1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cамоходная гаубица M110 (США)

M110: американская самоходная гаубица калибра 203 мм

M110 — одна из самых мощных американских самоходных гаубиц, созданных в XX веке. Эта самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц была создана в 1956-1961 годах в рамках работ по созданию семейства облегченных авиатранспортабельных САУ наряду со 175-мм самоходной пушкой М107. От последней она отличалась только иной качающейся частью орудия. Самоходные гаубицы M110 серийно выпускалась в США с 1962 года, в 1977-81 годах все САУ М107, состоящие на вооружении американской армии, были переоборудованы в версию M110. В общей сложности в армии США находилось более 1000 гаубиц данного типа.

Самоходные 203-мм гаубицы M110 активно применялись во время сражений Вьетнамской войны, впоследствии эти артиллерийские системы неоднократно модернизировались. Помимо 1023 гаубиц, находившихся на вооружении американской армии, часть САУ была поставлена союзникам США.

Гаубица выпускалась в трех основных модификациях:

М110 — базовая модель, с гаубицей М115, длина ствола 25,3 калибра.

М110A1 — модификация 1976 года с гаубицей М201, длина ствола 39,5 калибра.

М110A2 — модификация 1978 года, отличалась наличием на орудии дульного тормоза.

В Америке самоходные гаубицы M110 были сняты с вооружения в 1990-х годах. Связано это было со снижением эффективности использования артиллерийских систем крупного калибра в современных реалиях. В то же время поставленные на экспорт САУ по-прежнему состоят на вооружении многих стран, в том числе Греции, Турции, Японии и других.

В начале 1960-х годов американские военные сделали выводы из боевого опыта, который был накоплен во время Второй мировой войны и войны в Корее. Практическая реализация накопленного опыта вылилась в постепенную замену в вооруженных силах традиционной буксируемой артиллерии на самоходную. В бронетанковых и механизированных дивизиях все пушки и гаубицы становились только самоходными. Тогда как в составе пехотных и воздушно-десантных дивизий должны были находиться и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. Одновременно с этим в США приступили к работам по проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения.

Если первые образцы послевоенных САУ обычно создавались на базе ходовых частей серийных гусеничных бронетранспортеров или танков, то теперь для подобной боевой техники проектировались специальные шасси высокой проходимости. Это применительно и к 203-мм САУ M110, опытный образец которой был впервые показан в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после завершения войсковых испытаний и доводки самоходная гаубица была окончательно стандартизована, получив обозначение M110. Спустя год первые серийные САУ начали поступать в части.

Как и самоходная артиллерийская установка М107 калибра 175 мм, самоходная гаубица М110 была построена на базе универсального шасси Т249 с пятью большими опорными катками на каждый борт, поддерживающие ролики отсутствовали, направляющие колеса имели переднее расположение. В ходовой была реализована индивидуальная торсионная подвеска. Для каждого опорного катка были предусмотрены гидравлические амортизаторы. Гусеницы САУ резинометаллические, они оснащались съемными резиновыми башмаками. Самоходную гаубицу М110 можно было визуально легко отличить от модели М107 по существенно более короткому и толстому стволу орудия. На первом варианте длина ствола 203 мм гаубицы составляла всего 25,3 калибра. Для переброски по воздуху САУ М110 приходилось разбирать, артиллерийская часть перевозилась отдельно от ходовой.

Корпус самоходной гаубицы был сварным, он изготавливался из бронелистов дифференцированной толщины, максимальная толщина брони лба, бортов и крыши корпуса составляла 13 мм. Корпус САУ был разделен перегородками на три отделения. Впереди с левой стороны размещалось отделение управления, здесь находилось место механика-водителя, у него имелась специальная башенка с люком и приборами наблюдения. Для вождения САУ в ночное время суток он мог использовать инфракрасный перископ. С правой стороны в передней части корпуса располагалось силовое отделение. Здесь же находились съемные крышки для доступа к силовой установке, воздушным фильтрам, аккумуляторам и отсеку для запасного имущества. В кормовой части корпуса располагалось боевое отделение. В задней части САУ между перегородками и стенками корпуса находился топливный бак.

Расчет САУ М110 состоял из 13 человек: командира орудия, механика-водителя, 3-х наводчиков и 8-и заряжающих. Помимо механика-водителя, на самой САУ были предусмотрены места лишь для четырех членов расчета, которые размещались по бортам боевого отделения. Остальные перевозились на отдельной машине сопровождения вместе с боекомплектом. Над самим корпусом отсутствовала бронированная рубка или надстройка. Таким образом, расчет САУ не был никак прикрыт от осколков и пуль, что, однако, было не столь важно, принимая во внимание дальность, с которой должна была вести огонь САУ М110. В центре самоходной установки на тумбовом лафете M158 была открыто расположена качающаяся часть полевой 203-мм буксируемой гаубицы M115, снабженная стволом-моноблоком и казенником с поршневым затвором. Гаубица M115 была создана еще в годы Второй мировой войны. Для облегчения для расчета процесса заряжания гаубицы, а также его ускорения в конструкции были предусмотрены подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые приводились в действие при помощи единой гидравлической системы.

Читать еще:  Бронированная разведывательная машина «Type 87» (Япония)

203-мм самоходная гаубица М110 получила гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. В состав механизма наведения орудия, входили и гидравлические, и ручные приводы. Максимальный угол возвышения орудия составлял 65°, как у полевой буксируемой гаубицы M115, угол склонения орудия -2°. В горизонтальной плоскости орудие наводилось в секторе ±30° относительно продольной оси САУ. Устойчивость САУ М110 при стрельбе обеспечивалась отключением подвески и двумя сошниками, которые откидывались на землю при помощи гидравлических приводов. Помимо этого в кормовой части САУ располагался опускаемый бульдозерный нож, который предназначался также для самоокапывания установки на огневой позиции. Время перевода самоходной гаубицы из походного в боевое положение и обратно составляло порядка одной минуты.

В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания. Основным боеприпасом была осколочно-фугасная граната M106. Масса снаряда составляла 90,7 кг, начальная скорость полета — 594 м/с. Дальность стрельбы — 16 926 метров. Два выстрела боекомплекта могли перевозиться на самой САУ, остальные — на вспомогательной транспортной машине. Также для стрельбы мог использоваться атомный снаряд W-33 калибра 203 мм мощностью 2 кт.

В качестве силовой установки на самоходной гаубице М110 использовался восьмицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T производства компании General Motors. Максимальная мощность данного двигателя составляла 405 л.с. при 2300 об/мин. При движении по дорогам с твердым покрытием максимальная скорость самоходки достигала 55 км/ч. САУ М110 была в состоянии преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной до 2,3 метра, броды глубиной до 1,2 метра, не остановили бы ее и вертикальная стенка высотой до 1 метра.

Для доставки к огневой позиции боеприпасов должны были использоваться гусеничный грузовой транспортер М548 (создан на базе БТР M113), а позднее транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для последней была позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108, она имела 7 опорных катков на каждый борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части транспортно-заряжающей машины было расположено отделение управления, здесь же был установлен кран, который перегружал на САУ снаряды и полузаряды, которые перевозились в закрытом сверху и с боков кузове. Перед началом загрузки у М992 открывается вверх задняя стенка кузова, наружу выдвигается транспортер, на ленту транспортера поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины расчет при помощи штабель-укладчика распределяет их по стеллажам в определенном порядке: впереди находятся снаряды, под ними у бортов расположены взрыватели, а в центральной и задней части корпуса, на боковых стеллажах расположены переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

В 1976 году была создана новая модернизированная версия самоходной гаубицы, которая получила обозначение М110А1. Она отличалась наличием новой гаубицы M201 c существенно увеличенной длиной ствола — до 39,5 калибров. Также были увеличены размеры и объем зарядной камеры. В результате выполненных работ были улучшены баллистические характеристики орудия, в том числе наибольшая дальность ведения огня, которая при стрельбе обычными осколочно-фугасными гранатами выросла до 24 300 метров, а при использовании активно-реактивных снарядов — до 29 100 метров. Также доработкам подверглись противооткатные устройства САУ и механизмы, облегчавшие процесс заряжания. В боекомплект М110А1 входили осколочно-фугасные гранаты, в том числе активно-реактивные, кассетные, химические и ядерные боеприпасы, что существенно расширяло боевые возможности САУ.

При этом уже в 1978 году свет увидела очередная версия самоходной гаубицы — М110А2. Она отличалась появлением на стволе орудия высокоэффективного двухкамерного дульного тормоза и введением в боекомплект более мощного боевого заряда (девятого), на версии М110А1 максимальное число зарядов равнялось восьми. Вместе с гаубицей мог использоваться последний из созданных в США атомных снарядов. Это был 203-мм снаряд W-79, созданный в 1976 году, его мощность составляла до 1,1 кт. До 1992 года на вооружении американской армии находилось 550 снарядов данного типа.

Читать еще:  Бронетранспортер БТР-50П (СССР)

Заряжание самоходной гаубицы М110 было раздельно-картузным. Американские специалисты находили его более дешевым и простым решением. При таком методе заряжания порох содержался в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых использовались специальные ударные, электрические или вытяжные трубки. Перед выстрелом в казенник орудия сначала досылали снаряд, а за ним боевые заряды (их количество определялось исходя из удаленности цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. При таком способе заряжания скорострельность гаубицы была не столь высокой, как при использовании унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд уже содержится в металлической гильзе. При этом хорошо подготовленные артиллеристские расчеты могли обеспечить скорострельность на уровне от 2-х до 4-х выстрелов в минуту.

Проблемой 203-мм самоходных гаубиц М110 был быстрый износ ствола. Достаточно высокая начальная скорость полета снаряда была причиной того, что примерно после 400 выстрела из гаубицы ее ствол уже подлежал замене. При этом процедура замены ствола обычно не занимала более двух часов, а дефицита в запасных стволах американская армия не испытывала.

В заключительный период холодной войны в США по штатам 1986 года в каждой бронетанковой и механизированной дивизии имелся батальон тяжелой артиллерии. В его составе было две батареи 203-мм САУ М110А2 по 6 единиц в каждой (всего 12 самоходных гаубиц) и одна батарея РСЗО (9 единиц). В 1990-е годы в некоторых странах, в том числе в США и Великобритании самоходные гаубицы М110 всех модификаций были сняты с вооружения, на смену им пришли самоходные системы залпового огня MLRS.

Тактико-технические характеристики M110A2:
Габаритные размеры: длина — 10,8 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,1 м.
Масса — 28,3 т.
Бронирование — до 13 мм.
Орудие — 203-mm M201A1 (длина ствола 39,5 калибра, 8020 мм).
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V71T.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Максимальная скорость — 55 км/ч.
Запас хода — 523 км (325 миль).
Расчет — 5 (места на САУ) + 8 (перевозятся на отдельной машине).

Cамоходная гаубица M110 (США)

Для 203 мм самоходной гаубицы М110 используются те же шасси, что и для 175-мм самоходной пушки, а детали ее усовершенствования даны во вступлении к статье о М107. Серия М110 была од ним из полностью укомплектованных семейств самоходного оружия, разработанного Pacific Car and Foundry для стрельбищ и состоящего из 175-мм пушкиТ232,203 мм гаубицы Т235 и 155-мм пушки Т245.

М110 была поставлена на вооружение в армии США в 1963 году и комплектовалась в батареи по четыре М110 на каждую пехотную дивизию и батальоны по 12 ед. на каждую вооруженную и механизированную дивизию. Первоначально производство было завершено в конце 60-х, но возобновилось в 70-х компанией Bowen-McLaughlin York, которая позже слилась с FMC и образовала United Defense. М110 используется не только в США, но и в армиях Бахрейна, Бельгии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Японии, Иордании, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Испании, Тайваня, Турции и Великобритании. Часто М110 обновляли при помощи поставляемых американцами комплектов снаряжения.


Шасси М110 — цельносварная стальная конструкция. Место водителя находится под броней в передней части слева, моторное отделение справа от него, гаубица над верхней осью шасси в задней части. Подвеска стержневая, состоит из пяти больших катков с каждой стороны задние катки направляющие, транспортирующий зубчатый барабан находится в передней части, валков обратного хода нет. В огневой позиции подвеска М110 блокируется для обеспечения надежной огневой опоры.
203 мм гаубица М2А2 была спроектирована перед Второй мировой войной. Размещается она на станине М158, что позволяет держать угол вертикального наведения между -2° и +65°; угол горизонтального наведения составляет 30° влево и вправо. Вертикальное и горизонтальное наведение приводится в действие гидравлическим двигателем с опцией ручного управления в аварийных ситуациях. У М2А2 нет дульного тормоза или выхлопного устройства, но есть винтовой затвор. В задней части шасси находится заряжающее и шомпольное устройство, которое поднимает снаряд с земли, определяет место его положения и заряжает в казенник. Могут использоваться следующие снаряды: бризантные ВВ массой 92,53 кгс максимальной дальностью стрельбы до 16 800 м, несущие 104 или 195 гранат. Agents GB или VX и тактическое ядерное оружие На М110 перевозится только по два снаряда и пороховых заряда Другие подаются из транспортера М548, который также перевозит остальную часть экипажа. Полный экипаж М110 состоит из 13 человек.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Golan (Израиль-США)

Одним из главных недостатков М110 является полное отсутствие защиты экипажа от снарядных осколков, стрелкового оружия и NBC агентов. Защитный боекомплект был разработан, но не был включен в походное снаряжение.
М110А1 имеет более длинное артиллерийское орудие М201, стреляющее бризантным ВВ снарядом М106 с максимальной дальностью стрельбы 22 860 м или реактивным полуавтоматическим бризантным ВВ снарядом М650 с дальностью стрельбы 29 990 м. а также другими усовершенствованными обычными боеприпасами М404, несущими 104 противопехотные гранаты М509А1ICM, несущим 180 боевых гранат, агентами GB или VX, бинарным или тактическим ядерным. М110А2 почти идентичен М110А1, но имеет дульный тормоз и таким образом обеспечивает увеличенную максимальную дальность стрельбы.

M110 (САУ)

8-дюймовая самоходная гаубица M110 (англ. 8 inch Self-Propelled Howitzer M110 ) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных гаубиц. Cоздана в 1956—1961 годах по заданию армии на разработку семейства облегчённых авиатранспортабельных САУ, вместе со 175-мм самоходной пушкой M107, отличавшейся лишь иной качающейся частью орудия. M110 серийно производилась с 1962 года, некоторое количество было также получено переоборудованием в них в 1977—1981 годах всех САУ M107, состоявших на вооружении США.

M110 активно использовались во Вьетнамской войне и неоднократно модернизировались впоследствии. Общее количество САУ этого типа, состоявших на вооружении США достигало 1023 единиц, помимо этого, значительное их количество поставлялось союзникам США.

M110 была снята с вооружения США в 1990-х годах, в связи со снижением эффективности артиллерийских систем крупного калибра в современных условиях, однако по состоянию на 2007 год, всё ещё состоит на вооружении ряда стран.

Содержание

История создания и производства

Модификации

  • M110 — базовая модель, с гаубицей M2A2 с длиной ствола 25,3 калибра
  • M110A1 — модификация 1976 года с гаубицей M201 с длиной ствола 39,5 калибров;
  • M110A2 — модификация 1978 года, с установленным на орудие дульным тормозом.

Конструкция

Броневой корпус

Корпус машины сварен из стальных броневых плит различной толщины и разделен перегородками на три отделение управления и силовое отделение (размещённые, соответственно, в передней части корпуса слева и справа) и боевое отделение (в кормовой части корпуса).

В задней части машины, между перегородками и стенками корпуса расположен топливный бак.

На крыше передней части корпуса размещены люк механика-водителя и съемные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям, воздухофильтрам и отсеку для запасного имущества.

Орудийный расчёт машины броневой защитой не обеспечен, однако для его защиты на САУ могут быть установлены броневые щиты.

Вооружение

203,2-мм гаубица установлена на тумбовой установке M158. Ствол гаубицы предстваляет собой моноблок с навинтным казёнником; канал ствола и камера заряжания хромированы. Затвор поршневой. Противооткатные устройства гидропневматические, уравновешивающий механизм — пневматический.

Наведение гаубицы на цель производится с помощью панорамного прицела M115. Механизмы наведения гаубицы снабжены гидравлическим и ручным приводами.

Гаубица имеет механизм заряжания (подъемник и досылатель) с гидравлическим приводом, работающим от общей гидравлической системы машины, однако при необходимости, заряжание может быть произведено и вручную. Для обеспечения устойчивости машины при стрельбе в кормовой части корпуса установлены два откидных сошника с гидравлическим приводом, а также гидравлическое устройство для отключения подвески. Время перевода из походного положения в боевое составляет около 1 минуты.

В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с фугасной гранатой M106. Два выстрела боекомплекта перевозятся на самой САУ, а остальные — на вспомогательной транспортной машине.

Средства наблюдения и связи

Для вождения машины ночью используется инфракрасный перископ.

Ходовая часть

Ходовая часть имеет пять опорных катков (на сторону), одновременно являющихся поддерживающими. Ведущие колёса — переднего расположения. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами для каждого опорного катка. Гусеницы резино-металлические, со съемными резиновыми башмаками.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector