Колёсный бронетранспортёр БТР-82А (Россия)
Российский БТР-82А: история создания, описание и технические характеристики
БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера.
Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение.
Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2020 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.
Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера.
По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.
История создания
БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.
БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.
Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности. Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ.
Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.
Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.
Описание конструкции
БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины.
Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием.
Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер.
Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом.
Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант ВДВ от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным.
Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP.
В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны.
Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные.
На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность.
По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.
На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов.
Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом.
БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки.
Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.
Оценка проекта
Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью.
В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков.
Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме.
Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров.
Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.
В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием еще нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронемашин БТР-60/70/80 является морально устаревшей и изменить этот факт не может никакая модернизация. Чтобы дать армии по-настоящему современную машину, ее придется разрабатывать с нуля.
Характеристики
Ниже представлены ТТХ бронетранспортера БТР-85А:
- экипаж – 3 человека;
- колесная формула — 8х8;
- двигатель — 8-цилиндровый КамАЗ 740.14-300 (мощностью 300 л. с.);
- макс. скорость — 80 км/час по шоссе, 10 км/час на воде;
- запас хода по шоссе — 600 км;
- вооружение — 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТ.
Труженик войны: на что способен обновленный БТР-82А
Как сообщил представителям СМИ командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников, в подразделения морской пехоты Каспийской флотилии, которые дислоцированы в Дагестане, поступили бронетранспортеры БТР-82А. Также новые бронемашины получили морпехи на Камчатке. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о новом БТР-82А и о том, чем он отличается от предшественников.
Тщательное изучение опыта войн и локальных конфликтов последних лет показывает, что для оснащения общевойсковых частей и подразделений все более востребована современная колесная бронированная техника, способная обеспечить выполнение широкого спектра боевых и специальных задач. К концу первой декады 2000-х годов стало ясно, что серийно выпускавшиеся в России колесные бронетранспортеры БТР-80 и БТР-80А уже не в полной мере отвечали этим требованиям. В связи с этим, несмотря на то что в России уже была начата проработка новых БТР на базе унифицированной колесной бронированной платформы «Бумеранг», российскими конструкторами в тесном сотрудничестве со специалистами Минобороны России была разработана программа глубокой модернизации бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А.
Время новых БТР
При ее разработке и реализации конструкторами были учтены все предложения и требования заказчика, полученные в ходе тщательного изучения опыта эксплуатации и боевого использования бронетранспортеров. Было изготовлено два опытных образца, отличавшихся друг от друга составом комплекса вооружения: на одной машине в составе комплекса вооружения использовались крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ, на другой машине устанавливались 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ. На обеих машинах оружие стабилизировано в двух плоскостях и вынесено за пределы обитаемого отделения, что практически исключило загазованность в обитаемом отделении во время стрельбы.
Поскольку модернизированные бронетранспортеры качественно отличались от серийных БТР-80 и БТР-80А и имели лишь внешнее сходство, руководством Минобороны РФ было принято решение о присвоении им и новых наименований – БТР-82 и БТР-82А соответственно.
В ходе предварительных испытаний заказчик отказался от дальнейших работ по БТР-82, посчитав комплекс вооружения этой машины не отвечающим современным требованиям. Работы по БТР-82 были прекращены. А БТР-82А прошел все «круги ада», или весь цикл испытаний, доработок, испытаний после доработок, и 6 декабря 2012 года приказом министра обороны машина была принята на вооружение. Этим же приказом был принят на вооружение и БТР-82АМ. Кроме России, БТР-82А находятся на вооружении еще двух стран. В 2015 году Республика Беларусь подписала контракт на поставку БТР-82А для нужд белорусской армии, но в силу некоторых финансовых трудностей исполнение контракта приостановлено до тех пор, пока Минобороны братской страны не получит для этого контракта деньги.
Что нового?
В ходе разработки программы модернизации хорошо себя зарекомендовавших, но устаревающих БТР-80 и БТР-80А главной задачей ставилось комплексное повышение основных боевых свойств бронетранспортера – огневой мощи, подвижности, защищенности и командной управляемости, а также эксплуатационных характеристик машины. Благодаря реализованным мероприятиям коэффициент боевой эффективности БТР-82А возрос в два раза по сравнению с БТР-80А.
Огневая мощь повышена за счет установки унифицированного боевого модуля с электроприводами и двухплоскостным стабилизатором оружия – 30-миллиметровой автоматической пушки 2А72 и спаренного с ней 7,62-миллиметрового пулемета ПКТМ. Кроме того, в унифицированном модуле возможна установка и других видов пулеметно-артиллерийского вооружения, в том числе зарубежного производства.
Для повышения поисковых возможностей и эффективности стрельбы установлен комбинированный всесуточный прицел наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизацией поля зрения. В настоящее время прорабатывается вариант установки на БТР-82А нового прицела с тепловизионным каналом.
Еще на этапе проработки технического задания было определено, что кучность и точность стрельбы из автоматической пушки БТР-82А с места и с ходу не должны быть ниже, чем эти показатели у БМП-2. Это была сложная техническая задача. В силу особенностей конструкции автоматики пушек 2А42 (на БМП-2) и 2А72 (на БТР-82А) показатели их точности и кучности стрельбы сильно разнятся, причем не в пользу 2А72. Кроме того, гусеничное шасси обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе, чем колесное. Но конструкторы бронетранспортера, проработав множество различных вариантов, решили сложную техническую задачу и обеспечили показатели эффективности стрельбы из БТР-82А на уровне БМП-2. Невероятно, но факт!
Защищенность машины повышена благодаря использованию в новом бронетранспортере противоосколочной защиты из современных арамидных материалов на внутренних поверхностях корпуса, в том числе и на полу. Помимо повышения защитных свойств, установка противоосколочной защиты улучшает термо- и шумоизоляцию обитаемого отделения бронетранспортера. Повышение противоминной стойкости достигнуто благодаря конструкции машины, где между полом обитаемого отделения и ее днищем есть значительное пространство, заполненное элементами трансмиссии. На полу обитаемого отделения уложены энергопоглощающие коврики в местах размещения экипажа и десанта. На машине также применяется усовершенствованная система пожаротушения, что позволило заметно повысить пожаровзрывобезопасность. Комплекс мероприятий по повышению защищенности бронетранспортера позволил повысить живучесть машины на 20%, обеспечить защиту экипажа, агрегатов и систем бронетранспортера от поражения бронебойными пулями основных средств поражения пехоты с дистанции от 100 метров и от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони БТР. Показатели эргономичности машины улучшены благодаря установке в штатной комплектации БТР системы кондиционирования воздуха.
Подвижность и комфорт
Подвижность. Несмотря возросшую с 14 до 16 тонн массу бронетранспортера, показатели подвижности машины были повышены благодаря установке более мощного (300 лошадиных сил против 260 лошадиных сил) дизельного двигателя, новых элементов трансмиссии и подвески. Эти меры позволили увеличить общий ресурс машины, средние скорости движения, повысить плавность хода (что немаловажно для обеспечения высокой точности стрельбы с ходу) и надежность шасси в целом.
Высокие водоходные качества машины при преодолении водных преград сохранились на прежнем уровне. БТР-82А имеет мореходность до трех баллов, то есть без ограничений может двигаться по водной поверхности при высоте волны более одного метра. Три балла – это волнение, при котором на БТР можно идти по морю. А если нельзя, но очень хочется? Были и такие нарушители, шли по морю на БТР и при пяти баллах. Вот потому БТР-82А и пользуется успехом у морских пехотинцев.
А в качестве примера высокой надежности и живучести БТР-82А можно привести такой пример: машина сохраняет подвижность при потере половины колес. При этом неважно, два колеса на оси или одно. Зарубежные БТР тоже могут двигаться при потере четырех колес из восьми, но при этом надо, чтобы они были на осях попарно.
Командная управляемость. Для повышения командной управляемости машины были установлены современные цифровые средства связи, система топографического ориентирования «Трона-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной информации и комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-АИ. Это позволило улучшить устойчивость, скрытность и качество связи, расширить функциональные возможности управления и обеспечить интеграцию в единую систему управления тактического звена.
Впервые на отечественных бронетранспортерах осуществлена установка автономного энергоагрегата мощностью пять киловатт. Он обеспечивает экономию ресурса основного двигателя за счет исключения его работы при действиях в обороне, на блокпостах и т. д., увеличение ресурса и заряд АКБ, а также снижение заметности машины в тепловом и акустическом диапазонах.
С целью повышения комфортности условий действия экипажа в машине и снижения его утомляемости при совершении маршей и ведении боя, особенно при действиях в условиях повышенных температур, на БТР-82А устанавливается система кондиционирования воздуха.
Чем отличаются БТР-82А и БТР-82АМ
Бронетранспортер БТР-82АМ, принятый на вооружение Российской армии одним и тем же приказом, что и БТР-82А, не является модернизацией последнего, как считают некоторые. Напротив, БТР-82АМ – это модернизация бронетранспортера БТР-80А, которая производится не на заводе-изготовителе, а на ремонтном заводе. В результате этой модернизации на БТР-82АМ в отличие от БТР-82А отсутствуют новая трансмиссия, антиосколочная защита и энергопоглощающие коврики в обитаемом отделении, кондиционер.
Организация массового производства БТР-82А после принятия машины на вооружение не потребовала коренной реорганизации производственных линий, что позволит сэкономить существенные средства.
Парк Сухопутных войск РФ пополнится 460 бронетранспортерами БТР-82А и БТР-82АМ
Новые бронетранспортеры предназначены для транспортировки подразделений, их огневой поддержки в бою, уничтожения живой силы, противотанковых средств и легкобронированной техники противника.
БТР-82А обладает повышенной живучестью. В Минобороны пояснили, что защищенность машины повышена благодаря использованию противоосколочной защиты из многослойного синтетического материала на внутренних поверхностях корпуса. Для уменьшения негативных последствий от взрывов под колесами или корпусом полы в этом бронетранспортере застелены противоминным покрытием. Кроме того, сиденья экипажа и десанта установлены на специальной подвеске, которая снижает влияние энергии взрыва.
Броневик оснащен унифицированным боевым модулем с автоматической 30-мм пушкой 2A72 и 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Использование на БТР-82А нового комбинированного прицела позволило увеличить эффективность стрельбы в 2,5 раза, вести прицельный огонь с броневика с ходу и в условиях плохой видимости. На этой машине стоят система кондиционирования воздуха, современные средства связи и ориентирования.
Пушка и спаренный с ней пулемет модернизированного бронетранспортера БТР-82АМ имеют электроприводы вертикальной и горизонтальной наводки и цифровой двухплоскостной стабилизатор вооружения. На броневике массой 16 тонн стоит дизельный двигатель с турбонаддувом марки КАМАЗ мощностью 300 л.с. Эта машина имеет усиленную трансмиссию, а наличие автономной дизель-генераторной установки позволяет функционировать всем системам жизнеобеспечения и связи даже при неработающем основном двигателе.
На БТР-82АМ значительно улучшена эргономичность места водителя и наводчика-оператора. Для улучшения командной управляемости на бронетранспортере устанавливают цифровые радиостанции 5-го поколения Р-168, системы топографического ориентирования “Трона-1” и комбинированные приборы наблюдения командира ТКН-АИ. А для большей защищенности личного состава на внутренних поверхностях корпуса имеется противоосколочная защита.