Основной боевой танк Al Zarrar (Пакистан)
Основной боевой танк Al Zarrar (Пакистан)
Основной боевой танк Al Zarrar представляет собой глубокую модернизацию китайского среднего танка Туре 59-1, производившегося в Пакистане по лицензии. Он был впервые представлен на выставке вооружений IDEAS-2000, проходившей в Карачи в ноябре 2000 года. Работы по модернизации танков ведёт национальная компания Heavy Industries Taxila. В 2004 году Пакистан представил ещё одну модификацию танка Al Zarrar. На этой мащине бронезашита была полностью перекомпонована. Дополнительные панели пассивной брони сделали корпус более обтекаемым, а башня стала иметь коробчатую форму.
Al Zarrar имеет боевую массу 45 т. В башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 125-мм гладкоствольная пушка китайского производства, которая является безлицензионной копией советской танковой пушки 2А46. Боеприпасы для пушки производятся компанией NORINCO. В связи с отсутствием автомата заряжания в состав экипажа входят не три, а четыре человека (командир, механик-водитель, наводчик и заряжаюший). Их рабочие места расположены так же, как и на танках серии «59». По бортам башни смонтированы два блока дымовых гранатомётов, по конструкции и расположению аналогичных танку Туре 85-IIM. Кроме 125-мм пушки, на машине установлены 7.62-мм спаренный и 12.7-мм крупнокалиберный зенитный пулеметы.
Усовершенствованная СУО французского производства (на первых прототипах танка не устанавливалась) включает в себя стабилизированные комбинированные прицелы командира и наводчика с тепловизионным каналом, лазерный дальномер, цифровой баллистический вычислитель, двухплоскостной стабилизатор вооружения, панель управления и атмосферный датчик.
В результате модернизации танка значительно усилена защищенность корпуса и башни за счёт установки блоков динамической зашиты FY китайского производства и резинотканевых экранов, закрывающих ходовую часть и погон башни. Элементы ДЗ смонтированы как на броневых деталях корпуса и башни, так и на крыше, бортовых экранах и надгусеничных полках. Кормовую часть башни опоясывает решетчатая корзина для имущества, которая также увеличивает защиту от кумулятивных боеприпасов.
Основной боевой танк Al Zarrar оборудован улучшенной независимой торсионной подвеской. Гусеницы с РМШ снабжены асфальтоходными башмаками. На танке установлен китайский дизельный двигатель 12150L7-BW. мощностью 730 л.с. при 1400 об/мин. В связи с этим МТО танка было перекомпоновано, а выхлопные патрубки выведены на правый борт как у танков Туре 85-IIM.
Планом модернизации танкового парка предусматривается довести до уровня Al Zarrar все 400 пакистанских Туре 59. К настоящему времени модернизацию прошло около 80 машин.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Al Zarrar
Боевая масса, кг 45 000
Экипаж, чел. 4
Основные размерения, мм:
– Ширина 3400
– Высота 2300
– Клиренс 425
– База х Колея 3840 х 2855
Вооружение:
– 125-мм гладкоствольная пушка 2А46
– 7,62-мм спаренный пулемет
– 12,7-мм зенитный пулемет «Тип 54» 1 (нет данных)
Стабилизатор вооружения двухплоскостной
Прицелы перископические комбинированные наводчика и командира, тепловизор, лазерный дальномер
Механизм заряжания нет
Средства постановки дымзавесы 2х6 гранатомёты, ТДА
Тип и марка двигателя дизель 12150L7BW 12-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 750
Удельная мощность, л.с./т 16,66
Максимальная скорость, км/ч: около 60
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия:
– ров, м 2,7
– стенка, м 0,8
– брод, м 1,4
Бронирование, мм гомогенная броня+динамическая защита и экраны
Основные боевые танки (часть 11) Al-Khalid (Пакистан)
В первый день октября 1988 года между КНР, которую представляла компания НОРИНКО и Пакистаном, с представительством компании Heavy Industries Taxila было подписано соглашение о конструкторской разработке и совместном изготовлении нового боевого танка MBT-2000, согласно технической документации – «Тип 90-II». Программа работ была одобрена китайским Комитетом обороны 16 января 1990 г., а в мае того же 1990 г. уже был заключен основной контракт. Параллельно с проведением испытаний в Китае, танк МВТ-2000 проходил аналогичные испытания и в Пакистане. Производство боевых машин было запланировано на заводе Р-711 компании «Taxila». На этом заводе к тому времени уже производились боевые машины «Тип 59», «Тип 69», а так же модернизированный вариант – «Тип 85-IIM».
В середине 90-х годов пакистанская сторона приняла решение о закупке лицензии на производство MBT-2000 с последующей модернизацией. Постижение технологии и серийная постройка основного боевого танка, получившего собственное имя – «Аль-Халид» производилось на пакистанском военном заводе «Heavy Industries Taxila» (HIT). Танк «Аль Халид» имеет незначительные отличия от MBT-2000. Во-первых, он оборудован навесной динамической дополнительной защитой производства Китая, что придает танку специфический внешний вид. Блоки дополнительной динамической защиты расположены на основных передних проекциях башни и корпуса подобно танку «90-II» с ДЗ, кроме скул башни, где защитные блоки установлены «уголком», подобно танкам производства Украины и России. Дополнительные блоки специальной динамической защиты установлены непосредственно на башенной корзине. Реальная боевая масса танка составляет 48 тонн. Автоматизированная система контроля и управления огнем производства Франции похожа на СУО основного танка «Леклерк» и содержит панорамный низкоуровневый прицел для командира, комбинированный прицел для наводчика с тепловизором, панель управления, двухплоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков и цифровой баллистический вычислитель. Вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки 2А46 с автоматом заряжания производства России, а также 7,62-мм основной спаренный и 12,7-мм дополнительный зенитный пулеметы производства Китая. Дополнительными системами «Аль Халид» являются: навигационные приборы, система запуска дымовых гранат, система защиты от ОМП с ФВУ, быстродействующее противопожарное оборудование. Была информация, что в Пакистане ведутся постоянные и хорошо финансируемые работы по разработке уникальных видов броневых сплавов, предназначенные для дальнейшего применения на танках «Аль Халид». Установив в качестве силового агрегата украинский дизель, имеющий идентичную мощность с германским «Кондором», пакистанцы сохранили необходимую удельную мощность и маневренность танка на уровне прототипа. В течении 10 секунд танк достигает скорости 30 км/ч. В конечном итоге этих работ кормовая часть боевой машины приобрела полное подобие с МТО танков производства Украины – Т-80УД/Т-84. В 2000 г. пакистанское предприятие «Taxila» объявило об окончании производства ограниченной предсерийной партии танков «Аль Халид». Было произведено 15 боевых машин, которые были переданы в армейские подразделения для проведения опытной эксплуатации.
Основной боевой танк пакистанской армии «Аль-Халид» создавался в рамках международного масштабного проекта при участии самого Пакистана, а так же Китая и Украины. По условиям контракта, который был подписан в 2002 году, харьковский завод им. Малышева в течение 3-х лет обязался поставить в Пакистан 285 моторно-трансмиссионных отсеков для этих боевых машин на сумму около 100 миллионов долларов. Контракт на поставки указанных выше 285 агрегатов стал 2-ой успешной сделкой между Киевом и Исламабадом после известного контракта, по которому харьковский завод им. Малышева в период с 1996 по 1999 гг. отправил в Пакистан 320 украинских танков Т-80УД на сумму 650 миллионов долларов. Вероятнее всего, поставки танков Т-80УД и сыграли в итоге решающую роль в выборе правительством Пакистана Украины в качестве основного партнера в производстве их основного танка Al Khalid.
По словам генерального директора завода им. Малышева Г.Гриценко, на сегодняшний день партнеры уже ведут дополнительные переговоры о модификации ранее установленных трансмиссий, оснащении танка новыми зенитными установками уникального закрытого типа, комплексом оптико-электронного лазерного подавления «Варта», а так же системами противопожарной защиты. Комплекс «Варта», включает систему предостережения о лазерном облучении, то есть подает сигнал о наводимых с помощью лазерного луча средств поражения, а также системы установок инфракрасных помех, аэрозольной и дымовой защит.
Дальнейшему укреплению сотрудничества Украины и Пакистана в области производства бронетехники может способствовать и «индийский фактор». В конце 90-х годов Индия имела на вооружении своих войск около 3,3 тысяч танков, что без учета поставленных 320 украинских Т-80УД значительно превышало пакистанский танковый парк (более чем на 900 машин). На современном этапе на вооружении армии Пакистана состоят 120 американских танков М-477 и 280 М-48, 1200 Т-59 и Т-69 производства Китая, а также 40 Т-85. После подписания Индией контракта на сумму 800 миллионов долларов, на приобретение 310 Т-90С в России, Пакистан, вероятно, попытается в ответ увеличить собственный танковый парк, что в конечном итоге может принести Украине дорогие новые заказы. Очевидно, эти оборонные программы Исламабада, будут реализовываться уже в самом ближайшем будущем.
Тактико-технические характеристики «Аль-Халид» (Al Khalid)
Свойство: Значение:
Масса, кг 48000
Экипаж 3
Высота, мм 2300
Длина, мм 6900
Траншея, мм 3400
Максимальная скорость, км/ч 62
Запас хода, км 400
Градиент, % 60
Вертикальная стенка, мм 850
Траншея, мм 3000
Мощность двигателя, л.с. 1200
Количество передач назад 3
Количество передач вперед 7
Калибр основного орудия, мм 125
Калибр основного пулемета, мм 7.62
Калибр зенитного пулемета, мм 12.7
Боекомплект орудия, шт. 39
Плоскостей стабилизации орудия 2
Кроме производства основного боевого танка «Аль-Халид» для собственной армии, Пакистан всячески продвигает его на внешний рынок. Определенный интерес к этой боевой машине уже проявляли Саудовская Аравия и Малайзия. Постоянно демонстрирует на различных международных выставках собственный MBT-2000 и Китай.
Т-55 по-пакистански или танк «Аль-Заррар».
Естественно, называть этот танк вариантом модернизации Т-55, будет не совсем корректно. На самом деле эта машина хоть и являлась вышеупомянутым танком но, имела, совсем, другое название — танк Тип 59-I. Знатоки знают, что это лицензионный китайский Т-55. Их, Пакистан, закупил в Китае, довольно, большое количество.
Модернизированная бронемашина с 36 тонн “пополнела” до 40-ка. Первоначально планировалось, что танк получит 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом CV-12-1200 ТСА мощностью 1200 л .с. западногерманского производства, в настоящее время на машине стоит 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 730 л .с. Максимальная скорость 65 км/ч . Запас хода до 450 км .
Танк “Аль-Заррар” оборудован улучшенной независимой торсионной подвеской. На нем установлена 125-мм гладкоствольная пушка китайского производства, которая является безлицензионной копией российской 2А46. Усовершенствованная система управления огнем иностранной разработки включает стабилизированные комбинированные прицелы командира и наводчика с тепловизионным каналом и лазерным дальномером, бортовой компьютер, двухплоскостной стабилизатор вооружения и атмосферный датчик.
В связи с отсутствием автомата заряжания экипаж — не три, а четыре человека (командир, механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий).
В результате модернизации также усилена защита корпуса и башни за счет установки блоков динамической защиты (китайского производства) и резино-тканевых экранов, закрывающих ходовую часть и погон башни.
Элементы ДЗ смонтированы, как на броневых деталях корпуса и башни, так и на крыше, бортовых экранах и крыльях гусениц. По бортам башни смонтированы два блока дымовых гранатометов.
Кроме 125-мм пушки, на машине установлены 7,62-мм спаренный и 12,7-мм крупнокалиберный зенитный пулеметы.
В доработке танка принимали участие специалисты из Харькова.
Планировалось, что до версии “Аль-Заррар” будет модернизировано 400 танков. Эти боевые машины уже прошли обкатку в боях с террористами. В результате несколько танков было потеряно.