Основной боевой танк Merkava Mk.4 (Израиль)
Основной боевой танк Merkava (Израиль)
Характеристики основного боевого танка Merkava
Характеристики приведены для модели «Меркава» Mk 2. «Дор Далет». Обращаю внимание — 4 поколения танка (Mk 1-2 и Mk 3-4) представляют собой по-настоящему разные машины, поэтому данный обзор посвящен скорее первым двум моделям, в то время, как две последние заслуживают отдельного рассмотрения и здесь упоминаются только вскользь.
История создания танка Merkava
Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.
Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1
По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.
Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.
Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка
Конструкция танка Merkava
Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.
В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.
Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.
В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.
Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.
Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.
Танк «Меркава» Mk 2
Модификации танка Merkava
«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.
«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.
«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.
«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.
«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.
Танк «Меркава» Mk 3
«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.
«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.
Боевое применение танка Merkava
Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10.
Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.
Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина
Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.
Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.
Израильский танк «Меркава» Mk.4
Меркавá на иврите означает колесница. Правда, за малой распространённостью колесниц в современном Израиле «Меркавами» называют теперь детские коляски. Первый танк этой серии был произведён ещё в 1979 году. К войне 1982 г. в израильских войсках было уже 200 таких танков, семь из которых в ходе войны было потеряно.
С учетом опыта, полученного в результате применения танка «Меркава» в боевых действиях, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка с усиленной броневой защитой и повышенной проходимостью. В 1990 году танк снов модернизировали, и вооружили 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой вместо применявшегося рани 105-миллиметровго нарезного орудия.
Последней модификацией танка является «Меркава» Симан 4, чаще всего обозначаемая у нас как «Меркава» Mk.4.
Боевая масса танка «Меркава» достигла 70 тонн. Длина танка с пушкой вперёд составляет 9040 мм, а длина корпуса –7450 мм. Ширина танка составила 3720 мм, а клиренс из-за установки дополнительного бронирования днища уменьшился с 530 до 430 мм. Правда, уменьшение клиренса сыграло скорее отрицательную роль, не только снизив проходимость, но и увеличив вероятность подрыва на противоднищевой мине, а защищённость днища «Меркавы» улучшилась незначительно.
В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на Меркаве Mk.4 установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» с водяным охлаждением мощностью1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Renk RK 325.
Как и у прежних «Меркав», моторно-трансмиссионное отделение танка «Меркава» Симан 4 расположено спереди, и на сегодняшний день это единственная выпускаемая модель танка с передним расположением МТО. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых.
Благодаря перегруженности передних катков, Меркава отлично застревает в грязи.
Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.
Хвалёная система пожаротушения всё равно не спасает «Меркаву» от пожара.
Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет200 ммпод углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО –40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления –80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в60 ммстальной гомогенной брони.
Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления, так что механик-водитель двигателем не защищён, как не защищено и всё то, что находится у него за спиной. Поэтому при стрельбе по «Меркаве» с фронтального направления следует целить в левую часть силуэта, а засады на танковые колонны лучше всего устраивать слева от пути прохождения «Меркав».
Высокий силуэт «Меркавы» делает её отличной мишенью.
Значительно изменилась и конфигурация броневых модулей башни «Меркавы», орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах – осталась лишь решётка выхлопа с правой стороны. Модернизации подверглись 60-мм миномёт, предназначенный для самообороны экипажа, и ходовая часть.
Верхняя лобовая деталь танка «Меркава» теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу.
Танк «Меркава» Mk.4 оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»).
Благодаря плохому обзору, который лишь незначительно улучшился при ликвидации выпуклости лобовой детали, «Меркава» часто попадает в аварии, и значительное число танков губится в небоевой обстановке.
На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов, хотя в основе остаётся всё то же 120-мм гладкоствольное орудие фирмы Рейнметалл с первоначальной длиной ствола в 44 калибра, которую в Израиле удлинили до 51 калибра. Через ствол пушки можно выпускать и ПТУР «Лахат», который атакует цель сверху под углом в 30 градусов.
Для подсветки цели на конечном участке полета могут использоваться БПЛА, пехотинцы с лазерными целеуказателями или другие танки. Первоначально ПТУР «Лахат» предназначался для 105-мм пушки, и потому его диаметр равен104,5 мм.
В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. «Меркава» Mk.4 была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году на «Меркава» Mk.4 были перевооружены ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.
Из-за неправильной центровки танка при стрельбе «Меркава» сильно раскачивается, что вынуждает производить следующий выстрел лишь после затухания колебаний. Это сводит к нулям все преимущества, даваемые «Меркаве» полуавтоматическим заряжанием.
Танки «Меркава» Mk.4 участвовали во второй ливанской войне в 2006 году. Всего в конфликте было задействовано 400 танков «Меркава» различных моделей. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава» Mk.4, через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Из 24 участвовавших в наступлении танков 11 были подбиты противотанковыми ракетами, а восемь членов экипажей погибли.
Из-за большой массы танк «Меркава» по дорогам своим ходом не перемещается, а перевозится исключительно на танковозах.
Всего за первые дни конфликта было подбито около 50 танков «Меркава» Mk.4, после чего цахальное руководство было вынуждено отвести новейшие «Меркавы» во второй эшелон. С этого момента «Меркавы» стали использовать в качестве самоходных артиллерийских установок для обстрела переднего края обороняющихся, поскольку величина возвышения танковой пушки и квалификация наводчиков не позволяли им вести навесной огонь по целям в глубине городской застройки укрепрайонов. Оставшаяся без танкового прикрытия пехота штурмовых групп понесла существенные потери.
Тенденции модернизации танка Merkava Mk-4 ( Израиль)
Танк Merkava Mk-4 находится на вооружении израильской армии с 2002 года и является главным бронетанковым средством ведения боевых действий. Часть войск регулярного назначения в составе 401-й бригады перевооружились на новые боевые машины в 2005 году, а 7 бригада окончит перевооружение в 2013 году. К этому времени должны поменять боевые машины и подразделения бригады резервистов Израиля. Бронетехника участвовала в боевых действиях, по итогам которых проведена модернизация боевой техники.
Merkava Mk-4 BAZ – улучшенная модификация Merkava Mk-4
Сокращение BAZ произошло от Barak Zoher (переводится как «Сияющая Молния»), упрощенного названия обновленного комплекса управления огнем, который изготовлен фирмой Elbit Ltd (Израиль). Отличительной чертой данного комплекса является способность к следованию за мишенью в автоматическом режиме, что сильно увеличивает возможность попадания в объект с одного выстрела. Кроме того, эта особенность позволяет танкам противостоять воздушным низколетящим объектам, причем с применением штатного боеприпаса. Дополнительно комплекс оснащен командирской панорамной оптикой независимого типа. Администрация MANTAK, отвечающая за внедрение новых технологий в танк Merkava Mk-4 , поясняет, что аббревиатура BAZ относится не к конкретной модификации манка Merkava (Mk-4, Mk-3 или другая), а только к той, где применена обновленная система управления огнем (СУО).
Так, как только администрацией MANTAK в 1995 году было заявлено, что Merkava Mk-3 BAZ будет оснащаться обновленной СУО Knights Mk4, то инженеры Elbit Ltd мгновенно переключились на создание системы управления огнем TADIR с индексом I для Merkava Mk-4, которую держали в разработке до следующего столетия.
Руководством сил самообороны Израиля было принято решение, что система активной защиты брони (САЗБ) танка должна быть инсталлирована в боевую машину за десятилетие, причем по очереди, сначала система IMI, а после – комплекс Rafael. Компания IAI через свое техподразделение должна была заниматься установкой антиРЛС-датчиков. В 1999 году закончились тестовые испытания почти 10 разрабатываемых танков Mk-4, и боевая машина была направлена на динамические испытания, чтобы на марше протестировать новые агрегаты, например, обновленный германский 1500-сильный дизель MTU марки 883, который выиграл конкурсный отбор. Но вопрос уперся, как всегда, в слабое финансирование проекта, и по оснащению Mk-4 становился значительно дороже. Тогда было принято решение начать выпуск лицензионных агрегатов компании General Dynamics(США), а деньги на дальнейшее перевооружение взять по американской партнерской программе. К началу выхода Mk-4 «в серию» САЗБ Trophy была пока в разработке, ее не успели завершить из-за финансовых проблем. Серийный выпуск бронетехники начался без САЗБ, но возможность ее монтажа предусмотрена.
Эти боевые машины израильское командование вплотную использовало в военных действиях против движения « Хизбалла» в 2006 году, и результаты были неутешительные. Несмотря на это, именно боевые действия спасли почти проваленную программу от ее аннулирования правительством страны. Разработки САЗБ были продолжены, нашлись деньги. Администрация MANTAK определились с выбором, оставив Iron Fist от компании IAI и нескольких систем Aspro, разработанной компанией Rafael. Теперь САЗБами оснащаются не только Mk-4, но и более ранние модификации, типа Mk-2 и даже более легкая боевая техника. Сейчас можно уже увидеть Merkava Mk4 с улучшенной САЗБ Aspro С, с основным вариантом поставки Aspro A, а с 2011 года уже выпускаются Merkava Мк-4 BAZ и Merkava Mk-4M с обновленной и адаптированной Aspro.
После анализа неудач в боевых действиях 2006 года администрация MANTAK получило санкцию на оснащение ста танков САЗБ Trophy II, СУО BAZ Knight Mk4 Tadir SharpShooter и двигательно-трансмиссионными агрегатами L3 с 1500 – сильным мотором от американской компании General Dynamics.
Следующим на повестке дня встал вопрос о доработке всех принятых на вооружение средних танков Merkava Mk-4 в количестве 400 штук до уровня обеспеченности BAZ, который в то время уже изготавливался по заказу сил самообороны Израиля. САЗБ Trophy II вышла в «серию» в 2007 году с двумя превалирующими особенностями. Первая — создание системы идентификации режима «Дуплекс», когда танк находится под огнем систем с различными типами боеприпасов. Вторая — возможность перезарядки САЗБа экипажем изнутри. Как достоинство, отмечается возможность противодействия прямому попаданию кумулятивного снаряда.
Первая серия из 30 боевых машин Mk-4 BAZ сошла с конвейера в начале 2009 года, вторая – через полгода, а третья группа танков – в канун 2011 года. Все эти действия оборонного ведомства – попытка учесть ошибки военной компании в 2006 году в Ливане. Вместе с этим в 2009 году начался монтаж САЗБ Trophy на все действующие машины Mk-4, а далее и на Mk-3. Позже план доработки техники был дополнительно усилен новой САЗБ Trophy II.
Новые заявки на две следующие партии Trophy II, а также первая заявка на конкурентную САЗБ от фирмы IMI Iron Fist для тяжелого бронетранспортера Nemer были оформлены новым руководителем оборонного ведомства Эхудом Бараком. Завершение доработки «серии» Mk-4 планируется на 2012 год.
Первые танки Merkava Mk-4 BAZ образца 2007 года были оснащены системами управления огнем TADIR, ASPRO и новыми навесными бронеэлементами, которые имеют лучшие динамические характеристики, чем броневой комплекс Chobham. Башенная часть танка модернизирована, с нее удалили почти все цепи. Батальон в составе 30 боевых машин закончил процесс боевого обучения подразделений и был дислоцирован в 2009 году на Голанских высотах.
Merkava Mk-4 LIC – израильский танк для боев в городе
Merkava Mk-4 LIC, базой которого явились боевые машины Merkava Mark III BAZ или Mark IV BAZ, выпускались уже адаптированные под бои в условиях населенного пункта.
В башенной части этого изделия смонтирована «спарка» пулеметов калибра 12,7 мм (вместо штатного 7,62 мм), которая создает довольно высокую плотность огневого удара без применения артиллерийской части. Использование танковой пушки малоэффективно в городе, да и это приведет к большому количеству убитых и раненных среди жителей населенного пункта. Здесь применен модуль управления огнем дистанционного действия, который позволяет экипажу вести огневой налет из-под брони танка.
Все места танка, традиционно подверженные для поражения стрелковым оружием и осколками гранат, защищены специальной особо крепкой металлической сеткой, предохраняющей оптику, вентиляционные устройства и двигательные выхлопные отверстия от поражения оружием ближнего боя. Имеются специальные гусеничные башмаки для сохранения асфальтового покрытия, а светодиодная оптика делает возможным движение в условиях плохой видимости по городу и в ночное время.
Израильский танк Merkava Mk-4M с Aspro
После военного конфликта 2006 года руководство сил самообороны Израиля согласилось на оборудование боевых машин САЗБ ASPRO A (в других источниках – Trophy) производства местной фирмы RAFAEL. Aspro создана таким образом, что предотвращает атаки противника с разных сторон, допуская невысокую степень риска поражения пехотных подразделений, которые под прикрытием танков выполняют совместные задачи. Система активно противостоит как кумулятивной струе, так и динамическому воздействию взрывателей боеприпасов ударного типа. Aspro имеет несколько модификаций для установки на БТР и легкие боевые машины.
Танки, оборудованные САЗБ ASPRO A, известны как Merkava Mk-4M. Их серийное производство было запущено в конце 2008 года, а весной следующего года – они появились в израильских боевых частях и соединениях. В марте нынешнего года они прошли испытание в боевых действиях в секторе Газа.
Летом 2010 года основной танк Merkava Mk-4 c ASPRO A был презентован на показе вооружений Eurosatory 2010.
Существует возможность инсталляции в системы управления модуля R-РМО для ведения боя и комплексов THOR и Trophy (ASPRO-А) от фирмы Rafael.
R-РМО — боевое модульное устройство для управления картиной боя из-за брони
Thor — система уничтожения различных подрывных устройств с применением лазерного луча большой мощности.
В конце 2006 года фирма Рафаэль (Израиль) и фирма General Dyanmics (США) договорились о поставках Thor для нужд американского военного комплекса. По этому договору Thor может быть инсталлирован, как на самоходные боевые машины, так и на «беспилотники», которые использует в своих интересах армия США.
ASPRO A (Trophy) компании RAFAEL(Израиль) – САЗБ, которая используется новыми танками Merkava Mk4M.
Комплектность комплекса представлена четырьмя сенсорами — радар, система опознавания «свой-чужой», система измерений и электронно – оптической разведки Elta II, которая идентифицирует боеприпасы, которыми противник наносят поражение живучести танка, а также система определения вражеских коммуникаций, работающая на прием излучения. Все приборы синтезируют полученные данные, постоянно вводя корректуры в координаты целей и необходимых меток, сопровождают помеченные цели. Многолучевой радар производит непрерывное круговое сканирование местности, используя как плоские секции приемника на передней и задней части боевой машины, так и антенную решетку, смонтированную по центру.
В конце лета 2007 года все та же фирма Рафаэль заявила о «чудо – броне», которая получила сокращенное обозначение M-TAPS. По словам конструкторов, это будет качественно новым шагом в броневой защите танков и боевых машин, новой технологией в изготовлении дополнительной броневой защиты навесного типа. Создание этой новой «одежды» танка считается гигантским шагом вперед в технологиях новой генерации, ее характеристики гораздо выше, чем у брони типа Chobham, которая применяется на многих броневых комплексах блока NATO. Это навесная броневая составная защита пассивного типа, которая служит препятствием от нанесения противотанковых ударов обновленными средствами вооруженных сил- стран вероятного противника, такими как двойные ракеты и ракеты с тандемной боеголовкой. М-TAPS конструктивно создан в модульном варианте и существует возможность монтажа комплекса в боевых ситуациях. Доказана эффективность применения системы против самодельных мин, гранат и снарядов, мин с ударным ядром и бронебойных снарядов 30 мм пушки, стоящей на вооружении стран НАТО Bushmaster. Новый броневой комплекс будет монтироваться БМП Badley (США), а с 2008 года она уже применяется на технике MRAP-II корпуса морпеха США.
Продолжаются тестовые полевые испытания по применению ракетных выстрелов с использованием канала ствола 120 мм гладкоствольного орудия. Опытные образцы таких боеприпасов различного наименования уже имеются.
Боеприпасы для танка, наилучшим образом отвечающие требованиям современного боя, которые имеют большую дальность стрельбы и оснащены бортовой системой искусственного интеллекта, произведены израильскими корпорациями IMI и RAFAEL в генеральном проекте с компанией Raytheon Corporation (США). Инженерами и конструкторами этих предприятий был создан танковый выстрел, который имеет дальность стрельбы свыше 10 миль, оборудованный бортовым навигационным комплексом GPS, который помогает находить цель с ее последующим поражением в радиусе трех ярдов. Боеприпас с системой целеуказания через спутник дает возможность экипажу танка, не выходя из-за брони, подавлять цели противника, не проводя последующего контроля совершенного выстрела, настолько эффективным является созданный боеприпас. Подсветка намечаемых целей организуется с помощью лазерного источника. Она осуществляется беспилотными летающими средствами либо другим экипажем танка. Этот 120 мм боеприпас GPS EXCALIBUR уже стоит на вооружении Merkava Mk-4 BAZ.
Так как эта новинка способна к ликвидации обозначенной цели с одного выстрела, существенно снижается количество требуемых боеприпасов для боевой машины. Это значительно уменьшит напряженность в работе тыловых подразделений при подвозе и доставке танковых выстрелов. «Искусственный интеллект» минометного боеприпаса – альянс компьютерного устройства, навигационной и директивной аппаратуры, который работает в режиме «онлайн».
В 2007 основной танк Merkava Mk-4 B начал использовать новые 120 мм выстрелы АРАМ израильской фирмы IMI. Основная цель применения этих снарядов – уничтожение и подавление действий мотопехотных подразделений противника. Выстрел представляет собой кассетный снаряд, который после выхода из канала ствола подразделяется на 6 отдельных боеголовок, обеспечивающих зону поражения цели воздушными разрывами по принципу шрапнели. Использование таких видов боеприпасов показывает высокую эффективность при ведении противником городских боев по принципу «партизанской» войны.
Автоматическая система заряжания боеприпасов барабанного типа емкостью 10 выстрелов.
При производстве заряжания задействуется компьютеризированный микропроцессорный «автомат» по выбору вида выстрела.
Она работает от электропривода и рассчитана для 120 мм боеприпасов. Этот комплекс защищен от прямого попадания и защищает экипаж в случае самоподрыва, находясь в изолированном отсеке башенного комплекса. Управляется из боевого отсека бронемашины. Программа системы рассчитана на выбор из 10 различных видов танковых выстрелов, которые подлежат пополнению при необходимости.
Фирма Soltam (недавно была приобретена концерном Elbit) подготовила к поставке в танковый комплекс Merkava стационарный противопехотный 60-мм командирский миномет. Монтируется в командирском отсеке, предназначен для ведения огня минометными выстрелами через отверстие в корпусе танка. Дальность стрельбы до 2700 метров. Боекомплект составляет 30 выстрелов. Прицеливание и ведение огня проходит в автоматическом режиме с использованием компьютерных программ. Область применения – локальные вооруженные конфликты, «партизанская» война, бои в городе