0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной танк M1A1 Abrams (США)

Проект M1A2C Abrams. Модернизированные танки в кадре

С прошлого года американские предприятия занимаются серийной модернизацией имеющихся основных боевых танков Abrams по проекту M1A2C. Несколько дней назад в открытом доступе появилась первая фотография модернизированного танка с полным набором нового оборудования разного назначения. Этот образец бронемашины заметным образом отличается от опытных машин, демонстрировавшихся ранее. По всей видимости, такой же облик будут иметь и прочие модернизируемые танки.

Напомним, проект M1A2C, до прошлого года известный как M1A2 SEP v.3, предусматривает существенную модернизацию танков M1A2 (в том числе SEP v.2), направленную на повышение всех основных параметров. Предлагаются усиление защиты за счет новых компонентов, замена части радиоэлектронного оборудования, модернизация силовой установки и т.д. Также в ходе модернизации должен осуществляться ремонт техники, позволяющий продлить сроки службы.

Первый опытный образец танка, тогда еще обозначавшегося как M1A2 SEP v.3, впервые показали специалистам и публике осенью 2016 года. В дальнейшем несколько прототипов прошли испытания, после чего появились контракты на массовое обновление техники. К настоящему времени выполнена модернизация некоторого количества танков, и некоторые попали в объектив фотоаппарата.

Первый известный снимок ОБТ «Абрамс» в новой комплектации был сделан на полигоне Юма, одной из основных площадок для проверки сухопутной боевой техники. Танк попал в кадр не полностью, но это не помешало опознать его правильным образом. Вскоре на профильных ресурсах обратили внимание на обновленную рекламную брошюру компании Leonardo DRS, в которой присутствовали весьма интересные материалы.

Итальянская организация участвует в модернизации американских танков на правах установщика комплексов активной защиты. Не так давно она обновила рекламные материалы по КАЗ семейства Trophy и добавила в них новые фотографии. Читателю показали модернизированный танк M1A2C, оснащенный рядом дополнительных изделий внешнего монтажа. Техника с фотографий от «Леонардо» ничем не отличалась от танка с полигона Юма.

Танки со свежих фотоснимков имеют заметные отличия от прототипов M1A2C / M1A2 SEP v.3, демонстрировавшихся ранее. Такие отличия, прежде всего, определяются наличием дополнительных систем защиты разного рода. Выставочные образцы не имели такого оснащения. Это означает, что после первых показов техники проект модернизации был дополнен, и при серийном обновлении танки будут получать большее число новых устройств.

Модернизация танка предусматривает усиление имеющейся защиты при помощи нескольких новых компонентов разного рода. На лобовых деталях башни устанавливаются новые накладные элементы бронирования. Состав этих модулей неизвестен. Вероятно, в виде плоских угловатых деталей выполнено комбинированное бронирование. Согласно разным оценкам, появившимся в связи с отсутствием официальной информации, применение накладной лобовой брони доводит эквивалент лобовой защиты башни до 800-900 мм.

Лобовое бронирование корпуса дополняется накладной деталью на нижнем листе. Также ранее сообщалось об усилении днища для повышения стойкости к минам. Принимаются меры по усилению защиты бортовой проекции. Почти по всей длине бортового экрана помещаются блоки динамической защиты. Они не прикрывают только небольшие участки борта в передней и задней частях – на уровне ведущего и направляющего колеса. Характеристики использованной динамической защиты не уточняются, но очевидно, что ее применение самым положительным образом сказывается на боевой устойчивости машины.

На протяжении нескольких последних лет армия США прорабатывает вопрос массового оснащения модернизируемых танков комплексами активной защиты. Недавно обновленные танки M1A2C получили такое оснащение, что может говорить об успешном завершении прошлых работ.

На бортах башни модернизированного «Абрамса» помещаются два кожуха с элементами КАЗ Trophy-HV израильской компании Rafael. За поставку и монтаж такого оборудования отвечает компания Leonardo DRS. Спереди и сзади на кожухе комплекса имеются антенны радиолокационной станции обнаружения, а сверху предусматривается откидная крышка, под которой находится пусковая установка для защитных боеприпасов. КАЗ предназначается для своевременного обнаружения подлетающих противотанковых боеприпасов и их уничтожения до удара по защищаемому танку.

Комплекс Trophy-HV весит 820 кг и занимает объем 0,69 куб.м. Заявлена возможность защиты от атак со всех ракурсов с поражением подлетающих целей на безопасном для танка расстоянии. Следует отметить, что израильский КАЗ в версии HV может осуществлять перехват только при помощи защитных боеприпасов. В состав других модификаций «Трофи» также входят средства оптико-электронного подавления.

Другие изменения конструкции и состава бортового оборудования не видны снаружи. Впрочем, они хорошо известны с момента публикации первых данных о проекте M1A2C / M1A2 SEP v.3. Эти доработки затрагивают силовую установку, аппаратуру управления и боекомплект.

В проекте M1A2C предусмотрено использование вспомогательной силовой установки для энергоснабжения бортовых систем при выключенном двигателе. В отличие от предыдущих проектов, на этот раз ВСУ помещается внутри броневого корпуса, рядом с основным двигателем, что резко повышает ее живучесть. Конфликты последних десятилетий показали, что изначальное внешнее размещение ВСУ является серьезной проблемой.

Проходят модернизацию оптико-электронные прицельные устройства командира и наводчика. Новые прицелы строятся на основе современных тепловизоров. Заменяется аппаратура связи и управления: новые приборы эффективнее обеспечивают взаимодействие техники и войск. Впервые устанавливается система Vehicle Health Management System, предназначенная для отслеживания состояния узлов и агрегатов.

Основное орудие получает несколько новых снарядов, в том числе осколочный выстрел с программируемым взрывателем. Соответственно, пушка оснащается программатором для работы с такими устройствами. За счет новых боеприпасов предлагается повысить огневую мощь танка, не прибегая к замене вооружения.

Дорабатывается вспомогательное вооружение. Командирский пулемет переносится с открытой установки на дистанционно управляемый боевой модуль CROWS RWS. Второй пулемет остается на люке заряжающего, и для его использования танкисту необходимо высовываться из люка. Безопасность заряжающего обеспечивается двойным щитком с бронестеклами.

По известным данным, в результате модернизации и установки новых агрегатов танк M1A2C заметно тяжелеет. Его боевая масса увеличивается до 66,8 т. Не вполне ясно, учитываются ли при этом дополнительные средства защиты в виде накладных панелей, КАЗ и бортовых экранов с динамической защитой.

По результатам модернизации по проекту M1A2C танк «Абрамс» должен наращивать все основные характеристики, за исключением подвижности. Новые приборы в составе системы управления огнем и современные боеприпасы должны повысить огневую мощь и боевую эффективность. ВСУ упрощает и удешевляет эксплуатацию. Накладные элементы бронирования и другие системы защиты повышают боевую живучесть.

Опытные танки с пакетом обновлений SEP v.3 проходили испытания с 2015 года, а в 2016-м такую машину впервые показали на открытом мероприятии. Испытания были завершены в 2017 году, они подтвердили потенциал предложенных «внутренних» доработок. В те же сроки осуществлялись проверки комплекса активной защиты Trophy-HV израильской разработки. Эта система подтвердила основные характеристики и теперь используется при переделке танков.

Первая предсерийная партия танков M1A2 SEP v.3 / M1A2C была передана армии США в октябре 2017 года. Кроме того, в том же году армия заказала 45 танков серийной модернизации; этот контракт обошелся ей в 270 млн долларов – по 6 миллионов за обновление одной бронемашины. Первые серийные M1A2C отправились в войсках в июле прошлого года. В будущем августе армия желает получить последние из 45 машин первой партии. Обновлением техники занимается компания General Dynamics Land Systems.

Читать еще:  Самоходная пушка F.1 GCT (Франция)

В конце 2017 года появился рамочный контракт с фирмой GDLS на перестройку 435 танков модели M1A2 по новому проекту. В июле 2018 года стороны подписали твердое соглашение на поставку новой партии из 100 танков. Несколько недель назад заказчик и подрядчик договорились о перестройке еще 174 бронемашин, которую следует выполнить до 2021 года. Таким образом, уже имеются контракты на модернизацию почти 320 танков из строевых частей.

Выполнение текущих заказов будет продолжаться до 2021 года, после чего возможен старт следующего этапа модернизации бронетехники. Уже сейчас предприятия оборонной промышленности работают над новым проектом модернизации танков. Ранее эта разработка была известна как M1A2 SEP v.4, но с прошлого года ее именуют M1A2D. Этот проект предусматривает применение наработок по предыдущим вариантам модернизации, а также дальнейшее развитие систем управления огнем и средств связи, использование новых снарядов и т.д. Ожидается появление улучшенных систем дополнительной защиты.

По известным данным, опытный образец танка M1A2D может появиться не ранее 2020 года. На его испытания уйдет некоторое время, после чего могут появиться заказы на серийную перестройку техники. Таким образом, серийные M1A2D появятся не ранее 2021-22 годов. Вероятно, по этому проекту будет выполняться модернизация оставшихся машин типа M1A2, не успевших получить обновления типа «C».

Пока же компания GDLS вместе с заказчиком заняты программой модернизации существующих танков до состояния M1A2C. Такие машины недавно впервые попали в кадр, и их изображение стало достоянием общественности. Вероятно, в скором будущем подобные снимки или видеозаписи модернизированных американских танков станут привычным делом. Программа обновления техники по новому проекту набирает обороты и дает желаемые результаты. Впрочем, уже через несколько лет текущий проект сменит новый, предусматривающий иные изменения конструкции и состава оборудования танков.

Американский танк «Абрамс» – 38 лет бессменного боевого дежурства

Имя американского генерала, командовавшего во время Второй Мировой 37-м танковым батальоном, служившего в Корее начальником штаба армейского корпуса, а в конце жизни возглавлявшего штаб сухопутных войск, известно по всему миру. Правда, многим неизвестно, кому оно принадлежит, потому что его знают, как название основного боевого танка М1.

Уже почти 40 лет танки “Абрамс” стоят на вооружении США и некоторых других стран, а их замена пока не предвидится. За эти десятилетия «Абрамс» стал символом не только танковых войск США, но едва ли не всей военной машины стран Запада.

Предпосылки к созданию

В 1960-е годы основой бронетанковых сил США стал танк М60, задуманный, как переходная модель. Он должен был закрывать линейку танков, ведущих родословную от машин времён Второй Мировой и предшествовать совершенно новым, современным машинам. Но в результате “переходный период” затянулся на долгие 20 лет.

В августе 1963 года министры обороны США и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке основного боевого танка, который должен был быть готов к 1970 году. Соответственно, программа получила обозначение MBT70. И уже стадия выбора концепции проекта затянулась на два года вместо ожидаемых шести месяцев. Мешали как организационные трудности при обеспечении взаимодействия конструкторских коллективов, так и противоречащие друг другу требования.

В качестве примера: американцы хотели танк, пригодный для использования на всех возможных театрах – немцев устраивал танк, подходящий для Центральной Европы.

Первые ходовые макеты MBT70, американский и немецкий, были продемонстрированы в июле 1967 года. Танк имел немного нестандартную компоновку — в лобовой части корпуса разместили топливный бак, а за бронированной переборкой размещалось боевое отделение. В нём размещался весь экипаж, включая водителя.

Танк был вооружён 152 мм орудием-пусковой установкой, дистанционно управляемой 20 мм автоматической пушкой и пулемётом М73 калибра 7.62 мм. Бронирование танка предполагалось выполнить разнесённым, но, по имеющимся данным, на построенных образцах такую защиту не устанавливали и не испытывали.

Американский танк оснащался дизелем воздушного охлаждения AVCR-1360, немецкий – мотором производства “Даймлер-Бенц”. Имелись различия в конструкции автомата заряжания. И, хотя танк был действительно почти готов к 1970 году, разногласия между конструкторами разных стран и непомерно возросшая стоимость танков поставили на программе крест.

Трудные семидесятые

После развала совместной программы американцы попытались довести MBT70 самостоятельно. Упрощённый и удешевлённый проект получил наименование XM803.Не вдаваясь в подробности упрощений, можно только заметить, что удешевить систему не очень удалось. А отрицательный опыт эксплуатации 152 мм орудия-ПУ на танках М60А2 и М551 вывел его из рядов перспективного вооружения. Официально программу закрыли в июне 1972 года.

Но даже до официального закрытия фирмам “Дженерал Моторс” и “Крайслер” выдали задания на разработку нового основного боевого танка (ОБТ) (предварительно определив, какой танк всё-таки нужен). “Крайслер” должен был подготовить проект эволюционного развития платформы М60. Задание “Джи-Эм” состояло в создании танка на основе наработок проекта XM803.

Новый проект первоначально назывался XM815, но после пересмотра номенклатуры стал обозначаться XM1.

В качестве вооружения была определена имеющаяся 105 мм пушка. Германское 12 0мм орудие рассматривалось в качестве перспективного, но на тот момент даже не производилось. Вариант силовой установки с газотурбинным двигателем AGT-1500 первоначально отклонили, но инженеры “Крайслера” вопреки решению выбрали именно его.

Предоставленный на испытания в 1976 году прототип уже имел почти все черты будущего “Абрамса”. К этому времени немецкая 120 мм пушка уже была готова, и от разработчиков потребовали доработать прототипы так, чтобы их можно было легко перевооружить новым орудием. Танк обретал окончательный облик. В конце года стало ясно, что крайслеровский проект выиграл.

Уступая М60 по высоте, танк имел солидные габариты: длина корпуса — 7.9 метров, ширина — 3.66 метра, масса танка превысила 54 тонны. В мае 1979 года на заводе в Лиме началось серийное производство танка. Его назвали в честь генерала Крейтона Абрамса.

Распространение

Насчёт того, что М1 — лучший танк в мире, можно спорить. Он оснащён прожорливым и довольно капризным двигателем (как следствие, имеет небольшой запас хода). Во время «Бури в пустыне» отсутствие в боекомплекте танков осколочно-фугасных снарядов не давало полноценно оказывать поддержку пехоте. Советские и российские танки он превосходит по габаритам и массе. Германский «Леопард» имеет меньшую стоимость. И то, что «Абрамс» не самый распространённый в мире — это точно.

В Америке танками “Абрамс” вооружены армия и корпус морской пехоты, причем машины морпехов имеют некоторые отличия в комплектации.

Так, бронекороб вспомогательной силовой установки размещался на корме корпуса, а не на башне.

Крупным покупателем “Абрамсов” стал Египет, для которого произвели более тысячи танков. Поставлялись танки дружественным США арабским странам – Кувейту, Саудовской Аравии. После падения режима Хуссейна “Абрамсами” вооружили реорганизованную армию Ирака.

В 2007 году танки М1А1 (без урановой брони) получила Австралия. С 2016 года “Абрамсы” получает Марокко.

Силовая установка и ходовые качества

На танке установлен многотопливный газотурбинный двигатель. AGT-1500 с воздушным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с двигателем в едином блоке для упрощения ремонта и замены узла. Достоинства и недостатки – общие для всех машин с ГТД.

Читать еще:  Специальный ударный автомобиль ALSV (США)

Такой двигатель может использовать в качестве горючего буквально “всё, что горит”, легко заводится в мороз, менее шумный. Но при этом имеет огромный расход топлива и, в условиях пустыни, чувствителен к пыли. А пехота жаловалась на высокотемпературный выхлоп, мешающий следовать за танком в бою.

Изначально “Абрамсы” не имели вспомогательной силовой установки, но в 90-е годы стали оснащаться вспомогательным дизелем, смонтированным в бронекоробе на башне.

Когда уязвимость такой установки привела к потерям танков, ВСУ демонтировали и заменили дополнительными аккумуляторами.

“Абрамс” обладает неплохой подвижностью для тяжёлого танка. Максимальная скорость по дороге у М1 составляла 72 кмч, на последующих модификациях её ограничили до 66 кмч. Танк М1А1 способен преодолеть подъём в 31 градус, стенку высотой 1.24 метра и ров шириной 2.7 метра.

Без предварительной подготовки “Абрамс” форсирует брод глубиной 1.2 метра, а с установленным оборудованием – до 2.3 метра.

Конструкция корпуса и система бронирования

Поскольку “Абрамс” всё ещё стоит на вооружении, и списывать его не собираются, имеющиеся сведения о бронировании касаются в основном ранних версий. Корпус и башня танка сварные, из катаной гомогенной брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, а также лоб и борта башни защищены комбинированной бронёй.

Верхняя лобовая деталь имеет небольшую толщину – 38 мм, но расположена под углом, обеспечивающим крайне высокую вероятность рикошета и сложность прицеливания в эту деталь.

Борта корпуса толщиной 30 мм в районе боевого отделения дополнительно усилены листам в 32 мм. В районе МТО борт тоньше – 27 мм. Борта и детали ходовой части дополнительно закрыты 70 мм композитными экранами и 6мм стальными (в хвостовой части).

Топливные баки в носу корпуса отделены от боевого отделения бронироваными переборками толщиной 19 мм и работают, как элемент защиты – кумулятивная струя, даже пробив борт, проходя сквозь бак, рассеется.

На переходной модели M1 IP установили новую башню с усиленной бронёй (эквивалент толщины возрос с

880 мм ). Такая башня перешла и на М1А1. А у варианта M1A1 HA (HeavyArmor) в броню добавили элементы из обеднённого урана.

Эквивалентная толщина брони лба башни танка M1A2 SEP оценивается, как 960 мм (1620 мм для кумулятивных снарядов). Динамическая защита в стандартную комплектацию не входит, но может устанавливаться, например, в составе пакета TUSK (TankUrbanSurvivalKit).

По результатам иракской кампании 2003 года была собрана информация об эффективности брони.

Комбинированная броня башни и корпуса выдерживала попадания из РПГ. Стальные бортовые экраны из ручных гранатомётов пробивались, при том, что попаданий в композитные экраны зафиксировано не было.

В ходе одного из инцидентов с “дружественным огнём” танк вывели из строя попаданиями 25 мм бронебойных снарядов в корму. В одном случае огонь из крупнокалиберного пулемёта поразил внешнюю вспомогательную силовую установку, и возникший пожар уничтожил танк.

Средства поражения

Первые “Абрамсы” вооружались 105 мм нарезным орудием М68, аналогичным установленному на М60 (и М48А5). Это – выпускавшаяся по лицензии версия британского орудия L7. Орудие было хорошим, популярным, но к началу 80-х годов её возможности по борьбе с лучшими советскими танками уже считались недостаточными.

Впрочем, от М60 “Абрамсу” достались только бронебойно-фугасные снаряды М393, бронебойные снаряды М735 (БОПС) и кумулятивно-осколочные М456А2 были новыми. Позже в боекомплекте появились бронебойные снаряды М774 и М833 из обеднённого урана.

Проект MBT-70 предполагал установку в качестве дополнительного вооружения 20 мм автоматическую пушку. По задумке, танкисты могли использовать её для поражения легкобронированной техники, не тратя боекомплект главного калибра.

Но опыт арабо-израильской войны 1973 года показал, что танкисты стараются использовать основное орудие в любых случаях.

Так М1 получил “классический” комплекс вспомогательного вооружения – спаренный с пушкой пулемёт нормального калибра, и крупнокалиберный на башне.

Пулемёт М240 калибра 7.62 мм – лицензионная копия бельгийского FN MAG. Ещё один М240 устанавливается на турели у люка заряжающего и служит для борьбы с пехотой в слепых зонах. Что касается зенитно-пулемётной установки в командирской башенке – первые прототипы имели, как и предыдущие танки, пулемёт М85, но в итоге было решено вернуться к старому, но надёжному “Браунингу” М2.

Боекомплект М1 составлял 55 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм, 10000 патронов к спаренному пулемёту и 1400 для пулемёта заряжающего.

Начиная с модели М1А1 “Абрамс” получил немецкое 120 мм гладкоствольное орудие с длиной ствола 44 калибра. В США оно получило индекс М256. Боекомплект изначально составляли урановый БОПС М829 и кумулятивно-осколочный снаряд М830.

Ко времени появления модификации М1А2 стали доступны усовершенствованные снаряды М829А2, а М830 предполагалось заменить “многоцелевым” М830А1 с функцией подрыва в воздухе. Позже были разработаны бетонобойный снаряд М908 “для разрушения препятствий” и дешёвый противопехотный “картечный” М1028.

На М1А2 ЗПУ с дистанционным управлением упразднили, заменив на простую пулемётную турель.

Это может показаться шагом назад, но мотивация для решения была следующей: управляя пулемётом вручную, командир может лучше воспринимать окружающую обстановку. В последние годы делались попытки установить более сложную и совершенную дистанционную установку.

Размещение экипажа и боекомплекта

Экипаж танка состоит из четырёх танкистов: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Мехвод сидит полулёжа – такая поза обусловлена сильным наклоном верхнего бронелиста. Боевые посты наводчика и командира размещены друг за другом в правой части башни. Рабочее место заряжающего — слева. Танк оснащен автоматической системой пожаротушения.

Для повышения живучести танка и выживаемости экипажа боеукладка на “Абрамсе” размещена в отсеке в корме башни. Боекомплект отделён от экипажа бронированной переборкой толщиной до 38 мм, а в крыше отсека находятся вышибные панели.

В случае детонации боезапаса, они позволяют направить силу взрыва так, чтобы свести урон для танка к минимуму (Уничтоженный боекомплект и выбитые панели – лучше сгоревшего танка). Для размещения боеукладки первой очереди предусмотрен бронекороб на полу башни.

Электронное оборудование танка

“Абрамс” обладает весьма совершенной системой управления огнём. Основной прицел наводчика, стабилизированный в вертикальной плоскости, оснащён лазерным дальномером и встроенной тепловизионной камерой.

Имеется вспомогательный телескопический прицел.

В баллистический вычислитель, автоматически рассчитывающий поправки, вручную надо вводить только данные о типе снаряда, износе канала ствола, а так же давлении и температуре воздуха. Дальность, скорость цели и скорость ветра вводятся автоматически.

На М1А2 прицел получил двухплоскостную стабилизацию, новый лазерный дальномер, позднее – тепловизоры следующего поколения. Также на М1А2 появились тепловизор у механика-водителя и панорамный тепловизионный прицел у командира.

Кроме того, на модификации А2 SEP танк оснастили “системой управления войсками” FBCB2-EPLRS, обеспечивающей выход в тактическую информационную сеть.

ТТХ в сравнении с аналогами

Если искать прямые аналоги, то у оригинального М1 им окажется Т-72. Он тоже был создан, как упрощённый вариант высокотехнологичного ОБТ (у СССР таким стал Т-64).

«Головная боль американских военных»: как США будут модернизировать боевой танк M1 Abrams

Выступая на предприятии Lima Army Tank Plant в штате Огайо, Дональд Трамп сообщил, что в программу модернизации основного боевого танка M1 Abrams будет вложено $6 млрд. Трансляцию речи американского лидера вёл сайт Белого дома.

Читать еще:  Бронеавтомобиль EE-9 Cascavel (Бразилия)

«В течение следующих трёх лет мы инвестируем больше $6 млрд в усовершенствование и модификацию танков M1 Abrams. Это почти в два раза больше, чем прошлая администрация инвестировала за восемь лет», — заявил Трамп.

Глава Белого дома назвал M1 Abrams «потрясающим танком» и пообещал, что завод получит крупные заказы на модернизацию и производство бронетехники. По его словам, «после стольких лет сокращения бюджета и увольнений» Соединённые Штаты получили возможность увеличить количество рабочих мест в танкостроительной отрасли. К концу 2020 года их число вырастет до 1 тыс. «Невероятную работу» на этом направлении, как отметил Трамп, проделал исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан.

«Устаревшая платформа»

Lima Army Tank Plant — единственный в США производитель танков. Завод управляется корпорацией General Dynamics, но является собственностью Пентагона. В период президентства Барака Обамы предприятие находилось в тяжелейшем кризисе из-за отсутствия крупных контрактов. Экспортные заказы были невелики, а серийный выпуск Abrams для Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты США прекратился более десяти лет назад.

Трамп обещает, что ситуация в американском танкостроении кардинальным образом изменится. По его словам, ежедневно из заводского цеха будет выходить по одному танку.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил в беседе с RT, что США, скорее всего, не перезапустят серийное производство Abrams.

«Трамп, как обычно, описывает излишне оптимистичную картину. Lima Army Tank Plant совместно с другими заводами будет проводить капитально-восстановительный ремонт стоящих на вооружении танков или машин, находящихся на хранении, устанавливая на них новое оборудование, узлы и агрегаты», — пояснил эксперт.

Более того, Мураховский полагает, что администрация Трампа допустит большую ошибку в случае возобновления серийного производства танков семейства Abrams. По его словам, Соединённым Штатам гораздо разумнее вложить ресурсы в разработку танка нового поколения.

«На сегодняшний день парк Abrams насчитывает около 7,9 тыс. единиц. Две трети стоит на вооружении сухопутных сил и морской пехоты, остальные находятся на хранении. Никакого смысла увеличивать количество машин нет. Тем более Abrams — это устаревшая платформа, которой свойственны недостатки, присущие танкам предыдущего поколения», — отметил эксперт.

Со своей стороны, кандидат военных наук Сергей Суворов заявил в беседе RT, что в настоящее время США находятся в достаточно сложной ситуации из-за отсутствия концептуального облика танка нового поколения. Модернизация M1 Abrams носит вынужденный характер, подчёркивает эксперт.

«Обновление парка этих танков призвано поддержать страдающую от нехватки заказов американскую промышленность. Я также не исключаю, что анонсированная Трампом кампания по вливанию денег в Abrams — это ответ на программу модернизации Т-72, Т-80 и Т-90, которая реализуется в нашей стране», — отметил Суворов.

Напомним, серийное производство М1 Abrams было развёрнуто в 1981 году. По габаритам и массе американский танк заметно превосходит отечественные машины. Вес М1 Abrams составляет свыше 54 т (против 44—46 т у Т-72 и Т-90), длина (с пушкой) — 9,8 м, ширина — 3,65 м. Основным вооружением машины является 120-миллиметровая гладкоствольная пушка М256 (на первых версиях была установлена 105-миллиметровая нарезная пушка М68А1).

Не проявил выдающихся боевых качеств

Боевое крещение М1 Abrams состоялось в 1991 году во время операции «Буря в пустыне». В этом конфликте США потеряли около 20 таких машин. Они были уничтожены «дружественным огнём» и танками Т-72 иракской армии. Некоторые машины были подбиты из ручных гранатомётов или подорвались на фугасах.

США применяли М1 Abrams в иракской войне 2003 года и операции в Афганистане 2001—2014 годов. Различные модификации танка стоят на вооружении Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта и Австралии. По мнению Мураховского, М1 Abrams не проявил выдающихся боевых качеств на Ближнем Востоке и не смог завоевать большую популярность за рубежом.

«Я не могу сказать, что это неудачный танк. Отсутствие крупных достижений на поле боя я могу объяснить в первую очередь нехваткой профессионализма экипажей и ошибками командования в тактике применения М1 Abrams. Эта машина не воюет без поддержки других сил и средств», — отметил Мураховский.

По его словам, М1 Abrams уступает российским машинам в ключевых качествах — надёжности и неприхотливости.

«С трудом переносит пыль»

В последнее время М1 Abrams практически непрерывно совершенствовался. Модернизация главным образом затрагивала его электронную начинку. В июле 2018 года General Dynamics сообщила о заключении контракта с Пентагоном на обновление 100 единиц M1A1 Abrams до уровня M1A2 (М1А2С). В январе 2019 года корпорация получила заказ на модернизацию ещё 174 танков.

На M1A2 Abrams установлены новое компьютерное оборудование, программное обеспечение, радиостанция, система противопожарной защиты, лазерные приборы, видеокамеры и различные комплексы, повышающие живучесть танка на поле боя.

Также модернизированная машина оснащена израильским комплексом активной защиты Rafael Trophy, предназначенным для перехвата гранат, ракет и подкалиберных боеприпасов. Система включает радиолокационную станцию Elta EL/M-2133 с четырьмя неподвижными антеннами и две пусковые установки, которые выстреливают специальными ядрами для поражения вражеских снарядов.

В ноябре 2018 года американский аналитик Чарли Гао на страницах военно-аналитического издания The National Interest сообщил, что важнейшим преимуществом машин семейства Abrams по сравнению с российскими образцами является навигационная система Blue Force Tracker. Она позволяет командирам быстрее реагировать на изменяющуюся обстановку и эффективнее координировать действия на поле боя.

Как отмечают эксперты, электроника является сильной стороной западных танков, включая американские.

«Однако что будет, если нашпигованная самой технологичной аппаратурой машина окажется подбитой РПГ-7? Насколько мне известно, последние версии западных танков не могут управляться после потери электропитания. Однако в таких ситуациях экипаж должен иметь возможность вести огонь или покинуть поле боя, если исправна ходовая», — отметил Суворов.

Кроме того, эксперт обратил внимание, что модернизация M1 Abrams не затрагивает газотурбинную силовую установку AGT-1500, которая очень требовательна к качеству воздуха и «с трудом переносит пыль». Система очистки воздуха на танке превышает по габаритам двигатель. В связи с этим моторно-трансмиссионное отделение занимает более трети длины кормовой части корпуса.

«Американцы даже подумывали отказаться от собственной силовой установки, заменив её на движок от немецкого Leopard или британский дизель Rolls-Royce CV12, который установлен на танке Challenger. Во время испытаний Abrams его силовая установка работала не более 210 км, но в спешном порядке американским инженерам удалось решить ряд проблем с надёжностью», — рассказал Суворов.

По словам эксперта, ещё одним уязвимым агрегатом М1 Abrams является его вспомогательная силовая установка (ВСУ), которой оснащаются танки с 1990-х годов. Данный аппарат выполняет функцию дополнительного источника питания.

Чаще всего ВСУ размещается в бронированном ящике в башне или кормовой части танка. Как утверждает Суворов, агрегат слабо защищён даже в обновлённой версии М1 Abrams. Установку легко вывести из строя с помощью очереди крупнокалиберного пулемёта. По мнению эксперта, поражение ВСУ может привести к детонации танка.

«Двигатель — это главная головная боль американских военных. Именно им стоит заниматься. Также я очень сомневаюсь, что, несмотря на толстую броню, башня и борта Abrams выдержат попадание снаряда отечественного переносного комплекса «Корнет». Поэтому, на мой взгляд, модернизация танка не приведёт к повышению его боевых качеств и исправлению ключевых недостатков», — резюмировал Суворов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector