0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк Arjun (Индия)

Тяжёлый выбор индийской армии: «Arjun Mk II» и Т-90С

Несмотря на все «суперположительные» качества глубоко усовершенствованного основного боевого танка «Arjun Mk I», получившего название «Arjun Mk II», Сухопутные войска Индии, обладающие почти 3500 танков, продолжают сомневаться в целесообразности крупносерийного заказа нового национального танка, и аргументов сложившейся ситуации имеется немало.

27 декабря, от информационного ресурса «defencenews.in» поступила новость об обвинении Комитетом контроля и генеральной ревизии Индии, выдвинутом по отношению к СВ Индии из-за выбора последней «дорого импорта» российских ОБТ Т-90С. Тема действительно очень спорная, но рассмотрению вполне поддаётся.

«Арджун-2» действительно необходим для модернизации бронетанкового парка Индии, но в ограниченных количествах.

По данным, полученным в ходе полигонных испытаний вместе с такими танками, как Т-90С «Бишма» и Т-72М1-М в 2012 году, а также ранним испытаниям 2010 года, хорошо «оцифрованный» танк «Арджун-2» по подвижности незначительно превзошел и Т-72М1 и Т-90С. Достигнуто это было благодаря установке нового дизеля с газотурбинным наддувом мощностью около 1600 л.с., запас высокого вращающего момента которого позволил достичь более высоких разгонных характеристик.

На ОБТ установлена усовершенствованная встроенная динамическая защита, представляющая собой глубоко усовершенствованный вариант ДЗ «Контакт-5» (с более плотно прилегающими друг к другу элементами), причём ДЗ хорошо прикрывает бортовые проекции башни и ВЛД корпуса, вплоть до кормы башни, а также на бортах ПКЭ, прикрыто не менее 60% передней проекции в углах безопасного маневрирования +/-20о. Известно, что такой тип ДЗ обеспечивает средний прирост стойкости бронезащиты на 20-25% против бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) и не менее чем на 50-60% против кумулятивных снарядов (КС).

МТО также было усовершенствовано – передаточное число редуктора увеличили до 5,3 (было 4,4), что тоже в хорошую сторону повлияло на маневренность боевой машины. Также важную роль в ходовых качествах «Арджун-2» выполняет гидропневматическая подвеска, подобная установленной на танках М1А2 «Абрамс», которая даёт возможность «перегружать» уже укомплектованный танк ещё на 3-4 тонны.

Система управления огнём у танка «Арджун-2» достаточно современная и построена вокруг израильского панорамного прицела командира COAPS, разработанного фирмой Elbit Systems. Устройство представляет собой стабилизированный в 2-х плоскостях оптико-электронный модуль с интегрированными телевизионным, тепловизионным каналами, а также лазерным дальномером. Устройство имеет углы обзора 360 в горизонтальной и -20 — +60 в вертикальной плоскостях, благодаря чему танк может вести боевые действия в городе.

Всеракурсный панорамный прицел COAPS имеет оптический zoom дневного ТВ-канала 26 х, что в хороших погодных условиях позволяет на возвышенной равнине обнаруживать танк противника более чем за 10 км.

Панорамный прицел COAPS

Наводчик также имеет перспективную систему наведения, состоящую из тепловизионной камеры с лазерным дальномером, дневного канала, которые объединены в единый блок, встроенный в нишу правой части лобовой бронеплиты, разработанный французской SAGEM и бельгийской OIP Sensor Systems.

Танк оснащён станцией обнаружения лазерного облучения (СОЛО), сопряжённой с устройством отстрела дымовых гранат, в случае использования против танка ПТУРС с полуактивным лазерным самонаведением. В случае применения других ракет с ИКГСН, либо радиолокационно – радиокомандным или АРГСН мм-диапазона, танк предполагают защитить израильским КАЗ «Trophy».

Помимо всего, танк «научили» стрелять израильской ПТУРС LAHAT с нарезной пушки калибром 120-мм. ПТУРС использует полуактивное лазерное наведение и имеет точность КВО около 70 см, дальность составляет 8000 м (при запуске с танковых орудий и других наземных установок).

На танк устанавливается совершенная командная компьютеризированная система навигации и связи, позволяющая чётко координировать действия в тактической группе. Количество усовершенствований, по сравнению с «Арджун-1», на сегодня превышает 90. Но отправлять только этот танк к линии фронта – достаточно рискованное дело (тем более в ведущем звене), поэтому он может использоваться только для поддержки таких ОБТ, как Т-90С, и большая серия его пока не ждёт. Почему?

В первой части статьи принципиально не были указаны некоторые ключевые характеристики, определяющие боевые возможности танка при интенсивном столкновении с мощным и хорошо оснащённым противником. А в этом угле рассмотрения «Арджун-2» имеет множество недостатков.

Вся правая часть лобовой бронеплиты башни практически незащищена от попадания БОПС и КС, к примеру, бронезащита от БОПС в этом участке не более 550-600 мм, у усовершенствованного «Leopard-2A6» вся передняя проекция башни имеет защиту не менее 850 мм, у Т-90С – от 850 до 1100 мм, в зависимости от угла обстрела.

Этот танк создан по конструктивной идее немецкого ОБТ «Leopard-2A4» и имеет точно такие же проблемы, весовая же категория «Арджун-2» соответствует признанному во всём мире тяжеловесу «Меркава Mk4». Из главных недостатков этого танка отмечаются:

— максимальная масса танка в снаряжённом состоянии около 67 тонн, что делает практически невозможной оперативную переброску даже одного танка средствами военно-транспортной авиацией, имеющейся у ВВС Индии; такая масса также создаст большие трудности по преодолению участков болот, топей и речного ила, так как даже более чем 1600-сильного двигателя может не хватить, чтобы самостоятельно выбраться из «сложного» грунта при весе 67 тонн;

— из-за роста массы, для сохранения маневренных возможностей «Арджун-1», было повышено передаточное число коробки передач, в ту же очередь скорость танка уменьшилась с 65 до всего 58 км/ч! Таким образом, получив незначительное преимущество в боевой подвижности, «Арджун-2» потерял 10% оперативно-стратегического потенциала скорости (например, при совершении дальнего марш-броска, требующего высокую скорость);

— бронезащита танка сильно «хромает» по всем мировым показателям:

башня, почти такая же, как у немецкого «Леопард-2А4», а, учитывая, что металлургическая промышленность Индии ничем не выделяется пред немецкой, то можно оценить бронезащиту от БОПС по фронту всего в 700 мм, а от КС – около 1300 (с учётом индийской версии ДЗ «Контакт-5»), 700 мм бронезащиты могут быть пробиты даже не самым новым американским БОПС М829А2 (бронепробиваемость до 740 мм к нормали), не говоря уже о БОПС М829А3 (до 850 мм);

ниша в лобовой бронеплите комбинированного прицела наводчика является ещё одним слабым местом защиты танка, он может быть легко выведен из строя при обстреле с автоматических пушек БМП или БТР калибра 20-30-мм, а при случайном попадании в этот «карман» фугаса, всю правую бронеплиту вместе с маской пушки может просто «разворотить» на мелкие кусочки, да и габарит бронеплиты от БОПС в на этом участке тоже очень сомнительный;

башня крупная, сформирована прямоугольником, а не треугольником с большими скулами, как у наших Т-80У или Т-90С, поэтому ослабленные бортовые бронелисты практически не имеют углов безопасного маневрирования, особенно в их прикормовой зоне, даже с учётом ДЗ (передняя часть бортов башни имеет бронезащиту от БОПС около 400 мм, задняя – не более 200 мм), при обстреле БОПС или КС башни «Арджуна-2» под углом 30 , этот участок просто не выдержит удар даже старого американского 105-мм БОПС М833, причём данная ДЗ абсолютно не защищает экипаж от тандемных ПТУРС, и только комплекс активной защиты может частично решить проблему;

маска пушки тоже является слабым местом, она слишком массивна и крупна, и может повредиться по первого серьёзного попадания;


На этих 2-х чертежах можно рассмотреть степень бронирования наших танков в сравнении с немецким «Леопард-2А4»(который является наиболее близким к индийскому «Арджуну»), а также на нижнем рис. слева изображена башня Т-90С с конструктивными углами безопасного маневрирования +/-30 град., когда лобовые бронеплиты прикрывают тонкие борта, и башня «Абрамса», где борта остаются уязвимы даже при меньших углах

На этом изображении красным выделены физические габариты (толщина) бронеплит танков «Арджун-2» и Т-90С

— на заднем бронелисте башни справа крепится вспомогательная силовая установка, которая с помощью генератора обеспечивает электропитанием все основное оборудование танка, включая СУО, когда основной двигатель полностью выключен. В случае попадания в её корпус крупнокалиберного снаряда, когда башня в курсовом положении, осколками может быть повреждена и силовая установка и даже сдетонировать боеукладка, находящаяся за тонким бронелистом;

Вспомогательная силовая установка

— и главной неожиданностью стала цена танка — целых 4 млн. долларов!, практически, как «Леопард-2А5» и в 1,5 раза дороже Т-90С, ко всему, танк имеет заряжающего, а также нарезное орудие, которое якобы имеет повышенную точность, но меньшую начальную скорость.

Читать еще:  Боевая машина пехоты AMX VCI (Франция)

Вот эти «негативные» конструктивные особенности танка и вгоняют индийскую армию в сомнение относительно крупносерийных заказов. И далее настроения СВ Индии будут склоняться в сторону нашего нижнетагильского чуда техники, которое дешевле, защищённей, компактнее, легче.

«Арджун-2» более подойдёт лишь для дальних противотанковых ударов ракетами «Лахат» в поддержку Т-90С, эти ПТУРС в отличии от нашего комплекса управляемых ракет «Рефлекс», имеет на 3 км большую дальность(8 против 5), также за счёт панорамного прицела COAPS составит неплохую информационную поддержку другой технике в наземных операциях, к примеру, против Пакистана, а поэтому потребуется в войсках, но в очень небольших количествах.

Индийский долгострой. Основной боевой танк Mk 2 «Арджун»

Еще в прошлом десятилетии индийская оборонная промышленность начала разработку обновленной версии основного боевого танка «Арджун», которая должна была иметь существенные преимущества перед базовым образцом. Проектирование завершилось еще несколько лет назад, и опытные танки вышли на полигон. Тем не менее, машины Arjun Mk 2 все еще не в полной мере соответствуют требованиям заказчика, а кроме того, имеют массу различных проблем. Все это уже заставило индийскую армию сместить запуск серийного производства на неопределенный срок. Когда танк все же дойдет до серии и попадет в армию – неизвестно.

Нынешний проект «Арджун» Mk 2 восходит к более старому образцу бронетанковой техники, притом не менее примечательному. Индия вознамерилась создать свой собственный танк еще в семидесятых годах прошлого века. Несколько следующих десятилетия ушли на научно-исследовательские работы и первые попытки проектирования. Разработка будущего танка «Арджун» заметным образом затянулась, и испытания опытной техники удалось закончить только во второй половине двухтысячных годов. Таким образом, от появления идеи до запуска производства прошло более трех десятилетий.

Согласно планам отдаленного прошлого, индийская промышленность должна была выпустить 2000 новых танков, при помощи которых предполагалось заменить импортную технику старых типов. Однако позже стало ясно, что такие планы отличаются неоправданным оптимизмом. В 2008 году индийское командование решило строить свои бронетанковые войска на основе российских машин Т-90С, а заказ на отечественные «Арджуны» сократили до 124 единиц. При этом шасси собственного танка могло стать основой для машин иного назначения.

Одной из причин резкого сокращения планов на «Арджуны» являлось несовершенство конструкции. Даже после завершения доводки танк не в полной мере отвечал современным требованиям и имел существенные недостатки. Как следствие, Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) была вынуждена заняться совершенствованием имеющейся машины. Кроме того, армия выразила некоторые пожелания относительно технических и боевых качеств техники, и они тоже были учтены в последующих работах.

В ходе совершенствования в конструкцию «Арджуна» внесли порядка 90 изменений того или иного рода. 13 нововведений существенным образом влияли на потенциал техники, в том числе за счет появления совершенно новых возможностей. В определенный момент заказчик и разработчик решили, что обновленный подобным образом танк уже не может считаться «Арджуном». Модернизированную машину обозначили как «Арджун второй серии» или Arjun Mk 2. Базовый вариант, в свою очередь, теперь следовало отличать при помощи индекса Mk 1.

Танк Arjun Mk 2 фактически является вариантом глубокой модернизации существующей машины и потому сохраняет большую часть ее черт. Подобно предшественнику, он имеет классическую компоновку с кормовым расположением силовой установки, оснащается полноповоротной башней с вооружением и аппаратурой. При этом были внесены серьезные изменения в конструкцию отдельных агрегатов, некоторые устройства пошли под замену, а также были использованы совершенно новые изделия.

«Арджун» изначально оснащался корпусом и башней с комбинированной лобовой защитой типа «Канчан» и гомогенным бронированием всех прочих участков. Насколько известно, в проекте Mk 2 решили сохранить такую защиту, но некоторые ее детали пришлось доработать тем или иным образом. Важным нововведением нового проекта стала динамическая защита. Ее блоки, в том числе интегрированные, помещаются на лобовой части корпуса и башни, а также прикрывают значительную часть бортов. По разным данным, наличие динамической защиты серьезным образом повысило живучесть машины.

Дополнительным средством защиты танка является система обнаружения лазерного облучения. Обнаружив возможную атаку противника, она автоматически использует дымовые гранаты. Сообщалось о планах по установке на танк комплекса активной защиты. Вероятно, речь шла о закупке зарубежных систем.

Также к области защиты и живучести можно отнести новый минный трал, разработанный специально для модернизированного танка. На креплениях нижней лобовой детали корпуса может подвешиваться рама с парой подъемных ножевых тралов и радиоэлектронной аппаратурой. Утверждалось, что такое изделие способно защитить танк и идущую за ним технику от взрывных устройств всех основных типов.

Конструкторы решили сохранить имевшийся дизельный двигатель MTU MB838 Ka-501 немецкой разработки, который теперь должен производиться в Индии. Двигатель мощностью 1400 л.с. соединяется с гидромеханической автоматической трансмиссией Renk RK 304S. В трансмиссии используются доработанные редукторы, позволяющие повысить основные характеристики подвижности. Все элементы силовой установки помещаются в корме корпуса и предназначены для выдачи крутящего момента на задние ведущие колеса. Была использована улучшенная вспомогательная силовая установка мощностью 8,5 кВт, предназначенная для энергоснабжения систем без применения основного двигателя.

В свое время жесткой критике подверглась независимая гидропневматическая подвеска первого «Арджуна». В ходе модернизации эти агрегаты были усовершенствованы и теперь, как утверждается, полностью соответствуют требованиям. На каждом борту танка помещается по семь опорных катков. В связи с иными нагрузками катки были доработаны. В частности, увеличился их диаметр. Используется новая гусеница большей ширины. При этом траки для опытных машин пришлось заказывать в Германии.

Наиболее заметные нововведения имели место в области вооружения и средств управления им. Танк получил модернизированную 120-мм нарезную пушку с повышенным ресурсом. Кроме того, были разработаны несколько новых снарядов разного назначения, в том числе улучшенные бронебойные. Также заказчик пожелал оснастить танки комплексом управляемого ракетного вооружения. В связи с этим Arjun Mk 2 должен был получить ракеты LAHAT израильской компании IAI, запускаемые через ствол орудия. Впрочем, позже планы на этот счет поменялись.

Пулеметное вооружение включает две единицы. На одной установке с орудием монтируется 7,62-мм лицензионная копия советского / российского ПКМ. Конструкторы отказались от открытой пулеметной установки на крыше и использовали вместо нее дистанционно управляемый боевой модуль. На нем устанавливается лицензионный крупнокалиберный пулемет НСВТ. В кормовой части башни имеются два блока дымовых гранатометов.

Танк Mk 2 оснастили улучшенной системой управления огнем, включающей новые приборы. В первую очередь, появился панорамный командирский прицел с ночным и дальномерным каналами. Прицелы командира и наводчика получают возможность управления ракетами. СУО сопряжена с современной навигационной системой и развитыми средствами связи. По данным разработчиков, обновленные приборы управления огнем повышают точность и эффективность стрельбы на дистанциях до 2 км. Комплекс управляемого вооружения, в свою очередь, увеличивает радиус поражения целей до 5 км.

Являясь глубокой модернизацией существующей боевой бронированной машины, танк «Арджун» Mk 2 имеет схожие габариты. При этом он незначительно крупнее за счет установки блоков динамической защиты. Одновременно с этим наблюдался значительный рост массы. После установки всех навесных устройств, включая трал, этот параметр достигает 68 т. Для сравнения, боевая масса первого «Арджуна» составляла лишь 58,5 т. Впрочем, как утверждается, запас мощности двигателя и более совершенная трансмиссия позволили сохранить подвижность на желаемом уровне, хотя максимальная скорость немного сократилась.

В феврале 2011 года DRDO сообщила о завершении разработки нового проекта Arjun Mk 2. Летом того же года планировалось начать первый этап испытаний, в котором должны были принять участие специалисты армии. На следующий год разработчики запланировали второй этап испытаний, по результатам которого танк мог быть принят на вооружение. При отсутствии серьезных затруднений на этапе испытаний и доводки серийное производство предполагалось начать уже в 2014 году. В наше время совсем не трудно заметить, что подобные планы так и не были выполнены.

В 2012 году на одном из индийских полигонов состоялись сравнительные испытания нескольких танков, основной задачей которых было определение реальных качеств модернизированного «Арджуна». С новой отечественной машиной сравнили танки Т-72М1М и Т-90С советской / российской разработки. По сообщениям индийского министерства обороны, новейший танк собственного производства по всем статьям превзошел импортную технику и показал свой высочайший потенциал. Утверждалось, что в скором будущем «Арджун» Mk 2 начнет заменять устаревшие зарубежные образцы и самым положительным образом повлияет на боеспособность армии.

Читать еще:  Средний танк Т-55 (СССР)

Однако вскоре стало известно, что чрезмерный оптимизм пресс-релизов не был отражен в реальных планах. Согласно официальным сообщениям того времени, в будущем должен был появиться контракт всего на 118 танков. Едва ли не главной причиной этого называлась высокая стоимость техники. Основной танк с рядом новых возможностей на тот момент стоил около 370 млн рупий (порядка 6,3 млн долларов США). Для сравнения, серийный «Арджун» Mk 1 стоил лишь 170 млн рупий. Финансовые возможности военного ведомства попросту не позволяли приобрести большее количество желаемой техники.

Впрочем, уже в 2013-14 годах появились новые сведения, которые позволяли предполагать, что проблемы нового «Арджуна» связаны не только с деньгами. В первую очередь, возникли серьезные затруднения производственного характера. Собственный индийский проект зависит от поставок немецкой трансмиссии и израильской электроники. Также закупаются некоторые другие приборы. По разным данным, в Индии выпускается лишь 30% от необходимых комплектующих, тогда как остальные 70% приходятся на импорт. Кроме того, на протяжении нескольких лет индийская промышленность не могла освоить выпуск снарядов новых моделей.

Серьезнейшей проблемой стал рост боевой массы. 68-тонный танк испытывает серьезные проблемы с подвижностью и проходимостью. Если на дорогах с твердым покрытием характеристики машины соответствуют расчетным, то на пересеченной местности наблюдается масса затруднений. Фактически «Арджун» Mk 2 может спокойно передвигаться только по ровным пустынным местностям с достаточно твердым грунтом. Иные почвы, присутствующие на территории Индии, как минимум, затрудняют движение. Таким образом, танк, при всех своих преимуществах, может нормально работать только в отдельных районах страны. В частности, он не способен эффективно служить на границе с Пакистаном.

После проведения испытаний и выявления подобных проблем руководство министерства обороны распорядилось переработать проект и сократить массу танка. За счет тех или иных доработок следовало уменьшить боевую массу до 55 т. Известно, что DRDO начала работы в этом направлении, но, по всей видимости, такая задача оказалась слишком сложной, и облегченный вариант танка до сих пор не представлен. Более того, есть все основания для сомнений в возможности сокращения массы современного танка на 13 т без кардинальной перестройки. Впрочем, конструкторы действительно могут сократить вес машины на 2-3 т без существенных потерь в тактико-технических характеристиках.

Изначально танк «Арджун» Mk 2 предлагалось оснастить комплексом управляемого вооружения LAHAT израильского производства. Однако позже военные отказались от импортного оружия и заказали разработку его отечественного аналога. По требованию военных, новая ракета должна запускаться через 120-мм ствол основного орудия и поражать цели на дальностях от 1200 до 5000 м.

Прошлой осенью индийская пресса сообщала, что собственный проект управляемой ракеты почти завершен. На 2018 год были назначены первые испытания такого оружия. Вероятно, оборонные предприятия уже, как минимум, готовятся к таким работам, но новости о проведении испытаний еще не поступали. Следует отметить, что этот проект имеет особое значение в контексте всего индийского танкостроения. Если промышленность не сможет создать собственную управляемую ракету с запуском из пушки, то танк «Арджун» Mk 2 не будет иметь серьезного преимущества перед базовой модификацией.

Планы на серийное производство и эксплуатацию новейших танков Arjun Mk 2 были определены еще несколько лет назад, но их выполнение пока откладывается. В существующем виде танк имеет ряд характерных проблем, а кроме того, ему пока не удалось получить все требуемое оружие. Без решения вопросов массы и вооружения новая бронемашина не имеет реальных перспектив. В этом случае получится, что излишне дорогой танк сможет работать только в отдельных районах, и при этом не будет показывать заметных преимуществ перед предшественниками. И никакие хвалебные отзывы со сравнительных испытаний не исправят эту ситуацию.

Новый индийский проект семейства «Арджун», как и его предшественник, столкнулся с серьезными затруднениями. Наличие ряда недостатков и отсутствие всех желаемых компонентов уже несколько лет не позволяют танку пойти в серию и поступить в войска. Высокая его стоимость, в свою очередь, не позволит армии приобрести большое количество боевых машин. При всем этом точные сроки завершения требуемых работ неизвестны. Вместе с ними под вопросом остаются реальные перспективы танка.

В проекте Arjun Mk 2 причудливым образом перемешались желание развивать промышленность и поддерживать отечественного производителя, глубокая модернизация существующей конструкции, сотрудничество с зарубежными компаниями и ряд других факторов. Получившаяся смесь отличается неоднозначными характеристиками, высокой стоимостью и неопределенным будущим. Удастся ли индийским конструкторам и военным получить желаемый результат, покажет время. И вряд ли кто-то может сказать, как много времени на это уйдет.

ОБТ Mk 2 «Арджун». Индийский долгострой (14 фото)

Все это уже заставило индийскую армию сместить запуск серийного производства на неопределенный срок. Когда танк все же дойдет до серии и попадет в армию – неизвестно.

Нынешний проект «Арджун» Mk 2 восходит к более старому образцу бронетанковой техники, притом не менее примечательному. Индия вознамерилась создать свой собственный танк еще в семидесятых годах прошлого века. Несколько следующих десятилетия ушли на научно-исследовательские работы и первые попытки проектирования. Разработка будущего танка «Арджун» заметным образом затянулась, и испытания опытной техники удалось закончить только во второй половине двухтысячных годов. Таким образом, от появления идеи до запуска производства прошло более трех десятилетий.

«Арджун» Mk 2 на выставке

Согласно планам отдаленного прошлого, индийская промышленность должна была выпустить 2000 новых танков, при помощи которых предполагалось заменить импортную технику старых типов. Однако позже стало ясно, что такие планы отличаются неоправданным оптимизмом. В 2008 году индийское командование решило строить свои бронетанковые войска на основе российских машин Т-90С, а заказ на отечественные «Арджуны» сократили до 124 единиц. При этом шасси собственного танка могло стать основой для машин иного назначения.
Одной из причин резкого сокращения планов на «Арджуны» являлось несовершенство конструкции. Даже после завершения доводки танк не в полной мере отвечал современным требованиям и имел существенные недостатки. Как следствие, Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) была вынуждена заняться совершенствованием имеющейся машины. Кроме того, армия выразила некоторые пожелания относительно технических и боевых качеств техники, и они тоже были учтены в последующих работах.
В ходе совершенствования в конструкцию «Арджуна» внесли порядка 90 изменений того или иного рода. 13 нововведений существенным образом влияли на потенциал техники, в том числе за счет появления совершенно новых возможностей. В определенный момент заказчик и разработчик решили, что обновленный подобным образом танк уже не может считаться «Арджуном». Модернизированную машину обозначили как «Арджун второй серии» или Arjun Mk 2. Базовый вариант, в свою очередь, теперь следовало отличать при помощи индекса Mk 1.

Arjun Mk 1 на параде

Танк Arjun Mk 2 фактически является вариантом глубокой модернизации существующей машины и потому сохраняет большую часть ее черт. Подобно предшественнику, он имеет классическую компоновку с кормовым расположением силовой установки, оснащается полноповоротной башней с вооружением и аппаратурой. При этом были внесены серьезные изменения в конструкцию отдельных агрегатов, некоторые устройства пошли под замену, а также были использованы совершенно новые изделия.
«Арджун» изначально оснащался корпусом и башней с комбинированной лобовой защитой типа «Канчан» и гомогенным бронированием всех прочих участков. Насколько известно, в проекте Mk 2 решили сохранить такую защиту, но некоторые ее детали пришлось доработать тем или иным образом. Важным нововведением нового проекта стала динамическая защита. Ее блоки, в том числе интегрированные, помещаются на лобовой части корпуса и башни, а также прикрывают значительную часть бортов. По разным данным, наличие динамической защиты серьезным образом повысило живучесть машины.

Дополнительная защита корпуса и башни. Видны элементы трала

Дополнительным средством защиты танка является система обнаружения лазерного облучения. Обнаружив возможную атаку противника, она автоматически использует дымовые гранаты. Сообщалось о планах по установке на танк комплекса активной защиты. Вероятно, речь шла о закупке зарубежных систем.
Также к области защиты и живучести можно отнести новый минный трал, разработанный специально для модернизированного танка. На креплениях нижней лобовой детали корпуса может подвешиваться рама с парой подъемных ножевых тралов и радиоэлектронной аппаратурой. Утверждалось, что такое изделие способно защитить танк и идущую за ним технику от взрывных устройств всех основных типов.
Конструкторы решили сохранить имевшийся дизельный двигатель MTU MB838 Ka-501 немецкой разработки, который теперь должен производиться в Индии. Двигатель мощностью 1400 л.с. соединяется с гидромеханической автоматической трансмиссией Renk RK 304S. В трансмиссии используются доработанные редукторы, позволяющие повысить основные характеристики подвижности. Все элементы силовой установки помещаются в корме корпуса и предназначены для выдачи крутящего момента на задние ведущие колеса. Была использована улучшенная вспомогательная силовая установка мощностью 8,5 кВт, предназначенная для энергоснабжения систем без применения основного двигателя.

Читать еще:  Cамоходная гаубица «75» (Япония)

В свое время жесткой критике подверглась независимая гидропневматическая подвеска первого «Арджуна». В ходе модернизации эти агрегаты были усовершенствованы и теперь, как утверждается, полностью соответствуют требованиям. На каждом борту танка помещается по семь опорных катков. В связи с иными нагрузками катки были доработаны. В частности, увеличился их диаметр. Используется новая гусеница большей ширины. При этом траки для опытных машин пришлось заказывать в Германии.
Наиболее заметные нововведения имели место в области вооружения и средств управления им. Танк получил модернизированную 120-мм нарезную пушку с повышенным ресурсом. Кроме того, были разработаны несколько новых снарядов разного назначения, в том числе улучшенные бронебойные. Также заказчик пожелал оснастить танки комплексом управляемого ракетного вооружения. В связи с этим Arjun Mk 2 должен был получить ракеты LAHAT израильской компании IAI, запускаемые через ствол орудия. Впрочем, позже планы на этот счет поменялись.

Усовершенствованная ходовая часть с гидропневматической подвеской

Пулеметное вооружение включает две единицы. На одной установке с орудием монтируется 7,62-мм лицензионная копия советского / российского ПКМ. Конструкторы отказались от открытой пулеметной установки на крыше и использовали вместо нее дистанционно управляемый боевой модуль. На нем устанавливается лицензионный крупнокалиберный пулемет НСВТ. В кормовой части башни имеются два блока дымовых гранатометов.
Танк Mk 2 оснастили улучшенной системой управления огнем, включающей новые приборы. В первую очередь, появился панорамный командирский прицел с ночным и дальномерным каналами. Прицелы командира и наводчика получают возможность управления ракетами. СУО сопряжена с современной навигационной системой и развитыми средствами связи. По данным разработчиков, обновленные приборы управления огнем повышают точность и эффективность стрельбы на дистанциях до 2 км. Комплекс управляемого вооружения, в свою очередь, увеличивает радиус поражения целей до 5 км.

Являясь глубокой модернизацией существующей боевой бронированной машины, танк «Арджун» Mk 2 имеет схожие габариты. При этом он незначительно крупнее за счет установки блоков динамической защиты. Одновременно с этим наблюдался значительный рост массы. После установки всех навесных устройств, включая трал, этот параметр достигает 68 т. Для сравнения, боевая масса первого «Арджуна» составляла лишь 58,5 т. Впрочем, как утверждается, запас мощности двигателя и более совершенная трансмиссия позволили сохранить подвижность на желаемом уровне, хотя максимальная скорость немного сократилась.
В феврале 2011 года DRDO сообщила о завершении разработки нового проекта Arjun Mk 2. Летом того же года планировалось начать первый этап испытаний, в котором должны были принять участие специалисты армии. На следующий год разработчики запланировали второй этап испытаний, по результатам которого танк мог быть принят на вооружение. При отсутствии серьезных затруднений на этапе испытаний и доводки серийное производство предполагалось начать уже в 2014 году. В наше время совсем не трудно заметить, что подобные планы так и не были выполнены.

В 2012 году на одном из индийских полигонов состоялись сравнительные испытания нескольких танков, основной задачей которых было определение реальных качеств модернизированного «Арджуна». С новой отечественной машиной сравнили танки Т-72М1М и Т-90С советской / российской разработки. По сообщениям индийского министерства обороны, новейший танк собственного производства по всем статьям превзошел импортную технику и показал свой высочайший потенциал. Утверждалось, что в скором будущем «Арджун» Mk 2 начнет заменять устаревшие зарубежные образцы и самым положительным образом повлияет на боеспособность армии.

Новый дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом

Однако вскоре стало известно, что чрезмерный оптимизм пресс-релизов не был отражен в реальных планах. Согласно официальным сообщениям того времени, в будущем должен был появиться контракт всего на 118 танков. Едва ли не главной причиной этого называлась высокая стоимость техники. Основной танк с рядом новых возможностей на тот момент стоил около 370 млн рупий (порядка 6,3 млн долларов США). Для сравнения, серийный «Арджун» Mk 1 стоил лишь 170 млн рупий. Финансовые возможности военного ведомства попросту не позволяли приобрести большее количество желаемой техники.
Впрочем, уже в 2013-14 годах появились новые сведения, которые позволяли предполагать, что проблемы нового «Арджуна» связаны не только с деньгами. В первую очередь, возникли серьезные затруднения производственного характера. Собственный индийский проект зависит от поставок немецкой трансмиссии и израильской электроники. Также закупаются некоторые другие приборы. По разным данным, в Индии выпускается лишь 30% от необходимых комплектующих, тогда как остальные 70% приходятся на импорт. Кроме того, на протяжении нескольких лет индийская промышленность не могла освоить выпуск снарядов новых моделей.

Серьезнейшей проблемой стал рост боевой массы. 68-тонный танк испытывает серьезные проблемы с подвижностью и проходимостью. Если на дорогах с твердым покрытием характеристики машины соответствуют расчетным, то на пересеченной местности наблюдается масса затруднений. Фактически «Арджун» Mk 2 может спокойно передвигаться только по ровным пустынным местностям с достаточно твердым грунтом. Иные почвы, присутствующие на территории Индии, как минимум, затрудняют движение. Таким образом, танк, при всех своих преимуществах, может нормально работать только в отдельных районах страны. В частности, он не способен эффективно служить на границе с Пакистаном.
После проведения испытаний и выявления подобных проблем руководство министерства обороны распорядилось переработать проект и сократить массу танка. За счет тех или иных доработок следовало уменьшить боевую массу до 55 т. Известно, что DRDO начала работы в этом направлении, но, по всей видимости, такая задача оказалась слишком сложной, и облегченный вариант танка до сих пор не представлен. Более того, есть все основания для сомнений в возможности сокращения массы современного танка на 13 т без кардинальной перестройки. Впрочем, конструкторы действительно могут сократить вес машины на 2-3 т без существенных потерь в тактико-технических характеристиках.

Изначально танк «Арджун» Mk 2 предлагалось оснастить комплексом управляемого вооружения LAHAT израильского производства. Однако позже военные отказались от импортного оружия и заказали разработку его отечественного аналога. По требованию военных, новая ракета должна запускаться через 120-мм ствол основного орудия и поражать цели на дальностях от 1200 до 5000 м.

Arjun Mk 2 в движении

Прошлой осенью индийская пресса сообщала, что собственный проект управляемой ракеты почти завершен. На 2018 год были назначены первые испытания такого оружия. Вероятно, оборонные предприятия уже, как минимум, готовятся к таким работам, но новости о проведении испытаний еще не поступали. Следует отметить, что этот проект имеет особое значение в контексте всего индийского танкостроения. Если промышленность не сможет создать собственную управляемую ракету с запуском из пушки, то танк «Арджун» Mk 2 не будет иметь серьезного преимущества перед базовой модификацией.
Планы на серийное производство и эксплуатацию новейших танков Arjun Mk 2 были определены еще несколько лет назад, но их выполнение пока откладывается. В существующем виде танк имеет ряд характерных проблем, а кроме того, ему пока не удалось получить все требуемое оружие. Без решения вопросов массы и вооружения новая бронемашина не имеет реальных перспектив. В этом случае получится, что излишне дорогой танк сможет работать только в отдельных районах, и при этом не будет показывать заметных преимуществ перед предшественниками. И никакие хвалебные отзывы со сравнительных испытаний не исправят эту ситуацию.

Новый индийский проект семейства «Арджун», как и его предшественник, столкнулся с серьезными затруднениями. Наличие ряда недостатков и отсутствие всех желаемых компонентов уже несколько лет не позволяют танку пойти в серию и поступить в войска. Высокая его стоимость, в свою очередь, не позволит армии приобрести большое количество боевых машин. При всем этом точные сроки завершения требуемых работ неизвестны. Вместе с ними под вопросом остаются реальные перспективы танка.
В проекте Arjun Mk 2 причудливым образом перемешались желание развивать промышленность и поддерживать отечественного производителя, глубокая модернизация существующей конструкции, сотрудничество с зарубежными компаниями и ряд других факторов. Получившаяся смесь отличается неоднозначными характеристиками, высокой стоимостью и неопределенным будущим. Удастся ли индийским конструкторам и военным получить желаемый результат, покажет время. И вряд ли кто-то может сказать, как много времени на это уйдет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector