Огнемётный танк ТО-55 (СССР)
Огнемётный танк ТО-55 / «объект 482» (СССР)
В 1954 году на вооружение Советской Армии были приняты огнемётные танки Т-54-АТО. Они выпускались небольшими сериями с 1955 по 1959 год на заводе № 174 в Омске. Всего было построено 110 таких машин. Разработкой танковых огнемётов занималось Специальное конструкторское бюро в Харькове — СКБ-1. Именно здесь в 1949 году была испытана первая послевоенная модель автоматического танкового огнемёта АТО-49, который после доработок получил обозначение АТО-54 и устанавливался на огнемётный танк ОТ-54. В 1955 году в СКБ-1 был выполнен технический проект огнемёта с повышенной до 200 м дальностью метания огнесмеси (АТО-54 имел дальность 160 м). Опытный образец огнемёта, получивший название АТО-200, изготовили в 1956 году. Танк, созданный на базе Т-55 в 1958 году и вооружённый новым огнемётом, получил название ТО-55 («объект 482»).
ТО-55 проектировался по тому же принципу, что и ОТ-54: огнемёт на нём устанавливался не взамен основного вооружения, а в дополнение к нему; при этом боевые качества танка не снижались. Огнемёт располагался в башне рядом с пушкой на месте спаренного пулемёта и стабилизировался вместе с ней в двух плоскостях наведения. Таким образом, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание могло вестись не только с места, но и с ходу со скорострельностью до 8 выстр./мин на дальность до 200 м. Ёмкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: её нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной.
Бак для огнесмеси ёмкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей. Для подвода её в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство. АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемёт многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы. Воспламенение струи в момент её вылета из насадки огнемёта производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.
Стрельба из огнемёта осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1-0,2 с реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с, струя, пролетая через факел зажигательного патрона, воспламенялась.
В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны. Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом обычный боекомплект пришлось уменьшить до 25 снарядов для пушки и до 750 патронов для пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.
На вооружение танк ТО-55 был принят приказом министра обороны СССР от 17 января 1960 года. Первую серию из 10 машин построили в 1961 году. Позднее некоторая часть ТО-55 строилась на базе танка Т-55А. ТО-55 выпускались в относительно небольших количествах, что в определенной степени связано с проблемами в тактике их боевого применения, возникшими к концу 1950-х годов. К этому времени были существенно усовершенствованы различные противотанковые средства, находящиеся на вооружении пехотных подразделений, — ручные гранатометы, базуки, безоткатные орудия и даже ПТУРС, способные поражать ТО-55 на дистанциях, значительно превосходящих дальность его огнеметания. С другой стороны, отсутствие спаренного пулемета делало ТО-55 практически беззащитным от противотанковых средств противника на ближних дистанциях — курсовой пулемет не обеспечивал прицельной стрельбы, а на Т-55А от него вообще отказались. В 1993 году танк ТО-55 был снят с вооружения. На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.
Тактико-технические характеристики танка ТО-55
Длина корпуса, мм 6370
Длина с пушкой вперёд, мм 9000
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 425
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 56
Боекомплект пушки 25/20 выстрелов (460л) из огнемёта
Углы ВН, град. -5…+18
Пулемёты 1 x 7,62-мм СГМТ
Другое вооружение – Огнемёт АТО-200
Тип двигателя В-55, 12-цилиндр. дизельный 427 кВт (581 л.с.), при 2000 об/мин
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 375
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см 0,82
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)
Средний танк Т-55 – дёшево и сердито
Большинство танков, разработанных сразу после окончания Второй Мировой войны, в строю не задержались. Одним из исключений стал советский Т-55. Хотя в производство он пошёл в конце 50-х годов, но конструктивно представлял собой развитие более раннего образца – Т-54. В западной традиции их даже соединяют в одну «модель» Т-54/-55. Но будем следовать традиции советской, и считать его всё же отдельным образцом.
Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.
История создания
К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.
Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно – экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.
Конструкция и основные модификации
Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.
В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.
Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.
Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.
Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.
Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.
Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.
В комплекс вооружения ввели управляемые ракеты «Бастион», а систему управления огнём дополнили баллистическим вычислителем.
Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».
Вооружение
Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.
Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.
Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.
Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.
Прочие варианты
В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.
Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.
Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».
В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.
Боевое применение
В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.
В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.
Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.
В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.
В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».
Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.
Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.
В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».
В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.
Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.
Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.
Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами
Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.
Советский танк Т-55 — как он стал рабочей лошадкой третьего мира
Когда-то он создавался, как идеальный средний танк для большой европейской войны с применением тактического ядерного оружия. Но прославился в другой роли — как участник множества локальных конфликтов.
Работы над Т-55 начались в 1957 году — десяток лет спустя появления первых модификаций «пятьдесятчетверки». Что же получил Советский Союз в новом старом танке?
Во-вторых, добавили ряд важных мелочей — например, систему очистки смотровых приборов при помощи жидкости и сжатого воздуха, а также улучшенную автоматическую систему пожаротушения. Также конструкторы усовершенствовали систему пуска двигателя — с появлением компрессора теперь не надо было думать о постоянной замене баллонов со сжатым воздухом.
Сильнее ядерного взрыва
50-е и 60-е годы прошли под знаком ядерного оружия — тогда казалось, что вероятность его применения высока, как никогда. Это ощущение не могло не отразиться на разработках боевой техники — серьезнейшее внимание при создании Т-55 уделялось способности действовать в условиях атомного взрыва. Никто, конечно, не ждал, что танк выстоит в эпицентре «гриба», но повысить выживаемость в целом было вполне можно.
Чтобы экипаж не дышал радиоактивной пылью, появилась фильтровентиляционная установка — теперь воздух очищался и подавался внутрь под давлением. Улучшили и уплотнители, чтобы пыль не попала через щели.
Но оставалось еще проникающее излучение. Чтобы остановить его, придумали «подбой» — полимерный материал, останавливающий радиацию. Кроме того, он помогал и от проблемы, мучившей танкистов еще со времен Первой мировой, — осколки собственной брони откалывались от удара снаряда снаружи, что приводило к смертям и ранениям даже в случае технического «непробития». Чуть позже к «подбою» добавили плиты «надбоя», которые находились сверху башни.
Плодовитое семейство
Т-55 стал хорошей платформой для самых разнообразных модификаций. Например, на его базе были созданы «тяжелые БМП» — боевые машины для перевозки пехоты, где место для размещения солдат находилось за счет удаления башни и замены пушки на что-то полегче. В случае с израильской ТБМП «Ахзарит» на базе Т-55 это были 7,62-мм пулеметы. А не пошедший в серию российский БТР-Т предлагал разные комбинации крупнокалиберных пулеметов, 30-мм автопушек, ПТУРов и гранатометов.
Кроме этого, на базе Т-55 сделали много инженерных машин — ремонтно-эвакуационные, мостоукладчики, тягачи, и так далее.
И, конечно же, модернизировался сам танк — то двигатель заменят, то активную защиту добавят, то систему целеуказания обновят. А то и вообще впихнут в «пятьдесятпятку» 125-мм орудие вместе с башней от Т-72.
А за рубежом вариантов Т-55 было еще больше. Этим занимались практически все желающие — в странах ОВД, на Балканах и Ближнем Востоке. Один из самых известных примеров — израильский «Тиран 5», модификация захваченных у арабов «пятьдесятпяток». В основном, дело органичивалось заменой радиостанций, установкой пулеметов под НАТОвский патрон и заменой прицельного оборудования. Но в отдельных случаях могли поставить и 105-мм пушку британского происхождения.
Орудие войны
Индо-пакистанская война 1971 года дала Т-55 возможность встретиться в бою друг с другом — вернее, с закупленным Пакистаном «Тип-59», клоном «пятьдесятпятки» китайского производства. Вначале это посеяло путаницу — с обеих сторон участились случаи поражения своих. Тогда индийцы установили на орудиях своих Т-55 ложные элементы. Характерные утолщения стволов походили на очертания английской 105-мм пушки, в изобилии имевшейся в индийских танковых войсках.
Но это было только началом. Т-55 воевали на заключительном этапе Вьетнамской войны, замораживали «Пражскую весну», пытались (тщетно) остановить американские «Абрамсы» в Ираке. Воюет «пятьдесятпятка» и сегодня, причем активно — например, в гражданских войнах Ливии и Сирии.