0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной танк Т-80УЕ-1 («Объект 219АС-1») (Россия)

Танк Т-80: новые проекты модернизации

Вторым по численности танком российской армии в настоящее время является Т-80. В общей сложности в частях и на базах хранения имеется не менее 4500 таких бронемашин. Самой массовой модификацией при этом является Т-80БВ, которых насчитывается около 3 тысяч единиц. Производство таких танков продолжалось до конца девяностых годов.

Постепенно все имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс и отправятся на утилизацию. За предшествующее этому событию время возможно проведение ремонта и модернизации имеющихся машин с продлением срока службы. Для того чтобы старые танки после обновления могли оставаться в строю, в последние годы было создано несколько вариантов модернизации с заменой различных систем и агрегатов.

«Объект 219АМ-1»

В ходе работ над этим вариантом обновления имеющейся техники исходный Т-80У получил ряд новых систем. Модернизированный танк, кроме «объектного» обозначения также обзавелся новым индексом – Т-80УА. Наибольшие изменения коснулись вооружения и его вспомогательной аппаратуры. Так, родное орудие-пусковую установку заменили на пушку 2А46М-4 с устройством учета изгиба ствола УУИ-2.

Для управления огнем танк получил новый прицельный комплекс 1А45-1 и новые прицельные системы наводчика и командира. После модернизации они располагают комплексами ТО1-КО4 (дневной и ночной) и ТО1-КО5 (ночной) соответственно. Проект модернизации также позволяет использовать тепловизионные прицелы других моделей. Шасси, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У при модернизации не претерпела никаких изменений. То же самое можно сказать и о башне.

Отсутствие каких-либо обновлений конструкции обусловлено требованием как можно более простого обновления танка в условиях ремонтного завода. Прежние ходовые качества после модернизации компенсируются более высокими боевыми характеристиками. Так, максимальная скорость разворота боевой машины, при которой возможна прицельная стрельба, выросла почти в два раза и теперь равна 40 градусам в секунду.

Одновременно с этим сократилось время подготовки выстрела командиром. Теперь он тратит на все необходимые приготовления к выстрелу почти в два раза меньше времени. Новое орудие 2А46М-4 с устройством УУИ-2 позволили ощутимо повысить точность стрельбы. Наконец, техническое обслуживание и диагностика прицельного комплекса теперь производится при помощи специального выносного пульта.

Танк «Объект 219АМ-1»/Т-80УА был разработан в начале двухтысячных годов и после всех необходимых испытаний был принят на вооружение в 2005 году. Поскольку производство машин Т-80 прекратилось за несколько лет до принятия танка на вооружение, было принято решение модернизировать часть имеющихся в строю бронемашин модели Т-80У. Точное количество переделанных танков неизвестно.

«Объект 219АМ-2»

Одновременно с разработкой танка Т-80УА шли работы по более простой модернизации Т-80У, направленной на повышение его уровня защиты. Для этого на базовый танк предложили установить комплекс активной защиты «Арена». Стоит отметить, в случае удачного завершения такой проект модернизации позволил бы повысить уровень защиты всех или почти всех имеющихся танков семейства Т-80.

Относительно хода проекта «Объект 219АМ-2» известно только то, что в первой половине двухтысячных годов единственный прототип с системой «Арена» проходил государственные испытаний. Их результаты нигде не публиковались, но из имеющихся сведений о дальнейшей судьбе танков Т-80 можно сделать выводы, что бронемашина с литерами «АМ-2» на вооружение не принималась. В то же время, работы по оснащению танков семейства Т-80 комплексами активной защиты продолжились.

«Объект 219АС-1»

Еще один проект модернизации имеющихся Т-80 подразумевал изменение силовых и энергетических агрегатов танка, доработку прицельного оборудования и улучшение защиты. Для этого было предложено на шасси танка Т-80БВ установить башню с боевым отделением от Т-80УД. Кроме того, на «Объекте 219АС-1» смонтировали газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 лошадиных сил.

Для повышения эффективности работы двигателя и увеличения глубины брода танк оснастили специальным воздухозаборным устройством. Благодаря нему «Объект 219АС-1» способен без предварительной подготовки преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метра. В ходе разработки силовой установки для нового проекта модернизации был принят ряд мер по сохранению мощности двигателя и одновременному уменьшению расхода топлива.

Для повышения боевых качеств к оригинальному комплексу управления оружием танка Т-80УД добавили устройство ввода поправок 1В216М с 15 предустановленными алгоритмами вычисления баллистики. Потребление электроэнергии агрегатами танка в целом осталось на прежнем уровне, но использование газотурбинного двигателя со свойственным ему высоким расходом топлива вынудило установить на танк автономный генератор мощностью 18 киловатт. С помощью этого агрегата электроника танка может работать даже при выключенном газотурбинном двигателе.

Корпус, башня и бронирование «Объекта 219АС-1» остались почти такими же, как были на исходных танках Т-80БВ и Т-80УД. Некоторые изменения были внесены в конструкцию встроенной динамической защиты. Отсутствие серьезных доработок конструкции бронированного корпуса и башни позволило одновременно решить несколько задач. Во-первых, удалось повысить боевой потенциал имеющейся техники, а во-вторых, сэкономить на утилизации башен снятых с вооружения танков Т-80УД.

Читать еще:  Боевая машина пехоты XM765 AIFV (США)

В 2005 году «Объект 219АС» был принят на вооружение российской армии под названием Т-80УЕ-1. По различным данным, к настоящему времени в этот вариант переделано не менее нескольких десятков танков Т-80БВ.

Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

«Объект 219М»

Одним из самых интересных вариантов модернизации танка Т-80БВ стал «Объект 219М». При внимательном рассмотрении этого проекта создается впечатление, что его авторы пытались радикально повысить все имеющиеся характеристики боевой машины, но при этом старались уложиться в возможности ремонтных заводов. По этой причине «Объект 219М», сохранив основные детали конструкции, сменил большую часть электронного оборудования, а также обзавелся рядом новых систем.


Изменения в составе оборудования танка видны даже при первом взгляде. Верхняя лобовая деталь корпуса и башня танка теперь закрыты модулями системы динамической защиты «Реликт». Кроме того, на башне заметен антенный блок комплекса активной защиты «Арена». Примечательно, что оба этих комплекса ранее неоднократно применялись на танках различных моделей, но впервые использованы вместе именно на «Объекте 219М». При разработке проекта модернизации предполагалось, что сочетание новейших систем динамической и активной защиты позволит ощутимо снизить вероятность поражения танка, в том числе и самыми современными боеприпасами.

Серьезной доработке подвергся комплекс вооружения нового танка. Он получил новое орудие (предположительно 2А46М-4) и обновленную электронику. Точный состав комплекса управления оружием не публиковался, но известно, что он обеспечивает возможность боевой работы днем и ночью, а также значительно повышает точность стрельбы. Для использования новых снарядов был доработан автомат заряжания пушки. Боекомплект, по-видимому, остался прежним – около 40 выстрелов.

По имеющимся данным, в ходе капитального ремонта и модернизации танки Т-80БВ, переделываемые в «Объект 219М», должны были получать доработанный вариант газотурбинного двигателя ГТД-1250. Главной его особенностью была возможность кратковременного увеличения мощности до 1400 л.с. Благодаря этому незначительно потяжелевший танк мог в течение небольшого времени двигаться с большей скоростью или преодолевать более серьезные препятствия.

Несколько лет назад завершились испытания единственного прототипа танка «Объект 219М». На них он показал интересные результаты, однако так и не смог заинтересовать потенциального заказчика. В результате идея комплексной модернизации имеющихся Т-80БВ так и осталась очередным не слишком удачливым проектом.

Как видим, только за последние несколько лет российские танкостроители создали целый ряд проектов модернизации танков семейства Т-80. Не все обновленные машины дошли до строевых частей, однако они представляют определенный интерес. После того, как имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс, их отправят на металлолом. Поэтому имеющиеся проекты модернизации вдвойне выгодны, ведь в случае их осуществления наши бронетанковые войска в течение нескольких лет будут иметь, как минимум, не устаревшую технику.

В таком случае, когда в войсках будет достаточно новейших танков «Армата», в строю еще останется некоторое количество модернизированных Т-80, не выработавших свой ресурс и способных продолжать службу. Однако, согласно нынешним планам командования российской армии, танки Т-80 к 2020 году постепенно выйдут из эксплуатации. Поэтому проекты модернизации, оставшиеся на уровне прототипов, так и останутся без внимания.

Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

Примечательно, что модернизированные танки могли бы стать еще одной статьей дохода. К примеру, Украина уже не первый год, снимая с хранения, ремонтирует и модернизирует бывшие в эксплуатации танки, после чего продает странам третьего мира. Очевидно, что модернизированные Т-80 с продленным ресурсом будут стоить ощутимо дешевле новых Т-90 в экспортной версии, а тем более «Армат». Таким образом, Россия сможет расширить список предлагаемых к продаже танков и привлечь небольшие и небогатые страны. Сможет. Но станет ли?

Основной танк Т-80УЕ-1 («Объект 219АС-1») (Россия)

Основной танк

Т-80У / «объект 219АС» разработан СКБ-2 ПО «Кировский завод» (г.Ленинград, главный конструктор Н.Попов) в качестве варианта глубокой модернизации основного танка Т-80 и как развитие прототипа Т-80А / «объект 219А» с использованием наработок по «объекту 219В».

На танк установлена встроенная в корпус динамическая защита, усиленные бортовые экраны, оборудование самоокапывания, крепление для установки колейного минного трала, установлен модернизированный комплекс оборудования.

Танк Т-80У принят на вооружение в 1985 г. и серийно производился с 1985 г. на Ленинградском Кировском Заводе и на Омском Заводе Транспортного Машиностроения. В 1990 г. танки оснащены новым двигателем ГТД-1250 и ПТРК 9К119М «Инвар».

Основной танк Т-80У (фото — Виталий Кузьмин, https://www.vitalykuzmin.net/)

Танки Т-80У в ВС России

Танки Т-80У считались в конце 1980-начале 1990-х годов наиболее совершенными советскими танками — «танками прорыва». По состоянию на 2010 г. в Вооруженных Силах России насчитывалось около 6500 танков Т-80У и Т-80БВ. Количество танков Т-80 в составе действующих частей постепенно сокращается и на 2017 г. насчитывается 450 танков Т-80БВ и Т-80У, Кроме того около 3000 танков Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У находится на на хранении.

Читать еще:  Лёгкий танк M24 Chaffee (США)

Конструкция танка

Танк выполнен по классической схеме — отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град. По сравнению с другими вариантами Т-80 изменено бронирование.

Башня полусферическая сварная обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем.

На танк Т-80У устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80УМ1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни. Кроме того на танках Т-80У(М) впервые в серии на корпус и башню для снижения эффективной площади рассеивания наносилось радиопоглощающее покрытие.

На танках Т-80У установлен газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.

ТТХ танка Т-80У

Основной танк Т-80У (фото — Виталий Кузьмин, https://www.vitalykuzmin.net/)

Вооружение

Основной танк Т-80У (фото — Виталий Кузьмин, https://www.vitalykuzmin.net/)

Бортовое оборудование

Модификации:

Т-80У / «объект 219АС» — основной танк, глубокая модернизация Т-80, развитие прототипа Т-80А / «объект 219А» с использованием наработок по «объекту 219В».

Т-80УК / «объект 630А» — командирский вариант Т-80У. Принят на вооружение в начале 1990-х. Установлены: система «Штора-1», тепловизор «Агава-2», новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28.

Т-80УЕ — вариант Т-80УМ, разработанный специально для поставок в Грецию.

Т-80УЕ-1 / «объект 219АС-1» — вариант модернизации танка Т-80БВ с использованием компонентов и агрегатов Т-80У.

Т-80УА / «объект 219АМ-1» — вариант модернизации танка Т-80У. При модернизации по варианту Т-80УА на танк устанавливается: пушка 2А46М-4, модернизированный комплекс управления огнём (КУО) 1А45-1, устройство учёта изгиба ствола УУИ-2, дневно-ночной прицельный комплекс командира ТО1-КО4, ночной прицельный комплекс наводчика ТО1-КО5 (как вариант устанавливается тепловизионный прицел «Плиса»), комплекс оптико-электронного подавления «Штора».

Т-80УМ / «объект 219АС-М» — модернизация Т-80У 1992 года. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).

Т-80УМ1 «Барс» / «объект 219АС-М1» — основной танк разработки КБ Омского ЗТМ. 1997 год. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащён дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.

Т-80УМ2 — опытный основной боевой танк с КАЗ «Дрозд-2».

«Черный орел» / «объект 640» — перспективный основной танк разработки КБ Омского завода транспортного машиностроения. Проект закрыт в 2000-е годы.

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Основной танк Т-80УЕ-1 («Объект 219АС-1») (Россия)

Танк «Объект 219АС-1» разрабатывался как вариант модернизации танка Т-80БВ. Данная модернизация производится с использованием шасси Т-80БВ и боевого отделения Т-80УД, прошедших капитальный ремонт и оснащённых КУО 1А45 и комплексом управляемого ракетного вооружения 9К119 «Рефлекс». В процессе капитального ремонта шасси на него устанавливается двигатель ГТД-1250, автономный агрегат питания ГТА-18А мощностью 18 КВт, встроенная динамическая защита (ВДЗ) на верхнюю лобовую бронедеталь и на бортовые экраны, вводятся режим САУР (система автоматического управления режимом работы двигателя) и автоматическое включение режима СМГ (стояночный малый газ).

При капитальном ремонте боевого отделения производится замена блока переключателей 1В216 на 1В216М, осветителя Л-4А на лазерный прожектор ПЛ-1 и датчика ветра 1Б11 на датчик ДВЕ-БС. Кроме этого, на танк устанавливается воздухозаборное устройство. В результате, по совокупности проведенных мероприятий модернизации, боевая эффективность «Объекта 219АС-1» возросла примерно на 20%. Программа модернизации танка Т-80БВ была разработана специалистами ОАО «Спецмаш». На предприятии к 2002 г. был изготовлен опытный образец, который прошёл в 2002-2003 гг. государственные испытания. В 2003 г. по результатам испытаний была утверждена для серийного производства конструкторская документация на изделие 219АС-1. В 2004 г. ОАО «Спецмаш» была разработана ремонтная документация на изготовление «Объекта 219АС-1» при проведении капитального ремонта танков Т-80БВ и Т-80УД. В апреле 2005 г. Указом Президента РФ модернизированный вариант танков Т-80БВ и Т-80УД был принят на вооружение ВС РФ под индексом Т-80УЕ-1.

После завершения первого этапа модернизации Т-80УЕ-1 и завершения работ по модернизированному танку Т-80УА с КУО 1А45-1 был проведён второй этап модернизации, который заключался в установке на танк Т-80УЕ-1 обновлённого комплекса вооружения, а также систем, повышающих подвижность и живучесть машины на поле боя. В состав обновлённого комплекса вооружения танка Т-80УЕ-1 были включены пушка 2А46М-4 вместо пушки 2А46М-1, КУО 1А45-1, доработанный под использование новых типов вьютрелов механизм заряжания, новый стабилизатор оружия 2Э42М1 вместо 2Э42, комплекс дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов на траектории полёта «Айнет». В КУО 1А45-1 интегрированы устройство учёта изгиба ствола УУИ-2, тепловизионный прицел «Плиса», баллистический вычислитель 1В528-1М, осуществлена автоматизация процесса выработки углов прицеливания и упреждения баллистическим вычислителем при стрельбе в ночное время командиром и наводчиком.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» (Россия)

С целью повышения защищённости танка на него был установлен комплекс активной защиты Т08-А5 «Арена-Э», который автоматически обнаруживает и поражает с места и в движении подлетающие к танку со скоростью до 700 м/с противотанковые гранаты и управляемые ракеты во всех условиях боевого применения в любое время года и суток. Для снижения вероятности возникновения пожара в МТО дополнительно установлены два генератора огнегасящего аэрозоля ГОА-19.

Для повышения подвижности танка был установлен газотурбинный двигатель ГТД-1250Г с ГОП (гидрообъёмная передача). Применение такой силовой установки обеспечивает увеличение средней скорости движения на извилистых, горных и обледенелых трассах, увеличивает плавность хода и, как следствие, снижает требования к квалификации механика-водителя, повышает точность стрельбы, уменьшает путевой расход топлива. Применение в трансмиссии гидрообъёмной передачи даёт возможность осуществлять бесступенчатый поворот машины на всех передачах до минимального расчётного фиксированного радиуса поворота. Гидрообъёмный механизм поворота также обеспечивает выигрыш в средней скорости на извилистых горных трассах до 40% и выигрыш в средней скорости при маневрировании (движение змейкой) до 16%, снижение в три раза усилия на штурвале (по сравнению с рычагами управления) и количества переключений передач в 20 раз, что увеличивает долговечность трансмиссии до 30%, а также снижение расхода топлива на 6-9%. Командная управляемость Т-80УЕ-1 была повышена благодаря установке на танк новой УКВ радиостанции Р-168-25УЕ-2 «Акведук», обеспечивающей стыковку с АСУ танкового батальона «Созвездие-2М», а также инфроиндикатора командира (ЦИ-К).

Опытный образец такого танка прошёл государственные испытания в 2005 г., после чего конструкторская документация на него была утверждена для серийного производства. На сегодняшний день конструкторами ОАО «Спецмаш» были отработаны и другие варианты модернизации танка типа Т-80 до уровня Т-80УЕ-1, обеспечивающие значительное повышение огневой мощи, защищённости, подвижности, командной управляемости, а также его эксплуатационных свойств и эргономики. В зависимости от требований заказчика танк Т-80УЕ-1 может быть оснащён различными вариантами комплектации как по отдельности, так и в любом их сочетании, а также всеми вместе.

С целью повышения огневых возможностей танка на него могут быть установлены:
— модернизированная пушка 2А46М-4 вместо штатной 2А46М-1, что обеспечивает увеличение дальности действительной стрельбы;
— тепловизионный прицел «Плиса« вместо штатного ночного прибора «Буран ПА«. что обеспечивает улучше-
ние возможностей по обнаружению, распознаванию целей и ведения прицельной стрельбы наводчиком и командиром с места и с ходу, днём и ночью при совместной работе с системой управления огнём во всех условиях боевого применения в любое время года и в различных погодных условиях;
— комплекс управления огнём типа 45М с информационно-управляющей системой типа 1В558 вместо штатных КУО 1А45 и аппаратуры управления механизмом заряжания, что обеспечивает повышение точности стрельбы, скорострельность, упрощает работу экипажа при выполнении боевых задач и техобслуживании, упрощает поиск и устранение неисправностей, совместно с аппаратурой программно-технического комплекса обеспечивает эффективное применение танка в составе войсковых формирований, имеющих автоматизированные системы управления подразделениями.

Повышение защищённости танка обеспечивается комплектацией танка:
— комплексом активной защиты Т08-А5 «Арена-Э«, обеспечивающей автоматическое обнаружение и поражение с места и в движении танка подлетающих со скоростью до 700 м/с противотанковых гранат и управляемых ракет во всех условиях боевого применения в любое время года и суток.

Для повышения подвижности танка на него могут быть установлены:
— бортовая информационно-управляющая система шасси, что обеспечивает снижение эксплуатационного расхода топлива — на стоянке в 2-2,3 раза, на марше на 10-15%; облегчение условий работы механика-водителя, снижение его утомляемости; предупреждение выхода из строя двигателя, трансмиссии, электрооборудования шасси за счёт автоматического контроля за режимами работы этих систем и агрегатов и всех проводимых видов технического обслуживания;
— газотурбинный двигатель ГТД-1250Г-1 с гидрообъёмной передачей в механизме поворота, что позволяет увеличить средние скорости движения на извилистых, горных и обледенелых трассах до 40%, плавность хода, исключить рывки при повороте танка, и. как следствие, снизить утомляемость экипажа и повысить точность стрельбы; снизить требования к квалификации механика-водителя (управление танком осуществляется с помощью штурвала, вместо рычагов) и путевой расход топлива;
— асфальтоходные гусеницы, предназначенные для эксплуатации в любых дорожных условиях, в том числе на дорогах с усовершенствованным покрытием без его повреждения.

Эргономические показатели танка Т-80УЕ-1 могут быть улучшены за счёт комплектации системой кондиционирования воздуха. В устанавливаемой системе обеспечивается индивидуальный подвод охлаждённого воздуха каждому члену экипажа через дефлекторы или вентилируемые жилеты.

Авторы статьи: С. Суворов
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №10

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector