Командирский танк Т-62К (СССР)
Советский танк Т-62 – жизнь между двумя эпохами
Первое поколение послевоенных танков составили бронемашины, сконструированные либо во время войны, либо сразу после с использованием наработанного опыта. В СССР основу танкового парка составили Т-54 и Т-55, в США – «Паттон», в Британии – «Центурион». От танков военного времени они отличались незначительно – главным образом, более мощным вооружением и усиленной защитой.
Однако появлялись новые технологии, рождались иные концепции применения бронетанковых сил – и позднейшие машины первого поколения уже соединяли в себе проверенные решения с принципиально новыми. Одним из таких танков стал Т-62.
История создания
Танки Т-54 и Т-55 вооружались 100мм пушкой Д-10Т. Во время войны она была крайне эффективным орудием, но уже в 1950 году оказалось, что её снаряды семейства БР-412 не обладают достаточной для борьбы с бронёй новейших танков пробиваемостью.
В это время в Харькове под руководством Александра Морозова разрабатывали совершенно новый танк «объект 430», из которого впоследствии получится Т-64. А КБ «Уралвагонзавода» во главе с Леонидом Карцевым начало инициативные работы по созданию среднего танка с усиленным вооружением.
В ходе этих поисков от идеи полностью новой конструкции перешли к мысли: обеспечить максимальную преемственность с Т-55.
В качестве оружия рассматривалась перспективное 100мм нарезное орудие Д-54ТС с улучшенной баллистикой. После распоряжения Хрущёва о создании танков с гладкоствольными орудиями Д-54 соответственно переделали.
Бронемашина с гладкоствольной пушкой, обозначенная как «объект 166», успешно прошла испытания в 1960 году, а в год спустя была принята на вооружение, как Т-62.
Описание конструкции
Внешне Т-62 остался настолько похож на Т-55, что опознать его можно только по небольшим деталям. А вот его конструкция изменилась достаточно серьёзно. Для размещения нового орудия погон башни Т-62 пришлось увеличить, а для этого – удлинить корпус танка. Чтобы равномерно распределить нагрузку на ходовую часть, по-иному расположили катки. Из-за этого характерный для Т-55 промежуток между передними катками сменился не менее характерным промежутком между катками задними.
Поскольку масса танка изменилась незначительно – всего на тонну – силовая установка Т-62 осталась прежней.
12-цилиндровый дизель В-55 развивал мощность 580 л.с. Мотор В-55В отличался только установкой более мощного электрогенератора.
Топливо поступало из четырёх баков, расположенных внутри боевого отделения (три бака в носовой части и один в кормовой, у правого борта) и трёх внешних, установленных на надгусеничной полке. Запускался дизель танка пневматическим стартёром, электростартёр имелся в качестве резервного.
Крутящий момент на гусеницы передавался через редуктор-«гитару», главный фрикцион, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами (кроме 1 передачи) и планетарные механизмы поворота. Для постановки дымовой завесы в выпускные коллекторы дизеля Т-62 впрыскивалась солярка. Т-62 имел автоматическую систему пожаротушения и, дополнительно, ручной углекислотный огнетушитель.
Размещение экипажа и бронирование
Поскольку компоновка танка серьёзно не изменялась, танкисты также остались сидеть на прежних местах. Сиденье механика-водителя – спереди, слева от топливных баков. Для обзора местности мехвод Т-62 пользовался двумя перископами, один из которых позволял видеть местность по курсу движения, а другой – сектор чуть правее. Ночью один из перископов заменяли прибором ночного видения, работавшим в паре с инфракрасной фарой.
В башне Т-62 слева от пушки – наводчик, за ним – командир, а справа от орудия – заряжающий.
Командирский перископ ТПКУБ, устанавливавшийся на Т-55, заменили комбинированным прибором ТКН-2, имевшим как дневной, так и ночной режимы. Для работы прибора в режиме ночного видения использовался инфракрасный прожектор.
В распоряжении наводчика имелись оптический прицел переменной кратности (от 3.5 до 7-крат) и ночной прицел, требующий подсвечивания цели ИК-прожектором. Кроме того, наводчик мог видеть местность непосредственно перед танком через призменный перископ.
Броневая защита Т-62, по сравнению с Т-55, практически не изменилась. Толщина лобовой бронеплиты (100мм) и угол его наклона (60⁰) остались прежними. Сохранились и вертикальные борта из брони толщиной 80мм. А вот из-за необходимости обеспечить угол склонения орудия при стрельбе назад, кормовая часть крыши корпуса Т-62 получила характерный наклон, а кормовой лист брони (толщиной 45мм) стал практически вертикальным.
Толщина брони башни тоже осталась неизменной – от 200 мм на лбу до 65мм в корме, но повысилась её снарядостойкость.
Башни Т-54 и Т-55 имели комбинированную конструкцию – крыша из катаной брони приваривалась к литым деталям, и сварные швы создавали ослабленные участки. На Т-62 башня стала цельнолитой и ослабленные зоны в броне исчезли.
Вооружение
«Главным калибром» танка Т-62 стало гладкоствольное 115мм орудие У-5ТС «Молот». Впервые в советской практике орудие оснастили эжектором, дополнительно для уменьшения загазованности применили механизм выброса гильз. Позже это решение оценивалось, как неоднозначное. С одной стороны, загазованность действительно снижалась, а экипажу танка не надо было тратить время на собирание валяющихся в боевом отделении стреляных гильз.
С другой стороны, механизм действовал не мгновенно, и заряжающий Т-62 был вынужден дождаться окончания его работы, прежде чем заряжать новый снаряд. Это снижало практическую скорострельность. Орудие оснащалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Метеор».
Основным бронебойным боеприпасом Т-62 стали оперённые подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном – 3БМ4 со стальным сердечником и 3БМ3 с вольфрамовым. «Стальной» снаряд на дистанции в километр мог пробить броню толщиной до 250мм, «вольфрамовый» – до 300мм. По сравнению со 100мм снарядами БР412, которые могли пробить такую броню разве что в упор, это был огромный скачок вперёд.
Стоит заметить, что СССР опередил страны НАТО в освоении такого типа боеприпасов.
В качестве альтернативы «болванкам» предлагался кумулятивный снаряд 3БК4, снаряжённый 1.5 кг взрывчатого вещества A-IX-1 и имеющий стальную кумулятивную воронку. Пробиваемость брони составляла 440мм. Осколочно-фугасный снаряд 3ОФ11 содержал 2.6 кг тротила, против 1,4 кг у 100мм снаряда ОФ412.
Боекомплект Т-62 насчитывал 40 снарядов, большая часть размещалась в укладке у перегородки МТО и в передних баках-стеллажах. Боеукладка первой очереди насчитывала всего два снаряда, расположенных у борта башни рядом с местом заряжающего.
Дополнительное вооружение составляли спаренный пулемёт СГМТ калибра 7.62мм и крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК над люком заряжающего.
Модификации
Первоначально планировалось запустить в производство и танк с пушкой Д-54ТС, под названием Т-62А, но выпуск ограничился небольшой предсерийной партией. Командирский танк с дополнительной радио- и навигационной аппаратурой получил индекс Т-62К. Т-62, в ходе производства, получившие новые радиостанции и пулемёты ПКТ вместо СГМТ, в отдельные модификации не выделялись.
После начала боевых действий в Афганистане начались масштабные программы по модернизации всё ещё стоящих на вооружении танков Т-55 и Т-62.
В их ходе был создан вариант Т-62М. Двигатели изменённых танков форсировали то 680 л.с, бортовую броню дополнили резинотканевыми экранами, а на лобовом листе и на башне установили блоки комбинированной брони. Днище усиливалось для лучшей защиты от мин.
Т-62М получили лазерные дальномеры и баллистические вычислители. Вооружение было усилено и новым боекомплектом. Снаряд 3БМ21 с вольфрамовым сердечником пробивал на километровой дальности до 390мм брони, а 3БМ28 из обеднённого урана – до 420мм. Кумулятивный снаряд 3БК15М с медной кумулятивной воронкой имел пробиваемость в 500мм брони. В осколочной-фугасном снаряде 3ОФ27 вес взрывчатого вещества довели до 3.13 кг, причём тротил заменили гексалом.
Помимо новых снарядов, Т-62М получили возможность запускать из ствола орудия управляемые ракеты 9М117. Вспомогательное вооружение дополнили дымовыми гранатомётами, а пулемёт ДШК иногда заменяли на НСВТ. На Т-62МВ устанавливали динамическую защиту, а на Т-62Д опробовали комплекс активной защиты «Дрозд».
Основные тактико-технические характеристики
Прямыми аналогами Т-62 стоит считать американский танк М60 и поздние серии британского «Центуриона». М60, ведущий родословную от танков времён Второй Мировой Войны, должен был стать «переходным» между прежними машинами и новыми ОБТ. «Центурион», созданный ещё в 40-е, постоянно совершенствовался, пока не уступил место новому «Чифтену».
По габаритным размерам и весу Т-62 уступал всем аналогам. Это делало его менее заметным и уязвимым, но с другой стороны – малые углы вертикального наведения ограничивали возможности танка по стрельбе из укрытий. Американский танк уступал советскому Т-62 по подвижности, но решающих преимуществ по огневой мощи и броне не имел никто.
Британский «Центурион» со времени своего появления получил более достойную броню и мощное вооружение. Его слабейшим местом оставалась отвратительная подвижность – следствие применения капризного и ненадёжного карбюраторного двигателя. Следует заметить, что американское 105мм орудие было лицензионной копией британского варианта – то есть они были одинаковыми.
Боевое применение
Первым настоящим боем для Т-62 стал пограничный конфликт на острове Даманский. В нём они понесли и первые потери – танк командира погранотряда полковника Леонова был подбит из ручного гранатомёта. Подбитый Т-62 стоял на льду реки, пока не проломил его. Позже китайцы подняли танк и отвезли в музей.
В Афганистане советские танки Т-62 работали, в основном, мобильными ДОТами и сопровождали колонны.
Нередко их использовали и для ночных атак, пользуясь преимуществом в наличии средств ночного видения. Несмотря на то, что моджахеды активно использовали противотанковые гранатомёты, большинство потерь советские танки несли от мин.
После распада СССР в бронетанковых войсках оставалось значительное количество Т-62, которые подлежали сокращению. Из российской армии их действительно убрали, но не на переработку, а в подчинении МВД – во внутренние войска. В этом качестве старые танки поучаствовали в обеих чеченских кампаниях.
В начале 70-х годов Т-62 получили арабские страны – Египет и Сирия. Соответственно, их участие в очередной арабо-израильской войне стало неизбежным. Египетские танкисты к началу войны 1973 года не успели как следует освоить машины и понесли в боях тяжёлые потери. Не лучше обстояло дело и в Сирии, где в ходе одного из боёв израильтянам удалось отразить атаку пяти Т-62 с помощью устаревшей «Базуки» и винтовочных гранат. Однако захваченным танкам израильтяне дали довольно высокие оценки.
В ходе ирано-иракской войны Т-62 успешно применяла армия Ирака. В 1991 году «шестьдесят вторые» уже не столь успешно участвовали в боях с антииракскими силами. В Африке «шестьдесят вторые» использовали кубинские войска (в Анголе) и ливийцы при попытке вторжения в Чад.
Т-62 стал венцом развития семейства средних танков, первым из которых был ещё Т-44.
В нём довели до совершенства идеи, заложенные прежде, и впервые реализовали новые. А модернизации 80-х годов показали, что хотя «шестьдесят второй» и не может стать полноценным ОБТ – эффективно действовать в современных условиях он вполне в состоянии.
Сейчас танк, разумеется, во многом устарел – даже усиленной брони недостаточно для защиты от современных ракет ПТУР. Но там, где нужна, прежде всего, простая, неприхотливая и мощная боевая машина, Т-62 еще может себя показать.
Видео
Советский средний танк Т-62
Средний танк Т-62 («Объект 166») спроектирован в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции опытного танка «Объект 165» в 1959-1960 годах. Опытный образец танка изготовлен в I квартале 1960 года. Танк был принят на вооружение 6 сентября 1961 года. За время серийного производства на заводе №183 в 1961-1973 годах было изготовлено около 20000 танков Т-62 всех модификаций. Лицензию на производство танка Т-62 приобрели Чехословакия (танк производился до 1978 года на заводе ZTS в г. Мартин) и Северная Корея (производство продолжается).
Описание конструкции танка Т-62
Танк Т-62 имел классическую схему общей компоновки, аналогичную танку Т-55. В состав экипажа входили четыре человека, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённика пушки, механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – справа от пушки.
Броневая защита танка – противоснарядная. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели равностойкую броневую защиту. Сварной корпус танка, изготавливавшийся из катанных броневых листов толщиной 16, 20, 30, 45, 80 и 100 мм, в своем поперечном сечении по форме и толщине брони соответствовал корпусу танка Т-55. Для обеспечения установки опоры башни увеличенного диаметра корпус танка между осями направляющего и ведущего колес по отношению к корпусу Т-55 удлинили на 386 мм, а между крайними точками по длине – на 233 мм. Высота корпуса (по оси башни) превышала высоту корпуса танка Т-55 на 27 мм. Для повышения снарядостойкости опоры башни к бортам корпуса приваривались бортовые подбашенные планки переменного сечения.
Кормовая часть корпуса сваривалась из двух броневых листов: вертикального (под углом 2° от вертикали) и нижнего. В вертикальном кормовом листе располагался люк доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывавшийся броневой крышкой. В нижнем кормовом листе имелись два овальных лючка с крышками – для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент ПМП, а также один прямоугольный люк с крышкой под масляным баком – для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Кроме того, в нижнем кормовом листе была сделана радиальная выштамповка высотой 120 мм с целью расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя.
Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы доходили только до бортовых планок, с которыми они составляли опору погона башни. Передний лист с расточкой под погон башни имел наклон вперед на 0°30′. В левой части переднего подбашенного листа имелся вырез под люк механика-водителя. Почти по всему периметру этого выреза приваривалась броневая планка, предотвращавшая попадание внутрь корпуса через уплотнение люка механика-водителя свинцовых брызг и осколков пуль. Крыша моторно-трансмиссионного отделения также имела наклон в сторону кормы на 3°15‘ для обеспечения кругового вращения башни при максимальном угле снижения пушки.
Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания приваривались 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.
В съёмной крыше над двигателем имелись два люка, закрывавшиеся откидными крышками и предназначавшиеся для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В средней части крыши над радиаторами для входа охлаждающего воздуха были сделаны жалюзи, закрытые защитной сеткой.
Днище корпуса, имевшее в поперечном сечении корытообразную форму, сваривалось из трёх броневых листов. Под упорами балансиров первых опорных катков к днищу приваривались ограничители, предназначавшиеся для предохранения осей балансиров этих катков от изгиба. В днище машины, помимо люка запасного выхода, располагались лючки и отверстия, использовавшиеся при обслуживании танка и закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.
Снаружи к верхнему лобовому листу корпуса приваривались буксирные крюки с защелками, а на каждой четвертой машине (как на верхнем, так и на нижнем лобовых листах) – планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа приваривались четыре кронштейна для установки дополнительных топливных бочек, а в месте его стыка с нижнем кормовым листом – два буксирных крюка с защелками. На вертикальном кормовом листе также имелись верхние и нижние кронштейны лент крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, приваривавшиеся к бортам корпуса машины, имели передние и задние откидные грязевые щитки. В опущенном положении щитки удерживались торсионами. Для предохранения от поломки при преодолении препятствий задние грязевые щитки поднимались и крепились гайками-барашками к вертикальному кормовому листу.
Цельнолитая полусферической формы башня танка имела переменные углы наклона и толщину броневых стенок, с толщиной лобовой детали 214 мм. Диаметр погона башни в свету увеличили с 1816 до 2245 мм.
Вооружение танка состояло из одной 115-мм гладкоствольной танковой пушки У-5ТС (2А20) «Молот» стабилизированной в двух плоскостях и одного 7,62-мм спаренного пулемёта СГМТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-41 и ночной перископический прицел ТПН-1-41-11.
Автоматическое удержание вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным апектрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания. Боекомплект танка состоял из 40 унитарных выстрелов для пушки и 2500 патронов (10 магазин-коробок) к пулемёту.
В силовой установке использовался двенадцати цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55В мощностью 580 л.с. Силовая передача танка механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, размещается в кормовой части корпуса танка. Она состоит из: гитары, главного фрикциона с пневмогидравлическим приводом, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора системы охлаждения.
Ходовая часть танка состоит, применительно к одному борту, из одного двухскатного направляющего колеса переднего расположения со стальным ободом, пяти двухскатных, оснащённых резиновыми шинами, опорных катков с торсионной подвеской и рычажными гидравлическими амортизаторами на первом и последнем узлах подвески, одного ведущего колеса цевочного зацепления заднего расположения со сменными зубчатыми венцами, мелкозвенчатой металлической гусеницы, состоящей из 96 траков шириной 580 мм, с открытым металлическим шарниром.
Для защиты экипажа и внутреннего оборудования от ударной волны ядерного взрыва, а также от заражения радиоактивной пылью танк оснащён системой ПАЗ. Тушение незначительных очагов пожара в танке осуществлялось с помощью ручного огнетушителя ОУ-2. Для тушения возгораний большой площади в танке установлена унифицированная автоматическая система УА ППО «Роса» с установкой трёх баллонов с пожаротушащим составом «3,5». Для постановки дымовой завесы на танке была применена термическая дымовая аппаратура. Для преодоления водных преград по дну танк оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-166.
Танк оборудован средствами внешней и внутренней связи. Для обеспечения внешней связи в нём устанавливается танковая коротковолновая радиостанция Р-113, а для внутренней связи — танковое переговорное устройство Р-120.
Основные модификации танка Т-62
«Объект 166» — опытный истребитель танков, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 под руководством Л.Н. Карцева в марте-июле 1959 года. Два опытных образца изготовили в I квартале 1959 года. С апреля 1960 по май 1961 года «Объект 166» дважды проходил полигонные испытания. По итогам испытаний НИИБТ полигон рекомендовал принять его на вооружение Советской Армии и передать в серийное производство как новый средний танк.
Истребитель танков «Объект 166» полностью повторял классическую схему общей компоновки опытного танка «Объект 165», был с ним унифицирован по башне, корпусу, системам ПАЗ, ППО, ТДА, силовой установке, трансмиссии, ходовой части, электрооборудованию (за исключением стабилизатора), средствам связи, оборудованию ОПВТ и отличался только основным оружием, боеукладкой и телескопическим прицелом.
Т-62 обр. 1961 г. – серийный средний танк, выпускавшийся заводом №183 (г. Нижний Тагил) с 1961 по 1973 год. В ходе серийного производства в конструкцию танка вносились изменения и проводились мероприятия по повышению его боевых и технических характеристик, К основным из них относились:
— приварка броневого кольца к литой части основания командирской башенки;
— в систему ТДА введён герметизированный насосный агрегат.
— повысили жёсткость задней стенки неподвижного ограждения пушки и усилили его крепление;
— улучшили уплотнение люка запасного выхода;
— на левом борту ниже надгусеничной полки под местом приварки выпускного патрубка установили два отбойника;
— вместо реле-регулятора Р-6ТМ установили Р-10Т;
— установили главный фрикцион усовершенствованной конструкции.
— ввели новую конструкцию привода жалюзи системы охлаждения;
— вместо прожекторов Л-2 и ОУ-3К ввели Л-2Г и ОУ-3КГ;
— задние грязевые щитки стали изготавливать из резины;
— ввели установку шпор на траки гусениц;
— с июля ввели радиостанцию Р-123, танковое переговорное устройство Р-124 и комбинированный прибор наблюдения командира танка ТКН-3;
— с августа вместо спаренного пулемёта СГМТ ввели ПКТ.
— установили усиленную коробку передач;
— ввели установку герметической броневой защиты головки прицела ТПН-1;
— установили у механика-водителя, наводчика орудия и заряжающего вентиляторы ДВ-3;
— в комплекте для подводного вождения стал использоваться трёхлючный чехол;
— с конца года в боекомплект пушки ввели выстрел с оперённым бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ6;
— ввели гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ) и съёмные венцы ведущих колёс на 14 зубьев.
— для улучшения доступа к двигателю ввели подъёмную на торсионе крышу (без люков доступа к воздухоочистителю и топливному насосу НК-12) моторно-трансмиссионного отделения;
— вместо чехла в комплект ОПВТ-166 ввели три металлические крышки с уплотнением.
— в систему управления оружием ввели квантовый дальномер КДТ-1 или КДТ-2 «Нева».
Т-62К («Объект 166К) – командирский серийный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-62 в 1962 году. Опытный образец был изготовлен в сентябре 1962 года. 11 марта 1964 года танк, под обозначением Т-62К, был принят на вооружение. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (до 1963 года №183) с 1963 по 1972 год изготовили около 800 танков Т-62К.
От линейного танка Т-62К отличался:
— установкой танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 «Сетка», дополнительной радиостанции Р-112 (с 1964 года – Р-130) и зарядного агрегата АБ-1-П/30;
— уменьшением боекомплекта к пушке до 36 выстрелов и к пулемёту до 1750 патронов.
«Объект 166М» — опытный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ Уралвагон-завода под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции серийного танка Т-62 в 1964-1965 годах. Всего изготовили семь опытных танков: две — в апреле-августе 1964 года («Объект 166М-1» и «Объект 166М-2), и пять – в июне 1965 года («Объект 166М»). С октября 1964 по март 1966 года эти танки прошли ходовые испытания. Танк «Объект 166М» в серийное производство и на вооружение не передавался.
От серийного танка Т-62 отличался:
— установкой многотопливных двигателей В-36 мощностью 580 л.с. и В-36Ф мощностью 640 л.с. семейства В-2;
— в ходовой части, корме «Объект 166М-1», устанавливались опорные катки малого диаметра и поддерживающие ролики (колея была увеличена на 60 мм);
— в состав комплекта ОПВТ-166 ввели четырёхклапанную крышку с фиксацией клапанов в открытом положении;
— введена крыша МТО не имеющая люков.
Т-62 обр. 1972 г. – серийный средний танк, отличавшийся от танка Т-62 обр. 1961 г.:
— установкой зенитно-пулемётной установки с 12,7-мм пулемётом ДШКМ с боекомплектом 300 патронов на вращающемся погоне люка заряжающего;
— введением телескопического шарнирного прицела ТШСМ-41У;
— заменой радиостанции Р-123 на Р-123М;
— заменой стабилизатора танкового вооружения «Метеор» на «Метеор-М».
С 1975 года, в ходе капитальных ремонтов, на танки устанавливали квантовый дальномер ТДК-1 или ТДК-2 «Нева».
Т-62Д – модернизированный вариант танка Т-62, принятый на вооружение в 1983 году, оснащённый комплексом активной защиты 1030М «Дрозд», включавший в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУ0Ф14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Танки Т-62Д оснащённые двигателем В-46-5М получили обозначение Т-62Д-1.
Т-62М («Объект 166М») – модернизированный вариант танка Т-62, принятый на вооружение в 1983 году. До 1985 года, в ходе капитальных ремонтов на танкоремонтных заводах МО СССР, было модернизировано 785 танков Т-62.
От серийного танка Т-62М отличался:
— установкой комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна», включавшего выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9M117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока;
— установкой системы управления огнём «Волна», включавшей лазерный дальномер КДТ-2 «Нева», баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор танкового вооружения «Циклон М1»;
— монтаж металлополимерных блоков, обеспечивающих защиту от кумулятивных средств поражения с бронепробивной способностью до 400-450 мм, от БПС — до 320 мм, на лобовую деталь башни и верхний лобовой лист корпуса. В комплект модернизации включены резинотканевые бортовые экраны;
— повышена противоминная защита механика-водителя за счёт дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм;
— установка противонейтронного надбоя на башне;
— установка систем запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и защиты от напалма «Сода»;
— установка двигателя В-55У мощностью 620 л.с. с инерционным наддувом;
— в ходовой части увеличен динамический ход опорных катков до 162-182 мм за счёт применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков;
— танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
Т-62МК – командирский вариант танка Т-62М, принятый на вооружение в 1983 году. До 1985 года, в ходе капитальных ремонтов, производилась модернизация ранее выпущенных танков Т-62К до уровня Т-62МК.
От линейного танка Т-62М отличался:
— установкой танковой навигационной аппаратуры ТНА-3 «Сетка», дополнительной радиостанции Р-130 и зарядного агрегата АБ-1-П/30;
— уменьшением боекомплекта к пушке до 36 выстрелов и к пулемёту до 1750 патронов.
Т-62МВ — вариант танка Т-62М, принятый на вооружение в 1985 году, с установкой навесной динамической защиты без монтажа металлополимерных блоков на лобовую деталь башни и верхний лобовой лист корпуса.
Ко Дню танкиста: танк Т-62М в Качканаре
В Качканаре в парке “Строитель” на площадке военной техники находится экземпляр танка Т-62М. Его мы обозрели в рамках Второй международной экспедиции “Индустриальное наследие Урала 2015” музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова в августе 2015 года. Это один из немногих танков такого типа, возведенных на постамент или выступающих в качестве музейного экспоната. Кроме него и помимо чисто музейных экспозиций мне известен всего один экземпляр возведенный на постамент на землях колхоза Маныч у известной всем Кумо-Манычской впадины (о нем я вскоре расскажу).
Чем же знаменита эта боевая машина?
Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.
Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним – 100 мм пушка
Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.
Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.
Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.
Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.
Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.
Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.
Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.
Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м. В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм.
В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.
Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.
Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:
– автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в – вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
– наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скоростей наведения;
– целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости.
Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наведения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.
Сравнение
В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.
По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность – механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.
Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization – AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.
Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС – 75%.
Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м.
Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.
Слева на право: М60А1, «Чифтейн», Т-62
Для целеуказания командир танка должен повернуть командирскую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 была направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоятке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачиваться на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет направлена на цель (грубая наводка). После остановки башни командир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.
целеуказание осуществляется только в горизонтальной плоскости.
Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов
Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм.
Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.
На фото хорошо видно дополнительное бронирование, установленное на модификации с литерой “М”
Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением – 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.
Подвижность
В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью (580 л. с. при 2000 об/мин). Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.
Топливная система
Внутри корпуса танка установлено четыре топливных бака общей емкостью 675 л, а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наружных бака общей емкостью 285 л. Общая заправочная емкость всех баков (внутренних и наружных) составляет 960 л.
Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.
Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топливные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной краской.
Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри бака имеются две вертикальные перегородки, уменьшающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.
Ходовая часть
Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм.
Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее – более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.
Тактико-технические характеристики
Полная масса, т. 37+1,5%
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с./т 15,7
Двигатель 5ТДФ, л.с. 580
Удельное давление на грунт, кгс/см2 0,75
Температурный режим работы, °С -40…+50
Длина танка с пушкой вперед, мм 9335
корпуса, мм 6630
Ширина танка по гусенице, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2280
Клиренс, мм 430
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге, км/ч 22…27
Максимальная по дороге с твердым покрытием, км/ч 32…35
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге, л, до 300…330
По дороге с твердым покрытием, л, до 190…210
Дальность хода на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием), км 450 (650)
с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием), км 330 (450)
Боекомплект, выстрелов к пушке, шт. 40
В парке “Строитель” в Качканаре расположен один из модифицированных танков – Т-62М, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС – 320 мм, от КС – 400-450 мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
На фото можно в деталях разглядеть дополнительную броневую защиту башни ввиде разнесенных с основной броней фигурных броневых плит. Хорошо ивдна конструкция их крепления
Броневая защита приборов наблюдения
Что за ящик акреплен над орудием я так и не понял
Лобовой лист так же усилен дополнительным бронированием
По какой-то причине отсутствуют внешние топливные баки на правой надгусеничной полке
Вместо них только ящик с ЗИПом и инструментами
Вот этот загадочный прибор над стволом орудия крупным планом
Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград
В обзорном репортаже про Качканар у меня не хватило места в двух словах описать мутную историю связанную с качканарскими танками.
Вся эта техника когда-то стояла у Центра детского творчества “Альтернатива”, кроме нее там размещался танк ИС-3 якобы даже принимавший участие в сражения Великой Отечественной войны. ИС-3 попал в Качканар из Челябинского танкового училища и в отличии от другой техники имел статус памятника истории и культуры. Тем не менее это не помогло и в 2006 году ушлые и жуликоватые представители музея в Верхней Пышме вывезли его якобы на выставку. Надо ли говорить, что он обратно так и не вернулся. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме с момента своего зарождения имеет недобрую славу разрушителя памятников, тянут к себе все что плохо лежит имея покровителей на самом высоком уровне.
В 2008 году по распоряжению мэра Качканара провели “реставрацию” техники на площадке у “Альтенативы”. Изначально планировалось поставить ее на постаменты, но мэр решил съэкономить и приказал просто тупо залить гусеницы и колеса бетоном.
Злоключения качканарской техники закончились в 2010 году когда после 2-х дней работ техника была освобождена из бетона и заняла достойное место в парке Строитель.
Фотографии мои и Дмитрия Шелехова
Источник текста
Все материалы Второй международной экспедиции “Индустриальное наследие Урала” можно посмотреть здесь