Основной танк Т-80БА («Объект 219РВ» модернизированный) (Россия)
Основной танк Т-80БА («Объект 219РВ» модернизированный) (Россия)
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Т-80 / “объект 219”
Т-80Б / “объект 219Р”
Т-80А / “объект 219А”
Т-80БВ / “объект 219РВ”
Т-80У / “объект 219АС”
Т-80У(М) / “объект 219АС”
Т-80УК
Т-80УМ1 “Барс”
Основной танк. Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО “Кировский завод” (г.Ленинград). Первоначальный проект – “объект 219сп1” – Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков “объект 219” велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков “объект 219” проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями (см.ниже Двигатель). Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / “объект 219сп2”. Серийное производство первых модификаций велось на ПО “Кировский завод” (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (вероятно, до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) – СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД. Описание модификаций – в разделе Модификации (см. ниже).
Основной танк Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, 06.05.2007 г. (фото “One half 3544”, http://ru.wikipedia.org)
Танки Т-80БВ 22-й армии, Подмосковье, зима 2009 г. (http://militaryphotos.net).
Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото – Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
Экипаж – 3 чел (механик-водитель, наводчик, командир)
Конструкция – характерная классическая – отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град, установлен V-образный грязеотбойник (аналогично Т-72, на первых модификациях танка).
Башня полусферическая литая (на первых модификациях) обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. На прототипах “объект 219” и серийных Т-80 конструкция башни несколько отличается. На серийных танках Т-80 начиная с 1976 г. в конструкции корпуса используется другая марка броневой стали – БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.
“Объект 219А” – литая башня конструкции Н.А.Шомина (ХКБМ) от опытной модификации Т-64 – “объект 476”. Бронирование комбинированное в лобовой части с использованием наполнителя из вертикальных броневых пластин с ячейками залитыми полиуретаном.
На танках Т-80БВ и более поздних модификациях башня сварная. На танке Т-80А и на серийном Т-80У изменено бронирование лобовой части корпуса – добавлено несколько новых слоёв и заменен наполнитель. На Т-80У(М) использована башня новой конструкции – увеличена задняя часть башни. На модернизированные по модели Т-80УЕ1 танки Т-80Б устанавливалась башня от утилизированных Т-80УД аналогичная башне Т-80У.
Стабилизатор систем вооружения и механизм вращения башни отключаются при крене танка 15-20 град. (у танков Т-80У разных серий выпуска).
Динамическая защита:
На серийном Т-80 и “объект 219РД” устанавливались дополнительные блоки бронироваия бортов башни. На опытном Т-80Б с комплексом активной защиты “Арена” по периметру башни устанавливались контейнеры динамической защиты “Контакт”.
На танки Т-80А (опытный, с 1984 г.) и Т-80БВ (серийный, 1985 г.) установлен комплект навесной динамической защиты “Контакт-1”, аналогичный применяемому на танках Т-64БВ и Т-72АВ (и некоторых последующих модификаций). Установка навесной динамической защиты на бортовые экраны не производилась. Конфигурации у разных подсерий и вариантов комплектации танков отличались. После 1985 г. аналогичная навесная защита устанавливается и на ранее выпущенные Т-80Б.
Начиная с танка Т-80У устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80УМ1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Начиная с первых серийных Т-80 устанавливаются резиновые бортовые экраны. На Т-80Б в ходе серийного производства заменены на металлические. На некоторых выпусках Т-80БВ первые три секции бортового экрана увеличенной высоты. Начиная с Т-80У усилены первые три секции бортовых экранов.
На танке Т-80У(М) впервые в серии на корпус и башню для снижения ЭПР наносилось радиопоглощающее покрытие.
Ходовая часть и трансмиссия:
1) “объект 219 сп1” – ходовая часть подобна Т-64
2) “объект 219 сп2”, Т-80, Т-80Б – новая ходовая часть, подвеска индивидуальная торсионная с гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках, гусеница с резинометаллическими шарнирами и резиновыми беговыми дорожками, обрезиненные катки. Трансмиссия механическая планетарная.
3) Т-80Б – в процессе производства были модернизированны опорные катки ходовой части. Используется на всех последующих модификациях Т-80 производства ЛКЗ.
4) Т-80УЕ и более поздние модификации – гидрообъемная трансмиссия ГОП-165.
Двигатель:
1) “объект 219 сп1”, “объект 219 сп2”, Т-80, Т-80Б (до 1980 г.) – газотурбинный ГТД-1000Т / “изделие 38” мощностью 1000 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова совместно с ЦИАМ, КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), ВНИИТрансмаш. Испытания двигателя завершены в 1972 г. Серийное производство велось на Калужском моторостроительном заводе с 1972 г. Двигатель трехвальный с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной, оснащен регулируемым сопловым агрегатом, позволяющем менять направление вращения лопаток турбины. Двигатель используется в комбинированной системе торможения танка одновременно с использованием механических гидравлических тормозов. Управление двигателем осуществляется автоматической системой управления режимом работы (САУР). Система очистки воздуха циклонная (97% очистка). Топливо – авиационный керосин ТС-1 или ТС-2, дизельное топливо, автомобильный низкооктановый бензин.
Масса единого блока двигателя – 1050 кг
2) “объект 219РД” – дизель А-53-2 (2В-16-2) мощностью 1000 л.с.
2А) “объект 644” – дизель В-46-6.
3) Т-80Б (с 1980 г.), Т-80БВ, “объект 219В”, Т-80У (до 1990 г.) – газотурбинный ГТД-1000ТФ / “изделие 38Ф” мощностью 1100 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова, серийное производство – Калужский моторостроительный завод.
4) Т-80А – газотурбинный ГТД-1000М мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова
5) Т-80У проект – опытный ГТД “изделие 27” мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова (не доведен, не устанавливался).
6) Т-80У (начиная с 1990 г.), Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УМ1 – газотурбинный ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. разработки и ПО им. В.Я.Климова
7) Т-80УМ1, Т-80АТ – газотурбинный ГТД-1250Г мощностью 1250 л.с. или более.
Вспомогательная силовая установка ГТА-18А (Т-80У, Т-80УМ1) мощностью 30 л.с. Расположен в кормовой части танка в левой надгусеничной полке, предназначен для обеспечения работы энергосистемы танка без запуска главного двигателя. На командирских моделях танков так же устанавливается вспомогательный электроагрегат.
Опытная эксплуатация батальона танков “объект 219” в Прибалтийском ВО в 1974-1975 г.г. показала, что по сравнению с танками Т-72 и Т-64А с дизельными двигателями Т-80 с ГТД имеет следующие преимущества (Справка МО СССР, вх.№3195 от 12.02.1976 г.):
– средняя скорость на марше выше в 1.3 раза;
– время на совершение марша в 1000 км меньше в 1.5 раза, после длительного марша боеспособность экипажа сохраняется;
– скорость на подъеме 15 град выше в 2 раза;
– обеспечивается бесперебойная работа двигателя;
– количество операций по управлению танком меньше в 5 раз;
– условия обитаемости улучшены и шумность снижены в 2-3 раза;
– темп атаки выше в 2 раза;
– скорость при эффективной стрельбе выше в 2 раза;
– дальность эффективной стрельбы выше в 1.3 раза;
– точность стрельбы выше в 1.3-1.5 раза;
– время подготовки первого выстрела меньше в 2.1 раз;
– время разгона меньше в 1.7 раз;
– стоимость ГСМ ниже в 1.5 раза;
– затраты времени на замену двигателя и трансмиссии меньше в 3 раза;
– продолжительность и трудоемкость обслуживания меньше в 2 раза;
– вероятность обнаружения с воздуха меньше в 1.25-1.9 раз;
– поражаемость воздушными средствами ниже в 1.3-2.2 раза;
– потери от огня танков за счет динамики на поле боя ниже в 2.0-2.5 раза;
– обеспечена защита МТО от огнесмесей типа “Напалм”;
– время выхода танка из зараженной местности меньше в 4 раза;
– ресурс двигателя больше в 2 раза;
– удельная металлоемкость двигателя меньше в 1.5 раза.
Советский основной танк Т-80
Основной танк Т-80 спроектирован в КБ-3 ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Н.С. Попова в 1967-1970 годах. Первый опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 219 сп 1», был изготовлен 21 июля 1969 года. На вооружение танк, получивший обозначение Т-80 («Объект 219») «Гроза», был принят 6 августа 1976 года. За время серийного производства на ЛКЗ (г. Ленинград, 1976-1990 гг.), ОЗТМ (г. Омск, 1985-1998 гг.) заводе им. Малышева (г. Харьков, 1985 г. – 20 ед.) в 1976-1998 годах было изготовлено около 10000 танков Т-80 всех модификаций.
Описание конструкции танка Т-80
Танк Т-80 имеет классическую компоновку с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне – боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоит из трёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне справа от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки.
Корпус танка — сварной из броневых листов. Его носовую часть образуют наклонные верхний и нижний листы, сваренные не только между собой, но и с передним листом крыши, бортами и днищем. В конструкции лобовой детали корпуса, с эквивалентом 400 мм толщины гомогенной брони, используются комбинированные броневые преграды, в состав которых входят: катаная сталь средней твёрдости, сталь высокой твёрдости, стеклотекстолит. Бортами корпуса являются цельноштампованные броневые листы, установленные вертикально. Кормовая часть корпуса состоит из заднего и верхнего кормовых листов, сваренных между собой. Снаружи кормового листа на петлях установлен короб выпускных жалюзи. Днище корпуса — корытообразной формы, состоит из трех сваренных между собой броневых листов. В переднем листе днища имеется выштамповка под сиденье механика-водителя.
Башня танка представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварены крыша. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. Справа от нее имеется овальная амбразура для спаренного пулемета. Справа от амбразуры пушки приварен кронштейн для установки ИК-осветителя Л-4А «Луна-4» ночного прицела. В правой половине крыши башни размещена командирская башенка с крышкой люка командира. В левой половине башни расположен люк наводчика, фланец для установки ночного прицела ТПНЗ-49, шахта для прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для задней подвески прицела-дальномера. В кормовой части башни приварены бонки крепления кронштейнов съемного оборудования ОПВТ, бонки крепления рычагов сброса коробов ОПВТ, скобы крепления брезента. В нижней части башни имеется выточка, к которой приварен донный лист. Башня устанавливается на шариковой опоре, расположенной в кольцевой выточке переднего и заднего листов крыши корпуса.
Вооружение танка состояло из одной 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 стабилизированная в двух плоскостях, одного 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ-12,7 «Утёс», установленного на автономной открытой зенитно-пулемётной установке, смонтированной на вращающемся погоне командирской башенки, 7,62-мм спаренного пулемёта ПКТ, размещённого справа от пушки. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта применяются перископический бинокулярный стереоскопический прицел-дальномер со стабилизированным головным зеркалом в вертикальной плоскости ТПД-2-49 и перископический пассивно-активный ночной прицел ТПН-1-49-23, при стрельбе по воздушным целям — колиматроный прицел К-10Т. Стабилизация основного вооружения осуществляется двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения 2Э28М2. Заряжание пушки производится автоматически гидроэлектромеханическим механизмом заряжания кабинного типа совместного досылания снаряда и гильзы. Боекомплект танка составлял 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой (из них 28 в конвейере механизма заряжания) к пушке, 300 патронов (3 магазин-коробки) к зенитному пулемёту и 2000 патронов (8 магазин-коробок) к спарен-ному пулемёту.
В силовой установке используется многотопливный газотурбинный, трёхвальный с двух-каскадным центробежным компрессором и регулируемым сопловым аппаратом силовой турбины двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Трансмиссия танка механическая, с гидравлической сервосистемой управления, состоящая из двух бортовых агрегатов, конструктивно объединяющих планетарные бортовые коробки передач и бортовые передачи соответствующего борта.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состоит из одного цельнометаллического направляющего колеса переднего расположения с механизмом натяжения гусеницы червячного типа, шести духскатных ошинованных резиной опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, оснащённой гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2, и 6 узлах подвески, пяти двухскатных ошинованных резиной поддерживающих роликов, одного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления заднего расположения, одной гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновой беговой дорожкой, со-стоящей из 80 траков шириной 580 мм.
Для защиты экипажа и оборудования танка от поражающих факторов ОМП в танке используется система коллективной защиты, включающая в себя прибор радиационной и химической разведки ГО-27, фильтровентиляционную установку и аппаратуру управления исполняющими устройствами 3Ц11-2. Для тушения возгораний в забронированном пространстве танка используется автоматическая трёхкратного действия система УА ППО и ручной огнетушитель ОУ-2. Для преодоления водных преград по дну танк оснащён комплектом оборудования для подводного вождения. На нижнем броневом листе лобовой детали корпуса танка крепится встроенное оборудование для самоокапывания. Для маскировки танка используется термодымовая аппаратура.
Для внешней связи на танк установлена приёмопередающая, телефонная, симплексная ультракоротковолновая радиостанция Р-123М. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство Р-124 на 4-х абонентов.
Основные модификации танка Т-80
«Объект 219 сп 1» – опытный основной танк, спроектирован на основе конструкции танка Т-64А в 1967-1969 годах. В 1969-1970 годах был изготовлен на ЛКЗ (г. Ленинград) 31 опытный танк. В 1969-1970 годах танки «Объект 219 сп 1» прошли заводские и полигонные испытания. На вооружение и в серийное производство танк не передавали.
От серийного танка Т-64А танк «Объект 219 сп 1» отличался конструкцией моторно-трансмиссионного отделения и крышей корпуса, установкой двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. и усиленной трансмиссии.
«Объект 219 сп 2» – опытный основной танк, спроектированный в 1969-1970 годах на основе конструкции танка «Объект 219 сп 1» и ходового макета «69021». Первый опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 219 сп 2», изготовили на ЛКЗ в 1971 году. В 1973-1975 годах танк прошёл интенсивные ходовые испытания и опытную войсковую эксплуатацию. Всего в 1971-1976 годах на ЛКЗ изготовили 127 танков «Объект 219 сп 2». На вооружение и в серийное производство танк не передавался. От опытного танка «Объект 219 сп 1» отличался усиленной конструкцией корпуса и ходовой частью.
Т-80 «Гроза» («Объект 219») – серийный основной танк, спроектированный на основе конструкции опытного танка «Объект 219 сп 2» в 1975-1976 годах. Серийно выпускался на ЛКЗ (г. Ленинград) в 1976-1978 годах. На танки, изготовленные в 1978 году, устанавливались лазерный монокулярный, с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, перископический прицел-дальномер ТПД-К1, теплоизолирующий кожух ствола пушки и зенитно-пулемётная установка.
Т-80Б («Объект 219Р» — серийный основной танк, спроектированный на основе конструкции танка Т-80 с учётом НИР «Точность» и установкой комплекса управляемого ракетного вооружения 9К-112 «Кобра» в 1973-1978 годах. Серийно выпускался в 1980-1985 годах на ЛКЗ (г. Ленинград) и ОЗТМ (г. Омск).
От серийного танка Т-80 отличался:
— унифицированной башни от танка Т-64Б («Объект 447А») с установленными в лобовой де-тали башни комбинированными броневыми преградами с эквивалентной толщиной 400-600 мм гомогенной брони.
— 125-мм пушкой-пусковой установкой 2А46-2 стабилизированной в двух плоскостях с бое-комплектом 38 выстрелов (с 1983 года — пушка 2А46М-1 «Рапира»);
— сокращённым до 1250 патронов боекомплектом к 7,62-мм спаренному пулемёту ПКТ;
— комплексом управляемого ракетного вооружения 9К-112 «Кобра»;
— автоматизированной системой управления огнём 1А33, включавшей в себя квантовый перископический монокулярный прицел-дальномер-прибор наведения 1Г42, танковый электронный баллистический вычислитель 1В517, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор танкового вооружения 2Э26М2, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков входящей информации;
— с 1980 года устанавливается двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с.
В 1975-1976 годах был спроектирован и изготовлен опытный танк «Объект 219РД» на основе конструкции танка «Объект 219Р», отличавшийся использованием в силовой установке
дизельного двигателя А-53-2 (2В-16-2) мощностью 1000 л.с. Танк на вооружение и в серийное производство не передавался.
В начале 1980-х годов на танке, получившем обозначение Т-80БМ1, испытали комплекс активной защиты «Арена».
В 1985 году серийно выпускался танк Т-80БВ («Объект 219РВ»), оснащённый комплектом навесной динамической защиты «Контакт-1».
Т-80БК («Объект 630») – серийный командирский танк, спроектированный КБТМ (г. Омск) на основе конструкции серийного танка Т-80Б. Серийно производился на ОЗТМ (г. Омск). От линейного танка Т-80Б отличался установкой коротковолновой радиостанции Р-130М, зарядного агрегата, уменьшением боекомплекта к пушке. В 1985 году серийно выпускался командирский танк Т-80БКВ, отличавшийся установкой комплекта навесной динамической защиты «Контаткт-1».
Т-80А («Объект 219А») – опытный основной танк, спроектирован в СКБ-2 ЛКЗ с использованием башни опытного танка «Объект 476» в 1982 году. От серийного танка Т-80Б отличался только башней. Разрабатывался параллельно с опытным танком «Объект 478» конструкции ХКБТМ. В последующем был оснащён комплектом навесной динамической защиты и использовался для отработки технических решений при создании танка Т-80У.
«Объект 219В» — опытный танк, спроектированный в СКБ-2 ЛКЗ на основе конструкции танка Т-80Б с установкой системы управления огнем 1А45 «Иртыш» и комплекса управляемого ракетного вооружения 9К119 «Рефлекс» в 1983 году. Использовался для отработки системы вооружения танка Т-80У.
Т-80У («Объект 219АС») – серийный основной танк, спроектированный КБ-3 ПО «Кировский завод» как глубокая модернизация танка Т-80 в 1979-1985 годах. Опытная партия в 20
танков была выпущена в 1983 году. 27 ноября 1984 года танк был принят на вооружение. Серийно выпускался на ХЗТМ (г. Харьков, до зимы 1985 года – 45 танков), ПО «Кировский за-вод» (г. Ленинград) и ОЗТМ (г. Омск) в 1985-1998 годах.
От танка Т-80Б отличался:
— литой башней от танка «Объект 478»;
— оснащением корпуса и башни динамической защитой (на первой серии танка – навесная динамическая защита, в последующем – встроенная динамическая защита);
— исключением зенитно-пулемётной установки и переносом зенитного пулемёта на шкворневую установку на крышу башни;
— комплексом управления вооружением 1А45 «Иртыш», включавший в себя: лазерный прицел-дальномер-прибор наведения 1Г46 стабилизированный в двух плоскостях, электронный баллистический вычислитель 1В528 (с 1987 года – цифровой), двухплоскостной стабилизатор танкового вооружения 2Э42 с электрогидравлическим приводом вертикального наведения и электромеханическим приводом горизонтального наведения, комбинированный стабилизированный в вертикальной плоскости прицельно-наблюдательный комплекс командира танка ПНК-4С с режимом «ДУБЛЬ», активно-пассивный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА» (командир танка использует с помощью своего видеосмотрового устройства);
— комплексом управляемого ракетного вооружения 9К119 «Рефлекс» с управлением ракеты по лазерному лучу;
— увеличением боекомплекта танка до 45 выстрелов для пушки и 500 патронов для зенитного пулемёта;
— в силовой установке с января 1987 года использовался двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.;
— вспомогательной силовой установкой ГТА-18 мощностью 30 л.с., подключённый к системам силовой установки;
— использованием для преодоления глубоких бродов воздухозаборного устройства (ВЗУ);
— радиостанцией Р-173.
С 1992 года в серийное производство на ОЗТМ (г. Омск) запустили танк Т-80У(М) («Объект 219АТ»), спроектированный СКБ-2 ЛКЗ, отличавшийся установкой новой увеличенной башни, системой управления вооружением «Агава-М1», включающий в себя тепловизионный прицел «Агава-2» и комплекс управляемого ракетного вооружения 9К119М «Инвар», и монтажом противорадиационного подбоя корпуса и башни.
В 1995 году в КБТМ (г. Омск) под руководством Б. Куракина, на основе конструкции танка Т-80У(М), спроектировали экспортный танк Т-80УЕ.
В 1997 году КБТМ под руководством И.К. Шумакова разработало на основе конструкции танка Т-80У(М) модернизированный основной танк Т-80УМ1 «Барс». Планировалось серийное производство на ОЗТМ, но заказов не последовало. От танка Т-80У(М) он отличается:
— усовершенствованной 125-мм пушкой повышенной точности 2А46М-4;
— двигателем ГТД-1250Г;
— гидрообъёмным механизмом поворота (ГОМП);
— комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1»;
— комплексам активной защиты «Арена»;
— быстродействующей системой коллективной защиты «Велиж»;
— комплексом радиосвязи из ультракоротковолнового передатчика Р-163-50У и приёмника Р-163-50УП;
В 1997 году КБ «Спецмаш» (г. Санкт Петербург) спроектировало основной танк Т-80УМ2, оснащённый комплексом активной защиты «Дрозд-2».
Т-80УК («Объект 630А») – серийный командирский танк, спроектирован в КБТМ (г. Омск) на основе конструкции танка Т-80У в 1991 году. Серийно выпускался на ОЗТМ. От линейного танка отличается:
— системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов «Айнет»;
— комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1»;
— тепловизионным прицелом «Агава-2»;
— датчиком входящей информации ДВЕ;
— навигационной аппаратурой ТНА-4 и автономным электроагрегатом АБ-1-П28;
— комплексом радиосвязи из коротковолнового передатчика Р-163-50К, ультракоротковолнового передатчика Р-163-50У и приёмника Р-163-УП.
Т-80БВ
Основной танк
Т-80БВ / “объект 219РВ” разработан СКБ-2 ПО “Кировский завод” (г.Ленинград) как модернизированный вариант танка Т-80Б с установкой нового комплекта навесной динамической защиты “Контакт-1”.
Танк Т-80 с газотурбинным двигателем принят на вооружение в 1976 г. как основной танк Т-80 / “объект 219сп2”. Серийное производство первых модификаций велось на ПО “Кировский завод” (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) – СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД.
Основной танк Т-80БВ принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ. Часть танков Т-80Б прошли модернизацию до Т-80БВ на ремзаводах МО СССР.
Танки Т-80БВ на параде на Красной Площади в Москве, 9 мая 2005 г. (http://kremlin.ru)
Танки Т-80БВ в ВС России
По состоянию на 2010 г. в Вооруженных Силах России насчитывалось около 6500 танков Т-80У и Т-80БВ. Количество танков Т-80 в составе действующих частей постепенно сокращается и на 2017 г. насчитывается 450 танков Т-80БВ и Т-80У, Кроме того около 3000 танков Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У находится на на хранении.
Конструкция танка
Танк выполнен по классической схеме – отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град, установлен V-образный грязеотбойник (аналогично Т-72, на первых модификациях танка).
Башня полусферическая сварная (на Т-80БВ) обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. На прототипах “объект 219” и серийных Т-80 конструкция башни несколько отличается. На серийных танках Т-80 начиная с 1976 г. в конструкции корпуса используется другая марка броневой стали – БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.
Стабилизатор систем вооружения и механизм вращения башни отключаются при крене танка 15-20 град. (у танков Т-80У разных серий выпуска).
На танках Т-80БВ установлен комплект навесной динамической защиты “Контакт-1”. Установка навесной динамической защиты на бортовые экраны не производилась. Конфигурации у разных подсерий и вариантов комплектации танков отличались. После 1985 г. аналогичная навесная защита устанавливается и на ранее выпущенные Т-80Б. На некоторых выпусках Т-80БВ первые три секции бортового экрана увеличенной высоты.
На танках Т-80БВ установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с.
ТТХ танка Т-80БВ
Танки Т-80БВ 22-й армии, Подмосковье, зима 2009 г.
Вооружение
Танк Т-80БВК. 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область, 2011 г.
(http://sashapak.livejournal.com).
Бортовое оборудование
Модификации:
Т-80БВ / “объект 219РВ” (1985 г.) – основной танк, модернизация Т-80Б с установкой нового комплекта навесной динамической защиты “Контакт-1”. Разработан СКБ-2 ЛЗК. Принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ. Часть танков Т-80Б прошли модернизацию до Т-80БВ на ремзаводах МО СССР.
Т-80БВК (не ранее 1985 г.) – основной танк, командирский вариант Т-80БВ с навесной динамической защитой “Контакт”, навигационными средствами и КВ-радиостанцией.
“Новый оборонный заказ. Стратегии”