11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк M60A3 (США)

Основной боевой танк M60A3 (США)

Основной боевой танк M60, принятый на вооружение в 1959 году, является дальнейшей модернизацией среднего танка M48A2. Корпус и башня литые. Силовая установка состоит из двенадцатицилиндрового дизеля AVDS-1790-2A воздушного охлаждения мощностью 750 л.с. Подвеска индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках имеются гидравлические амортизаторы.Вооружение включает нестабилизированную 105-мм нарезную пушку M68. В боекомплект входят 60 унитарных выстрелов с подкалиберными, кумулятивными и дымовыми снарядами. 7,62-мм спаренный M73 и 12,7-мм зенитный пулеметы имеют боекомплект 5950 и 900 патронов соответственно.

В систему управления входят электромеханический баллистический вычислитель и оптический базовый монокулярный дальномер. Имеются ночные инфракрасные приборы. В 1962 году принят на вооружение танк M60A1 со стабилизированной в двух плоскостях пушкой с боекомплектом 63 выстрела, системой защиты от ОМП. На башне улучшенной конфигурации установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По ее периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор.

Принятая на вооружение в 1968 году модификация M60A2 отличалась новой башней с установленным в ней стабилизированным орудием-пусковой установкой, позволяющей вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами (боекомплект 33 выстрела), так и противотанковыми управляемыми ракетами Shillelagh (боекомплект 13 ПТУР). До 1974 года было построено 526 танков этой модификации, впоследствии переоборудованые в саперные танки M728.

В процессе дальнейшей модернизации танка M60A1 введена новая система управления огнем, включающая лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, теплозащитный кожух ствола, более надежный двигатель, трубчато-стержневая подвеска, бесподсветочные ночные приборы, новая резинометаллическая гусеница, заменен спаренный 7,62-мм пулемет, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатометы.

С вводом этих усовершенствований в 1978 году на вооружение был принят танк M60A3. Из 1811 изготовленных до 1985 года танков этой модификации более 1200 были поставлены в Австрию, Египет, Израиль, Иорданию, Иран, Италию, Саудовскую Аравию, Турцию и Южную Корею. На базе танка М60 был создан танковый мостоукладчик AVLB.

Основной боевой танк М60 (США)

Характеристики основного боевого танка М60

История создания танка M60

Основной боевой танк M60 — первый танк этого типа в армии США. Его разработка началась в 1957 году фирмой «Крайслер», в противовес советскому среднему танку Т-54, и была дальнейшим развитием конструкции танка M48 «Паттон III». Работы были закончены довольно быстро — уже в марте 1959 года M60 (прототипы назывались ХМ60) прошел ходовые испытания, и получил наименование 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60.

Серийное производство M60 велось на заводе Detroit Tank Plant с 1960 по 1987 год, всего за это время было изготовлено 15221 машин, правда включая как собственно танки, так и инженерные машины на том же шасси. Кроме США производством основного танка M60 занималась итальянская фирма ОТО Melara, выпустившая 200 танков М60А1.

С начала 1960-х и до конца 1970-х г.г., танк M60 стал основной боевой машиной армии США, однако участия в боевых действиях со стороны США, почти не принимал. На Вьетнамскую войну его по каким-то причинам не отправляли, а к началу операции «Буря в пустыне», M60 уже порядочно устарел, и несколько десятков использовавшихся против Ирака танков этого типа, использовались скорее в роли вспомогательных. Единственное действительно «боевое» применение M60 в американской армии — это вторжение США на Гренаду в 1983 году, но и тут M60 использовались в очень малых количествах.

Чертеж американского основного танка M60

Уже к началу 1980-х г.г., танки типа M60 не удовлетворяли армейское командование, к тому же на вооружение были приняты более совершенные основные танки M1 «Абрамс», поэтому понемногу их стали выводить в резерв, а затем и вовсе сняли с вооружения. Тем не менее, машина оставила о себе память как надежный, сравнительно не сложный в ремонте и техобслуживании танк, способный действовать без существенных доработок в самых различных климатических условиях.

В разные годы, танки M60 состояли на вооружении: Афганистана, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Греции, Египта, Израиля, Италии, Иордании, Ирана, Испании, Йемена, Ливана, Марокко, Омана, Португалии, Саудовской Аравии, США, Таиланда, Тайваня, Туниса и Турции.

В некоторых из перечисленных государств, модификации M60 несут службу и поныне.

Танк M60, вид сбоку

Конструкция танка M60

Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.

Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.

Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.

Основной боевой танк M60 (США)

Оборудование танка включает:

  • Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
  • Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
  • Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
  • Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
  • УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
  • Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
  • Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.
Читать еще:  Командно-штабная машина M577 (США)

Система управления огнем танка включает:

  • Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
  • Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.

Двигатель и ходовая часть:

Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.

Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.

Модификации танка M60

  • М60 — первый серийный вариант. Боевая масса танка 49,71 т. Серийное производство с 1960 по 1962 год. Изготовлено 2202 единицы.
  • М60А1 (1962 г.) — новая несимметричная литая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной снарядостойкостью (толщина лобовой брони — 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа. Усовершенствованная система управления огнем (в том числе установлены приборы для ночной стрельбы). Рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части. Танк оснащен усовершенствованными устройствами преодоления водных преград по дну.
    С 1962 по 1980 год изготовлено 7849 танка модификации М60А1.
  • М60А2 (1972 г.) — танк огневой поддержки с новой литой башней сложной конфигурации. Вооружение: 152-мм орудие-пусковая установка М162 (стрельба обычными снарядами и ПТУР MGM51C «Шиллейла»), спаренный пулемет М73 и зенитный пулемет М85. Боекомплект: 33 выстрела и 13 ПТУР. Боевая масса 46,332 т.
    С 1972 по 1975 года изготовлено и переоборудовано из танков М60А1 526 единиц.
  • М60АЗ (1978 г.) — модернизированный основной основой танк. Установлена новая система управления огнем, включающая лазерный дальномер AN/VVG-2, электронный баллистический вычислитель М21, перископический комбинированный прицел/прибор наблюдения М36Е1 и восемь стеклоблоков М41, установленных в командирской башенке. Установлены взаимозаменямые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсветка ИК-приборов осуществляется с помощью более экономичного и мощного ксенонового прожектора. Пушка оснащена теплозащитным кожухом пушки. Также установлены спаренный пулемет М240, два 6-и ствольных дымовых гранатомета М239, двигатель заменен на AVDS-1790-2C. Боевая масса 52,62 т.
    Изготовлено 1811 единиц, 5661 переоборудовано из танков М60А1.

Саперный танк M728. Несмотря на «ракетомет» вместо пушки, такой вариант M60 всё ещё остается танком

  • М60АЗ TTS (1979 г.) — TTS (Tank Termal Sight) — М60АЗ с тепловизионным прицелом наводчика AN/VGS-2. Автоматический контур системы управления оружием включает танковый баллистический вычислитель М21, командирский прицел-дальномер AN/VVG-2, прицел наводчика AN/VSG-1, стабилизатор оружия и баллистический привод М10А4, датчики атмосферных параметров.
  • М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
    В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.
  • М60А4 (нереализованный проект) — перевооружение танка 120-мм гладкоствольной пушкой, и замена двигателя на новый, мощность 1050 л.с. Планировалось также оснастить танк автоматической трансмиссией, накладной броней, усовершенствовать ходовую часть и воздушные фильтры.

Также на базе танка M60 были созданы вспомогательные машины:

  • Саперный танк М728 (на базе М60А1). Предназначен для выполнения военно-инженерных работ на поле боя. Оснащен бульдозерным отвалом М9 и А-образной стрелой крана грузоподъемностью 9 т. В походном положении стрела опускается за башню. М728 оснащен двухскоростной лебедкой с тяговым усилием 27,2 т (на корме башни) с отбором мощности от двигателя танка. Общая длина троса 61 м.
    Саперный танк М728 вооружен короткоствольной 165-мм пушкой M135 (30 выстрелов) с дальностью эффективного огня 1000 м. Также машина оснащена 7,62-мм пулеметом М73 и 12,7-мм пулеметом М85.
    С 1966 по 1972 год изготовлено 243 саперных танка М728. Интересно, что в отличие базового танка M60, М728 принимали участие во Вьетнамской войне.
  • Мостоукладчик М60 AVLB — мостоукладчик на базе танка M48 без изменений перенесенный на шасси М60. Мост выполнен из высокопрочных алюминиевых сплавов, длина моста составляет 19,2 м, ширина проезжей части — 3,8 м. Время укладки моста на преграду — 3 мин., снятия с преграды — 10 мин. Укладка на преграду, а также снятие моста с нее могут осуществляться без выхода экипажа из машины.
    Изготовлено около 400 единиц М60 AVLB.

Американские танки семейства M60 — первые ОБТ на вооружении армии США

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Основной боевой танк M60T Sabra (Израиль/Турция)

Сухопутные войска Турции располагают достаточно специфическим парком танков, в котором можно найти как современные, так и давно устаревшие образцы. Наряду с относительно новыми танками Leopard 2 немецкой постройки эксплуатируются старые американские M48. При этом, однако, командование предпринимает попытки обновить парк бронетехники, в том числе и путем модернизации существующих образцов. Результатом такого подхода стало появление проекта M60T Sabra, благодаря которому войска получили 170 глубоко модернизированных танков.

Проект Sabra стартовал начале двухтысячных годов и предназначался для проведения глубокой модернизации имеющейся в наличии техники. Не имея возможности строить собственные современные танки или закупать зарубежные образцы, турецкое командование было вынуждено обратиться за помощью к зарубежным специалистам. Разработка проекта модернизации существующей техники в 2002 году была заказана израильской компании Israel Military Industries (IMI), имевшей большой опыт создания и обновления бронемашин. От подрядчика требовалось разработать проект глубокой модернизации имеющихся танков M60A3 Patton американской постройки, позволяющий значительно повысить их характеристики. Проект получил обозначение Sabra.

Читать еще:  Танк FV4201 Chieftain (Великобритания)

Ввиду большого возраста и соответствующего технического облика имеющихся танков M60A3, техническое задание к проекту Sabra подразумевало переработку всех основных особенностей техники. Требовалось повысить характеристики силовой установки, усилить защиту и установить новое вооружение увеличенной мощности. Таким образом, специалистам IMI пришлось фактически создавать новый танк на базе существующих агрегатов. При этом, однако, следовало широко использовать имеющиеся узлы, поскольку строительство танков с нуля не планировалось. К счастью, компания IMI уже имела опыт модернизации бронемашин семейства M60. Ранее ей приходилось разрабатывать подобные проекты в интересах армии Израиля.

Изначально турецким военным был предложен существующий вариант модернизации, создававшийся для израильской армии. В таком случае вооруженные силы Турции могли получить незначительно доработанный танк серии «Магах» версии 7C. Израильская промышленность уже имела опыт модернизации американских танков, и именно такой вариант обновления техники изначально был предложен заказчику. Впоследствии вариант проекта Sabra на базе «Магах 7C» получил дополнительное обозначение Mk 1.

Ознакомившись с проектом Sabra Mk 1, турецкая сторона потребовала внести в него некоторые изменения, связанные с конструкцией силовой установки, башни и т.д. Все эти пожелания были учтены в обновленном проекте Sabra Mk 2, который сохранил основные черты базового Mk 1, но имел массу сравнительно небольших отличий, влияющих на характеристики.

Модернизируемый танк M60 должен был сохранить основные агрегаты, такие как корпус, башня и ходовая часть, которые не следовало дорабатывать для упрощения и удешевления процесса обновления. Тем не менее, для повышения тех или иных характеристик на базовые детали предлагалось устанавливать различное дополнительное оборудование. Таким образом, общая архитектура и компоновка танка в ходе модернизации осталась прежней. В передней части корпуса сохранилось отделение управления, в центре осталось боевое отделение, а корма по-прежнему отдавалась под двигатель и трансмиссию.

Характерной чертой танков семейства M60, в том числе M60A3, являются корпус и башня, изготовленные из гомогенной брони, что не соответствует современным требованиям и не позволяет обеспечить приемлемый уровень защиты от существующих в настоящее время противотанковых средств. По этой причине проект Sabra предусматривал усиление бронезащиты базового танка за счет установки дополнительных элементов. В проекте версии Mk 1 предлагалось использовать дополнительные навесные модули бронирования, устанавливаемые поверх собственной брони танка. Модули планировалось крепить на верхней лобовой детали и на бортовых экранах корпуса. Кроме того, предлагались лобовые и бортовые модули для башни, а на ее корме размещалась открытая корзина.

В дальнейшем развитие систем дополнительной защиты продолжилось путем установки нового оборудования. Проектом Mk 2 предусматривалось усиление навесной брони динамической защитой. Кроме того, для повышения живучести в боевых условиях танки Sabra всех модификаций должны оснащаться автоматической системой пожаротушения и дымовыми гранатометами.

Для упрощения сборки модернизированных танков базовый M60A3 в ходе ремонта и обновления сохраняет имеющиеся корпус и башню. Дополнительная защита монтируется прямо на их поверхности. За счет этого, в частности, танк Sabra сохраняет внешнее сходство с базовым образцом.

Проектом Sabra Mk 1 на базе «Магаха» подразумевалось использование дизельного двигателя Continental AVDS-1790-5A мощностью 908 л.с. Такая силовая установка не устроила заказчика, из-за чего в проекте Mk 2 был предложен двигатель MTU MT 881 KA-501 мощностью 1000 л.с. Одним из основных преимуществ, сказавшихся на выборе заказчика, стала возможность лицензионного производства двигателей MTU на турецких предприятиях. Также заменили трансмиссию. Вместо изделия Allison CD850-6BX (Mk.I) танк оснастили системой Renk 304S.

Ходовая часть базового танка не претерпела значительных изменений. В ее составе сохранилось по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту, по три поддерживающих ролика и дополнительные амортизаторы. Направляющие колеса остались в передней части корпуса, ведущие – в корме.

Одно из основных требований к проекту Sabra касалось усиления вооружения. Танки M60 всех основных модификаций оснащались нарезным орудием M68 калибра 105 мм, параметры которого уже не позволяют эффективно поражать современную бронетехнику с высоким уровнем защиты. По этой причине специалистам компании IMI пришлось разрабатывать новый комплекс вооружения с более мощным основным орудием. При создании обновленного боевого отделения использовались имеющиеся наработки и готовые агрегаты, заимствованные у израильских танков. Примечательно, что в ходе создания модернизированной башни не пришлось значительно дорабатывать существующие агрегаты.

Основным оружием танков Sabra всех модификаций стало гладкоствольное орудие MG253 калибра 120 мм, разработанное для танка «Меркава» Mk 3. Ствол пушки оснащается эжектором и теплозащитным кожухом. В укладках боевого отделения размещаются 42 унитарных выстрела. Утверждается, что применение гладкоствольного орудия большего калибра позволило значительно повысить огневую мощь танка, а также увеличить дальность эффективного огня и могущество боеприпасов. Таким образом, танки Sabra с точки зрения основного вооружения имеют большое преимущество перед базовыми M60 всех основных модификаций.

Башня модернизированного танка Sabra Mk 1 оснащается электрическими приводами поворота и гидравлической системой подъема орудийной установки. Это оборудование позволяет наводить вооружение в любом направлении с возвышением от -9° до +20°. В проекте Sabra Mk 2 было предложено использовать только электрические системы наведения.

В качестве дополнительного вооружения танки Sabra должны были получать пулеметы и дымовые гранатометы. В одной установке с пушкой предлагалось монтировать пулемет винтовочного калибра, такой как M240 или MG3. На командирской башенке предусмотрели установку для зенитного пулемета. По желанию заказчика, на ней расположили крупнокалиберный пулемет M85. На скулах башни монтируются два блока 60-мм дымовых гранатометов.

Модернизированный танк оснащается цифровой системой управления огнем Knight, в состав которой входит различное оборудование от компаний El-Op Industries Ltd и Elbit Systems. СУО интегрирована с другой аппаратурой, используемой для управления танком и связи. Применены дневные и ночные приборы, позволяющие вести наблюдение и атаковать цели в любых метеоусловиях и в любое время суток. Так, рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицелом с увеличением до х8 в дневном режиме и до х5,3 в ночном. Имеющийся лазерный дальномер позволяет определять расстояние до цели в пределах 200-9995 м с точностью до 5 м.

В ходе модернизации до состояния Sabra Mk 1/2 танк M60A3 сохраняет экипаж, состоящий из четырех человек. В передней части корпуса располагается механик-водитель, трое других танкистов (командир, наводчик и заряжающий) находятся в боевом отделении.

Читать еще:  Тяжёлый танк Chieftain Mk.3 (Великобритания)

После установки нового оборудования и дополнительного бронирования габариты танка остаются на прежнем уровне. Длина машины составляет 6,95 м, ширина 3,63 м, высота – 3,27 м. Боевая масса танка Sabra зависит от модификации. В первой версии этот параметр равнялся 55 т, в варианте Mk 2 – 59 т. На увеличении массы сказались усиление брони, новая силовая установка и некоторые другие факторы.

Танк Sabra Mk 1, оснащенный двигателем Continental AVDS-1790-5A, должен был иметь удельную мощность на уровне 16,5 л.с. на тонну. В модификации Sabra Mk 2 этот параметр вырос до 16,95 л.с. на тонну. С такими характеристиками первый вариант бронемашины мог развивать максимальную скорость до 48 км/ч, второй – до 55 км/ч. Запас хода на одной заправке топлива у всех модификаций задан на уровне 450 км. Танки всех модификаций способны подниматься на склон крутизной 60%, двигаться с креном 30%, забираться на стенку высотой 91 см и пересекать траншею шириной 2,6 м. Без подготовки возможно преодоление брода глубиной до 1,4 м, с подготовкой – до 2,4 м.

Контракт на разработку проекта модернизации строевых танков семейства M60 был подписан в 2002 года. После этого в течение нескольких лет компания IMI работала над созданием проекта и выполнением требований заказчика. В 2005 году началось строительство опытного танка Sabra, который был представлен в конце осени. В дальнейшем компания-разработчик и вооруженные силы Турции провели весь комплекс необходимых испытаний, по результатам которых были выполнены определенные доработки и принято решение о дальнейшей судьбе новой техники.

Турецкие военные одобрили проект Sabra Mk 2 и приняли решение начать серийное производство новых танков. В 2007 году был подписан контракт на проведение ремонта имеющихся в армии танков M60A3 с модернизацией по новому проекту. На вооружение новые машины были приняты под обозначением M60T Sabra. В соответствии с договором от 2007 года, израильская сторона передала турецкой промышленности ряд необходимых технологий и лицензии на производство некоторого оборудования. При этом, однако, дополнительные модули бронирования производились только в Израиле и поставлялись в Турцию в готовом виде. Необходимые комплектующие производились различными предприятиями и поставлялись 2-му главному центру технического обслуживания, где производились ремонт техники и установка нового оборудования.

Выполнение контракта на поставку танков M60T Sabra продолжалось до весны 2009 года. За это время турецкие и израильские предприятия изготовили 170 комплектов модернизации и установили их на строевые танки M60A3. К концу прошлого десятилетия все эти машины вернулись в строй, став одними из самых новых и совершенных танков в турецкой армии.

По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Турции располагают примерно 930 танками M60 нескольких модификаций, включая M60T Sabra. Таким образом, более семи с половиной сотен бронемашин относятся к устаревшим модификациям и серьезно уступают модернизированной технике по ряду характеристик. Как следует из опубликованных сведений, модернизация оставшихся танков семейства M60 не планируется. Реализация подобного проекта связана с крупными тратами, которые не вписываются в турецкий военный бюджет. Кроме того, на протяжении нескольких последних лет турецкая армия строит планы по переходу на новейший танк Altay с отказом от устаревшей техники.

Завершив выполнение контракта на поставку оборудования для модернизации танков, израильская компания IMI продолжила развитие проекта Sabra. Результатом дальнейших работ стало появление варианта Sabra Mk 3, отличающегося от предшественников рядом характерных черт. В этом проекте предлагается использовать дополнительные модули бронирования, созданные на основе наработок по проекту «Меркава» Mk 4, а также системы предупреждения о лазерном или радиолокационном облучении. На командирской башенке вместо турели предлагается устанавливать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. Кроме того, ходовая часть получает гусеницу, заимствованную у танков израильской разработки.

Насколько известно, проект Sabra Mk 3 пока не заинтересовал потенциальных заказчиков, прежде всего Турцию. Предлагаемый вариант модернизации имеет заметные преимущества перед предыдущими, однако отличается большей стоимостью. Кроме того, на его перспективах сказываются планы турецкого командования, касающиеся развития бронетанковой техники. Таким образом, можно предполагать, что проект Sabra Mk 3 никогда не выйдет из стадии предварительной разработки и продвижения на рынке. Тем не менее, нельзя исключать, что этот проект может заинтересовать третьи страны, на вооружении которых до сих пор состоят старые танки американского производства. Заказ комплектов модернизации позволит обновить технику с заметным повышением ее характеристик до приемлемого уровня, но при этом сэкономить в сравнении с закупкой новой современной техники.

Проект модернизации танков M60A3 под названием Sabra представляет определенный интерес с технической точки зрения. Путем использования готовых комплектующих и разработки некоторых новых изделий израильским специалистам удалось создать оригинальной проект обновления устаревшей бронетехники со значительным повышением ее характеристик. Главными плюсами новых проектов можно считать использование 120-мм орудия и современной цифровой системы управления огнем. Такие нововведения позволили избавиться от устаревших 105-мм пушек и поднять огневую мощь танков на достаточно высокий уровень, сравнимый с ведущими зарубежными разработками.

Тем не менее, присутствуют и некоторые специфические минусы, прежде всего, связанные с модернизационным характером проекта. Танки M60 оснащались гомогенной броней, что наложило серьезные ограничения на повышение уровня защиты. Даже после установки дополнительного бронирования, в том числе с динамической защитой (Sabra Mk 2) уровень защиты танка может быть недостаточен для противодействия современным бронебойным снарядам или противотанковым ракетам.

Другой минус танка Sabra – сравнительно низкая подвижность. Даже после установки мощного 1000-сильного двигателя машина M60T имеет удельную мощность менее 17 л.с. на тонну, что ограничивает максимальную скорость, проходимость и другие параметры подвижности. Как следствие, по ряду параметров Sabra уступает современным и некоторым устаревшим танкам. При этом дальнейшее повышение мощности двигателя может быть невозможным из-за неприемлемого увеличения нагрузки на ходовую часть.

Проект Sabra разрабатывался в соответствии с заказом 2002 года, а модернизация танков проводилась в 2007-2009 годах. В результате этого сухопутные войска Турции получили 170 глубоко модернизированных бронемашин с повышенными характеристиками. Это позволило в определенной мере обновить материальную часть танковых подразделений, однако доля модернизированных танков M60T не слишком велика. Для сравнения, за последние годы Турция приобрела порядка 350 танков Leopard 2. Тем не менее, проект Sabra считается успешным, поскольку позволил без значительных затрат обновить часть устаревшей техники и повысить ее характеристики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: