Лёгкий плавающий танк Type 63 (WZ-211) (Китай)
Китайский лёгкий плавающий танк «Туре 63»
Лёгкий плавающий танк «Туре 63» (WZ-211) был разработан на базе конструкции танка «Туре 60» в 1958-1962 годах. Всего в НОАК было поставлено 800 танков «Туре 63» различных модификаций. Также они поставлялись на экспорт в КНДР, Пакистан, Судан и Вьетнам. За время серийного производства с 1963 до конца 1990-х годов было выпущено около 1550 танков.
Описание конструкции танка «Туре 63»
Легкий плавающий танк «Туре 63» (WZ-211) имеет классическую компоновку. В передней части корпуса находится отделение управления, за ним размешается боевое отделение с башней, корму корпуса занимает моторно-трансмиссионое отделение.
Корпус танка сварной, из катаных стальных броневых листов. Внутри корпус разделен на 3 отделения — боевое отделение в середине, моторно-трансмиссионное в корме и отделение управления впереди. Место механика-водителя с органами управления смещено к левому борту. Для наблюдения механик-водитель использует три призменных прибора, один из которых может заменяться на ИК-прибор наблюдения или перископ большой высоты для движения на плаву.
Башня танка литая с приваренной крышей из катанных бронелистов. В ней установлена пушка и спаренный пулемёт. На башне перед люком заряжающего установлен зенитный пулемет. В кормовой части крыши башни располагается бронеколпак башенного вентилятора. В башне размещены: командир танка и наводчик слева, заряжающий справа от пушки.
Вооружение танка состоит из 85-мм нарезной пушки «Type 62-85ТС» и спаренного с ней 7.62-мм пулемета «Туре 59». На крыше башни смонтирован зенитный 12,7-мм пулемет «Туре 54». Пушка танка не имеет стабилизатора. Орудие снабжено эжектором для продувки ствола после выстрела. Боекомплект орудия составляет 47 выстрелов, размешенных в корпусе танка. Боекомплект спаренного пулемета составляет 1000 патронов, зенитного — 500. Приводы наведения ручные и электрические, подъемный механизм пушки механический.
Первые серийные танки оснащались двигателем В-6, мощностью 240 л.с. На остальных танках устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель 12150L2 мощностью 400 л.с. Механическая коробка передач обеспечивает 5 передач переднего и 1 заднего хода. В силовой передаче предусмотрен отбор мощности на реактивные водометные движители.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состоит из шести опорных катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса переднего расположения. Гусеница танка стальная, набранная из двухгребневых траков с открытым металлическим шарниром. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. На плаву танк приводится в движение двумя водометами расположенными в кормовой части корпуса.
В танке используется полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Средств дымопуска нет.
Лёгкий плавающий танк Type 63 (WZ-211) (Китай)
В середине 1950-х годов в Китай были поставлены советские плавающие танки ПТ-76. На их основе в Китае решили разработать более мощно вооруженный плавающий танк. К этой работе приступили в 1958 году. После изготовления нескольких прототипов и обширной программы испытаний новый танк под шифром Type 63-1 (WZ-211) был запущен в серийное производство в 1963 году. Серийное производство продолжалось до конца 1990-х годов, когда его сменил в производстве Type 63A. Всего выпущено около 1550 танков разных модификаций.
Легкий плавающий танк Type 63 (WZ-211) имеет классическую компоновку. В передней части корпуса находится отделение управления, за ним размешается боевое отделение с башней, корму корпуса занимает моторно-трансмиссионое отделение. Корпус и башня танка по конструкции — сварные, стальной брони. Бронезашита — противопульная, защищает экипаж и механизмы от пуль калибра 7.62 мм. Интересной особенностью танка является применение в конструкции башни штампованных элементов. Танк имеет вооружение идентичное легкому танку Type 62, но просто установить башню Type 62 на корпус плавающего танка было нельзя. Она слишком тяжелая. Уменьшить её вес, снизив толщину стенок также не представлялось возможным по технологическим особенностям литья. В результате было решено изготовить сварную башню из штампованных элементов, внутренний габарит которой полностью повторят габарит башни Type 62, что позволят ставить в нее все механизмы и вооружение легкого танка Type 62 без изменений.
Ходовая часть танка (одного борта) состоит из шести опорных катков (поддерживающих катков танк не имеет), ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса переднего расположения. Гусеница танка стальная, набранная из двухгребневых траков с открытым металлическим шарниром. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. На плаву танк приводится двумя водометами расположенными в кормовой части корпуса. В моторно-трансмиссионном отделении продольно расположен дизель жидкостного охлаждения типа i2150L, который является дефорсированным вариантом мотора танка Туре 59. Коробка передач простая механическая (пять скоростей вперед и одна задняя).
Вооружение Type 63-1 (WZ-211) состоит из 85-мм нарезной пушки Type 62-85ТС и спаренного с ней 7.62-мм пулемета Type 59. На крыше башни смонтирован зенитный 12.7-мм пулемет Type 54. Пушка танка не имеет стабилизатора. Орудие снабжено эжектором для продувки ствола после выстрела. Максимальная дальность стрельбы орудия — 12 200 м, дальность прямого выстрела — 1870 м. Скорострельность 3-5 выстр./мин. Боекомплект орудия составляет 47 выстрелов, размешенных в корпусе танка. Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного — 500.
Экипаж танка состоит из 4 человек — механика-водителя, командира. наводчика и заряжаюшего. Механик водитель размешен в передней части корпуса. Его рабочее место смешено к левому борту, так как справа находится стеллаж для выстрелов орудия. Остальные члены экипажа размешаются в башне. Рабочее место наводчика — слева от орудия. Он ведет огонь из пушки и спаренного с ней пулемета используя простой, не стабилизированный оптический прицел. За ним располагается командир танка, у которого имеется командирская башенка. Рабочее место заряжающего находится справа от орудия. Кроме заряжания пушки он ведет огонь из 12,7-мм пулемета смонтированного на его люке.
Модификации
Type 63 — первоначальный вариант плаваюшего танка. Отличается от Type 63-1 установкой 6-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 240 л.с. Вес 18400 кг. Выпушено очень мало подобных машин. В серийном производстве быстро заменен на Type 63-1.
Type 63-2 — на танк установлены приборы ночного видения. Над пушкой в контейнере смонтирован лазерный дальномер, аналогичный установленному на танке Type 59-1.
Производство Type 63 завершено. Танки Type 63 (WZ-211) поступали на вооружение китайских частей дислоцированных в Южном Китае, где дополняли легкие танки Type 62 не способные плавать. В дальнейшем эти танки поступили и на вооружение морской пехоты Китая. С целью доказать пригодность этих танков для морских десантных операций в 1966 году группа танков Type 63-1 вплавь преодолела пролив между материковым Китаем и островом Хайнань (шириной 31 км).
Танки Type 63 участвовали на заключительном этапе войны во Вьетнаме. В 1979 году они принимали участие в Китайско-вьетнамской войне. С 1983 года их использовали во время гражданской войны в Шри-Ланке.
Танки Type 63 состоят на вооружении во Вьетнаме (около 150). Камбодже (20), Китае (700), КНДР, Мьянме (более 150), Судане (10), Танзании (30) и Шри-Ланке.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Type 63-1 (WZ-211)
БОЕВАЯ МАССА, т: 19,83.
ЭКИПАЖ, чел.: 4,
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина 8435, ширина – 3200, высота -2522, клиренс — 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 85 мм, 1 спаренный пулемет Туре 59Т калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет Туре 54 калибра 12,7 мм,
БОЕКОМПЛЕКТ: 47 выстрелов, 2000 патронов калибра 7,62 мм, 500 патронов калибра 12,7 мм. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный (аналог советского ТШ-2)
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 11, борт корпуса — 14, корма корпуса — 10, крыша — 8, башня — 11
ДВИГАТЕЛЬ: 12150L, 12-Цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения; мощность 402 л,с. при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная; гусеницы с открытым металлическим шарниром шириной 360 мм
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64 (на воде – 12).
ЗАПАС ХОДА, км: 500 (на воде – 120).
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м — 2,9; высота стенки, м — 0,87; глубина брода, м — плавает.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция А-220А и переговорное устройство А-221.
Лёгкий плавающий танк Тип 63/63А
Период после окончания Второй Мировой войны в августе 1945 года и до середины 50- годов XX столетия характеризовался поляризацией сил социалистического и капиталистического лагеря, «наращиванием мускулов», усилением «гонки вооружений» и все увеличивающимся противостоянием политических систем. Именно в этот период были образованы два антагонистических военно-политических блока НАТО (Североатлантический блок) в конце 40 -х годов, куда вошли крупнейшие страны капиталистического лагеря, и организация Варшавского Договора. Она была образована в середине 50-х годов и объединяла полтора десятка стран социалистического лагеря. Несколько ранее было налажено военно-техническое сотрудничество с КНР.
Военно-техническое сотрудничество с КНР
«Китай- СССР – дружба навеки!». Под этим лозунгом в отставший и ослабший после японской оккупации Китай поставлялась сначала советская военная техника, а затем и передовые в то время советские военные технологии. Советские партийные чиновники были настолько уверены в лояльности своего дальневосточного соседа, что ни на минуту не задумались о том, что наступит время об этом горько сожалеть, причем заплатить придется кровью наших солдат и офицеров. Китайским коммунистическим фракционерам передавались не только образцы уже испытанной техники, которой еще не было на вооружении даже Советской Армии, но и свежие технологии, которые в дальнейшем были использованы китайскими милитаристами против нас. В наших академиях за период с 1946-1956 год обучалось около 50 тысяч китайских специалистов, около 150 тыс. офицеров обучались в военных училищах различных видов Вооруженных Сил СССР. В это же время китайским специалистам были переданы даже еще не чертежи, а наброски плавающего танка ПТ-76.
Сборка и модернизация плавающих танков Тип-60
После разрыва «братских» отношений с Китаем поставка техники из СССР прекратилась, и китайцы стали собирать у себя на заводах советскую военную технику, незначительно ее модернизировать и присваивать свои названия.
Такая же участь в конце 50-х годов XX столетия постигла и ПТ-76, который стал именоваться Тип-60. В дальнейшем китайские инженеры доработали ПТ-76..
С 1963 года в Военно-Инженерном Институте НОАК КНР проводились мероприятия по доработке этой боевой машины, монтируя на неё башню от танка Тип 62.. После прохождения как подводных, так и динамических испытаний он был утвержден к массовому производству как танк Тип 63. Полученная модификация допускает разгон до 64 км / ч на сухих грунтовых участках и «плывет» со скоростью 12 км / ч в водной среде.
Характеристика танка Tип 63
Модернизированную боевую машину отличает корпус, выполненный из цельносварного металла. Внутри танк состоит из трех отделений: фронтального отсека управления, центрального боевого отсека и кормового двигательно-трансмиссионного отсека. Тип башни литой. Экипаж танка Тип 63 состоит из 4 танкистов: командира БМ, механика-водителя, наводчика и заряжающего. В башне управления командир размещается слева, наводчик-справа. В танке установлены движители – водометы еще советского производства.
Боевая машина может преодолевать препятствия глубиной до 3-х метров, вертикальные стенки высотой до 0,9 метра и подниматься на склоны с возвышенностью до 60-градусов.
Кроме того, Тип 63 оборудован ПНВ инфракрасного типа. Для БМ применяется лазерный дальномер, разработанный китайскими специалистами.
Танк Тип 63 имеет на вооружёнии 85-мм орудие, скорее всего, аналогичное тому, что применяется в танке Тип 62. Боевой запас танка исчисляется 47 выстрелами. Дополнительное огневое вооружение представлено 12,7 мм ПЗК и 7,62-мм пулемёта, который находится в «спарке» с орудием.
Модернизация танка Тип 63
Модернизация танка Тип 63 была проведена в конце 90-х годов XX столетия с целью придании большего огневого потенциала, после которой он стал называться Тип 63А. Танк был оснащен обновленной башней, изготовленной из сварного металла, где конструкторы поставили 105 мм нарезное орудие. В новой БМ Тип 63А добавлена система противодействия возгоранию, спутниковая навигация, а также новая тепловизорная установка. Вес танка увеличился с 18 до 22 тонн.
Применение танка Тип 63
Танки Тип 63А получили приписку к частям ВМС КНР. С этой целью корпус был адаптирован под параметры повышенной плавучести. Так, Тип 63А может проводить десантирование с плавучих средств с расстояния 7 км от береговой линии.
На сегодняшний день в НОАК КНР находится от 600 до 1200 танков. При этом танки экспортировались в Северную Корею, Судан, Вьетнам и, естественно, Пакистан.
ТТХ:
Вес 18,4 тонн (Тип 63) 22 тонны (Тип 63А)
Длина – 7,15 м
Ширина – 3,2 м
Высота (в верхней части башни) – 2,522 м
Длина гусеницы (на земле) 4,44 м
Дорожный просвет 0,4 м
Экипаж 4 человека
Двигатель дизельный мощностью 400 л.с.
Максимальная скорость (Шоссе) 36 км / ч.
Максимальная скорость (Пересечённая местность) 28 км / ч.
Максимальная скорость (Вода) 12 км / ч.
преодоление препятствий:
Вертикальное Препятствие 0,87 м
Ров 2,9 м
Дальность хода (шоссе) 370 км
Дальность хода (Пересечённая местность) 340 км
Дальность хода (вода) 120 км
Вооружение
Главный 1 X 85-мм гладкий ствол (тип 63)
1X 105-мм нарезная пушка (тип 63G / A)
1 х 12,7 мм зенитный пулемет или 1 х 7,62-мм пулемет
1 х 7,62-мм пулемета (спаренный).
Заключение
Китайский военные изделия уже представляют интерес тем, что они представляют собой альтернативный путь развития советской военной мысли, причем существующий в реальности. Танк Тип-63 как раз и является одной из альтернативных вариаций ПТ-76.