Основной боевой танк Chieftain FV4201 (Великобритания)
Британский средний танк FV4202 (проект)
FV4202 — это британский послевоенный проект среднего танка, который был создан на базе другой средней машины — Centurion. Работы над созданием данного танка велись в Великобритании с 1956 по 1959 годы. Серийно данная боевая машина никогда не выпускалась, а технические решения и инновации, которые были воплощены в танке FV4202, стали основой для основного боевого танка FV4201 Chieftain. Сегодня сохранившийся экземпляр экспериментального танка FV4202 хранится в коллекции танкового музея в Бовингтоне.
Говоря о британском танкостроении, необходимо отметить, что в годы Второй мировой войны оно было далеко не на передовых ролях. Первым танком, который можно было назвать прорывным, являлся Cromwell, спроектированный англичанами в 1941-1943 годах. Данный танк был вооружен 57-мм или 75-мм орудиями, а благодаря установке на него авиационного двигателя «Метеор» смог стать самым быстроходным английским танком того временного периода. «Кромвель» нельзя было назвать плохим танком, но в 1943 году на поле боя ему пришлось соперничать с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Против этих грозных «хищников» 75-мм пушки «Кромвеля» было уже недостаточно, а более мощное орудие на него нельзя было установить из-за небольших размеров башни и самого башенного погона.
Более мощное орудие удалось установить лишь на преемнике «Кромвеля» — крейсерском танке Comet. «Комет» благодаря башне большей ширины, обладавшей развитой кормовой нишей, позволил конструкторам установить новое 77-мм орудие. Бронебойный снаряд, выпущенный из этого орудия, разгонялся до 787 м/с. По праву можно говорить о том, что это был самый мощный крейсерский танк Великобритании времен Второй мировой войны. Фактически данная боевая машина уступала немецкой «Пантере», однако существенно превосходила самый массовый немецкий танк — Pz IV.
При этом крейсерский танк, который прозвали «английской Пантерой», поступил на вооружение английской армии уже после завершения войны в Европе. Этим танком стал Centurion. Данный танк обладал сварным корпусом с рациональными углами наклона брони. При этом боевая машина вооружалась 17- или 20-фунтовым орудием и оставалась на вооружении британской армии вплоть до 1970-х годов. Поздние версии данного танка (примерно с середины 1950-х годов) вооружались нарезной 105-мм пушкой L7.
Стоит отметить, что к середине 1950-х годов танкостроители всего мира осознали, что существующее поколение танков подошло к своему финалу. Военным необходимо было что-то революционное, новое. По этой причине 50-е годы XX века, в особенности их вторая половина, стали временем, когда в области танкостроения реализовывались самые разнообразные, в том числе смелые идеи. Родина танков, Великобритания, не была исключением из общих тенденций.
В Великобритании на базе танка «Центурион» создавался экспериментальный средний танк FV4202, который за счет уменьшения линейных размеров корпуса выигрывал в массе и, как следствие, в динамике, он также вооружался 105-мм пушкой. Интересной особенностью данного танка называли «лежачее» расположение мехвода. Однако в серию он так и не пошел, так как к тому моменту уже полным ходом развивалась концепция создания основного боевого танка. Да и сами англичане с 1945 года решили отказаться от деления танков на крейсерские и пехотные.
Стоит отметить, что экспериментальный танк FV4202 во многом стал основой для будущего основного боевого танка Chieftain. Разработки и исследования по данному проекту были инициированы англичанами в начале 1950-х годов, для оценки конкретных технических возможностей танка были рассмотрены два прототипа. Одним из них и наиболее значительным был 40-тонный вариант танка Centurion, известный как FV4202, у которого было реализовано полулежачее положение для мехвода и монтаж орудия без внешнего щитка — башня типа «mantlet-less». Полулежачее положение механика-водителя было предусмотрено конструкторами танка для того, чтобы уменьшить общую высоту боевой машины. Второе решение было призвано сделать пушку менее уязвимой.
Известный эксперт в области танкостроения Юрий Пашолок назвал танк FV4202 «младшим братом» Центуриона. Этот танк, который стал результатом труда британских инженеров еще в годы Второй мировой войны, казалось бы, в 1950-е годы шел к закату своего развития. На тот момент перед конструкторами открывалось три основных пути. Первый из них предусматривал разработку принципиальной новой боевой машины, второй — глубокую модернизацию существующего танка, третий — эволюционный путь развития. Первоначально третий вариант развития ситуации рассматривался инженерами, как наименее перспективный, однако в конечном итоге был выбран именно этот путь — путь эволюционного развития.
Появление в Англии прекрасной 105-мм пушки L7 и установка на танк дополнительного бронирования продлили его службу на десятилетия, а в некоторых странах мира Centurion по-прежнему несет боевую службу. И это танк, опытный образец которого был построен в Великобритании еще в 1945 году. Продуктом его глубокой модернизации стал танк Centurion Action X, который появился в 1955 году. Этот танк появился путем установки на шасси танка Centurion Mk.7 принципиально новой башни, однако дальше экспериментов с этим танком дело не пошло.
Если же говорить о пути создания принципиально нового танка, то первые шаги в этом направлении были предприняты британцами в 1956 году. Именно в этом году на испытания вышел танк, известный как 40-тонный Центурион. Стоит отметить, что речь идет о неофициальном прозвище боевой машины, более известной под индексом FV4202. Танк разработки Leyland Motors обошел конкурирующий с ним Medium Gun Tank FV4201, который навсегда остался лишь в виде макета. Изготовленный в металле танк FV4202 представлял собой эволюционное развитие идей, которые были заложены в британских танках Centurion и Centurion Action X.
Корпус нового танка являлся развитием корпуса Центуриона, однако он получился несколько ниже. Благодаря этому уменьшилась и общая высота танка FV4202, которая составила всего 2,75 м. Это было на 25 сантиметров ниже высоты танка Centurion. Уменьшение высоты корпуса танка было использовано конструкторами для снижения угла наклона лобового листа. Также корпус был выполнен практически на полметра короче, такое решение позволило уменьшить количество опорных катков до 5 на каждый борт. Благодаря всем проведенным над танком операциям его массу удалось уменьшить с 51 до 40 тонн.
Башня танка FV4202 также представляла собой эволюционное развитие, но теперь речь шла о танке Centurion Action X. Лобовая часть башни достаточно сильно напоминала предшественника, но имели место и новые решения, к примеру, «борода» под орудийной установкой. Много общего у двух танков было в конструкции крыши башни. Заметные отличия можно было рассмотреть только в кормовой части. В качестве основного вооружения на танке использовалась 20-фунтовая пушка поздних модификаций. К тому моменту она уже избавилась от массивного набалдашника, обзаведясь взамен этого эжектором. Внешне данная пушка очень сильно напоминала 105-мм орудие L7 — многих обывателей внешний вид пушки танка FV4202 вводит в заблуждение.
Всего в Великобритании собрали три опытных экземпляра танка FV4202. Испытания данных боевых машин шли несколько лет, однако, 40-тонному танку так и не дали шанса на запуск в серийное производство. От идеи эволюционного развития концепции танка Centurion все-таки отказались, вместо этого концепция танка FV4201 получила дальнейшее развитие. Уже в сентябре 1959 года на испытания был отправлен прототип P1, который стал родоначальником целого семейства танков Chieftain. Сегодня никто не может сказать, как бы развивалось дальше английское танкостроение, если бы британцы приняли на вооружение танк FV4202, который весил существенно меньше Центуриона, обладая при этом сопоставимым с ним вооружением и уровнем бронезащиты.
Несмотря на общую схожесть с корпусом танка Centurion, корпус FV4202 обладал массой отличий. В первую очередь, новый британский танк отличался от своего прародителя более низким корпусом, что особенно было заметно в носовой части. Уменьшение высоты корпуса танка позволило конструкторам переделать лобовые листы, заметно уменьшив углы наклона. Благодаря этому при одинаковой толщине лобовой брони, корпус танка FV4202 получился более защищенным. Однако 80 мм брони во второй половине 1950-х годов даже с существенными углами наклона было уже явно недостаточно. Подобно танку Центурион, место мехвода располагалось с правой стороны по ходу движения. Уменьшение высоты корпуса не повышало комфорт, впрочем, на танке Chieftain механик-водитель уже почти лежит. В целом же на танке FV4202 условия его работы являлись более-менее комфортными. При этом в отличие от танка Centurion, в котором был использован двустворчатый распашной люк механика-водителя, на танке FV4202 был реализован люк, приподнимавшийся вверх и отводящийся затем в сторону. Такое решение было лучше и удобнее.
Ходовая часть нового танка почти без изменений перекочевала с серийного танка Centurion Mk.5. Но и здесь имелся ряд нюансов. Во-первых, количество опорных катков сократилось до 5, в этой связи пришлось переделывать подвеску первого опорного катка. Во-вторых, ширина трака уменьшилась. На среднем танке FV4202 была использована подвеска системы Хортсмана. С разными изменениями она применялась на британских танках, начиная с 1922 года. В последний раз она была установлена на танк Chieftain. Несмотря на прямо скажем консервативный подход, британцев данная подвеска вполне устраивала. Однако ответ на вопрос, как такую тележку демонтировать в боевых условиях, остается открытым. Одной из особенностей английских танков и FV4202 в частности является минимализм конструкции днища. В днище танка не было предусмотрено никаких эвакуационных люков, лишь несколько сервисных лючков. В случае поражения танка, экипажу пришлось бы покидать его под огнем со стороны противника.
Любопытно, что на базе основного боевого танка «Чифтен» в 1971 году была создана БРЭМ FV4202, серийный выпуск которой начался в 1974 году. Помимо эвакуационной машины в 1971 году на базе танка был создан и мостоукладчик FV4205, серийный выпуск которого начался в 1975 году. Хотя средний танк FV4202 навсегда остался лишь прототипом, его имя было сохранено в истории. А с появлением в игре World of Tanks с ним познакомилось еще больше людей.
Послевоенный английский средний танк FV4202 так и не стал серийным образцом, его производство было ограничено серией всего из трех машин. Один из этих танков позднее пустили на металлолом, второй был переделан в ремонтно-эвакуационную машину, а третий сохранился до наших дней, став экспонатом танкового музея в Бовингтоне. Сегодня в этом английском музее хранится более 300 танков, представляющих 30 стран мира. При этом танк находится в не самом хорошем состоянии. Время и неблагоприятный для техники климат (танк долгое время хранился под открытым небом) сделали свое дело: танк нуждается в серьезной реставрации.
Основной танк FV4201 “Chieftain”
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Основной танк CHIEFTAIN
Работы по созданию танка «Чифтен» («полководец», «вождь») начались в 1956 году. Он предназначался для замены среднего танка «Центурион» и тяжелого танка «Конкэрор». Тактико-технические требования и общая компоновочная схема танка были разработаны в научно-исследовательском центре MVEE. Разработчиком 120-мм нарезной пушки и боеприпасов к ней являлся научно-исследовательский центр RARDE (город Энфилд). В 1959 году появился первый образец танка, изготовленный на государственном заводе в Лидсе и продемонстрированный публике в 1961 году. Опытные образцы в 1962 году прошли войсковые испытания, а в мае 1963 года «Чифтен» был принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство. В 1975 году на вооружение приняли танк «Чифтен» Mk5. Все ранее изготовленные и переданные в войска модификации были модернизированы до его уровня и им были присвоены индексы Mk6, Mk7, Mk8. Выпуск машин для армии Великобритании завершен в 1979 году. Конструктивные и компоновочные решения соответствуют существовавшей в 60-е годы в Великобритании концепции, согласно которой огневой мощи и защищенности отдавалось предпочтение перед подвижностью.
Танк имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45, 50 или 55 градусов. При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение «по-походному», при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50 мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса до 1178 мм, которая значительно ниже подбашенной и кормовой частей. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий – слева. При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам. Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730 мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500 мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150 мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 куб. м (без топливных баков – 5 куб. м). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 куб. м, башни – 3,5 куб. м, а всего танка – 17,1 куб. м. Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11A5, которая устанавливается в приливе лобовой части башни без броневой маски. Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, предохраняющим ствол от деформации вследствие неравномерного нагрева или охлаждения. На дульной части ствола смонтировано зеркало встроенной коллимационной системы выверки прицела наводчика. Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления в накатнике. Ствол пушки изготовлен из высококачественной стали, полученной методом электрошлакового переплава. Живучесть ствола составляет около 550 выстрелов.
Пушка имеет раздельное картузное заряжание, что позволило установить ее в сравнительно небольшом объеме башни. В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15A4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд L23A1, а также бронебойно-фугасный снаряд L31 и дымовой снаряд L34. Пороховые заряды содержатся в полностью сгорающих шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала и имеют рубашки со специальной жидкостью, предотвращающей возникновение пожара. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, которые автоматически подаются из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи составляет десять запальных трубок. Заряжание пушки производится вручную с помощью гидромеханического досылателя. В танке предусмотрена возможность дублированного управления огнем от командира. С этой целью во вращающейся командирской башенке устанавливается дневной перископический прицел или ночной электронно-оптический активный прицел с ИК-прожектором. Для удержания цели в поле зрения прицела и удобства наблюдения командирская башенка имеет привод, обеспечивающий ее вращение в направлении, противоположном направлению вращения башни танка.
Крышка люка командирской башенки может фиксироваться в приподнятом положении («зонтиком»), при котором образуется щель высотой 50 мм для кругового наблюдения. Кроме того, в башенке смонтированы девять дневных перископических приборов наблюдения. Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемета у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулеметом – дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, который позволяет производить измерение дальности до цели с точностью до 10 метров в диапазоне 500-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемет, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический прицел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали. Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК-прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метров. С середины 80-х годов танки «Чифтен» Mk5 оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках «Челленджер». Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22 град/с. При подготовке данных для стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используются спаренный с пушкой и зенитный 7,62-мм пулеметы. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.
Большое внимание уделено броневой защите корпуса и башни, на которую приходится 53 процента массы всей машины. Броневой корпус сварен из литых и катанных деталей. Верхняя лобовая деталь корпуса толщиной 120 мм имеет угол наклона 72 градуса. Бортовые листы корпуса толщиной 38 мм наклонены под углом 10 градусов, а кормовой лист толщиной 25,4 мм расположен вертикально. Днище корпуса изготовлено по всей длине из броневых листов толщиной 16 мм. Бортовые противокумулятивные экраны, состоящие из четырех секций из алюминиевого сплава толщиной 13 мм, установлены на расстоянии 800 мм от бортовых листов корпуса. Башня танка изготовлена из литой гомогенной броневой стали. Лобовая часть башни толщиной 195 мм имеет угол наклона 60 градусов. Узкая амбразура пушки шириной 225 мм уменьшила размеры ослабленной зоны в броневой защите лобовой части. Толщина брони крыши башни составляет 45 мм. На каждом борту башни снаружи закреплено по одному шестиствольному 66-мм дымовому гранатомету (ТДА в танке не предусмотрена). На рабочем месте командира установлен индикатор ИК-облучения со световой и звуковой сигнализацией. Рабочие места членов экипажа в башне имеют противоосколочные ограждения.
С мая 1988 года на танках «Чифтен» Mk5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка «Челленджер». ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система ППО с огнетушащим составом «Галон 12В1», которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении. Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении.
На танке применяется двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения L60 Mk7A фирмы «Лейланд-Моторс». Он имеет вертикальное расположение цилиндров. В цилиндрах размещены по два встpечно движущихся поршня, каждый из которых связан с одним из двух коленчатых валов. Пуск двигателя осуществляется электростартером, в качестве дублирующего способа используется гидростартер, который приводится в действие от вспомогательного двухтактного дизеля мощностью 22 кВт (30 л.с.). Этот же двигатель используется и для обеспечения работы генератора при подзарядке аккумуляторных батарей. Двигатель смонтирован в одном блоке с двухпоточной механической трансмиссией TN12 «Меррит-Вильсон». Основными элементами трансмиссии являются центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач с тремя степенями свободы, простой цилиндрический дифференциал в дополнительном приводе и два суммирующих планетарных ряда. Переключение передач осуществляется ножной педалью, а поворот танка – с помощью рычагов управления. Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их системы объединены в силовой блок, замена которого производится за 30 минут. В танке имеется встроенная система диагностики двигателя и трансмиссии. В системе подрессоривания используется пружинно-балансирная подвеска. В одной тележке сблокировано по два опорных катка. На первых тележках каждого борта установлены телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия. Двухскатные опорные и поддерживающие катки имеют наружную амортизацию. На танке применяются гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Для танка разработано оборудование для преодоления водных преград по дну. Конструкция ОПВТ требует больших затрат времени на его установку, а также не позволяет немедленно вести боевые действия после преодоления водной преграды, так как приборы стрельбы и наблюдения закрыты чехлом.
Для вождения ночью у механика-водителя устанавливается бесподсветочный прибор наблюдения. На каждом танке имеется навигационная аппаратура. В качестве средств связи используется симплексная УКВ радиостанция VK/VRC-353, работающая в диапазоне 30-76 МГц. Часть машин приспособлена для монтажа бульдозерного оборудования. Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600 километров.
1965 г., Mk1, 40 шт. – учебный танк с двигателем мощностью 430 кВт (585 л.с.).
1966 г., Mk2, 532 шт. – первый серийный танк с двигателем L60 Mk4 мощностью 478 кВт (650 л.с.) и оборудованием для подводного вождения.
1969 г., Mk3, 199 шт. – модернизация танка «Чифтен» Mk2: двигатель L60 Mk6 мощностью 478 кВт с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.
1970 г., Mk3/3, 29 шт. – модернизация танка «Чифтен»Mk3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.
1970 г., Mk4, 2 шт. – опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.
1971 г., Mk5, 97 шт., – модификация танка «Чифтен» Mk3/3: двигатель L60 Mk7A мощностью 530 кВт (720 л.с.); модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозера.
1971 г., Mk5/5P, 785 шт., – модификация танка «Чифтен» Mk5 с двигателем L60Mk8 мощностью 551 кВт (750 л.с.) и другими изменениями для поставки в Иран.
1971 г., Mk5/5K, 165 шт., – то же, для поставок в Кувейт.
1976 г., Mk6/Mk7/Mk8 – модификации танков Mk2, Mk3, Mk3/3 соответственно, модернизированных до уровня Mk5, с двигателем L60 Mk7A мощностью 530 кВт (720 л.с.).
1981 г., Mk9/Mk10/Mk11/Mk12 – модификации танков Mk6, Mk7, Mk8 и Mk5 соответственно, с новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика.
Машины, созданные на базе танка «Чифтен»
На базе шасси танка «Чифтен» в 1971 году была разработана БРЭМ FV4202, серийное производство которой началось в 1974 году. В 1971 году на той же базе был разработан мостоукладчик FV4205, серийное производство которого было организовано в 1975 году. Производство и поставки на экспорт Производство танков «Чифтен» было организовано на двух танкосборочных заводах в городе Лидс (государственный завод, с 1986 года принадлежит фирме «Виккерс») и в городе Ньюкасл-на-Тайне (завод «Элсвик уоркс» фирмы «Виккерс»). К производству комплектующих изделий танков привлекались: ROF – 120-мм нарезная пушка; «Маркони» – система управления огнем; «Барр энд Страуд» – лазерный дальномер; «Лейланд моторс» – двигатели серии L60; «Дэвид Браун» – трансмиссия TN12. На вооружении английской армии состоит 837 танков «Чифтен». Кроме того, они поставлялись в Иран, Кувейт и Оман. В 1982 году была разработана экспортная модель танка «Чифтен» 900. В нем применена броня типа «Чобхэм», двигатель «Роллс-Ройс» мощностью 900 л.с., гидропневматическая (другой вариант – торсионная) подвеска.
Боевая масса – 55 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше башни – 2640 мм
Пушка – 120-мм нарезная
Боекомплект – 64 выстрела
Типы боеприпасов – БПС, БФС, ДС
Дальномер – лазерный
Стабилизатор – электромеханический
Баллистический вычислитель – электронный
Тепловизор – есть
Заряжание – раздельно-картузное, вручную
Дублированное управление огнем – от командира танка
Пулеметы – два 7,62-мм
Броневая защита – монолитная
Дымовые гранатометы – два блока по 6 шт.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Запас хода по шоссе – 300 км
Двигатель – двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель
Мощность двигателя – 530 кВт (720 л.с.)
Трансмиссия – механическая
Подвеска – пружинно-балансирная
Гусеница – с ОМШ и съемными подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды – 5 м (с подготовкой)
T95/FV4201 Chieftain
T95 FV4201 Chieftain – британский тяж 10-го уровня, который в настоящее время находится на стадии тестирования. Машина не появится в прокачиваемой ветке и не поступит в прем магазин. Техника заявлена в качестве акционной, поэтому будет выдаваться за какие либо достижения в игре. Остаётся надеяться, что условия для получения данного приза будут сложными, и в рандоме эта машина будет редким гостем.
Согласно предварительным характеристикам заявленным на супертест, смотрится «британец» неплохо, не имба конечно, но достаточно сложный для противников танк, способный причинить немало хлопот. Поклонникам историчности отметим, что в реальности танк не существовал. Работы над проектом велись, но впоследствии были свёрнуты. Проблема заключалась в подготовке экипажа, поэтому выбор был сделан в пользу более простых в управлении и не менее перспективных моделей.
T95 FV4201 Chieftain: тактико-технические характеристики
Начнём с того, что боевые возможности «британца» больше подходят для средних танков, хотя машина заявлена в качестве тяжа. Прочность техники составляет 2 200 единиц. Это немногим меньше, чем у большинства одноклассников, но сильно ущербным танк не выглядит. Весит техника 60 тонн, при этом разработчики не поскупились, и поставили в моторное отделение 1 000-сильный дизель. Благодаря этому решения, удельное соотношение мощности движка к массе танка составляет 16.6 «лошадей» на тонну. В результате, машина достаточно уверенно разгоняется до 46 км/час, хорошо держит скорость и поворачивается на месте, с частотой 30 град/сек.
Отдельной строкой можно выделить отличный радиус обзора в 410 метров и характеристики незаметности. Машина обладает довольно приземистым силуэтом, поэтому коэффициент маскировки составляет 26%. Более того, незаметность в движении составляет 20%, поэтому к позициям врага, «британец» сможет подбираться тихо и бесшумно, не подставляясь раньше времени под удары арты и ПТ.
Гайд по T95 FV4201 Chieftain не будет полным, если упустить такой важный момент, как вооружение. На технику устанавливается 120-миллиметровое орудие Gun_L11 с заявленным бронепробитием в 270 единиц. Это самый высокий показатель, если сравнивать британский танк с другими акционными тяжами 10-го уровня. При этом не стоит забывать, что всегда можно зарядиться голдой, увеличив бронепробитие до 310 единиц. Разовый урон составляет 440 единиц, и выглядит вполне стандартно.
Отметим, что перезаряжается орудие за 10 секунд, что с учётом остальных характеристик даёт ДПМ в 2 600 единиц. Радиус разброса установлен в пределах 0.33 метра на сотню, что делает танк вполне пригодным для дистанционных перестрелок. Сводится орудие за 2 секунды, но при этом обладает не самой лучшей стабилизацией: эффективность огня в движении будет заметно падать.
Сравнения с уже имеющимися ТТХ 10 уровня ТТ
В плане защищённости, T95 FV4201 Chieftain WoT смотрится довольно интересно. Вполне ожидаемо, самым прочным местом является лобовая проекция башни. Здесь заявлено 350 миллиметров брони, дополненные маской орудия.
Отметим, что рикошетная форма делает башню практически неуязвимой, поэтому британец может без опасения танковать этой плоскостью против кого угодно. Защита лба корпуса заметно ниже: 114 мм, но бронелисты расположены практически под острым углом. Бортовое бронирование башни составляет 175 миллиметров, корпуса – 89, защитные экраны конструкция танка не предусматривает.
Оборудование и перки
Немаловажную роль в выживаемости техники играет правильный выбор съёмных модулей и обучение экипажа. Выше мы рассмотрели основные характеристики T95 Chieftain, с которыми машина заявлена на тестовые испытания. Становится понятно, что танк не нуждается в увеличении радиуса обзора, зато у машины немного хромают параметры вооружения, которые и нужно исправлять съёмным оборудованием.
Мы рекомендуем попробовать довольно стандартную, но эффективную сборку:
- Досылатель – поможет прибавить несколько пунктов к значению ДПМ;
- Стабилизатор вертикального наведения – сделает более эффективной стрельбу в движении и от поворота башни;
- Вентиляция – небольшой, но комплексный бонус ко всем характеристикам.
При обучении экипажа имеет смысл в первую очередь вкачать ремонт и пожаротушение, после чего переходить к изучению профильных навыков, ориентируясь на свой стиль игры.
Краткие итоги по T95FV4201 Chieftain
Сильными сторонами британского акционного тяжа являются:
- Неплохая скорость и манёвренность;
- Радиус обзора;
- Маскировка;
- Лобовое бронирование;
- Разовый урон;
- Точность и скорость сведения.
Если говорить о недостатках , выглядят они так:
- Запас прочности;
- Некомфортные углы вертикальной наводки;
- Бортовое бронирование;
- Стабилизация вооружения.
Не будем забывать о том, что машина пока находится на супертесте, поэтому заявленные характеристики наверняка будут изменяться.