0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Командирский танк Т-54БК (СССР)

Средний танк Т-54

Танк Т-54 разработали в 1946 году в Нижнем Тагиле в КБ под руководством А.А. Морозова. За основу был взят средний танк Т-44. В процессе разработки танку было присвоено обозначение «Объект 137». На вооружение Армии СССР он был принят в 1946 году. Серийное производство организовали в Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. В ходе производства танка проводилась модернизация танка, однако марка не изменялась.

В танке была реализована классическая схема компоновки и традиционное размещение экипажа в башне: командир и наводчик находились слева от пушки, заряжающий – справа. Двигатель располагался в кормовой части поперечно, что позволило за счет сокращения размеров моторно-трансмиссионного отделения увеличить боевое отделение и установить на средний танк 100-миллиметровую пушку.

В отличие от всех предыдущих танков при установке пушки она заводилась в амбразуру башни дульным срезом вперед. Амбразура башни наклонена в сторону носовой части корпуса, поэтому она имела небольшую ширину, равную 400 миллиметрам. Таким образом, была улучшена защищенность лобовой части башни, но при этом усложнялась замена пушки в «полевых» условиях.

Благодаря общей схеме компоновки танка башня была смещена в сторону кормы и расположить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса. Это позволило в значительной степени усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия в верхнем лобовом листе люка, его толщина увеличилась до 120 миллиметров, а угол наклона составлял 60 градусов. При этом смещение влево от продольной оси корпуса люка механика-водителя потребовало от водителя определенных навыков вождения во время преодоления ограниченных проходов.

Полусферическая литая башня первоначально имела в нижней части «заман» (обратный скос) по всему периметру. Обратный скос являлся ослабленной зоной броневой защиты, поэтому его устранили на последующих выпусках танков во время модернизации. Повышение защищенности танка с условием ограниченности массы в 36 т. было достигнуто и плотной компоновкой систем и агрегатов.

Вооружение танка включало спаренные 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10Т и пулемет СГ-43, пару 7,62-миллиметровых курсовых пулеметов СГ-43, размещенных на надгусеничных полках в броневых коробках, и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет ДШК. В боекомплект пушки входило 34 выстрела с бронебойными и осколочными снарядами. Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метром пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Конструкция пушки была настолько удачной, что ее более 40 лет без особых изменений устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.

Двигатель В-54 являлся развитием конструкции дизельного двигателя типа В-2. Запас хода танка равнялся 330 километрам при запасе топлива 730 литров.

Танки первых выпусков оснащались механической трансмиссией состоящей из входного редуктора со стальным картером и принудительной смазкой, сухого многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач имеющей два инерционных синхронизатора, простых однорядных бортовых редукторов и механизма поворота. В качестве механизма поворота применялись двухступенчатые планетарные механизмы, которые обеспечивают получение двух расчетных радиусов поворота и возможность увеличения силы тяги (кратковременного) при прямолинейном движении за счет одновременного перевода в первое положение рычагов управления без переключения передач.

Торсионная индивидуальная подвеска танка с лопастными гидроамортизаторами на задних и передних узлах. Мелкозвенчатая 90 траковая гусеница с открытым металлическим шарниром имела развитые грунтозацепы и цевочное зацепление с ведущим колесом. Первоначально ширина гусеницы составляла 500 миллиметров.

В танке применялась полуавтоматическая углекислотная система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса были установлены две дымовые шашки МДШ. Средствами связи являлись радиостанция 10-РТ-26, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Средний танк Т-54 разрабатывали без учета возможности передвижения под водой.

Во время модернизации среднего танка Т-54 на нем была установлена новая башня, которая не имела по нижнему периметру обратных скосов, и оснащалась одним курсовым пулеметом в отделении управления вместо пары пулеметов, которые размещались на надгусеничных полках. Телескопический прицел ТШ-20 заменили на прицел ТШ2-22 имеющий 3, 5 и 7-кратное увеличение. Кроме того, с 51-го года были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель, имеющий эжекционный отсос пыли, гусеницы шириной 580 миллиметров и измененную конструкцию гитары. Для сохранения заданной массы среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 с 120 миллиметров. Максимальную толщину лобовой части башни (200 миллиметров) и бортовых листов корпуса (80 миллиметров) не изменяли.

На базе Т-54 создали огнеметный танк ТО-54 и командирский танк Т-54К. Командирский танк разработали в 54-м году и приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танка он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-112 а также бензоэлектрического зарядного агрегата который служил для питания потребителей в случае длительной работы на стоянке. Был сохранен курсовой пулемет СГМТ.

Читать еще:  Основной танк EE-T1 Osorio (Бразилия)

С использованием агрегатов и узлов танка Т-54 разработали и серийно производились ЗСУ-57-2 и СУ-122, мостоукладчик МТУ, самоходный кран СПК-12Г и бронетягач БТС-2. Часть танков приспособили для навешивания каткового минного трала ПТ-54, снегоочистителя СТУ, танкового бульдозера БТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.

Было создано две модификации танк Т-54 – Т-54А и Т-54Б. Танк Т-54 а также его модификаций экспортировался в 39 стран.

Средний танк Т-54А

В Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева разработали средний танк Т-54А, который в 1955 году был принят на вооружение. Серийное производство велось с 55-го по 57-й годы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.

Впервые в отечественном танкостроении на серийно выпускаемый танк установили пушку Д-10ТГ имеющую стабилизатор в вертикальной плоскости «Горизонт» СТП-1 и эжектор для продувки ствола после выстрела. Данные тех. решения стали началом большой работы конструкторских коллективов в данной области и в конце первого послевоенного периода танки, которые стояли на вооружении Советской Армии, оснащались двухплоскостным стабилизатором пушки для ведения прицельного огня во время движения и эжектор снижающий загазованность боевого отделения.

В силовую установку ввели ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.

Для механика-водителя ввели инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, который был принят в 1951 году на вооружение. Средствами связи являлись радиостанции ТПУ Р-120 и Р-113.

На базе танка Т-54А создали командирский танк Т-54АК, принятый в 1958 году на вооружение. Данный танк производился серийно и от линейной модели отличался наличием у командира машины доп. радиостанции Р-112 и в отделении управления зарядного агрегата. Установку курсового пулемета СГМТ сохранили.

Средний танк Т-54Б

В Нижнем Тагиле в конструкторском бюро возглавляемый Л.Н. Карцевым был разработан средний танк Т-54Б. Приказом Минобороны СССР от 11.09.1956 году данный танк приняли на вооружение. Серийное производство организовали в период с 1957 по 1959 года в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.

Основным вооружением являлась пушка Д-10Т2С имеющая двухплоскостной стабилизатор СТП-2 «Циклон». В боекомплект пушки, входили осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и бронебойно-кумулятивные снаряды.

Ввели: инфракрасные ночной прибор командира ТКН-1 и ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, вращающийся полик боевого отделения, который улучшил условия работы в башне, новую конструкцию механизма поворота башни. Кроме того в оснащение танка были введены инфракрасные прожекторы: смонтированным на командирской башенке ОУ-З, на орудийной маске Л-2.

В топливную систему добавили третий наружный бак, поэтому запас возимого топлива увеличился до 1212 литров, а запас хода – до 430 километров. На данном серийном танке впервые в отечественном танкостроении было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать по дну преграды, максимальная глубина которых составляет 5 метров, а ширина 700 метров. Время движения под водой было ограничено, так как существовала опасностью перегрева двигателя, поскольку при установке ОПВТ герметизировали крышу моторно-трансмиссионного отделения. Некоторые танки приспособили для работы с минными тралами КМТ-4М и -5М.

Танк Т-54Б послужил основой для создания командирского танка Т-54БК, который приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танк отличался установкой доп. коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата АБ-1-П/30 и навигационного оборудования. Сохранили установку курсового пулемета СГМТ.

Средний танк ОТ-54

На базе танков Т-54 и Т-55 был создан танк ОТ-54 имевший автоматические огнеметы АТО-54 и АТО-200 установленные в башне танка вместо спаренного пулемета. Выброс огнеметной смеси производился порционно струйно, при одном выстреле выбрасывалось около 6-8 литров смеси. Такая конструкция давала возможность расширить огневые возможности при сохранении всех характеристик линейного танка по вооружению, подвижности и защите, без изменения его внешнего вида.

Танки, которые оснащались данными огнеметными системами, были способны метать огнесмесь на дальность 160 метров со скоростью до двадцати выстрелов в минуту.

Средний танк Т-54M

Модернизированным вариантом Т-54 являлся средний танк Т-54М. 18.03.1977 года данный танк приняли на вооружение приказом Минобороны СССР и выпускался заводами кап. ремонта.

Модернизированный танк отличался использованием агрегатов, приборов и систем, разработанных для Т-55 к которым относились 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10-Т2С (боекомплект составлял 43 выстрела), лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения «Циклон» М, прицел наводчика имеющий стабилизированную линию прицеливания, ночные ИК-приборы наводчика и командира, два пулемета ПКТ (боекомплект 3, 5 тыс. патронов) и зенитный пулемет ДШКМ (боекомплект 300 патронов).

В танке были установлены двигатель В-55 (В-55В) мощностью 580 лошадиных сил (426 кВт), а также системы ТДА, ППО и ПАЗ. Все танки приспосабливались для навешивания минных тралов КМТ-4 или -6. Боевой вес модернизированных машин увеличился до 36,5 тонн.

Танк Т-54М являлся базой для командирского танка Т-54МК. Среди отличий: дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, ТНА-4 и зарядного агрегата.

Танк Т-54А прошел аналогичную модернизацию и получил называние Т-54АМ.

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса 36,4 т;
Экипаж 4 человека;
Длина с пушкой вперед — 9000 мм;
Длина корпуса – 6040 мм;
Ширина – 3270 мм;
Высота по крышу башни – 2400 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка – Д-10ТГ;
Калибр – 100 мм;
Боекомплект:
100-мм снаряд – 34;
12.7-мм патрон – 200;
7.62-мм патрон – 3500;
Марка двигателя – В-54;
Тип двигателя – дизельный;
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Запас хода – 440 км;
Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
Преодолеваемая стенка – 800 мм;
Преодолеваемый ров – 2700 мм;
Преодолеваемый брод – 1400 мм.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

Одетые в броню

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Одетые в броню » Отличия танков » Описание модификаций Т-54

Описание модификаций Т-54

Сообщений 1 страница 6 из 6

Поделиться123-05-2018 22:43:13

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Советские модификации ранних Т-54

Т-54 обр. 1945 г. — развитие проекта Т-44Б, двигатель дизель В-2-44 520 л.с., усиление бронезащиты, новая башня, доработанная ходовая, нарезная пушка Д-10Т-К 100-мм, курсовой пулемёт ГВТ 7,62-мм, спаренный пулемёт ГВТ 7,62-мм, БК 34 снаряда, 3000 патрон, прицел ТШ-19, запас хода 300-360 км, экипаж 4 человека, масса 35,5 т.

Т-54 обр. 1946 г. 3-й обр. №3 (объект 137) — двигатель дизель В-54 520 л.с., доработанный корпус, новая башня, нарезная пушка ЛБ-1 100-мм, спаренный пулемёт СГ-43 7,62-мм, 3 курсовых пулемёта СГ-43 7,62-мм, ЗПУ с пулемётом ДШК 12,7-мм, БК 34 снаряда, 150 патронов 12,7 мм, 3500 патронов 7,62 мм, прицел ЗПУ КВ-Т, приборы наблюдения МК-4, радиостанция 10РК-26М, ТПУ-4-бис-Ф-26, увеличен запас топлива, ручные огнетушители РАВ-3, масса 39,15 т.

Т-54 обр. 1946 г. 3-й обр. №4 — нарезная пушка Д-10Т 100-мм, масса 39,155 т.

Т-54-1 4-й обр. — (1947) облегчённый корпус, новая башня, новые катки, новая гусеница, доработанная пушка, лентоуловитель для спаренного пулемёта, доработанная ЗПУ, электропривод башни ЭПБ-1, ТПУ-47, автоматизированное ППО, запас хода 330 км, цилиндрические топливные баки на надгусеничных полках, масса 36 т.

Т-54-1 головной обр. — (1947) серийный вариант Т-54-1, изменение соединения бронедеталей, доработаны люки экипажа, доработка дистанционного управления пулемётов, грязевой щиток на лбу корпуса, усиление крыши МТО, электропривод башни ЭПБ-4, повышение эргономики БО, доработанное ППО, опционально прибор командира ТПК-1.

Т-54-1 обр. 1948 г. — повышение надёжности, лопастные гидравлические амортизаторы на крайних узлах подвески, прицел ТШ-20, сервомеханизмы управления ПМП и главного фрикциона, масса 36,15-37 т.

Т-54-2 — (1949) новая башня, ослабление бронирования корпуса, гусеница шириной 580 мм, убраны крыльевые пулемёты, башенка командира с 5 призменными приборами и прибором МК-4, гирополукомпас ГПК-48, плоские внешние баки, доработанная система воздухоочистки, горный тормоз, полуавтоматическая ППО, радиостанция 10РТ, новый люк механика-водителя, масса 35,24 т.

Т-54-3 — (1951) новая башня, изменение расположения снарядов, изменение расположения люка механика-водителя, пулемёты СГ-43 7,62-мм заменены на СГМТ 7,62-мм, убраны крыльевые пулемёты, телескопический прицел ТШ2-22, штатно прибор командира ТПК-1, ночной прибор механика-водителя ТВН-1, дымовые шашки БДШ-5 вместо МДШ.

Объект 137К — (1950) командирский вариант Т-54, радиостанция РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т), энергоагрегат Л-3/2, штыревая 10-м антенна, БК 13 снарядов, 2500 патронов 7,62 мм, уменьшен на 15 л запас топлива.

Т-54К — (1951) серийный вариант объекта 137К.

Т-54-3 обр. 1952 г. — стопорение пушки по-походному, привод открывания жалюзей двигателя механиком-водителем, герметизация танка, новый вентилятор двигателя.

Т-54-3 обр. 1953 г. — введение выстрела УБР-412Д, антикоррозионная обработка деталей, новый котёл подогревателя, блокировка вращения башни при открытом люке механика-водителя.

Т-54-3 обр. 1954 г. — два призменных прибора на башенке командира вместо трёх, новые сидения, 18-лопастной вентилятор системы охлаждения, доработанная трансмиссия, фара на корме башни, фара с ИК-фильтром, доработанный главный фрикцион.

Т-54-3 обр. 1955 г. — воздухоочиститель ВТИ-4.

Т-54Б из Т-54-2 — (1960) доведение Т-54-2 до уровня Т-54Б, противовес на дульном срезе пушки, элементы стабилизатора СТП-2 Циклон, ночной прицел ТПН-1, ИК-прожектор Л-2 и ОУ-3, командирский прибор ТПКУ-2Б или ТКН-1С, вращающийся полик БО, ограждение пушки.

Т-54Б из Т-54-3 — (1960) доведение Т-54-3 до уровня Т-54Б, противовес на дульном срезе пушки, элементы стабилизатора СТП-2 Циклон, ночной прицел ТПН-1, ИК-прожектор Л-2 и ОУ-3, командирский прибор ТПКУ-2Б или ТКН-1С, вращающийся полик БО, ограждение пушки.

Т-54 обр. 1965 г. — введение в БК выстрелов 3УБК4 и УБР-412П, пулемёты СГМТ 7,62-мм заменены на пулемёты ПКТ 7,62-мм, прицелы ТШ-2Б-32 или ТШ-2Б-32П.

Т-54-АТО 1-й обр. (объект 481) — (1949?) огнемёт АТО-42 вместо спаренного пулемёта, БК 24 снарядов, 460 л огнесмеси, 2250 патронов 7,62 мм, 450 патронов 12,7 мм, прицел наводчика ТШ-19.

Т-54-АТО 2-й обр. — (1951) огнемёт АТО-49 с электробензиновым зажиганием, пулемёты СГ-43 7,62-мм заменены на СГМТ 7,62-мм, ДШК 12,7-мм на ДШКМ 12,7-мм, БК 19 снарядов, 1500 патронов 7,62 мм, 200 патронов 12,7 мм.

Т-54-АТО 3-й обр.
— (1951) огнемёт АТО-49 с пиротехнической системой зажигания, БК 20 снарядов.

ОТ-54 — (1954) серийный вариант объекта 481, огнемёт АТО-54, прицел ТШ2-22, БК 19 снарядов.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Читать еще:  Наземная система минирования MiWS «Scorpion» (Германия)

Танк Т-54 – главный советский танк после войны

Танк Т-54 имеет узнаваемые черты, классическую компоновку, а также является одним из лучших и самых массовых танков Советского Союза за все времена. Успех модели вполне объясним. Машина традиционно получилась простой, удивительно сбалансированной и надежной. Главное, что конструкторы учли ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.

Серийный выпуск Т-54 был организован до 1959 года, а затем его заменили на Т-55 и Т-62.

История создания

Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..

Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.

Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.

Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.

Конструкция

Важное отличие от предыдущих танков заключалось в мощном 100мм орудии, на тот момент не имевшем аналогов по пробивной силе во всем мире. Бронебойный снаряд пробивал вертикальный лист брони толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, подобных характеристик англичане смогли достигнуть на своих серийных средних танках только через 12 лет.

Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.

Начальная скорость фугасного или бронебойного снаряда равнялась 900 м/с. Общий боезаряд составлял 34 выстрела.

Большое значение играло расположение двигателя, который конструкторы разместили традиционно в задней части корпуса, но поперек движению. Благодаря такому решению удалось существенно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.

Дополнительно получилось сократить длину машины, а также перенести башню в среднюю часть корпуса. Таким образом, удалось избавиться от серьезной конструкторской недоработки прошлых версий – люка механика-водителя на лобовой части корпуса (очень уязвимое место).

Силовой установкой послужил двигатель В-54. Это модификация дизельного В-2, который ставился на легендарный Т-34. Новый мотор позволял развивать скорость на шоссе до 50 км/ч, танк обладал достаточно хорошим запасом хода – до 330 км при общей вместимости баков 730 л.

Существенным шагом вперед стало применение полуавтоматической углекислотной системы для тушения возгораний. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для коммуникации экипажа.

На Т-54 применена торсионная независимая подвеска.

Благодаря этому, удалось опустить танк на 30 см ниже, чем прототип. С каждого борта располагались 5 катков. На первом и последнем были гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса – сзади.

Гусеницы мелкозвенчатые, состоят из 90 траков, на них выделялись заметные грунтозацепы для повышения проходимости. Использовалось цевочная сцепка с ведущим колесом. Ширина гусениц составляла 50 см.

Прицел для Т-54 сначала получился неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Только позднее модификации машины получали хороший функционал: независимую стабилизацию прицела, ночное видение, лазерный дальномер, вычисление баллистической траектории.

Дополнительное вооружение состояло из курсового пулемета СГ-43, двух дистанционно управляемых механиком-водителем пулеметов (тоже СГ-43), размещенных в бронекоробках на надгусеничных полках (все калибра 7,62-мм). Также на башне ставился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Корпус собирался из сварных катанных плит и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100мм листов. Верхний закреплялся под углом в 60°, а нижний – 55°. Толщина боковой брони, располагавшейся вертикально, составляла 80 мм. А в верхней части 45мм кормовая броня ставилась под углом 17°. Днище защищали 20 мм листы.

У Т-54 была литая башня, имевшая форму полусферы.

В целом, первые заводские модели получили существенно уязвимую башню, выраженную в наличии обратного скоса в нижней части (замана). Но форму достаточно быстро скорректировали, полностью устранив недостаток. В целом, башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги по броневой защите как минимум на 30%.

В экипаж Т-54 входило 4 человека. Трое размещались в обитаемой башне: командир экипажа, наводчик (все по левую сторону от орудия) и заряжающий (по правую сторону). В носовой части корпуса отводилось место для механика водителя. Кстати, люк механика не точно по центру корпуса, а левее, что усложняло рулежку, особенно на узких участках местности.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

На момент выпуска Т-54 в СССР, США спроектировали и начали производить М-48, как танк нового поколения (позднее его сменил М-60).

В Европе же первую скрипку играли британские средние танки Центурион А41.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector