0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Командно-штабная машина Type 82 (Япония)

Командно-штабные машины — специальные бронеавтомобили

В 1930-е годы на бронеавтомобили начали устанавливать радиостанции. Но массогабаритные характеристики аппаратуры радиосвязи исключали ее использование на линейных броневиках. Это привело к применению специальных командно-штабных бронеавтомобилей.

Такие машины помимо наличия радиооборудования, как правило, имели увеличенный экипаж и сокращенный состав вооружения. Типичным примером стал немецкий броневик Kfz.14, созданный в 1932 году на базе линейного Kfz.13. Последний имел экипаж из двух человек и вооружался 7,92-мм пулеметом. На Kfz.14 вооружение вообще отсутствовало, зато устанавливали приемопередающую радиостанцию, а экипаж был увеличен до трех человек (командир, водитель и радист).

Тенденция создания специальных командирских (штабных) броневиков сохранялась в Германии и позже. Так, с 1938 года выпускался легкий командирский бронеавтомобиль Sd.Kfz.223 — радиофицированный вариант линейной машины Sd.Kfz.223. Для штабов разведывательных батальонов до 1937 года выпустили 28 трехосных бронеавтомобилей Sd.Kfz.263 (6-Rad). Вместо башни они имели достаточно просторную неподвижную рубку, а радиостанция получила рамочную антенну, обеспечивавшую большую дальность работы. Все вооружение ограничили одним 7,92-мм пулеметом в лобовом листе.

Более распространенными были штабные броневики на четырехосном шасси Sd.Kfz.263 (6-Rad) — с 1938-го по 1943 годы изготовили 260 таких машин. Броневик с экипажем из пяти человек так же, как и его трехосный предшественник, имел неподвижную рубку с пулеметом в лобовом листе и установленной над ней большой рамочной радиоантенной. Машины Sd.Kfz.263 (6-Rad) служили при штабах танковых и моторизованных дивизий, а также корпусов и армий.

ДЛЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

Свои особенности имели командирские машины для артиллерийских частей — помимо средств связи они были оборудованы специальной аппаратурой для корректировки артиллерийского огня. Типичным примером является немецкая бронемашина Sd.Kfz.253, разработанная для управления подразделениями штурмовых орудий. Она была создана на шасси однотонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.10 и во многом походила на разведывательный бронетранспортер Sd.Kfz.250, разработанный на той же базе. Но командирская машина, в отличие от БТР, имела закрытый корпус. Она была оборудована радиоприемником FuG 15 и передатчиком FuG 16 со штыревой антенной длиной 2 м. Вооружение состояло из 7,92-мм ручного пулемета, перевозимого внутри машины, а экипаж — из четырех человек. В крыше корпуса имелся большой круглый двустворчатый люк, предназначенный для работы со стереотрубой. Производство Sd.Kfz.253 осуществлялось в 1940-41 годах. Всего было выпущено 215 машин, а в дальнейшем на смену Sd.Kfz.253 пришла более простая командирская машина Sd.Kfz.250/4 — вариант бронетранспортера Sd.Kfz.250/4.

В ДРУГИХ СТРАНАХ

Во Франции специализированные командно-штабные бронемашины распространения не получили.

Единственным их образцом стал специальный вариант удачного двухосного полноприводного бронеавтомобиля «Панар» 178 (AMD-35). Принципиально он походил на немецкие переделки: вместо башни была установлена неподвижная бронированная рубка, а над ней — рамочная антенна радиостанции ER 27 с дальностью действия 150 км. Французская армия заказала 24 таких броневика, предназначавшихся для службы при штабах механизированных соединений. Их поставили в начале 1939 года, а полтора года спустя все они стали немецкими трофеями.

Значительно более массовыми стали американские командно-штабные машины М20 — в 1944-45 годах из изготовили почти 3800. Базой послужил легкий трехосный полноприводный разведывательный бронеавтомобиль М8 «Грейхаунд». Командно-штабной вариант был лишен башни, а его отсек для экипажа выполнили открытым (в отличие от закрытых кузовов немецких и британских машин аналогичного назначения). Над отсеком установили кольцевую турель с 12,7-мм пулеметом М2. КШМ М20 вмещала до шести человек экипажа, а ее специальное оборудование было весьма скромным — столик для карт и радиостанция SCR-506 (вместо нее могли устанавливаться радиостанции SCR-508, -510, -608 или -610). 86-сильный карбюраторный мотор мог на шоссе разогнать семитонную машину до 87 км/ч. Приличным был и запас хода — 480 км.

Читать еще:  Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт M113GA2 (Германия)

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ

После окончания Второй мировой войны класс КШМ получил дальнейшее развитие. Как правило, такие машины создают на базе бронетранспортеров или БМП. Типичным их представителем стала американская КШМ М577, созданная на шасси гусеничного БТР М113. Ее основным визуальным отличием служит увеличенная на 640 мм по сравнению с обычным бронетранспортером высота боевого отделения. Это позволило улучшить условия работы для четырех штабных офицеров (кроме них в состав экипажа М577 входит водитель). Дополнительное оборудование М577 включает различные радиостанции, дополнительный генератор для их питания, столы и планшеты для карт. При необходимости дополнительное пространство для штаба может быть образовано тентом, устанавливающимся позади машины. В общей сложности выпустили не менее 2300 М577 в различных вариантах.

«ДОРЧЕСТЕР»

Во время Второй мировой войны в Великобритании появился особый класс штабных бронеавтомобилей: крупногабаритные закрытые фургоны, обеспечивающие относительно комфортные условия работы для нескольких человек — штабных офицеров и радистов.

Первая попытка создания штабного бронеавтомобиля была предпринята в 1937 году, когда для штаба 1-й танковой бригады изготовили 15 таких машин на шасси неполноприводного (колесная формула 4×2) грузовика «Моррис Коммершиэл» С58. Более «продвинутым» стал бронеавтомобиль на шасси полноприводного двухосного артиллерийского тягача «Лизард» фирмы «Гай». Машину, получившую название «Лизард» ACV (Armoured Command Vehicle — бронированная командирская машина), оборудовали шестицилиндровым дизелем мощностью 95 л. с. На шоссе десятитонный броневик мог разогнаться до 65 км/ч, а запас хода составлял 350 км. Защиту экипажа из шести человек обеспечивала 10-мм броня.

Прототип «Лизард» ACV отправили во Францию для испытаний при штабе 1-й танковой дивизии. Его следы теряются в мае 1940 года, когда британцы и французы вынуждены были отступать под натиском вермахта. Армия заказал 30 серийных «Лизардов», но изготовлена была лишь 21 машина. Часть из них осталась в метрополии, а несколько единиц отправили в Северную Африку. Здесь один «Лизард» ACV стал итальянским трофеем.

НА ШАССИ АЕС

В целом успешное применение «Лизард» ACV в Северной Африке стимулировало британцев к дальнейшим разработкам штабных броневиков. В 1940 году фирма АЕС предложила свой вариант «бронированного автобуса» на шасси хорошо себя зарекомендовавшего двухосного полноприводного тягача «Матадор» (АЕС 0853). Разработчики предложили сразу четыре варианта бронеавтомобиля различного назначения: командно-штабную машину ACV; саперную ADV (Armoured Demolition Vehicle), оборудованную копром и компрессором; минный заградитель AML (Armoured Mine Layer); бронетранспортер АРС (Armoured Personnel Carrier), рассчитанный на перевозку 30 человек. Однако на вооружение приняли лишь первый вариант.

По внешнему виду «Дорчестер» — так назвали новую КШМ — напоминал «Лизард». Бронированный корпус «рубленых» очертаний был собран из листов стальной брони толщиной 10-12 мм. Дизельный мотор АЕС А187 развивал мощность 95 л. с.

Трансмиссия включала сцепление сухого трения, четырехскоростную коробку передач и двухскоростной демультипликатор.

Тормоза — гидравлические, с вакуумным усилителем. Ходовая часть — с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах. На «Дорчестере» применяли колеса большого диаметра с шинами размером 13,5 х 20 дюймов. В кузове «Дорчестера» были размещены связное оборудование, столы для карт и откидные сиденья для экипажа. Помимо водителя в машине могли работать шестеро-семеро штабных офицеров и радистов. КШМ комплектовали тентом, разворачиваемым на стоянке у борта машины и создающим дополнительное рабочее пространство. Для входа и выхода служили три двери в бортах и корме броневика, а в крыше имелись три световых люка, закрываемых бронированными крышками.

Стационарного вооружения «Дорчестер» не имел. Для самообороны предназначался 7,7-мм ручной пулемет «Брен», перевозившийся внутри машины. В зависимости от комплектации аппаратурой связи различали два варианта «Дорчестера». Вариант LP (Low Power) был предназначен для обеспечения дальней связи и комплектовался двумя радиостанциями № 19 Mk.II.

На варианте HP (High Power), предназначенном для высокочастотной связи, имелась радиостанция № 19, передатчик RCA и приемник № 107. Также имелось два варианта внутренней компоновки. Машина «Дорчестер» Mk.I имела общее внутреннее рабочее пространство и генератор мощностью 550 Вт. На «Дорчестере» Mk.II отсек радистов был отделен перегородкой от отсека штабных офицеров, а также устанавливался генератор мощностью 1260 Вт.

Читать еще:  Система ПВО «Setter» (США)

В общей сложности изготовили 416 бронеавтомобилей «Дорчестер». Они активно применялись в ходе Североафриканской кампании. В начале апреля три неповрежденных «Дорчестера» были захвачены вермахтом. Два из них, получивших названия «Макс» и «Мориц», использовались штабом Роммеля, а третий трофей находился при штабе 5-й легкой дивизии. В британской армии «Дорчестеры» служили до конца 40-х годов.

Успешное применение КШМ «Дорчестер» привело к появлению в 1944 году более тяжелого варианта АЕС 6х6 ACV, использовавшего шасси трехосного полноприводного автомобиля со 150-сильным дизелем АЕС А198 и весившего 17 тонн. Удлиненный корпус машины позволил существенно улучшить условия работы экипажа. Изготовили 150 таких КШМ.

Бронеавтомобиль Type 82

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

В послевоенные годы в Японии на вооружении состояло лишь небольшое количество американских бронемашин М8 «Грэйхаунд», разработка машин собственной конструкции не велась, ставка делалась на оснащение сил самообороны гусеничной техникой. Положение изменилось только в середине 70-х годов, когда во многом под влиянием общемировых тенденции развития бронетехники было принято решение об оснащении сухопутных войск бронеавтомобилями двух типов: командно-штабного и разведывательного. Проектные работы начались в 1978 году Исследовательским институтом сил самообороны и фирмами Комацу и Мицубиси. Обе машины должны были иметь общую конструкцию, силовую установку, трансмиссию и подвеску колес. Первые четыре опытных командно-штабных бронеавтомобиля были изготовлены в 1979 году. В 1980-1981 гг. они проходили интенсивные испытания, в ходе которых наездили более 10000 км по всей территории Японии, в том числе и по снегам о. Хоккайдо. В конце 1981 года командно-штабная машина по обозначением «тип 82» была принята на вооружение сухопутных сил самообороны Японии. Первые десять бронеавтомобилей были поставлены в 1982 году, всего планируется закупить 250 командно-штабных машин. На вооружении каждой дивизии имеется по десять таких машин.

Бронеавтомобиль имеет сварной закрытый корпус из стальных бронелистов, защищающий экипаж от бронебойных пуль калибра 7.62 мм. Водитель размещается в передней части справа; слева от него располагается второй член экипажа. В крыше над сиденьями имеются два прямоугольных люка. На люкс водителя монтируется вращающийся перископический наблюдательный прибор или ИК прибор ночного видения. На шкворневой турели установлен 7,62-мм пулемет «тип 74». Обзор в 180° обеспечивается общим для обоих членов экипажа большим лобовым и двумя боковыми окнами, изготовленными из пуленепробиваемых стекол. Окна могут прикрываться бронезаслонками. Моторно-трансмиссионное отделение находится за отделением управления, ближе к левому борту. Двигатель – десятицилиндровый дизель водяного охлаждения Исудзу 10PBI мощностью 305 л. с. Коробка передач имеет шесть скоростей переднего хода и одну – заднего. В кормовой части машины оборудованы индивидуальные рабочие места для офицеров (шесть человек, включая командира) и установлено специальное оборудование и радиостанции. Для доступа в боевое отделение в левом борту расположена дверь, такая же дверь находится в правом борту и еще одна дверь есть в кормовом бронелисте. В дверях имеются амбразуры и наблюдательные приборы, кроме того, два смотровых прибора установлены с правой стороны корпуса и один – с левой. На крыше боевого отделения смонтирована командирская башенка с шестью перископическими наблюдательными приборами. Справа от башенки имеется круглый двустворчатый люк. Перед люком установлен пулемет калибра 12,7 мм М2 НВ. Радиооборудование включает радиостанции УКВ диапазона, коротковолновые радиостанции и приемник, предупреждающий о радиооблучении. Бронеавтомобиль не является амфибией. Подавляющее большинство японских рек имеют небольшую глубину и ширину, поэтому было решено не усложнять конструкцию машины, добиваясь от нее «умения плавать». Все шесть колес ведущие, однако при движении по шоссе один мост может быть отключен. Передние и задние колеса – управляемые, в контур управления входят гидроусилители. На колеса установлены шины размером 14,00 х 20.

Читать еще:  Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБу (Россия)

Технические характеристики
Колесная формула 6х6
Боевая масса, кг 13600
Масса пустого, кг 12000
Длина, м 5,72
Ширина, м 2,48
Высота без вооружения, м 2,38
Колесная база, м 1,50/1,50
Дорожный просвет, м 0,45
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
глубина брода, м 1
высота стенки, м 0,6
ширина траншеи, м 1,5
подъем 60%
Экипаж, чел. 8

Японский бронетранспортер Komatsu Type 96


Японский бронетранспортер Type 96, вооруженный 12,7-мм пулеметом M2 HB

Многие годы японские силы самообороны имеют на вооружении в основном гусеничные машины, кроме разведывательной машины Komatsu Type 87 6×6 и машины оперативного управления Type 82 6×6, имеющих высокий уровень унифицированности. Производство обоих этих вариантов завершено. Как и в случае с остальными японскими бронированными машинами Япония за рубеж свои машины не продавала.

Основным подрядчиком по бронетранспортеру Type 96 является компания Komatsu Defence Systems Division, которая также разработала и изготовила разведывательно-дозорную машину Type 87 6×6, которая до сих пор остается в эксплуатации.

Первые серийные БТР Type 96 были изготовлены в 1995 году, примерно 55 машин изготовлены к концу 1999 года и с тех пор производство продолжилось с ежегодным объемом от 31 машины в 2003 году и до 14 машин в 2004 году. По оценкам с начала поставок к 2009 году было поставлено около 270 машин Type 96, но в 2010 году было изготовлено 17 машин и в 2011 году еще 11 штук. В общей сложности за все годы было изготовлено 322 машины.

Цельносварной корпус БТР Type 96 изготовлен из броневой стали, впереди слева расположено моторно-трансмиссионное отделение. Выходная труба выхлопной системы расположена с левой стороны на крыше корпуса.

Водитель размещается впереди справа, у него имеется люк с цельной крышкой, открывающийся назад и три дневных перископа для переднего обзора. Центральный перископ может быть заменен бесподсветочным перископом для вождения ночью.



Командир/стрелок сидит позади водителя, у него имеется приподнятая башенка с дневными перископами для кругового обзора, крышка люка открывается назад. В передней части башенки установлен 12,7-мм пулемет M2 HB, из которого возможно прицеливаться и стрелять изнутри башенки. Позднее некоторые машины были оборудованы 40-мм автоматическим гранатометом местного производства.

Десантное отделение находится в кормовой части машины, восемь десантников осуществляют посадку и высадку через кормовую аппарель с силовым приводом. На крыше десантного отделения размещаются пять люков, открывающихся наружу, два справа и три слева. На каждом борту десантного отделения имеется, по меньшей мере, по две огневых амбразуры и соответствующие им смотровые приборы.

На крыше десантного отделения ближе к корме на каждом борту установлены по четыре направленные вперед пусковые установки дымовых гранат.

Стандартное оборудование машины включает рулевое управление передних четырех колес с гидроусилением, систему централизованной подкачки колес, позволяющую водителю регулировать давление в зависимости от типа преодолеваемой местности, систему защиты от ОМП и систему предупреждения о лазерном облучении, установленную впереди слева. Подобная система установлена на других японских бронированных машинах, например на танках Type 90.

Вариант РХБ-разведки
Япония также разработала на базе шасси Type 96 8×8 машину радиационной, химической и биологической разведки. Она оборудована комплектом сенсоров и датчиков, а также метеорологической станцией, системой самообеззараживания и встроенной установкой очистки воздуха.

Технические характеристики бронетранспортера Type 96
Экипаж: 2+8
Длина, габаритная: 6,84 м
Ширина, габаритная: 2,48 м
Высота, габаритная: 1,85 м
Масса боевая: 14500 кг
Конфигурация: колесная, 8х8
Двигатель: Mitsubishi 6D40, дизельный, водяное охлаждение, 6 цилиндров, 360 л.с.
Скорость максимальная: 100 км/ч
Запас хода: 500 км
Вооружение: 12,7-мм пулемет M2 HB; или
40-мм автоматический гранатомет;
8 пусковых установок дымовых гранат
Стабилизация вооружения: нет
Боекомплект: 1000 х 12,7 мм; 650 х 40 мм; 8 дымовых гранат
Оборудование ночного видения: есть
Система защиты от ОМП: есть

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector