0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль FSV 90 Ratel

Бронеавтомобиль FSV 90 Ratel

БМП « Ратель ». ЮАР

БМП « Ратель » 20

В 1968 году Южно-Африканская компания « Sandock-Austral » ( « Роймех Сандок »), ) разработала бронированную колесную (6х6) машину « Ратель » (« ratel » – барсук), прототип которой был построен в 1974 году. Машина предназначалась для замены устаревших колёсных БТР «Сарацин». Характеристики БМП семейства « Ратель » позволяют выполнять широкий круг боевых задач в условиях пустынь, полупустынь и саванн юга Африки на значительном удалении от ремонтно-технических баз. Се­рийное производство продолжалось с 1978 по 1987 г ., всего для арм ии ЮА Р и по зарубежным заказам пост­роено около 1200 машин нескольких модификаций. По ходу производства в конструкцию был внесен ряд усовершенствований на основе опыта их боевого ис­пользования во время военных конфликтов в Нами­бии и Анголе.

« Ратель » представляет собой пример довольно удачной колесной БМП, разработанной с учетом экономических и геогра­фических условий.

Из всего семейства этих боевых колесных машин к БМП можно отнести три модификации — боевую ма­шину поддержки « Ратель » 90, БМП « Ратель » 60 и « Ратель » 20. Все они рассчитаны на транспортировку пехотинцев в полном боевом снаряжении и имеют со­ответствующее вооружение. Шасси, общая компоновка, размеры, базовые узлы и агрегаты, бронезащита этих машин очень близки, машины различаются только воо­ружением и связанными с этим деталями. Механик-водитель располагается в передней час­ти корпуса на продольной оси машины в слегка высту­пающей рубке, впереди и по бокам от него имеются закрытые пулестойкими стеклами окна, дающие ему неплохой обзор. В боевой обстановке они закрыва­ются броневыми крышками. В этом случае наблюде­ние ведется через призменные приборы. Над местом водителя имеется люк с крышкой, однако он может занимать свое место и пользуясь одной из броневых дверей в бортах корпуса. Непосредственно за местом водителя в крыше корпуса устанавливается сварная стальная двухместная башня с вооружением. В каждом борту за передним колесом выполнены открывающи­еся вперед люки-двери с силовым приводом, силовой блок размещен в корме слева, справа от него имеется проход, оканчивающийся дверью в кормовом листе корпуса. В каждой двери установлены пулестойкий стеклоблок и амбразура для стрельбы.

Корпуса машин сварены из стальных броневых ли­стов толщиной от 6 до 20 мм . Лобовые детали уста­новлены с рациональным наклоном и защищают от бронебойных пуль калибра 12,7 мм , круговая защита обеспечена от 7,б2-мм пуль и осколков снарядов. Кон­струкция днища и колесного движителя обеспечивает повышенную противоминную стойкость, которой в ЮАР придается особое значение с учетом преимуще­ственно партизанского характера военных конфлик­тов и необходимости действий вдоль дорог.

В машине огневой поддержки FSV 90 ( Fire Support Vehicle , 90 mm ) используется модифицированный ва­риант башни БКМ « Эланд » с 90-мм пушкой низкого давления. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, имеется также установка 7,62-мм пулемета на крыше башни и дополнительная установка для 7,62-мм пулемета в кор­ме справа — последние два служат для борьбы с воз­душными целями, а также повышения плотности огня по живой силе противника. Обилие пулеметного во­оружения с возможностью зенитной и наземной стрельбы — также характерная черта южноафрикан­ских бронемашин.

Командир располагается слева от орудия, наводчик — справа. Смотровые блоки коман­дирской башенки обеспечивают круговой обзор. 4 призматических блока установлены над местом навод­чика. Для стрельбы он пользуется оптическим прице­лом М494. Приводы наведения вооружения — ручные, углы наведения в вертикальной плоскости — от +15 до -8 град, (такой угол склонения обеспечивается толь­ко в переднем секторе и в сторону бортов, в сторону кормы угла склонения нет). Основными выстрелами пушки являются кумулятивный (эффективная даль­ность стрельбы 1200 м ), осколочно-фугасный ( 2200 м ) и практический. Из 71 выстрела боекомплекта 29 раз­мещаются в башне и 42 в корпусе. На пушку сверху иногда открыто устанавливается 12,7-мм пулемет, ис­пользуемый, в частности, в учебных целях. Боеком­плект спаренного пулемета, расположенного слева от пушки, — 6000 патронов, из них 2000 размещено в баш­не. Пушка и пулемет имеют электроспуск . Над пулеме­том размещен вытяжной вентилятор. На крыше башни у люка наводчика установлен 7,62-мм пулемет для стрель­бы по воздушным целям, а на бортах башни в задней ее части — два блока по два 81 -мм дымовых гранатомета с электрическими цепями стрельбы. В левом борту баш­ни имеется люк для загрузки боеприпасов.

Экипаж FSV 90 — 4 человека (командир машины, механик-водитель, наводчик, стрелок-зенитчик), де­сант — 6 человек (командир отделения и 5 пехотин­цев). Командир отделения располагается у левой две­ри, а пехотинцы в средней части машины сразу за башней — два слева и три справа. В обоих бортах корпуса смонтировано по три пулестойких смотро­вых стеклоблока и амбразуры для стрельбы. В кры­ше десантного отделения имеется 4 люка, крышки которых открываются наружу и могут фиксировать­ся в вертикальном положении. Над проходом в сто­рону кормы выполнены два люка, крышки которых открываются наружу, и шаровая опора для установ­ки 7,62-мм пулемета.

В МТО в левой задней части корпуса установлен 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом D 3256 BTXF, развивающий мощность 282 л .с. (207 кВт) при 2200 об . / м ин, смонтированный в едином блоке с автомати­ческой гидромеханической трансмиссией. Коробка передач обеспечивает 6 передач переднего и 2 задне­го хода. Предусмотрено также ручное управление трансмиссией, а в последней — чисто механическая передача для работы в аварийном режиме. Силовой блок может быть снят двумя операторами (при нали­чии крана) менее чем за 30 мин. Машина — полно­приводная , в приводе используются межколесные и межосевые самоблокирующиеся дифференциалы.

Управляемыми являются только передние колеса. Подвеска машины индивидуальная со спиральными пружинами и мощными гидравлическими амортиза­торами. Используются гидропневматические приво­ды тормозов.

Машина оборудуется средствами радиосвязи, бук¬сирным приспособлением, двумя бензиновыми печа¬ми , системой ППО, двумя наружными багажниками («корзинами»). В возимый комплект входят шанцевый инструмент, ЗИП, телефон и переносная катушка с 1000 м провода к нему, два 50-литровых бака с питье¬вой водой. По требованию заказчика штатный дизель D3256 BTXF мощностью 282 л .с. может быть заменен на более мощный ( 315 л .с.) дизель ADE 407 Т 1 .

БМП « Ратель » 60 IFV отличается от FSV 90 вместимостью 11 человек (в десанте — 6 пехотинцев) и oc новным вооружением. В качестве последнего используется установленный в двухместной башне казнозарядный 60-мм миномет с боекомплектом от 38 до 45 фугасных, 3 дымовых и 3 осветительных мины. Предельная дальность стрельбы из миномета 1500 м . Слева от него смонтирован 7,62-мм пулемет. На люке наводчика и на опоре в правой задней части корпуса установлены 7,62-мм зенитные пулеметы.

БМП « Ратель » 20 имеет туже, что и « Ратель » 60 вместимость, но в башне установлены 20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм спаренный пулемет. Вращение башни и наводка оружия осуществляются вручную с помощью механического привода. Углы наведения в вертикальной плоскости — от — 8 до +38 град. Из пушки может вестись огонь бронебойными (эффективная дальность до 1000 м ), осколочными (до 2000 м ) и практическими снарядами производства южноафриканской компании « Армскор ». Два 7,62-мм пулемета могут устанавливаться на опоре в правой задней части корпуса и на люке наводчика.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса «МАРК» (СССР)

В семейство машин « Ратель » входят также созданные на той же базе командно-штабная машина с 12,7-мм пулеметом, самоходный ПТРК, самоходный 81-мм миномет, машина артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и машина тылового обеспечения. Последняя имеет восьмиколесный движитель (8×8).

« Ратель » FSV-90 кроме ЮАР состоит на вооружении также в Марокко.

В боевых условиях бронеавтомобили « Ратель » зарекомендовали себя как надежные средства перевозки пехоты и оказания огневой поддержки. Машины, вооруженные 90-мм пушками часто использовались в роли самоходно-артиллерийских установок и истребителей танков. Так в ходе напряженных боев на юго-востоке Анголы осенью 1987 г . бронеавтомобили « Ратель » FSV-90 уничтожили несколько танков Т-54. В то же время, и ЮАРовские части несли чувствительные потери от подразделений Народной армии Анголы, в которой было немало советских и кубинских военнослужащих. В боях за переправы на реке Ломба 13-14 сентября 1987 г . было уничтожено четыре БМП « Ратель ».

Подорвавшаяся на мине машина огневой поддержки « Ратель » 90 (фото Salut )

БМП « Ратель » 20 со старым флагом ЮАР в ходе одной из боевых операций

БМП « Ратель » 20 в ходе в ходе одной из боевых операций

Фото интерьера БМП « Ратель »

БМП « Ратель » 23х2 вооружен боевым модулем БАУ-23х2, который имеет массу не более 1 тонны, что позволяет устанавливать его на легкую бронетехнику массой от 6 тонн. КП ХКБМ им. А.А. Морозова испытала его на шасси украинского бронетранспортера БТР-70 и на южно-африканском бронетранспортере RATEL.

К основным достоинствам модуля относятся низкая масса, доступная стоимость, высокая защищенность стрелка. При этом обеспечивается высокая огневая мощь.

БМП « Ратель » с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

Фото интерьера БМП « Ратель » с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

Модификации:
«Ратель-60» (установлена башня с 60-мм миномётом)
« Ратель » FSV-90 (установлена башня с 90-мм орудием)
« Ратель »- командно-штабная машина
Зарубежные модификации:

« Ратель » с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ
Машины созданные на базе « Ратель »:
« Ратель »- БРЭМ
«Ратель-81/120» (81-мм или 120-мм самоходный миномёт)
« Ратель » ZT-2/3 (самоходный ПТРК «Свифт»)
« Ратель-MCL » (самоходный ПТРК)
« Ратель »-машина разведки и целеуказания
« Ратель »-вспомогательная машина (8х8)
155-мм САУ G-6 « Рино »

« Ратель » с ПТРК ZT-3 (фото Armscor )

Использована информация с сайтов:

http :// www . kitparade . com / features 00/ ratelwm _1. htm

«Современная колёсная бронетехника», М.Никольский, В.Ильин, 1999 г .

Проект бронированной транспортной машины Ratel Logistic (ЮАР)

С конца семидесятых годов вооруженные силы ЮАР активно эксплуатируют бронетехнику семейства Ratel. Изначально на вооружение была принята боевая машина пехоты, в дальнейшем ставшая базовой модификацией для новой техники. Позже были созданы несколько других боевых машин с различным вооружением и специальным оборудованием. Часть этой техники до сих пор состоит на вооружении. В середине восьмидесятых годов была предпринята попытка «научить» бронемашину Ratel перевозить грузы.

Южноафриканский театр военных действий имеет ряд характерных особенностей, обусловленных особенностями ландшафта и климата. Все эти специфические факторы затрудняют боевую работу войск. Для эффективного ведения боев войска нуждаются в своевременном подвозе боеприпасов, топлива, провизии и питьевой воды. Кроме того, высока вероятность устройства засад и минирования дорог, используемых в войсковой логистике. Все это предъявляет специфические требования к технике, которую планируется использовать для снабжения войск.

Работая над дальнейшим развитием проекта «Ратель», южноафриканская компания Sandock-Austral предложила свой вариант защищенной транспортной машины, которая могла бы использоваться для снабжения войск всеми необходимыми ресурсами. Для упрощения производства такой техники, которое могло быть затруднено в связи с ограниченными возможностями промышленности, было решено строить новую транспортную машину на основе БМП Ratel.

Выбор такого шасси позволял решить целый ряд основных вопросов. Формируя облик перспективной транспортной машины, южноафриканские специалисты пришли к выводу о необходимости обеспечения некоторых специфических возможностей. Так, опыт недавних вооруженных конфликтов показывал необходимость защиты машины от стрелкового оружия и мин. Кроме того, следовало оснастить машину средствами погрузки и разгрузки. Также было предложено перевозить грузы в стандартных контейнерах, которые можно было бы устанавливать на грузовую площадку машины.

По результатам предварительных обсуждений и исследований был сформирован общий облик транспортной машины, в дальнейшем получившей название Ratel Logistic. Предлагалось построить бронемашину, основанную на агрегатах базовой БМП «Ратель», но имеющую некоторые отличия. Так, на месте боевого и десантного отделений должна была располагаться крупная грузовая площадка. На ней следовало перевозить стандартные контейнеры с любыми необходимыми грузами. Для облегчения выполнения поставленных задач машину предложили оснастить собственным подъемным краном. Также в состав специального оборудования могли быть включены несколько цистерн для перевозки топлива или воды.

Машина Ratel Logistic строилась на основе существующих агрегатов, но для выполнения специфических задач пришлось серьезно изменить конструкцию базового шасси. Передняя часть корпуса с отделением управления была без серьезных изменений заимствована у базовой БМП. Позади кабины имелась новая секция с грузовой платформой и элементами ходовой части. Моторное отделение, как и ранее, располагалось в кормовой части корпуса. В случае с логистической машиной двигатель располагался не внутри общего бронекорпуса, а в отдельном отсеке позади грузовой платформы.

Точные сведения о конструкции корпуса и его уровне защиты отсутствуют. Тем не менее, использование готовых агрегатов от существующей боевой машины пехоты позволяет предположить, что в конструкции бронекорпуса использовались листы толщиной до 20 мм. В таком случае корпус мог защищать экипаж и внутренние агрегаты машины от пуль стрелкового оружия при обстреле с любого направления. Лобовая проекция, с вою очередь, могла защищать от снарядов малокалиберных пушек. Корпус логистической машины сохранил специальную V-образную конструкцию, в определенной мере защищавшую экипаж и грузы от воздействия мин. Подобная конструкция позволяла перенаправить часть ударной волны вверх и в стороны, снизив влияние на внутренние объемы машины.

Для обеспечения приемлемых показателей грузоподъемности было решено изменить конструкцию ходовой части. Базовая БМП «Ратель» имела колесную формулу 6х6 с увеличенным зазором между первой и второй осью. Транспортная машина сохранила переднюю ось базовой конструкции, расположенную под отделением управления, но при этом получила дополнительную пару колес позади нее. Такое нововведение позволило увеличить базу шасси, общую длину машины и размеры грузовой площадки. Кроме того, удалось в определенной мере сократить удельную нагрузку на грунт, распределив ее по восьми колесам.

Экипаж из трех человек располагался в передней кабине. Водитель мог следить за обстановкой при помощи характерного трехпанельного остекления с трапециевидными стеклами. На случай обстрела предусматривались три поднимаемые броневые шторки, закрывающие стекла, после чего следить за дорогой приходилось через узкие смотровые щели. Для удобства и безопасности вождения по бокам верхней лобовой детали корпуса предусматривались зеркала заднего вида. На рабочем месте водителя имелся набор всех необходимых приборов и органов управления.

Читать еще:  Баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87 «Skybolt» (США)

Позади водителя располагались командир, также выполнявший функции радиста, и стрелок. На верхнем люке стрелка предусматривалась турель для установки пулемета или автоматического гранатомета. Для защиты от нападения экипаж мог использовать пулемет винтовочного калибра или крупнокалиберное оружие доступного типа. Для посадки и высадки экипаж мог использовать люки в крыше или двери в бортах корпуса, расположенные по бокам от рабочих мест командира и стрелка. Для улучшения обзора в этих дверях предусматривались небольшие окна с бронестеклами, под которыми имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.

В кормовой части корпуса установили дизельный двигатель Detroit Diesel 8V71T мощностью 345 л.с. американского производства. По другим данным, машина Ratel Logistic получила дизель ADE 423T мощностью 430 л.с. Трансмиссию для шасси 8х8 разработали на основе агрегатов базовой боевой машиной пехоты, внеся некоторые изменения, связанные с введением в ходовую часть дополнительной пары колес. Также была доработана система рулевого управления. Машина должна была маневрировать с помощью двух передних осей. Для сохранения приемлемого запаса хода объем собственного топливного бака был увеличен до 560 л с исходных 430 л.

Подразумевалось, что транспортная машина Ratel Logistic сможет не только доставлять припасы воюющим подразделениям, но и сопровождать их в течение некоторого времени. Для этого следовало обеспечить возможность перевозки боеприпасов, провизии, питьевой воды и топлива. С учетом подобных требований формировался облик целевого оборудования машины. В результате удалось нагрузить новую транспортную машину так, что она могла бы в течение 1-2 недель работать на удалении до 2000 км от базы, постоянно снабжая войска необходимыми ресурсами.

В центральной части корпуса, непосредственно под грузовой платформой, поместили дополнительный топливный бак объемом 2000 л и емкость для воды на 500 л. В передней части грузовой платформы имелись крепления для двух запасных колес. За счет унификации ходовой части эти колеса могли использоваться для ремонта транспортной машиной или другой боевой техники семейства «Ратель». В центральной части платформы находился дизельный генератор и отсек для перевозки различных инструментов. Кроме того, справа от генератора располагались крепления для третьего запасного колеса.

Наполнять внутренние баки предлагалось при помощи насосов с гидравлическими приводами. Конструкция топливной системы позволяла заправлять собственный и дополнительный топливные баки из любых имеющихся емкостей и без использования сторонних средств. Кроме того, машина Ratel Logistic могла самостоятельно заправлять другую технику, одновременно подавая топливо двум машинам. В случае поломки насосов экипажу пришлось бы использовать помпы с ручным приводом.

Баки для жидких грузов размещались внутри бронированного корпуса машины, а на грузовой площадке предлагалось перевозить контейнеры с любыми иными припасами. Во избежание проблем с упаковкой и погрузкой было решено помещать все грузы в универсальные металлические контейнеры. Эти изделия имели основание размером 1,2х1,2 м и стенки высотой 1 м. В такие контейнеры можно было укладывать любые необходимые грузы, от ящиков с боеприпасами или запчастей до провизии и баков с питьевой водой на 800 л.

Каждая машина Ratel Logistic могла перевозить по шесть таких контейнеров, в три ряда по два. В некоторых источниках утверждается, что на грузовой площадке умещалось девять контейнеров, но их размеры и габариты самой машины явно говорят о невозможности подобной полезной нагрузки. Во избежание потери груза контейнеры и запасные колеса закреплялись на своих местах при помощи нескольких строп, перекинутых через них. Для использования такого крепежа на бортах корпуса, под грузовой площадкой, имелись специальные проушины.

Необходимость длительной работы на удалении от базы привела к необходимости оснащения транспортной машины собственными средствами погрузки и разгрузки. На крыше кормового моторного отсека установили опорную поворотную платформу небольшого подъемного крана. Стрела крана грузоподъемностью около 4,6 т в походном положении укладывалась вперед вдоль корпуса. При помощи крана экипаж мог самостоятельно ставить контейнеры на грузовую площадку или, наоборот, опускать их на землю. Таким образом, обеспечивалась максимальная автономность работы.

Добавление четвертой оси привело к заметному увеличению длины машины в сравнении с базовой БМП. Длина транспортной машины Ratel Logistic составляла 8,74 м (7,2 у базовой трехосной), ширина осталась на уровне 2,7 м, высота по крыше корпуса не превышала 2,5 м. Контейнеры и кран, в свою очередь, немного увеличивали габариты машины. Снаряженный вес машины достигал 18 т, полный (с контейнерами, топливом и водой) – 29 т.

При удельной мощности не менее 15-15,5 л.с. на тонну новая логистическая машина на шоссе могла развивать скорость до 86 км/ч. Собственный бак позволял преодолеть на одной заправке до 760 км. Нетрудно заметить, что по основным ходовым характеристикам транспортная машина проигрывала базовой боевой. Для сравнения, БМП Ratel развивала скорость до 105 км/ч, а ее запас хода составлял 1000 км.

По некоторым данным, компания-разработчик изначально представила с машиной Ratel Logistic только простые незащищенные контейнеры. В дальнейшем можно было создать бронированные контейнеры для перевозки боеприпасов, контейнеры-холодильники для провизии и другие изделия специального назначения. Тем не менее, к моменту начала испытания были готовы только обычные контейнеры без защиты.

В середине восьмидесятых годов компания Sandock-Austral построила и передала на испытания два прототипа транспортной машины Ratel Logistic. За время испытаний эта техника показала свои высокие характеристики, а также подтвердила возможность перевозки грузов и непосредственного сопровождения войск на удалении от баз с одновременным снабжением всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от интенсивности боевых действий транспортные машины могли бы оставаться при подразделении сухопутных войск в течение некоторого времени или курсировать между базой и фронтом, постоянно подвозя новые припасы и позволяя войскам удерживать свои позиции. Таким образом, обеспечивалась достаточно большая гибкость применения в сравнении с существующей техникой. Кроме того, экипаж и агрегаты машины были защищены от обстрела и мин.

Два прототипа транспортной машины Ratel Logistic успешно прошли испытания, однако на этом история проекта закончилась. Командование вооруженных сил ЮАР ознакомилось с этой техникой, но не стало инициировать ее серийное производство. При всех своих преимуществах, предложенная бронемашина была слишком сложной и дорогой. К этому времени компания SAMIL освоила производство грузовика SAMIL 100 Kwêvoël, которые активно использовались в армии в качестве основного средства перевозки грузов. Они не имели необходимой защиты и не отличались большей грузоподъемностью, но были значительно дешевле.

В результате военные решили продолжать закупки и эксплуатацию имеющихся грузовиков, но не заказывать строительство транспортных машин Ratel Logistic. Оба построенных прототипа вернулись на завод-изготовитель. Точная их судьба неизвестна. По некоторым данным, как минимум одна из опытных машин дожила до наших дней и сейчас находится в одном из южноафриканских музеев. Информация о второй машине отсутствует.

Читать еще:  Ранцевый огнемет XMATTER X15

Бронеавтомобиль FSV 90 Ratel

В середине 70-х годов военной промышленностью ЮАР была разработана бронированная колесная машина «Ратель» (барсук), прототип был построен в 1974 году. Машина предназначалась для замены устаревших БТР «Сарацин». Характеристики бронеавтомобиля позволяют выполнять широкий круг боевых задач в условиях пустынь, полупустынь и саванн юга Африки на значительном удалении от ремонтно-технических баз.

Корпус машины сварной, из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту в кормовой части и с бортов от пуль калибра 7,62 мм, в лобовой — от пуль калибра 12,7 мм (толщина бронелистов в лобовой части 20 мм). В бортах корпуса имеются две больших открывающихся вперед двери, еще одна дверь находится в кормовом листе. Во всех дверях есть амбразуры для стрельбы из личного оружия, сблокированные с наблюдательными приборами, еще по три амбразуры расположены в бортах корпуса.

Водитель размещается в передней части по оси машины, оп имеет сектор обзора 1 80°, в окнах установлены пуленепробиваемые стекла, которые могут быть прикрыты бронезаслонками. За местом водителя на крыше корпуса монтируется башня с основным вооружением БТР. Среднюю часть корпуса занимает десантное отделение, солдаты в нем распологаются на двух скамьях спина к спине, лицом к бортам корпуса.

Бронеавтомобиль оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем непосредственного впрыска D-3256 BTXF с тур- бопаддувом мощностью 282 л. с. Коробка передач автоматическая шестискоростная (пять скоростей для движения вперед, одна — назад). Моторно-трансмиссионное отделение расположено в задней части корпуса справа.

Все шесть колес ведущие. Подвеска колес независимая, пружинного типа с гидроамортизаторами.

Бронированные колесные машины «Ратель» выпускались на заводе в г. Бенони с 1978 года по 1987 год. После 1987 года строились ограниченные партии машин для восполнения потерь и на экспорт. Всего было построено более 1400 бронеавтомобилей. БТР «Ратель» состоят на вооружении сухопутных войск ЮАР и Марокко.

Бронетранспортеры «Ратель» и машины на их базе примимали широкое участие в боевых действиях в Анголе, в ходе которых регулярные части армии ЮАР поддерживали полупартизанские формирования УНИТА сепаратистов Жонаса Савим- би. Обычно для действий на большом удалении от мест базирования формировались маневренные группы (а некоторые подразделения вооруженных сил ЮАР представляли собой не что иное, как комбинированные мобильные группы). К примеру, в 1979 году был сформирован 61-й механизированный батальон. В его состав входили: штаб; две роты мотопехоты на БТР «Ратель» 20/90; разведрота, тоже оснащенная БТР «Ратель»; танковая рота , вооруженная танками «Олифант»; артиллерийская батарея; рота материального обеспечения и обслуживания, оснащенная БРЭМ «Ратель» и медико-санитарная часть. Батальон принимал участия в операциях «Джули» в марте 1978 г. (за год до своего официального «признания»), «Ринди» в июне 1980 г, «Протеа» в сентябре 1981 г., «Дэйзи» в ноябре 1981 г, «Аска- ри» в декабре 1983 г., в боевых действиях осенью 1986 года.

Противотанковый бронеавтомобиль «Ратель» с ПТУР «Свифт»

В боевых условиях бронеавтомобили «Ратель» зарекомендовали себя как надежные средства перевозки пехоты и оказания огневой поддержки. Машины, вооруженные 90-мм пушками часто использовались в роли самоходно-артиллерийских установок и истребителей танков. Так в ходе напряженных боев на юго-востоке Анголы осенью 1987 г. бронеавтомобили «Ратель» FSV-90 уничтожили несколько танков Т-54. В то же время, и ЮАРовские части несли чувствительные потери от подразделений Народной армии Анголы, в которой было немало советских и кубинских военнослужащих. В боях за переправы на реке Ломба 13-14 сентября 1987 г. было уничтожено четыре БТР «Ратель».

Известны следующие модификации бронеавтомобиля:

Бронетранспортер, предназначенный для перевозки пехотного отделения из восьми солдат. Экипаж БТР — три человека (не считая десанта): командир, водитель, стрелок. В передней части корпуса установлена двухместная башня с 20-мм автоматической пушкой F2 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В кормовой части на крыше корпуса установлен 7,62-мм пулемет на турели. Боезапас к пушке 1200 снарядов, к пулеметам — 6000 патронов. На всех вариантах башен по бортам устанавливаются по два дымовых гранатомета.

Компоновка машины аналогична БТР «Ратель» 20, но вместо башни с 20-мм пушкой установлена башня с 60-мм минометом, а на крыше башни смонтирован третий пулемет винтовочного калибра. Углы возвышения башенного оружия от -10° до +76°. Минимальная дальность стрельбы из миномета — 30 м, максимальная — 1500 м. Боезапас к миномету 45 мин. Экипаж машины — три человека, десант — 10 солдат.

Бронеавтомобилям «Эланд», вооруженным 90-мм пушками, в ходе рейдов на территорию Анголы отводились задачи ведения глубокой разведки, охраны флангов и борьбы с танками. Опыт боевых действий показал, что их пушки могут успешно бороться с Т-54/55, в то время как проходимость самого бронеавтомобиля уступает проходимости БТР «Ратель». В бронированной колесной машине огневой поддержки «Ратель» FSV 90 (Fire Support Vehicle) совместили ходовую часть БТР и трехместную башню, вооруженную пушкой калибра 90 мм БРМ «Эланд». Начальная скорость снаряда 90-мм пушки — 750 м/с, 29 снарядов к пушке размещаются в башне, еще сорок — в десантном отделении. В случае размещения боекомплекта в корпусе, количество перевозимых солдат уменьшается с восьми до семи. Пулеметное вооружение такое же, как и у БТР «Ратель» 60.

Вспомогательная машина «Ратель» 8×8

БТР «Ратель» FSV 90

Внешне отличается от других вариантов БТР «Ратель» двухместной башней, вооруженной спаренными 12,7-мм 7,62-мм пулеметами. Экипаж машины — 11 человек.

В передней части корпуса БТР установлен кран для эвакуации поврежденной боевой техники.

В десантном отделении БТР установлен миномет, огонь ведется через люк в крыше корпуса. Машины вооружались 81- мм и 120-мм минометами.

На корпусе БТР вместо орудийной башни установлена вращающаяся пусковая установка ПТУР ZT-2/3 «Свифт». Сухопутным войскам ЮАР поставлено более 60 бронеавтомобилей- носителей ПТУР ZT-2 и 27 машин, вооруженных ПТУР ZT-3.

МАШИНА РАЗВЕДКИ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ

На крыше корпуса машины смонтирована 12-м складная мачта с датчиками первичной информации, входящих в состав круглосуточной системы разведки и целеуказания «Игл Ай». Дальность действия системы достигает 20 км. В ее состав входит аппаратура передачи данных на огневые позиции артиллерии и командные пункты. Вооружение — 12,7-мм пулемет для самообороны.

Технические характеристики «Ратель»20

Колесная формула 6×6

Боевая масса, кг 18.500

Масса пустого, кг 16.500

Высота по крыше корпуса, м 2,11

Высота габаритная, м 2,92

Колесная база, м 2,81/1,4

Дорожный просвет, м 0,34

Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 105

по бездорожью 400

Емкость топливного бака, л 430

глубина брода, м 1,2

высота стенки, м 0,6

ширина траншеи, м 1,1

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ МАШИНА «РАТЕЛЬ» 8X8

Транспортная машина «Ратель» 8×8 разработана в качестве машины поддержки и снабжения БТР «Ратель», действующих в отрыве от баз, Машина имеет восемь ведущих колес, в средней части оборудована открытая платформа для перевозки контейнеров с грузом, в задней — установлен гидравлический кран. Грузоподъемность 10 т. Вооружение 7,62-мм пулемет. Один автомобиль способен обеспечивать боевые действия взвода из четырех БТР в течении семи суток. Опытный экземпляр демонстрировался на международной военной выcтавке в Греции в 1981 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector