Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» (СССР)
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка»
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» представляет собой подвижный комплекс, смонтированный на базе бронетранспортера БТР-60ПА (БТР-60ПУ), и включающий в себя сдвоенный симплексный вариант УКВ радиостанции Р-111, УКВ радиостанцию Р-123МТ, КВ радиостанцию Р-130М, устройство вызова Р-012М, аппаратуру СА, комплект коммутационной аппаратуры, комплект антенно-мачтовых устройств и систему электропитания.
Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь с однотипными радиостанциями в условиях среднепересеченной местности в любое время суток и года.
Радиостанции Р-111, Р-123МТ и Р-130М могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот.
Управление радиостанциями в радиотелефонном режиме может осуществляться с двух рабочих мест радистов-операторов, двух рабочих мест командира, одного рабочего места офицера и с двух телефонных аппаратов ТА-57, подключенных к командно-штабной машине с помощью двух проводных линий длиной до 500 м каждая.
Работа через аппаратуру СА производится с одного рабочего места радиста-оператора, двух рабочих мест командира и с одного телефонного аппарата ТА-57.
Обеспечивается циркулярная и избирательная передача и прием сигналов вызова по четырем радиостанциям КШМ с помощью устройства Р-012М.
Р-145БМ имеет 3 отсека: передний (командный), средний (аппаратный) и задний (силовой).
— в переднем отсеке оборудованы два рабочих места командира, рабочее место офицера и рабочее место водителя, размещены р/ст Р-123МТ, аппаратура коммутации и служебной связи;
— в среднем отсеке имеются два рабочих места радистов и размещены: р/станции Р-130М, Р-111, СА, аппаратура коммутации и служебной связи;
— в заднем отсеке установлены два двигателя типа ГАЗ-23Ф, система отбора мощности от левого двигателя БТР с генератором Г-290 бортовой сети КШМ, система отбора мощности от правого двигателя БТР с генератором Г-2906 бортовой сети БТР и другое оборудование.
Боевые возможности КШМ Р-145 БМ:
— одновременное и независимое ведение связи в движении и на стоянке р/станциями основного комплекта,
— взятие управления подготовленной к работе в режиме А р/станцией самостоятельно любым членом экипажа непосредственно со своего рабочего места;
— дистанционное управление в режиме А двумя р/станциями КШМ по двум линиям ДУ с вынесенных телефонных аппаратов ТА-57 на расстояние до 500 м;
— дистанционное управление в режиме Б одной из р/станций КШМ с вынесенного ТФ аппарата на расстояние до 500 м,
— взятие командиром и офицером управления подготовленной к работе р/ст (в режиме Б – только командиром), по заказу через радиста рабочего места Р1;
— громкоговорящий прием работы р/станций КШМ на первом рабочем месте командира и в аппаратном отсеке;
— сигнализацию в командном отсеке о готовности к работе радиоканала в режиме Б;
— сигнализацию о режиме работы и занятости радиоканала в режиме Б;
— внутреннюю избирательную связь между всеми членами экипажа;
— циркулярную внутреннюю связь командирами офицера с членами экипажа;
— работу р/станций КШМ с однотипными р/станциями в любое время года и суток, на среднепересеченной местности, в зависимости от условий работы, выбранных частот и типа применяемых антенн на расстояния: Р-130М – до 350 км; Р-111 – до 75 км.
Время развертывания и подготовки КШМ для выхода на связь 1-35 мин. (в зависимости от типа применяемых антенн и источников электропитания).
Тактико-технические характеристики КШМ Р-145БМ «Чайка»:
Колёсная формула: 8х8;
Боевая масса, т: 10,475;
Длина корпуса, мм: 7220…7560;
Ширина корпуса, мм: 2825;
Высота, мм: 3360;
База, мм: 4240;
Колея, мм: 2370;
Клиренс, мм: 475;
Тип брони: противопульная;
Тип двигателя: 2 х ГАЗ-40П;
Мощность двигателя, л. с.: 2 х 90;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Тип подвески: индивидуальная торсионная;
Преодолеваемый подъём, град.: 30;
Преодолеваемый ров, м: 2,0;
Преодолеваемый брод, м: плавает;
Экипаж, чел.: 5
Радиостанции Р-145
Автор: Александр · Опубликовано 14.12.2015 · Обновлено 02.04.2018
Серия батальонных командно-штабных машин
Р-145
батальонная командно-штабная машина “Чайка”
Р-145А
батальонная командно-штабная машина “Чайка-А”
Р-145Б
батальонная командно-штабная машина “Чайка-Б”
Р-145БМ
батальонная командно-штабная машина “Чайка-БМ” (УЮ1.100.010). Шасси ГАЗ-49-07 (БТР-60П)
Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМ “Чайка-БМ” предназначена для обеспечения управления и организации радиосвязи на подвижных пунктах управления по одному КВ и трем УКВ каналам как в движении, так и на стоянке, при этом по одной из р/станций может вестись связь с применением ЗАС. КШМ может работать как в системе УС ПУ, так и автономно.
КШМ Р-145БМ “Чайка-БМ” представляет собой подвижный комплекс, смонтированный на базе бронетранспортера БТР-60ПА (БТР-60ПУ), и включающий в себя:
- – КВ радиостанцию Р-130М “Самшит”;
- – сдвоенный симплексный вариант УКВ радиостанции Р-111 “Бином-М”;
- – УКВ радиостанцию Р-123МТ “Магнолия”;
- – устройство вызова Р-012М;
- – комплект аппаратуры ЗАС Т-219 “Яхта”;
- – комплект коммутационной аппаратуры;
- – комплект антенно-мачтовых устройств;
- – систему электропитания:
- – генератор Г-290;
- – бензоэлектрический агрегат АБ-О/230.
Оборудование КШМ смонтировано в 3-х отапливаемых отсеках бронеобъекта:
- – передний (командный). В переднем отсеке оборудованы два рабочих места командира, рабочее место офицера и рабочее место водителя, размещены р/ст Р-123МТ, аппаратура коммутации и служебной связи
- – средний (аппаратный). В среднем отсеке имеются два рабочих места радистов и размещены р/станции Р-130М и Р-111, аппаратура ЗАС, аппаратура коммутации и служебной связи.
- – задний (силовой). В заднем отсеке установлены два двигателя типа ГАЗ-23Ф, система отбора мощности от левого двигателя БТР с генератором Г-290 бортовой сети КШМ, система отбора мощности от правого двигателя БТР с генератором Г-2906 бортовой сети БТР и другое оборудование.
Экипаж машины состоит из четырех человек.
Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.
КШМ обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь с однотипными радиостанциями в условиях среднепересеченной местности в любое время суток и года.
Радиостанции Р-111, Р-123МТ и Р-130М могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот.
Управление радиостанциями в радиотелефонном режиме может осуществляться с двух рабочих мест радистов-операторов, двух рабочих мест командира, одного рабочего места офицера и с двух телефонных аппаратов ТА-57, подключенных к КШМ с помощью двух проводных линий длиной до 500 м каждая.
- – одновременное и независимое ведение связи в движении и на стоянке р/станциями основного комплекта,
- – взятие управления подготовленной к работе в режиме А р/станцией самостоятельно любым членом экипажа непосредственно со своего рабочего места.
- – дистанционное управление в режиме А двумя р/станциями КШМ по двум линиям ДУ с вынесенных телефонных аппаратов ТА-57 на расстояние до 500 м,
- – дистанционное управление в режиме Б одной из р/станций КШМ с вынесенного ТФ аппарата на расстояние до 500 м,
- – взятие командиром и офицером управления подготовленной к работе р/ст (в режиме Б
- – только командиром), по заказу через радиста рабочего места Р1,
- – громкоговорящий прием работы р/станций КШМ на первом рабочем месте командира и в аппаратном отсеке,
- – сигнализацию в командном отсеке о готовности к работе радиоканала в режиме Б,
- – сигнализацию о режиме работы и занятости радиоканала в режиме Б,
- – внутреннюю избирательную связь между всеми членами экипажа,
- – циркулярную внутреннюю связь командирами офицера с членами экипажа,
- – работу р/станций КШМ с однотипными р/станциями в любое время года и суток, на среднепересеченной местности, в зависимости от условий работы, выбранных частот и типа применяемых антенн на расстояния:
– Р-130М – до 350 км
– Р-111 – до 75 км.
Работа через аппаратуру ЗАС производится с одного рабочего места радиста-оператора, двух рабочих мест командира и с одного телефонного аппарата ТА-57.
Обеспечивается циркулярная и избирательная передача и прием сигналов вызова по четырем радиостанциям КШМ с помощью устройства Р-012М.
Время развертывания и подготовки КШМ для вхождения в связь 1-35 мин. (в зависимости от типа применяемых антенн и источников электропитания).
Р-145БМ-1
батальонная командно-штабная машина “Чайка-БМ1” (АЖИТ.464424.001). Шасси ГАЗ-49-07 (БТР-60П)
Командно-штабная машина Р-145БМ1 предназначена для организации связи в оперативно-тактическом звене управления в движении и на стоянке, как в автономном, так и в составе узла связи.
Основной комплект поставки:
- – Транспортная база: Модернизированный БТР-60 (одно из отличий – установлен новый дизельный двигатель от КАМАЗа)
- – Радиостанции: Р-168-100КА, Р-168-25У, Р-168-100У (2 шт.)
- – Аппаратура внутренней связи и коммутации АККА1
- – Аппаратура передачи информации по открытым и закрытым каналам связи- Аппаратура спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.
- – Симплексная радиосвязь в коротковолновом (КВ) и ультракоротковолновом (УКВ) диапазонах частот в открытом и закрытом режимах.
- – Дуплексная радиосвязь в УКВ диапазоне в открытом и закрытом режимах.
- – Симплексная радиосвязь в УКВ диапазоне в режиме (ТМ) технического маскирования.
- – Симплексная радиосвязь в (ППРЧ) режиме псевдослучайной перестройки рабочей частоты.
- – Радиотелефонная связь с рабочих мест экипажа, абонента телефонного аппарата.
- – Радиотелефонная связь с использованием аппаратуры конфидециальной связи с рабочего места радиста, командиров и абонента вынесенного телефонного аппарата.
- – Передача и прием информации по телефонному и цифровому каналам аппаратуры конфиденциальной связи.
Р-145БМ-2
батальонная командно-штабная машина “Чайка-БМ2”
Р-145БМА
батальонная командно-штабная машина (автомобильная) “Чайка-БМА” . Шасси ГАЗ-2330
Назначение: организация связи в оперативно-тактическом звене управления в движении и на стоянках, как в автономном режиме, так и в составе узла связи.
Основной состав изделия:
- – базовое шасси ГАЗ-2330 “Тигр”;
- – КВ радиостанция Р-168-100К – 1 шт.;
- – УКВ радиостанция Р-168-25У – 1 шт.;
- – станция спутниковой связи Р-439П – 1 шт.;
- – радиостанция IC-A110 – 1 шт.;
- – Радиостанция оперативной связи “Эрика-201-038П45 – 1 шт.;
- – коммутационная аппаратура;
- – аппаратура ЗАС;
- – система энергоснабжения с дизельным электроагрегатом АДП4,2-230ВЯБС “Вепрь”.
- Экипаж – 4 человека;
- Предельная дальность радиосвязи – до 300 км.
Разработана в ОАО “МНИИРС” для Внутренних войск МВД РФ.
Р-145Г1
батальонная командно-штабная машина “Чайка-Г1”
Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
Боевой пример. Мотострелковый батальон вел ожесточенный бой в Грозном. Его командир имел довольно устойчивую связь с подчиненными ротами и взводами. Вопросы же взаимодействия с соседями, танкистами, десантниками, авиацией, подразделениями МВД решать удавалось с большим трудом – недоставало радиосредств. Когда же старший начальник после настоятельных просьб выделил из резерва командно-штабную машину (КШМ), проблема была снята, как говорится, с повестки дня. А именно: с ее помощью устойчивая связь поддерживалась не только с вышестоящим штабом и взаимодействующими подразделениями, но и через одну–две инстанции вниз.
Анализ опыта обеспечения управления в соединениях и частях при ведении боевых действий на территории Чеченской Республики позволяет утверждать, что радиосвязь по-прежнему остается основным средством в тактическом звене. Особенно в полку, батальоне, роте и взводе, где для управления широко применяются КШМ, носимые радиостанции и радиосредства бронеобъектов (танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты).
В боях использовались КШМ на бронированной (Р-145БМ и БМП-1КШ) и автомобильной (Р-142Н) базе. Каждая из них, как правило, работала в одной коротковолновой (KB) и одной–двух ультракоротковолновой (УКВ) радиосетях. Если в экипаже имелся некомплект личного состава (а это было не редкостью), то один радист поддерживал связь в нескольких радиосетях, применяя приставку селективного вызова корреспондентов. Когда же нужно было иметь связь с подчиненными подразделениями на одну–две инстанции вниз, а также для решения вопросов взаимодействия с артиллерией и другими родами войск, использовались возможности УКВ-станций по автоматической перестройке на заранее подготовленные частоты.
Вместе с тем были выявлены и недостатки в работе командно-штабных машин. В частности, в тех, которые находятся на вооружении с семидесятых годов. Взять Р-145БМ. Как известно, она смонтирована на транспортной базе БТР-60, уступающей боевым средствам мотострелковых подразделений, например, БТР-80. В результате во время боев такие КШМ довольно часто выходили из строя. А поскольку ремонтные подразделения частей мало приспособлены для восстановления БТР-60, то поломки устраняли ремонтные органы центрального подчинения.
Кроме того, Р-145БМ легко отличить от линейных боевых машин. Поэтому такие КШМ боевики стремились вывести из строя в первую очередь. Особенно во время боев в населенных пунктах. Это приводило к нарушению управления. Вместе с тем в частях и подразделениях, где командно-штабные машины размещались на базе БМП-1, их довольно трудно обнаружить среди других боевых машин пехоты. Следовательно, здесь и потери были меньше.
Что же касается Р-142Н, которые оборудованы на шасси автомобиля ГАЗ-66, то они уязвимы даже от стрелкового оружия. Поэтому в некоторых частях потери подобных КШМ достигали 50 процентов и более.
Как показала практика, вышеперечисленные командно-штабные машины оснащены морально устаревшими средствами связи, которые не могут полностью удовлетворить потребности в управлении. Так, во время боев в Чечне нередко возникала необходимость довести до командиров и штабов информацию в документированном виде. Однако этого сделать было нельзя – в КШМ нет подобной аппаратуры.
Следует также отметить еще один недостаток КШМ. Когда мотострелковые и десантные батальоны выполняли самостоятельные задачи, действуя в отрыве от своих полков, нередко ими управляли не только командиры частей и соединений, но и руководители более высоких инстанций. С помощью штатных средств, входящих в комплект КШМ, обеспечить связь, например, с командующим объединенной группировкой было очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому этим подразделениям приходилось придавать более мощные радиостанции и другую технику. В результате узлы связи мсб и пдб становились громоздкими, а их мобильность и разведзащищенность резко снижались.
И еще. В составе командно-штабных машин нет авиационных радиостанций, а авианаводчики, выделяемые от группы боевого управления со своими средствами связи, на КНП батальонов, как правило, находятся непостоянно. Поэтому взаимодействие подразделений, которые вели бой или совершали марш, с поддерживающими (прикрывающими) их самолетами и боевыми вертолетами было затруднено. Случалось, что авиаторы действовали неэффективно, а иногда непреднамеренно наносили удары по своим войскам.
На наш взгляд, нерешенным остается вопрос электроснабжения КШМ. Основной источник питания – бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Однако он имеет недостаточный эксплуатационный ресурс двигателя 2СДВ. Резерв – генератор отбора мощности двигателя автомобиля (БТР, БМП), но его можно использовать только на стоянке. К тому же расходуется большое количество горюче-смазочных материалов. Более того, в Р-142Н и БМП-1КШ не предусмотрена возможность электропитания аппаратуры от электросети 220 В.
Думается, что настало время создавать командно-штабные машины нового поколения, которые должны отвечать следующим требованиям.
Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе. Внешне они не должны отличаться от линейных боевых машин. В их комплект целесообразно включить технику документированной связи, работающую по каналам, образованным собственными радиосредствами. А также аппаратуру определения своего местоположения, передачи (приема) навигационной информации. Это позволит повысить качество управления в тактическом звене.
Во-вторых, в новых КШМ желательно предусмотреть возможность установки (при необходимости) малогабаритных переносных станций спутниковой связи. В результате можно будет поддерживать связь с органами управления любого ранга.
В-третьих, комплектация командно-штабных машин батальонного и полкового звена обязательно должна включать авиационную радиостанцию. Работать на ней будет нештатный авианаводчик, подготовленный из офицеров штаба, например, мсб или мсп.
В-четвертых, вопрос электроснабжения КШМ следует решать с учетом комплексного использования различных источников питания.
В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся недостатки, состоящие на вооружении командно-штабные машины с хорошо подготовленными экипажами довольно успешно применялись в боях в Афганистане и Чечне. Однако, чтобы обеспечить более высокую боевую эффективность частей и подразделений, оснащенных современными средствами вооруженной борьбы, необходимо иметь КШМ, отвечающие самым высоким требованиям по управлению войсками.