Основной танк M1A2 Abrams (США)
Американский танк «Абрамс» – 38 лет бессменного боевого дежурства
Имя американского генерала, командовавшего во время Второй Мировой 37-м танковым батальоном, служившего в Корее начальником штаба армейского корпуса, а в конце жизни возглавлявшего штаб сухопутных войск, известно по всему миру. Правда, многим неизвестно, кому оно принадлежит, потому что его знают, как название основного боевого танка М1.
Уже почти 40 лет танки “Абрамс” стоят на вооружении США и некоторых других стран, а их замена пока не предвидится. За эти десятилетия «Абрамс» стал символом не только танковых войск США, но едва ли не всей военной машины стран Запада.
Предпосылки к созданию
В 1960-е годы основой бронетанковых сил США стал танк М60, задуманный, как переходная модель. Он должен был закрывать линейку танков, ведущих родословную от машин времён Второй Мировой и предшествовать совершенно новым, современным машинам. Но в результате “переходный период” затянулся на долгие 20 лет.
В августе 1963 года министры обороны США и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке основного боевого танка, который должен был быть готов к 1970 году. Соответственно, программа получила обозначение MBT70. И уже стадия выбора концепции проекта затянулась на два года вместо ожидаемых шести месяцев. Мешали как организационные трудности при обеспечении взаимодействия конструкторских коллективов, так и противоречащие друг другу требования.
В качестве примера: американцы хотели танк, пригодный для использования на всех возможных театрах – немцев устраивал танк, подходящий для Центральной Европы.
Первые ходовые макеты MBT70, американский и немецкий, были продемонстрированы в июле 1967 года. Танк имел немного нестандартную компоновку — в лобовой части корпуса разместили топливный бак, а за бронированной переборкой размещалось боевое отделение. В нём размещался весь экипаж, включая водителя.
Танк был вооружён 152 мм орудием-пусковой установкой, дистанционно управляемой 20 мм автоматической пушкой и пулемётом М73 калибра 7.62 мм. Бронирование танка предполагалось выполнить разнесённым, но, по имеющимся данным, на построенных образцах такую защиту не устанавливали и не испытывали.
Американский танк оснащался дизелем воздушного охлаждения AVCR-1360, немецкий – мотором производства “Даймлер-Бенц”. Имелись различия в конструкции автомата заряжания. И, хотя танк был действительно почти готов к 1970 году, разногласия между конструкторами разных стран и непомерно возросшая стоимость танков поставили на программе крест.
Трудные семидесятые
После развала совместной программы американцы попытались довести MBT70 самостоятельно. Упрощённый и удешевлённый проект получил наименование XM803.Не вдаваясь в подробности упрощений, можно только заметить, что удешевить систему не очень удалось. А отрицательный опыт эксплуатации 152 мм орудия-ПУ на танках М60А2 и М551 вывел его из рядов перспективного вооружения. Официально программу закрыли в июне 1972 года.
Но даже до официального закрытия фирмам “Дженерал Моторс” и “Крайслер” выдали задания на разработку нового основного боевого танка (ОБТ) (предварительно определив, какой танк всё-таки нужен). “Крайслер” должен был подготовить проект эволюционного развития платформы М60. Задание “Джи-Эм” состояло в создании танка на основе наработок проекта XM803.
Новый проект первоначально назывался XM815, но после пересмотра номенклатуры стал обозначаться XM1.
В качестве вооружения была определена имеющаяся 105 мм пушка. Германское 12 0мм орудие рассматривалось в качестве перспективного, но на тот момент даже не производилось. Вариант силовой установки с газотурбинным двигателем AGT-1500 первоначально отклонили, но инженеры “Крайслера” вопреки решению выбрали именно его.
Предоставленный на испытания в 1976 году прототип уже имел почти все черты будущего “Абрамса”. К этому времени немецкая 120 мм пушка уже была готова, и от разработчиков потребовали доработать прототипы так, чтобы их можно было легко перевооружить новым орудием. Танк обретал окончательный облик. В конце года стало ясно, что крайслеровский проект выиграл.
Уступая М60 по высоте, танк имел солидные габариты: длина корпуса — 7.9 метров, ширина — 3.66 метра, масса танка превысила 54 тонны. В мае 1979 года на заводе в Лиме началось серийное производство танка. Его назвали в честь генерала Крейтона Абрамса.
Распространение
Насчёт того, что М1 — лучший танк в мире, можно спорить. Он оснащён прожорливым и довольно капризным двигателем (как следствие, имеет небольшой запас хода). Во время «Бури в пустыне» отсутствие в боекомплекте танков осколочно-фугасных снарядов не давало полноценно оказывать поддержку пехоте. Советские и российские танки он превосходит по габаритам и массе. Германский «Леопард» имеет меньшую стоимость. И то, что «Абрамс» не самый распространённый в мире — это точно.
В Америке танками “Абрамс” вооружены армия и корпус морской пехоты, причем машины морпехов имеют некоторые отличия в комплектации.
Так, бронекороб вспомогательной силовой установки размещался на корме корпуса, а не на башне.
Крупным покупателем “Абрамсов” стал Египет, для которого произвели более тысячи танков. Поставлялись танки дружественным США арабским странам – Кувейту, Саудовской Аравии. После падения режима Хуссейна “Абрамсами” вооружили реорганизованную армию Ирака.
В 2007 году танки М1А1 (без урановой брони) получила Австралия. С 2016 года “Абрамсы” получает Марокко.
Силовая установка и ходовые качества
На танке установлен многотопливный газотурбинный двигатель. AGT-1500 с воздушным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с двигателем в едином блоке для упрощения ремонта и замены узла. Достоинства и недостатки – общие для всех машин с ГТД.
Такой двигатель может использовать в качестве горючего буквально “всё, что горит”, легко заводится в мороз, менее шумный. Но при этом имеет огромный расход топлива и, в условиях пустыни, чувствителен к пыли. А пехота жаловалась на высокотемпературный выхлоп, мешающий следовать за танком в бою.
Изначально “Абрамсы” не имели вспомогательной силовой установки, но в 90-е годы стали оснащаться вспомогательным дизелем, смонтированным в бронекоробе на башне.
Когда уязвимость такой установки привела к потерям танков, ВСУ демонтировали и заменили дополнительными аккумуляторами.
“Абрамс” обладает неплохой подвижностью для тяжёлого танка. Максимальная скорость по дороге у М1 составляла 72 кмч, на последующих модификациях её ограничили до 66 кмч. Танк М1А1 способен преодолеть подъём в 31 градус, стенку высотой 1.24 метра и ров шириной 2.7 метра.
Без предварительной подготовки “Абрамс” форсирует брод глубиной 1.2 метра, а с установленным оборудованием – до 2.3 метра.
Конструкция корпуса и система бронирования
Поскольку “Абрамс” всё ещё стоит на вооружении, и списывать его не собираются, имеющиеся сведения о бронировании касаются в основном ранних версий. Корпус и башня танка сварные, из катаной гомогенной брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, а также лоб и борта башни защищены комбинированной бронёй.
Верхняя лобовая деталь имеет небольшую толщину – 38 мм, но расположена под углом, обеспечивающим крайне высокую вероятность рикошета и сложность прицеливания в эту деталь.
Борта корпуса толщиной 30 мм в районе боевого отделения дополнительно усилены листам в 32 мм. В районе МТО борт тоньше – 27 мм. Борта и детали ходовой части дополнительно закрыты 70 мм композитными экранами и 6мм стальными (в хвостовой части).
Топливные баки в носу корпуса отделены от боевого отделения бронироваными переборками толщиной 19 мм и работают, как элемент защиты – кумулятивная струя, даже пробив борт, проходя сквозь бак, рассеется.
На переходной модели M1 IP установили новую башню с усиленной бронёй (эквивалент толщины возрос с
880 мм ). Такая башня перешла и на М1А1. А у варианта M1A1 HA (HeavyArmor) в броню добавили элементы из обеднённого урана.
Эквивалентная толщина брони лба башни танка M1A2 SEP оценивается, как 960 мм (1620 мм для кумулятивных снарядов). Динамическая защита в стандартную комплектацию не входит, но может устанавливаться, например, в составе пакета TUSK (TankUrbanSurvivalKit).
По результатам иракской кампании 2003 года была собрана информация об эффективности брони.
Комбинированная броня башни и корпуса выдерживала попадания из РПГ. Стальные бортовые экраны из ручных гранатомётов пробивались, при том, что попаданий в композитные экраны зафиксировано не было.
В ходе одного из инцидентов с “дружественным огнём” танк вывели из строя попаданиями 25 мм бронебойных снарядов в корму. В одном случае огонь из крупнокалиберного пулемёта поразил внешнюю вспомогательную силовую установку, и возникший пожар уничтожил танк.
Средства поражения
Первые “Абрамсы” вооружались 105 мм нарезным орудием М68, аналогичным установленному на М60 (и М48А5). Это – выпускавшаяся по лицензии версия британского орудия L7. Орудие было хорошим, популярным, но к началу 80-х годов её возможности по борьбе с лучшими советскими танками уже считались недостаточными.
Впрочем, от М60 “Абрамсу” достались только бронебойно-фугасные снаряды М393, бронебойные снаряды М735 (БОПС) и кумулятивно-осколочные М456А2 были новыми. Позже в боекомплекте появились бронебойные снаряды М774 и М833 из обеднённого урана.
Проект MBT-70 предполагал установку в качестве дополнительного вооружения 20 мм автоматическую пушку. По задумке, танкисты могли использовать её для поражения легкобронированной техники, не тратя боекомплект главного калибра.
Но опыт арабо-израильской войны 1973 года показал, что танкисты стараются использовать основное орудие в любых случаях.
Так М1 получил “классический” комплекс вспомогательного вооружения – спаренный с пушкой пулемёт нормального калибра, и крупнокалиберный на башне.
Пулемёт М240 калибра 7.62 мм – лицензионная копия бельгийского FN MAG. Ещё один М240 устанавливается на турели у люка заряжающего и служит для борьбы с пехотой в слепых зонах. Что касается зенитно-пулемётной установки в командирской башенке – первые прототипы имели, как и предыдущие танки, пулемёт М85, но в итоге было решено вернуться к старому, но надёжному “Браунингу” М2.
Боекомплект М1 составлял 55 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм, 10000 патронов к спаренному пулемёту и 1400 для пулемёта заряжающего.
Начиная с модели М1А1 “Абрамс” получил немецкое 120 мм гладкоствольное орудие с длиной ствола 44 калибра. В США оно получило индекс М256. Боекомплект изначально составляли урановый БОПС М829 и кумулятивно-осколочный снаряд М830.
Ко времени появления модификации М1А2 стали доступны усовершенствованные снаряды М829А2, а М830 предполагалось заменить “многоцелевым” М830А1 с функцией подрыва в воздухе. Позже были разработаны бетонобойный снаряд М908 “для разрушения препятствий” и дешёвый противопехотный “картечный” М1028.
На М1А2 ЗПУ с дистанционным управлением упразднили, заменив на простую пулемётную турель.
Это может показаться шагом назад, но мотивация для решения была следующей: управляя пулемётом вручную, командир может лучше воспринимать окружающую обстановку. В последние годы делались попытки установить более сложную и совершенную дистанционную установку.
Размещение экипажа и боекомплекта
Экипаж танка состоит из четырёх танкистов: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Мехвод сидит полулёжа – такая поза обусловлена сильным наклоном верхнего бронелиста. Боевые посты наводчика и командира размещены друг за другом в правой части башни. Рабочее место заряжающего — слева. Танк оснащен автоматической системой пожаротушения.
Для повышения живучести танка и выживаемости экипажа боеукладка на “Абрамсе” размещена в отсеке в корме башни. Боекомплект отделён от экипажа бронированной переборкой толщиной до 38 мм, а в крыше отсека находятся вышибные панели.
В случае детонации боезапаса, они позволяют направить силу взрыва так, чтобы свести урон для танка к минимуму (Уничтоженный боекомплект и выбитые панели – лучше сгоревшего танка). Для размещения боеукладки первой очереди предусмотрен бронекороб на полу башни.
Электронное оборудование танка
“Абрамс” обладает весьма совершенной системой управления огнём. Основной прицел наводчика, стабилизированный в вертикальной плоскости, оснащён лазерным дальномером и встроенной тепловизионной камерой.
Имеется вспомогательный телескопический прицел.
В баллистический вычислитель, автоматически рассчитывающий поправки, вручную надо вводить только данные о типе снаряда, износе канала ствола, а так же давлении и температуре воздуха. Дальность, скорость цели и скорость ветра вводятся автоматически.
На М1А2 прицел получил двухплоскостную стабилизацию, новый лазерный дальномер, позднее – тепловизоры следующего поколения. Также на М1А2 появились тепловизор у механика-водителя и панорамный тепловизионный прицел у командира.
Кроме того, на модификации А2 SEP танк оснастили “системой управления войсками” FBCB2-EPLRS, обеспечивающей выход в тактическую информационную сеть.
ТТХ в сравнении с аналогами
Если искать прямые аналоги, то у оригинального М1 им окажется Т-72. Он тоже был создан, как упрощённый вариант высокотехнологичного ОБТ (у СССР таким стал Т-64).
Проект M1A2C Abrams. Модернизированные танки в кадре
С прошлого года американские предприятия занимаются серийной модернизацией имеющихся основных боевых танков Abrams по проекту M1A2C. Несколько дней назад в открытом доступе появилась первая фотография модернизированного танка с полным набором нового оборудования разного назначения. Этот образец бронемашины заметным образом отличается от опытных машин, демонстрировавшихся ранее. По всей видимости, такой же облик будут иметь и прочие модернизируемые танки.
Напомним, проект M1A2C, до прошлого года известный как M1A2 SEP v.3, предусматривает существенную модернизацию танков M1A2 (в том числе SEP v.2), направленную на повышение всех основных параметров. Предлагаются усиление защиты за счет новых компонентов, замена части радиоэлектронного оборудования, модернизация силовой установки и т.д. Также в ходе модернизации должен осуществляться ремонт техники, позволяющий продлить сроки службы.
Первый опытный образец танка, тогда еще обозначавшегося как M1A2 SEP v.3, впервые показали специалистам и публике осенью 2016 года. В дальнейшем несколько прототипов прошли испытания, после чего появились контракты на массовое обновление техники. К настоящему времени выполнена модернизация некоторого количества танков, и некоторые попали в объектив фотоаппарата.
Первый известный снимок ОБТ «Абрамс» в новой комплектации был сделан на полигоне Юма, одной из основных площадок для проверки сухопутной боевой техники. Танк попал в кадр не полностью, но это не помешало опознать его правильным образом. Вскоре на профильных ресурсах обратили внимание на обновленную рекламную брошюру компании Leonardo DRS, в которой присутствовали весьма интересные материалы.
Итальянская организация участвует в модернизации американских танков на правах установщика комплексов активной защиты. Не так давно она обновила рекламные материалы по КАЗ семейства Trophy и добавила в них новые фотографии. Читателю показали модернизированный танк M1A2C, оснащенный рядом дополнительных изделий внешнего монтажа. Техника с фотографий от «Леонардо» ничем не отличалась от танка с полигона Юма.
Танки со свежих фотоснимков имеют заметные отличия от прототипов M1A2C / M1A2 SEP v.3, демонстрировавшихся ранее. Такие отличия, прежде всего, определяются наличием дополнительных систем защиты разного рода. Выставочные образцы не имели такого оснащения. Это означает, что после первых показов техники проект модернизации был дополнен, и при серийном обновлении танки будут получать большее число новых устройств.
Модернизация танка предусматривает усиление имеющейся защиты при помощи нескольких новых компонентов разного рода. На лобовых деталях башни устанавливаются новые накладные элементы бронирования. Состав этих модулей неизвестен. Вероятно, в виде плоских угловатых деталей выполнено комбинированное бронирование. Согласно разным оценкам, появившимся в связи с отсутствием официальной информации, применение накладной лобовой брони доводит эквивалент лобовой защиты башни до 800-900 мм.
Лобовое бронирование корпуса дополняется накладной деталью на нижнем листе. Также ранее сообщалось об усилении днища для повышения стойкости к минам. Принимаются меры по усилению защиты бортовой проекции. Почти по всей длине бортового экрана помещаются блоки динамической защиты. Они не прикрывают только небольшие участки борта в передней и задней частях – на уровне ведущего и направляющего колеса. Характеристики использованной динамической защиты не уточняются, но очевидно, что ее применение самым положительным образом сказывается на боевой устойчивости машины.
На протяжении нескольких последних лет армия США прорабатывает вопрос массового оснащения модернизируемых танков комплексами активной защиты. Недавно обновленные танки M1A2C получили такое оснащение, что может говорить об успешном завершении прошлых работ.
На бортах башни модернизированного «Абрамса» помещаются два кожуха с элементами КАЗ Trophy-HV израильской компании Rafael. За поставку и монтаж такого оборудования отвечает компания Leonardo DRS. Спереди и сзади на кожухе комплекса имеются антенны радиолокационной станции обнаружения, а сверху предусматривается откидная крышка, под которой находится пусковая установка для защитных боеприпасов. КАЗ предназначается для своевременного обнаружения подлетающих противотанковых боеприпасов и их уничтожения до удара по защищаемому танку.
Комплекс Trophy-HV весит 820 кг и занимает объем 0,69 куб.м. Заявлена возможность защиты от атак со всех ракурсов с поражением подлетающих целей на безопасном для танка расстоянии. Следует отметить, что израильский КАЗ в версии HV может осуществлять перехват только при помощи защитных боеприпасов. В состав других модификаций «Трофи» также входят средства оптико-электронного подавления.
Другие изменения конструкции и состава бортового оборудования не видны снаружи. Впрочем, они хорошо известны с момента публикации первых данных о проекте M1A2C / M1A2 SEP v.3. Эти доработки затрагивают силовую установку, аппаратуру управления и боекомплект.
В проекте M1A2C предусмотрено использование вспомогательной силовой установки для энергоснабжения бортовых систем при выключенном двигателе. В отличие от предыдущих проектов, на этот раз ВСУ помещается внутри броневого корпуса, рядом с основным двигателем, что резко повышает ее живучесть. Конфликты последних десятилетий показали, что изначальное внешнее размещение ВСУ является серьезной проблемой.
Проходят модернизацию оптико-электронные прицельные устройства командира и наводчика. Новые прицелы строятся на основе современных тепловизоров. Заменяется аппаратура связи и управления: новые приборы эффективнее обеспечивают взаимодействие техники и войск. Впервые устанавливается система Vehicle Health Management System, предназначенная для отслеживания состояния узлов и агрегатов.
Основное орудие получает несколько новых снарядов, в том числе осколочный выстрел с программируемым взрывателем. Соответственно, пушка оснащается программатором для работы с такими устройствами. За счет новых боеприпасов предлагается повысить огневую мощь танка, не прибегая к замене вооружения.
Дорабатывается вспомогательное вооружение. Командирский пулемет переносится с открытой установки на дистанционно управляемый боевой модуль CROWS RWS. Второй пулемет остается на люке заряжающего, и для его использования танкисту необходимо высовываться из люка. Безопасность заряжающего обеспечивается двойным щитком с бронестеклами.
По известным данным, в результате модернизации и установки новых агрегатов танк M1A2C заметно тяжелеет. Его боевая масса увеличивается до 66,8 т. Не вполне ясно, учитываются ли при этом дополнительные средства защиты в виде накладных панелей, КАЗ и бортовых экранов с динамической защитой.
По результатам модернизации по проекту M1A2C танк «Абрамс» должен наращивать все основные характеристики, за исключением подвижности. Новые приборы в составе системы управления огнем и современные боеприпасы должны повысить огневую мощь и боевую эффективность. ВСУ упрощает и удешевляет эксплуатацию. Накладные элементы бронирования и другие системы защиты повышают боевую живучесть.
Опытные танки с пакетом обновлений SEP v.3 проходили испытания с 2015 года, а в 2016-м такую машину впервые показали на открытом мероприятии. Испытания были завершены в 2017 году, они подтвердили потенциал предложенных «внутренних» доработок. В те же сроки осуществлялись проверки комплекса активной защиты Trophy-HV израильской разработки. Эта система подтвердила основные характеристики и теперь используется при переделке танков.
Первая предсерийная партия танков M1A2 SEP v.3 / M1A2C была передана армии США в октябре 2017 года. Кроме того, в том же году армия заказала 45 танков серийной модернизации; этот контракт обошелся ей в 270 млн долларов – по 6 миллионов за обновление одной бронемашины. Первые серийные M1A2C отправились в войсках в июле прошлого года. В будущем августе армия желает получить последние из 45 машин первой партии. Обновлением техники занимается компания General Dynamics Land Systems.
В конце 2017 года появился рамочный контракт с фирмой GDLS на перестройку 435 танков модели M1A2 по новому проекту. В июле 2018 года стороны подписали твердое соглашение на поставку новой партии из 100 танков. Несколько недель назад заказчик и подрядчик договорились о перестройке еще 174 бронемашин, которую следует выполнить до 2021 года. Таким образом, уже имеются контракты на модернизацию почти 320 танков из строевых частей.
Выполнение текущих заказов будет продолжаться до 2021 года, после чего возможен старт следующего этапа модернизации бронетехники. Уже сейчас предприятия оборонной промышленности работают над новым проектом модернизации танков. Ранее эта разработка была известна как M1A2 SEP v.4, но с прошлого года ее именуют M1A2D. Этот проект предусматривает применение наработок по предыдущим вариантам модернизации, а также дальнейшее развитие систем управления огнем и средств связи, использование новых снарядов и т.д. Ожидается появление улучшенных систем дополнительной защиты.
По известным данным, опытный образец танка M1A2D может появиться не ранее 2020 года. На его испытания уйдет некоторое время, после чего могут появиться заказы на серийную перестройку техники. Таким образом, серийные M1A2D появятся не ранее 2021-22 годов. Вероятно, по этому проекту будет выполняться модернизация оставшихся машин типа M1A2, не успевших получить обновления типа «C».
Пока же компания GDLS вместе с заказчиком заняты программой модернизации существующих танков до состояния M1A2C. Такие машины недавно впервые попали в кадр, и их изображение стало достоянием общественности. Вероятно, в скором будущем подобные снимки или видеозаписи модернизированных американских танков станут привычным делом. Программа обновления техники по новому проекту набирает обороты и дает желаемые результаты. Впрочем, уже через несколько лет текущий проект сменит новый, предусматривающий иные изменения конструкции и состава оборудования танков.
M1A2 Abrams
Содержание
Описание
M1A2 Abrams (англ. Тank, Combat, Full Tracked, 120-mm Gun M1A2) — современный основной боевой танк США, являющийся одной из последних и наиболее совершенных модификаций ОБТ серии Abrams. Добавлен в игру в рамках обновления 1.93 «Черная Акула», став топовым американским ОБТ, располагающимся на VII ранге ветки исследования армии США. Не смотря на внешнюю схожесть со своим предшественником M1A1 Abrams, танк получил следующие основные модернизации: усиление бронирования, появление новой системы управления огнем и установку панорамного прицела командира танка, расширение номенклатуры боеприпасов к основному орудию и иные менее значительные улучшения. Танк применялся во многих военных конфликтах, таких как Иракская война (2003-2011), Война в Афганистане (2001-2014), Вооруженный конфликт на Севере Ирака (2014), Вторжение в Йемен (2015).
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Изменение бронезащиты М1А2 в сравнении с M1A1 Abrams связано с усилением лобовой защиты башни танка. Машина получила комбинированную броню второго поколения, в состав которой входит обеднённый уран, что значительно повышает стойкость и устойчивость танка к пробитию башни любыми типами снарядов. Сопротивляемость от кумулятивных боеприпасов возросла до эквивалента брони толщиной 900 мм, от кинетических боеприпасов до 600 мм соответственно. Теперь «щеки» башни практически неуязвимы для самых пробивных ОПБС противника в игре. Это является отличным бонусом в боях на высоких дистанциях.
Уязвимыми местами танка по прежнему остаются: корпус танка во всех проекциях, доставшийся в наследство от М1А1, маска орудия (пробивший ее снаряд чаще всего попадает в боеукладку, уничтожая ее, Однако за счет вышибных панелей в корме башни танк может остаться боеспособным). И, конечно же, башенный погон, расстояние между корпусом и башней, которое является настоящим «магнитом для снарядов».
Не смотря на наличие множества уязвимых мест, выживаемость танка остается на высочайшем уровне. М1А2 зачастую переживает 2-5 и более попаданий до уничтожения машины. У танка самое большое заброневое пространство среди всех высокоранговых ОБТ игры. Экипаж по-прежнему располагается довольно свободно, а размещение боекомплекта, отделенного от экипажа броневой перегородкой, позволяет избегать уничтожения танка при подрыве боеукладки.
Подвижность
При все той же мощности двигателя в 1500 лошадиных сил, танк значительно потяжелел из-за усиления бронирования: М1А2 весит 61,7 тонны, против 52,7 тонны у M1A1 Abrams. Также танк немного потерял в динамике и общей мобильности, имея удельную мощность 26,5 л/с на тонну. Максимальная скорость танка осталась на уровне М1А1 — 68 км/ч, и задний ход сохранился на уровне 41 км/ч, что не раз выручит в возникающих боевых ситуациях. Такие выдающиеся динамические характеристики способствуют максимальной мобильности и активному геймплею. Благодаря широким гусеничным лентам, машина способна стабильно поддерживать скорость, быстро преодолевать подъёмы и водные преграды, а кроме того, перемещаться максимально эффективно на любых грунтах.
Вооружение
Основное орудие
Основное вооружение машины не претерпело никаких изменений — это пушка M256 от М1А1 (американская модификация немецкого орудия Rheinmetall L44) с боекомплектом в 42 снаряда, являющееся отличным орудием с прекрасной баллистикой. Данную пушку можно справедливо считать одной из лучших в игре. Скорость перезарядки составляет 6,4 секунды на экспертом экипаже и 6 секунд на «Асах».
Башня M1A2 поворачивается со скоростью до 37° в секунду, а углы вертикальной наводки составляют от -10° до +20°, что позволяет использовать подобные характеристики орудия как преимущество при ведении боя на холмистой местности.
В состав боекомплекта орудия М256 входят следующие типы боеприпасов:
- M830 — кумулятивный невращающийся снаряд с бронепробитием до 380 мм и скоростью полёта до 1140 м/с. Слабоэффективен ввиду наличия у вражеских танков отличной защиты от кумулятивных снарядов на высоких рангах.
- M830А1 — уникальный тип боеприпаса, доступный в игре только для этого танка. Этот универсальный подкалиберный снаряд для борьбы с низколетящими целями (вертолетами, самолетами). Имеет радиоврыватель и скорость полета в 1410 м/с, вмещает 1,5 кг взрывчатки, и взводится на дистанции от 400 м. Обращайте на это внимание. Кроме того, он отлично подходит для уничтожения легкобронированных целей.
- M829 — ОБПС с бронепробитием до почти 500 мм и скоростью полёта до 1670 м/с. Снаряд имеет отличное бронепробитие и хорошее заброневое действие. Рекомендуется как основной.
Пулемётное вооружение
- 1 x 12.7-мм пулемёт M2HB (боекомплект: 1000 патронов)
- 2 x 7.62-мм пулемёт M240 (боекомплект: 11400 патронов)
М1А2 «Абрамс» оснащён тремя пулемётами, один из которых (М2HB) является крупнокалиберным и зенитным. Также он подойдет для борьбы с некоторыми типами легкобронированной техники. Пулеметы эффективны в борьбе с низколетящей авиацией противника, вертолетами и могут быть использованы для отметки противника на поле боя или для сбития ПТУР.
Применение в бою
Для М1А2 подойдет как максимально активный гемплей, так и позиционный сдерживающий. Для нас доступно всё: обходы с флангов, неожиданные перемещения по карте, захват точек и маневренный ближний бой. Старайтесь прятать свой корпус, играть от холмов и других неровностей окружающей среды за счет хороших УВНов. Смотрите по сторонам при помощи тепловизора. Панорамный прицел – вторые глаза, теперь танку не обязательно “высовываться” из укрытия, можно осматривать поле боя в бинокль. В стоковом состоянии играть будет довольно сложно, без полноценного ОПБС мы стреляем порезанными в пробитии кумулятивами (380 мм), что заметно снижает нашу боевую эффективность.
Благодаря высокой скорости и проходимости есть возможность первым занимать ключевые позиции, а открытый “топовый” ОПБС позволит уничтожить большинство противников с 1-2 выстрелов практически в силуэт. Исключения: Т-80У, Leclerc, Leopard 2A5. Помните, что любой танк можно обезоружить выстрелом в маску орудия.
Кроме того, из-за особенности конструкции моторно-трансмиссионного отделения М1А2 не может вести огонь в задней полусфере, следовательно, любой танк зашедший в корму, находится в полной безопасности.
Достоинства и недостатки
М1А2 является самым универсальным и одним из лучших (если не лучшим) ОБТ в игре. Обладая высокой живучестью, прекрасной динамикой и пробивным снарядом он является самым мощным ОБТ США.
- Все еще высокая подвижность
- Исключительная живучесть
- Прекрасная защита от кумулятивных снарядов
- Новая номенклатура боеприпасов и остальные характеристики орудия (перезарядка, баллистика, боекомплект)
- Тепловизор у командира танка
- Танк практически не защищен от кинетических боеприпасов
- Невозможно вести огонь в задней полусфере
- Слабая защита корпуса
- Крупные габариты
Историческая справка
М1А2 — это обновленная и принципиально новая модицикация машин семейства М1, работы над которой стартовали в начале 90-х годов. За десять лет, прошедших после появления М1 «Абрамс», многие технологии продвинулись далеко вперед. В первую очередь это касалось электроники и компьютерных технологий. Толчком к созданию модификации М1А2 Abrams стало появление нового немецкого танка «Леопард-2» с совершенной системой управления огнем (СУО). Американцы занялись разработкой аналогичной системы для своего танка. Именно новая СУО является основным отличием М1А2 Abrams от предыдущих моделей. СУО построена на основе новой шины, в состав СУО танка М1А2 Abrams входят: стабилизированные прицел наводчика и тепловизионный прибор командира, более совершенный лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя. Разработчики серьезно изменили и остальную бортовую аппаратуру танка: машина получила новый навигационный комплекс, работающий на основе спутниковой навигации и систему связи нового поколения. Также была увеличена броневая защита башни, боекомплект М1А2 составил 42 снаряда. Улучшения, которые были внесены в М1А2, увеличили его эффективность в обороне в 2 раза и в 1,5 раза – в наступлении.
Первый танк модификации М1А2 появился в конце 1990 года, у армии США были серьезные планы на эту машину. Однако через год СССР — основной противник, с которым должны были сражаться М1А2, канул в Лету, поэтому планы производства М1А2 Abrams были пересмотрены. Изначально планировалось заказать 3 тысячи машин модификации М1А2, но вскоре эта цифра была уменьшена до 998 штук. Модификация М1А2 пережила несколько программ модернизации (SEP, SEP-2, SEP-3), и современные танки весьма сильно отличаются от машин начала 90-х. Основные изменения коснулись электронной начинки боевой машины. Танк М1А2 сухопутных войск США являлся базовым для экспортных вариантов М1А2, за исключением комплекта брони и средств связи