0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк Merkava Mk.3 (Израиль)

Основной боевой танк Merkava (Израиль)

Характеристики основного боевого танка Merkava

Характеристики приведены для модели «Меркава» Mk 2. «Дор Далет». Обращаю внимание — 4 поколения танка (Mk 1-2 и Mk 3-4) представляют собой по-настоящему разные машины, поэтому данный обзор посвящен скорее первым двум моделям, в то время, как две последние заслуживают отдельного рассмотрения и здесь упоминаются только вскользь.

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

Читать еще:  Самоходная гаубица PzH 2000 (Германия)

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Боевое применение танка Merkava

Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10.
Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.

Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.

Танк «Меркава» – революционная колесница Бога

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Читать еще:  Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

Основные боевые танки (часть 7) – Меркава, Израиль

Израиль приступил к разработке своего собственного танка в 1972 году, в 1977 прессе были представлены первые фотоснимки опытных образцов танка «Меркава». Первый публичный показ танка состоялся в 1979 году в день независимости израильского государства. Специфика Израиля и особые конструкторские представления привели к созданию достаточно необычного основного боевого танка, обладающего рядом интересных особенностей.

Особенности израильского танкостроения

Это может показаться странным, но основные ограничения по массе и габаритам танков накладываются железнодорожными стандартами перевозок. Танковые подразделения необходимо быстро перебрасывать на большие расстояния, ОБТ не должны создавать проблем для ж/д платформ, проходить под мостами и туннелями. В Израиле изначально рассчитывали использовать танк лишь на своей компактной территории и осуществлять перевозки при помощи специальных автоплатформ. Габариты и масса не довлели над конструкторами, поэтому «Меркава» на сегодняшний день один из самых тяжелых в мире танков. Масса модификации Меркава Мк4 достигает 65 тонн, в ряде источников указывается значение в 70 тонн.

Особенности предполагаемого театра боевых действий задали узость географических и климатических возможностей танка. «Меркава» не предназначен для действий в условиях зимних холодов, бездорожья средней полосы, тропической влажности, болот. Его стихия – это пологие горы, сухая пустыня и субтропики, что до минимума снизило экспортный потенциал машины.

Повлияло на конструкцию и то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, расположенных на скатах высот. Исходя из такого способа ведения огня, предполагалась высокая вероятность попадания снарядов в башню танка. Именно поэтому конструкторы старались максимально возможно перенести боевое отделение из башни в корпус и уменьшить ее фронтальный силуэт.

Другим фактором стала повышенная забота о выживаемости экипажа боевой машины. Экипаж был размещен чуть ниже и сзади, чем на большинстве современных танков. Спереди танка установлены двигатель и трансмиссия, которые защищаются тяжелой литой бронеплитой, с внутренней стороны которой на некотором удалении установлена вторая бронеплита толщиной в 60 мм. Полость между ними занимает топливный бак. За двигателем монтируется еще одна бронеплита толщиной в 20 мм. Благодаря этому, экипажу танка была обеспечена серьезная защита от фронтальных попаданий.

Большое внимание при разработке танка было уделено вопросу удобной работы танкистов. Проектировщики, по сути, исходили из концепции, что танк – это дом для экипажа во время войны. В частности была предложена весьма спорная концепция круглосуточного применения танка, для чего предполагалась разместить в нем 2 экипажа – один воюет, другой отдыхает. При необходимости места резервного экипажа могли занять раненные. Такая концепция привела к созданию беспрецедентного в современном мировом танкостроении заброневого объема корпуса, что в свою очередь отразилось и на размерах танка. Возможность же перевозки людей внутри ОБТ поставила ряд экспертов в тупик, некоторые из них одно время даже пытались выделить «Меркаву» в отдельный подвид танков-БМП. Боевое отделение танка может использоваться для транспортировки военнослужащих и их имущества, а также позволяет эвакуировать с поля боя раненых. В кормовом бронелисте находится люк шириной в 600 мм., открывающий доступ к боевому отделению.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 (СССР)

На сегодняшний день известно 4 модификации данного танка. Самая первая «Меркава Мк1» уже не состоит на вооружении армии Израиля. Основными танками армии обороны Израиля являются соответственно модификации Мк2, Мк3 и Мк4. Первые модели танка Мк1 и Мк2 были вооружены 105-мм американской пушкой М68, имели менее мощные двигатели мощностью всего в 900 л.с., более простую СУО, а также, как показали боевые действия, в которых им довелось принять участие, недостаточное бронирование. В процессе модернизации танка израильские специалисты пошли по пути наращивания всех перечисленных параметров и избавления машины от выявленных детских болезней. Рассмотрим наиболее современные модели Мк3 и Мк4.

По заявлению английских экспертов Меркава Мк3 предстала почти новым танком, а не модернизированным Мк2. По-прежнему, ключевым вопросом для израильтян оставалось усиление защиты боевой машины. На ОБТ «Меркава Мк3» была применена модульная броня. Модули – специальные броневые блоки – крепились к корпусу и башне танка на болтах. Ими были усилены почти все уязвимые места машины. Бортовые экраны получили более совершенную броню. В отличие от западногерманского Леопарда-2 или советского Т-80У, у которых усиленная броня бортовых экранов расположена лишь в зоне механика-водителя, на «Меркаве» снарядостойкость бортовых экранов одинакова по всей длине корпуса. Башня танка прикрыта модульной броней сверху и с боков.

Одним из преимуществ использования модульной брони является возможность быстрой замены пораженных элементов даже в полевых условиях. По поводу использования модульной брони израильский генерал Израиль Тал заметил, что данный танк всегда будет вечно молодым, он не будет стареть, его броню всегда можно будет заменить более новой и совершенной. Особое внимание уделялось всеракурсной защите машины, которая была выполнена с учетом боевых действий в Ливане в 1982 году. Защищенность танка с кормы была увеличена за счет установки в кормовом бронелисте вместо отсеков аккумуляторных батарей и ФВУ (вентиляционно-фильтрационной установки) бронированных топливных баков. При этом аккумуляторные батареи были перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны, а фильтровентиляционная установка в кормовую нишу танковой башни.

В качестве основного оружия на танк была установлена 120-мм пушка, существенно увеличившая его огневую мощь. Данное орудие во многом аналогично немецкому Rh-120 и американскому М-256, при этом система отката ствола на израильском орудии более компактная. Стрельба из данного орудия возможна всеми типа боеприпасов немецкого и американского производства. Боекомплект орудия состоит из 48 выстрелов. Ствол орудия имеет термоизоляционный кожух, а в его средней части монтируется эжектор, служащий для удаления пороховых газов. Его демонтаж не требует снятия термоизоляционного кожуха, а замена ствола орудия производится без демонтажа башни.

Танковые выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах для обеспечения большей надежности. Пять выстрелов сразу готовы к бою и расположены на вращающемся полике башни. Магазин и полуавтоматическая система подачи боеприпасов к орудию является частью разрабатываемого АЗ. Сейчас же заряжающий загружает магазин боеприпасами из индивидуальных контейнеров. Подъем выстрелов осуществляется с помощью ножного привода, после чего заряжающий вручную посылает их в казенник. Израильтяне считают, что подобная схема позволяет добиться компромисса между относительно простым механизмом заряжания, который облегчает работу наводчика и увеличивает скорострельность, и требованием военных настаивающих на наличии танкового экипажа из 4 человек.

На танке была усовершенствованна система управления огнем, производимая компанией Элбит. Наводчик получил новый прицел с возможностью автоматического сопровождения цели, с независимой от положения ствола пушки стабилизацией оси, с 12-кратным увеличением и лазерным дальномером. Ночной канал прицела наводчика обладает 5-кратным увеличением. Командира получил также стабилизированный перископический прицел с 14-4 кратным приближением и независимым ночным каналом. Прицел командира танка связан с прицелом наводчика оптическим каналом и позволяет командиру осуществлять целеуказание. Электрогидравлические приводы наведения орудия и разворота башни были полностью заменены на электрические, для повышения безопасности.

Впервые в истории западного танкостроения танк получил систему предупреждения об электромагнитном облучении. 2 широкоугольных датчика устанавливаются по бортам кормовой части башни, один – над стволом орудия. Все 3 датчика обеспечивают круговой обхват, передавая информацию об азимуте источника облучения на небольшой дисплей, расположенный рядом с рабочим местом командира.

За подвижность танка отвечал более мощный форсированный двигатель AVDS-1790-9AR – 1200 л.с. (модели Мк1 и Мк2 имели двигатели мощностью 900 л.с.) и усовершенствованная гидромеханической трансмиссия. Применение такого двигателя позволяло 63-тонной машине разгоняться по шоссе до 60 км/ч. Первые танки данной модели начали поступать на вооружении израильской армии в начале 1990-х годов, стоимость одного танка составляла – 2,3 млн. долларов.

Новый израильский ОБТ Меркава Мк4 был впервые показан публике в 2002 году. В 2004 году армия получила первый батальон, укомплектованный данными танкам. На танке была значительно переработана конфигурация броневых модулей башни, танковое орудие получило маску. Значительно было усилено бронирование крыши башни, которое теперь покрывает всю крышу, а не только переднюю ее часть. В результате этих мер, заряжающий лишился люка, на крыше остался только люк командира. Масса танка достигла 65 тонн.

Для того чтобы сохранить подвижность на танке впервые был установлен дизельный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (все предыдущие были воздушного) мощностью в 1500 л.с. Компоненты данного дизеля производятся немецкой фирмой MTU, затем собираются в США по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems и экспортируются в Израиль под названием силовая установка GD 883. Двигатель смонтирован в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.

На танке было установлено усовершенствованное 120-мм орудие, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. Вместе с орудием теперь трудится новый усовершенствованный электрический барабанный механизм, подающий снаряды заряжающему и рассчитанный на 10 снарядов, остальные, как и прежде хранятся в огнеупорных индивидуальных контейнерах в кормовой части танка.

СУО танка была усовершенствована. В частности дальнейшее развитие получили тепловизионный канал, автоматический прибор сопровождения цели и панорамный прицел командира танка. В кормовой части танка была размещена видеокамера, которая помогает водителю ориентироваться при движении задним ходом.

Впервые в истории западного танкостроения Меркава Мк4 получил комплекс активной защиты от противотанковых ракет – Trophy. Комплекс работает в автоматическом режиме и отслеживает цели в секторе 360 градусов. На дальности в несколько десятков метров 4 РЛС смонтированных по периметру башни обнаруживают противотанковый боеприпас и отдают команду на его уничтожение. Расчетная стоимость танка – 3,7 млн. долларов, расчетная стоимость комплекса активной защиты Trophy не более 10% от его стоимости.

Военное дело — Линкор пустыни

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector