Основной боевой танк «90» (Япония)
Основной боевой танк «тип 90» (Япония)
Основной танк Сил Самообороны Японии, «Тип 90»
История создания основного боевого танка «тип 90»
Основной танк «тип 90» для японских Сил Самообороны разрабатывался фирмой Mitsubishi Heavy Industries с 1976 года под индексом ST-C для замены более ранних танков «тип 61» и «тип 74». Новая машина должна была уверенно противостоять на поле боя советским танкам Т-72 и собираться целиком в Японии.
Опытные экземпляры танка появились в 1985 году, но полностью разработка «тип 90» была завершена только в 1989 году. Столь долгий срок разработки объясняется довольно просто — идея «полностью японского» танка видимо довольно быстро накрылась медным тазом и потому, бросив попытки создать что-то «самобытное», японцы в итоге просто обратились к немцам.
Так к проекту танка «тип 90» присоединились немецкие фирмы Krupp-MaK и Krauss-Maffei AG, создававшие в свое время танки Leopard. Поэтому совсем не удивительно, что японский основной боевой танк «90» имеет не только лицензионную 120-мм пушку «Рейнметалл», как на «Леопарде», но и внешне почти не отличим от немецкой машины.
Чертеж основного боевого танка «Тип 90»
Впрочем, нельзя сказать, что «тип 90» это всего лишь немного измененная версия «Леопарда». От «немца» «японец» выгодно отличался высокой удельной мощностью двигателя (одной из наиболее высоких в мире — 29,9 л.с. на тонну веса) , наличием автомата заряжания, уменьшенным до 3-х человек экипажем, богатым набором электроники. К сожалению, всё это «добро» также делает танк «тип 90» и одним из самых дорогих в мире, к тому же очень сложным в производстве.
Производство японского основного танка «Тип 90» осуществлялось с 1990 по 2012 г.г. При заявленной потребности в 400-500 танков, для японских Сил Самообороны была построена только 341 машина. Танк не поставлялся на экспорт.
Характеристики основного боевого танка «Тип 90»
Конструкция основного боевого танка «тип 90»
Корпус и башня японского основного танка «Тип 90» сварные, броня многослойная, разнесенная, с широким использованием керамических элементов. Верхний лобовой лист корпуса расположен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые листы башни расположены без каких-либо углов наклона. Защита корпуса усилена за счет противокумулятивных экранов.
Стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка германской фирмы Rheinmetall, выпускаемая в Японии по лицензии фирмой Japan Steel Works унифицирована со всеми типами снарядов выпускаемых в Германии и США. Для заряжания пушки используется автомат с использованием механизированной боеукладки, расположенной в нише башни и вмещающей 20 выстрелов.
Система управления огнем от Mitsubishi Electric считалась одной из самых совершенных в мире, на момент вступления танка в строй. Она включает в себя электронный баллистический вычислитель, автоматически учитывающий поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела.
Влияние немецкой танковой школы сказывается на облике танка «Тип 90» довольно значительно
Кроме того, в систему входят: стабилизированный в двух плоскостях панорамный перископический комбинированный прицел командира с ночным тепловизионным и лазерным дальномерным каналами, разработанный фирмой Fuji Photo Optical Company, стабилизированный в одной плоскости комбинированный перископический прицел наводчика Nikon Corporationc ночным тепловизионным каналом и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика.
Установленный на танке 10-цилиндровый, двухтактный, V-образный, турбодизель жидкостного охлаждения Mitsubishi M-12ZG мощностью 1500 л.с. при 2400 об/мин. позволяет 50-тонной боевой машине развивать максимальную скорость 70 км/ч. Хорошие показатель подвижности обеспечиваются и гидромеханической трансмиссией с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота.
Ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска — комбинированная, на двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных — торсионные валы.
Основной танк «Тип 90» , вид сзади. Модель
Машины на базе основного боевого танка «тип 90»
БРЭМ «90» ARV
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе танка «тип 90». Гидравлический кран размещен в передней части корпуса справа, машина оснащена лебедками и бульдозерным оборудованием. Производится с 1999 года.
«91» AVLB
Мостоукладчик с мостом 60-тонного класса длиной 20 м в развернутом положении. Производится с 2000 года.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
Type 90 – это основной боевой танк, принятый на вооружение японским силам самообороны в 1992 году. Заменил собой устаревшие Тип 61 и тип 74. Тип 90 был современным и мощным, но весьма дорогим и трудоемким в производстве.
История создания
К 1976 году существовавшие в Японии основные танки Тип 61 и Тип 74 сильно устарели, и было решено создать боевую машину, которая бы по силе была равна советскому Т-72. «Мицубиси» приступила к работам над новым танком, привлекая специалистов из Германии, работавших над «Леопардом». В итоге к 1989 году танк был разработан, получил индекс «90» и отправлен на испытания. В его внешнем виде явно угадывались немецкие черты.
В процессе разработки танка компанией «Мицубиси» была создана система управления огнем, одна из самых лучших в мире. В нее входят панорамные приборы, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и многие другие устройства и датчики, позволяющие существенно упростить процесс наведения на цель.
После всех испытаний в 1990 выпустили установочную партию, а с 1992 года начали серийное производство основного танка Тип 90.
Сегодня танк Тип 90 уже не производится – используется более дешевый в производстве и более современный Тип 10. По состоянию на 2016 год на вооружении находится 341 Type-90.
За все время танк не поставлялся за границу и ни разу не участвовал в боевых действиях.
Общая информация
- Классификация – основной боевой танк;
- Масса – 50,2 тонны;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – три человека;
- Годы производства – 1990-2012 год;
- Годы эксплуатации – с 1992 года.
Размеры
- Длина вместе с пушкой – 9775 миллиметров;
- Ширина корпуса – 3430 миллиметров;
- Высота – 2340 миллиметров;
- Клиренс – в среднем 450 миллиметров.
Бронирование
- Тип брони – противоснарядная, модульная композитная.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 120-мм Rheinmetall L44;
- Тип пушки – гладкоствольная;
- Длина ствола – 44 калибра;
- Боекомплект – 45;
- Углы ВН: −12…+15°;
- Пулеметы — 1 × 7,62-мм Type 74, 1 × 12,7-мм М2.
Подвижность
- Тип двигателя – 10ZG;
- Мощность – 1500 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 60-65 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 300 километров;
- Удельная мощность – 29,9 л.с./т;
- Тип подвески – гидропневматическая, активная;
- Преодолеваемая стенка – 1 метр;
- Преодолеваемый ров – 2,7 метров;
- Преодолеваемый брод – 2 метра.
Машины на базе Тип 90
На базе Type 90 было создано несколько машин:
- БРЭМ 90 — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Имела надстройку корпуса с краном, бульдозером и гидравлической лебедкой;
- Машина технического обеспечения Тип 90 (в Японии допустимо, чтобы разные машины имели одинаковый индекс);
- Танк-мостоукладчик Тип-91, способный перекрыть препятствие до 20 метров мостом с грузоподъемностью 60 тонн.
БРЭМ 90 (справа) используется для «переобувания» Тип 10
Мостоукладчик Тип 91 в работе
Анализ машины
Согласно оценкам экспертов, танк Type 90 обладал следующими достоинствами и недостатками.
Достоинства
- Инновационная система управления огнем, уникальная и чрезвычайно удобная. Она позволяет экипажу быстро принимать точные решения, не отвлекаясь от управления танком;
- Очень высокая удельная мощность – 29,9 по сравнению с 21,5 у российского Т-90 или 24 у немецкого Леопарда 2А6М;
- Добавлен автомат заряжания, за счет чего экипаж сокращен до трех человек, а скорострельность существенно увеличена.
Недостатки
- Слишком дорог;
- Большое количество сложной электроники делало производство танка чрезвычайно трудоемким;
- Из-за двухтактного двигателя быстро расходует топливо;
- Нет вспомогательной силовой установке.
Тип 90 в зимнем камуфляже
Часто можно видеть, что Тип 90 в различных рейтингах считается одним из десяти или даже пяти лучших основных танков мира. Конечно, основания для этого есть, но не стоит забывать, что танк так ни разу и не участвовал в сражениях ни в Японии, ни за рубежом. Так что все сравнения и предположения основаны лишь на опыте учений, и неизвестно, как бы проявил себя Type 90 в реальном бою.
Фото и видео танка
Тип 90 с экипажем
Основной боевой танк Японии – Тип 90
В 1976 году фирма «Мицубиси» начала работы по созданию нового основного боевого танка, который должен был прийти на смену уже существующим машинам Тип 61 и 74. Помимо японских инженеров в разработке танка приняли участие специалисты немецких фирм «МаК» и «Краусс-Маффей», которые принимали участие в создании немецкого основного боевого танка «Леопард». Влияние немецких конструкторов отразилось во внешнем облике японского танка.
• В 1989 году после проведения серии испытаний и доводки танк был принят на вооружение армии самообороны Японии под индексом «90». Установочная партия танков была выпущена в 1990 году, с 1992 года начато серийное производство. По состоянию на 2010 год на вооружении армии самообороны Японии находился 341 танк Тип 90. Первоначальная потребность бронетанковых сил Японии в новых танках оценивалась в 600 штук.
• По оценкам ряда специалистов танк Тип 90 по праву относиться к числу лучших танков современности. Также данный танк является и одним из самых дорогих, 1 машина обходится японскому правительству в 8-9 млн. долларов, дороже только «Леклерк» – 10 млн. долларов за танк.
• ОБТ Тип 90 спроектирован по классической схеме с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка расположено отделение управления, которое смещено к левому борту, у правого борта спереди находится часть боекомплекта орудия. Боевое отделение находится в центральной части танка. В бронированной башне по обе стороны от орудия находятся места наводчика и командира, наводчик слева, командир справа. Применение на танке автомата заряжания позволило исключить из экипажа одного человека. В этом японский танк повторяет советские машины Т-64, Т-72 и Т-80, а также французский «Леклерк».
• Корпус танка и его башня имеют сварную конструкцию. Броня танка многослойная, разнесенная, с широким применением керамических элементов, которые выпускаются компанией «Киото керамик компани». Верхний лобовой лист корпуса установлен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые детали танковой башни расположены практически под прямым углом. Борта корпуса и ходовая часть танка оснащаются дополнительной защитой в виде стальных противокумулятивных экранов. Боевая масса танка достигает 50,2 тонн. Длина танка с пушкой 9,755 м, ширина 3,33 м, высота 2,33 м.
• Основным оружием танка является 120-мм гладкоствольная пушка Rh-M-120 немецкой компании «Рейнметалл», производится в Японии по лицензии. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Углы наводки в вертикальной плоскости находятся в интервале от -12 до +15 градусов. Стрелять из орудия можно любыми 120 мм боеприпасами, разработанными для немецкого танка «Леопард-2» и американского М1А1 «Абрамс».
• Компанией «Мицубиси» для заряжания орудия был разработан специальный автомат, использующий механизированную боеукладку, размещаемую в нише башни и вмещающую 20 выстрелов. Необходимым условиям осуществления автоматического заряжания является возвращение ствола орудия после выстрела на нулевой угол возвышения. После зарядки орудие автоматически возвращается на заданный угол стрельбы.
• Боеукладка отделяется от остального пространства башни броневой перегородкой, а для уменьшения разрушающего действия детонации боекомплекта в крыше ниши башни смонтированы специальные вышибные панели. Помимо 20 выстрелов, которые находятся в механизированной боеукладке, в корпусе танка хранится еще 20 выстрелов. За исключением 120-мм гладкоствольного орудия, которое изготавливается в Японии по лицензии немецкой фирмы Rheinmetall, у всех узлов и агрегатов танка Тип 90 японское происхождение.
• Созданная компанией «Мицубиси» система управления огнем (СУО) считается одной из лучших во всем мире. В состав СУО входят панорамные приборы наблюдения и наведения командира танка, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения наводчика, стабилизированные в одной плоскости, лазерный дальномер, 32-битный электронный цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью, а также система датчиков, отвечающих за передачу баллистическому вычислителю информации для расчета поправок при стрельбе.
• Прицел наводчика оснащается дневным оптическим каналом, тепловизионным каналом, лазерным дальномером. Производителем прицела наводчика является компания Nikon Corporation, командирские прицелы изготовлены компанией Fuji. Система управления огнем обеспечивает такую возможность, как автосопровождение целей, основанную на работе тепловизора. Благодаря СУО танк способен вести огонь в движении и с места в любое время суток как по движущимся, так и по неподвижным целям.
• Без использования автоматического сопровождения целей, командир и наводчик могут вести цели в ручном режиме. Чтобы использовать автомат сопровождения целей, командир танка или наводчик должны нажать кнопку «Захват», как только цель будет обнаружена и попадет в рамки створа «Захват» в прицеле. В том случае, если объект на какое-то время исчезает, к примеру, за укрытием, прицел продолжает следить за целью с той же скоростью, чтобы в случае появления цели из-за укрытия, наводчик вновь смог быстро поставить ее «на захват».
• Стабилизированный в 2-х плоскостях командирский прицел, имеющий только дневной оптический канал, позволяет не только обнаруживать и поражать цели непосредственно, но и обладает такой функцией как «убийца танков». При нажатии кнопки на своем пульте управления, командир имеет возможность «передать» обнаруженный им объект наводчику, в то время как сам может продолжать заниматься поиском новых целей, в это время наводчик поражает первую обнаруженную цель.
• Сигнал от тепловизионного канала прицела наводчика танка выводится на 2 монитора. Один из них смонтирован на месте наводчика, второй на командирском рабочем месте. Сердцем СУО является 32-битный цифровой баллистический вычислитель. При поражении как неподвижных, так и движущихся целей он вносит поправки на дальность, ветер, температуру окружающего воздуха (данные поступают от датчиков расположенных на башне танка), изгиб ствола орудия и угол наклона оси его цапф.
• Вспомогательное вооружение танка включает в себя спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт (2000 патронов) и устанавливаемый на командирской башенке 12,7-мм зенитный пулемёт (1500 патронов). По бортам башни ближе к корме крепятся установки для пуска дымовых гранат. Помимо дымовых гранат поставить дымовую завесу может специальная термодымовая аппаратура, также установленная на танке.
• В моторно-трансмиссионном отделении находится V-образный 10-цилиндровый дизельный двигатель 10 ZG производства «Мицубиси». Двигатель оснащен системой турбонаддува, имеет жидкостное охлаждение и при 2400 об/мин в состоянии развить максимальную мощность в 1500 л.с. В одном блоке с двигателем выполнена гидромеханическая трансмиссия с автоматической планетарной коробкой передач, блокируемым гидротрансформатором и специальной гидрообъемной передачей в приводе поворота.
• Автоматическая коробка передач имеет 4 передачи переднего ход и 2 заднего. Максимальная скорость танка по шоссе достигает 70 км/ч, максимальная скорость заднего хода – 42 км/ч. Мощность десятицилиндрового двигателя позволяет танку с места за 20 секунд преодолеть 200 метров. При передвижении по пересеченной местности ОБТ в состоянии преодолеть ров шириной 2,7 метра, вертикальную стену высотой 1 метр, и брод глубиной до 2 метров. Запас хода танка равняется 350 км, при полностью заполненных баках (1100 литров).
• В ходовой части танка с каждого борта находится по 6 сдвоенных обрезиненных опорных и по 3 поддерживающих катка. Ведущие колеса находятся сзади. Подвеска танка комбинированная. На двух передних и на двух задних опорных катках с каждого борта стоят гидропневматические сервомоторы, а на всех остальных – торсионные валы. Такая схема подвески позволяет танку осуществлять наклон корпуса в продольной плоскости, а также изменять величину клиренса в диапазоне от 200 до 600 мм. Гусеницы танка стальные с резинометаллическим шарниром, оснащаются съемными резиновыми накладками.
• На передней части крыши башни монтируется датчик лазерного излучения, который подает звуковой сигнал, а также осуществляет индикацию направления излучения на рабочее место командира танка. Данная система может использоваться вместе с автоматическим отстрелом дымовых гранат для противодействия ракетам с системой наведения по ИК лучу. Помимо этого в состав оснащения танка входит система защиты от оружия массового поражения, быстродействующая система пожаротушения, танковое переговорное устройство и радиостанция.
• На базе ОБТ Тип 90 была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ 90. БРЭМ получила новую надстройку корпуса с установленным спереди справа подъемным краном, смонтированным спереди корпуса бульдозером и гидравлической лебедкой. Также ведутся работы по созданию танка-мостоукладчика Тип 91, который способен перекрывать препятствия шириной до 20 метров мостом грузоподъемностью в 60 тонн.