Легкий танк AMX-13 (Франция)
Легкий танк АМХ-13 (Франция)
Характеристики легкого танка АМХ-13
На фото вверху французский легкий танк АМХ-13 с 90-мм пушкой
История создания легкого танка АМХ-13
Франция – один из пионеров танкостроения, однако уже к Второй Мировой войне, имела танковый парк, уступающий по многим характеристикам Советским, Германским и даже британским боевым машинам. Разработка легкого танка АМХ-13 была попыткой вновь вернуться в круг «главных» танковых держав. Изучив как следует как образцы трофейной немецкой, так и союзной техники, французы приступили к проектированию нового танка в 1946 году.
Первоначально, предполагалось оснастить АМХ-13 75-мм пушкой, представляющей собой практически копию пушки от знаменитого Pz V «Пантера», в дальнейшем в качестве орудия использовалось 90-мм D-960 собственного производства. Особенностью АМХ-13 было применение так называемой «качающейся башни» (как на немецкой ЗСУ «Кугельблиц»), что позволяло обеспечить полуавтоматическое заряжание орудия, скорострельность до 12 выстрелов в минуту, и исключить из экипажа заряжающего.
В 1949 году проектирование танка АМХ-13 было завершено, а в 1952 году танк начал выпускаться серийно. Продолжалось оно до 1985 года, всего за это время было изготовлено 7700 АМХ-13, половина из которых была поставлена на экспорт.
Чертеж легкого танка АМХ-13
Конструкция легкого танка АМХ-13
Легкий танк АМХ-13 имеет не классическую компоновку – моторно-трансмиссионное отделение размещено спереди, а боевое – сзади. Корпус и башня сварены из литых и катаных элементов, бронированное противопульное.
Водитель находится спереди у левого борта танка, наводчик и командир — в боевом отделении, соответственно с справа и слева от орудия. Командир и наводчик имеют одинаковые приводы управления башней и оба могут вести стрельбу из орудия и спаренного пулемета.
Пушка оснащена дульным тормозом и эжектором для продувки ствола после выстрела, она жестко закреплена в верхней части башни и имеет автомат заряжания. В кормовой нише пушки размещено два барабана, вмещающие по 6 выстрелов. Поворот барабанов осуществляется вручную командиром или наводчиком, все остальные операции заряжания осуществляются автоматически. Система хороша всем, кроме одной детали – зарядить её можно только находясь снаружи танка, и вручную – один член экипажа вращает барабан, а второй – заряжает его снарядами.
Ходовая часть танка АМХ-13 состоит из пяти опорных катков на борт, из которых три являются поддерживающими, одно – ведущим (спереди), одно – направляющее (сзади). Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, на узлах подвески первого и пятого катков смонтированы гидравлические амортизаторы.
Во Франции танк снят с вооружения в середине 1970-х годов, но состоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Поставлялся в Аргентину, Венесуэлу, Вьетнам, Индию, Индонезию, Кот-д’Ивуар, Марокко, Перу, Сингапур, Эквадор.
AMX-13 с 75-мм пушкой
Модификации и варианты использования легкого танка АМХ-13
АМХ-13 (1952 г.) — первая серийная модификация танка с 75-мм пушкой в качающейся башне FL- 10. Габаритные размеры 6,4м х2,53м x 2,32 м, масса 15 т., экипаж 3 человека.
АМХ-13 (с середины 50-х) — модификация базовой модели для Алжира. Отличается башней (FL- 11 – отсутствует кормовая ниша, так как отсутствует автомат заряжания). Заряжание оружия производится вручную.
АМХ-13 (75 мм/SS-ll) – базовая модель с 4-я противотанковыми ракетами SS-11 по две справа и слева от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг, управлялась по проводам и имела боевую часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк состоял на вооружении французской армии.
АМХ-13 (75 мм/НОТ) — базовая модель с шестью пусковыми установками (по три с борта) для ракет Euromissile НОТ. Экспортный вариант, однако было изготовлено только несколько экспериментальных образцов.
АМХ Мк F3 155-мм САУ на базе легкого танка AMX-13. Обратите внимание — база машины укорочена по сравнению с оригиналом.
АМХ-13 с 90-мм орудием (1966 г.) — серийный танк АМХ- 13, в который вместо 75-мм пушки стали устанавливать 90-мм D-960.
АМХ-13 (с башней FL-12, середина 60-х г.) — экспортная модификация АМХ- 13, разработанная в середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для принятия отдачи более крупной пушки CN-105F1 (105-мм). Длина танка со 105-мм пушкой — 6,5 м.
АМХ-13 (с башней FL-15) — модернизированный вариант легкого танка с новой башней, другим расположением приборов наблюдения и изменениями в ходовой части и корпусе. В башне могут устанавливаться орудия CN-105F1 и G1.
АМХ-13 – бельгийский комплект для модернизации базовой модели с 90-мм пушкой Cockerill. Кроме пушки, заменялся и автомат заряжания. Всего было продано 22 комплекта.
АМХ VCI (БТР, 1955 г.) – бронетранспортер на базе АМХ-13, экипаж 3 человека и 10 человек десанта. Вооружение различается от 7,5-мм пулемета до 20-мм автоматической пушки. Боевая масса 15 т. Изготовлено около 3 тыс. единиц различных модификаций.
АМХ Мк F3 (САУ) — 155-мм самоходная пушка на открытой установке в кормовой части корпуса танка, для придания устойчивости машина снабжена двумя сошниками. Боевая масса — 17,4 т. Расчет — 8 человек.
АМХ 105А (САУ) — Самоходная 105-мм пушка в кормовой рубке, имеющей противопульное бронирование.
AMX-13DCA (1969 г.) — Зенитная самоходная установка с 2х 30-мм пушками HSS-831A, установленными во вращающейся башне с кормовым расположением.
AMX-13 со 105-мм орудием
АМХ-13 ARV (БРЭМ) — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина с А-образной кран-стрелой, укладываемой в походном положении на крышу машины, и двумя лебедками с тяговым усилием 15 и 1 тонна.
Char Poseur de Pont АМХ-13 — Мостовой танк грузоподъемностью 25 т, длина моста — 14 м.
Легкий танк АМХ-13
В 1946 году французское правительство решило оснастить свою армию танком отечественного производства. Был дан заказ на разработку легкого аэротранспортабельного танка весом 13 т. В 1949 году был изготовлен опытный образец, а в 1951 году началось его серийное производство. Пятилетний срок от заказа до серийного выпуска немалое достижение, если учесть печальное состояние французской промышленности после войны.
Компоновка танка отличается от классической: силовое отделение расположено в передней части корпуса, за ним отделение управления, а боевое отделение в корме. Лобовая деталь корпуса выполнена с большими углами наклона. Танк АМХ-13 (или АМХ-51, по году выпуска) является одним из самых оригинальных в истории танкостроения ввиду установки на нем так называемой качающейся башни. Редко когда какой-либо танк вызывал столько споров и имел столь много противников.
Составная качающаяся башня FL-10 состоит из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней посредством цапф. 75-мм пушка (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) установлена жестко в верхней части башни и вынесена из нее вперед – в башне оставлен только казенник. Противооткатные приспособления концентрического типа помещены в “хоботе” лобовой части башни. Башня получилась небольшой по размерам, а ее погон имел малый диаметр, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка.
Такая башня конструировалась специально для того, чтобы ввести механизированное (автоматическое) заряжание пушки. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни. Угол возвышения пушки ограничивается упором кормовой ниши башни в крышу корпуса и равен 13°.
Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель установлен в передней части корпуса справа. Силовая передача расположена поперек танка и состоит из механической КП и двойного дифференциала в качестве механизма поворота. Подвеска индивидуальная торсионная.
Серийное производство танка прекратилось в 1964 году, но его база используется и поныне для создания многочисленного семейства (около 20) различных боевых и вспомогательных машин: самоходных 105-мм и 155-мм гаубиц, 120-мм минометов, самоходной спаренной 30-мм зенитной установки, бронетранспортера, мостоукладчика и т. п. С 1968 года танк выпускается по лицензии в Аргентине. Всего было выпущено около 7000 машин семейства АМХ-13.
Танки АМХ-13 проходили модернизацию по вооружению. 75-мм пушка была заменена 90-мм. На части машин на лобовой детали башни устанавливались 4 ПТУРСа SS-11. В 70-х годах на АМХ-13 появилась модифицированная башня со 105-мм пушкой и лазерным дальномером. Кумулятивный снаряд пушки имеет начальную скорость 800 м/с и пробивает 400-мм броню. Башня FL-10 и ее модификации устанавливались и на другие машины (в частности, на танки “Шерман”).
Танк состоит на вооружении французской армии и армий около 30 других стран (Швейцарии, Бельгии, Голландии, Италии, Индии, Ливана, Израиля, Египта и т.д.). АМХ-13 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в 1953-1954 годах, на Ближнем Востоке в 1956, 1967, 1973 годах и т. д.
Легкий танк AMX-13 — необычная конструкция
AMX-13 — первый французский танк, запущенный в серийное производство после окончания Второй мировой войны. После Второй мировой войны Франция пыталась наверстать свое отставание в области танкостроения изучая как бронетанковую технику союзников, так и немецкие трофеи и документы.
СОЗДАНИЕ
Разработка проекта нового легкого разведывательного танка началась в Ateliier de Construction d’lssy-les Moulineaux в 1946 году. Его особенностью было применение качающейся башни, как на немецкой ЗСУ «Кугельблиц». При этом в качестве основного вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку, созданную на основе орудия «Пантеры». Через два года был выпущен первый прототип. Серийное изготовление развернулось в 1952 году на предприятии Ateliier de Construction Roanne (ARE). Выпуск танка и машин на его базе велся с темпом, достигавшим 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов их производство было переведено на фирму «Крезо-Луар» в связи с необходимостью освободить заводские мощности ARE для выпуска танка АМХ-30.
Серийное производство AMX-13 велось с 1952 года по 1985 год. Всего выпущено 7700 танков и машин на его базе, из которых 3400 отправлены на экспорт.
КОНСТРУКЦИЯ
Легкий танк AMX-13 имеет компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Заднюю часть корпуса занимает боевое отделение. Корпус и башня танка по конструкции сварные из литых и катаных элементов. Броня — стальная. Бронезащита — противопульная. Вооружение AMX-13 состоит из пушки D-960 калибра 90 мм и спаренного с ней пулемета калибра 7,5 мм. Пушка оснащена дульным тормозом и эжектором для продувки ствола после выстрела. Пушка жестко закреплена в верхней части башни и наводится по вертикали путем ее наклона. Жесткое закрепление орудия позволило оснастить его автоматом заряжания. В кормовой нише размещено два барабана, вмещающие по шесть выстрелов. Поворот барабанов осуществляется вручную командиром или наводчиком, все остальные операции заряжания осуществляются автоматически. К недостаткам этого автомата относится то, что пополнять его выстрелами возможно только снаружи танка. Для этого требуется два человека — один вращает барабаны, а второй производит их загрузку. Боекомплект орудия составляет 32 выстрела, спаренного пулемета 3600 патронов. Экипаж танка AMX-13 — три человека: командир, наводчик и водитель. Водитель размещается в передней части корпуса у левого борта. Наводчик и командир размещены в боевом отделении. Командир — слева от орудия, а наводчик справа. Командир и наводчик имеют одинаковые приводы управления башней и оба могут вести стрельбу из орудия и спаренного пулемета. Ходовая часть AMX-13 (одного борта) состоит из пяти опорных катков, трех поддерживающих, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса, смонтированного в задней части корпуса. Гусеница набрана из стальных одногребневых траков цевочного зацепления, имеющих резинометалический шарнир. На траки можно установить асфальтоходные башмаки. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная. На узлах подвески первого и пятого катков смонтированы гидравлические амортизаторы.
В моторном отделении, смещенном к правой части корпуса установлен бензиновый двигатель водяного охлаждения SOFAM 8Gxb мощностью 250 л. с. Механическая трансмиссия имеет пять передач переднего хода и одну заднего.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ПРИМЕНЕНИЕ
Чтобы устранить недостатки танка AMX-13 и улучшить его боевые свойства, в разных странах проводилась модернизация этой машины.
Фирма GIATIndustries предлагала для AMX-13 комплект дополнительной брони массой 650 кг, усиливавший защиту танка в носовом секторе. Поскольку масса отдельных элементов не превышает 50 кг, броня может быть установлена силами самого экипажа. Немецкая фирма GLS предлагает полную модернизацию по двигателю и ходовой части. Аргентина, Перу и Венесуэла заменили на своих танках бензиновые двигатели дизелями KHDV-8 мощностью 260 л. с. Венесуэла в дополнение к своим 36 AMX-13, закупленным во Франции еще в 1950-е годы, приобрела еще 31 танк с 90-мм пушкой. Это бывшие французские армейские танки, модернизированные фирмой «Крезо-Луар». Вместо бензинового мотора на них установлен американский дизель 6V-53T (280 л. с.) с автоматической коробкой передач. Подвеска заменена на гидропневматическую. Новая система управления огнем SOPELEM 18-02 SOPTAK включает прицел М213 и лазерный дальномер TCV-107. Поставки закончены в конце 1990 года.
МОДИФИКАЦИИ ТАНКА AMX-13
AMX-13 (с башней FL-10) (1952 г.) — первая серийная модификация танка. Оснащен 75-мм пушкой в качающейся башне FL-10. Габаритные размеры 6405 — 2530×2318 мм. Масса 15 т. Экипаж три человека.
AMX-13 (с башней FL-11) — модификация для применения в Алжире. Разработана в середине 1950-х годов. Основное вооружение — 75-мм пушка — размещена в качающейся башне FL-11. В башне отсутствует автомат заряжания и, соответственно, кормовая ниша. Заряжание оружия производится вручную. Эта башня устанавливалась и на некоторые модификации бронеавтомобиля «Панар» ERB (с 75- и 90-мм пушками).
AMX-13 (75 mm/SS-1 1) — четыре противотанковые ракеты SS-11 по две справа и слева от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг, управлялась по проводам и имела боевую часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк состоял на вооружении французской армии.
AMX-13 (75 мм/НОТ) — в 1960-е годы несколько AMX-13 было оборудовано шестью пусковыми установками (по три с каждой стороны башни) для ракет «Еуромиссайл» НОТ. Эти танки предлагались для экспорта, но заказов не поступило.
AMX-13 с 90-мм орудием (1966 г.) — серийный танк AMX-13, в который вместо 75-мм пушки стали устанавливать 90-мм D-960.
AMX-13 (с башней FL-12) — экспортная модификация AMX-13, разработанная в середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для восприятия отдачи
более крупной пушки.
В пушке CN-105FI (или просто F1) используются специальные 105-мм выстрелы, не взаимозаменяемые со стандартными боеприпасами НАТО. Поэтому в дальнейшем предлагались варианты модификации орудия в стандарт G1, позволяющий использовать стандартные боеприпасы НАТО. На пушке устанавливался новый дульный тормоз и менялись детали автомата заряжания. Длина танка со 105-мм пушкой — 6,5 м.
AMX-13 (с башней FL-15) — модернизированный вариант танка с новой башней и изменениями в ходовой части и корпусе. В башне могут устанавливаться орудия F1 и G1, кроме того, она отличается от FL-12 типом и расположением приборов наблюдения.
AMX-13 с 90-мм пушкой «Кокерилл» — бельгийская фирма «Кокерилл Механикал Индастриз» предлагала к продаже комплект, предназначенный для модернизации вооружения танка AMX-13 путем установки 90-мм пушки «Кокерилл» Mk IVA3.
Его можно устанавливать в танки с любым вооружением от 75 до 105 мм и включал кроме пушки необходимые крепления и автомат заряжания. Всего было продано 22 комплекта.