0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортер БТР-50П (СССР)

Бронетранспортер БТР-50

Бронетранспортер БТР-50, вид сбоку

История создания бронетранспортера БТР-50

Дав задание на проектирование легкого плавающего танка ПТ-76 способного с ходу форсировать водные преграды в 1946 году, правительство СССР не забыло и о паре для этой машины — унифицированном с ним бронетранспортере («объект 750») для перевозки пехоты, БТР-50. Если танк в соответствии с техническим зданием должен был иметь 76-мм пушку и перевозить на броне до 20 пехотинцев в полном снаряжении, БТР должен был быть способен обеспечить переправу 25 человек или одной единицы тяжелого вооружения, такой как 76-мм пушка или 120 мм миномет с расчетом и боекомплектом.

Проектирование бронетранспортера БТР-50

Первоначально разработку новой техники возложили на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), однако представленные в 1948 г. на испытания опытные образцы ПТ-76 и БТР-50 их не выдержали. В 1949 г. создание плавающих легкого танка и БТР было поручено конструкторским коллективом ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург) и КБ Челябинского тракторного завода.

Общее руководство работами осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники Ж.Я. Котин (самоходка ИСУ-152), ведущим конструктором проекта стал Н.Ф. Шамшурин, работами челябинского КБ по отработке документации возглавил А.С. Ермолаев.

Создание плавающего бронетранспортера проводилось с учетом конструкторских наработок и широким использованием узлов и механизмов плавающего танка. Специально для БТР проектировались погрузочное устройство и въездная аппарель для тяжелой техники.

Уже к апрелю 1950 г. был изготовлен первый опытный образец плавающего БТР «объект 750». В июле того же года состоялись его заводские испытания. В сентябре 1950 г. два экземпляра БТР были представлены на государственные испытания, и хотя первая попытка была новой машине не засчитана, в августе следующего, 1951 года, БТР полностью прошел их, и в октябре 1952 г. был рекомендован к производству.

Серийное производство БТР-50 было организовано в 1954 году на Сталинградском тракторном заводе и продолжалось до 1969 года. В отличие от прототипа, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК, серийный образец комплектовался 7,62-мм пулеметом СГМБ. Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций.

Постановлением Совета Министров СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением БТР-50П («П» — плавающий).

Производство и модификации БТР-50

Схематический чертеж бронетранспортера БТР-50

БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР

БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2

БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом

БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина

БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина

БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина

БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1) обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.

БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке

БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4

ОТ-62 «Topaz» — модернизация БТР-50 заводом им. Малышева в 2010 году.Предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.

TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)

БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)

БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия)

Пингвин («объект 209») — антарктический вездеход;

БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации БТР-50. Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.

БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК предназначенная на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.

БТР-50ПМ — индонезийская модернизация с двигателем мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

Бронетранспортер БТР-50П (СССР)

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. — 672 с.: ил.

Бронетранспортер БТР-50П предназначался для перевозки и переправы личного состава мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огнево­го воздействия противника. Он был разработан совместно кон­структорами ВНИИ-100, завода «Красное Сормово» и Челя­бинского Кировского завода под общим руководством Ж. Я. Ко­тина на основании Постановления СМ СССР от 15 августа 1949 г . Технический проект бронетранспортера, получившего обозначение «Объект 271» был разработан досрочно к 1 сентяб­ря 1949 г . В октябре 1949 г . в связи с переводом проектных ра­бот по легкому плавающему танку и БТР из Ленинграда в Че­лябинск изменилось и их заводское обозначение. Базовой ма­шиной для разработки бронетранспортера, получившего обо­значение «Объект 750», являлся легкий плавающий танк ПТ-76 («Объект 740»).

Читать еще:  Авиационная кассетная бомба DAACM (США)

Боевая масса — 14,3 т; экипаж — 2 чел., десант — 20 чел.; броневая защита — противопульная; мощность дизеля — 176 кВт ( 240 л .с.); максимальная скорость: на суше — 44 км/ч , на плаву — 10 км/ч .

Первый опытный образец БТР был изготовлен в конце апреля 1950 г . По результатам заводских испытаний (26 апреля — 11 июня 1950 г .) заводом была отработана техническая документация и в июле 1950 г . были изготовлены два опытных образца БТР «Объект 750». В III-IV кварталах 1950 г . были про­ведены государственные испытания этих машин. Еще два опыт­ных образца БТР «Объект 750», доработанных по результатам государственных испытаний, были изготовлены на ЧКЗ в III квартале 1951 г . в соответствии с Постановлением СМ СССР от 3 августа 1951 г . В 1952 г . два опытных образца БТР «Объект 750» прошли войсковые испытания. Была отмечена неудовле­творительная кучность боя 12,7-мм пулемета ДШК, недоста­точная прочность волноотражательного щитка, самопроизволь­ное срабатывание системы ППО. После доработки, опытные об­разцы осенью 1953 г . прошли контрольные испытания в объеме 1500 км пробега.

Окончательную доработку чертежно-техниче­ской документации и представление предложений в СМ СССР о принятии на вооружение Советской Армии бронетранспорте­ра БТР-50П осуществляло особое КБ тяжелых танков ЛКЗ, со­зданное в октябре 1951 г . На вооружение БТР-50П был принят приказом министра обороны СССР в 1954 г . Постановлением СМ СССР от 22 ноября 1950 г . организация серийного произ­водства БТР-50П была поручена СТЗ. Серийное производство машины осуществлялось на этом заводе в 1952-1954 гг. С воо­ружения Советской Армии бронетранспортер был снят в 1993 г .

Бронетранспортер БТР-50П представлял собой боевую пла­вающую гусеничную машину без стационарно установленного оружия, с противопульной броней и дизелем, расположенным вдоль продольной оси корпуса машины. Схема общей компо­новки была выполнена с передним расположением отделения управления, средним размещением десантного отделения и кормовым распЬложением МТО. Боевой расчет состоял из двух членов экипажа (командир и механик-водитель) и 20 чле­нов десанта. В отделении управления слева было расположено рабочее место командира машины, по центру — механика-води­теля и справа — командира десанта. Рабочее место командира машины было оборудовано тремя призменными приборами ТНП. Приборы устанавливались в шахты, располагавшиеся в основании люка командира.

В боевой обстановке механик-во­дитель вел наблюдение за местностью через призменные прибо­ры ТНП. Один прибор был установлен в шахте, расположенной в крышке люка, а еще три — под люком механика-водителя. Наблюдение из бронетранспортера командир десанта вел через прибор МК-4, расположенный справа от люка механика-води­теля. В открытом сверху десантном отделении располагались сиденья для десанта. От воздействия атмосферных осадков оби­таемые отделения БТР закрывались сверху съемным тентом. В бронетранспортере БТР-50П также имелись 26-мм сигналь­ный пистолет с сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1.

Водоизмещающий броневой корпус БТР был сварен из стальных листов толщиной 4, 6, 8 и 10 мм . Тушение пожара осуществлялось с помощью автоматической системы ППО или двух ручных огнетушителей.

Первый опытный образец бронетранспортера «Объект 750».

Доработанный опытный образец бронетранспортера «Объект 750».

Опытный образец бронетранспортера «Объект 750» на плаву.

Опытный образец бронетранспортера «Объект 750» вид сзади.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как на танке ПТ-76. Машина имела высокие водо­ходные качества (запас плавучести, остойчивость, ходкость, ма­невренность и живучесть) и поэтому поступала также на уком­плектование частей и подразделений морской пехоты.

На крыше МТО были закреплены откидные аппарели для погрузки одной из артиллерийских систем (57-мм пушки, 76-мм, 85-мм пушки или 120-мм миномета) или автомобиля ГАЗ-67. Машина была оборудована специальным погрузочным устройством, в состав которого входили аппарели и лебедка тяговым усилием 1500 кгс и отбором мощности от дизеля В-6В.

При необходимости из погруженной на бронетранспортер и закрепленной по-боевому пушки калибром до 85 мм включи­тельно можно было вести огонь при движении на плаву. В этом случае сектора ведения стрельбы были ограничены от -1 до +12° по вертикали и от -10 до +10° по горизонтали. При стрельбе эки­паж и расчет орудия должны были находиться в десантном от­делении за щитом пушки.

Для внешней связи использовалась радиостанция 10 РТ-26Э, для внутренней связи — танковое переговорное уст­ройство ТПУ-47.

На базе бронетранспортера БТР-50П были изготовлены зе­нитные самоходные установки ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4, антарктиче­ские вездеходы «Пингвин» («Объект 209») и «Объект 210» (1958-1959 гг.).

С 1954 г . в войска стал поступать бронетранспортер БТР-50ПА, который отличался от БТР-50П установкой сверху на основание командирского люка турели с 14,5-мм пулеметом КПВТ для ведения стрельбы по наземным и воздушным целям. Боекомплект к пулемету составлял 500 патронов.

Бронетранспортер БТР-50ПК предназначался для перевоз­ки и переправы мотострелкового подразделения или различных военных грузов массой до 2 т. Он разрабатывался на базе броне­транспортера БТР-50П в 1957-1958 гг. и имел обозначение «Объект 750 ПК». БТР был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 27 октября 1958 г . и в 1959 г . было организовано его серийное производство на Сталинградском тракторном заводе.

Основным отличием бронетранспортера БТР-50ПК от БТР-50П являлась броневая крыша, введенная для защищенно­сти боевого расчета от светового излучения, радиоактивной пы­ли ядерного взрыва, а также от осколков снарядов и мин. В бро­невой крыше имелись два люка — передний и задний. Передний люк располагался над рабочими местами механика-водителя и командира десанта и закрывался броневой крышкой. Задний люк находился над десантным отделением и закрывался двумя броневыми крышками. При движении бронетранспортера с полностью закрытыми крышками люков подача воздуха в де­сантное отделение производилась нагнетателем. На стоянке при неработающем двигателе машины для проветривания оби­таемых отделений включался вытяжной вентилятор.

Читать еще:  Опытный штурмовик Scaled Composites ARES (США)

Оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пулемет СГМБ (с 1968 г . — ПКБ). В комплект машины также входили 26-мм сигнальный пистолет СПШ и 20 ручных гранат Ф-1.

Пулемет СГМБ устанавливался с помощью вертлюжного станка на одной из двух направляющих планок. Передняя план­ка располагалась на П-образной балке десантного отделения, задняя — на откидывавшемся листе кормовой стенки десантно­го отделения.

Установка пушки при погрузке на БТР.

Рабочее положение погрузочного устройства бронетранспортера БТР-50П:

1 — рычаги управления лебедкой; 2, 10 — продольные балки;

3 — поперечная балка; 4 — лебедка; 5, 7 — ролики; 6, 9 — аппарели;

8 — вспомогательная тележка; 11 — боковые растяжки; 12 — опорная стойка.

Боевая масса — 14,2 т; экипаж — 2 чел., десант — 20 чел.; броневая защита — противопульная; оружие: пулемет — 7,62 мм ; мощность дизеля — 176 кВт ( 240 л .с.); максимальная скорость: на суше — 44 км/ч , на плаву — 10 км/ч .

Бронетранспортер БТР-50ПК. Вид сверху:

1 — волноотражательный щит; 2 — защитный кожух нагнетателя; 3 — крышка переднего люка; 4,5- крышка заднего люка; 6 — защитный кожух вытяжного вентилятора; 7 — крышка люка над топливным баком; 8 — крышка люка над силовой перегородкой; 9 — крюк для буксировки; 10- заслонка водомета; 11 — крышка люка над двигателем; 12 — крышка люка командира БТР; 13 — крышка люка механика-водителя.

Бронетранспортер БТР-50ПК. Продольный разрез

Бронетранспортер был оборудован системой ПАЗ, прибо­рами ночного видения, гирополукомпасом, радиостанцией, танковым переговорным устройством и термодымовой аппа­ратурой ТДА.

На базе БТР-50ПК были созданы и приняты на вооружение машина управления БТР-50ПУ (и ее модификации по средст­вам связи — командно-штабные машины БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1), а также самоходная установка разминирова­ния УР-67 и машина технической помощи МТП-1.

Бронетранспортер БТР-50ПК с некоторыми конструктив­ными изменениями производился по лицензии и состоял на вооружении армий Чехословакии (ОТ-62), Польши (TOPAS) и Китая (БТР «77»).

БТР-50П. По земле и по воде

«Боевые автобусы». Бронетранспортёр БТР-50П во многом стал уникальной боевой машиной. Помимо того, что это был первый отечественный гусеничный бронетранспортёр, БТР-50 был еще и плавающим. Здесь в полной мере сказалась его родословная. Данная модель была создана на базе легкого плавающего танка ПТ-76. Помимо десантников, БТР мог спокойно перевозить по воде до двух тонн грузов, в том числе минометы и артиллерийские установки калибра до 85-мм включительно, причем огонь по противнику из орудия можно было вести прямо в процессе транспортировки.

История создания гусеничного плавающего бронетранспортёра БТР-50П

Выданное ГБТУ тактико-техническое задание сразу же предусматривало создание двух новых боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортёра на его базе с максимально возможной унификацией узлов и агрегатов конструкции. Новый советский БТР создавался совместно конструкторами ВНИИ-100 (Ленинград), Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и завода «Красное Сормово», общее руководство над проектом осуществлял известный советский танковый конструктор Ж. Я. Котин. К работам по созданию новых боевых машин в СССР приступили 15 августа 1949 года, а технический проект нового бронетранспортёра был готов уже 1 сентября 1949 года. В том же году проектные работы по созданию легкого плавающего танка и гусеничного БТР были перенесены в Челябинск, где проекты получили обозначения «Объект 740» (будущий ПТ-76) и «Объект 750» (будущий БТР-50П).

С самого начала работ перед советскими конструкторами стояла задача – создать гусеничный плавающий бронетранспортёр, предназначенный для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений Советской Армии, а также разных военных грузов, в том числе артиллерийских орудий и легкой колесной техники в условиях возможного огневого противодействия со стороны вероятного противника. Работы над танком и БТР велись параллельно, но бронетранспортёр создавался с некоторым отставанием от графика. Такая задержка обосновывалась отработкой большого количества конструкторских решений, к примеру водометного движителя, сначала на легком плавающем танке ПТ-76. Именно успешные испытания ПТ-76 вселяли в конструкторов уверенность в то, что и работы по созданию БТР будут завершены столь же удачным образом.

Одним из требований технического задания при создании новой боевой машины была перевозка двух тонн различных грузов вплоть до дивизионной артиллерии и внедорожника ГАЗ-69. Работая над решением этой задачи, конструкторы столкнулись с трудностями при выборе погрузочного устройства. Рассматривались два основных варианта: крановая установка с электроприводом и лебедка с приводом от основного двигателя бронетранспортёра с погрузкой по откидным аппарелям. В ходе работ от варианта с краном отказались по причине чрезмерной конструкторской и эксплуатационной сложностью данного решения.

Интересным фактом является то, что уже во время испытаний нового гусеничного БТР конструкторы по собственной инициативе провели стрельбы на суше и на плаву из перевозимых артиллерийских систем: противотанковой 57-мм пушки ЗИС-2 и даже 85-мм пушки Д-44. Проведение подобных испытаний техническими заданиями от военных не предусматривалось, единственным требованием была транспортировка дивизионной артиллерии. На удивление многих данные стрельбы прошли успешно и не привели к поломкам в ходовой части бронетранспортёра и каким-либо происшествиям. Более того, запаса плавучести машины оказалось вполне достаточно и для ведения огня из перевозимого орудия без затопления или опрокидывания БТР, что только подтверждало очень высокие амфибийные возможности новых машин.

Первый опытный образец гусеничного бронетранспортёра был готов к концу апреля 1950 года, с 26 апреля по 11 июня того же года БТР проходил заводские испытания. Проведенные испытания позволили скорректировать техническую документацию на новую боевую машину, уже в июле было готово два новых опытных образца «Объекта 750», государственные испытания которых велись во второй половине 1950 года. По результатам госиспытаний машину в очередной раз доработали, и в третьем квартале 1951 года ЧКЗ представил на испытания еще два опытных образца, которые в следующем году прошли стадию войсковых испытаний. Военные отметили недостаточную прочность конструкции волноотражательного щитка, неудовлетворительную кучность боя штатного вооружения – крупнокалиберного 12,7-мм пулемета ДШК, а также случаи самопроизвольного срабатывания противопожарного оборудования. После устранения всех указанных военными недостатков и доработки БТР прошли осенью 1953 года контрольные испытания, преодолев в совокупности 1,5 тысячи километров. В апреле следующего года новый бронетранспортёр был официально принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР под обозначением БТР-50П.

Читать еще:  Наземная система минирования MiWS «Scorpion» (Германия)

Новая советская боевая машина была уникальной по многим своим характеристикам и представляла собой полностью отечественную разработку, которая создавалась без оглядки на иностранные образцы подобной техники. Более того, плавающий танк ПТ-76 с мощным артиллерийским вооружением, на шасси которого и создавался БТР-50П, был единственной в своем роде машиной. Во многом созданию подобной техники помог большой опыт по разработке легких плавающих танков, который был накоплен в СССР еще перед Второй мировой войной.

Технические особенности бронетранспортёра БТР-50П

Первый советский гусеничный бронетранспортёр представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортёра изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны. Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса. Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортёра состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов. Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортёра без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.

Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе). Новый бронетранспортёр, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортёры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43. Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

Варианты модернизации

Уже в 1959 году в серийное производство была запущена самая массовая модификация гусеничного бронетранспортёра, получившая обозначение БТР-50ПК. Главным отличием данной модели было наличие крыши, которая закрывала всё десантное отделение. Для посадки и высадки десанта в крыше спроектировали три отдельных люка. Стоит отметить, что крышей в 1959 году оснастили все имеющиеся советские бронетранспортёры, это касалось и колесных машин – БТР-40 и БТР-152. Советские военные учли опыт городских боев в Венгрии в 1956 году, когда десантники оказывались уязвимы для огня с верхних этажей зданий, помимо этого, внутрь корпуса можно было легко закинуть бутылки с горючей смесью или гранаты. Помимо защитной функции, крыша над десантным отделением улучшала и без того очень хорошие амфибийные свойства БТР, позволяя плавать даже при легком волнении, вода просто не попадала внутрь машины.

Также достаточно массовой стали командно-штабные машины БТР-50ПУ и БТР-50ПН, производство первой модели в Волгограде развернули в 1958 году. Такая машина могла перевозить до 10 человек, а в штабном отделении для работы с картами и документами установили стол. Также отличительной особенностью командно-штабной машины было наличие комплекса из трех радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105. Штатным оборудованием боевой машины стали три четырехметровых антенны, одна 10-ти и одна 11-метровая антенна. В процессе модернизации машин менялся состав размещенного внутри оборудования и связи.

Уже в 1970-е годы часть первых серийных БТР-50П переделали в машины технической помощи (МТП). Такая бронетехника использовалась мотострелковыми подразделениями, получившими на вооружение новые боевые машины пехоты БМП-1. В модернизированных бронетранспортёрах вместо десантного размещалось производственное отделение с бронированной крышей. Высота отделения была увеличена, что позволяло ремонтникам работать в полный рост. В производственном отделении перевозился рабочий инструмент, устанавливалось оборудование и приспособления для ремонта и обслуживания БМП-1, имелись и средства для эвакуации боевой машины пехоты. А для установки и монтажа на БМП-1 различных узлов и агрегатов на МТП разместили кран-стрелу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector