0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортёр БТР-60П (ГАЗ-49) (СССР)

Бронетранспортёр БТР-60П (ГАЗ-49) (СССР)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49). ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-60P (GAZ-49)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-60P (GAZ-49)

Колесный бронетранспортер высокой проходимости, способный сопровождать танки практически на любой танкодоступной местности, был разработан в 1959 году. Главный конструктор В. А. Дедков.
Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года, а первый прототип был готов к середине 1958 года. От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40Пмощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму. В отсутствие других подходящих силовых установок было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года.
Он предназначен для транспортировки личного состава механизированных частей и подразделений. В 1960 году под обозначением БТР-60П он пошел в производство. Машина четырехосная со всеми ведущими колесами. Корпус сварной из катаных броневых листов. БТР оснащен ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имеется 6 амбразур. Бронетранспортер предназначен для перевозки отделения мотострелков (13 человек), которые могут вести бой как спешившись, так и с борта машины. Для ведения огня из автоматов в бортах имеются 6 амбразур (по 3 на сторону). Машина оснащена двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-49 по 90 л. с., расположенными параллельно в корме корпуса. Правый двигатель имеет привод на первую и третью пару колес, левый — на вторую и четвертую. Он имеет пулестойкие шины типа 13.00-18. При выводе из строя одного из двигателей БТР-60П мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Продолжать движение он может, даже потеряв два любых колеса. Машина преодолевает водные преграды без предварительной подготовки, с ходу. Скорость 10 км/ч на плаву обеспечивает водометный движитель. Все бронетранспортеры имеют приемо-передающую радиостанцию и лебедку самовытаскивания с силовым приводом от правого двигателя.
Серийное производство БТР-60 началось в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе, который и впоследствии оставался единственным производителем этих машин в СССР. БТР-60 был впервые представлен населению и иностранным военным обозревателям на военном параде на Красной площади 1 мая 1962 года, в парадном строю на нём прошли части Московского гарнизона, а к осени 1963 года он стал поступать на вооружение групп советских войск за рубежом, что также не обошли вниманием западногерманские военные обозреватели.
Бронетранспортеры БТР-60 выпускались в СССР с 1960-го по 1987 год. За это время были собраны около 20 тысяч машин такого типа.
Являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы, в 1970-е — 1980-е был в основном вытеснен БТР-70 и БТР-80. Применялся советскими войсками в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в Афганской войне.
Бронетранспортеры типа БТР-60П поставлялись на экспорт во многие страны мира. Поставлялся как СССР, так и Румынией в десятки других стран, применялся во множестве региональных конфликтов и, несмотря на постепенную замену более современной техникой, на 2007 год всё ещё состоит на вооружении приблизительно 47 государств. В 1995 г. в армии Перу было 12 БТР-60П.
Установить 82-мм миномет образца 1937 года (БМ-37) на на колесный бронетранспортер БТР-60П было предложено в конце 60-х годов В.К.Филлиповым. Тогда это не нашло понимания у минстра обороны А.А.Гречко.
На базе БТР-60П были созданы пусковая установка и транспортно-заряжающая машины для тактического ракетного комплекса “Резеда”.

МОДИФИКАЦИИ:
• БТР-60П — базовая модификация с открытым сверху корпусом, десантом из 14 человек и вооружением из одного 7,62-мм пулемёта СГМБ.
• БТР-60ПА — модификация с полностью закрытым герметичным корпусом, сокращённым до 12 человек десантом и заменой СГМБ на ПКБ.
• БТР-60ПА1 — модификация с усовершенствованными агрегатами силовой установки и улучшенной радиостанцией.
• БТР-60ПБ — модификация БТР-60ПА с сокращённым до 8 человек десантом, усиленным вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне, и множеством других улучшений.
• БТР-60ПБД — опытная модификация, оснащённая дизельным двигателем и боевым отделением от БТР-80А, (2002).
• БТР-60ПБМ — Российская модификация с дизелем КамАЗ-7403 (260 л. с.). Заменена башня на БПУ-1. Защита бронетранспортёров повышена за счёт пакета дополнительной пассивной брони, новой системы ППО и коллективной защиты, а также системы жизнеобеспечения. Заменена радиостанция на Р-168-25У или Р-173 с навигационным оборудованием «Гамма-2». Новые приборы наблюдения командира и водителя, новые пулестойкие шины, новый водомётный движитель и улучшенные сиденья.

Состояние на вооружении с 13 ноября 1959 года Приказ МО №0202
Разработчик КБ ГАЗ
Изготовитель ГАЗ
Производство серия 1961-1963 годах
Колесная формула 8 х 8
Боевая масса, т 9,9+2%
Длина, мм 7220
Ширина, мм 2906
Высота, мм 2105(2375)
Клиренс, мм 475
Двигатель:
— тип два карбюраторных ГАЗ-49
— максимальная мощность, л.с. 2 х 90
Удельная мощность, л.с./т 18,2
Давление в шинах, кг/см2 2,5
Скорость, км/ч:
— максимальная 80
— средняя по местности 22
— на плаву 9-10
Запас хода:
— по шоссе, км 500
— на плаву, ч 12
Запас топлива, л 290
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 30
— крен, град. 25
— ров, м 2,0
— cтенка, м 0,6
— брод, м плавает
Бронирование, мм (угол наклона, град.):
— лоб корпуса верх 10 (54)
— лоб корпуса середина 6 (85)
— лоб корпуса низ 6 (54)
— борт корпуса верх 6 (35)
— борт корпуса низ 6 (0)
Экипаж, чел 1
Десант, чел. 15
Гарнтийная наработка машины, км 15000
Вооружение:
— число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62-мм СГМБ
(боекомплект, шт.) (1250)
макс. прицельн. дальность, м 2300
темп стрельбы, выстр./мин. 600-700
— ручной гранатомет РПГ-7
(боекомплект, шт.) (5)
— в укладке находился один автомат АК-47 с 300 патронами и 9 гранатами Ф-1
Прицел механический
Радиостанция УКВ Р-113

Читать еще:  Самоходная гаубица SP122 (США)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

Состояние на вооружении с 13.11.1959 г.

Разработчик . КБ ГАЗ

Производство . серия 1960-63 г.г.

Колесная формула 8×8

Боевая масса, т . 9,8-9,9

Высота, мм 2105(2375)

Тип двигателя карбюратор ГАЗ-49

Максимальная мощность, л.с . 2×90

Удельная мощность, л.с./т 18,2-18,4

Максимальная скорость, км/ч 80

Скорость на плаву, км/ч 10

Запас хода, км 500

Запас топлива, л 290

– лоб корпуса . 6-10

Экипаж(десант), чел 2(14)

– число х калибр, мм и тип

пулеметов . 7,62 мм СГМБ

(боекомплект, шт.) (1250)

– ручной гранатомет . РПГ-7

(боекомплект, шт.) (5)

Дополнительные сведения: Главный конструктор В. А. Дедков. Машина четырехосная со всеми ведущими колесами. Корпус сварной из катаных броневых листов. БТР оснащен ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1. Он имеет пулестойкие шины типа 13.00-18. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имеется 6 амбразур. При выводе из строя одного из двигателей БТР-60П мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Для движения на воде используется вариант с водяными рулями.

Похожие главы из других книг:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Состояние создан в 1959 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство . опытный образецБаза . специальнаяКолесная формула . 6×6Боевая масса, т 10,0Длина, мм 6970Ширина, мм 2820Высота, мм . 2130Клиренс, мм 480Тип двигателя . карбюраторМаксимальная мощность,

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49) Состояние на вооружении с 13.11.1959 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство . серия 1960-63 г.г.Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 9,8-9,9Длина», мм 7220Ширина, мм 2906Высота, мм 2105(2375)Клиренс, мм 475Тип двигателя карбюратор ГАЗ-49Максимальная

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д Состояние на вооружении с 1974 г.Разработчик КБ Волгоградского ТЗИзготовитель Волгоградский ТЗПроизводство серия 1974 г.Боевая масса, т 8,0Длина, мм 5800-5883Ширина, мм 2600-2630Высота, мм . 1650-2000Клиренс, мм . 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД Состояние на вооружении с 1979 г.Разработчик . КБ Волгоградского ТЗИзготовитель . Волгоградский ТЗПроизводство серияБоевая масса, т . 8,0Длина, мм . 5885Ширина, мм 2630Высота, мм 1650Клиренс, мм 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые препятствия:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80 Состояние на вооружениис 1986 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . Арзамасский МЗПроизводство серия с 1986 г.База БТР-70Колесная формула . 8×8Боевая масса, т 13,6Длина, мм 7500/7650Ширина, мм 2900Высота, мм 2450/2350Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 1,77-3,09 Тип

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С Состояние на вооружении с 1994 г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель . АО АМЗПроизводство серия с 1994 г.База БТР-80Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 14,4Длина, мм 7650Ширина, мм 2900Высота, мм . 2800Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09Тип двигателя

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9 Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1939 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8,5Экипаж и десант, чел. 12Габаритные размеры (длина х ширина

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р Разработан в 1940 году. Выпускался серийно с 1940 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,7Экипаж и десант, чел.. 8Габаритные размеры (длина х

БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ТИП 1» («ХО-ХА»)

БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ТИП 1» («ХО-ХА») Полугусеничный «Хо-ха», разработанный компанией «Хино Моторе» в 1941 году и поставлявшийся в войска с 1943 года, был скомпонован по типу грузовых машин — с передним расположением двигателя. Корпус отличала рациональная форма с установкой

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 г. Состоял на вооружении Советской Армии, поставлялся в развивающиеся страны. Использовался в боях на Ближнем Востоке и в Республике Афганистан.Тактико-техническая характеристикаМасса, т

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 по 1958 гг. Состоял на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся стран. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В Разработан в 1956 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боя: не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 5,3Численность экипажа (десант), чел.. 2 (8)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм ..

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,3Численность экипажа, чел 8Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

Читать еще:  Боевая машина десанта БМД-3 (СССР)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1 Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,95Численность экипажа (десант), чел 2 (17)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Разработан в 1959 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикамасса, т .. .. 10Численность экипажа (десант), чел 2 (16)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П Разработан в 1960 году. Выпускался серийно с 1960 по 1963 гг. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 9,8Численность экипажа (десант), чел 2 (14)Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр

БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе. Разработанный в 1956-1959 году БТР-60П стал прародителем многочисленных боевых машин, построенных на его базе, а также дальнейших модификаций БТР-70 и БТР-80, которые до сих пор остаются на вооружении российской армии и полиции. Всего за время серийного производства с 1960 по 1987 год на различных заводах было собрано от 10 до 25 тысяч БТР-60 всех модификаций.

История создания БТР-60

В 1950-е годы основным бронетранспортёром, находившимся на вооружении Советской Армии, являлся трехосный БТР-152, разработанный инженерами завода ЗИС на базе шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Машина отличалась высокой надежностью, но у военных были к ней претензии. Данный бронетранспортёр не мог преодолевать широких траншей и рвов, а также отличался недостаточной проходимостью, его возможности по взаимодействию с танками на пересеченной местности были ограничены. Одной из попыток решения проблемы стали работы по совершенствованию БТР-152, который должен был получить новое шасси с равномерным расположением мостов, что считалось эффективным способом повышения проходимости. Такой БТР действительно был создан. Испытания опытной машины, известной под обозначением БТР-Э152В, проходили в начале 1957 года. Машина действительно продемонстрировала ощутимый прирост проходимости, но всплыла новая проблема с управляемостью.

Параллельно еще в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе приступили к работе по созданию нового БТР. Машина получила рабочее обозначение БТРП – бронированное транспортное средство плавающее. Создавая новый образец колесной бронетехники, разработчики рассчитывали обеспечить машине высокую проходимость, а также среднюю скорость, которая позволяла бы двигаться по пересеченной местности вместе с танками, используя проложенную танками колею. Исходя из этих требований, формировался и облик нового БТР, который должен был обладать большим дорожным просветом, танковой колеей, высокой удельной мощностью двигателя. Планировалось создать бронетранспортёр с таким клиренсом, чтобы контакт днища машины с грунтом был кратковременным и не препятствовал бы передвижению по местности. Одновременно конструкторы рассчитывали наделить новый БТР хорошими амфибийными свойствами: остойчивостью, ходкостью, непотопляемостью и управляемостью на водоемах.

Первый прототип новой боевой машины, созданный специалистами конструкторского бюро завода ГАЗ, получил обозначение ГАЗ-49 и был готов к середине 1958 года. Непосредственно работы над новой машиной возглавлял Владимир Алексеевич Дедков, который ранее уже зарекомендовал себя как создатель целой линейки советской бронетехники: БТР-40, БРДМ-1 и БРДМ-2. Созданный в Горьком (сегодня Нижний Новгород) бронетранспортёр отвечал всем требованиям военных. БТР был построен на полностью оригинальной колесной базе с четырьмя равнорасположенными по базе мостами. При этом конструкторы обратились к нетрадиционной для БТР компоновке. В передней части находилось отделение управление, далее следовало десантное отделение, а в корме был расположен моторно-трансмиссионный отсек.

От первых серийных образцов будущего БТР-60 прототип отличался установкой одного бензинового двигателя ГАЗ-40П максимальной мощностью всего 90 л.с. Всем было очевидно, что мощности двигателя явно недостаточно для машины с боевой массой 10 тонн. Однако попытка поставить на место карбюраторного двигателя ГАЗ-40П дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, выдававший 205 л.с., оказалась неудачной – такая силовая установка выходила слишком тяжелой, а БТР получал значительный перевес на корму. Так как других подходящих отечественных двигателей в распоряжении конструкторов просто не было, выходом из сложившегося положения стала установка спарки из двух бензиновых двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями. Каждый из двигателей работал на два моста боевой машины. Оба двигателя разместили на единой раме, но сблокированы были не сами моторы, а лишь их приводы управления.

Модифицированный образец бронетранспортёра с двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-40П был полностью готов к осени 1959 года. Здесь стоит отметить, что в это же время в Советском Союзе разрабатывались и другие БТР, проекты которых предлагали ЗИЛ, Алтайский тракторный завод, Мытищинский машиностроительный завод, а также СКБ Кутаисского автомобильного завода. Из разнообразия проектов военные выбрали именно ГАЗ-49, модель посчитали самой дешевой, простой, надежной и технологичной в производстве. БТР легко можно было серийно производить в больших количествах. Любопытно, что военным понравилось и решение с силовой установкой, которое внутренняя комиссия Минавтопрома открыто называла «безграмотным» и «авантюрным». Военных же в спарке двигателей радовал тот факт, что при выходе из строя одного из моторов бронетранспортёр сохранял способность двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. В результате именно ГАЗ-49 был принят на вооружение Советской Армии. Соответствующий приказ Минобороны был подписан 13 ноября 1959 года. На вооружение новую боевую машину приняли под обозначением БТР-60П, где буква «П» означала «плавающий».

Технические особенности бронетранспортёра БТР-60П

Созданный на оригинальной базе бронетранспортёр стал первым в мире серийным БТР на четырехосном шасси с колесной формулой 8х8 (все колеса ведущие). Особенностью новой советской боевой машины была нехарактерная для БТР компоновка с передним расположением отделения управления, средним – десантного отделения, в котором в зависимости от модификации могло свободно разместиться от 8 до 14 человек, и кормовым расположением МТО. При преодолении небольших водных преград на броне БТР мог перевезти еще до 10 бойцов, запаса плавучести хватало. Во всех модификациях экипаж боевой машины состоял из двух человек – механика-водителя и командира.

Читать еще:  Средний танк Norinco VT5 (Китай)

Силовая установка БТР-60 представляла собой спарку шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П, выдававших общую мощность 180 л.с. Двигатели позволяли мехводу разогнать БТР боевой массой 10 тонн до 80 км/ч по шоссе, на плаву – до 10 км/ч. Двигатели питались бензином Б-70, который заливался в два бака общей емкостью 290 литров. Запаса топлива хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 500 км. Новое шасси обеспечивало машине легкое преодоление траншей и рвов шириной до двух метров.

Корпус БТР-60П сваривался из бронелистов толщиной от 5 до 9 мм, он обеспечивал машине весьма условное противопульное бронирование, даже несмотря на то, что многие бронелисты корпуса были расположены под хорошими углами наклона к вертикали. Корпус являлся несущим, его нижняя часть имела обтекаемую форму, а днище было плоским. На модели БТР-60П корпус был открытым сверху, на марше для защиты экипажа и десанта от непогоды можно было натянуть брезентовый тент, который входил в укладку бронетранспортёра. Десант размещался на деревянных поперечных скамьях, для облегчения покидания боевой машины в верхних частях борта располагались откидывающиеся в сторону дверцы. На версии БТР-60ПА в крыше появились два специальных прямоугольных люка для высадки десанта, а на БТР-60ПБ к ним добавились еще и два боковых люка. У такого варианта расположения десанта были очевидные недостатки. Покидать машину солдаты должны были через борта, оказываясь на высоте два метра под огнем противника, на БТР-60ПА ситуация усугубилась еще больше, так как люков стало всего два. При этом раненным солдатам выбраться из БТР и до этого было очень сложно, а с крышей над головой ситуация в этом плане только ухудшилась. На БТР-60ПБ проблема решилась за счет размещения бортовых люков, но только частично.

Основным вооружением бронетранспортёров моделей БТР-60П и БТР-60ПА был 7,62-мм пулемет СГБМ. На версии БТР-60П имелось три вертлюжных кронштейна, предназначенных под установку пулемета: лобовой (это основной вариант крепления), два боковых (на левом и правом борту). Боекомплект пулемета состоял из 1250 патронов. Специально для повышения кучности стрельбы в конструкцию СГБМ был введен плечевой упор. Десантники также могли вести огонь по противнику поверх бортов корпуса из личного оружия. Также в укладку БТР входил гранатомет РПГ-7, один автомат АКМ, 9 ручных гранат Ф-1, а также сигнальный пистолет.

Три основные модификации БТР-60

БТР-60 серийно выпускался в СССР с 1960 по 1987 год. С 1960 по 1976 год сборка осуществлялась в Горьком на родном заводе, а с 1976 года БТР выпускали только в Кургане на мощностях КЗКТ – Курганского завода колесных тягачей (передача части производства на КЗКТ началась уже в 1967 году). Также серийное производство лицензионной версии бронетранспортёра под обозначением TAB-71 осуществлялось в Румынии. Первая версия боевой машины, получившая обозначение БТР-60П, выпускалась в Горьком с 1960 по 1963 год. За это время работники ГАЗа собрали 2626 машин. Главным отличием данных бронетранспортёров было открытое сверху десантное отделение, в котором могли свободно разместиться 14 мотострелков.

Достаточно быстро на сцену вышла следующая модификация БТР-60ПА, основным отличием которой стало наличие крыши над десантным отделением и полностью закрытый корпус. Данная версия серийно выпускалась на заводе ГАЗ с июня 1963 года по 1966 год, за это время с конвейера завода сошли 2348 БТР-60ПА. При этом для сохранения боевой массы БТР на том же уровне численность десанта уменьшилась до 12 человек. К варианту с бронированной крышей военные перешли под влиянием боевых событий в Венгрии в 1956 году, уже тогда было решено выпускать часть БТР с закрытым десантным отделением. Но главной причиной была переориентация сухопутных войск в начале 1960-х годов на возможность действий в условиях применения противником тактического ядерного оружия. В условиях применения оружия массового поражения, действия стрелков, находившихся в открытом корпусе, признавались невозможными.

Самой массовой, узнаваемой и дошедшей до наших дней версией является БТР-60ПБ, который помимо полностью закрытого корпуса отличался наличием бронированной башни с мощным пулеметным вооружением. Боевая машина была создана на базе БТР-60ПА в период с 1962 по 1964 год и выпускалась вплоть до завершения серийного производства, оказавшись самым удачным представителем серии. БТР-60ПБ не только мог перевезти пехотное отделение, но и оказать ему в бою мощную огневую поддержку. При этом количество перевозимых десантников в очередной раз уменьшилось, на этот раз до 8 человек, один из них выполнял роль стрелка. Благодаря наличию полностью герметичного корпуса и установке специальной фильтро-вентилиционной установки обеспечивалась надежная защита экипажа и десанта от поражающих факторов ОМП.

От выпускавшихся ранее моделей БТР-60ПБ отличался улучшенной защитой (лоб корпуса держал бронебойную 7,62-мм пулю Б-32), наличием башенной установки и более мощным вооружением. В башне, которая была аналогична той, что ставилась на БРДМ-2, устанавливался крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ, спаренный с 7,62-мм пулеметом ПК. Наличие 14,5-мм пулемета позволяло бронетранспортёру вести огонь по целям на удалении до 2000 метров. На этой дистанции 14,5-мм патрон не оставлял шансов небронированной технике и некоторым образцам легкобронированной техники, а также обеспечивал поражение солдат и офицеров противника в любых средствах индивидуальной защиты, в том числе находящихся за легкими укрытиями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector