0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)

МТ-ЛБ и его модификации

Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия. В ряде частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным, более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение. Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9 000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находится около 4 000 подобных машин.

Компоновка и устройство

Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.

В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения. Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.

Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке. Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.

Корпус транспортера сварной с использованием катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта от пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских снарядов. Машин имеет герметичный корпус, что позволяет ей преодолевать водные преграды вплавь. Общий вес машины составляет 9,7 тонн, полезная нагрузка достигает 2,5 тонн. При этом машина в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонн. Движение МТ-ЛБ по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед тем как преодолевать водную преграду в передней части корпуса поднимается специальный водоотражающий щиток, а с обеих сторон в корме корпуса опускаются и фиксируются специальные гидродинамические щитки. На случай попадания внутрь корпуса воды имеется водооткачивающая помпа.

Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам. Ширина стандартного трака составляет 350 мм., в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.

Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности. МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России. На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.

Вторая жизнь МТ-ЛБ

С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года. При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет. Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.

В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности. Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи. Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника. Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.

Читать еще:  Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 (Россия)

МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет». И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.). На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной.

Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.

Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2, по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.

Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ. Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17. Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».

Также на базе этого варианта был сделан полноценный ЗРАК — зенитно-артиллерийско-ракетный комплекс. В этой версии машина оснащается небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой и легкобронированными целями противника.

При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования. Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты. По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины. На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вечная «Мотолыга»: как модернизируют легендарные российские тягачи

МТ-ЛБ — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, которая за свою более чем полувековую историю завоевала большую популярность, как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для всех военных машин является проходимость. А по этому качеству «Мотолыга» уступит разве что только двухзвенным транспортерам, которых на вооружении не так много.

МТ-ЛБ используется в подразделениях, частях и соединениях артиллерии, войсковой ПВО, ракетных войск стратегического назначения, мотострелковых и танковых войск, а также в морской пехоте и береговых частях флота.

Экскурс в историю

Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ создавался специализированным конструкторским бюро Харьковского тракторного завода (СКБ ХТЗ) под руководством главного конструктора Анатолия Белоусова.

Техническое задание на разработку бронированного тягача было утверждено в конце 1950-х годов. Необходимость такой разработки была связана с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепции их боевого использования. С принятием на вооружение Советской армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» и 122-мм гаубицы Д-30 для их буксировки на огневые позиции и при смене огневых позиций в бою обычные автомобили стали малоэффективными. Стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом и высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Следует отметить, что работы в СКБ ХТЗ начались не с чистого листа.

В 1961–1962 гг. СКБ Алтайского тракторного завода уже вело ОКР по созданию многоцелевого гусеничного бронированного транспортера. Был разработан эскизный технический проект и практически готов опытный образец для заводских испытаний. Однако в связи с предстоящим конкурсным проектом по созданию боевой машины пехоты (БМП), руководством завода и начальником конструкторского бюро было принято решение отказаться от этой работы в пользу проекта по БМП. Все наработки по транспортеру были переданы в СКБ ХТЗ.

С учетом полученного от заказчика технического задания необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения.

Конструкция

В конструкцию машины были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизель, максимальная скорость – до 60 км/ч, грузоподъемность – 2,5 т, масса буксируемого прицепа – 6,5 т.

Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали бронированный герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная трансмиссия, торсионная подвеска с гидроамортизаторами.

8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238В позволил достичь очень высокий для 60-х годов показатель удельной мощности – 25,8 л.с./т, что и обеспечило машине высокие показатели подвижности в сочетании с другими агрегатами.

Водоизмещающий корпус обеспечивает возможность держаться МТ-ЛБ на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.

Читать еще:  Боевая машина огневой поддержки QN-506 (Китай)

Оригинальная трансмиссия обеспечила МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ часто использовался как бронетранспортер, и им там оснащались мотострелковые подразделения многих соединений. Машина оказалась настолько удачной, что превратилась не просто в бронированный тягач, а в универсальное шасси, на основе которого появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин включающее более 80 (!) образцов и модификаций.

В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990т г. не производились. В войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могли стать просто грудой металла. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Второе дыхание МТ-ЛБ

В 1995г. капитальный ремонт тягачей МТ-ЛБ был освоен на ОАО «Муромтепловоз», что и явилось предпосылкой для реализации опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин. В ходе этих работ и родились программы модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которые были успешно реализованы. Справедливости ради, надо отметить, что свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Украины, Польши и Болгарии.

В 1999г. на ОАО «Муромтепловоз» приступили к типовым испытаниям двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ, получивших наименование МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ, а уже начиная с 2000г. предприятием стала осуществляться модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта. Главной целью при проведении работ стало повышение огневой мощи машин. Для этого машины оснастили башенной пулеметной (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТМ) или пулеметно-пушечной установкой (30-мм АП 2А72 и 7,62-мм ПКТМ), в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80 % восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.

Позже конструкторами «Муромтепловоза» и военными инженерами был разработан еще целый ряд вариантов модернизации МТ-ЛБ, в том числе с форсированным до 310 л.с. дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 и гидрообъемной передачей (ГОП), комплексами вооружения со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42 или 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД» в башне с механическими приводами, новыми средствами связи. Некоторые из них были приняты на вооружение и поставлены в войска.

Вариант «Ремдизеля»

В настоящее время к капитальному ремонту МТ-ЛБ подключилась компания «Ремдизель». В ходе проведения ремонта на уже модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБМ, помимо обычной в таких случаях замены узлов и агрегатов, устанавливают новые УКВ радиостанции типа Р-168-25У-2, прибор ночного видения водителя ТВН-5 и опорно-поворотное устройство бронированной башни с пулеметом «КОРД».

Вариант машины, о котором рассказала «Российская газета», является опытным образцом и выполнен в одном экземпляре. На нее установлен новый дизель мощностью 360 л.с. с гидрообъемным механизмом поворота. Это позволило убрать в отделении управления МТ-ЛБ «тракторные» рычаги и установить для управления машиной устройство, напоминающее джойстик.

Максимальная скорость движения машины увеличилась до 65 километров в час, а масса буксируемого прицепа увеличилась на полтонны. По мнению специалистов «Ремдизеля», данная модернизация обеспечит продление жизненного цикла МТ-ЛБ еще на 20-30 лет.

Тягач МТ-ЛБ

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Гусеничный тягач МТ-ЛБ и его модификации

Во второй половине 60-х годов командование Вооруженных сил СССР приняло решение снять с вооружения выслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П. В целях снижения стоимости разработки с нуля новой машины, специалисты проанализировали возможности приспособления к нуждам армии тягачей, уже эксплуатировавшихся в народном хозяйстве страны. Наиболее подходящим для этой цели оказался легкий транспортер МТ-Л, для которого следовало разработать лишь бронированный корпус. В целом же большинство узлов и механизмов оставались без изменений. Новая машина стала называться многоцелевым бронированным гусеничным тягачом и получила обозначение МТ-ЛБ. Корпус МТ-ЛБ сварен из стальных плит небольшой толщины, обеспечивающих защиту от огня лишь легкого стрелкового оружия. Таким образом, за счет защищенности удалось выдержать боевую массу машины на сравнительно невысоком уровне – 9,7 т. При длине корпуса 6454 мм, ширине 2150 и высоте 1450 мм машина имеет довольно обширное внутреннее пространство. Особых проблем не возникло и с обеспечением плавучести МТ-ЛБ.

Внутри корпус машины делится на несколько отделений: трансмиссионное, управления, моторное, транспортно-грузовое. Трансмиссионное отделение находится в передней части машины. В нем смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок, бортовые передачи и элементы системы смазки. Доступ к трансмиссии обеспечивает крышка на верхней передней бронированной плите. Отделение управления расположено сразу же за трансмиссионным и отделено, от него перегородкой из броневой стали. В нем размещаются два сиденья – механика-водителя (слева) и командира (справа). Обзор механику-водителю обеспечивают лобовое окно, которое при необходимости закрывается стальной защитной крышкой, и три обогреваемых перископа. Над сиденьем в крыше корпуса имеется люк, через который механик-водитель садится в машину и выходит из нее. Сидящий рядом командир машины обслуживает пулемет калибра 7,62 мм, установленный в маленькой башенке кругового вращения, расположенной справа и впереди на крыше корпуса. Наблюдение за местностью командир ведет через такое же окно, что и механик-водитель, а так же через три перископа и прибор наблюдения и прицеливания, находящийся в башенке. В машину он попадает через люк, расположенный в крыше корпуса между люком механика-водителя и вращающейся башенкой. Между сиденьями механика-водителя и командира под специальным защитным кожухом находится промежуточный редуктор и вал отбора мощности на блок коробка передач – механизм поворота. Моторное отделение занимает часть корпуса за отделением управления вдоль левого борта машины. В нем установлен двигатель с некоторыми элементами вспомогательных систем, а также главный фрикцион. Доступ к двигателю обеспечивается через съемную панель в крыше корпуса. Транспортно-грузовое отделение занимает кормовую часть корпуса и сообщается с отделением управления лазом, тянущимся вдоль правого борта машины рядом с моторным отделением. Транспортно-грузовое отделение рассчитано для транспортировки четырех солдат или 2500 кг груза (при сложенных спинках сидений десанта). Вход и выход (погрузка и разгрузка) происходят через две двери в кормовой стенке машины или через два люка в крыше корпуса. Солдаты десанта, находящиеся внутри МТ-ЛБ, могут вести огонь из штатного оружия через стрелковые амбразуры в боковых стенках (в каждой стенке по одной амбразуре).

Читать еще:  Основной боевой танк VT2B (Китай)

Тягач МТ-ЛБ оснащен 8-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, развивающим мощность 192 кВт, что позволило достичь высокого для 60-х годов показателя удельной мощности – 19,0 кВт/т. Радиатор системы охлаждения находится в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса. Ходовая часть МТ-ЛБ состоит из двенадцати опорных катков, двух ведущих колес, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеничные траки соединяются пальцами открытого типа (без уплотнений между пальцами и отверстиями в траках). Каждый трак имеет два направляющих гребня. Подвеска МТ-ЛБ состоит из двенадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами. МТ-ЛБ является плавающей машиной. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, предотвращающий заливание водой передней части машины. Кроме того, спереди верхние ветви гусениц закрываются экранами, образующими гидродинамические туннели. На тягаче устанавливаются высокопроизводительные помпы, откачивающие воду при плавании (450 л/мин.). С этими помпами машина плавает даже при потере 30% плавучести.

Конструкция МТ-ЛБ оказалась очень удачной: машину можно было легко приспособить к специфическим требованиям самых разных армейских служб. Поэтому очень быстро появилось целое семейство машин, разработанных на базе этого универсального тягача:

МТ-ЛБВ – многоцелевой бронированный тягач. От базовой модели он отличается более широкими гусеницами (565 мм вместо 350 мм). Машина используется в районах с особо трудными условиями езды (снег, песок, болота).

2С1 “Гвоздика” – 122-мм самоходная гаубица. В этой машине незначительно переделан корпус (из отделения управления убраны место командира и башенка, в задней стенке осталась только одна дверь). В кормовой части корпуса установлена башня кругового вращения с гаубицей, с которой спарен 7,62-мм пулемет. Из-за большой массы башни и орудия пришлось удлинить корпус и добавить седьмую пару опорных катков. Экипаж самоходной гаубицы 2С1 “Гвоздика” состоит из четырех человек.

РХМ – машина химической разведки. Как и 2С1 “Гвоздика”, РХМ имеет удлиненный корпус. Машина оснащена приборами для обнаружения отравляющих химических, бактериологических и радиоактивных веществ.

МТ-ЛБУ – командно-штабная машина. В отделении экипажа установлены дополнительные средства связи, навигационное оборудование и выносной электрогенератор. Внутреннее пространство машины приспособлено для ведения штабной работы. Если пребывание МТ-ЛБУ на одном месте затягивается, экипаж разворачивает палатку, которая крепится к корме корпуса.

МТП-ЛБ – ремонтно-эвакуационная машина, предназначенная для проведения мелкого ремонта боевых машин и эвакуации поврежденной техники с поля боя. В передней части корпуса установлена стрела грузоподъемностью 1500 кг. Машина оснащается ремонтным оборудованием, газосварочным аппаратом, лебедкой с 85-метровым тросом, имеющей тяговое усилие 6700 кг, и буксировочным устройством.

ЗРК-БД “Стрела-10” – зенитно-ракетный комплекс (по номенклатуре НАТО – SA-13 “Gopher”). В средней части корпуса машины установлена башенка с двумя контейнерами-пусковыми установками, в которых находятся четыре ракеты. Между контейнерами расположена антенна РЛС обнаружения и наведения.

МТ-ЛБ санитарно-эвакуационная машина. В задней части корпуса устроены места для транспортировки раненых и находится основное медицинское оборудование для оказания первой помощи.

МТ-ЛБ саперно-инженерная машина. Она оснащена гидравлическим лемехом, смонтированным на кормовой стенке корпуса и основным саперным оборудованием.

9П149 “Штурм-С” – самоходный истребитель танков, вооруженный пусковой установкой ПТУР 9М114. Возимый боекомплект состоит из двенадцати ПТУР, эффективная дальность стрельбы которых составляет 5000 м (подлетное время – 17,6 с). Масса машины – 12,3 т, экипаж – два человека.

1Л219 “Зоопарк” – машина с артиллерийской РЛС пеленгования, обнаруживает одновременно до двенадцати целей на расстоянии до 45 км. Время развертывания РЛС составляет 5 минут. Экипаж состоит из трех человек.

82-мм самоходный миномет “Василек”, На базовом МТ-ЛБ в кормовой части корпуса установлен автоматический миномет. Эта машина широко использовалась во время войны в Афганистане. В13, В14, В15, В16 – машины управления артиллерийских подразделений различных уровней.

В21, В22, В23, В24, В25 – машины управления подразделений ПВО различных уровней.

ТТ-ЛБ – машина с артиллерийской РЛС пеленгования CHAP-10. В задней части корпуса расположена удлиненная низкопрофильная башня с поднимающейся антенной, которая направлена вперед. РЛС обнаруживает летящий снаряд, определяет две точки на траектории его полета, и на основании полученных данных бортовой компьютер рассчитывает координаты места с которого произведен выстрел. Результаты передаются собственной артиллерии, которая своим огнем подавляет обнаруженную огневую позицию. Дальность действия РЛС составляет 20 км. Экипаж насчитывает от четырех до шести человек.

Тягачи МТ-ЛБ производились по лицензии в Польше и Болгарии. Кроме того, там разрабатывались свои модификации этих машин. К их числу относятся:

БМП-23 – боевая машина пехоты болгарского производства. Ее корпус сделан по образцу самоходной гаубицы 2С1. В средней части самонесущего корпуса установлена башня с 23-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. На башне смонтирована пусковая установка ПТУРС “Малютка”. В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное на транспортировку шести солдат, которые сидят спиной к спине. Экипаж машины состоит из трех человек: слева в передней части машины сидит механик-водитель, в башне располагаются командир и наводчик.

БМП-30 – боевая машина пехоты болгарского производства. На машине установлена башня от БМП-2 с 30-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.

БРМ-23 – боевая разведывательная машина болгарского производства, очень похожа на БМП-23. Количество десантников на борту сократилось до пяти человек. На машине установлены дополнительная навигационная аппаратура и средства связи.

МТ-ЛБ с башней WAT польского производства.

BWO-40 – боевая бронированная машина польского производства.

WPT MT-LB “Mors” – ремонтно-эвакуационная машина польского производства.

Характеристики:
Боевая масса, т 9,7
Экипаж, чел. 3+10
Габаритные размеры, мм:
длина 6454
ширина 2850
высота 1865
клиренс 395
Бронирование противопульное
Вооружение 7,62-мм пулемет
Боекомплект 2500 патронов
Двигатель ЯМЗ-238В, 8-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 192 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 19,0
Удельное давление на грунт, Мпа 0,045
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 520
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,6
ширина рва, м 2,4
глубина брода, м – плавает

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector