Командирский танк Т-54АК (СССР)
Командирский танк Т-54АК (СССР)
Командирские танки на базе Т-54
Командирский танк Т-54АК.
Разработка командирского танка для управления в бою танковыми частями и соединениями на базе танка Т-54 началась в 1947 г. Проектные работы были развернуты на двух заводах: N«112 «Красное Сормово» в Горьком и №183 в Нижнем Тагиле.
Первый опытный образец командирского танка на базе Т-54 был изготовлен и прошел испытания на заводе №112 в октябре 1948 г. В отличие от линейного танка Т-54, командирский вариант машины дополнительно оснащался радиостанцией РСБФ-3 и автономным зарядным агрегатом.
В середине октября 1949 г. постановлением Совета Министров СССР заводу №112 «Красное Сормово» поручалась разработка технического проекта танка Т-54, оборудованного средствами управления боем для командиров батальона, полка и дивизии с предъявлением его к рассмотрению не позднее 30 ноября 1950 г. В соответствии с ТТТ, масса командирского танка не должна была превышать боевую массу серийного Т-54. Вооружение машины оставалось неизменным, за исключением уменьшения боекомплекта к пушке до 15-20 выстрелов. В танке предусматривалось установить: две радиостанции РТУ и РТК, вертикально-базный дальномер, съемный перископ ТП, прибор ночного видения механика-водителя, малогабаритный прожектор на крыше башни, зарядный агрегат и откидной столик для работы с топографическими картами. Дополнительно предполагалось сделать укладку биноклей (для обнаружения ночью источников инфракрасного излучения) и фонарей (для сигнализации в ночных условиях). Кроме того, требовалось проработать возможность установки в танке курсопрокладчика.
Технический проект командирского танка, получившего заводское обозначение «Объект Р-50-1», был выполнен на базе танка Т-54 с новой башней без обратных скосов в кормовой части и представлен КБ завода №112 «Красное Сормово» на рассмотрение в НТК ГБТУ в установленные сроки. Боекомплект к пушке составил 21 выстрел, люк запасного выхода в днище был перемещен на правую сторону, а на его месте разместили зарядный агрегат. От использования съемного перископа отказались, так как при наличии вертикально-базного дальномера в его установке не имелось смысла. В декабре того же года проект был утвержден НТК ГБТУ и Министерством транспортного машиностроения. В выводах комиссии, рассматривавшей проект, указывалось:
«1. Для окончательной оценки целесообразности принятого размещения оборудования с точки зрения удобства пользования им изготовить макет в натуральную величину.
2. Макет изготовить на базе серийного танка Т-54 с новой башней без обратных скосов в кормовой части и с горизонтиро- ванной башенкой с установленным в ней командирским прибором наблюдения ТКН или ТНК-1.
3. Представленный… технический проект оборудования танка Т-54 средствами управления боем для командиров батальона, полка и дивизии одобрить для изготовления макета, разработки рабочих чертежей и изготовления опытного образца.
4. При изготовлении макета и разработке чертежей учесть все замечания, изложенные в настоящем заключении».
Первые командирские машины завод №112 должен был изготовить в I квартале 1952 г. путем переделки серийных Т-54, поставлявшихся заводом №183. Однако выпуск задержался из-за нерешенности вопроса по переносу люка запасного выхода. Дальнейшие работы по созданию командирского танка с завода «Красное Сормово» были переданы на завод №183.
После этого КБ завода №183 в течение мая-сентября 1952 г. доработало проект командирского танка с учетом замечаний НТК ГБТУ, высказанных по техническому проекту завода №112 «Красное Сормово», и необходимостью установки в танке новой малогабаритной навигационной аппаратуры, созданной в НИИ-5. 18 декабря 1952 г. доработанный технический проект машины с макетом оборудования был рассмотрен на заводе и утвержден НТК ГБТУ.
Согласно выполненному проекту, в нише башни за казенной частью пушки на месте кормовой укладки размещался приемо-пе- редатчик РТК. Приемопередатчик РТУ с блоком дуплекса устанавливался в левой части ниши башни рядом с приемопередатчиком РГК. 10-метровая антенна располагалась на корме танка в специальном герметизированном кожухе рядом с бревном для самовытаскивания машины.
В состав навигационных средств входили: курсопрокладчик, устанавливавшийся вместо штатной радиостанции 10РТ, гироблок, преобразователь, регулятор частоты, магнитный усилитель и щиток управления навигационной аппаратуры, датчик пути со спидометром, курсоуказатель и буссоль. Для наблюдения за полем боя и управления огнем в танке использовался вертикально-баз- ный дальномер, который в рабочем положении устанавливался вместо смотрового прибора МК-4 наводчика. При работе в ночных условиях применялись: прибор ночного видения механика-водителя, монтировавшийся вместо правого штатного смотрового прибора; съемный малогабаритный прожектор – с левой стороны башни перед дальномером и бинокль для обнаружения источников ИК-излучения – на крыше башни над прицелом ТШ.
В результате размещения специального оборудования боекомплект к пушке уменьшился на 14 выстрелов, из которых семь были убраны из башни, шесть – с правого и левого бортов корпуса и один выстрел – с пола боевого отделения. Кроме того, изъяли штатную радиостанцию 10РТ, а люк запасного выхода перенесли с левой стороны днища на правую.
Сдача рабочих чертежей командирского танка в производство намечалась на февраль 1953 г., а изготовление двух машин и заводские испытания – на март 1953 г. Однако два опытных образца командирского танка на базе Т-54 завод № 183 изготовил только в 1954 г.
В это же время на заводе №75 был выпущен опытный образец командирского танка Т-54 с радиостанцией РТУ-2 и переговорным устройством ТПУ-5. В1954 г. командирские танки заводов № 183 и №75 прошли полигонные испьпания, по результатам которых они были рекомендованы к принятию на вооружение. В 1955 г. завод №183 изготовил небольшую партию командирских танков Т-54 в количестве 50 машин. К сожалению, дальномеры на серийных командирских машинах не устанавливались. На вооружение Советской Армии танк Т-54К были принят приказом министра обороны СССР только в 1958 г.
Командирский танк Т-54К представлял собой модификацию серийного линейного танка Т-54 обр. 1951 г. и при разработке имел обозначение «Объект 137К». Он отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ и бензоэлектрического зарядного агрегата, предназначавшегося для обеспечения потребителей электроэнергией при длительной работе на стоянке.
Зарядный агрегат размещался за сиденьем механика-водителя, поэтому люк запасного выхода был перенесен на правую сторону днища боевого отделения. Курсовой пулемет СГМТ был сохранен.
В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. Кроме того, в танке укладывались 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 12 сигнальными патронами.
Антенный ввод радиостанции проходил через правый борт корпуса танка. Антенный изолятор от механических и боевых повреждений был защищен броневым стаканом. В нерабочем положении радиостанции штыревая антенна высотой 1 м поворотом антенного ввода укладывалась горизонтально на правую надгусеничную полку.
В комплект радиостанции РСБ-Т входила полутелескопическая штыревая антенна высотой 10 м (обеспечивала дальность связи 35-40 км) для работы на стоянке и штыревая антенна высотой 4м- для работы на стоянке и на ходу (дальность связи – 10 км).
В 1955 г. в КБ завода № 183 была разработана чертежно-техническая документация на установку новых средств связи (радиостанций Р-113, Р-112 и танкового переговорного устройства ТПУ-120) в линейном и командирском танках Т-54А. Два опытных образца командирского танка завод изготовил в конце 1955 г.
Схема размещения радиостанций Р-112 и Р-113 в башне танка T-54AK.
Командирский танк Т-54БК.
Техническая документация на установку радиостанций в командирском танке Т-54АК была утверждена для серийного производства 22 ноября 1956 г. По этой документации на заводе №183 началось изготовление установочной партии в количестве 50 машин. Но при выпуске машин возникли большие трудности, связанные с отсутствием зарядных агрегатов и несвоевременной поставкой радиостанций Р-113 и Р-112, а также из-за их плохого качества. В короткие сроки был разработан, изготовлен и испытан новый зарядный агрегат. На вооружение Советской Армии танк Т-54АК, как и Т-54К, был принят приказом министра обороны СССР в 1958 г.
Командирский танк Т-54АК являлся модификацией танка Т-54А и при разработке имел обозначение «Объект 137ГК». Он отличался от линейного танка Т-54А установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 у командира машины, зарядного агрегата АБ-1 -П/30 в отделении управления и танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 в боевом отделении. Установка курсового пулемета СГМТ сохранилась.
В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке Д-10ТГ, 3500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. Кроме того, в танке укладывались: 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 12 сигнальными патронами.
Дальность связи радиостанции Р-112 в движении составляла 12-15 км (на 4-мет- ровую штырьевую антенну), телеграфом на стоянке – до 50 км.
Впоследствии при проведении капитального ремонта танков Т-54АК на них устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ, а радиостанции Р-113 и Р-112 были заменены радиостанциями Р-123 (Р-123М) и Р-130М.
С принятием на вооружение танка Т-54Б командирский вариант машины выпускался на его базе.
Танк Т-54БК при разработке обозначался как «Объект 137КЦ». Его серийное производство было организовано на заводе №183 в 1957-1958 гг. На вооружение Советской Армии танк был принят приказом министра обороны СССР в 1958 г.
Т-54БК отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата АБ-1-П/30 в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.
Боекомплект к пушке Д-10Т2С был сокращен с 34 до 26 выстрелов.
Впоследствии при проведении капитального ремонта танков Т-54БК на них устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ, а радиостанции Р-113 и Р-112 заменялись радиостанциями Р-123 (Р-123М) и Р-130М.
Последней командирской модификацией танков серии Т-54 стал танк Т-54МК, который был принят на вооружение Советской Армии в 1977 г. Он выпускался заводами капитального ремонта на базе модернизированного образца танка Т-54М. На заводах капитального ремонта Министерства обороны было изготовлено 62 танка Т-54МК.
В отличие от линейного танка, командирский вариант Т-54МК дополнительно оснащался коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратурой ТНА-2 и зарядным агрегатом.
Боекомплект к пушке Д-10Т2С был сокращен с 43 до 37 выстрелов.
Дальность связи радиостанции Р-13ОМ при работе на 4-м штыревую антенну днем составляла 50 км, ночью – 20 км; при работе на антенну «симметричный вибратор» или на антенну зенитного излучения – 350 км.
Т-54 – гордость советского танкостроения
Если спросить военного специалиста назвать несколько лучших танков, созданных после Второй мировой войны, то среди них обязательно будет советский средний Т-54.
В нем наиболее полно был осмыслен опыт применения танков в прошедшей мировой войне.
Усиление броневой защиты немецкой бронетехники, в конце войны, заставляло советских конструкторов повышать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя хорошо показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были созданы несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – трансмиссия не выдерживала такую мощную артиллерийскую систему.
Однако опыт помог в создании танка Т-44-100, а затем и Т-54 («Т-54 образца 1946 года»). Простой и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали монолитным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса разместили 2-ва перископических прибора наблюдения МК-1К.
Более крупную башню улучшенной конфигурации разместили в центре танка, ее лобовая броня достигла 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.
Впервые, на среднем советском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.
Почти не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.
Т-54 был тяжелее Т-44, но ходил лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и хорошими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.
В 1949 году была проведена первая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, поэтому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к пуску в холодную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.
В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Теперь можно было вести прицельный огонь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы.
В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к появлению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» – стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были оснащены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. С помощью них танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.
В этом же 1952 году, создан ОТ-54, у него вместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огнесмеси.. Он мог выбрасывать струю пламени на 160 метров
С 1954 года небольшой партией были созданы командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.
Т-54 были лучшими танками в своём классе, с 1946 года, лишь в 1958 году Англия создала более мощную 105 мм пушку. На базе Т-54 были созданы САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.
Танки массово поставлялись странам Варшавского договора, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под названием Т-59.
Т-54 и его модернизация Т-55 до сих пор стоят на вооружении многих стран.
Тактико-технические характеристики Т-54 (Т-54А)
Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Запас хода, км – 330 (440)
Двигатель (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)
Танк Т-54 – главный советский танк после войны
Танк Т-54 имеет узнаваемые черты, классическую компоновку, а также является одним из лучших и самых массовых танков Советского Союза за все времена. Успех модели вполне объясним. Машина традиционно получилась простой, удивительно сбалансированной и надежной. Главное, что конструкторы учли ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.
Серийный выпуск Т-54 был организован до 1959 года, а затем его заменили на Т-55 и Т-62.
История создания
Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..
Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.
Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.
Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).
Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.
Конструкция
Важное отличие от предыдущих танков заключалось в мощном 100мм орудии, на тот момент не имевшем аналогов по пробивной силе во всем мире. Бронебойный снаряд пробивал вертикальный лист брони толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, подобных характеристик англичане смогли достигнуть на своих серийных средних танках только через 12 лет.
Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.
Начальная скорость фугасного или бронебойного снаряда равнялась 900 м/с. Общий боезаряд составлял 34 выстрела.
Большое значение играло расположение двигателя, который конструкторы разместили традиционно в задней части корпуса, но поперек движению. Благодаря такому решению удалось существенно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.
Дополнительно получилось сократить длину машины, а также перенести башню в среднюю часть корпуса. Таким образом, удалось избавиться от серьезной конструкторской недоработки прошлых версий – люка механика-водителя на лобовой части корпуса (очень уязвимое место).
Силовой установкой послужил двигатель В-54. Это модификация дизельного В-2, который ставился на легендарный Т-34. Новый мотор позволял развивать скорость на шоссе до 50 км/ч, танк обладал достаточно хорошим запасом хода – до 330 км при общей вместимости баков 730 л.
Существенным шагом вперед стало применение полуавтоматической углекислотной системы для тушения возгораний. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для коммуникации экипажа.
На Т-54 применена торсионная независимая подвеска.
Благодаря этому, удалось опустить танк на 30 см ниже, чем прототип. С каждого борта располагались 5 катков. На первом и последнем были гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса – сзади.
Гусеницы мелкозвенчатые, состоят из 90 траков, на них выделялись заметные грунтозацепы для повышения проходимости. Использовалось цевочная сцепка с ведущим колесом. Ширина гусениц составляла 50 см.
Прицел для Т-54 сначала получился неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Только позднее модификации машины получали хороший функционал: независимую стабилизацию прицела, ночное видение, лазерный дальномер, вычисление баллистической траектории.
Дополнительное вооружение состояло из курсового пулемета СГ-43, двух дистанционно управляемых механиком-водителем пулеметов (тоже СГ-43), размещенных в бронекоробках на надгусеничных полках (все калибра 7,62-мм). Также на башне ставился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.
Корпус собирался из сварных катанных плит и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100мм листов. Верхний закреплялся под углом в 60°, а нижний – 55°. Толщина боковой брони, располагавшейся вертикально, составляла 80 мм. А в верхней части 45мм кормовая броня ставилась под углом 17°. Днище защищали 20 мм листы.
У Т-54 была литая башня, имевшая форму полусферы.
В целом, первые заводские модели получили существенно уязвимую башню, выраженную в наличии обратного скоса в нижней части (замана). Но форму достаточно быстро скорректировали, полностью устранив недостаток. В целом, башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги по броневой защите как минимум на 30%.
В экипаж Т-54 входило 4 человека. Трое размещались в обитаемой башне: командир экипажа, наводчик (все по левую сторону от орудия) и заряжающий (по правую сторону). В носовой части корпуса отводилось место для механика водителя. Кстати, люк механика не точно по центру корпуса, а левее, что усложняло рулежку, особенно на узких участках местности.
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
На момент выпуска Т-54 в СССР, США спроектировали и начали производить М-48, как танк нового поколения (позднее его сменил М-60).
В Европе же первую скрипку играли британские средние танки Центурион А41.