28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мобильное бронированное транспортное средство «Кайман» (Беларусь)

Проект бронеавтомобиля «Кайман» (Республика Беларусь)

Модернизация существующих образцов позволяет своевременно обеспечивать вооруженные силы необходимой техникой. Кроме того, широкое применение существующих комплектующих, в том числе заимствованных у имеющихся машин, дает возможность сократить сроки разработки и строительства новой техники. Хорошим примером подобного подхода к созданию новых проектов является бронеавтомобиль «Кайман», не так давно созданный белорусскими инженерами.

О появлении нового проекта броневика впервые сообщила Белорусская военная газета «Во славу Родины». В опубликованной несколько дней назад статье «Завод, умеющий все» рассказывается о последних успехах предприятия «140-й ремонтный завод» (г. Борисов, Минская область), в том числе о проектах модернизации имеющейся техники и разработки новых машин для армии. Сравнительно недавно специалисты 140-го ремонтного завода завершили сборку первого опытного образца боевой машины «Кайман», предназначенной для поставок вооруженным силам Республики Беларусь и других стран.

Разработка проекта «Кайман» началась по инициативе руководства страны. В прошлом году президент Беларуси Александр Лукашенко посетил 140-й ремонтный завод и поставил задачу. По мнению главы государства, необходимо было создать и поставить в серию современное мобильное транспортное средство, которое могло бы заинтересовать как белорусских, так и зарубежных военных. Руководство завода приняло во внимание это предложение, в результате чего стартовала разработка нового проекта.

Перспективная бронемашина для отечественных и зарубежных заказчиков получила название «Кайман». Созданием проекта занялась команда инженеров завода во главе с главным конструктором предприятия Ольгой Петровой. За счет использования нескольких оригинальных идей сотрудники 140-го ремонтного завода сумели справиться с поставленной задачей в самые короткие сроки. От момента начала проектирования до строительства опытного образца прошло всего четыре месяца. Результатом всех работ стало появление первого прототипа, который теперь участвует в различных испытаниях.

Новую машину «Кайман» разработчики классифицируют как мобильное бронированное транспортное средство (МБТС). Предполагается, что новая боевая машина будет использоваться для патрулирования определенных районов и сопровождения колонн, а также в различных боевых и миротворческих операциях. В частности, «Кайман» сможет использоваться в качестве боевой машины для выполнения разведывательных и диверсионных операций. Новый броневик должен выполнять возложенные на него задачи в любой обстановке, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для ускорения разработки и упрощения производства серийной техники в конструкции МБТС «Кайман» самым широким образом используются существующие агрегаты, в том числе заимствованные у уже освоенных в эксплуатации образцов. Так, броневой корпус выполнен на базе соответствующих агрегатов боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, а часть агрегатов трансмиссии и подвески заимствованы у бронетранспортера БТР-60. Как ожидается, такой подход к конструированию машины позволит упростить ее производство и эксплуатацию.

Несмотря на специфическое происхождение бронекорпуса, новый «Кайман» почти не похож на старую БРДМ-2. В ходе переделки машины корпус подвергся массе доработок, полностью изменивших его внешний вид. Так, форма лобовой части в целом осталась без изменений, тогда как средняя часть корпуса была переработана. В частности, борта теперь собираются из трех деталей, верхняя и нижняя при этом располагаются под углом к вертикали. Некоторым доработкам подверглась и корма корпуса, что позволило использовать обновленную силовую установку.

Вместо двух лобовых стекол с бронещитками в новом проекте предлагается устанавливать одно крупное. Кроме того, обзор с рабочих мест водителя и командира улучшается при помощи двух дополнительных бронестекол на скулах лобовой части корпуса. Также следует отметить перенос светотехнических приборов с верхней лобовой части корпуса на боковые скулы, для чего использованы кронштейны сложной формы и защитные решетки. Над лобовым стеклом предусматривается небольшой козырек, на котором устанавливаются два прожектора.

Экипаж базовой БРДМ-2 должен был попадать на свои места через люки в крыше корпуса. Для большего удобства работы экипажа «Кайман» получил две бортовые двери с небольшими стеклами, открываемые поворотом вперед. Через эти двери экипаж попадает в центральную часть корпуса, откуда имеет доступ в отделение управления. По-видимому, сохранены и люки в крыше. Для большего удобства посадки и высадки под бортовыми дверями имеются широкие подножки с рифленой поверхностью. Для доступа на крышу корпус имеет набор поручней и ступенек. Позади дверей на бортах корпуса установлены две корзины для хранения различного имущества.

Компоновка внутренних объемов корпуса «Каймана» соответствует компоновке БРДМ-2. В передней части корпуса находится отделение управления, в средней – боевое. Двигатель и агрегаты трансмиссии находятся в корме корпуса. В качестве основы силовой установки предлагается использовать дизельный двигатель Д-245 мощностью около 120-130 л.с., оснащенный электронной системой управления подачей топлива. С двигателем сопряжена пятиступенчатая усиленная механическая коробка передач.

Для упрощения производства в конструкции «Каймана» использованы некоторые агрегаты бронетранспортера БТР-60. Устаревшая машина «поделилась» с новой независимой торсионной подвеской, мостами и колесными редукторами. Все это, как ожидается, позволит обеспечить требуемые характеристики без необходимости освоения производства новых комплектующих.

Заявленная боевая масса МБТС «Кайман» не превышает 6 т. При этом машина способна разгоняться на шоссе до 110 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 1000 км. Предусмотрена возможность пересечения водных преград вплавь. С этой целью сотрудники 140-го ремонтного завода разработали новый движитель. В кормовой части корпуса, по бокам от двигательного отсека и позади колес, предусматриваются два канала, в которых размещаются гребные винты, соединенные с коробкой отбора мощности. Во избежание повреждения каналы винтов имеют защитные сетки.

Читать еще:  Бронированная разведывательная машина «Type 87» (Япония)

Экипаж боевой машины «Кайман» может состоять из шести человек. Командир и водитель располагаются в переднем отделении управления, остальные бойцы – в боевом отделении, при этом один из них может выполнять обязанности наводчика-оператора вооружений. Точное количество членов экипажа и их обязанности определяются в соответствии с предназначением машины.

В ходе переделки в «Кайман» базовая разведывательно-дозорная машина лишилась башни с вооружением. На крыше корпуса остался погон, на котором может монтироваться любое доступное вооружение, в том числе боевые модули различных типов. Первый прототип броневика в настоящее время оснащен двустворчатым круглым люком, который способен защитить стрелка от обстрела с боков, а также турелью для монтажа пулемета или автоматического гранатомета. При необходимости это оборудование может быть заменено любым другим с нужными характеристиками.

Дополнительное вооружение машины состоит из двух трехствольных дымовых гранатометов, установленных над бортовыми корзинами для имущества. Также экипаж может располагать личным стрелковым оружием. Тем не менее, в корпусе не предусматриваются амбразуры для стрельбы из него.

По имеющимся данным, к настоящему времени первый прототип МБТС «Кайман» успел пройти, как минимум, часть заводских испытаний и показал достаточно высокие характеристики. По словам замдиректора 140-го ремонтного завода по коммерческим вопросам Леонида Мошковского, по своим характеристикам белорусский «Кайман» не уступает российскому «Тигру». Кроме того, Л. Мошковский отмечает использование отечественных комплектующих, что должно положительным образом сказаться на стоимости готовой техники.

К настоящему времени 140-й ремонтный завод получил добро на проведение войсковых испытаний новой машины. Прототип «Каймана» был показан министру обороны Республики Беларусь генерал-лейтенанту Андрею Равкову, который распорядился провести испытания нового броневика на базе одной из воинских частей.

На новый бронеавтомобиль «Кайман» возлагаются большие надежды. Организация-разработчик надеется, что эта машина заинтересует белорусских военных, а также станет предметом экспортных контрактов. Ожидается, что низкая стоимость готовой техники в сочетании с достаточно высокими характеристиками позволит не только обеспечить новой техникой собственные вооруженные силы, но и выйти на международный рынок. Сможет ли «Кайман» оправдать возлагаемые на него надежды – покажет время.

Мобильное бронированное транспортное средство КАЙМАН на MILEX2017

Порция картинок «Каймана» в живую с 8‑й Международной выставки вооружения и военной техники MILEX‑2017.

«Кайман», если можно так выразиться — это вариант кардинальной модернизации старой советской бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, чей корпус подвергся сильной переделке с установкой бортовых дверей, однако сегодня разработчиками утверждается, что серийные бронемашины «Кайман» являются машинами полностью нового производства, включая бронекорпус. Назначение — для участия в разведывательных и диверсионных операциях, проведения миротворческих и милицейских операций, патрулирования и сопровождения колонн, ведения действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

«Кайман» был разработан в 2015 году на белорусском ОАО «140-й ремонтный завод» (Борисов, Минская область). Задача создать легкую бронированную машину перед руководством ОАО «140-й ремонтный завод» была поставлена Президентом Беларуси. В прошлом году группой конструкторов завода уже был продемонстрирован опытный образец белорусского броневика. Бронеавтомобиль на 90% состоит из узлов и агрегатов серийно выпускаемой колесной техники военного назначения и комплектующих белорусского производства.

Установлены: независимая торсионно-рычажная подвеска и централизованная система подкачки шин, мосты и колесные редукторы от БТР-60, полный привод (4х4), пятиступенчатая усиленная механическая КПП, дизельный двигатель Д-245 производства Минского моторного завода, агрегат оборудован электронной системой управления подачи топлива, предусмотрены пулестойкие шины. Мощность двигателя 170 л.с.,крутящий момент — 515 Нм., развивает скорость по шоссе 110 километров в час. Имеет два бака по 140 литров, а запас хода — до 1000 километров. Способен на плаву преодолевать водные преграды. Водоходный движитель собственной разработки развивает на плаву скорость до 8 км/ч. Полная боевая масса около семи тонн, вместимость шесть человек.

«Кайман» получил усиленное противоминное частично V-образное днище и общее бронирование, соответствующее классу защиты Бр4 по ГОСТ Р 50963. При этом в лобовой проекции броня имеет класс защиты Бр5, что превышает класс защиты бронетранспортера БТР-80.

На сегодняшний день, машина без поломок и серьезных замечаний прошла заводские и государственные испытания. «Кайман» будет принят на вооружение белорусской армии.

Оборудован световой сигнализацией для перемещения по дорогам общего пользования, видеокамерой заднего вида, дополнительными приборами освещения.:

Контейнер для экипировки имущества экипажа бронеавтомобиля и по бортам гребные винты водоходного движителя.:

На крыше машины установлен поворотный погон под установку боевого модуля. В зависимости от выполняемых задач «Кайман» может применяться с различными вариантами вооружения: с пулеметным модулем ПКМС калибра 7,62 мм; с крупнокалиберным пулеметным модулем «Утес» калибра 12,7 мм; со станковым автоматическим 30 мм гранатометом АГ-17А/АГ-30. При этом под каждый вид вооружения имеется своя станина, так что его замена не занимает много времени. Кроме того, на «Кайман» возможна установка боевого модуля АДУНОК (Автоматизированный дистанционно управляемый наблюдательно-огневой комплекс), который разработан конструкторским бюро «Дисплей».:

Читать еще:  Колёсный бронетранспортёр БТР-82А (Россия)

Внутри три отсека: в переднем находится отделение управления, где располагаются водитель и командир; средний отсек занимает боевое отделение с местами для четырех членов экипажа; в корме размещены двигатель и агрегаты трансмиссии. По бокам в корпусе устроены люки для десантирования экипажа.:

Предусмотрена возможность установки бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), которая расширяет возможности по контролю работы агрегатов машины, повышает функциональные и эргономические характеристики рабочих мест экипажа, имеет встроенную систему навигации.

Увлекательными моментами регулярно делюсь в Instagram, добро пожаловать!

Кайман — чисто Белоруский зверь!

Как следует из предыдущих сообщений белорусских предприятий, государственных структур и средств массовой информации, до конца прошлого года опытный образец мобильного бронированного транспортного средства (МБТС) «Кайман» использовался в ходе различных заводских испытаний, а также принимал участие в некоторых показательных мероприятиях. Проверки силами испытателей завода-изготовителя позволили установить реальные характеристики, а также исправить имевшиеся недочеты проекта. После этого перспективную машину можно было подавать на государственные испытания.

Через несколько недель представителей белорусской прессы допустили на полигон, ставший площадкой для проверок «Каймана». По результатам этого сразу несколько изданий опубликовали новости о текущих работах, а ряд телеканалов показал, как опытный броневик справляется с трассами и препятствиями полигона.

Как сообщает белорусская пресса, площадкой для государственных испытаний мобильного бронированного транспортного средства стал Брестский полигон. Испытания проходят в самых сложных условиях. Техника преодолевает разнообразные трассы и препятствия, пересекает водные преграды и иным образом показывает высокую подвижность. Эксплуатационные характеристики проверяются при помощи суточных пробегов и т.д. На момент появления новостей в СМИ опытный «Кайман» продолжал испытания. Также отмечалось, что в скором времени будет определяться дальнейшая судьба разработки. Точные сроки появления заказа на серийные броневики и т.п. планы пока не уточнялись.

Последние новости позволяют предполагать, что в течение нескольких следующих месяцев или даже недель опытный образец МБТС «Кайман» завершит прохождение испытаний, после чего броневик может быть рекомендован к принятию на вооружение. Затем должен будет появиться контракт на серийное производство техники. Выпускать бронеавтомобили, очевидно, будет организация, разработавшая проект – борисовский 140-й ремонтный завод.

Напомним, разработка проекта МБТС «Кайман» стартовала в 2014 году. Работы начались в соответствии с указанием президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Глава государства во время визита на 140-й ремонтный завод поставил задачу создать перспективный бронеавтомобиль, способный решать различные задачи транспортного и боевого характера. Перспективную боевую машину планировалось поставить на вооружение собственной армии, а также предложить для заказа зарубежным вооруженным силам.

Проект мобильного бронированного транспортного средства был разработан в кратчайшие сроки. Всего за четыре месяца специалисты предприятия во главе с главным конструктором Ольгой Петровой изучили имеющиеся требования и возможности, сформировали общий облик будущей машины и разработали полноценный проект. Вскоре стартовало строительство опытного образца, предназначенного для испытаний и проверки проекта. В середине 2015 года белорусская газета «Во славу Родины» впервые рассказала о новом броневике, а также опубликовала изображения этой машины.

Как минимум, с середины 2015 года опытный образец бронеавтомобиля «Кайман» проходил заводские испытания, в ходе которых подтверждал расчетные характеристики и избавлялся от выявленных недостатков. В конце марта прошлого года белорусской промышленностью был опубликован видеоролик, показывающий отдельные моменты полигонных испытаний броневика. На видео машина успешно двигалась по различным трассам, преодолевала препятствия и пересекала водные преграды вплавь.

Ранее сообщалось, что при разработке нового проекта было решено использовать некоторые существующие узлы и агрегаты, заимствуемые у серийной техники. Так, броневой корпус «Каймана» должен был основываться на элементах разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, а некоторые детали ходовой части заимствовались у бронетранспортера БТР-60.

Интересно, что в начале марта 2017 года авторы проекта опровергли известные данные о применении агрегатов БРДМ-2. Главный конструктор О. Петрова назвала версию об использовании существующего корпуса ошибочной. Появление такой версии она связала со сходством носовой частей БРДМ-2 и «Каймана». При этом в ходе разработки нового проекта действительно использовались существующие идеи и решения. МБТС «Кайман» должно было преодолевать водные преграды, в связи с чем, не желая терять время, конструкторы 140-го ремонтного завода решили использовать уже проверенную практикой форму лобовой части корпуса. Одновременно с этим две машины имеют массу отличий, в том числе и по уровню защиты.

В рамках проекта «Кайман» был разработан новый броневой корпус, имеющий некоторое сходство с корпусом БРДМ-2. При этом использовались некоторые новые идеи и решения, связанные с необходимостью повышения определенных характеристик. Как следует из опубликованных данных, новый облик корпуса позволил решить основные задачи, а также повысить характеристики в сравнении с существующей разведывательно-дозорной машиной.

МБТС «Кайман» получило лобовую часть, образованную несколькими броневыми листами разной формы. Над передним нижним агрегатом лба располагаются три наклонных листа с проемами под остекление. Как утверждают авторы проекта, лобовая проекция броневика способна защитить экипаж от бронебойных винтовочных пуль калибра 7,62 мм. Примечательно, что в этом отношении белорусский броневик имеет заметные преимущества перед аналогичной машиной советской разработки.

Борта корпуса состоят из трех деталей, вертикальной центральной и наклонных верхней и нижней. Нижние элементы корпуса в сочетании с броневым днищем дают определенную защиту от взрывных устройств. Поверх основных листов бортов предлагается устанавливать различные дополнительные детали, кожухи и т.д. В частности, бронекорпус получил крупные крылья над колесами, выполненные в виде многоугольных устройств. Кормовой лист корпуса располагается вертикально и оснащается светотехническим оборудованием, креплением для запасного колеса и т.д. Крыша корпуса состоит из горизонтальной передней части и наклонной задней.

Читать еще:  Легкий танк SK105 Kurassier (Австрия)

С точки зрения компоновки корпуса белорусский «Кайман» похож на советскую БРДМ-2. Передняя и центральная части корпуса отданы под обитаемый отсек, вмещающий места экипажа и десанта. Корма вмещает моторное отделение. В последнем поместили дизельный двигатель Д-245.30Е2 Минского моторного завода. Двигатель мощностью 170 л.с. оснащается электронной системой подачи топлива и соединяется с пятиступенчатой механической коробкой передач. Трансмиссия обеспечивает выдачу крутящего момента на обе оси.

Мосты, колесные редукторы и торсионная подвеска для «Каймана» были созданы на основе соответствующих деталей устаревшего бронетранспортера БТР-60. За счет применения таких агрегатов удалось получить достаточно высокую подвижность на пересеченной местности. Также бронеавтомобиль получил средства для передвижения по воде. В кормовой части корпуса, за колесами, устанавливаются два водометных движителя.

МБТС «Кайман» может перевозить до шести человек, включая водителя. Собственный экипаж броневика из одного или двух человек располагаются в передней части обитаемого отсека. На их рабочих местах имеются все необходимые органы управления. Кроме того, для улучшения обзора водитель может использовать установленные на корпусе видеокамеры, выдающие сигнал на монитор приборной доски. Водитель и командир должны попадать на свои места при помощи люков в крыше.

Четверо десантников должны находиться в отделении, занимающем большую часть обитаемого отсека. Десантникам предлагается использовать бортовые двери корпуса и верхний люк. В крыше десантного отделения имеется люк, пригодный для установки того или иного вооружения. В зависимости от потребностей заказчика, бронеавтомобиль может нести пулеметное или иное вооружение. Возможно, «Кайман» способен нести даже дистанционно управляемые боевые модули. В ходе нынешних испытаний броневик несет на люке набор броневых щитков и установку с пулеметом винтовочного калибра.

МБТС «Кайман» имеет боевую массу не более 7 т. Благодаря сравнительно мощному двигателю машина способна развивать на шоссе скорость до 110 км/ч. Водометы разгоняют броневик до 8 км/ч. Запас хода заявлен на уровне 1000 км. При имеющихся характеристиках броневик может решать разнообразные задачи, связанные с транспортировкой людей, патрулированием, сопровождением колонн и т.д. Кроме того, возможно использование такой техники в качестве боевой машины разведчиков, работающих в ближних тылах противника.

Первый опытный образец «Каймана» был представлен в середине 2015 года и вскоре отправился на испытания. За время проверок на полигоне исходный проект, очевидно, был доработан в связи с необходимостью повышения технических и эксплуатационных характеристик. Как показывают имеющиеся фотоматериалы, было решено отказаться от лобовых кронштейнов для установки светотехнического оборудования. Теперь фары и прочие подобные устройства помещаются на лобовом и бортовых листах корпуса, а также прикрываются решетками. Возможно, определенные доработки применялись и в отношении силовой установки, трансмиссии, ходовой части и т.д.

Согласно последним сообщениям, сейчас опытная техника участвует в государственных испытаниях. Следует отметить, что мобильное бронированное транспортное средство еще не было представлено официально. Презентация этой машины должна состояться в мае, во время минской международной выставки MILEX 2017. В ходе этого салона состоится первый официальный показ броневика специалистам и широкой общественности.

Также предприятие-разработчик уже рассматривает возможность представления нескольких бронеавтомобилей «Кайман» на парадах. 3 июля в Минске должен состояться парад, посвященный Дню независимости. В парадном строю могут пройти бронемашины нового типа. По сообщениям белорусской прессы, механизированная колонна может включать пять броневиков. Машины будут оснащены разным вооружением и оборудованием. Так, два «Каймана» получат пулеметы винтовочного и крупного калибра, один будет нести автоматический гранатомет, четвертую машину оснастят боевым модулем «Адунок». Еще один броневик будет представлен в качестве машины связи.

По-видимому, вопрос участия МБТС «Кайман» в будущем параде пока только рассматривается. На данный момент основной задачей 140-го ремонтного завода и военного ведомства является завершение государственных испытаний. Только после окончания текущих проверок перспективный образец бронетехники сможет рассчитывать на постановку в серийное производство и поступление в войска. По разным данным, государственные испытания должны окончиться в самое ближайшее время.

В течение нескольких следующих месяцев – в случае получения соответствующих рекомендаций – броневик «Кайман» может быть принят на вооружение. Какие-либо планы белорусского министерства обороны, касающиеся закупок подобной техники, пока не оглашались. Военные проявляют интерес к новейшей отечественной разработке, но он пока не оформлен в виде реальных договоров. Как следствие, точные сроки начала службы и количество требуемых бронеавтомобилей пока остаются неизвестными.

К настоящему времени специалистам 140-го ремонтного завода удалось успешно решить ряд важнейших задач в рамках нового проекта. Перспективное мобильное бронированное транспортное средство справилось с заводскими испытаниями и вышло на государственные. После завершения последних организации-разработчику предстоит столкнуться с новыми вызовами в виде массового строительства машин новой модели. Новые важные события в истории броневика «Кайман» должны произойти в самое ближайшее время, поэтому продолжим следить за новостями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector