1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк T-72M2 Moderna (Словакия)

Основной боевой танк T-72M2 Moderna (Словакия)

Словацкая версия модернизации Т-72. Производство танков Т-72 в Чехословакии было сосредоточено на двух заводах ZTS в словацких городах Мартин и Дубница. Завод в Мартине производил шасси и осуществлял окончательную сборку боевых машин, а завод в Дубнице занимался изготовлением башен. Производство Т-72 на этих предприятиях полностью завершилось в 1993 году выполнением сирийского заказа на 250 машин. Более чем скромные потребности словацкой армии с лихвой были перекрыты в результате раздела военной техники ЧНА — к 1995 году Словакия располагала 272 ганками Т-72М1. В результате было решено сосредоточиться на модернизации и разработке экспортных образцов в сотрудничестве с иностранными фирмами.

Первым плодом этого международного сотрудничества уже в конце 1994 года явилась разработка программ модернизации VEGA и VEGA+. Эти программы предусматривают в первую очередь, установку на танк новых автоматизированных СУО производства бельгийской компании SABCA без каких-либо изменений башни или оборудования танка. Модернизированные по программам VEGA и VEGA+ образцы танков T-72M1 были изготовлены в 1996 году и получили обозначение T-72M1-A. Кроме установки новой СУО на этих танках смонтировали ДЗ DYNA. С целью сохранения подвижности машины ни прежнем уровне (а масса танка из-за установки ДЗ увеличилась на 3,5 т) был установлен новыи двигатель S-12U, польский форсированный вариант штатного дизеля В-46.

В 1995 году Словакия представила новую модернизацию танков T-72M1 по программе LYRA. Модернизированные в соответствии с ней машины получили обозначение T-72M2 Moderna. Особенностью этих танков является новая СУО SRP, которая обеспечивает равные возможности, как для наводчика, так и для командира танка в использовании танковой пушки. Помимо элементов, взятых от танка T-72M1, новая СУО включает в себя также тепловизионный прицел наводчика TIGS, панорамный прицел командира танка MVS580 (точно такой же установлен на французском танке Leclerc), мультипроцессорный электронный блок управления башней, усовершенствованные датчики условий стрельбы.

Первые образцы танков T-72M2 Moderna, кроме 125-мм пушки, были вооружены двумя 20-мм автоматическими пушками Oerlikon-Contraves КАА-001, которые синхронно перемешались в вертикальной плоскости. На более поздней машине, получившей обозначение T-72M2 Moderna-2, эnи две пушки были заменены одной 30-мм автоматической пушкой 2А42, которая устанавливается на турели с правой стороны башни. С целью повышения защищенности танка на нем установлена динамическая зашита 2-го поколения DYNA-S и система предупреждения о лазерном облучении LIRD-4D. Данная модификация машины активно предлагается для поставок на экспорт, но пока заказов от иностранных заказчиков на неё не поступало.

Достоинствами T-72M2 Moderna являются сравнительно невысокая цена и возможность производить все элементы машины на отечественных предприятиях. Среди недостатков — cлабее двигатель (на 150 л.с. меньше мощность по сравнению с украинским 6ТД), что при практически одинаковой массе с Т-72МП ухудшает ходовые качества, малый угол подъема вспомогательной 30-мм артустановки (30°), который делает невозможным эффективный огонь по самолетам или верхним этажам зданий, отсутствие системы генерации активных помех вражеским ПТРК, упрощенное радиоэлектронное оборудование.

Словацкая модернизация советского танка. Т-72М2 Moderna

В середине семидесятых годов чехословацкий завод ZTS Dubnica получил техническую документацию для лицензионного производства советских основных танков Т-72М. В течение следующего десятилетия предприятие выпустило несколько сотен машин, которые поставлялись армиям Чехословакии и других стран социалистического блока. Из-за геополитических процессов, захлестнувших Восточную Европе в конце восьмидесятых чехословацкий завод стал снижать темпы производства. Потенциальным заказчикам было не до закупок бронетехники, из-за чего в истории завода ZTS Dubnica начались тяжелые времена. Еще одним серьезным ударом по предприятию стали заявления руководства страны: в 1990 году новая власть пообещала закрыть военные производства на территории Чехословакии.

Читать еще:  Самоходная гаубица M109A3G (США)

После распада Советского Союза танкостроители из Дубницы-над-Вагом остались без поддержки «старшего товарища». В связи с этим конструкторы завода ZTS начали работу над собственными вариантами модернизации танка Т-72М. Изменение внешней политики Чехословакии привлекло внимание зарубежных производителей вооружений и военной электроники, что можно было использовать для совершенствования танков. Однако такое сотрудничество до определенного времени было невозможным. Его началу мешала масса политических и экономических проблем. Из-за этого завод ZTS Dubnica смог объединить усилия с зарубежными организациями лишь после распада Чехословакии.

В течение буквально нескольких недель после распада страны военные независимой Словакии пришли к выводу о необходимости создания собственного танка, способного противостоять зарубежным боевым машинам. Ввиду не слишком больших возможностей предполагалось временно ограничиться лишь глубокой модернизацией имеющегося Т-72М. Военное ведомство выдало требования к новой машине, а также намекнуло танкостроителям, что им придется делать танк, пригодный для поставок на экспорт, поскольку экономические возможности словацкой армии были недостаточными для сохранения полноценного производства.

Именно с прицелом на продажу третьим странам для оснащения нового танка были выбраны зарубежные электронные системы. В качестве партнеров в деле модернизации Т-72М предприятие ZTS выбрало французскую компанию SFIM и бельгийскую SABCA. Эти зарубежные организации стали основными партнерами и поставщиками словацких танкостроителей. Проект модернизации, получивший название Т-72М2 Moderna (иногда встречается обозначение Т-72М1), создавался с учетом максимального использования имеющихся возможностей и, как следствие, минимального изменения конструкции боевой машины.


Для улучшения ходовых качеств танк Т-72М2 получил новый дизельный двигатель S12U мощностью 850 лошадиных сил. Этот двигатель представлял собой словацкую версию советского В-46, доработанную и форсированную. Трансмиссия также подверглась модернизации из-за более мощного двигателя. Забегая вперед, стоит сказать, что готовый танк «Модерна» после всех нововведений потяжелел до 43,5 тонны. Однако благодаря применению более мощного двигателя удалось немного улучшить ходовые качества. К примеру, средняя скорость по пересеченной местности увеличилась примерно на 10%. Также удалось немного снизить расход топлива. Этого добились при помощи новой системы управления двигателем со встроенной ЭВМ. Прибор DSM-16 французского производства мог собирать информацию о работе двигателя и своевременно уведомлять механика-водителя об имеющихся проблемах.

Большим изменениям подверглись системы защиты танка. На место стандартной динамической защиты базового танка на «Модерне» установили новый комплекс DYNAS. Характерными коробками этой системы покрыли лоб башни и корпуса, а также большую часть бортов. Для противодействия различным системам, использующим оптические каналы или лазеры, танк Т-72М2 получил универсальные дымовые гранатометы Galix. Утверждалось, что они могли стрелять дымовыми гранатами, ложными тепловыми целями, а также специальными осколочными боеприпасами, предназначенными для поражения вражеской пехоты. Также в состав комплекса защиты включили аппаратуру обнаружения облучения лазером, системы защиты от оружия массового поражения и т.п. Особо подчеркивалось, что система пожаротушения DEUGRA способна погасить огонь в боевом отделении всего за 150-200 миллисекунд.

Башенное оружие танка осталось прежним – 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46 и 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с ним. При этом системы, предназначенные для управления вооружением, были почти полностью изменены. Оборудование для нового танка Т-72М2 создавалось с расчетом на упрощение модернизации. Большая часть приборов могла устанавливаться на места старых без дополнительных доработок. Так, имевшаяся в составе системы управления огнем VEGA тепловизионная аппаратура TIS по своим габаритам соответствовала прицелу наводчика ТПН-1. Благодаря этой особенности TIS можно было устанавливать на это же место, причем органы управления и перископический блок прицела оставались на своих местах. СУО VEGA также совместили со старым лазерным дальномером и имевшимися на базовом танке системами наведения. Стоит отметить, основная масса приборов в составе системы управления огнем представляла собой новые разработки. Это были баллистический вычислитель, набор датчиков и т.п. аппаратура французского и бельгийского производства.


Для упрощения производства танков Moderna и аппаратуры для них рабочее место командира предложили оборудовать панорамным прицелом SFIM VS-580. Примечательно, что этот прицел к тому времени использовался на бельгийских танках Leopard 1, французских AMX-56 Leclerc и нескольких других современных основных танках. Стабилизированный в двух плоскостях панорамный прицел VS-580 позволял производить наблюдения всего окружающего пространства без мертвых зон по азимуту. Прицел давал возможность находить цели до того, как они войдут в зону поражения, а после приближения на нужную дистанцию целиться и атаковать их.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-100П «Объект 105» (СССР)

Также разрабатывалась новая СУО VEGA Plus с более высокими характеристиками. Она отличалась от изначальной системы VEGA наличием нескольких модулей, повышавших ее характеристики и удобство использования. Насколько известно, VEGA Plus на прототипы нового танка не устанавливалась.

Комплекс вооружения перспективного танка Т-72М2 дополнили двумя дополнительными орудиями. В специальных подъемных контейнерах в задней части башни разместили две автоматические пушки KAA-200 калибра 20 миллиметров с боезапасом. Управление орудиями привязали к панорамному прицелу командира. Механика позволяла наводить пушки по вертикали в пределах от -4 до +35 градусов. Горизонтальное наведение предполагалось выполнять при помощи поворота всей башни. Дополнительные малокалиберные орудия предназначались для поражения легкобронированной техники и живой силы противника на земле, а также для уничтожения низколетящих летательных аппаратов, находящихся в зоне обстрела. Первоначально на прототипах танка «Модерна» устанавливались две 20-мм пушки. Однако в дальнейшем, ввиду неоднозначности полученных характеристик, их заменили одной 30-миллиметровой 2А42, заимствованной у советской боевой машины пехоты БМП-2.

Значительным изменениям подверглась аппаратура связи. С танка сняли все имеющиеся устройства, а на их место установили новую радиостанцию BAMS. Она работала в диапазоне частот от 30 до 108 МГц и имела возможность быстрой смены рабочей частоты. Кроме того, радиостанция позволяла не только осуществлять голосовую связь, но и передавать данные в цифровом виде. В BAMS интегрировали цифровое танковое переговорное устройство с активным шумоподавлением. После небольшой настройки системы связи танка Т-72М2 позволяли обмениваться информацией с любым современным танком Европы.

Танк Т-72М2 Moderna несколько раз демонстрировался на выставках, начиная с 1993 года. Он позиционировался не только в качестве новой боевой машины для словацких сухопутных войск, но и как танк, доступный для покупки третьими странами. В рекламе «Модерны» постоянно упоминался тот факт, что этот танк стал первой совместной разработкой стран Западной и Восточной Европы после окончания Холодной войны. Однако такое «преимущество» никого не заинтересовало. Большинство стран, имевших на вооружении танки Т-72, по экономическим причинам не могло заказать их модернизацию до состояния «М2». Прочие потенциальные покупатели из Европы, в свою очередь, вообще не нуждались в танках на базе советского Т-72.

В результате танк «Модерна» остался невостребованным. Зарубежные заказчики им не заинтересовались, а вооруженные силы Словакии испытывали серьезные проблемы с финансированием. Из-за этого Т-72М2 не пошел в серию, а построенные прототипы (в разных источниках упоминается не более двух машин), согласно некоторым данным, были переоборудованы в Т-72М и отправились в строевые части.

Основные боевые танки (часть 13) – T-72M2 Moderna (Словакия)

Необходимо признать, что основной боевой танк Т-72, созданный в 70-х годах прошлого столетия и который представлен тысячами единиц по всему миру, по-прежнему остается самым используемым и сегодня. Он имеет успешную конструкцию, вооружен ныне популярной, 125-мм гладкоствольной пушкой с полным автоматом заряжания. Оптимальный угол наклона брони и низкий силуэт танка Т-72 делают его по-настоящему грозной боевой машиной, в которую сложно попасть и которую очень тяжело уничтожить.

Однако наряду с достоинствами у танка Т-72 есть и существенные недостатки. Несмотря на то, что его заряжаемая автоматически пушка обеспечивает высокую скорострельность, которая превышает аналогичные пушки, установленные на танках других государств, это преимущество нивелируется наличием устаревших оптических приборов, системы управления огнем, вычислителями, датчиками и средствами связи данного танка. Кроме того, его основная бронированная защита не всегда может противостоять противотанковым системам оружия последнего поколения. С целью доведения Т-72 до уровня отвечающего современным требованиям защиты и взаимодействия на поле боя многие армии идут на вложение денег в модернизацию танков, это позволяет при минимальных затратах получить в свое распоряжение уникальную по своим тактико-техническим данным боевую машину.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

Армии бывшего Варшавского договора находятся в особенном положении. Стремясь к объединению с западными организациями безопасности, они признают необходимость доведения собственных бронированных машин до технического уровня их бывших вероятных противников. Основная проблема заключается в том, что у большинства государств нет финансовых ресурсов для реализации этого путем приобретения новых машин. Единственным и наиболее реальным выходом является модернизация и так называемая «вестернизация» (усовершенствование по западному образцу) наиболее качественно разработанных в СССР танков, имеющихся у них на вооружении на текущий момент, то есть танков Т-72.

Наиболее ярким примером в этом вопросе является ситуация с модернизацией Т-72 в Словакии. После распада Чехословакии, новое государство Словакия столкнулось с проблемой обеспечения собственных вооруженных сил современными танками, которые бы отвечали требованиям по защите и управлению. В результате было принято решение модернизировать Т-72, которые ранее производились на территории государства по лицензии СССР. После оценки предложений различных западных компаний французская фирма SFIM была выбрана в качестве основного партнера для сотрудничества, а бельгийская компания SABCA-основным поставщиком комплектующих. Было также подписано важное соглашение, которое гарантировало участии словацкой промышленности в модернизации танка и обеспечивающей 40% производства всех комплектующих.

Первым плодом этого интернационального сотрудничества уже в конце 1994 г. явилась разработка программ усовершенствования VEGA и VEGA+. Эти программы, прежде всего, предусматривали установку на танк совершенно новых автоматизированных СУО изготовленных бельгийской компанией SABCA без внесения каких-либо изменений башни или технического оборудования танка. Усовершенствованные по программам VEGA и VEGA+ образцы основных танков T-72M1 были собраны в 1996 году и получили условное обозначение T-72M1-A. Кроме выше указанной установки новой СУО на данных танках смонтировали ДЗ DYNA. Для сохранения маневренности боевой машины ни прежнем уровне, это связано с тем, после установки ДЗ масса танка увеличилась на 3,5 тонны, было принято решение установить новый двигатель S-12U, который является польским форсированным вариантом штатного дизеля В-46.

В 1995 г. Словакия представила очередную модернизацию танков T-72M1 проведенную по программе LYRA. Усовершенствованные в соответствии с ней боевые машины получили условное обозначение T-72M2 «Модерна» (Moderna). Особенностью указанных танков является совершенно новая СУО SRP, которая придает равные возможности, как для командира танка, так и для наводчика в использовании танковой пушки. Кроме элементов, взятых от ранее модернизированного танка T-72M1, новая СУО имеет встроенный панорамный прицел командира танка MVS580, тепловизионный прицел наводчика TIGS, усовершенствованные датчики контроля условий стрельбы, мультипроцессорный электронный блок контроля управления башней.

Первые опытные образцы танков T-72M2 «Модерна», кроме 125-мм гладкоствольной пушки, были вооружены дополнительно двумя 20-мм полностью автоматическими пушками системы Oerlikon-Contraves КАА-001, которые одновременно перемешались в вертикальной плоскости. С целью увеличения степени защищенности боевой машины на ней установлена динамическая зашита второго поколения DYNA-S и комплекс предупреждения о нахождение в поле лазерного облучения LIRD-4D. Данная модификация танка активно продвигается для поставок на экспорт, но, не смотря на все приложенные усилия заказов от зарубежных заказчиков на него не поступало.

Достоинствами T-72M2 «Модерна» являются сравнительно небольшая цена и возможность изготавливать все комплектующие элементы машины на словацких предприятиях. Среди выявленных недостатков — слабый двигатель (почти на 150 л.с. меньше мощность в сравнении с украинским 6ТД), что при одинаковой массе с Т-72МП ухудшает мобильные качества, упрощенное радиоэлектронное оборудование, малый угол подъема дополнительной 30-мм артиллерийской установки (30°), который делает практически невозможным ведения эффективного огня по верхним этажам зданий или воздушным целям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector