Основной боевой танк Vickers Mk.3 (Великобритания)
Основной индийский боевой танк Vijayanta (Vickers Мк.1)
В начале 1960 годов английская компания «Vickers Defence Systems» (в наше время BAE Systems) начинает разработку нового танка специально для потенциального иностранного заказчика. Этот танк стал одним из немногих представителей боевых машин, которые были созданы по собственной инициативе компании-разработчика без предварительного финансирования, контракта или заказа. Создание нового танка стало возможно благодаря большому опыту создания и производства подобных машин, использованию готовых наработок и имеющихся в производстве агрегатов и оборудования, входящих в состав выпускаемых образцов боевой техники.
Новый танк должен был стать относительно легкой гусеничной машиной, для возможности использования танка практически в любых условиях местности потенциального заказчика, его боевой вес по проекту не превышал 24 тонн. По проекту, танк оснащался пушкой калибра 83.8мм (стояли на вооружении танков «Centurion») и несколькими противотанковыми гранатометами с размещением в нише башенной части. Гранатометы использовались вручную, по одному, огонь производился из люка башни. Следующим решением конструкторов становится установка недорогого двигателя мощностью 530 л.с. Используя в проекте нового танка узлы и агрегаты от выпускающихся танков, разработчики сократили время проектирования, коммерческого риска и конечной стоимости готового танка.
Проект получался красивым и недорогим, однако жизнь показала, что разработчики немного переборщили с экономией. Анализ использования гусеничных машин показал, что новый танк с боевой массой 24 тонны не сможет выполнять функции основного танка, по причине ненадежной бронезащиты, он также не сможет выполнять функции машины разведки или вспомогательной машины опять же из-за своей боевой массы, которая для данных машин является достаточно большой. Использование орудия калибра 83.8мм также сочли нецелесообразным и было внесено предложение заменить его орудием более крупного калибра 105мм L7. В итоге проект боевого танка для иностранного заказчика был полностью пересмотрен и разработчики начали новый проект боевого танка весом около 40 тонн для потенциального иностранного заказчика.
Основным направлением компании «Vickers Defence Systems» в то время была разработка нового танка для нужд собственной армии (впоследствии «Chieftain»), и разработчики нового проекта решили использовать в конструкции танка некоторые его агрегаты, основные из них – двигатель и трансмиссия.
Где-то в этот же период, индийские представители начинают переговоры с руководством компании о возможности создания для индийской армии нового основного танка. В 1961 году было заключено соглашение, в результате которого «Vickers» становится основным разработчиком нового основного индийского боевого танка, а также компания помогает построить в Индии завод для их лицензионного производства.
К 1963 году компания «Vickers» изготовила первый образец нового танка, к 1964 году – второй прототип. Первый образец начал проходить заводские испытания на собственном полигоне компании, второй прототип был отправлен индийскому заказчику для проведения им собственных испытаний. В 1964 году индийские военные испытывавшие прототип танка потребовали от разработчика снизить боевой вес машины до 38 тонн, так как весовые характеристики создавали определенные трудности при проведении испытаний на индийских полигонах.
В 1965 году компания «Vickers» стала поставлять в Индию первые серийные основные танки Vickers Мк.1, а с 1966 года запустили завод в Авади, где стали выпускать новый танк по лицензии. Сначала на индийском заводе проводили только сборку танка из агрегатов и узлов, поставляемых компанией «Vickers» из Европы, а собственное производство лицензионных серийных танков стало возможно через некоторое время, которое потребовалось для приобретения индийскими специалистами нужного опыта по производству и выпуску основных танков. По имеющимся данным, танков «Vickers Мк.1» было выпущено порядка 1400 единиц (при потребности около 2200). В индийскую армию танки поступали под именем «vidjajanta», что в переводе означает «победитель». Некоторая часть танков до сих пор стоит на вооружении, эти танки прошли в свое время разную степень модернизации. Основная часть танков снята с вооружения.
Устройство и конструкция «Vidjajanta»
Танк построен по классической схеме, где отделение управления выполнено в передней части, а МТО в задней части корпуса танка. Боевое отделение выполнено в центральной части корпуса. Сам корпус сварной, из гомогенных стальных бронелистов. Основным отличием становится башенная часть, которая выполнена по тому же принципу, что и корпус (в отличие от аналогичных основных танков того времени). Это определило внешний вид башни танка. Литым способом производилась лишь маска орудия. Таким образом, компания «Vickers» давала возможность, странам третьего мира, где технология литья габаритных форм сложной конструкции не была развита, самим производить и выпускать боевую технику.
Водитель-механик располагался в правой передней стороне корпуса. С левой стороны был размещен боекомплект орудия в 25 снарядов. Оборудование водителя-механика: перископ широкоугольный для обеспечения наблюдения и обзора; пассивный ПНВ для обеспечения вождения машины в ночное время (устанавливался вместо перископа). При совершении марш-бросков или длительного движения, водитель-механик мог блокировать свое сидение в самом вернем положении и осуществлять управление танком, высоко высунувшись.
Остальной экипаж танка (3 человека) размещен в башенной части обеспеченной круговым вращением. Штатные места командира танка и наводчика – справа от орудия, заряжающего – соответственно слева. Командир танка обеспечен командирской башенкой с 6 перископами, которая обеспечивает полный круговой обзор и наблюдательным прибором с увеличением 10-крат. Сверху на башне выполнены два люка, один из которых (заряжающего) состоит из двух половинок, что присуще именно английскому танкостроению.
Силовая установка танка – дизельный двигатель «L60 МК 4В» мощностью 720 л.с., 6 цилиндров, 12 поршней (устанавливался также на основной английский танк «Chieftain»). Но так как индийский основной танк имеет меньшую боевую массу, двигатель испытывал меньше различных нагрузок при эксплуатации. Он обеспечивал танку скорость передвижения до 48 км/ч, а первые прототипы на полигонах показали максимальную скорость до 55 км/ч, что было недостижимым результатом для английских танков, которые, имея приоритет в бронезащите, имели большой боевой вес. Трансмиссия выполнена в том же блоке, что и двигатель. В ее состав вошли главный фрикцион, коробка передач планетарная на восемь скоростей (6 вперед, 2 назад), поворотный механизм с тройным дифференциалом. Такими трансмиссиями оснащались английские танки с 1945 года. Подвеска индивидуальная торсионная с гидроамортизаторами 1,2,6 опорных катков. Подвеска имела ограничители полного хода выполненные как небольшие торсионы, связанные с балансирами и взаимодействующие с опорами. Индийский основной танк был единственным основным танком с подвеской данного типа.
Ходовая – шесть обрезиненных сдвоенных катков опорного типа, ведущее колесо, установленное в задней части, направляющее колесо установлено в передней части ходовой, три ролика поддерживающего типа и гусеница. С внешней стороны гусеничных траков устанавливаются 3 резиновых подушки. Танк оснащен специальным плавоборудованием, скорость передвижения по воде до 6.5 км/ч. В воде движительной силой становятся гусеницы. В штатное оборудование танка входит также система пожаротушения. Возможна установка оборудования по защите экипажа танка от ОМП.
Вооружение «Vidjajanta»
Основным вооружением индийского танка стало нарезное орудие калибра 105мм «L7А1». Для этого орудия были созданы два типа снарядов – подкалиберный снаряд противотанковый и фугасный снаряд оснащенный пластическим взрывчатым веществом. Начальная скорость данных снарядов составляла соответственно 1470 и 730 м/с. На башне установлен пристрелочный 12.7мм пулемет который используют для определения дальности. К вспомогательному вооружению относится спаренный с основным орудием пулемет калибра 7.62мм и дымовые гранатометы в количестве 12 единиц, которые установлены на лобовой части башни справа/слева от орудия по блочно. Имеется возможность установки дополнительного пулемета на башенной части танка. Весь боекомплект танка состоит из:
– 44 снарядов для основного орудия;
– 600 патронов к пристрелочному пулемету;
– 3000 патронов к спаренному пулемету.
Инженеры «Vickers» применили электрическую систему наведения и систему «ЕС517» стабилизации орудия в 2 плоскостях. Именно благодаря системе стабилизации индийский «Vidjajanta» стал одним из немногих танков своего времени, способных вести огонь в движении, а время необходимое на производство выстрела было относительно малым. Разработчики гордились созданной машиной, отмечая, что танк способен быстро поразить несколько целей, что было практически доказано на испытаниях – 10 объектов расположенных не далее одного километра от танка, «Vickers Мк.1» поражал менее чем за минуту.
Следующая разработка и модификации
Успех танка «Vickers Мк.1» подтолкнул разработчиков продолжить работы на усовершенствованием танка. Так, примерно через год серийного производства, принимается решение об увеличении огневой мощи боевой машины. На танк устанавливают две ПУ с противотанковыми управляемыми ракетами «Свингфайр» с дальностью поражения до 4 километров. Данную модификацию назвали «Vickers Мк.2», но в серийное производство модификация не поступила – работы над ней остались на уровне прототипа. Следующей модификацией становиться «Vickers Мк.3», которую разработали в начале 1970 годах. Она в отличие от предыдущей модификации становится более живучей и ее запускают в серийное производство. Ее заказали кенийские и нигерийские военные, соответственно 76 и 72 основных боевых танка «Vickers Мк.3».
Основные отличия от базовой модификации:
– башенная часть изготовлена комбинированным способом – методом литья изготавливалась вся передняя часть башни, остальная часть изготавливалась сварным способом из катаных бронеплит;
– командира танка обеспечили комбинированным прицельным приспособлением «РЕ» с 10 кратным днем и 4 кратным ночью увеличением. Командир получил полный контроль над вооружением;
– наводчик танка тоже получил прицел с 10 кратным увеличением, а так же дальномер лазерного типа. Им кстати мог пользоваться и командир машины;
– орудие получило новые боеприпасы: подкалиберные противотанковые с отделяющимся поддоном и стабилизаторами; дымовые; фугасные; кумулятивные;
– орудие оснащают новыми системами стабилизации и наведения, а так же системой управления огнем;
– установлено дополнительное вооружение – пулемет калибра 7.62мм, на башенной части сверху. Управление пулеметом дистанционное, вертикальные углы наведение от 90 до -10 градусов;
– основной боекомплект состоял из: 50 снарядов к основному орудию; 700 боеприпасов к пристрелочному пулемету; 2600 боеприпасов калибра 7.62мм.
– в МТО устанавливают новый двигатель – дизель 12V-71Т с турбонаддувом (General Motors) мощностью 720 л.с.;
– трансмиссию модернизировали до ТN12-V5.
Следующей модификацией становиться «Vickers Мк.3(I)». Она появляется в середине 1980 годов. К основным отличиям относятся, следующие решения:
– передняя часть корпуса (лобовая), литая;
– приборы в отделении управления собраны в одну панель, некоторые заменены на более современные, добавили несколько светозвуковых индикаторов неисправности;
– водитель механик получил еще два перископа, что увеличило угол обзора;
– ствол орудия укрыли чехлом для термоизоляции;
– систему управления огнем расширили системой совмещения оси орудия и оптической ось прицельного приспособления;
– убирают по одному дымовому гранатомету с каждого блока;
– в МТО устанавливают новый дизель «СV12 ТСЕ» мощностью 850 л.с;
– проводят полную замену трансмиссии – устанавливают Т1200;
– ходовая получает новые гидроамортизаторы, широкие катки опорного типа и гусеницы.
В общем изменения довели боевую массу танка до 41 тонны, но так же позволили достичь более высокой скорости передвижения до 59 км/ч на расстояние до 550 километров. В 1986 был изготовлен опытный образец.
Следующей модификацией становится «Vickers Mk.3M». Его специально разрабатывали под требования малазийской армии. Основными отличиями становятся:
– наличие динамической навесной защиты;
– наводчик получил новое прицельное приспособление (дневной/ночной каналы);
– установка системы предупреждения об лазерном облучении;
– установка приемного оборудования системы спутниковой навигации;
– улучшение системы охлаждения/кондиционирования;
– выполнены крепежные узлы в носовой части танка для установки бульдозерного отвала.
В 1996 году демонстратор «Vickers Mk.3M» принимал участие в тендере на основной танк для малазийской армии.
Основные характеристики индийского основного танка:
– боевая масса – 38.6 тонны;
– экипаж танка – 4 человека;
– длина с орудием – 9.7 метра;
– ширина – 3.1 метра;
– высота – 2.4 метра;
– дорожный просвет – 40 сантиметров;
– бронезащита корпус лоб/борт – 80/30-40 мм;
– бронезащита башня лоб/борт/корма – 80/40-60/40 мм;
– вооружение: 105мм орудие «L7А1»; пулемет М2 пристрелочный калибра 12.7мм; спаренный с орудием пулемет «L8А2» калибра 7.62мм; дымовые гранатометы 2Х6;
– боекомплект: орудийный – 44 снаряда; 7.62мм – 3 тысячи патронов; 12.7мм – 600 боеприпасов;
– Силовая – дизель «160 Мк 4В» мощностью 720 л.с;
– максимальная скорость до 48 км/ч;
– дальность хода до 480 километров;
– преодолеваемые препятствия: стенка до 0.9 метра; ров до 2.5 метров; брод до 1.15 метра.
Основные боевые танки Vickers Mk.1 и Mk.3
Танк “Виккерс” (Vickers) является образцом одной из немногих удачных гусеничных боевых машин, появившихся в результате инициативы одной фирмы, которая действовала самостоятельно, без предварительного заказа и субсидий и вне конкурса, объявленного армией. Успех “Виккерса” стал возможным только благодаря многолетней традиции фирмы в конструировании и производстве машин различных классов, а также ее присутствию на иностранных рынках вооружений.
Именно с мыслью о потенциальных иностранных заказчиках в 1960 году были разработаны параметры новой боевой машины. Она должна была быть относительно легкой (боевая масса около 24 т), хорошо вооруженной и подвижной. Первоначально предполагалось установить 83,8-мм пушку, которой вооружались основные английские танки “Центурион”. В дополнение к ней планировалось разместить в нише башни 8 противотанковых гранатометов. Для ведения огня они должны были по одному подниматься наверх через люк в крыше башни.
Использование 530-сильного двигателя должно было обеспечить довольно высокую удельную мощность, но, чтобы уложиться в разумную цену,сократить сроки проектирования и свести к минимуму коммерческий риск, было принято решение использовать прежде всего узлы и агрегаты, которые применялись на других боевых машинах. Однако жизнь очень быстро внесла свои поправки в эти планы. Прежде всего пришлось отказаться от 83,8-мм пушки в пользу значительно более мощного 105-мм орудия L7. Дальнейший анализ показал, что предложенная по проекту боевая масса порядка 24 т является абсолютно непрактичной: для разведки она чересчур велика, а для основной машины – мала, поскольку не могла гарантировать надежной броневой защиты. В конечном итоге конструкторы фирмы “Виккерс” отказались от этого проекта и начали разработку другой машины с боевой массой 40 т, которая могла бы заинтересовать иностранных заказчиков.
В то время полным ходом шли работы по созданию “Чифтен” английской армии, и для 40-тонной машины было решено использовать ряд его агрегатов, в том числе двигатель и трансмиссию. В этот же период представители фирмы “Виккерс” вели многообещающие переговоры с посланниками правительства Индии, завершившиеся в 1961 году соглашением, в соответствии с которым английская сторона обязалась разработать для армии Индии основной боевой танк и помочь со строительством в Индии завода. В 1963 году был готов первый прототип, а в 1964 – второй. Одна из машин была отправлена на испытания в Индию, вторая проходила испытания на полигоне “Виккерс” в Англии.
В результате испытаний заказчик выразил пожелание, чтобы боевая масса была снижена до 38 т. Поставки индусам первых серийных “Виккерс” МК 1 начались в 1965 году, а уже в 1966 году начался выпуск этих машин на заводе в Авади, что неподалеку от Мадраса. Первоначально там проводилась сборка узлов, доставлявшихся из Европы, к самостоятельному производству “Виккерсов” индусы собирались приступить несколько позже – после того, как индийские специалисты приобретут необходимый для этого опыт. В Индии “Виккерс” МК 1 получили название “Виджаянта” (vidjajanta – победитель). Всего было выпущено 2200 машин этого типа. В начале 70-х годов 70 машин было поставлено Кувейту.
“Виккерс” МК 1 выполнен по классической схеме: отделение управления находится впереди, боевое отделение расположено в средней части корпуса, а силовое отделение – в корме. Корпус сваривался из листов катаной гомогенной броневой стали. В отличие от других основных танков шестидесятых годов башня “Виккерса” выполнялась по той же технологии, что и корпус, отсюда ее характерная форма. Литой была только маска пушки. Преимущества такой технологии заключались в том, что производить “Виккерс” МК 1 могли даже страны третьего мира, не обладающие технической базой для литья крупных форм сложной конфигурации. Механик-водитель находится с правой стороны корпуса. Пространство слева от него занимает часть боекомплекта – 25 выстрелов. Для наблюдения за местностью в распоряжении механика-водителя имеется широкоугольный перископ. Для вождения танка ночью вместо него устанавливается пассивный прибор ночного видения.
Как и в других машинах, сиденье механика-водителя блокируется в верхнем положении, благодаря чему вне поля боя он может вести машину высоко высунувшись из люка. Три других члена экипажа располагаются в башне кругового вращения. Командир и наводчик находятся справа от пушки, заряжающий – слева. На башне имеется вращающаяся командирская башенка с шестью перископами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и основным прибором наблюдения с 10-кратным увеличением; а также имеются два люка, причем люк заряжающего выполнен из двух частей, что является характерной особенностью большинства английских танков.
В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка L7А1, для которой разработаны два вида выстрелов: с противотанковым подкалиберным снарядом и с фугасным снарядом с пластическим ВВ. Их начальная скорость равна соответственно 1470 м/с и 730 м/с. Для определения дальности до цели используется пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, установленный на башне. Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и 12 дымовых гранатометов, которые блоками по 6 стволов монтируются на лобовой броне башни по обе стороны от пушки. При необходимости на башне можно установить еще один 7,62-мм пулемет. Боекомплект состоит из 44 выстрелов, 600 патронов калибра 12,7-мм и 3000 патронов калибра 7,62-мм. Скорострельность 105-мм пушки достигает 12 выстрелов в минуту.
“Виккерс” МК 1 оснащен полностью электрической системой наведения и системой стабилизации пушки в двух плоскостях ЕС517. Благодаря ей “Виккерс” МК 1 был в свое время одним из немногих машин, которая могла вести прицельный огонь с хода, при этом время, необходимое для произведения выстрела, было относительно небольшим. Представители фирмы “Виккерс” с гордостью подчеркивали, что во время испытаний танк поражал 10 целей, находящихся на дальности 600-1000 м, за 55 секунд. В качестве силовой установки устанавливался 720-сильный двухтактный, 6-цилиндровый, 12-поршневой дизель L60 МК 4В, которым оснащался также “Чифтен”.
В силу того, что “Виккерс” МК 1 значительно легче “Чифтен”, его двигатель подвергался меньшей нагрузке и не доставлял столько хлопот, сколько пришлось пережить в начальный период эксплуатации “Чифтена”. Максимальная скорость составляла 48 км/ч, а прототипы показывали даже 55 км/ч. Это, конечно, не ошеломляющий показатель, но он является большим шагом вперед по сравнению с соответствующими характеристиками других английских машин, при разработке которых приоритет всегда отдавался броневой защите.
В одном блоке с двигателем монтировалась трансмиссия ТМ12, в состав которой входили главный фрикцион, планетарная коробка передач (шесть скоростей вперед и две назад) и механизм поворота с тройным дифференциалом. Трансмиссии такого типа устанавливались на английских машинах, начиная с конца второй мировой войны. На “Виккерс” МК 1 применена индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых опорных катках. Совершенно не типичным элементом являются ограничители полного хода подвески – маленькие торсионы, соединенные с балансирами и взаимодействующие с металлическими опорами, связанными с корпусом машины. “Виккерс” МК 1 – единственный в мире основной танк с таким решением подвески.
В состав ходовой части входит 6 сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения, три поддерживающих ролика и гусеница, на траках которой с внешней стороны крепятся по три резиновые подушки. Танк оснащен индивидуальным плавсредством и при движении на воде развивает скорость 6,5 км/ч Движение машины осуществляется путем перематывания гусениц. Помимо плавсредства в состав стандартного оборудования входит система пожаротушения. По желанию заказчика устанавливается системе защиты экипажа от оружия массового поражения.
В 1966 году была предпринята попытка увеличить огневую мощь путем установки по бокам его башни двух пусковых установок ПТУР Свингфайр с дальностью стрельбы до 4000 м. Модификация с установками ПТУР получила обозначение “Виккерс” МК 2, но работы над этой версией так и не вышли из стадии прототипа. В 70-х годах танк подвергся модернизации, и новая версия вышла на международный рынок вооружения под обо значением “Виккерс” МК 3.
76 единиц закупила Кения, еще 72 танка отправились в Нигерию. Существенным изменениям подверглась структура бронирования. Сварная башня уступила место комбинированной передняя часть была литой, а задняя сваривалась из катаных броневых плит. Благодаря этому конфигурация башни изменилась в лучшую сторону – исчезли вертикальные броневые плиты в месте соединения башни с пушкой.
На рабочем месте командира танка появился комбинированный (день-ночь) прибор наблюдения прицел РЕ “Кондор” фирмы “Пилкингтон”, обладающий 1- и 10-кратным увеличением в дневное время и 4-кратным в ночное. В отличие от модификации МК 1 командир может полностью взять на себя контроль над вооружением: осуществлять наведение на цель и вести огонь. В распоряжении наводчика имеется прицел “Нанокуэст” 123 с 1- и 10-кратным увеличением, а также лазерный дальномер “Симрад” 1А/352, которым со своего места может пользоваться и командир танка. Кроме того, на крыше башни остался 12,7-мм пулемет, который, в случае выхода из строя лазерного дальномера и приборов наведения, можно использовать для оценки расстояния до цели, а также для уничтожения легко бронированных целей.
Основным вооружением осталась 105-мм пушка L7А1. Для нее были разработаны новые типы боеприпасов, значительно расширившие ее возможности: противотанковые подкалиберные выстрелы с отделяющимся поддоном и раскрывающимися стабилизаторами, кумулятивные выстрелы, фугасные и дымовые. Пушку оснастили системой наведения и стабилизации ЕС 620 и системой управления огнем ЗРС 600 широко известной фирмы “Маркони комманд энд контрол системз”. В качестве вспомогательного вооружения на крыше башни установлен 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением и возможностью наведения в вертикальной плоскости от -10° до +90°. Огонь из этого пулемета может вести командир экипажа. Боекомплект танка “Виккерс” МК 3 состоит из 50 выстрелов, 700 патронов калибра 12,7-мм и 2600 патронов калибра 7,62-мм. Как и в других английских машинах, артиллерийские выстрелы хранятся в корпусе танка ниже уровня опоры башни.
Вместо дизеля 160 на машине установили американский двухтактовый дизель с турбонаддувом 12V-71Т фирмы “Дженерал моторс”, развивающий мощность около 720 л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия была модернизирована до уровня ТN12-V5. В остальном конструкция танка осталась без изменений. В связи с коммерческим успехом версий МК 1 и МК 3 специалисты фирмы “Виккерс” продолжали работать над развитием на редкость удачной конструкции. В 1986 году появилась следующая версия танка, получившая обозначение МК 3(1). В этой машине лобовая деталь корпуса стала также литой. В связи с установкой внутри и снаружи новых узлов и агрегатов кормовая часть машины также подверглась переделке. Контрольно-измерительные приборы в отделении управления были сгруппированы на одной панели, расположенной с правой стороны от сиденья механика-водителя. К ним добавились также световые и звуковые индикаторы неисправности.
Вместо одного перископа механик-водитель получил три, которые значительно расширили его поле зрения. К системе управления огнем добавили систему совмещения оси пушки с оптической осью прицела, а ствол пушки покрыли термоизоляционным чехлом. На башне остался 12,7-мм пулемет, а количество стволов дымовых гранатометов уменьшилось до 5 на каждый борт башни. В качестве силовой установки конструкторы установили на машину четырехтактный дизельный двигатель “Кондор” СV12 ТСЕ, развивающий мощность 850 л. с. В связи с увеличением мощности двигателя МК 3(1) пришлось оснастить другой трансмиссией – Т1200. В ходовой части машины были использованы новые гидравлические амортизаторы, более широкие гусеницы и опорные катки, что привело к увеличению подвижности, несмотря на то, что в целом его боевая масса возросла до 41 т. Максимальная скорость “Виккерс” МК 3(1) составляет 59 км/ч, а запас хода – 550 км.
Танки фирмы «Виккерс Дифенс системс»
Танки фирмы «Виккерс Дифенс системс»
При разработке «центурионов» и «чифтенов» с представителями государственных проектных организаций Великобритании тесно сотрудничали специалисты старейшей в мире танкостроительной фирмы «Виккерс». Государственные институты ставили перед собой задачу прежде всего удовлетворить требования национального генерального штаба и оснастить танками собственные вооруженные силы, а задачи экспорта готовой продукции относили на второй план. Подход частной фирмы в этом вопросе кардинально отличался от государственного. Как давно заметили подзабытые ныне классики марксизма, главное для капиталиста — извлечение прибыли. У внутреннего рынка существуют ограниченные рамки, кроме того, государство имеет привычку манипулировать ценами, ограничивая эту самую прибыль. Поэтому в конце 1950-х гг. инженеры фирмы «Виккерс» начали проработку ориентированного исключительно на экспорт танка «средней весовой категории».
Философия экспортного танка оказалась ближе к франко-германской концепции, ставившей во главу угла подвижность машины в ущерб ее защищенности, чем к британской, с упором на бронезащиту, нашедшей воплощение в танке «Чифтен». Такой подход объяснялся вовсе не оригинальными взглядами инженеров «Виккерса» в пику государственной танковой идеологии, а анализом экономических возможностей, природных условий, инфраструктуры и характера требований к танку со стороны вероятных зарубежных заказчиков.
Перспективный экспортный танк был ориентирован на армии стран третьего мира. Инфраструктура этих государств развита гораздо хуже, чем европейских; мосты грузоподъемностью 50 т и выше встречаются достаточно редко; финансовые ресурсы в значительной мере ограничены. Закупать значительное количество более дорогих тяжелых танков, которые, к тому же, не выдержат большинство мостов, развивающиеся страны не имели возможности.
Прототип основного боевого танка «Виккерс» Mk. 1;
серийный индийский танк «Виджаянта»
«Виджаянта» преодолевает эскарп на полигоне
БРЭМ индийского производства на шасси танка «Виджаянта»
«Виккерс» Mk.1
Реализация подобной концепции привела к рождению танка «Виккерс» Mk.1 массой 37 т, с относительно тонкой броней (ее максимальная толщина 80 мм) и мощной по тому времени 105-мм пушкой L7. В конструкции использовалось значительное количество узлов и агрегатов танка «Чифтен», в частности, моторно-трансмиссионный блок, приводы башни и орудия. Проектирование танка велось в 1958 — 1963 гг. В 1961-м правительство Индии приобрело лицензию у фирмы «Виккерс» на производство модели Mk.1, получившей здесь собственное имя «Виджаянта» («Победа»). Специально для производства этого танка в городе Авади, в окрестностях Мадраса, был построен завод.
Первый прототип «Виджаянты» был изготовлен в 1963 г. на заводе фирмы «Виккерс» в Элсвике. Серийный выпуск начался в 1965 г. Первые машины для Индии выпускались и в Элсвике, и в Авади, но с освоением индийцами технологии производства сборку танков для Индии на заводе фирмы «Виккерс» прекратили. Серийное производство в Авади продолжалось до середины 1980-х гг. Всего было построено примерно 2200 танков.
Еще одним покупателем Mk.1 стал Кувейт. В 1965 г. командование вооруженных сил этого государства приняло решение закупить 70 таких машин. Все они были изготовлены на заводе в Элсвике в 1970 — 1972 гг.
Танк «Виккерс» Mk.1 имеет классическую компоновку. Корпус сварной. Толщина брони в лобовой части 80 мм, с бортов — 30 мм, в кормовой части — 20 мм, днища — 17 мм, в верхней части корпуса — 25 мм. Место механика-водителя расположено справа от оси корпуса танка. Башня трехместная, сварной конструкции. Угол наклона лобового бронелиста 70°; толщина брони в лобовой части — 80 мм, борта — 60 мм (наклон бортовых бронелистов 75°), кормового бронелиста — 40 мм (угол наклона 79°), крыши — 25 мм. В башне установлена 105-мм пушка L7A1; угол вертикальной наводки может изменяться от -10° до +20°. Боекомплект — 50 выстрелов. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. С орудием спарены 7,62-мм пулемет L8A2 и пулемет L6A1 калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки пушки. На крыше башни рядом с командирским люком монтируется еще один 7,62-мм пулемет — L37A2. Общий возимый боекомплект к пулеметам — 6000 патронов. В передней части башни по бортам монтируется по пять дымовых гранатометов. На башне возможна установка четырех ПТУР «Свингфайр». Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрические; максимальная скорость разворота башни 32 град./с.
Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нем установлен дизель L60, вариант двигателя танка «Чифтен» с пониженной до 550 л.с. мощностью. Трансмиссия аналогична установленной на «Чифтене». Емкость топливных баков 1000 л.
Подвеска опорных катков независимая, торсионная. С каждого борта имеется по шесть опорных и по три поддерживающих катка. На первом, втором и шестом катках установлены дополнительные торсионы и гидравлические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая. Траки изготовлены из легированной марганцевой стали, на них предусмотрена возможность монтажа резиновых асфальтоходных подушек. Верх ходовой части прикрыт стальными экранами.
Фильтрр-вентиляционная установка не входит в состав штатного оборудования, однако при необходимости ее можно смонтировать.
Танк способен вплавь преодолевать водные преграды, для чего на нем по бокам крепятся поплавки из упрочненного нейлона. Движение по воде — за счет перемотки гусениц. На подготовку к форсированию требуется 15 минут.
Основной боевой танк «Виккерс» Mk.3 на заводском дворе фирмы в Элсвике
«Виккерс» Mk.3
Танк «Виккерс» Mk.3 впервые был представлен специалистами в 1971 г. На нем установлена новая литая башня более рациональной формы, толщина башенной брони увеличена. Дизель L60 мощностью 550 л.с. заменен на более мощный L60 Mk.5D (650 л.с.). Отсутствие заказов на новую, как, впрочем, и на предыдущую, модель экспортного танка, привело к приостановке работ по проекту. Разработка возобновилась только в 1975 г., когда один из танков Mk.1 был переоборудован в Mk.3 путем установки башни новой конструкции, американского дизеля GM 12V71T мощностью 720 л.с., системы управления огнем «Маркони» SFCS-600, а также лазерного дальномера фирмы «Барр энд Струд». Трансмиссия TN-12 аналогична установленной на танке «Чифтен». Место командира оборудовано комбинированным дневным/ночным прицелом «Пилкингтон» РЕ «Кондор». Увеличение дневного канала — 1- или 10-кратное, ночного — 4-кратное. Командирская башенка Mk.3В близка по конструкции к башенке № 15 танка «Чифтен». Основной прицел наводчика — L20 с 1- или 10-кратным увеличением. Электросеть танка запитывается от электрогенератора мощностью 9,25 кВт; имеется четыре аккумуляторные батареи суммарной емкостью 100 А-ч. Реанимация проекта Mk.3 была связана с надеждой руководства фирмы «Виккерс» на продажу машин в Грецию, армия которой нуждалась в новых танках для замены устаревших М48 и АМХ-30, причем не исключалась возможность лицензионного производства. Заказ «уплыл из-под носа» англичан, когда переговоры находились уже на стадии заключения контракта, командование греческой армии под давлением союзников по НАТО решило объявить открытый конкурс. ФРГ выставила на него «Леопард-1АЗ», Франция — АМХ-32. Танк фирмы «Виккерс» проигрывал конкурентам по всем статьям, разве что кроме цены. Сделка не состоялась.
Компоновочная схема танка Vickers Mk.3
Первый танк «Виккерс» Mk.3 для кенийской армии во время испытаний в Великобритании. 1979 год
Вскоре, однако, покупатели на машину нашлись на Африканском континенте. В 1977 г. правительство Кении приняло решение закупить партию из 38 танков «Виккерс» Mk.3. В 1978 г. заключили контракт на поставку еще 38 единиц. Все они были изготовлены на заводе фирмы «Виккерс» в Ньюкастле в 1979 — 1982 гг. Вслед за Кенией в 1981 г. 36 танков заказали вооруженные силы Нигерии, а в 1985 г. — еще 36 машин. Танки первой партии нигерийцам поставили в 1985 г., а второй — в 1986 г. В 1995 г. с этой страной заключили контракт еще на 150 машин, но его действие было приостановлено в связи с введением ООН эмбарго на поставку вооружений в Нигерию. По состоянию на 2000 г. в ее армии числилось 88 танков «Виккерс» Mk.3.
В 1984 г. танк Mk.3 испытывался в Таиланде, где машина прошла 2314 км в различных условиях. Инженеры фирмы, проанализировав результаты испытаний, пришли к выводу, что конструкцию необходимо модернизировать. В очередной раз замене подвергся двигатель: американский мотор уступил место английскому 12-цилиндровому дизелю «Роллс-Ройс» CV-12 ТСЕ мощностью 850 л.с. Автоматическая трансмиссия Т1200 имеет шесть передач переднего хода и две — заднего. В башне установили кондиционер; для откачки дождевой воды, попадающей внутрь корпуса в сезон муссонов, предусмотрена помпа. Для улучшения условий работы двигателя в условиях жаркого климата увеличены площадь поперечного сечения воздухозаборников и площадь радиаторов системы охлаждения дизеля. МТО оснащено автоматической системой пожаротушения фирмы «Гравинер».
Vickers Mk.3 для кенийской армии М1:72
В центре — танк «Виккерс» Mk.3 и БРЭМ на его базе из кенийского заказа;
«Виккерс» Mk.3 нигерийской армии
Лобовая часть корпуса танка, получившего обозначение «Виккерс» Mk.3(1), выполнена литой, а не сварной, как на предыдущих моделях. У механика-водителя вместо одного перископического наблюдательного прибора установлено три, центральный может заменяться пассивным ИК-прибором ночного видения. В систему управления введены гидроусилители.
Ходовая часть подверглась незначительной модернизации — усилили торсионы, а гусеницу выполнили из более широких траков (шириной 559 мм вместо 521 мм).
В 1996 г. завершились испытания модернизированного танка Mk.3М, разработанного в соответствии с требованиями армии Малайзии. От базового варианта Mk.3 он отличается смонтированными на корпусе, башне и фальшбортах контейнерами динамической защиты. У наводчика установлен новый прицел «Пилкингтон Фалкон» с дневным и ночным каналами. Изображение ночного канала выводится на монитор, расположенный на приборной панели командира. Танк оснащен системой предупреждения о лазерном облучении АВИМО LIRD-2 и приемником спутниковой навигационной системы; увеличена мощность системы охлаждения и кондиционирования. В передней части корпуса смонтированы узлы навески бульдозерного отвала.
В настоящее время танк «Виккерс» Mk.3М участвует в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Малайзии. В случае победы в конкурсе возможен заказ 150 — 300 машин.
Основной боевой танк «Виккерс» Mk.3 (I)
На обоих снимках «Виккерс» Mk.3 (I) во время полигонных испытаний