9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (СССР)

Авиадесантные самоходные артиллерийские установки АСУ-76 и АСУ-57

Несмотря на то, что примеры успешных авиадесантов Второй Мировой войны можно пересчитать по пальцам одной руки (а вот провальных насчитывалось порядочно), после её окончания, в Советском Союзе роль воздушно-десантных войск резко возросла.

Однако мало просто доставить бойцов к заданной точке по воздуху, нужно и обеспечить им соответствующую огневую поддержку и транспортные средства. Чрезвычайно остро встал вопрос о создании боевой машины десанта, мощной в бою и компактной в транспортировке. Идеи доставки легких танков и бронемашин самолетами существовали ещё с 30-х годов, но это были лишь стандартные образцы с минимальными переделками, а вот настоящей БМД – боевой машины десанта, ещё не существовало ни в одной стране мира.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76.

Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Ее проектирование началось в 17 октября 1946 года на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод № 40).

Главным конструктором установки назначили Николая Александровича Астрова. Работа велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический — в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец!

Заводские испытания АСУ76 проводились с января по май, а междуведомственные — в июне — июле 1948 года. И те, и другие — с положительными результатами.

Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1 июля по 1 сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец АСУ-76 испытаний не выдержал.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

17 декабря 1949 года АСУ-76 приняли на вооружение, однако на серийное производство ее не поставили, и как оказалось не зря. Две изготовленных образца машины в ноябре —декабре 1950 года подверглись полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, и оба их провалили. Проект был на время отложен в стол и… окончательно забыт по решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953, тем более, что планер-носитель Ил-32 и его буксировщик к этому времени так и не были построены.

К-73, ещё одна несостоявшаяся БМД

Также «в никуда» отработало и особое конструкторское бюро инженерных войск под руководством А.Ф.Кравцева, разработавшее в 1949 году плавающую авиадесантную самоходную установку К-73.

Неплохая машина по характеристикам, К-73 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с передним расположением двигателя. Она имела боевую массу 3,3 т и экипаж из трех человек. Основным вооружением являлась 57мм пушка 451 с щелевым дульным тормозом и эжектором. С пушкой был спарен пулемет СГ-43. В боекомплект, состоявший из 30 выстрелов, входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1250 м/с.

Двигатель и коробка передач, заимствованные у грузового автомобиля ГАЗ-51 обеспечивали машине максимальную скорость при движении на суше 54 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. В ходовой части использовались торсионная подвеска с гидроамортизаторами на крайних задних катках, и гусеница с ОМШ.

Но впечатление портила низкая проходимость по дорогам с глубокой колеей, а также совершенно никуда не годная надежности узлов и агрегатов машины.

Второе рождение АСУ-57

Тем временем, коллектив СКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода под руководством уже знакомого нам по АСУ-76 Н.А. Астрова не терял времени даром и подготовил проект ещё одной артсистемы для десантников. Калибр орудия АСУ был 57-мм, поэтому и на вооружение машину приняли под индексом АСУ-57.

Читать еще:  Основной боевой танк Altay (Турция)

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57

АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления. Корпус — из стальных и алюминиевых листов (днище и корма), сварной и частично клепаный.

В боевой рубке на специальной опоре установили 57-мм пушку Ч51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах, выпускавшихся после 1955 года, устанавливалась модернизированная пушка Ч51М с двухкаморным дульным тормозом.

В МТО поперек корпуса самоходки располагался карбюраторный 4цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М20Е мощностью 50 л.с., позволявший самоходке массой 3,35 т развивать максимальную скорость 45 км/ч.

Экипаж машины состоял из трех человек и весь располагался в боевом отделении: сиденье механика водителя находилось впереди у правого борта; заряжающего — позади механика водителя. Сиденье командира, выполнявшего еще обязанности наводчика и радиста, находилось впереди у левого борта.

Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск в сравнительно небольших количествах. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило девять установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы.

В сентябре 1951 года на ММЗ начались работы по созданию на базе агрегатов АСУ-57 плавающей авиадесантной самоходной установки АСУ-57П.

В 1952 — 1955 годах были изготовлены четыре опытных образца этой боевой машины. Все они в этот период проходили заводские, войсковые и государственные испытания. Однако на вооружение АСУ-57П не принималась и в серийном производстве не состояла.

Серийное производство АСУ-57 осуществлялось с 1951 по 1962 год.

А вот и «альтернативная» АСУ-57, версии завода 115

Стоит отметить, что в 1948 коллектив завода № 115 под руководством Б.Н. Яковлева разработал собственную БМД под индексом АСУ-57, но из-за явной «сырости» проекта, машина в производство не пошла. Обращаю внимание – это были две разные машины, не смотря на одинаковые индексы.

Самоходная артиллерия десанта: АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85

Десантные войска были впервые успешно применены во второй мировой войне, например: операция «Меркурий» (с 20 по 31 мая 1941 года), когда 7-я парашютная дивизия и 22-я аэромобильная дивизии вермахта захватили Крит.

Однако же Вторая Мировая война показали, что десантным подразделениям необходимо усилить огневую мощь. Так потери вермахта при штурме Крита, составили около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными, большая часть из них парашютисты.

В Советском Союзе, было понимание этой проблемы. Еще 30-е годы, пытались вооружить десантные войска пушками, минометами, легкими танками, бронеавтомобилями. Отрабатывалось сбрасывание на парашютах танкеток Т-27, приводняли Т-37.

Но большего добиться не хватило возможностей и ресурсов, в Великую Отечественную десант фактически, по вооружению, не отличался от стрелковых частей.

После войны КБ Н. А. Астрова получило задание разработать специальную технику для ВДВ. Оно уже в годы войны разрабатывало легкие танки для десанта.

Уже в 1949 году, на вооружение была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Её корпус сварили из листов стали толщиной до 13 мм – это защищало экипаж от стрелкового оружия и осколков. В открытой сверху рубке поставили 76 мм пушку Д-56Т, там же был размещён боекомплект в 30 выстрелов. Был установлен прицел ОПТ-2, с помощью него можно было вести огонь и прямой наводкой и с закрытых позиций. На левом борту боевого отделения установили ручной пулемет РП-46.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Norinco VN12 (Китай)

С правой стороны кормовой части рубки был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, с 4-х скоростной коробкой передач.

Ходовая часть состояла из ведущих передних колес, 4-х опорных и 2-Х поддерживающих катков на борт. Подвеску установили торсионную, с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Роль направляющего катка играл – последний опорный каток, что обеспечивало необходимую для улучшения проходимости длину опорной поверхности. С целью повышения устойчивости машины при стрельбе – поставили в опорные катки тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими.

Шли испытания плавающей модели АСУ-76. Но в итоге от серии отказались, авиация не могла их транспортировать.

В 1951 году была готова более легкая АСУ-57. Вес сократили уменьшив бронирование до 6 мм и применив алюминиевые сплавы, также уменьшили размеры машины. Была установлена 57 мм пушка Ч-51М, конструкции Е. В. Барко, скорость снаряда составляла 1158 м. в с., боекомплект – 30 подкалиберных снарядов. Небольшой 4-х цилиндровый двигатель М-20Е установили поперек корпуса, в блоке с 4-х скоростной коробкой передач и бортовыми фрикционами. Для быстрой замены силового агрегата, его удерживало 4-ре болта.

Из-за уменьшения веса самоходки, уменьшилось удельное давление на грунт. Особенности ходовой части были сохранены с АСУ-76.

В 1954 году появилась плавающая АСУ-57П. Установили водонепроницаемый корпус, улучшили пушку Ч-51М – оснастив более технологичным активным дульным тормозом. Двигатель улучшили до 60 л. с. Водоходным движителем установили 2-ва гребных винта с приводом от направляющих колес.

АСУ-57П не приняли на вооружение, посчитали что АСУ-57 достаточно уже в войсках, к тому же разрабатывалась более совершенная техника.

Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 годы.

В 1951 году было начато проектирование более мощной, чем СУ-76, самоходки. Лобовой лист корпуса толщиной в 45 мм и наклоненный на 45 градусов защищал экипаж от бронебойных снарядов малого и среднего калибра. В рубке размещалась 85-мм пушка Д-70 с эжектором, спаренная с пулеметом СГМТ. Начальная скорость бронебойного снаряда1005 м. в с. делала СУ-85 серьезным оружием.

На самоходке установили 6-ти цилиндровый 210-сильный двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Для обеспечения нужной удельной мощности ввели эжекционную систему охлаждения. Двигатель поставили поперёк корпуса. Однодисковое сцепление оказалось ненадежным и его позднее заменили многодисковым фрикционом.

Самоходку оснастили приборами ночного видения, радиостанцией, на корме прикрепили дымовые шашки БДШ-5.

СУ-85 модернизировали два раза – над боевым отделением создали крышу с вентиляцией. В 70-е годы вооружили зенитным пулеметом ДШК.

Самоходки поступали, как в сухопутные, так и войска ВДВ. Находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1.

Масса, т – 3,3 (15,5)
Экипаж – 3 (4)
Длина с пушкой, мм – 5750 (8435)
Длина корпуса, – мм 3480 (6240)Ширина, мм – 2086 (2970)
Высота, мм – 1460 (2970)
Клиренс, мм 300 (420)
Скорость, км в час – 45 (45)
Запас хода, км – 250 (360)
Бронирование, мм, лоб – 6 (45)
Борт – 4 (13)
Корма – 4 (6)
Калибр пушки, мм – 57 (85)
Боекомплект – 30 (45)

АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать еще:  Самоходный ЗРК M6 Bradley Linebacker (США)

Самоходка СУ-76М: компромисс войны

Самоходная артиллерия имеет ряд преимуществ в сравнении с буксируемой. В частности, она может непрерывно сопровождать войска, постоянно поддерживать их огнем, быстро менять позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки.

Если говорить об обычных орудиях, то зачастую смена позиции в бою проходила за счет сил расчета, который передвигал его с места на место, и, понятное дело, скорость была не высока. Это приводило к тому, что повышался риск попасть под ответный огонь, артиллерия могла отставать от пехоты.

Особенно остро необходимость создания самоходной артиллерийской установки встала, когда Красная армия смогла переломить ход войны. Стало понятно, что в скором времени начнется полномасштабное наступление на гитлеровские войска.

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове летом 1942 года на базе легких танков Т-60, Т-70, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию.

Интересные факты

Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. На испытаниях проблем выявлено не было, их обнаружили при первом боевом применении на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно, а кроме того, возникали дополнительные крутильные моменты, в сложных дорожных условиях появились серьезные проблемы с трансмиссией.

Изначально полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку.

Модернизированная САУ получила индекс СУ-76М. Двигатели установили один за другим по правому боту, что позволило избежать крутильных моментов. При этом ось ствола орудия была смещена на 200 мм влево, как и рабочее место механика-водителя. Кроме того, рабочее отделение сделали открытым. Это решение до сих пор вызывает споры.

Боевое применение

С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой – любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно остро проблема защиты возникала в городских боях.

Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу установки ошибочно пытались использовать вместо танков, пуская их в прорыв перед пехотой что привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже, признав ошибки, командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.

Однако слабое бронирование можно назвать компромиссом: только так можно было снизить массу конструкции. Это привело к том, что СУ-76М могла благодаря низкой нагрузке на грунт успешно передвигаться по болотистой местности, там, где более тяжелые машины вязли. Из-за небольших размеров самоходка могла маневрировать на узких улицах и среди обломков зданий, уничтожая огневые точки там, где не могли пройти танки.

Все это сделало данную машину крайне востребованной на фронте. В 1944 году выпуск СУ-76М составлял около 25% от всего производства боевых гусеничных машин СССР. До конца войны РККА получила около 12 тысяч самоходок.

Характеристики

Боевая масса – 10,5 тонн; экипаж – четыре человека; оружие – пушка ЗИС-3 калибра 76 мм; пулемет 7,62 мм; мощность двигателя – 140 л. с.; скорость – до 41 км/ч.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: