30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Командирский танк Т-62К (СССР)

Советский танк Т-62 – жизнь между двумя эпохами

Первое поколение послевоенных танков составили бронемашины, сконструированные либо во время войны, либо сразу после с использованием наработанного опыта. В СССР основу танкового парка составили Т-54 и Т-55, в США – «Паттон», в Британии – «Центурион». От танков военного времени они отличались незначительно – главным образом, более мощным вооружением и усиленной защитой.

Однако появлялись новые технологии, рождались иные концепции применения бронетанковых сил – и позднейшие машины первого поколения уже соединяли в себе проверенные решения с принципиально новыми. Одним из таких танков стал Т-62.

История создания

Танки Т-54 и Т-55 вооружались 100мм пушкой Д-10Т. Во время войны она была крайне эффективным орудием, но уже в 1950 году оказалось, что её снаряды семейства БР-412 не обладают достаточной для борьбы с бронёй новейших танков пробиваемостью.

В это время в Харькове под руководством Александра Морозова разрабатывали совершенно новый танк «объект 430», из которого впоследствии получится Т-64. А КБ «Уралвагонзавода» во главе с Леонидом Карцевым начало инициативные работы по созданию среднего танка с усиленным вооружением.

В ходе этих поисков от идеи полностью новой конструкции перешли к мысли: обеспечить максимальную преемственность с Т-55.

В качестве оружия рассматривалась перспективное 100мм нарезное орудие Д-54ТС с улучшенной баллистикой. После распоряжения Хрущёва о создании танков с гладкоствольными орудиями Д-54 соответственно переделали.

Бронемашина с гладкоствольной пушкой, обозначенная как «объект 166», успешно прошла испытания в 1960 году, а в год спустя была принята на вооружение, как Т-62.

Описание конструкции

Внешне Т-62 остался настолько похож на Т-55, что опознать его можно только по небольшим деталям. А вот его конструкция изменилась достаточно серьёзно. Для размещения нового орудия погон башни Т-62 пришлось увеличить, а для этого – удлинить корпус танка. Чтобы равномерно распределить нагрузку на ходовую часть, по-иному расположили катки. Из-за этого характерный для Т-55 промежуток между передними катками сменился не менее характерным промежутком между катками задними.

Поскольку масса танка изменилась незначительно – всего на тонну – силовая установка Т-62 осталась прежней.

12-цилиндровый дизель В-55 развивал мощность 580 л.с. Мотор В-55В отличался только установкой более мощного электрогенератора.

Топливо поступало из четырёх баков, расположенных внутри боевого отделения (три бака в носовой части и один в кормовой, у правого борта) и трёх внешних, установленных на надгусеничной полке. Запускался дизель танка пневматическим стартёром, электростартёр имелся в качестве резервного.

Крутящий момент на гусеницы передавался через редуктор-«гитару», главный фрикцион, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами (кроме 1 передачи) и планетарные механизмы поворота. Для постановки дымовой завесы в выпускные коллекторы дизеля Т-62 впрыскивалась солярка. Т-62 имел автоматическую систему пожаротушения и, дополнительно, ручной углекислотный огнетушитель.

Размещение экипажа и бронирование

Поскольку компоновка танка серьёзно не изменялась, танкисты также остались сидеть на прежних местах. Сиденье механика-водителя – спереди, слева от топливных баков. Для обзора местности мехвод Т-62 пользовался двумя перископами, один из которых позволял видеть местность по курсу движения, а другой – сектор чуть правее. Ночью один из перископов заменяли прибором ночного видения, работавшим в паре с инфракрасной фарой.

В башне Т-62 слева от пушки – наводчик, за ним – командир, а справа от орудия – заряжающий.

Командирский перископ ТПКУБ, устанавливавшийся на Т-55, заменили комбинированным прибором ТКН-2, имевшим как дневной, так и ночной режимы. Для работы прибора в режиме ночного видения использовался инфракрасный прожектор.

В распоряжении наводчика имелись оптический прицел переменной кратности (от 3.5 до 7-крат) и ночной прицел, требующий подсвечивания цели ИК-прожектором. Кроме того, наводчик мог видеть местность непосредственно перед танком через призменный перископ.

Броневая защита Т-62, по сравнению с Т-55, практически не изменилась. Толщина лобовой бронеплиты (100мм) и угол его наклона (60⁰) остались прежними. Сохранились и вертикальные борта из брони толщиной 80мм. А вот из-за необходимости обеспечить угол склонения орудия при стрельбе назад, кормовая часть крыши корпуса Т-62 получила характерный наклон, а кормовой лист брони (толщиной 45мм) стал практически вертикальным.

Толщина брони башни тоже осталась неизменной – от 200 мм на лбу до 65мм в корме, но повысилась её снарядостойкость.

Башни Т-54 и Т-55 имели комбинированную конструкцию – крыша из катаной брони приваривалась к литым деталям, и сварные швы создавали ослабленные участки. На Т-62 башня стала цельнолитой и ослабленные зоны в броне исчезли.

Вооружение

«Главным калибром» танка Т-62 стало гладкоствольное 115мм орудие У-5ТС «Молот». Впервые в советской практике орудие оснастили эжектором, дополнительно для уменьшения загазованности применили механизм выброса гильз. Позже это решение оценивалось, как неоднозначное. С одной стороны, загазованность действительно снижалась, а экипажу танка не надо было тратить время на собирание валяющихся в боевом отделении стреляных гильз.

С другой стороны, механизм действовал не мгновенно, и заряжающий Т-62 был вынужден дождаться окончания его работы, прежде чем заряжать новый снаряд. Это снижало практическую скорострельность. Орудие оснащалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Метеор».

Основным бронебойным боеприпасом Т-62 стали оперённые подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном – 3БМ4 со стальным сердечником и 3БМ3 с вольфрамовым. «Стальной» снаряд на дистанции в километр мог пробить броню толщиной до 250мм, «вольфрамовый» – до 300мм. По сравнению со 100мм снарядами БР412, которые могли пробить такую броню разве что в упор, это был огромный скачок вперёд.

Стоит заметить, что СССР опередил страны НАТО в освоении такого типа боеприпасов.

В качестве альтернативы «болванкам» предлагался кумулятивный снаряд 3БК4, снаряжённый 1.5 кг взрывчатого вещества A-IX-1 и имеющий стальную кумулятивную воронку. Пробиваемость брони составляла 440мм. Осколочно-фугасный снаряд 3ОФ11 содержал 2.6 кг тротила, против 1,4 кг у 100мм снаряда ОФ412.

Боекомплект Т-62 насчитывал 40 снарядов, большая часть размещалась в укладке у перегородки МТО и в передних баках-стеллажах. Боеукладка первой очереди насчитывала всего два снаряда, расположенных у борта башни рядом с местом заряжающего.

Дополнительное вооружение составляли спаренный пулемёт СГМТ калибра 7.62мм и крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК над люком заряжающего.

Модификации

Первоначально планировалось запустить в производство и танк с пушкой Д-54ТС, под названием Т-62А, но выпуск ограничился небольшой предсерийной партией. Командирский танк с дополнительной радио- и навигационной аппаратурой получил индекс Т-62К. Т-62, в ходе производства, получившие новые радиостанции и пулемёты ПКТ вместо СГМТ, в отдельные модификации не выделялись.

После начала боевых действий в Афганистане начались масштабные программы по модернизации всё ещё стоящих на вооружении танков Т-55 и Т-62.

В их ходе был создан вариант Т-62М. Двигатели изменённых танков форсировали то 680 л.с, бортовую броню дополнили резинотканевыми экранами, а на лобовом листе и на башне установили блоки комбинированной брони. Днище усиливалось для лучшей защиты от мин.

Т-62М получили лазерные дальномеры и баллистические вычислители. Вооружение было усилено и новым боекомплектом. Снаряд 3БМ21 с вольфрамовым сердечником пробивал на километровой дальности до 390мм брони, а 3БМ28 из обеднённого урана – до 420мм. Кумулятивный снаряд 3БК15М с медной кумулятивной воронкой имел пробиваемость в 500мм брони. В осколочной-фугасном снаряде 3ОФ27 вес взрывчатого вещества довели до 3.13 кг, причём тротил заменили гексалом.

Помимо новых снарядов, Т-62М получили возможность запускать из ствола орудия управляемые ракеты 9М117. Вспомогательное вооружение дополнили дымовыми гранатомётами, а пулемёт ДШК иногда заменяли на НСВТ. На Т-62МВ устанавливали динамическую защиту, а на Т-62Д опробовали комплекс активной защиты «Дрозд».

Основные тактико-технические характеристики

Прямыми аналогами Т-62 стоит считать американский танк М60 и поздние серии британского «Центуриона». М60, ведущий родословную от танков времён Второй Мировой Войны, должен был стать «переходным» между прежними машинами и новыми ОБТ. «Центурион», созданный ещё в 40-е, постоянно совершенствовался, пока не уступил место новому «Чифтену».

По габаритным размерам и весу Т-62 уступал всем аналогам. Это делало его менее заметным и уязвимым, но с другой стороны – малые углы вертикального наведения ограничивали возможности танка по стрельбе из укрытий. Американский танк уступал советскому Т-62 по подвижности, но решающих преимуществ по огневой мощи и броне не имел никто.

Британский «Центурион» со времени своего появления получил более достойную броню и мощное вооружение. Его слабейшим местом оставалась отвратительная подвижность – следствие применения капризного и ненадёжного карбюраторного двигателя. Следует заметить, что американское 105мм орудие было лицензионной копией британского варианта – то есть они были одинаковыми.

Боевое применение

Первым настоящим боем для Т-62 стал пограничный конфликт на острове Даманский. В нём они понесли и первые потери – танк командира погранотряда полковника Леонова был подбит из ручного гранатомёта. Подбитый Т-62 стоял на льду реки, пока не проломил его. Позже китайцы подняли танк и отвезли в музей.

В Афганистане советские танки Т-62 работали, в основном, мобильными ДОТами и сопровождали колонны.

Нередко их использовали и для ночных атак, пользуясь преимуществом в наличии средств ночного видения. Несмотря на то, что моджахеды активно использовали противотанковые гранатомёты, большинство потерь советские танки несли от мин.

После распада СССР в бронетанковых войсках оставалось значительное количество Т-62, которые подлежали сокращению. Из российской армии их действительно убрали, но не на переработку, а в подчинении МВД – во внутренние войска. В этом качестве старые танки поучаствовали в обеих чеченских кампаниях.

В начале 70-х годов Т-62 получили арабские страны – Египет и Сирия. Соответственно, их участие в очередной арабо-израильской войне стало неизбежным. Египетские танкисты к началу войны 1973 года не успели как следует освоить машины и понесли в боях тяжёлые потери. Не лучше обстояло дело и в Сирии, где в ходе одного из боёв израильтянам удалось отразить атаку пяти Т-62 с помощью устаревшей «Базуки» и винтовочных гранат. Однако захваченным танкам израильтяне дали довольно высокие оценки.

Читать еще:  Основной боевой танк Merkava Mk.3 (Израиль)

В ходе ирано-иракской войны Т-62 успешно применяла армия Ирака. В 1991 году «шестьдесят вторые» уже не столь успешно участвовали в боях с антииракскими силами. В Африке «шестьдесят вторые» использовали кубинские войска (в Анголе) и ливийцы при попытке вторжения в Чад.

Т-62 стал венцом развития семейства средних танков, первым из которых был ещё Т-44.

В нём довели до совершенства идеи, заложенные прежде, и впервые реализовали новые. А модернизации 80-х годов показали, что хотя «шестьдесят второй» и не может стать полноценным ОБТ – эффективно действовать в современных условиях он вполне в состоянии.

Сейчас танк, разумеется, во многом устарел – даже усиленной брони недостаточно для защиты от современных ракет ПТУР. Но там, где нужна, прежде всего, простая, неприхотливая и мощная боевая машина, Т-62 еще может себя показать.

Видео

Советский средний танк Т-62

Средний танк Т-62 («Объект 166») спроектирован в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции опытного танка «Объект 165» в 1959-1960 годах. Опытный образец танка изготовлен в I квартале 1960 года. Танк был принят на вооружение 6 сентября 1961 года. За время серийного производства на заводе №183 в 1961-1973 годах было изготовлено около 20000 танков Т-62 всех модификаций. Лицензию на производство танка Т-62 приобрели Чехословакия (танк производился до 1978 года на заводе ZTS в г. Мартин) и Северная Корея (производство продолжается).

Описание конструкции танка Т-62

Танк Т-62 имел классическую схему общей компоновки, аналогичную танку Т-55. В состав экипажа входили четыре человека, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённика пушки, механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – справа от пушки.

Броневая защита танка – противоснарядная. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели равностойкую броневую защиту. Сварной корпус танка, изготавливавшийся из катанных броневых листов толщиной 16, 20, 30, 45, 80 и 100 мм, в своем поперечном сечении по форме и толщине брони соответствовал корпусу танка Т-55. Для обеспечения установки опоры башни увеличенного диаметра корпус танка между осями направляющего и ведущего колес по отношению к корпусу Т-55 удлинили на 386 мм, а между крайними точками по длине – на 233 мм. Высота корпуса (по оси башни) превышала высоту корпуса танка Т-55 на 27 мм. Для повышения снарядостойкости опоры башни к бортам корпуса приваривались бортовые подбашенные планки переменного сечения.

Кормовая часть корпуса сваривалась из двух броневых листов: вертикального (под углом 2° от вертикали) и нижнего. В вертикальном кормовом листе располагался люк доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывавшийся броневой крышкой. В нижнем кормовом листе имелись два овальных лючка с крышками – для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент ПМП, а также один прямоугольный люк с крышкой под масляным баком – для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Кроме того, в нижнем кормовом листе была сделана радиальная выштамповка высотой 120 мм с целью расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя.

Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы доходили только до бортовых планок, с которыми они составляли опору погона башни. Передний лист с расточкой под погон башни имел наклон вперед на 0°30′. В левой части переднего подбашенного листа имелся вырез под люк механика-водителя. Почти по всему периметру этого выреза приваривалась броневая планка, предотвращавшая попадание внутрь корпуса через уплотнение люка механика-водителя свинцовых брызг и осколков пуль. Крыша моторно-трансмиссионного отделения также имела наклон в сторону кормы на 3°15‘ для обеспечения кругового вращения башни при максимальном угле снижения пушки.

Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания приваривались 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.

В съёмной крыше над двигателем имелись два люка, закрывавшиеся откидными крышками и предназначавшиеся для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В средней части крыши над радиаторами для входа охлаждающего воздуха были сделаны жалюзи, закрытые защитной сеткой.

Днище корпуса, имевшее в поперечном сечении корытообразную форму, сваривалось из трёх броневых листов. Под упорами балансиров первых опорных катков к днищу приваривались ограничители, предназначавшиеся для предохранения осей балансиров этих катков от изгиба. В днище машины, помимо люка запасного выхода, располагались лючки и отверстия, использовавшиеся при обслуживании танка и закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.

Снаружи к верхнему лобовому листу корпуса приваривались буксирные крюки с защелками, а на каждой четвертой машине (как на верхнем, так и на нижнем лобовых листах) – планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа приваривались четыре кронштейна для установки дополнительных топливных бочек, а в месте его стыка с нижнем кормовым листом – два буксирных крюка с защелками. На вертикальном кормовом листе также имелись верхние и нижние кронштейны лент крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, приваривавшиеся к бортам корпуса машины, имели передние и задние откидные грязевые щитки. В опущенном положении щитки удерживались торсионами. Для предохранения от поломки при преодолении препятствий задние грязевые щитки поднимались и крепились гайками-барашками к вертикальному кормовому листу.

Цельнолитая полусферической формы башня танка имела переменные углы наклона и толщину броневых стенок, с толщиной лобовой детали 214 мм. Диаметр погона башни в свету увеличили с 1816 до 2245 мм.

Вооружение танка состояло из одной 115-мм гладкоствольной танковой пушки У-5ТС (2А20) «Молот» стабилизированной в двух плоскостях и одного 7,62-мм спаренного пулемёта СГМТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-41 и ночной перископический прицел ТПН-1-41-11.

Автоматическое удержание вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным апектрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания. Боекомплект танка состоял из 40 унитарных выстрелов для пушки и 2500 патронов (10 магазин-коробок) к пулемёту.

В силовой установке использовался двенадцати цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55В мощностью 580 л.с. Силовая передача танка механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, размещается в кормовой части корпуса танка. Она состоит из: гитары, главного фрикциона с пневмогидравлическим приводом, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора системы охлаждения.

Ходовая часть танка состоит, применительно к одному борту, из одного двухскатного направляющего колеса переднего расположения со стальным ободом, пяти двухскатных, оснащённых резиновыми шинами, опорных катков с торсионной подвеской и рычажными гидравлическими амортизаторами на первом и последнем узлах подвески, одного ведущего колеса цевочного зацепления заднего расположения со сменными зубчатыми венцами, мелкозвенчатой металлической гусеницы, состоящей из 96 траков шириной 580 мм, с открытым металлическим шарниром.

Для защиты экипажа и внутреннего оборудования от ударной волны ядерного взрыва, а также от заражения радиоактивной пылью танк оснащён системой ПАЗ. Тушение незначительных очагов пожара в танке осуществлялось с помощью ручного огнетушителя ОУ-2. Для тушения возгораний большой площади в танке установлена унифицированная автоматическая система УА ППО «Роса» с установкой трёх баллонов с пожаротушащим составом «3,5». Для постановки дымовой завесы на танке была применена термическая дымовая аппаратура. Для преодоления водных преград по дну танк оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-166.

Танк оборудован средствами внешней и внутренней связи. Для обеспечения внешней связи в нём устанавливается танковая коротковолновая радиостанция Р-113, а для внутренней связи — танковое переговорное устройство Р-120.

Основные модификации танка Т-62

«Объект 166» — опытный истребитель танков, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 под руководством Л.Н. Карцева в марте-июле 1959 года. Два опытных образца изготовили в I квартале 1959 года. С апреля 1960 по май 1961 года «Объект 166» дважды проходил полигонные испытания. По итогам испытаний НИИБТ полигон рекомендовал принять его на вооружение Советской Армии и передать в серийное производство как новый средний танк.

Истребитель танков «Объект 166» полностью повторял классическую схему общей компоновки опытного танка «Объект 165», был с ним унифицирован по башне, корпусу, системам ПАЗ, ППО, ТДА, силовой установке, трансмиссии, ходовой части, электрооборудованию (за исключением стабилизатора), средствам связи, оборудованию ОПВТ и отличался только основным оружием, боеукладкой и телескопическим прицелом.

Т-62 обр. 1961 г. – серийный средний танк, выпускавшийся заводом №183 (г. Нижний Тагил) с 1961 по 1973 год. В ходе серийного производства в конструкцию танка вносились изменения и проводились мероприятия по повышению его боевых и технических характеристик, К основным из них относились:

— приварка броневого кольца к литой части основания командирской башенки;
— в систему ТДА введён герметизированный насосный агрегат.

— повысили жёсткость задней стенки неподвижного ограждения пушки и усилили его крепление;
— улучшили уплотнение люка запасного выхода;
— на левом борту ниже надгусеничной полки под местом приварки выпускного патрубка установили два отбойника;
— вместо реле-регулятора Р-6ТМ установили Р-10Т;
— установили главный фрикцион усовершенствованной конструкции.

— ввели новую конструкцию привода жалюзи системы охлаждения;
— вместо прожекторов Л-2 и ОУ-3К ввели Л-2Г и ОУ-3КГ;
— задние грязевые щитки стали изготавливать из резины;
— ввели установку шпор на траки гусениц;
— с июля ввели радиостанцию Р-123, танковое переговорное устройство Р-124 и комбинированный прибор наблюдения командира танка ТКН-3;
— с августа вместо спаренного пулемёта СГМТ ввели ПКТ.

Читать еще:  Основной боевой танк Pokpung-ho (Корея)

— установили усиленную коробку передач;
— ввели установку герметической броневой защиты головки прицела ТПН-1;
— установили у механика-водителя, наводчика орудия и заряжающего вентиляторы ДВ-3;
— в комплекте для подводного вождения стал использоваться трёхлючный чехол;
— с конца года в боекомплект пушки ввели выстрел с оперённым бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ6;
— ввели гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ) и съёмные венцы ведущих колёс на 14 зубьев.

— для улучшения доступа к двигателю ввели подъёмную на торсионе крышу (без люков доступа к воздухоочистителю и топливному насосу НК-12) моторно-трансмиссионного отделения;
— вместо чехла в комплект ОПВТ-166 ввели три металлические крышки с уплотнением.

— в систему управления оружием ввели квантовый дальномер КДТ-1 или КДТ-2 «Нева».

Т-62К («Объект 166К) – командирский серийный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-62 в 1962 году. Опытный образец был изготовлен в сентябре 1962 года. 11 марта 1964 года танк, под обозначением Т-62К, был принят на вооружение. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (до 1963 года №183) с 1963 по 1972 год изготовили около 800 танков Т-62К.

От линейного танка Т-62К отличался:

— установкой танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 «Сетка», дополнительной радиостанции Р-112 (с 1964 года – Р-130) и зарядного агрегата АБ-1-П/30;
— уменьшением боекомплекта к пушке до 36 выстрелов и к пулемёту до 1750 патронов.

«Объект 166М» — опытный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ Уралвагон-завода под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции серийного танка Т-62 в 1964-1965 годах. Всего изготовили семь опытных танков: две — в апреле-августе 1964 года («Объект 166М-1» и «Объект 166М-2), и пять – в июне 1965 года («Объект 166М»). С октября 1964 по март 1966 года эти танки прошли ходовые испытания. Танк «Объект 166М» в серийное производство и на вооружение не передавался.

От серийного танка Т-62 отличался:

— установкой многотопливных двигателей В-36 мощностью 580 л.с. и В-36Ф мощностью 640 л.с. семейства В-2;
— в ходовой части, корме «Объект 166М-1», устанавливались опорные катки малого диаметра и поддерживающие ролики (колея была увеличена на 60 мм);

— в состав комплекта ОПВТ-166 ввели четырёхклапанную крышку с фиксацией клапанов в открытом положении;
— введена крыша МТО не имеющая люков.

Т-62 обр. 1972 г. – серийный средний танк, отличавшийся от танка Т-62 обр. 1961 г.:

— установкой зенитно-пулемётной установки с 12,7-мм пулемётом ДШКМ с боекомплектом 300 патронов на вращающемся погоне люка заряжающего;
— введением телескопического шарнирного прицела ТШСМ-41У;
— заменой радиостанции Р-123 на Р-123М;
— заменой стабилизатора танкового вооружения «Метеор» на «Метеор-М».

С 1975 года, в ходе капитальных ремонтов, на танки устанавливали квантовый дальномер ТДК-1 или ТДК-2 «Нева».

Т-62Д – модернизированный вариант танка Т-62, принятый на вооружение в 1983 году, оснащённый комплексом активной защиты 1030М «Дрозд», включавший в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУ0Ф14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Танки Т-62Д оснащённые двигателем В-46-5М получили обозначение Т-62Д-1.

Т-62М («Объект 166М») – модернизированный вариант танка Т-62, принятый на вооружение в 1983 году. До 1985 года, в ходе капитальных ремонтов на танкоремонтных заводах МО СССР, было модернизировано 785 танков Т-62.

От серийного танка Т-62М отличался:

— установкой комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна», включавшего выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9M117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока;
— установкой системы управления огнём «Волна», включавшей лазерный дальномер КДТ-2 «Нева», баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор танкового вооружения «Циклон М1»;
— монтаж металлополимерных блоков, обеспечивающих защиту от кумулятивных средств поражения с бронепробивной способностью до 400-450 мм, от БПС — до 320 мм, на лобовую деталь башни и верхний лобовой лист корпуса. В комплект модернизации включены резинотканевые бортовые экраны;
— повышена противоминная защита механика-водителя за счёт дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм;
— установка противонейтронного надбоя на башне;
— установка систем запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и защиты от напалма «Сода»;
— установка двигателя В-55У мощностью 620 л.с. с инерционным наддувом;
— в ходовой части увеличен динамический ход опорных катков до 162-182 мм за счёт применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков;
— танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.

Т-62МК – командирский вариант танка Т-62М, принятый на вооружение в 1983 году. До 1985 года, в ходе капитальных ремонтов, производилась модернизация ранее выпущенных танков Т-62К до уровня Т-62МК.

От линейного танка Т-62М отличался:

— установкой танковой навигационной аппаратуры ТНА-3 «Сетка», дополнительной радиостанции Р-130 и зарядного агрегата АБ-1-П/30;
— уменьшением боекомплекта к пушке до 36 выстрелов и к пулемёту до 1750 патронов.

Т-62МВ — вариант танка Т-62М, принятый на вооружение в 1985 году, с установкой навесной динамической защиты без монтажа металлополимерных блоков на лобовую деталь башни и верхний лобовой лист корпуса.

Ко Дню танкиста: танк Т-62М в Качканаре

В Качканаре в парке “Строитель” на площадке военной техники находится экземпляр танка Т-62М. Его мы обозрели в рамках Второй международной экспедиции “Индустриальное наследие Урала 2015” музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова в августе 2015 года. Это один из немногих танков такого типа, возведенных на постамент или выступающих в качестве музейного экспоната. Кроме него и помимо чисто музейных экспозиций мне известен всего один экземпляр возведенный на постамент на землях колхоза Маныч у известной всем Кумо-Манычской впадины (о нем я вскоре расскажу).
Чем же знаменита эта боевая машина?

Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.

Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним – 100 мм пушка

Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.
Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.
Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.

Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.
Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.

Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.
Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.
Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м. В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм.
В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.
Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:
– автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пуле­мета в заданном (стабилизированном) положении в – вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
– наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикаль­ной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием ско­ростей наведения;
– целеуказание от командира танка к наводчику в горизон­тальной плоскости.

Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наве­дения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.

Читать еще:  Средний танк M26 Pershing (США)

Сравнение
В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.
По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность – механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.
Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization – AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.

Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС – 75%.
Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м.
Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.

Слева на право: М60А1, «Чифтейн», Т-62

Для целеуказания командир танка должен повернуть командир­скую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 бы­ла направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоят­ке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачивать­ся на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет на­правлена на цель (грубая наводка). После остановки башни ко­мандир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.
целеуказание осуществляется только в гори­зонтальной плоскости.

Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов
Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм.
Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

На фото хорошо видно дополнительное бронирование, установленное на модификации с литерой “М”

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением – 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.

Подвижность
В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью (580 л. с. при 2000 об/мин). Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.

Топливная система
Внутри корпуса танка установлено четыре топ­ливных бака общей емкостью 675 л, а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наруж­ных бака общей емкостью 285 л. Общая заправочная емкость всех баков (внут­ренних и наружных) составляет 960 л.
Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.
Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топлив­ные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной крас­кой.
Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри ба­ка имеются две вертикальные перегородки, умень­шающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.

Ходовая часть
Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм.

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее – более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.

Тактико-технические характеристики
Полная масса, т. 37+1,5%
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с./т 15,7
Двигатель 5ТДФ, л.с. 580
Удельное давление на грунт, кгс/см2 0,75
Температурный режим работы, °С -40…+50
Длина танка с пушкой вперед, мм 9335
корпуса, мм 6630
Ширина танка по гусенице, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2280
Клиренс, мм 430
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге, км/ч 22…27
Максимальная по дороге с твердым покрытием, км/ч 32…35
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге, л, до 300…330
По дороге с твердым покрытием, л, до 190…210
Дальность хода на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием), км 450 (650)
с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием), км 330 (450)
Боекомплект, выстрелов к пушке, шт. 40

В парке “Строитель” в Качканаре расположен один из модифицированных танков – Т-62М, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС – 320 мм, от КС – 400-450 мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
На фото можно в деталях разглядеть дополнительную броневую защиту башни ввиде разнесенных с основной броней фигурных броневых плит. Хорошо ивдна конструкция их крепления

Броневая защита приборов наблюдения

Что за ящик акреплен над орудием я так и не понял

Лобовой лист так же усилен дополнительным бронированием

По какой-то причине отсутствуют внешние топливные баки на правой надгусеничной полке

Вместо них только ящик с ЗИПом и инструментами

Вот этот загадочный прибор над стволом орудия крупным планом

Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград

В обзорном репортаже про Качканар у меня не хватило места в двух словах описать мутную историю связанную с качканарскими танками.
Вся эта техника когда-то стояла у Центра детского творчества “Альтернатива”, кроме нее там размещался танк ИС-3 якобы даже принимавший участие в сражения Великой Отечественной войны. ИС-3 попал в Качканар из Челябинского танкового училища и в отличии от другой техники имел статус памятника истории и культуры. Тем не менее это не помогло и в 2006 году ушлые и жуликоватые представители музея в Верхней Пышме вывезли его якобы на выставку. Надо ли говорить, что он обратно так и не вернулся. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме с момента своего зарождения имеет недобрую славу разрушителя памятников, тянут к себе все что плохо лежит имея покровителей на самом высоком уровне.
В 2008 году по распоряжению мэра Качканара провели “реставрацию” техники на площадке у “Альтенативы”. Изначально планировалось поставить ее на постаменты, но мэр решил съэкономить и приказал просто тупо залить гусеницы и колеса бетоном.
Злоключения качканарской техники закончились в 2010 году когда после 2-х дней работ техника была освобождена из бетона и заняла достойное место в парке Строитель.

Фотографии мои и Дмитрия Шелехова
Источник текста
Все материалы Второй международной экспедиции “Индустриальное наследие Урала” можно посмотреть здесь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: