Основной боевой танк Type 96 (ZTZ96) (Китай)
Основной боевой танк Type 96 (ZTZ96) (Китай)
Основной боевой танк Type 96 (ZTZ96) разработан на основе экспортного танка Type 85-IIM. Первоначально вариант для НОАК получил обозначение Type 88C или ZTZ88C. В связи с финансовыми затруднениями серийное производство основных боевых танков Type 88C для китайской армии было начато только в 1997 году, а их обозначение сменилось на Type 96. Выпуск танков осуществляется на военном заводе № 617 в Баотоу — основном китайском танковом предприятии. По сообщению китайского военного руководства, танки Type 96 наряду с новейшими Type 99 будут составлять основу бронетанковых частей Народно-освободительной армии Китая в первой четверти XXI века.
По своей конструкции и внешнему виду танк Type 96 практически полностью идентичен танку Type 85-IIM последней серии, поступившему на вооружение пакистанской армии, и имеет практически те же боевые и технические характеристики. Главные отличия заключаются в установке более мощного двигателя, усовершенствованной СУО и увеличенной на 1,5 т боевой массы.
Танк Type 96, как и его предшественник, имеет комбинированное многослойное бронирование в лобовой проекции и вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение включает 12.7-мм зенитный пулемет W-85 и спаренный с пушкой 7.62-мм пулемет Type 86, а также по шесть спаренных блоков дымовых гранатометов по бортам башни. В СУО входит двухплоскостной стабилизатор вооружения, комбинированные прицелы командира и наводчика, баллистический вычислитель, панель управления, набор датчиков и лазерный дальномер. Небольшим отличием является отсутствие дополнительного прибора наблюдения у наводчика.
Танк оснащен всеми современными системами и оборудованием: приборами ночного видения, УКВ радиостанцией “889В” (дальность связи 20-25 км), системой коллективной зашиты экипажа от ОМП, быстродействующим противопожарным оборудованием.
На танке установлен форсированный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1000 л,с.. что позволило увеличить максимальную скорость движения, Двигатель является дальнейшим усовершенствованием китайского танкового дизеля 12150L7-BW и таким образом, продолжает линию советского дизеля В-54. Вместе с трансмиссией он образует единый силовой блок, что позволяет осуществлять его быструю замену в полевых условиях, Трансмиссия — механическая планетарная, аналогичная трансмиссии танка Type 88. Ходовая часть и компоновка МТО в свою очередь аналогичны таковым у танка Type 85-IIM.
Модификации
Type 96G — Type 96 с установленными блоками дополнительной брони. Блоки крепятся на лобовые детали башни, верхний лобовой лист корпуса и по поверхности башенной корзины.
Впервые публично эти танки были показаны на военном параде в Пекине 1 октября 1999 года. Первоначально танки Type 96 поступали на вооружение элитных танковых соединений, таких как 6-я бронетанковая дивизия 38-й армейской группы Пекинского военного округа и 8-я бронетанковая дивизия 26-й армейской группы Цзинаньского военного округа. Начиная с 2005 года, когда было выпушено уже свыше 1500 таких машин, они начали заменять списываемые старые танки производства 1960-1970-х годов в остальных танковых соединениях.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Type 96
БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3,
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 10 280. ширина — 3372, высота по крыше башни — 2300, клиренс — 480.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 125 мм. 1 пулемет «86» калибра 7,62 мм. 1 зенитный пулемет W-85 калибра 12,7 мм, 12 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 42 выстрела, 2250 патронов калибра 7.62 мм. 500 патронов калибра 12,7 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический комбинированный прицел наводчика с лазерным дальномером, перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: NORINCO. 12-цилиндровый дизельный четырехтактный V-образный жидкостного охлаждения с турбонаддувом; мошность 1000 л.с. (735 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: механическая планетарная (5+1).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть двухскатных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на 1-, 2-, 5- и 6-м узлах подвески; гусеница с РМШ последовательного типа, обрезиненной беговой дорожкой и резиновыми подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема. град. — 30; ширина рва, м — 2.7; высота стенки, м — 0.8; глубина брода, м — 1.4 (с ОПВТ — 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ; радиостанция Туре 889В и переговорное устройство VIC-8.
Основной боевой танк «Тип 96A» (ZTZ-96A)
На рубеже 2005-2006 годов в Китае началось производство модернизированного танка, получившего обозначение ZTZ-96A (первоначально имел обозначение ZTZ-96G). Основными направлениями модернизации стали: усиление баллистической защиты, форсирование двигателя, установка новой системы управления огнем ISFCS-212B с цифровым баллистическим вычислителем GUMS-2 и тепловизионным прицелом наводчика. Новый прицел имеет широкое поле зрения с кратностью увеличения x3, и узкое поле — x8, а также независимую стабилизацию. Бронирование было усилено за счет установки дополнительных модулей ДЗ типа FY-4 на лобовой части башни, а также вокруг ее кормовой ниши и на верхней лобовой детали корпуса. Данное обстоятельство придало танку внешний вид, похожий на танк «Тип 99». Предполагалось оснастить танк комплексом JD-3 для противодействия ПТУР, который представляет собой копию российской системы «Штора-1», которую китайцы по-видимому приобрели на Украине. Однако на серийных танках в войсковых частях комплекс JD-3 не установлен.
Установка дополнительного бронирования и других дополнительных усовершенствований привела к увеличению боевой массы до 43.7 тонн. В связи с этим дизель 12150ZL был заменен на более мощную модель 12200ZL, которая по некоторым сообщением развивает 735 кВт при 2500 об./мин. Однако по другим источникам, мощность форсированного двигателя реально составляет только 800 л.с., а заявления о 1000 л.с. больше похоже на рекламу.
Трансмиссия механическая пятиступенчатая, как и на исходной модификации танка. Гусеничные траки тоже остались прежними, но по некоторым данным в будущем их возможно заменят на более новые, аналогичные по конструкции танка «Тип 99» с асфальтоходными башмаками.
Вооружение танка «Тип 96A» осталось неизменным — 125-мм гладкоствольная пушка, спаренный 7,62-мм и зенитный 12,7-мм пулеметы. Из-за перекомпоновки боевого отделения боезапас орудия сократился на 2 выстрела — теперь их стало 40 (в том числе в автомате заряжания 22). Помимо обычных снарядов танк может стрелять через ствол пушки противотанковыми ракетами с лазерным наведением (лицензионная копия российских 9М119 «Рефлекс») с дальностью от 100 до 4000 м. Для постановки аэрозольных завес по бортам башни смонтирован дымовые гранатометы.
Для внешней связи используется радиостанция «Тип 890C» (диапазон частот от 28 до 90 МГц), для переговоров между членами экипажа — переговорное устройство VIC8.
Впервые модернизированные танки «Тип 96A» (ZTZ-96A) были публично показаны на военном параде в Пекине 1 октября 2009 года по случаю 60-летия Китайской Народной Республики. Сейчас они состоят на вооружении подразделений НОАК вместе с «Тип 96». С 2005 эти машины участвуют в различных международных учениях, в том числе стран ШОС «Мирная миссия» в Чебаркуле, а в 2014 году приняли участие в танковом биатлоне (см. подробный фоторепортаж >>>), где привлекли всеобщее внимание.
Определенных успехов танки «Тип 96A» достигли и в плане экспорта — около 200 машин было продано в Судан. Впервые их продемонстрировали под названием «Аль-Башира» на военном параде в Хартуме в конце 2007 года в честь 52-летия независимости Судана. Правда суданская армия стала первой и пока единственной, куда китайцы смогли поставить танки «Тип 96A».
Танк «Тип 96B»: оценки и соревнования
На днях на полигоне Алабино завершился очередной Чемпионат мира по танковому биатлону. Первое место в этих соревнованиях вновь заняли российские танкисты. Второе место осталось за сборной Народно-освободительной армии Китая. Интересно, что китайские танкисты вновь, уже в третий раз, отказались от техники, предлагаемой организатором. В отличие от других команд, выступавших на танках Т-72Б, китайские участники использовали свои собственные бронемашины «Тип 96B». Танк этого типа впервые демонстрировался на подобном мероприятии и не мог не привлечь внимания специалистов и широкой общественности. Кроме того, дополнительный интерес к китайской технике привлекли некоторые инциденты, произошедшие во время соревнований.
Напомним, Китай участвует в российских соревнованиях с 2014 года. С самого начала китайская сборная решила не использовать предлагаемые организатором танки российского производства, из-за чего экипажи прибыли на соревнования вместе со своей техникой. В прошлые годы они выступали на танках «Тип 96A», а теперь в качестве техники для соревнований были предложены бронемашины новой модификации «Тип 96B».
«Тип 96B» или ZTZ 96B является последним на данный момент представителем своего семейства и представляет собой дальнейшее развитие предыдущих машин. Используя новые узлы и агрегаты, а также некоторые современные наработки, компания NORINCO, выпускающая основную массу китайской бронетехники, не так давно предложила очередной вариант комплекса мер, направленных на повышение основных характеристик техники. По имеющимся данным, главные нововведения проекта «Тип 96B» касались модернизации силовой установки и трансмиссии, при помощи которой планировалось повысить подвижность техники.
Являясь развитием существующей бронемашины, «Тип 96B» сохраняет некоторые ее особенности. Так, без значительных изменений из существующего проекта заимствуются корпус и башня с противоснарядным бронированием и комбинированной защитой в лобовой части. Кроме того, предлагается использование динамической защиты, дополнительно снижающей вероятность поражения. Также сохраняется классическая компоновка корпуса с расположением всех агрегатов силовой установки и трансмиссии в корме.
В качестве основного оружия танки всех модификаций семейства «Тип 96» несут 125-мм гладкоствольное орудие ZPT-98, считающееся вариантом советской/российской пушки 2А46. Орудие оснащается автоматом заряжания и способно применять боеприпасы различных типов. Кроме того, обеспечена совместимость с управляемыми ракетами, запускаемыми через ствол. Дополнительное вооружение состоит из спаренного пулемета винтовочного калибра и крупнокалиберного на башне. Также предусматривается использование дымовых гранатометов.
В исходной версии танки «Тип 96A», по имеющимся данным, оснащаются дизельными двигателями производства компании NORINCO мощностью 1000 л.с. Используется механическая планетарная трансмиссия, являющаяся дальнейшим развитием систем танка «Тип 88». Танк имеет ходовую часть на основе шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Используются направляющие колеса переднего расположения и ведущие кормового. При боевой массе 42,5 т танк «Тип 96A» способен развивать скорость на шоссе до 65 км/ч.
Ранее появлялись неподтвержденные сведения о проведении модернизации танков, предназначенных для отправки на соревнования. По этим данным, с целью повышения ходовых характеристик в ходе подготовки к танковому биатлону машины «Тип 96A» получали улучшенные двигатели, развивавшие мощность до 1200 л.с. В случае с очередным проектом модернизации также имело место использование нового двигателя. Теперь 1200-сильный мотор является штатным оснащением танков «Тип 96B».
Согласно последним сообщениям китайской прессы, в том числе связанной с вооруженными силами, танки семейства «Тип 96» в обозримом будущем смогут стать основными бронемашинами своего класса в войсках. По состоянию на конец прошлого года Народно-освободительная армия Китая располагала примерно 7 тыс. танков разных моделей, в том числе около 2 тыс. «Тип 96» двух существующих модификаций. При этом «Тип 96» не являются самыми новыми и совершенными китайскими танками: уже запущено серийное производство более новых «Тип 99». Тем не менее, общее количество последних не превышает 600 единиц, что связано с высокой стоимостью подобной техники. Как следствие, ожидается, что в массовое производство пойдут «Тип 96B», тогда как более совершенные «Тип 99» будут строиться в значительно меньших количествах.
Китайскими специалистами высказывается мнение, согласно которому основной танк «Тип 96B» в настоящее время является наиболее удачной китайской разработкой в этой области с точки зрения стоимости и эффективности. Кроме того, по своим характеристикам, как утверждается, эта техника не уступает зарубежным образцам нынешнего времени. Таким образом, эта бронемашина оказывается самым удобным средством перевооружения танковых частей, в которых до сих пор встречается техника старых типов, в том числе уже не отвечающих требованиям времени.
В начале июля китайские военные начали подготовку техники к отправке на соревнования. В первых числах прошлого месяца появились сообщения о погрузке нескольких танков «Тип 96B» на железнодорожные платформы и отправке в Россию. Через несколько дней в свободном доступе появились фотографии эшелона, сделанные уже на территории нашей страны. В середине июля китайские экипажи и танки прибыли в Подмосковье для участия в соревнованиях.
Участие новых китайских танков в соревнованиях показало как плюсы, так и минусы имеющейся модернизации. Как оказалось, новая техника действительно имеет некоторые преимущества, однако не лишена недостатков. Положительные стороны модернизации затронули общие показатели подвижности. Одновременно с этим по тем или иным причинам танки «Тип 96B» столкнулись с определенными проблемами.
По некоторым данным, модернизированные танки перед соревнованиями прошли дополнительную подготовку. В первую очередь, с них демонтировали часть систем и оборудования. Для сокращения боевой массы танки для биатлона лишились динамической защиты, части топливных баков и т.д. Сокращение веса в сочетании с двигателем мощностью 1200 л.с. должно было обеспечить высокие показатели подвижности. К примеру, высказывались оценки о возможности разгона до 75-80 км/ч.
На начальных этапах танкового биатлона подобные оценки и предположения полностью оправдывались. Китайские экипажи на «Тип 96B» демонстрировали определенное преимущество перед соперниками в скоростных и динамических характеристиках. Тем не менее, в дальнейшем параметры танков начали сокращаться, негативно сказываясь на результатах гонок. Вероятно, новая силовая установка повышенной мощности не успела пройти весь комплекс испытаний в различных условиях и необходимую доводку, что не позволяло сохранять характеристики на требуемом уровне на протяжении всех соревнований.
Еще одна характерная черта выступлений китайских танкистов может говорить о недоведенности трансмиссии и систем управления. Так, неоднократно имел место выход за пределы указанной трассы, отмеченной столбиками. Это может говорить как о недостаточном опыте экипажа, так и о специфических характеристиках техники, которая не показывает требуемую управляемость.
Большая часть проблем китайских танков «Тип 96B» в ходе соревнований была заметна только специалистам, однако не обошлось и без явных поломок, для определения которых не требуются специальные знания или навыки. 13 августа после прохождении одного из препятствий китайский танк был вынужден остановиться из-за поломки. Нагрузки при проезде через т.н. гребенку привели к разрушению креплений балансира переднего левого опорного катка. Каток и балансир в течение нескольких секунд совершали хаотичные движения внутри гусеницы, после чего вылетели наружу и укатились за край трассы.
После поломки китайский танк прошел некоторую часть трассы, а затем остановился в ожидании замены. Завершать гонку экипажу пришлось на другой машине. Кроме того, из-за поломки на трассе команде был начислен штраф.
По понятным причинам, инцидент с опорным катком является едва ли не самой обсуждаемой темой в контексте недавнего Чемпионата по танковому биатлону. Действительно, поломки техники на соревнованиях или в ходе подготовки к ним случаются не слишком часто, из-за чего каждый подобный инцидент привлекает особое внимание. Кроме того, дополнительным поводом для интереса является тот факт, что китайская команда использует свою собственную технику. Таким образом, появляется повод рассматривать выступление на соревновании в контексте определения потенциала техники в целом.
Интересно, что китайские танкисты уже не первый раз сталкиваются с проблемами технического характера. Так, в 2014 году на одном из этапов соревнований им понадобилась новая машина, поскольку танк, на котором они стартовали, попросту заглох и нуждался в ремонте. Теперь в список поводов для замены техники входит авария с опорным катком.
По результатам недавних соревнований появляются поводы для критики новейшей китайской бронетехники. Участие танков в биатлоне показало, что они имеют ряд проблем, которые в той или иной мере ухудшают реальные характеристики и возможности. Кроме того, они не позволяют экипажам техники полностью реализовывать все преимущества, связанные с нововведениями проекта модернизации. Как следствие, имели место ухудшение характеристик, а также явные поломки.
Главной целью проекта «Тип 96B», как следует из опубликованных Китаем данных, было повышение подвижности танка при помощи более мощного двигателя. Прирост мощности на уровне 20% относительно базовой модификации «Тип 96A» должен был значительно повысить скоростные параметры машины, а также упростить преодоление различных препятствий. Тем не менее, как показало участие бронетехники в недавних российских соревнованиях, к настоящему времени она сохраняет определенные проблемы, не позволяющие использовать силовую установку с полной отдачей.
Кроме того, имеется повод для обвинений в недостаточной надежности. В ходе преодоления препятствий, не являющихся серьезным затруднением для современных танков, китайская машина «Тип 96B» потеряла опорный каток и балансир. Несмотря на потерю элемента ходовой части, танк смог продолжать движение, что свидетельствует о достаточно высокой его живучести, однако полноценное участие в гонках после этого было невозможным. К счастью для экипажа, пригнанный для замены однотипный танк выполнил все возложенные на него задачи без заметных проблем.
В очередной раз китайские участники танкового биатлона, проводимого в России, использовали свою собственную технику, отказавшись от предложенной организаторами. В ходе соревнований эти машины доставляли своим экипажам определенные неприятности, однако в целом результаты выступлений сборной Китая выглядят весьма успешно. В общем командном зачете танкисты Народно-освободительной армии Китая заняли второе место, уступив только российским участникам, что может говорить о хороших возможностях техники и соответствующих навыках ее экипажей.
Вполне очевидно, что еще до окончания соревнований китайские специалисты стали изучать и анализировать возникшие проблемы с целью поиска их решений и последующего улучшения серийной техники. Есть основания считать, что к следующим соревнованиям основные недостатки «Типа 96B» будут исправлены, благодаря чему такие танки смогут пройти по трассе и поразить указанные мишени без возникших в этот раз проблем.
Тем не менее, исправлять придется не только технические недочеты, но и репутацию техники. Проблемы с двигателями и поломка ходовой части могут серьезно ударить по имиджу танков «Тип 96B» в глазах потенциальных заказчиков. Подобная техника имеет определенный экспортный потенциал, однако неспособность показать себя с хорошей стороны во время соревнований может изменить мнение ее возможных покупателей. Кроме того, специфический вид ситуация приобретает в свете заявлений китайских специалистов и экспертов. Они утверждают, что новейший танк Китая по своим характеристикам не уступает зарубежной технике, а на практике ситуация выглядит совсем не так.
Справится ли NORINCO с текущими задачами по улучшению техники и восстановлению ее репутации – покажет время. В следующем году промышленность Китая получит новый шанс продемонстрировать свои новейшие разработки в ходе очередного Чемпионата мира по танковому биатлону.