18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cамоходная гаубица «75» (Япония)

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Хо-ни»

Формируя собственную систему бронетанкового вооружения, японское военное руководство обратило внимание и на самоходные артиллерийские установки.

Поскольку основной ударной силой танковых войск планировали сделать средние танки, их и рассматривали в качестве базы при разработке САУ для вооружения артиллерийских подразделений танковых частей.

САУ ДЛЯ ТАНКОВЫХ ДИВИЗИЙ

В течение 1938-1942 годов в Японии отрабатывали самоходные артиллерийские установки (САУ) трех типов по назначению:

— для огневой поддержки мотомеханизированных частей — полевые самоходные гаубицы и мортиры калибров 75, 105, 150 и 300 мм;
— для поддержки танков на поле боя и борьбы с танками противника — самоходные 75- и 77-мм пушки;
— для противовоздушной обороны войск в подвижных формах боя — 20- и 37-мм зенитные самоходные установки.

Опыт боев с советскими войсками в районе р. Халхин-Гол в 1939 году заставил ускорить реализацию программы вооружения танковых частей как средними танками (хотя с учетом классификации боевых машин по массе тех лет японские модели можно было отнести к «легко-средним»), так и САУ на их базе.

В 1940 году на базе среднего танка Тип 2597 «Чи-ха» были построены самоходные 75-мм пушка «Хо-ни» и 150-мм гаубица — «Хо-ро». При создании этих самоходок полуоткрытого типа для оснащения танковых частей и соединений была использована артиллерийская часть штатных полевых орудий с минимальными доработками, также старались минимально изменять базовое шасси. Прототип «Хо-ро» был готов первым, и ее производством занялись раньше. За 1940-1942 годы собрали всего 12 или 13 единиц. Предсерийный прототип самоходной пушки «Хо-ни», получившей официальное обозначение «пушечный танк» Тип 1, был готов в 1942 году. С 1943 го по 1945 год выпущено 124 серийные машины. В результате для японской армии «Хо-ни» стала сравнительно «массовой» САУ.

«Хо-ни» могла использоваться как для борьбы с танками противника, так и для подавления и уничтожения огневых точек противника, борьбы с живой силой в легких полевых укреплениях. Наличие в боекомплекте 75-мм пушки осколочно-фугасного снаряда позволяло с успехом решать такие задачи. Конструкция рубки и наличие артиллерийской панорамы свидетельствуют о том, что «Хо-ни» изначально и предназначалась на роль САУ поддержки танков и пехоты на поле боя.

ОБ ОБОЗНАЧЕНИИ

Модели вооружения и военной техники японской армии обычно получали числовое обозначение по году принятия на вооружение в соответствии с летоисчислением «от основания Империи» (японская традиция относит это событие к 660 году до н. э.). До 1940 года использовали полное обозначение по году принятия или две последние его цифры.

С 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: «Тип 1» соответствовал модели 2601 года по японскому летоисчислению или 1941 года по Григорианскому календарю, «Тип 2» — 2602-го или 1942 года, и так до конца Второй мировой войны. Кроме того, модель боевой машины часто несла название, составленное из обозначения типа: по первому слогу обозначения и части числительного — например, «Чи-ха». «Хо-ро», «Хо-ни». Числительное при этом могло соответствовать не порядку принятия модели на вооружение, а номеру разработки.

СЛЕДУЮЩИЕ МОДЕЛИ

Постановка на серийное производство 75-мм самоходной пушки Тип 1 «Хо-ни» вызвала и создание по ее образцу другой самоходной гаубицы, получившей то же официальное обозначение Тип 1 и известной еще под именем «Хо-ни» II (вероятно — как результат обозначений японских моделей вооружения в документах англо-американских союзников). Как 75-мм самоходная пушка «Хо-ни» являлась установкой на танковое шасси штатной дивизионной пушки, так и в «Хо-ни» II была использована 105-мм дивизионная гаубица. Однако до более-менее заметной серии «Хо-ни» II не довели. В 1944 году на вооружение сухопутных войск Японии поступил новый средний танк Тип 3 «Чину» (все того же семейства «Чи-ха»), вооруженный 75-мм пушкой Тип 3. Появление новой, танковой пушки естественно вызвало желание установить ее и на самоходной артиллерийской установке. Результатом стала 75-мм самоходная пушка Тип 3. Эта САУ закрытого типа известна также под обозначением «Хо-ни» III.

БОЕВАЯ СЛУЖБА

75-мм самоходные пушки предназначались для поддержки средних танков. По штату 1944 года рота 75-мм «Хо-ни» входила в состав танкового полка. 75-мм «Хо-ни» и 150-мм «Хо-ро» были, в частности, введены в состав артиллерийского полка японской 2 й танковой дивизии и применялись ею в боях с американцами на о. Лусон в декабре 1944-го — апреле 1945 года. Немногочисленные самоходки, ведя огонь с замаскированных окопанных позиций, помогли японским войскам существенно задержать продвижение американцев в глубь острова. Так, батарея «Хо-ни» среди последних оставшихся подразделений 2-й танковой дивизии приняла участие в бою у Аритого уже 6 апреля — к исходу боев на Лусоне. Несколько «Хо-ни» вместе с двумя «Хо-ро» стали трофеем американских войск. Судьба их различна — «Хо-ни» по сию пору служит экспонатом музея Абердинского испытательного полигона, «Хо-ро» американцы пустили на металлолом уже во время Корейской войны.

Небольшие объемы производства САУ не позволяли выдерживать упомянутый штат для всех танковых полков и дивизий. Немногочисленность собственных САУ японцы пытались компенсировать за счет трофейных машин. Так, в ходе боев с американцами на Филиппинах в 1944-1945 годах японские войска использовали американские же 75-мм самоходные пушки Т12 на шасси полугусеничных БТР, захваченные ими здесь в начале 1942 года.

75-мм «Хо-ни» III, выпущенные малой серией, вошли — вместе с танками «Чи-ну» в состав 4-й танковой дивизии, предназначенной для обороны метрополии. Участия в боевых действиях они не приняли — до боев на Японских островах дело не дошло. После капитуляции Японии американцы взяли их в танковом парке в Хаката на о. Кюсю.

ПУШКА, ГАУБИЦА И СНОВА ПУШКА

Японские средние САУ характеризовались достаточной огневой мощью и хорошей подвижностью, но слабой бронезащитой.

Базовое шасси и базовая схема компоновки в САУ «Хо-ни» изменений не претерпели. Переднюю часть корпуса занимали агрегаты трансмиссии и отделение управления, рубка механика-водителя размещалась справа. В кормовой части корпуса располагалось моторное отделение, в котором продольно устанавливался V-образный 12-цилиндровый двухтактный дизельный двигатель Тип 97 воздушного охлаждения. Через редуктор и карданный вал двигатель соединялся с четырехскоростной механической коробкой передач, установленной в передней части корпуса и обеспечивавшей восемь скоростей хода вперед и две назад. Двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивал машине неплохую управляемость.

Ходовая часть включала на один борт шесть сдвоенных опорных катков со смешанной схемой подвески (с использованием схемы подвески Кара) и три поддерживающих ролика. Ведущее колесо — переднего расположения. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления.

Читать еще:  Робототехнический боевой комплекс «Арбалет-ДМ» (Россия)

Корпус собирали из катанных броневых листов с использованием полос и угольников с помощью круглых заклепок и болтов с шестигранной пулестойкой головкой.

В некоторых местах для ускорения снятия листов использовали винты со шлицевой головкой. Орудие устанавливали в рубке на месте башни в средней части корпуса.

УСТРОЙСТВО «ХО-НИ»

Для вооружения противотанковой САУ Тип 1 («Хо-ни») использовалась артиллерийская часть полевой 75-мм пушки Тип 90 с горизонтальным клиновым затвором — эту пушку, выполненную на основе полевой пушки «Шнейдер», выпускали в Японии с 1932 года. Снаряд пушки массой 5,9 кг при начальной скорости 680-690 м/с способен был на дистанции 450 м пробить броню толщиной до 100 мм, на 900 м — толщиной 75 мм. Имелся в боекомплекте и осколочно-фугасный снаряд массой 6,6 кг. Пушка снабжалась панорамным прицелом, для пользования которым могли открываться боковые лючки рубки. Предполагалось снабжать расчет самоходки переносным оптическим дальномером.

Сварная неподвижная рубка, открытая сверху и сзади, крепилась к корпусу клепкой через угольники. В отличие от базового танка, лобового пулемета «Хо-ни» не имела — скорее из-за недостатка места, чем из-за пренебрежения самообороной боевой машины. На рубке имелась стойка для шкворневой установки зенитного 7,7-мм пулемета. Защищенность Тип 1 «Хо-ни», как и большинства японских боевых машин, была явно недостаточной для машины поля боя. Сознавая это, японцы усилили бронирование лба рубки 16-мм экраном.

«ХО-НИ» II

Самоходная гаубица Тип 1 («Хо-ни» II) представляла собой типичное самоходное орудие поддержки, которое должно вести огонь преимущественно из-за укрытий. Видимо поэтому рубка при тех же размерах, что и у «Хо-ни», была легче бронирована. В рубке устанавливалась качающаяся часть 105-мм дивизионной гаубицы Тип 91 с открываемым вправо поршневым затвором. Из-за большой длины отката ствола угол возвышения орудия при установке в рубке достигал только 22°.

Орудие могло наводиться по горизонту без разворота шасси в секторе 10°. Боекомплект из 20 выстрелов в укупорках укладывался в боевом отделении ниже люльки орудия. Осколочно-фугасный снаряд массой 15,8 кг имел начальную скорость 550 м/с. Скорострельность могла достигать 8 выстр/мин.

«ХО-НИ» III

Противотанковая 75-мм «Хо-ни» III была, пожалуй, наиболее удачной из САУ, которые успели построить в Японии до поражения во Второй мировой войне, хотя по защищенности она все также отставала от требований времени. Установленная на ней танковая пушка Тип 3 была выполнена на основе полевой 75-мм пушки Тип 90 системы «Шнейдер», выпускавшейся арсеналом в Осака. Длина ствола пушки составляла 2850 мм (38 калибров), масса снаряда — 6,6 кг, начальная скорость — 680 м/с. Снаряд пушки пробивал броню толщиной 90 мм на дистанции 100 м и 65 мм — на дистанции 1000 м. Пушка имела клиновый затвор, дульный тормоз активного типа. Противооткатные устройства, без изменений заимствованные от полевого орудия, размещены под стволом и прикрыты броневым кожухом. Лучше, чем на «Хо-ни», забронировали маску пушки.

На «Хо-ни» III полностью закрытая семиугольная сварная рубка с наклонной установкой бронелистов крепилась на корпусе клепкой через угольники, имела три люка в крыше. Откидные на петлях задние листы рубки составляли ее двухстворчатую дверь. В стенках рубки выполнялись смотровыещели, в бортах — смотровые лючки для работы с панорамным прицелом.

САУ была оснащена радиостанцией с двумя штыревыми антеннами, установленными в задней части корпуса по типу «Чи ну». Наряду с САУ «Хо-ни» III, выполненной на шасси танка «Чиха», упоминается также вариант на модифицированном шасси танка «Чи-ну».

Самоходная гаубица Type 75 (Япония)

В 1969 г фирма “Mitsubishi Heavy Industries” приступила к разработке 155-мм самоходной гаубицы, заказ на которую поступил от сухопутных войск японских сил самообороны. Субподрядчиком стала фирма “Japan Steel Works”, которая взяла на себя работы по созданию артиллерийской системы и башни. Первые прототипы были представлены заказчику в конце 1971 – начале 1972 года. В октябре 1975 года, после продолжительных испытаний, новая боевая машина была принята на вооружение под обозначением 155-мм самоходная гаубица Type 75. Всего для японских сил самообороны было построена 201 машина этого типа. Последние самоходные артиллерийские установки поступили а войска в 1978 году.

По компоновке и внешнему виду машина похожа на американскую 155-мм самоходную гаубицу M109A1/M109A2. Корпус выполнен методом сварки из листов алюминиевой брони, обеспечивающей защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, и мин малого калибра. В передней части корпуса расположены отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой части мащины установлена полностью закрытая бронированная бащня кругового вращения. Бортовые листы башни установлены почти вертикально, ближе к корме башни, между ними и крышей имеется сипьный скос.

Основное вооружение самоходной гаубицы Type 75 – 155-мм гаубица с двухкамерным дульным тормозом и эжектором,
расположенным почти посередине ствола. Наведение орудия в вертикальной ппоскости осуществляется в диапазоне углов от -5″ до +65″. Максимальная дальность стрельбы американским фугасным снарядом составляет 15000 м, японским 13000 м. Кроме фугасных выстрелов в боекомппект гаубицы входят также осветительные и дымовые выстрелы. Полуавтоматическая система заряжания, смонтированная в задней части башни, обеспечивает практическую скорострельность 18 выстрелов за 3 минуты. Боекомплект гаубицы состоит из 28 выстрелов. В качестве вспомогательного оружия, слева на крыше башни смонтирован зенитный 12.7-мм пулемет с защитным щитком, в состав боекомплекта для пулемета входит 1000 патронов.

В моторно-трансмиссионном отделении самоходной гаубицы Type 75 установлен двухтактный шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения “Mitsubishi 6ZF”. Двигатель развивает мощность 331 кВт при 2200 об/мин и обеспечивает движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 47 км/ч.

В состав ходовой части применительно к одному борту входят шесть обрезиненных опорных катков большого диаметра, причем последний каток играет роль направляющего колеса, и ведущее колесо переднего распопожения. Гусеница мелкозвенчатая с резинометаллическим шарниром.

Самоходная гаубица Type 75 оборудована системой защиты от оружия массового поражения, автоматической системой пожаротушения и необходимыми средствами связи. В распоряжении механика-водителя имеется прибор ночного видения, обеспечивающий вождение в условиях ограниченной видимости.

Серийное производство САУ Type 75 завершено. Машина состоит на вооружении только японских сил самообороны.

Тактико-технические характеристики гаубицы Type 75
Боевая масса, т 25,3
Экипаж, чел. 6
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 7790
длина корпуса 6640
ширина 3090
высота по крышу башни 2545
клиренс 400
Бронирование, мм противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица, 12,7-мм пулемет
Боекомплект 28 выстрелов. 1000 патронов
Дальность стрельбы, м:
американским фугасным снарядом 15000
японским фугасным снарядом 19000
Двигатель Mitsubishi 6ZF, 2-тактный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения, мощность 331 кВт при 2200 об/мин
Удепьная мощность двигателя. кВт/т 13,1
Удельное давление на грунт, Мпа 0,063
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 47
Запас хода по шоссе, км 300
Запас топлива, л 650
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,3

Читать еще:  Бронетранспортёр БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) (СССР)

Самоходная артиллерийская установка «Тип 75» (Япония)

В конце шестидесятых годов японское военное ведомство инициировало разработку новых самоходных артиллерийских установок. В ближайшее время Сухопутные силы самообороны желали получить технику двух типов с вооружением разных типов. Более мощным оружием должна была отличаться машина, впоследствии принятая на вооружение под обозначением «Тип 75».

В соответствии с требованиями заказчика, японская промышленность в течение нескольких следующих лет должна была создать и представить на испытания два образца самоходных артиллерийских установок. Обе машины должны были иметь противопульное бронирование, гусеничное шасси и поворотную башню с вооружением. Главные отличия двух образцов заключались в разном калибре основного вооружения. Одна из машин, впоследствии принятая на вооружение под названием «Тип 74», должна была нести гаубицу калибра 105 мм, а второй проект подразумевал использование более мощного 155-мм орудия.

Разработка проекта САУ с орудием большего калибра была поручена двум ведущим предприятиям японской промышленности. Задачей фирмы Mitsubishi была разработка шасси, силовой установки, ходовой части и т.д. Башню с комплексом вооружения, в том числе требуемое орудие, должна была создать компания Japan Steel Works. Следует отметить, что второй проект САУ тоже создавался в рамках сотрудничества организаций, однако в его случае основные работы были возложены на компанию «Комацу».

Разработка САУ с более мощным орудием затянулась на несколько лет. Только в 1972 году удалось начать сборку двух опытных самоходок. В проекте рассматривалась возможность использования двух вариантов оснащения боевого отделении. Для определения более удачного было предложено построить два прототипа с отличающимся оборудованием. Степень унификации этой техники была максимально возможной; основные отличия крылись в конструкции систем подачи боеприпасов в камору орудия.

Испытания двух прототипов стартовали в 1973 году. В ходе проверок, продолжавшихся до начала 1975-го, военные и промышленность определили наиболее удачный вариант боевого отделения. Кроме того, были выявлены и исправлены определенные недостатки конструкции. К середине 1975 года машину сочли доведенной и готовой к принятию на вооружение. Приказ о старте серийного производства и начале эксплуатации появился в октябре того же года. В соответствии с имеющимися традициями именования военной техники, самоходка новой модели получила официальное название «Тип 75».

В параллельно разрабатывавшемся проекте в качестве основы САУ предлагалось использовать переработанное шасси существующего бронетранспортера. Предварительная проработка облика техники показала, что такой подход не может быть использован при создании 155-мм самоходной гаубицы. Требуемое орудие отличалось большой массой и мощной отдачей, накладывавшими определенные ограничения на характеристики шасси. Из-за этого компании «Мицубиси» пришлось фактически с нуля разрабатывать новое шасси. При этом в его конструкции использовались некоторые детали, заимствуемые у существующих образцов.

Самоходка «Тип 75» имела стандартную для современных машин такого класса архитектуру. Она получила броневой корпус, передняя часть которого отдавалась под размещение моторного отсека, трансмиссии и отделения управления. Прочие объемы корпуса предлагалось использовать для размещения боевого отделения. Все вооружение и артиллеристы должны были находиться в поворотной башне.

Боевая машина получила стальную броню, способную защитить экипаж и агрегаты от стрелкового оружия или осколков артиллерийских снарядов. Корпус предлагалось собирать из нескольких основных панелей разных форм. Лобовая часть корпуса была образована наклонным верхним листом, а также двумя нижними, размещенными под разными углами к вертикали с завалом вперед. В бортовой части нижних лобовых листов имелись дополнительные литые кожухи отдельных элементов трансмиссии. Верхний лобовой лист имел проемы для вентиляционных решеток и водительского люка. Лист отличался большой шириной и образовывал переднюю часть надгусеничных ниш.

Корпус получил надгусеничные ниши сравнительно большого объема, образованные горизонтальной крышей и вертикальными бортами. Передняя часть ниш имела крепления для установки светотехнического оборудования. В кормовой части крыши корпуса располагался погон для установки башни. Кормовой лист корпуса помещался вертикально.

Бронемашина получила полноценную башню, собранную из крупных листов. Лобовой лист с амбразурой большого размера устанавливался с наклоном назад, по бокам от него находились скошенные скуловые детали. Позади последних имелись борта уменьшенной высоты. Сверху башня прикрывалась горизонтальной крышей с наклонными бортовыми деталями. Использовался вертикальный кормовой лист с креплениями для дополнительных ящиков и корзин.

Передний отсек корпуса отдали под размещение устройств трансмиссии, передающих крутящий момент двигателя на ведущие колеса. Позади трансмиссионного отсека, у левого борта, поместили моторное отделение. В нем находился дизельный двигатель «Мицубиси» 6ZF мощностью 450 л.с. Моторный отсек получил крупные вентиляционные решетки в лобовом листе и крыше корпуса.

С учетом нагрузок, связанных с применением мощного оружия, была определена конструкция усиленной ходовой части. На каждом борту корпуса предлагалось устанавливать по шесть опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Для правильного распределения массы машины и импульса отдачи на грунт было решено отказаться от традиционных направляющих колес. За натяжение гусеницы должна была отвечать кормовая пара катков, лежащая на грунте. В передней части корпуса поместили направляющие колес с механизмами натяженияа; поддерживающие ролики отсутствовали. Некоторые элементы ходовой части заимствовались у существующих образцов японской бронетехники.

Возле лобовой амбразуры башни расположили крепления для качающейся артиллерийской части. Защита боевого отделения от обстрела спереди должна была осуществляться цилиндрической маской с набором дополнительных кожухов, прикрывающих выступающие элементы противооткатных устройств. Конструкция орудийной установки позволяла поднимать ствол на углы от -5° до +65°. За счет поворота башни обеспечивалась стрельба в любом направлении. Управление наведением в штатном режиме осуществляется при помощи единого рычага-джойстика, подающего команды гидравлике. На случай поломки автоматизированных систем самоходка имеет ручные приводы.

Для САУ «Тип 75» компанией Japan Steel Works была разработана 155-мм нарезная гаубица. Это орудие получило ствол длиной 30 калибров, оснащенный развитым двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Затвор поршневого типа при открытии отводится вправо. Использовались гидравлические противооткатные устройства, состоящие из трех отдельных цилиндров. При этом гидроцилиндры тормозов отката поместили по диагонали, слева сверху и справа снизу относительно ствола (при взгляде от казенника). Накатник располагался снизу слева. Гидравлические компоненты получили кожух характерной формы.

Читать еще:  Основной боевой танк Strv 122 (Швеция)

Орудие использовало боеприпасы раздельного заряжания с метательным зарядом в текстильных картузах. Ввиду большой массы снарядов (до 43-45 кг) было предложено использовать автоматику заряжания. Задачей последней является досылания снаряда и картуза в камору без прямого участия человека. В серию пошел автомат заряжания, имеющий в своем составе два барабанных магазина для снарядов и картузов. Перед выстрелом ствол опускается на угол заряжания, после чего гидравлический досылатель отправляет снаряд и метательный заряд в камору. После израсходования 18 готовых к применению выстрелов заряжающий должен дозарядить барабаны или подавать боеприпасы к досылателю прямо из укладок.

Автоматика обеспечивает темп стрельбы до 6 выстрелов в минуту. Орудие способно использовать все существующие 155-мм снаряды, соответствующие стандартам НАТО. При стрельбе обычным осколочно-фугасным снарядом дальность стрельбы достигает 19 км. Применение активно-реактивного позволяет получить дальность до 24 км.

Внутри боевого отделения имеются несколько стеллажей для перевозки боекомплекта. Их размеры позволяют транспортировать 28 снарядов и такое же количество метательных зарядов. Также предусмотрена возможность подачи боеприпасов с грунта, для чего используется кормовой люк корпуса.

В качестве дополнительного вооружения авторы проекта использовали крупнокалиберный пулемет M2HB. Это оружие устанавливается на турели левого люка крыши. Конструкция турели обеспечивает круговой обстрел, а также обеспечивает некоторую защиту пулеметчика при помощи небольшого броневого щитка. Боекомплект пулемета состоит из 1000 патронов в нескольких лентах.

Экипаж самоходки состоит из шести человек. В передней части корпуса, у правого борта, находится рабочее место механика-водителя. Доступ на его место обеспечен люком в крыше. Для вождения в боевой обстановке имеется набор смотровых приборов с возможностью применения систем ночного видения. Оставшиеся члены экипажа находятся в боевом отделении. Справа от пушки друг за другом находятся наводчик и командир. У левого борта располагаются двое заряжающих, в корме – радист. В крыше башни предусматривалась установка двух люков над местами командира и заряжающего. Эти люки имеют перископы с возможностью применения приборов ночного видения. Перед командирским люком, над местом наводчика, находится цилиндрический колпак перископического прицела. Также в бортах располагались прямоугольные люки. На кормовом листе корпуса имелся проем с двустворчатым люком.

При разработке проекта учитывались вопросы безопасности и удобства работы экипажа. В связи с этим обитаемый отсек получил средства защиты от оружия массового поражения и противопожарную систему. Также предусматривается установка отопителя на случай работы в холодное время года.

Из-за использования мощной артиллерийской системы самоходка «Тип 75» получилась крупной и тяжелой. Длина машины по корпусу составляет 6,64 м, с пушкой вперед – 7,79 м. Ширина – 3,1 м, высота – 2,55 м. Боевая масса – 25,3 т. Обеспечена возможность движения со скоростью до 47 км/ч. Запас хода – 300 км. Машина может подниматься на уклон крутизной 30° и двигаться с креном 9°, а также пересекать ров шириной 2,5 м или подниматься на стенку высотой 70 см. САУ не может плавать, вброд пересекаются водоемы глубиной до 1,3 м.

Бронемашина «Тип 75» была принята на вооружение и поставлена в серию в 1975 году. Уже в следующем 1976-м заказчик получил технику первой партии. Чуть ранее в серию пошла самоходка «Тип 74». В течение нескольких первых лет обе машины выпускались параллельно. В 1978 году командование Сил самообороны изучило текущее положение дел, и решило отказаться от одного из новых образцов военной техники. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик две новейшие самоходки имели минимальные отличия. При этом «Тип 75» несла более мощное оружие. В связи с этим было решено свернуть производство 105-мм самоходных гаубиц и продолжать только строительство машин с системами калибра 155 мм. Эксплуатация уже переданных машин должна была продолжаться.

Производство САУ «Тип 75» было продолжено и велось повышенными темпами, достигнутыми за счет закрытия параллельного проекта и высвобождения финансов. Сборка серийных машин продолжалась до 1988 года, после чего была прекращена в связи с получением требуемого количества техники. Примерно за 13 лет компания «Мицубиси» и субподрядчики совместными усилиями построили чуть более двух сотен самоходок. Вся эта техника была распределена между несколькими артиллерийскими батальонами, базирующимися в разных районах Японии.

В связи с особенностями существующего законодательства японская промышленность строила самоходки «Тип 75» только для собственной армии. Экспортные поставки не планировались с самого начала. После выполнения заказа собственных Сил самообороны производство было свернуто.

Законы Японии также не позволяют использовать Силы самообороны в вооруженных конфликтах за рубежом. Как следствие, все построенные бронемашины эксплуатировались только в частях и на местных полигонах. Время от времени эта техника привлекалась к различным учениям, в том числе к совместным международным мероприятиям. Однако ни одной реальной боевой операции в послужном списке САУ «Тип 75» нет. Такая ситуация сохраняется с середины семидесятых годов и, по-видимому, не изменится в обозримом будущем.

Сравнительно высокие характеристики, удачная конструкция и отсутствие реальных альтернатив привели к тому, что самоходки «Тип 75» остаются в строю до сих пор. По состоянию на начало прошлого десятилетия Сухопутные силы самообороны имели 201 такую машину. В дальнейшем, по некоторым данным, количество техники в строевых частях незначительно сократилось. Определенное число машин, согласно некоторым источникам, отправилось в разные японские музеи. Несмотря на эти сокращения, 155-мм гаубицы такого типа до сих пор являются основой самоходной артиллерии Японии. В конце девяностых годов для замены «Типа 75» на вооружение была принята новая САУ «Тип 99». Производство такой техники продолжается до сих пор, однако полная замена более старых образцов пока может быть отнесена только к отдаленному будущему.

Самоходная артиллерийская установка «Тип 75», вооруженная 155-мм нарезной гаубицей, на данный момент является самым массовым представителем своего класса, созданным в Японии после окончания Второй мировой войны. Используя те или иные наработки, конструкторы нескольких компаний смогли создать достаточно удачный образец военной техники с неплохими характеристиками. Собственные преимущества образца, а также превосходство над другими образцами и ограниченные возможности военного ведомства привели к тому, что машины «Тип 75» заняли важнейшее место в структуре Сухопутных сил самообороны, и будут сохранять его в будущем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: