74 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий разведывательный танк FV101 Scorpion (Великобритания)

Легкий разведывательный танк FV101 «Scorpion»

Легкий разведывательный танк FV101 «Scorpion» разработан фирмой «Алвис» в конце 60-х годов и принят на вооружение английской армии в 1972 г. Одним из основных требований при создании танка было обеспечение его авиатранспортабельности. По этой причине в конструкции танка широко использованы легкие сплавы. В частности, из алюминия изготовлены корпус и башня. При этом лобовая броня корпуса и башни обеспечивает защиту от пуль калибра 14,5 мм с дальности 200 м, a бортовая и кормовая – от 7,62-мм пуль и осколков снарядов калибра до 105 мм.

В танке FV101 «Scorpion»использована компоновочная схема, характерная скорее для бронетранспортеров и боевых машин пехоты: моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса справа, a слева находится отделение управления. Боевое отделение с двухместной башней занимает среднюю и кормовую части машины.

Находящийся в отделении управления механик-водитель для вождения танка днем использует широкоугольный перископический прибор наблюдения, который в темное время суток заменяется бесподсветочным прибором ночного видения.
Вооружение танка FV101 «Scorpion» состоит из нарезной 76-мм пушки L23 и спаренного с нею 7,62-мм пулемета. Пушка установлена в башне, по обе стороны от нее размещаются командир танка (он же заряжающий) и наводчик. В случае необходимости наводчик может заряжать пушку и стрелять самостоятельно. Используются выстрелы унитарного заряжания с бронебойно-фугасным снарядом с пластичным ВВ и кумулятивным снарядом.

Механизмы наведения пушки и пулемета состоят из ручного подъемного механизма и ручного двухскоростного механизма поворота башни, обеспечивающего поворот башни с угловой скоростью 6 или 2° за один оборот рукоятки. Для командира установлен поворотный бинокулярный перископический прибор наблюдения с переменной кратностью увеличения (10-х и 1-х), обеспечивающий поле зрения по горизонтали 85° и по вертикали от -10° до +35°. По периметру люка установлено семь перископических смотровых приборов. Наводчик имеет дневной монокулярный прицел с переменной кратностью увеличения (8х и 1х) и два перископических смотровых прибора. Для стрельбы ночью y наводчика установлен бесподсветочный ночной прицел.

На танке FV101 «Scorpion» установлен шестицилиндровый автомобильный двигатель «Ягуар», мощность которого уменьшена со стандартных 265 л. с. до 195 л. с. Силовая передача состоит из планетарной коробки передач и самоблокирующегося дифференциального механизма поворота. Она обеспечивает по семь передач переднего и заднего хода и столько же радиусов в повороте (на первой передаче 3,05 м, на седьмой – 47,8 м).
Ходовая часть танка FV101 «Scorpion» выполнена с торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Опорные катки и балансиры из алюминиевого сплава с резиновыми бандажами, гребнем, с резиновыми подушками и резиновой беговой дорожкой.
Водные преграды танк преодолевает с помощью индивидуального плавсредства. Движение осуществляется за счет перемотки гусениц. Танк оснащен средствами защиты от ОМП и необходимой радиосвязной аппаратурой.
Общее количество изготовленных танков FV101 «Scorpion» с 76-мм пушкой составляет 1241 единицу. Кроме того, было выпущено также 32 танка этого типа с 90-мм пушкой «Коккерил» Mk. 3.

Технические характеристики легкого танка FV101 «Scorpion»:
FV101 Scorpion
Боевая масса, т: 8,01;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 4794, ширина корпуса – 2235, высота – 2102, клиренс – 356;
Бронирование: алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм;
Вооружение: 76-мм пушка L23A1, Пулемёты 1 х 7,62-мм пулемёт L8A1, 1 х 7,62-мм пулемёт L9A1;
Двигатель: «Jaguar», 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 195;
Скорость по шоссе, км/ч: 80;
Запас хода по шоссе, км: 640;
Удельная мощность, л. с./т: 24,3;
Преодолеваемые препятствия: подъём, град. – 30; стенка, м – 0,5; ров, м – 2,05; брод, м – плавает, после подготовки

Бронированные скорпионы Великобритании

В течение последних нескольких месяцев военный контингент Великобритании в Афганистане «ISAF» постепенно перевооружался модернизированными, гусеничного исполнения боевыми и вспомогательными машинами серии «CVR(T) Mk 2» на основе легкого бронированного британского разведывательного танка «Scorpion».

Читать еще:  Основной танк M60A1 (США)

Боевая техника поставлялась в подразделения Королевского разведывательного полка «9th/12th Royal Lancers», который расположен в провинции Афганистана Гельменд. Новые машины перебрасывали в Афганистан транспортниками «Ан-124-100» Российской компании «Волга-Днепр». Ставшие в строй миротворческого контингента бронированные машины серии «CVR(T) Mk 2» уже успели поучаствовать в боевых конфликтах.

В декабре 2010 года корпорация «BAE Systems» заключила контракт с военным ведомством Британии на ускоренную модернизацию 58 легких разведывательных машин «CVR(T)» по проекту «Transformer» для британских миротворческих сил в Афганистане, предположительная стоимость которого 50 миллионов долларов.

Корпорация «BAE Systems», еще до заключения контракта, провела успешные испытания серийных прототипов «CVR(T)» – двух БТРов «Spartan Mk 2» и одной БРМ «Scimitar Mk 2» – в Иордании.

7 боевых машин уже находятся в Афганистане на боевом дежурстве миротворческих сил Великобритании. Доставка модернизированной техники продлится до весны 2012 года.

Модернизации подвергнется следующая военная техника:
– бронетранспортеры серии «FV103 Spartan»;
– военно-санитарные машины серии «FV104 Samaritan»;
– машины управления «FV105 Sultan»;
– эвакуационно-ремонтные машины «FV106 Samson»;
– боевые разведывательные машины серии «FV107 Scimitar».

История создания боевых машин серии «CVR»

«CVR» – сокращение «Combat Vehicle Reconnaissance», что в дословном переводе с английского языка – «боевая разведывательная машина». Предназначение – разведывательные действия и боевое применение. Создан специально для авиатранспортировок к месту действия.
В 70 годах прошлого века с появлением технологии изготовления брони с использованием алюминия и его сплавов начинается эра бронированных машин на гусеничной основе, с автомобильными блоками и агрегатами. Первой фирмой, взявшейся за создания легкого танка, была английская компания «Элвис».
Первые образцы новой техники успешно завершили заводские и боевые испытания в конце 70 годов, а в 1972 году первые легкие танки принимаются на вооружение. Танки носят название «Scorpion» серии FV-101 по Английской внутренней системе обозначения, по общей системе танк носит название «CVR(T)». Буква «Т» в обозначение значит, что машина имеет гусеничную основу.

Название «Скорпион» боевая машина получила из-за расположения башни, которая делает ее похожей на хвост скорпиона.

В машине стоит обычный бензиновый шестицилиндровый двигатель мощностью 195 лошадиных сил, механическая трансмиссия с 7-ю передачами заднего и переднего хода. Опорные катки под гусеничный трак изготовлены из сплавов алюминия, гусеничный трак стальной.

Основные характеристики:
– длина 4.4 метра;
– ширина 2.2 метра;
– высота 2 метра;
– вес машины около 8 тонн;
– команда 3 человека;
– скорость до 90 км/ч;
– дальность хода до 650 км;
– броневая защита от боезапаса до 12-мм калибра;
Вооружение:
– артиллерийская пушка калибра 76.2 мм, боезапас 40 снарядов;
– пулемет калибра 7.62 мм, боезапас 3000 патронов;

Варианты техники на основе проекта «CVR(T)»:

Самоходный ПТРК «Страйкер» серии FV-102 с ПТУРом Свингфайр». Назначение – противодействие и уничтожение тяжелых бронированных машин противника.

center][/center]

Бронетранспортер «Спартан» серии FV-103 с пулеметом калибра 7.62 мм. Назначение – транспортировка спецкоманд, разведывательные действия.

Машина управления «Султан» серии FV 105 с пулеметом калибра 7.62 мм. Назначение – машина управления ротного командования.

Военно-санитарная машина «Самаритан» серии FV-104. Назначение – транспортирование до 5 раненых солдат.

Машина разведки и сопровождения «Симитэр» серии FV107 с артиллерийской пушкой калибра 76 мм. Назначение – разведка местности и сопровождение вспомогательных машин.

Эвакуационно-ремонтная машина «Самсон» серии FV 106. Назначение – вспомогательная машина для подразделений с машинами «CVR(T)». Эвакуация и перемещение как самих «CVR(T)», так и других бронированных машин.

Бронетранспортер «Штормер» серии FV4333 с пулеметом калибра 7.62 мм. Назначение – транспортировка пехотного отделения, совместные боевые действия.

Читать еще:  Основной боевой танк AMX-32 (Франция)

На основе БТР «Штормер» тоже создано несколько машин:
– ЗСУ с пушкой калибра 25 мм и ракетами «Стингер»;
– машина разведки «Штормер-30» с автоматической пушкой калибра 30 мм;

– машины управления, самоходные минометы и ряд других машин, которые находятся в проектном состоянии или стадии опытных машин.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Танки и бронетехника

Это – Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

Легкий разведывательный танк “Скорпион” FV101

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ – “боевая разведывательная машина”, англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма “Элвис”.

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием “Скорпион” FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения “Ягуар” мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии “Чифтен”, но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, траки стальные. С целью уменьшения шума при движении танка на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным потоком (полуосевым-полуцентробежным). Круговой обзор командиру экипажа обеспечивают семь перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирской башенки. Командирский бинокулярный перископический поворотный прибор имеет 10-кратное увеличение.

Наводчик пользуется дневным и ночным бесподсветочным прицелами и двумя перископическими смотровыми приборами. На танках, выпускаемых для экспорта, в ходе модернизации устанавливалась 90-мм пушка Мк 3 бельгийской компании “Коккериль” с соответствующим образом доработанной СУО. Боекомплект пушки при этом был уменьшен до 35 выстрелов. Корпус и башня машины сварные из броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса и башни не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности обстрела.

На танке приняты специальные меры маскировки. По обе стороны от пушки установлены блоки дымовых гранатометов. Имеется фильтро-вентиляционная установка. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. В ходе модернизации был разработан, но не получил распространения водоходный движитель с гребным винтом, обеспечивающий скорость на плаву 9,6 км/ч. Вместо бензинового двигателя на танке может устанавливаться дизель жидкостного охлаждения “Перкинс” Т6/3544 мощностью 250 л. с. Был также разработан вариант использования американского двухтактного дизеля V-53Т “Дженерал моторс”

Тактико-технические характеристики легкого разведывательного танка FV101 “Скорпион”

На базе легкого разведывательного танка “Скорпион” FV-102 создано семейство бронированных машин различного назначения:

  • самоходный противотанковый ракетный комплекс FV-102 “Страйкер” – ведущий огонь ПТУР “Свингфайр”. Предназначался при совместных действиях с другими машинами семейства для уничтожения тяжелой бронетехники противника. Несет пять контейнеров с ракетами, расположенных в кормовой части ракеты и пять дополнительных ракет. Экипаж состоит из трех человек – механика-водителя, командира и наводчика ракет.
  • бронетранспортер FV-103 “Спартан”, вооруженный 7,62-мм пулеметом. Экипаж машины состоит из трех человек – механика-водителя, командира и стрелка, помимо которых она способна перевозить четверых человек десанта. Из-за малой вместимости – “Спартан” не вмещает даже одно пехотное отделение, бронетранспортер обычно используется для перевозки специализированных команд, таких как разведчики, артиллерийские наблюдатели или инженеры;
  • командно-штабная машина FV 105 “Султан”, предназначенная для командиров ротного уровня. Вооружена 7,62-мм пулеметом для самообороны и имеет экипаж из пяти-шести человек: механика-водителя, командира машины, выполняющего также функции радиста, второго радиста и двух или трех членов штаба;
  • санитарно-эвакуационная машина FV-104 “Самаритан”. Экипаж машины состоит из механика-водителя, и одного-двух медиков, один из которых также является командиром. Помимо них, “Самаритэн” способен перевозить до пяти сидячих раненных или четырех на носилках;
  • машина сопровождения и разведки FV107 был принят на вооружение параллельно со “Скорпионом” – “Симитэр” (англ. Scimitar – “Шамшир”, используется также вариант транскрипции “Сцимитар”), отличавшийся от него в основном лишь установкой автоматической длинноствольной 30-мм пушки “Рарден” вместо 76-мм пушки “Скорпиона” с ее сравнительно невысокой баллистикой.
  • бронированная ремонтно-эвакуационная машина FV 106 “Самсон”, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, предназначавшаяся для частей, укомплектованных машинами семейства CVR(T). Имеет экипаж из трех человек и способна эвакуировать как CVR(T), так и более тяжелые машины..
  • “Штормер” (англ. Stormer), FV4333 – бронетранспортер, созданный в инициативном порядке фирмой “Олвис” в конце 1970-х на основе “Спартана”.
Читать еще:  Лёгкий танк AMX-13SM1 (Сингапур)

К середине 1984 года было выпущено около 4500 машин семейства “Скорпион”, из них в армию Великобритании поступило более 2000, остальные были поставлены в армии 14 государств, среди которых следует отметить Иран (около 200 машин), Бельгию (116), Саудовскую Аравию, Таиланд, Нигерию, Новую Зеландию и ряд других стран. В 1982 году на “Скорпионе-90” поставили 90-мм бельгийскую пушку фирмы “Кокерилль”, после чего боевая масса танка возросла до 8,7 т, но скорость снизилась до 72,5 км/ч. 26 таких машин заказала Малайзия.По отзывам зарубежных военных специалистов “Скорпион” и “Симитер” хорошо показали себя в боях за Фолклендские острова, во время англо-аргентинского конфликта 1982 года, высокой, по сравнению с основными танками, подвижностью; ее вооружение должно обеспечивать возможность ведения боя в процессе разведки, а также действий, препятствующих проведению разведки противником; она не должна конкурировать по огневой мощи с основным танком и не должна быть легким истребителем танков”. Эта концепция определила конструктивные особенности танка “Скорпион”.

Машина очень маленькая и легкая – ее масса в боевом снаряжении составляет 7,9 т, длина 4,39 м, ширина 2,18 м и высота по перископу наводчика 2,1 м. Экипаж машины 3 человека. Танк является авиатранспортабельным многими самолетами и тяжелыми вертолетами. С помощью каркасного резинотканевого приспособления он может вплавь преодолевать водные преграды. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса, боевое отделение смещено к корме. Рабочие места членов экипажа расположены следующим образом: командира танка в башне слева от пушки, водителя в корпусе перед ним, наводчика в башне справа от пушки.

Положение МТО обусловило общую компоновку ходовой части ведущие колеса впереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц сзади. Основным вооружением танка является 76,2-мм нарезная пушка средней баллистики. Ее боекомплект составляют 40 унитарных выстрелов. Для борьбы с бронированными целями используется бронебойно-фугасный снаряд со сплющивающейся головной частью (НЕ5Н). Кроме того, имеются обычный осколочно-фугасный снаряд и снаряд с готовыми поражающими элементами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3000 патронов. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -10° до +35°. Механизмы поворота башни и подъема пушки механические с ручными приводами.

  • FV101 CVR(T) Scorpion [Walk Around];
  • Chris Chant, Richard Jones “Tanks: Over 250 of the World’s Tanks and Armoured Fighting Vehicles”;
  • Г.Л. Холявский “Полная энциклопедия танков мира 1915 – 2000 гг”;
  • C. Foss, S. Dunstan Scorpion Reconnaissance Vehicle;
  • Шунков В. Н. “Танки”;
  • М. Никольский “Легкий танк “Скорпион”. “Моделист-конструктор”;
  • FV 101 ”Scorpion” [MODELIK 1998-18].
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: