговое усилие лебедки WARN XD 9000i, Н 41 000

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габариты:
Колесная формула 4×4
Ширина, мм 2400
Полная масса, кг 7,100+3% kg
Число мест:
экипажа 3
десанта 8
Способ входа/выхода в обитаемые отделения:
основной через боковые двери, дверь в корме
аварийный через люки в крыше
Высота, мм 2280
Высота с вооружением, мм 2650
Колея, мм 1950
Дорожный просвет, мм 400
Колесная база, мм 3100
Длина, мм 5400
Обеспечена возможность перевозки автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВИЖНОСТИ И ПРОХОДИМОСТИ
Брод, мм 1000
Максимальная скорость, км/ч 120
Стенка, мм 400
Крен 25°
Градиент 31°
Запас хода, км 700

Бронеавтомобиль Дозор-Б

«Дозор-Б» — это легкий военный бронеавтомобиль производства Украины. Пригоден для эксплуатации спецподразделениями полиции и армии. Разработка принадлежит Харьковскому конструкторскому бюро машиностроения, производство осуществляется на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Летом 2014 года стало известно, что производить и собирать машину планируется на Львовском бронетанковом заводе.

Содержание:

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Дебютный образец был продемонстрирован широкой публике на оружейной выставке осенью 2004 года.

Разрабатывать машину закончили два года спустя, а еще через пять лет польская фирма «Mista» приобрела лицензию на ее производство.

В январе 2015 года Президенту Украины был продемонстрирован предсерийный модернизированный образец.

А в феврале серийный образец был показан серийный образец, дополненный боевым модулем БПУ-12,7. Полная масса его равна 8450 кг.

4. Конструкция

Функционал автомобиля состоит в перевозке грузов и транспортировке военнослужащих во время боев, включая таких, в ходе которых используется оружие массового поражения. Дозор-Б возможно перемещать по воздуху с помощью самолетов Ан-70.

В компоновке БТР применена автомобильная схема, что дает высокий уровень проходимости в совокупности с безопасностью высадки и посадки экипажа и удобных условиях работы. Капотная компоновка дает возможность быстрого доступа к рулевому управлению, силовой установке, воздушной и тормозной установке, когда необходимо произвести работы по их ремонту и обслуживанию.

В автомобиле есть обитаемый и моторно-трансмиссионный отсеки.

Обитаемый отсек располагается в корме и центре корпуса и предназначен для укладки снаряжения, запчастей, боекомплекта, установки оборудования и транспортировки военнослужащих. Он также подразделяется на такие части, как боевое, десантное отделения и отделение управления. Последнее находится в передней части. Там находятся рабочее место командира со средствами навигации и связи, а также рабочее место водителя, оснащенное органами управления БТР.

Десантное отделение находится в корме. В нем содержатся перископы, бойницы и места для транспортировки военнослужащих.

Боевое же отделение находится в центре. В нем располагается рабочее место стрелка, оснащенное органами прицеливания и управления пулеметами.

Обитаемый отсек также оборудован основными элементами систем отопления, вентиляции и кондиционирования. Еще в нем находится фильтровентиляционная установка.

Моторно-трансмиссионный отсек располагается в центре и в носу корпуса. Обитаемый отсек от него отделяет виброшумоизолирующая герметичная перегородка. В моторно-трансмиссионном отсеке находятся трансмиссия, двигатель с обслуживающими системами, тормозная и воздушная системы, главные составляющие рулевого управления и составляющие систем отопления и кондиционирования обитаемого отсека.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: