0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 «Зверобой» (СССР)

Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой»

Начало серийного выпуска танков ИС-1 в 1943 году, сопровождалось свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе тяжелых танков КВ-1С и САУ на его базе СУ-152. Однако потребность фронта в тяжелых самоходках типа СУ-152 была чрезвычайно велика и просто так отказаться от проекта подобной машины было нельзя.

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Сама-собой, перед конструкторами танка ИС встала задача создать замену для СУ-152, но на базе нового танка типа ИС. Рабочее название новой САУ стало ИСУ-152.

Конструкция САУ ИСУ-152

Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки пришлось заново разработать боевую рубку — старая никак не подходила под габариты нового шасси. Так как корпус танка ИС был ниже, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 — это основное визуальное отличие обеих машин. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была заметно увеличена.

Боевое применение ИСУ-152

ИСУ-152 применялась в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин, плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи.

ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью, что как мы увидим дальше, обеспечило ей долгую жизнь.

Максимальную эффективность ИСУ-152 имела при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 тяжелых самоходных полков получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

ИСУ-152 «Зверобой». Даже внешне машина полностью оправдывает свое прозвище

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.

Модернизации и дальнейшая служба ИСУ-152

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Обе САУ превосходили по огневой мощи прототип, но из-за сложностей с производством и недочетов конструкции, на вооружение приняты не были.

Не имеющая аналогов по огневой мощи самоходка применялась и после войны. К началу 50-х годов они ничуть не устарели морально, и к 1956 году оставшиеся в строю машины прошли глубокую модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС на них установили В-54К, полностью заменили радиостанции и приборы наблюдения, установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и 7 смотровыми блоками. Была немного переработана ходовая часть, увеличена емкость топливных баков и доведен до 30 выстрелов боекомплект. Модернизированная ИСУ-152 получила индекс ИСУ-152К или «объект К-241».

В 1959 году машины подверглись второй модернизации (и завершилось их серийное производство) — на САУ установили узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М и прибор ночного видения. Эта модификация известна как ИСУ-152М или«объект М-241».

Читать еще:  Основной танк Type 74 (Япония)

На вооружении ИСУ-152 оставалась аж до 1974 года, всего за период с 1943 по 1959 год было произведено 1575 этих замечательных машин.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Сталинский «Зверобой»: какую роль сыграла в Великой Отечественной войне легендарная советская самоходка

В первые два года Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку тяжёлых орудий, способных поражать бронетехнику нацистской Германии. Наиболее востребованными в войсках были крупнокалиберные пушки и тяжёлые танки. Однако те орудия, которые СССР использовал в 1941—1942 годах, имели массу недостатков.

В январе 1943 года советская промышленность начала серийное производство самоходной артиллерийской установки СУ-152 на базе тяжёлого танка КВ-1с. На гусеничную платформу инженеры установили гаубицу-пушку образца 1937 года (МЛ-20) калибра 152 мм.

Гибрид оказался весьма удачным. СУ-152 дебютировала на Курской дуге (июль — август 1943 года) в боях с тяжёлыми немецкими танками Т-5 «Пантера», T-6 «Тигр» и самоходными установками «Фердинанд». В дальнейшем СУ-152 приняла участие в наступательных операциях Красной армии в западных регионах СССР.

Однако запуск в серийное производство СУ-152 стал вынужденной мерой в условиях войны, отмечают эксперты. У самоходки были проблемы с надёжностью ходовой части и трансмиссией. Большинство таких орудий было уничтожено или выведено из строя к середине 1944 года.

В честь вождя

Существенные недостатки СУ-152, выявленные ещё на этапе испытаний, побудили конструкторов начать модернизацию самоходки. Работы по созданию обновлённой версии стартовали 25 мая 1943 года в КБ опытного завода №100 (сейчас — ОАО «ВНИИТрансмаш», Челябинск). Ими руководили талантливые советские конструкторы Жозеф Яковлевич Котин и Григорий Николаевич Москвин.

Модернизированная самоходка получила наименование ИСУ-152. Однако вскоре красноармейцы прозвали её «Зверобой»: благодаря мощному орудию МЛ-20, доставшемуся от предшественника, а также улучшенным ходовым качествам установка с лёгкостью пробивала даже самые защищённые немецкие машины.

Котин и Москвин создали ИСУ-152 на платформе перспективного тяжёлого танка ИС-1 («Иосиф Сталин»), разработку которого челябинское предприятие осуществляло с февраля 1943 года.

Танк, названный в честь советского вождя, был призван заменить в войсках КВ («Клим Ворошилов»), который продемонстрировал слабые ходовые качества. Танки семейства ИС оказались более лёгкими (41 тонна против 43—47), мощными, защищёнными и надёжными.

Прототипы ИС-1 прошли успешные испытания в июле — августе 1943 года, и в сентябре новый танк был принят на вооружение Красной армии. Это позволило уже в ноябре наладить серийное производство ИСУ-152.

Обновлённая самоходка получила возможность преодолевать препятствия высотой до 1,9 м (против 1,2 м у СУ-152) и ров глубиной до 1,5 м (против 0,9 м у СУ-152). Правда, инженерам пришлось пожертвовать скоростью движения по шоссе (35 км/ч против 43 км/ч) и по пересечённой местности (15 км/ч против 30 км/ч).

Помимо ходовой платформы, «Зверобой» отличался от предшественника более низкой посадкой, при этом рубка стала выше и объёмнее. С октября 1944 года самоходки выпускались с 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК и радиостанцией 10РК.

«Действительно каких-то больших отличий между двумя самоходками не было. В то же время ИСУ-152 обладала лучшей защищённостью и проходимостью. Увеличенная рубка сделала управление «Зверобоем» более удобным, хотя её величина превратила самоходку в достаточно заметную мишень на поле боя. Однако потребность в ИСУ-152 была слишком велика», — пояснил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

В общей сложности в 1943—1947 годах советская промышленность выпустила 3242 ИСУ-152, а в период с ноября 1943 года по май 1945-го — 1885 единиц. Помимо Красной армии, «Зверобой» стоял на вооружении ВС Польши, Чехословакии, Египта. Трофейными ИСУ-152 пользовались солдаты вермахта и Финляндии.

«Пробивали лобовую броню»

Примечательно, что в «специализацию» ИСУ-152 изначально не входило истребление танков. Согласно общепринятой классификации, «Зверобой» — это прежде всего штурмовое орудие. На поле боя танк был намного быстрее и манёвреннее самоходки. Однако Красная армия испытывала огромную нехватку в подобных крупнокалиберных орудиях.

Существенной проблемой ИСУ-152, помимо слабой подвижности, была низкая скорострельность — всего 1—3 выстрела в минуту, в то время как немецкий «Тигр» мог производить до 5—8 выстрелов в минуту. Боекомплект «Зверобоя» был невелик и составлял 20 выстрелов. Погрузка снарядов занимала около 40 минут.

Чтобы компенсировать недостатки ИСУ-152, Красная армия прибегала к тщательной маскировке боевых машин. Кроме того, «Зверобои» никогда не действовали в одиночку. Советское командование стремилось достичь численного преимущества самоходок над немецкими танками. Пока одна ИСУ-152 перезаряжалась, другая вела огонь.

Солидная броня «Зверобоя» позволяла ему сближаться с тяжёлыми танками вермахта или выходить на обстреливаемые позиции, куда солдаты не могли доставить буксируемое орудие.

С дистанции около километра ИСУ-152 могла поражать абсолютно любые цели. Основу боекомплекта «Зверобоя» в сражениях с танками гитлеровцев составляли осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540 массой 43 кг и бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 массой 48 кг.

Из гаубицы эти невероятно тяжёлые снаряды вылетали с впечатляющей для их массы скоростью — около 600 м/с. Это позволяло пробить лобовую броню и оторвать башни немецких «Тигров» и «Пантер». Менее защищённая техника гитлеровцев и вовсе безвозвратно выходила из строя, даже если снаряды разрывались в нескольких метрах.

«МЛ-20 — не самое идеальное орудие для поражения тяжёлой бронетехники. Огромного труда стоили погрузка и заряжание БР-540 или ОФ-540. Но любое непрямое попадание этих увесистых снарядов гарантированно калечило немецкий танк», — рассказал Суворов.

Читать еще:  Боевая разведывательная машина M3 Bradley (США)

ИСУ-152 оказалась незаменимым помощником Красной армии и с точки зрения своего прямого назначения — штурмовых операций. Самоходка не оставляла шансов огневым точкам противника в плотной городской застройке. Как отмечают историки, «Зверобой» отличился при взятии Кёнигсберга, Берлина, в боях с японской армией.

В вермахте и войсках союзных СССР стран (Великобритании и США) не было аналогов ИСУ-152. Как правило, зарубежные крупнокалиберные артиллерийские системы представляли собой легкобронированные лафеты. Исключением был немецкий штурмовой танк Brummbär с орудием калибра 150 мм. Однако у него были низкая начальная скорость снаряда и ненадёжная ходовая часть.

«Недостатки «Зверобоя» можно объяснить отсутствием ресурсов для создания более эффективной самоходки. Но стоит отметить, что технологический прорыв в разработке артсистем произошёл намного позже. С учётом тяжёлых экономических условий ИСУ-152 была превосходным оружием по соотношению простоты производства, ремонта и достоинств на поле боя», — резюмировал Суворов.

ИСУ-152, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

152-мм тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

Постановлением ГКО № 4043сс от 4 сентября 1943 года Опытному заводу № 100 было предписано до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать совместно с техническим управлением ГБТУ КА артиллерийскую самоходную установку ИС-152 на базе танка ИС. Ее непосредственный предшественник – самоходная установка СУ-152 (КВ-14), базой для которой послужил танк КВ-1с. СУ-152, принятая на вооружение 14 февраля 1943 года, находилась в серийном производстве до начала 1944 года. Появление этих машин в сражении на Курской дуге стало неприятным сюрпризом для немцев. Массивный 152-мм бронебойный снаряд весом 48,8 кг, выпущенный с дистанции прямого выстрела 700-750 м, срывал башню с “Тигра” и отбрасывал ее в сторону. Разумеется, военные захотели иметь аналогичную самоходку на базе нового тяжелого ганка, тем более, что KB-1с с производства снимался. При создании новой CAУ удалось избавиться от ряда недостатков СУ-152, в частности плохой вентиляции боевого отделения, из-за которой во время боя танкисты теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов.

Впрочем, по воспоминаниям самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего – при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, похожая на сметану, струилась из ствола орудия и медленно растекалась по полу боевого отделения. Компоновка самоходной артиллерийской установки ИС-152 (объект 241), позже получившей название ИСУ-152, принципиальными новшествами не отличалась. Броневая рубка, изготовленная из листов катаной стали, устанавливалась в передней части корпуса, толщина ее лобовой брони была больше, чем у СУ-152: 60-90 мм против 60-75.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С монтировалась в литой раме, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой броневой маской, заимствованной у СУ-152, Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия по сравнению с полевой; были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и щиток со спусковым механизмом, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы вынесли вперед для естественного уравновешивания. Боекомплект состоял из 20 выстрелов раздельного заряжания, половина из которых – бронебойно-трассирующие снаряды БР-545 массой 48,78 кг, а половина – осколочно-фугасные пушечные гранаты ОФ-545 массой 43,56 кг.

Для стрельбы прямой наводкой служил телескопический прицел СТ-10. для стрельбы с закрытых позиций панорамный прицел с независимой или полунезависимой линией прицеливания от полевой гаубицы-пушки МЛ-20. Максимальный угол возвышения +20 градусов, склонения -3 градуса. На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 123 мм. На самоходной артиллерийской установке ИСУ-152 устанавливался, двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2ИС, развивавший мощность 382 кВт при 2000 об/мин, что позволяло 46-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 35 км/ч. Запас хода по топливу составлял 145 км. Двигатель взаимодействовал с трансмиссией, в состав которой входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Ходовая часть самоходки состояла, применительно к одному борту, из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих роликов, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса заднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 состояли на вооружении Советской Армии до конца 70-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ получили обозначение ИСУ-152К. На крыше боевой рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП: боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок: вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов.

На САУ поставили двигатель В-54К с эжекционной системой охлаждения мощностью 382 кВт. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, изменена конструкция радиаторов, В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины оборудовали радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако, динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км. Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили модернизированные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения. Всего советской промышленностью было выпущено 2800 САУ ИСУ-152. Помимо Советской Армии, ИСУ-152 находились на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия. В начале 60-х один полк армии Египта также имел на вооружении ИСУ-152. В 1945 году на базе танка ИС-3 был разработан еще один образец тяжелой САУ, получивший то же название, что и машина, созданная в 1943 году – ИСУ-152, Особенностью этой машины являлось то, что общему лобовому листу придавался рациональный угол наклона, а нижние бортовые листы корпуса имели обратные углы наклона. Отделение управления и боевое отделение были совмещены. Механик-водитель располагался в боевой рубке и вел машину с помощью перископического прибора наблюдения.

Читать еще:  Разведывательный вертолет OH-X (Япония)

Специально созданная для ИСУ-152 образца 1945 года система целеуказания связывала командира с наводчиком и механикомводителем. Однако при многих преимуществах большой угол наклона стенок рубки, значительная величина отката ствола пушки-гаубицы и совмещение отделений существенно затрудняли работу экипажа, В силу этих, а также ряда других причин эта машина на вооружение не была принята. Построенная в единственном экземпляре, ИСУ-152 образца 1945 г. в качестве экспоната в настоящее время находится в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Боевое применение тяжелых самоходных артиллерийских установок Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра
поддерживаемых танков.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368 гв. тсап ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь на подавление по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако, прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах. иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых самоходок снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки. Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360 гв. тсап поддерживал наступление 388 сд. Части дивизии овладели одной из рощ, восточнее Лихтенберга. где и закрепились. На другой день противник силою до полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378 гв. тсап при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180 град. и более и облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152. построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м 7 апреля 1945 года успешно отразила контратаку 30 танков противника, подбив 6 из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

Всем САУ, созданным на базе тяжелого танка ИС, были свойственны одни и те же недостатки: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходах; малые углы горизонтального наведения орудия и сложность его наведения, что затрудняло ведение огня по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения. большой массы выстрелов; раздельно-гильзового заряжания и наличия у ряда орудий поршневого затвора, плохая обзорность из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя. Вместе с тем хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.

Тактико-технические характеристики 152-мм тяжелой САУ ИСУ-152
Боевая масса, т – 46
Экипаж, чел. – 5
Габаритные размеры, мм;
длина – 9050
ширина – 3070
высота – 2480
клиренс – 470
Бронирование, мм – 60-90
Вооружение: 152-мм пушка МЛ-20С
Боекомплект: 20 выстрелов
Двигатель: В-2ИС, 4-тактный 12-цилиндровый, V-об-разный дизель жидкостного охлаждения, мощность 382 кВт при 2000 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т – 8,3
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,078
Максимальная скорость, км/ч – 35
Запас хода по шоссе, км – 145
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. – 36
высота стенки, м – 1,0
ширина рва, м – 2,50
глубина брода, м – 1,30

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector