0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная разведывательная машина АРЕ (Германия)

Инженерная разведывательная машина — ИМР «Жук»

Инженерная разведывательная машина ИМР «Жук» была разработана и серийно производилась на заводе «Муромтепловоз» в конце 1970-х годов. На вооружение Советской Армии машина была принята в 1980 г. Создана с применением узлов и агрегатов БМП-1 и БМП-2.
Инженерная разведывательная машина ИРМ «Жук» предназначена для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск. Машина плавающая. Бронированный корпус, наличие пулемета в бронебашне позволяют использовать машину вблизи переднего края или в ближнем тылу противника.

Инженерная разведывательная машина ИМР «Жук» обеспечивает получение следующих разведданных: О водной преграде — ширина, глубина, скорость течения, плотность дна, уклоны берегов, наличие навигационных препятствий, подводных заграждений и мин, толщина льда (при наличии льда). О маршрутах движения и местности — проходимость местности, грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта, зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности.
Корпус ИМР «Жук» сварной выполнен из катанных стальных броневых листов и обеспечивает защиту экипажа и механизмов, плавучесть машины.

Для противорадиационной защиты экипажа на крыше и стенках отделений управления и экипажа установлен радиационный подбой. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой, что позволяет экипажу работать без средств индивидуальной защиты, а также противопожарную систему и систему дымопуска ТДА, которая обеспечивает постановку плотной дымзавесы.
Для самовытаскивания машины используются реактивные твердотопливные двигатели 9М39 с тягой 312 кг.
Над средней частью отделения расположена рубка с люком для экипажа. В ней размещается пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, смотровой прибор-прицел ТКН-3АМ и осветитель ОУ-3ГК которые связаны между собой и синхронно перемещаются в вертикальной плоскости.

В днище ИРМ имеется аварийный люк, предназначенный для аварийного выхода экипажа из машины, запираемый четырьмя откидными болтами. При открывании крышка люка сбрасывается на грунт или втаскивается внутрь отделения.
Башня обеспечивает наблюдение за местностью в дневное и ночное время в пределах 90 град. по горизонтали и 22 град. по вертикали.
Управление системой «прицел-пулемет-осветитель» и поворот башни осуществляется с помощью рукояток рамы.
Угол поворота башни ограничен упорами, приваренными по углам снаружи задней части башни и упирающимися в соответствующие упоры на крыш

е корпуса машины, расположенные под углом 45 град. относительно продольной оси корпуса.

Разведка водных преград осуществляется с помощью эхолота, для разведки минновзрывных заграждений машина оборудована миноискателем типа РШМ-2.
Миноискатель РШМ-2 предназначен для обнаружения мин в металлическом корпусе как на суше так и в воде (но когда машина не на плаву). Дальность обнаружения противотанковой мины типа ТМ-62 м 1 метр. При обнаружении мины машина автоматически останавливается. После этого механик-водитель подает машину назад, а саперы уточняют месторасположение мины с помощью ручных миноискателей ИМП или РВМ-2.

По расположению механизмов и оборудования машина разделена на три отделения (отделение управления, отделение экипажа и моторное отделение) и четыре отсека — носовой, правый и левый топливные и кормовой.
В отделении управления (расположено между носовым отсеком и отделением экипажа) находятся рабочие места механика-водителя, командира машины и стрелка-радиста; органы управления трансмиссией и силовой установкой; прибор радиационной и химической разведки ГО-27; пульт управления широкозахватного миноискателя РМШ-2; эхолот; приборы наблюдения ТНП-370 (1шт.) и ТНПО-160 (3шт.); перископ ПИР-451; ночной прибор наблюдения механика-водителя; регенератор и обогреватель; радиостанция Р-123М; башня со смотровым прибором-прицелом ТКН-3АМ и пулеметом и другие приборы и механизмы.

Отделение экипажа расположено в средней части машины между отделением управления и моторным отделением. В нем находятся: три рабочих места для саперов с приборами наблюдения ТНПО-160 (4 шт.); координатор аппаратуры ТНА-3; гирокурсоуказатель; две радиостанции Р-147; миноискатель РВМ-2 и ИМП; перископ ПИР; перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2М; приборы эхолота; дальномер ДСТ-451; термос ТНВ-12 и др. приборы и механизмы.
В отделении предусмотрены места для установки и крепления вещмешков, ледоруба, пенетрометра ручного, рейки ледомерной.

Тактико-технические характеристики ИМР «Жук»:
Боевая масса, т: 17,2;
Экипаж, чел.: 3 + 3 (десант);
Габаритные размеры, мм: длина – 8220, ширина – 3150, высота – 2420, база – 4300, колея – 2740, клиренс – 400;
Тип брони: противопульная;
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет ПКТ;
Прицелы: ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451;
Двигатель: УТД-20 + 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания;
Мощность двигателя, л. с.: 300;
Скорость, км/ч: по шоссе — 52,5; на плаву – 12;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,69;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 36; стенка, м — 0,65; ров, м — 2,3; брод, м — плавает

Всемирная история бронетехники

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Екатерина Горбачева, Любовь Смирнова

Всемирная история бронетехники

Как ни странно, но на протяжении пятисот лет после изобретения огнестрельного оружия ни пехота, ни кавалерия, являвшиеся основными боевыми соединениями любой армии тех времен, не имели никакой защиты от пуль. Даже гладкоствольные кремниевые мушкеты легко пробивали панцири, кольчуги и кирасы. Лишь умело выбранная диспозиция да быстрота реакции спасали воинство в роскошных, но, увы, пригодных лишь для парадов и балов камзолах и шляпах с плюмажем от града маленьких смертоносных свинцовых ос. Особенно сложным стало положение пехоты и кавалерии с появлением пулеметов. Живую силу нужно было защищать. Но как? Множество передовых умов того времени занимались этой проблемой.

Читать еще:  Самоходный ПТРК Raketenjagdpanzer Jaguar-2 (Германия)

Проекты передвижных крепостей, под защитой которых атакующие могли бы подобраться на максимально близкое расстояние к неприятельским редутам, создавались еще на заре эпохи Возрождения. Но они не нашли широкого применения и в войсках не прижились, потому что не существовало в те времена транспортных средств, способных перевозить эти крепости, а кроме того, не было создано специальной тонколистовой броневой стали. Ее научились изготавливать лишь в начале XX века.

Сочетание пуленепробиваемого листа и двигателя внутреннего сгорания, установленного на раму автомобиля, позволило военным специалистам сделать первый маленький шаг на пути создания надежной «крепости» для пехоты.

Мы же предлагаем читателям нашей книги пойти еще дальше и проследить всю историю создания и развития бронетехники. Кроме того, мы не обошли вниманием и тех, кому бронированные машины фактически обязаны своим появлением на свет. Вы, конечно, догадались, что речь идет о конструкторах, которым постоянно приходилось преодолевать немало трудностей, чтобы сотворить новое «чудо». Также в книге приводятся технические данные тех или иных машин, рассказывается об их достоинствах и недостатках, об их успешном или, напротив, неудачном применении на полях сражений. Следует отметить, что обилие иллюстраций поможет читателям наглядно представить себе, как выглядели «железные монстры» на самом деле.

Надеемся, что из нашей книги вам удастся извлечь полезную информацию и пополнить свой запас знаний. Итак, мы приступаем к рассказу о бронетехнике…

Бронеавтомобили и бронепоезда

Первые боеспособные бронемашины были созданы в самом начале XX века. У нас в стране такие машины были названы бронеавтомобилями. Это была первая реально действующая броня для пехоты, которая всего через несколько десятков лет переросла в армады практически неуязвимых для стрелкового оружия, маневренных и отлично вооруженных танков и бронетранспортеров.

Бронемашина инженера Симмса

4 апреля 1902 года английский инженер Фредерик Симмс в Лондоне при большом скоплении народа продемонстрировал свой «моторный военный вагон», как он его называл. Эта модель может считаться, по существу, первым реальным бронеавтомобилем в мире.

Проект английского инженера был полностью завершен летом 1898 года. Затем его купила фирма «Виккерс, сын и Максим», которая и построила машину.

Конструкция представляла собой открытый сверху броневой корпус, напоминающий корпус военного корабля. Вместо предусмотренных по проекту двух пулеметных башен строителями было установлено три пулемета, закрытых щитами. Для того чтобы наблюдать за полем боя, использовался перископ.

Толщина брони машины была равна 6 мм, что обеспечивало довольно хорошую защиту. В качестве силовой установки был смонтирован 4-цилиндровый двигатель «Даймлер» мощностью 16 л. с., который работал на тяжелом топливе.

Показ бронеавтомобиля Симмса вызвал большой интерес у публики, но не у военного министерства: идея английского инженера была отвергнута.

В 1904 году в Австро-Венгрии создали бронемашину, при разработке которой было использовано множество очень интересных конструктивных идей. Этот броневик получил название «Аустро-Даймлер» ( рис. 1 ). Он был творением технического директора одноименной фирмы Пауля Даймлера. Этот броневик появился на год раньше, чем машина Накашидзе, но уже был оснащен вращающейся башней и приводом на все колеса. Помимо прочего, башня имела полусферическую форму. Вооружение состояло из одного пулемета «максим». Для того чтобы обеспечить водителю и его помощнику хороший обзор, вне боя сиденья могли подниматься. Таким образом предоставлялась возможность вести наблюдение через открытый люк. Во время боя для этих целей использовали смотровые щели.

Рис. 1. Бронеавтомобиль «Аустро- Даймлер»

Боевая масса броневика была равна 2,95 т. Экипаж состоял из 4–5 человек. Машина имела такие габариты: 4,1 ? 2,1 ? 2,7 м. На ней стоял бензиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 30–35 л. с. Максимальная скорость — 25 км/ч, запас хода — 110–120 км. В 1906 году бронеавтомобиль немного модифицировали: мощность двигателя довели до 40 л. с., установили лебедку, в башне поставили еще один пулемет. Машина была продемонстрирована как австро-венгерскому, так и германскому командованию, но особого восторга они не проявили. В том же году Пауль Даймлер продал свое детище во Францию.

Бронеавтомобиль М. А. Накашидзе

Новый род войск начал зарождаться в России в 1897 году. Именно в этом году в артиллерийский комитет поступило предложение изобретателя Двиницкого. Автор представленного проекта предложил монтировать на автомобили малокалиберные скорострельные орудия. Новизна идеи Двиницкого, которая была подтверждена успешными испытаниями, не была понята членами артиллерийского комитета, и они не решились рекомендовать новую машину к опытной постройке.

В 1900 году в том же артиллерийском комитете рассматривался еще один проект, теперь уже инженера Луцкого, который предложил построить для русского военного ведомства боевые автомобили, вооруженные пулеметами. Но и это предложение комитет отклонил, выдвинув в качестве аргумента то, что «у нас не получил пока еще благоприятного решения и общий вопрос о применении автомобилей к

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)

К осени 1941 года стало ясно, что имевшиеся на вооружении Германии разведывательные броневики Sd.Kfz.222 с полноприводным двухосным колесным шасси не способны полноценно решать боевые задачи в условиях Восточного фронта. Проходимость этой техники оставляла желать лучшего, из-за чего ей требовалась замена. В начале 1942 года с целью замены имеющихся броневиков был разработан проект модернизации легкого бронетранспортера с переделкой его в боевую разведывательную машину Sd.Kfz.250/9. Кроме того, вскоре появился еще один вариант модернизации БТР Sd.Kfz.250 аналогичного назначения.

Читать еще:  155-мм самоходная гаубица 2С19М1-155 «Мста-С» (Россия)

Модернизация техники по проекту Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen (2 cm) заключался в незначительном изменении существующего корпуса с установкой готовой башни от Sd.Kfz.222. При этом бронетранспортер превращался в разведывательную машину с достаточно высокой подвижностью и «главным калибром» в виде 20-мм автоматической пушки. Как впоследствии показали испытания и войсковая эксплуатация, такой вариант разведывательной машины имел значительные преимущества перед существующими броневиками. В середине 1943 года даже было принято решение свернуть серийное производство колесных машин в пользу полугусеничных.

В 1942 году появилось еще одно предложение, касавшееся модернизации бронетранспортера Sd.Kfz.250 с изменением назначения техники. Было предложено создать еще одну боевую разведывательную машину с артиллерийским вооружением, которая могла бы эксплуатироваться параллельно с новейшими leichter Schützenpanzerwagen (2 cm). Новую модификацию БТР следовало оснастить орудием увеличенного калибра, которое позволяло рассчитывать на новую тактическую роль.

Главной задачей нового проекта было оснащение имеющейся бронемашины 37-мм противотанковой пушкой. Благодаря этому огневая мощь разведывательной машины должна была значительно возрасти. В связи с этим появилось предложение дать технике соответствующую роль. Бронетранспортер Sd.Kfz.250 с 37-мм пушкой должен был стать боевой машиной командира разведывательного взвода. Таким образом, в одном подразделении можно было эксплуатировать значительное количество Sd.Kfz.250/9 и меньшее число машин с вооружением большего калибра. Бронемашины с 37-мм пушками должны были стать техникой для командиров подразделения, а функции «линейной» техники возлагались на Sd.Kfz.250/9 с менее мощным вооружением.

Новый проект боевой разведывательной машины получил обозначение leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm). Кроме того, проекту присвоили название, отражавшее порядковый номер разработки: Sd.Kfz.250/10. Известно о применении альтернативного обозначения Gerät 881. Все эти названия были равноценны и обозначали один и тот же вариант боевой машины с артиллерийским вооружением.

Основой для командирской разведывательной машины, как и в случае с «линейной» техникой аналогичного назначения, должен был стать легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 существующей модификации. Эти бронемашины производились серийно с 1941 года и активно использовались войсками. До определенного времени велось серийное производство базовой версии БТР, со временем получившей дополнительное название Alte («Старый»). К осени 1943 года был разработан проект модернизации машины с условным обозначением Neu («Новый»), в котором использовался обновленный корпус упрощенной конструкции. В качестве базы для разведывательных машин в ходе их серийного производства использовались бронетранспортеры обеих модификаций.

БТР Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом с противопульной защитой. Передняя часть корпуса отдавалась под моторно-трансмиссионный отсек, прикрытый бронированием сложной формы. Имелась клиновидная передняя стенка корпуса, над которой помещались наклонная крыша и скошенные бортовые листы. Последние в центральной части корпуса без каких-либо стыков переходили в борта обитаемого отсека. Центральная и кормовая части корпуса имели характерную многоугольную форму бортов с расходящимися наружу нижними листами и заваленными внутрь верхними. Кормовой лист монтировался с наклоном внутрь.

«Новый» бронетранспортер имел корпус упрощенной конструкции с единственным листом крыши моторного отсека увеличенных размеров и коробчатой архитектурой обитаемого отделения. Появились обычные надгусеничные ниши, которые можно было использовать для перевозки полезной нагрузки. Обновленный корпус состоял всего из 9 броневых деталей, тогда как старый вариант собирался из 19. Это значительно упростило и удешевило производство техники. При этом обновление конструкции корпуса в свое время не помешало продолжить выпуск серийных разведывательных машин и другой техники на базе такого шасси.

Защита лобовой проекции машины обеспечивалась листами толщиной от 10 до 14,5 мм. Борта и корма изготавливались из 8-мм брони. Имелась 6-мм крыша. В ходе модернизации параметры защиты почти не изменились. По технологическим причинам толщина некоторых деталей увеличилась до 15 мм, характеристики остальных элементов бронирования остались прежними.

Sd.Kfz.250 Alte оснащался бензиновым двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. После модернизации использовался мотор HL 42TUKRM того же производителя с аналогичными характеристиками. В задней части моторного отсека помещалась механическая трансмиссия на основе коробки передач, обеспечивающей семь скоростей переднего хода и три заднего. Трансмиссия передавала крутящий момент двигателя на ведущие колеса гусеничного движителя. Передача мощности на переднюю колесную ось не предусматривалась.

Характерной чертой бронетранспортеров Sd.Kfz.250, сказавшейся на их выборе в качестве основы для разведывательных машин, была полугусеничная ходовая часть. Непосредственно под моторным отделением помещалась управляемая ось с подвеской на листовых рессорах. Также имелся гусеничный движитель с четырьмя опорными катками шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в корме машины. Управление движением осуществлялось при помощи поворотных колес передней оси. Механизмы поворота в трансмиссии гусениц отсутствовали, что в определенной мере упрощало конструкцию и удешевляло производство техники.

В конфигурации бронетранспортера машины семейства управлялись экипажем из двух человек и перевозили до четырех десантников. Для наблюдения за обстановкой использовались смотровые приборы в передней части обитаемого отсека. Попадать в машину можно было через кормовую дверь или через борта, пользуясь отсутствием крыши. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Также не исключалось использование личного оружия десанта, чему способствовала конструкция корпуса, не имевшая крыши.

Для увеличения огневой мощи командирской боевой разведывательной машины было решено использовать существующее орудие с достаточными характеристиками. Предъявленным требованиям соответствовала буксируемая пушка 3,7 cm PaK 35/36, которую и решили использовать в новом проекте. Производство таких орудий велось с 1935 года и завершилось в начале 42-го в связи с окончательным моральным устареванием конструкции. За это время успели изготовить более 10,5 тыс. пушек, значительная часть которых по-прежнему оставалась в войсках и могла применяться в различных целях. Одним из вариантов использования устаревшей системы должна была стать разведывательная машина.

Читать еще:  Основной боевой танк AMX-30 (Франция)

Проект leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подразумевал использование существующих изделий с минимальными изменениями. По этой причине было решено максимально использовать имеющиеся агрегаты орудия PaK 35/36 без значительной доработки их конструкции. Такой подход был реализован в виде использования артиллерийской части и некоторых агрегатов лафета существующей конструкции, однако теперь орудие должно было крепиться не на колесном шасси, а на соответствующей системе, смонтированной в передней части обитаемого отсека бронекорпуса. Также изменили конструкцию броневого щитка пушки. Вместо наклонной детали сравнительно большой высоты, в центре которой имелась амбразура для орудия, было предложено использовать щитки меньших габаритов. В большинстве случаев щиток помещался только слева от пушки и прикрывал исключительно наводчика.

За счет максимального сохранения имеющихся узлов и агрегатов параметры наведения вооружения остались на прежнем уровне. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 60°. Вертикальное наведение менялось от -8° до +25°.

37-мм орудие оснащалось стволом длиной 45 калибров и могло использовать боеприпасы нескольких типов, разгоняя снаряд до начальной скорости 1030 м/с. В зависимости от типа снаряда, пушка могла пробить до 50 мм гомогенной брони с дистанции 300 м. Также имелись два варианта осколочных снарядов с максимальной дальностью стрельбы до 7,2 км и зарядом взрывчатого вещества не более 44 г. Подобные возможности позволяли орудию с определенной эффективностью бороться с незащищенной или легкобронированной техникой либо с живой силой противника. Тем не менее, по состоянию на начало сороковых годов имеющиеся характеристики были явно недостаточными, из-за чего орудие PaK 35/36 в начале 1942 года сняли с производства и постепенно начали выводить из эксплуатации.

Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей для боекомплекта на 216 снарядов унитарного заряжания. Благодаря существованию нескольких вариантов боеприпасов имелась возможность составить боекомплект в соответствии с ожидаемыми рисками и особенностями будущей боевой работы.

Пушка калибра 37 мм была основным и единственным штатным вооружением разведывательной машины Sd.Kfz.250/10. Дополнительное оружие в виде пулемета не предусматривалось. Тем не менее, отсутствие крыши позволяло экипажу с определенной эффективностью использовать для самообороны личное оружие. Кроме того, при необходимости защиты от пехоты противника командирская машина могла рассчитывать на помощь других экипажей, располагающих пулеметами. По другим данным, пулемет все же присутствовал, однако есть основания считать, что в таких случаях имела место доработка техники силами строевых частей. Боекомплект пулемета мог достигать 1100 патронов.

Управлять разведывательной машиной leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) должен был экипаж из четырех человек. В передней части обитаемого отсека помещались механик-водитель и командир, следившие за обстановкой при помощи смотровых приборов в лобовом листе и бортах корпуса. Также они отвечали за использование радиостанции. В боевом отделении, помещавшемся на месте бывшего десантного отделения, располагались наводчик и заряжающий. Их обязанностью был поиск целей с последующей стрельбой, а также обслуживание орудия.

Переделка бронетранспортера с установкой нового вооружения не привела к значительному изменению габаритов или веса машины. Длина разведывательной машины осталась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м, а высота за счет орудия увеличилась до 1,97 м. Следует отметить, высота машин разных серий могла меняться ввиду применения бронещитков орудия разной конструкции. Боевая масса новой техники составляла 5,67 т. Параметры подвижности остались прежними: скорость до 60 км/ч, запас хода – 320 км.

Работы над проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) / Sd.Kfz.250/10 продолжались до начала 1943 года. После этого были собраны и испытаны несколько опытных образцов, проверка которых подтвердила правильность выбранного пути развития существующей техники. Вскоре командирскую разведывательную машину новой модели приняли на вооружение, а также заказали серийную сборку такой техники. Новые Sd.Kfz.250/10 планировалось строить как на базе новых бронемашин, так и в ходе ремонта техники, вернувшейся с фронта с повреждениями.

Первые серийные разведывательные машины были собраны в начале 1943 года. По разным данным, сборка такой техники продолжалась примерно в течение года: до конца 43-го или до начала 1944-го. В течение нескольких первых месяцев немецкая промышленность выпускала Sd.Kfz.250/10 на базе шасси варианта Alte с корпусом более сложной формы. Осенью была освоена сборка техники на основе обновленных и упрощенных бронетранспортеров Neu. В итоге войска получили два варианта разведывательных машин с некоторыми техническими отличиями, но со схожими характеристиками. С точки зрения эксплуатации машины на разных шасси почти не отличались.

К началу 1943 года война на Восточном фронте окончательно и бесповоротно приняла затяжной характер, что привело к специфическим последствиям для немецкой военной промышленности и производства новой техники. Предприятия были загружены текущими заказами, из-за чего развертывание сборки новых образцов постоянно была связана с массой трудностей. В случае с проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подобные затруднения привели к ограниченным темпам выпуска техники. За все время производства армии удалось передать только 151 командирскую разведывательную машину с 37-мм пушкой. Эта техника распределялась между различными подразделениями армии, на вооружении которых уже состояли различные образцы бронемашин, в том числе разведывательного назначения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector