0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка M107 (США)

Самоходная артиллерийская установка M107 (США)

В 50-е годы стандартной самоходной 203-мм гаубицей армии США была М55 имеющая шасси и башню от 155 мм САУ М53. Главным недостатком этих двух САУ была слишком большая масса, около 45 т, что делало невозможной транспортировку по воздуху; кроме того, их бензиновые двигатели обеспечивали запас хода не более 260 км. Компанией «Пасифик КарэндФоундри Компани» были изготовлены 3 прототипа самоходок: 175 мм пушки Т235,203 мм гаубицы Т236 и 155-мм пушки Т246. Их испытания и доработка, с заменой бензиновых двигателей на дизели для увеличения запаса хода, завершились запуском в серию модели Т235 как М107, а Т236 — как М110. Шасси этих САУ было позднее взято для проектов целого ряда бронированных аварийно-спасательных машин (БАСМ). Только модель Т120Е1 реализовалась в легкую БАСМ М578, которой вооружены многие армии, включая американскую.

Сначала М107 выпускалась компанией-разработчиком; первая партия машин была выпущена в 1962 и укомплектовала первый их батальон в Форт-Силле в начале 1963 года. Далее к выпуску САУ присоединилась компания «Форд» (FMC), а между 1965 и 1980 — и компания «Боуэн Маклафлин».


Армия США разместила 175 мм пушки М107 по батальонам из 12 орудий с корпусным подчинением. Однако позднее они были реконструированы в 203-мм орудия М110А2, способные стрелять более тяжелым снарядом НЕРА (фугасный с ракетным двигателем) практически на ту же дальность — чуть более 29 км.
Шасси САУ М107 уже подробно описано при рассмотрении модели М110. А ее 175 мм пушка имела угол вертикального наведения от 2° до +65°, а горизонтально до 30° на каждый борт; оба механизма имели силовые приводы с аварийным ручным управлением. Для применения армией США был запущен в производство только один снаряд: фугасный М437А1 и М437А2, которые при заряде в три картуза летели на 32 700 м, израильской армией применялся специальный снаряд с дальностью полета около 40 000 м В задней части шасси были смонтированы досылатель и устройство заряжания, значительно облегчающие экипажу обращение со снарядами массой 66,78 кг. Они механически поднимались с настила и вставлялись в камору пушки, после чего в нее загонялся заряд и выполнялся выстрел На борту в боевом состоянии имелись только два снаряда с зарядами к ним. Экипаж состоял из тринадцати человек, пять из которых (водитель, командир и 3 стрелка) находились на борту, а восемь перевозились на гусеничном грузовом тягаче М 548, где хранился остальной боезапас В некоторых армиях для этого использовали тяжелые 3-осные грузовики, однако у них была хуже проходимость по пересеченной местности.

175-мм САУ M107 — для ядерной и неядерной войны

Первым средством ядерного вооружения, которые получила Армия, то есть сухопутные войска США, стала 280-мм «атомная пушка». Артиллерия и в дальнейшем оставалась одним из важных средств нанесения ядерного удара.

Миниатюризация ядерных зарядов позволила «уложить» их в калибр снарядов полевой артиллерии и сделать ее средством «двойного назначения».

САМОХОДКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В 1956 году артиллерийско техническая служба армии США выработала требования к новой системе самоходных артиллерийских установок (САУ), от которых кроме достаточно мощных орудий, лучшей меткости и высокой тактической подвижности требовалась и аэротранспортабельность для быстрой переброски на заморские театры военных действий. Для звеньев дивизия-корпус-армия было предназначено семейство САУ, разработку которого провела компания «Пасифик Кар энд Фаундри».

В отличие от предыдущих поколений, новые САУ выполняли на шасси специальной разработки, специально разрабатывалась и артиллерийская часть.

175-мм пушка могла заменить состоявшие на вооружении 155-мм и опытные 203,2-мм самоходные пушки. Для отработки артиллерийской части арсеналом в Уотервлит поначалу была создана и испытана буксируемая 175-мм пушка, но армия заранее объявила, что на вооружение примет только самоходный вариант. Опытный образец САУ под обозначением Т235 был построен в 1958 году, бензиновый двигатель шасси вскоре заменили дизельным для увеличения запаса хода.

В том же 1958 году в пустыне Невада прошли испытания ядерных зарядов «малого» и «среднего» калибра. Возможность применения таких зарядов учитывалась при разработке артиллерийских комплексов нового поколения полевой артиллерии, принятых на вооружение в начале 1960-х годов и предназначенных для всех звеньев войскового организма — от уровня батальона до армии.

Самоходная 175-мм пушка, принятая на вооружение в 1961 году под обозначением M107, стала наиболее мощным САУ в этом поколении (только в 1970-е годы ее по сочетанию дальнобойности и могущества превзошла советская 203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион»).

В войска M107 стала поступать в 1962 году, в январе 1963-го в Форт Силл был сформирован первый дивизион. Характерно, что в том же году было официально объявлено о создании ядерных снарядов калибра 155-203,2 мм. Теперь ядерные боеприпасы могли применять самоходные орудия полевой артиллерии — в отличие от упомянутой возимо-стационарной 280-мм пушки М.66.

Производство САУ М107 продолжалось до 1980 года, всего построено 504 единицы.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Принятие армией США нового поколения САУ совпало с принятием военно-политическим руководством США «стратегии гибкого реагирования». «Гибкое реагирование» предусматривало возможность ведения всеобщей ядерной и ограниченных войн, для чего требовалось наращивать возможности сухопутных войск как самих США, так и их партнеров по НАТО.

Соответственно, требовалось усилить огневую мощь соединений сухопутных войск, дать им возможность вести боевые действия как обычными средствами поражения, так и с применением тактического ядерного оружия на различных театрах военных действий. В то же время вооружение и техника сухопутных войск должны были обеспечить им как «стратегическую», так и «тактическую» мобильность. Характеристики новых САУ отвечали этим требованиям. Среди вновь принятых артиллерийских систем дальнобойная и достаточно меткая 175-мм пушка M107 имела наилучшие возможности нанесения удара тактическим ядерным оружием на безопасном удалении от своих войск, не требуя их предварительного отвода.

В то же время ее калибр позволял обеспечить высокое могущество и обычных снарядов. Дальнобойность и могущество снарядов пушки соответствовали требованиям увеличения глубины поражения противника в минимальное время и глубины огневой поддержки своих наступающих войск — как с использованием ядерных боеприпасов, так и обычных.

В армии США предполагалось придавать наступающей дивизии из средств командования полк (бригаду) полевой артиллерии, включающий 175-мм самоходный дивизион (12 пушек), три дивизиона 155-мм и дивизион 203,2-мм самоходных гаубиц. Те же дивизионы могли придаваться дивизии для ведения «активной обороны». Их основной задачей была «общая поддержка» частей, а именно — поражение средств тактического ядерного оружия противника, пунктов управления, узлов связи, железнодорожных узлов, аэродромов, объектов войскового тыла, контрбатарейная борьба, уничтожение резервов.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Steyr Pandur (Австрия)

НА СЛУЖБЕ РАЗНЫХ АРМИЙ

В ходе Вьетнамской войны САУ M107 оказались единственным дальнобойным средством наземной артиллерии армии и корпуса морской пехоты США, но применялись в основном в районах с хорошими дорогами. Несколько штук было передано сайгонскому режиму. В результате впоследствии М107 оказались в армии Демократической Республики Вьетнам. С 1976 года 175-мм пушки начали выводить из самоходных дивизионов, при этом на их шасси монтировали 203,2-мм гаубицы — благо шасси пушек М107 и гаубиц M110 были унифицированы. Принятие на вооружение дальнобойной 240-мм реактивной системы залпового огня MLRS ускорило снятие 175-мм самоходных пушек с вооружения. К 1981 году переделка M107 в самоходные 203,2-мм гаубицы M110А2 была практически завершена.

175-мм самоходные пушки М107 поставляли также в ФРГ. Великобританию, Испанию, Италию, Нидерланды, Грецию, Турцию, Израиль, Иран, Южную Корею. 175-мм обычные выстрелы для M107 кроме США выпуекали в Испании, Нидерландах, Португалии, Турции. В западногерманском бундесвере две батареи M107 вместе с 203,2-мм гаубицами M110 включали в состав смешанного самоходного дивизиона артиллерийского полка мотопехотной или танковой дивизии. Бундесвер, в рамках концепции «передовой обороны» НАТО, предполагал использовать 175-мм самоходные пушки в смешанных 1ядерных и «обычных») огневых ударах, поддержке наступающих частей, обеспечении непрерывности наступления, при ведении обороны — для поражения наступающих частей и резервов противника. В армии Великобритании 175-мм САУ М107 входили в состав артиллерийского полка артиллерийской дивизии, приданной 1-му армейскому корпусу Британской Рейнской армии.

В реальных боях наиболее интенсивно дальнобойные 175-мм пушки применяли армии Израиля и Ирана. В ходе арабо-израильской войны 1973 года, например, Армия обороны Израиля стреляла из М107 по Дамаску, позднее израильтяне обстреливали из M107 объекты на территории Ливана. M107 в Израиле модернизировали — модификация, известная под именем «Ромах», за счет использования подкалиберного снаряда может вести огонь на дальности до 40 км. Иран использовал свои М107 в ходе ирано-иракской войны, потеряв часть их в боях.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Конструкция M107 с открытой установкой орудия и низкопрофильным шасси отвечает требованию совмещения мощности и мобильности.

Дальнобойная 175-мм пушка M113 производства государственного арсенала в Уотервлит смонтирована на открытой тумбовой установке M158.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ЧАСТЬ

Пушка раздельного картузного заряжания со стволом-моноблоком снабжена навинтным казенником, в котором установлен откидываемый вправо поршневой затвор с обтюратором. Противооткатные устройства смонтированы под стволом. Для обеспечения стрельбы под большими углами возвышения цапфы люльки смещены максимально назад, что потребовало сильного уравновешивающего механизма с двумя пневматическими колонками. Механизм облегчения заряжания включает подъемник и досылателъ с гидравлическим приводом, работающим за счет использовании энергии отката орудия. Для наводки орудия служат артиллерийская панорама М115 и телескопический оптический прицел М116С. Механизмы наведения имеют ручной и гидравлический приводы.

Принятая в начале 1970-х годов модернизированная пушка М113А1 отличается повышенной живучестью автофретированного ствола с лейнером. Кроме того, при модернизации самоходки усовершенствован механизм облегчения заряжания.

ШАССИ

Гусеничное шасси (самоход) Т249 выполнено с передним расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО), расположенным слева от двигателя одноместным отделением управления и кормовым расположением боевого отделения с открытой установкой орудия. Рабочее место механика-водителя снабжено верхним люком и тремя приэменными смотровыми блоками M17, обеспечивающими обзор в переднем секторе, один из блоков мог заменяться прибором ночного видения. Рабочие места остальных членов экипажа (расчета) расположены открыто.

Броневой корпус сварен из листов стальной брони различной толщины и разделен на отделения перегородками. Корпус защищает только от пуль стрелкового оружия и легких осколков и только механика-водителя. Остальной экипаж может укрыться разве что под машиной. Позднее для M107 были выпущены комплекты съемных кевларовых защитных панелей, но они оказались столь неудобны в монтаже и применении, что обычно либо просто возились на бортах САУ, либо экипажи оставляли их в парках. Защиту от оружия массового поражения обеспечивают лишь средства индивидуальной защиты экипажа. На машине установлен V-образный 8-цилиндровый двухтактный дизельный двигатель «Детройт Дизель» 8V-1T жидкостного охлаждения. Гидромеханическая автоматическая трансмиссия «Эллисон» XTG-411-2А обеспечивает четыре скорости хода вперед и две назад. Топливный бак находится в кормовой части корпуса. Ходовая часть включает на один борт пять обрезиненных опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами на каждом узле подвески. Для увеличения опорной поверхности направляющим колесом служит задний опорный каток. Ведущее колесо — переднего расположения. Гусеница — резинометаллическая со съемными резиновыми башмаками. Жесткость подвески регулируется с места механика-водителя путем изменения жесткости амортизаторов, с их же помощью подвеска самоходки блокируется на огневой позиции. Стрельба ведется с использованием двух больших откидных кормовых сошников с гидравлическим приводом. При необходимости сошники можно использовать как бульдозерный отвал при оборудовании позиции.

Возимый боекомплект составляет всего два выстрела, так что самоходкам требуется сопровождение транспортерами боеприпасов. В армии США для этого использовали, например, гусеничный транспортер М548, позднее — транспортно-заряжающую машину М992 FAASV. В результате каждую самоходку кроме пяти человек ее экипажа (механик-водитель, командир, наводчик, два заряжающих) обслуживали еще восемь человек.

Средства внутренней связи состоят из танкового переговорного устройства AN/UIC-1 на трех абонентов. Напряжение бортовой электросети — 24В.

Шасси M107 унифицировано с шасси 203,2 мм гаубицы M110 и легкой бронированной ремонтно-эвакуационной машины М578. Серийным производством шасси занималась «Фуд Машинери энд Кемикал Корпорэйшн», с 1965 года — компания «Боуэн Маклафлин Йорк».

БОЕКОМПЛЕКТ

Основными обычными боеприпасами М107 служат осколочно-фугасные снаряды М437А1 и М437А2, различающиеся типом снаряжения. Корпус дальнобойной формы изготовлен из специальной жаростойкой стали, что позволило получить достаточно высокий для пушечного снаряда коэффициент наполнения. Для более надежной детонации служит дополнительный заряд в 136 грамм ТНТ, который извлекается при снаряжении снаряда неконтактным взрывателем дальнего срабатывания. Кроме ведущего пояска снаряды снабжены нейлоновым обтюратором, способствующим более эффективной работе пороховых газов и отделяющимся после вылета снаряда из канала ствола.

Ядерный 175-мм снаряд мощностью около 15 кг в тротиловом эквиваленте находится у нижней границы ядерных боеприпасов «средней» мощности. К 175-мм пушке разработаны были также снаряд с готовыми стреловидными убойными элементами и кассетный с осколочными боевыми элементами.

Читать еще:  Роботизированный комплекс огневой поддержки «Нерехта» (Россия)

Пороховой заряд М86А1 или М86А2 составляется из пучков многоканального пороха, упакованных в белые акрил-вискозные картузы. Используются три номера зарядов: № 1 — для стрельбы на дальности до 15,1 км (начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 510 м/с), № 2 — до 22,1 км (704 м/с), № 3 — до 32,7 км (914,5 м/с). Для воспламенения заряда служит капсюльная втулка М82 в сочетании с воспламенителем из дымного пороха. Для стрельбы на малые дальности в 1970 году был принят заряд М124 («зеленый картуз»), снабженный дополнительной опорой, чтобы предотвратить провал снаряда в камору на больших углах возвышения.

175-мм САУ M107

M107 — американская 175-мм самоходная артиллерийская установка 1960-х годов. Серийно производилась с 1962 года, в настоящее время некоторое количество данных САУ все еще может оставаться на вооружении Южной Кореи, Израиля, Турции и Вьетнама. Для своего времени данная САУ являлась одной их наиболее мощных серийно выпускающихся артиллерийских систем в мире. Первая серийная САУ была передана американской армии в 1963 году. В различные периоды времени их производством занимались три разные фирмы: FMC, «Bowen-McLaughlin York» и «Pacific Car & Foundry», которые до завершения серийного производства данных САУ в мае 1980 года успели выпустить 524 самоходки M107.

В августе 1955 года американские военные отвели высокий приоритет созданию разнообразных видов авиатранспортабельной боевой техники, в том числе и самоходных артиллерийских установок. В январе 1956 года Артиллерийско-технической службой Армии США была начата работа по формированию тактико-технических требований для реализации программы авиатранспортабельной тяжелой артиллерии. Уже в сентябре 1956 года одобрение получил проект вашингтонской компании Pacific Car & Foundry, которой в итоге и был выдан контракт на создание семейства САУ на общей базе и постройку 6 прототипов, в том числе двух установок со 175-мм орудием, получивших обозначение T235, были приняты на вооружение под обозначением M107. Еще три прототипа T236 были вооружены более мощной 203-мм гаубицей, в дальнейшем они были приняты на вооружение под обозначением M110. Еще один прототип T245, который не был принят на вооружение, должен был получить 155-мм орудие. Помимо этого компания предложила варианты бронированной ремонтно-эвакуационной машины Т120 и небронированной ремонтно-эвакуационной машины T119.

В июне 1961 года компания Pacific Car and Foundry Company получила первоначальный контракт на выпуск самоходных артиллерийских установок M107 и M110. Первые серийные машины были готовы в 1962 году, а первый батальон САУ M107 был сформирован в Форт Силл в январе 1963 года. В американской армии M107 были развернуты в батальоны по 12 орудий в каждом. Установки использовались армией США и Корпусом морской пехоты США.

САУ M107 обладала классической переднемоторной компоновкой, с расположением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности корпуса, за ним также в лобовой части корпуса находились моторное отделение и отделение управления, с правой и с левой стороны соответственно. Кормовую часть корпуса самоходной артиллерийской установки занимало открытое боевое отделение. Полный расчет САУ состоял из 13 человек: командира, механика-водителя, трех наводчиков и 8 заряжающих. Но кроме механика-водителя на САУ имелись места только для 4 членов экипажа: двух наводчиков и двух заряжающих, которые располагались по бортам боевого отделения. При этом механик-водитель был единственным членом экипажа САУ, который был прикрыт хоть какой-то броней. Остальные члены расчета перевозились на марше транспортно-заряжающей машиной M548 — это была небронированная гусеничная машина, в которой перевозились боеприпасы, на самой САУ весь возимый боезапас состоял всего лишь из двух готовых к стрельбе выстрелов. При этом размеры САУ позволяли в случае крайней необходимости разместить на ней хоть всех членов расчета.

Корпус установки сваривался из стальных бронелистов разной толщины. Лобовая и бортовая броня составляла 13 мм, бронирование крыши корпуса также 13 мм. Корпус был разделен перегородками на боевое отделение (в корме), отделение управления и силовое отделение (в носу). На крыше передней части корпуса САУ была размещена башенка механика-водителя с люком и перископами, а также съемные крышки, которые обеспечивали доступ к силовому отделению, воздухофильтрам и аккумуляторным батареям. Топливный бак был расположен в корме корпуса. Помимо этого в кормовой части САУ были расположены два сошника с гидравлическим приводом, которые при стрельбе устанавливались на грунт.

Первые опытные образцы шасси САУ оснащались 8-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения компании «Континентал» AOI-628-3 с горизонтальным противоположным расположением цилиндров, двигатель развивал мощность 230 кВт, а также трансмиссией XTG-410-2 производства компании «Аллисон». Двигатель оснащался системой непосредственного впрыска топлива. В дальнейшем двигатель решили заменить на двухтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивавший мощность 309 кВт при 2300 об/мин. Использование данного двигателя позволяло артиллерийской установке передвигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 56 км/ч. Моторно-трансмиссионное отделение и ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Двигатель располагался справа от механика-водителя. Съемная панель, находящаяся на крыше МТО (справа от люка мехвода), обеспечивала техническому персоналу доступ к силовой установке для проведения регламентных работ и текущего или планового ремонта.

В состав ходовой части самоходной артиллерийской установки M107 входили 5 катков большого диаметра (на каждый борт), направляющие колеса заднего расположения, ведущие колеса переднего расположения. Поддерживающих роликов в ходовой части не имелось. Гусеницы с металлическим шарниром оснащались съемными резиновыми подушками. Элементы ходовой части были присоединены к корпусу САУ с помощью индивидуальной торсионной подвески. Каждый каток оснащался гидравлическим амортизатором двойного действия. Устройство использованных амортизаторов позволяло непосредственно с места мехвода регулировать жесткость подвески, а значит и плавность хода машины в разнообразных дорожных условиях, а также блокировать всю подвеску для обеспечения устойчивости корпуса во время стрельбы.

Используемый механизм блокировки подвески обеспечивал передачу усилия, прилагаемого к САУ, непосредственно на грунт. Данное качество подвески являлось новым, и было реализовано и при создании ремонтно-эвакуационных машин, получивших подъемные краны. Данное решение позволяло сохранить положение крана постоянным при подъеме различных грузов на заданную высоту. Помимо этого наличие на САУ механизма блокировки подвески позволяло в определенных случаях менять клиренс машины, а также придавать корпусу установки разные углы наклона относительно поперечной оси, что можно было использовать для увеличения углов вертикального наведения орудия.

На САУ M107 использовалась 175-мм пушка M113, которая была смонтирована на совершенно открытой тумбовой установке в кормовой части корпуса. Расчет не был защищен ничем. Орудие оснащалось гидропневматическим противооткатным устройством и таким же уравновешивающим механизмом. Приводы горизонтального и вертикального наведения были полностью гидравлическими, с дублированным ручным управлением, которое расчет мог использовать в экстренных ситуациях. Орудие обладало гидропневматической системой отдачи, минимальный ход отдачи составлял 0,711 метра, а максимальный — 1,778 метра. На корме установки с левой стороны был смонтирован полуавтомат заряжания, который поднимал 175-мм снаряд и направлял его в зарядную камеру. Необходимая мощность для функционирования данной системы подавалась от гидравлической системы САУ, но в аварийном режиме она также могла работать от ручного привода.

Читать еще:  Разведывательный бронеавтомобиль FV701 «Ferret» (Великобритания)

Наведение орудия по вертикали осуществлялось в пределах от -2° до +65°. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 30° (вправо и влево) относительно продольной оси артиллерийской установки. Для стрельбы наводчик мог использовать панорамный прицел (увеличение ×4 и поле зрения 10°). Также имелись квадрант наведения по вертикали, квадрант наводчика и телескопический прицел (увеличение ×3 и поле зрения 13°) для стрельбы прямой наводкой.

Вместе с 175-мм орудием M113 могли использоваться лишь снаряды M437A2 или M437A1. Это были фугасно-осколочные боеприпасы. Каждый такой снаряд весил 66,78 кг, но при этом они отличались массой боевой части. Так M437A1 содержал в себе 13,6 кг тротила, а M437A2 — 14,07 кг состава «Composition B», который на 59,5% состоял из гексогена, на 39,5% из тротила и на 1% из флегматизатора в виде парафина. Максимальная дальность стрельбы этими боеприпасами составляла 32 700 метров. Помимо этого существовала возможность использования с M107 снарядов ERSC Mk 7 MOD 7. Это был активно-реактивный боеприпас производства компании Space Research Corporation, с ним максимальная дальность стрельбы САУ возрастала до 40 000 метров. Однако на вооружение американской армии этот снаряд принят так и не был, но использовался израильской армией.

Ядерных боеприпасов в арсенале САУ M107 не существовало, так как в полевой американской артиллерии уже имелись такие снаряды для 155-мм и 203-мм гаубиц, это считалось достаточным. Теоретически скорострельность установленного на артиллерийской установке орудия составляла всего один выстрел в минуту, однако хорошо обученный, подготовленный и слаженный расчет установки мог увеличить скорострельность, по меньшей мере, в два раза. Мощный сошник, оснащенный гидравлическим приводом, передавал на грунт энергию отката и обеспечивал самоходной установке устойчивость во время стрельбы.

В состав стандартного оборудования САУ входил инфракрасный перископ, которым механик-водитель пользовался для вождения машины в ночное время. При этом система защиты от оружия массового поражения на М107, естественно, отсутствовала, так как орудие и расчет располагались на открытой платформе. Для самообороны членов экипажа САУ имелся 11,43-мм пистолет-пулемет M3A1 (боезапас 180 патронов в 6 магазинах), четыре 7,62-мм автоматических винтовки M14 (боезапас 720 патронов в 36 магазинах), а также 8 ручных гранат.

Американские и южновьетнамские САУ М107 приняли активное участие в боях во время Вьетнамской войны, при этом некоторое количество данных САУ было захвачено бойцами Северного Вьетнама в качестве трофеев. Помимо этого 4 батальона САУ состояли на вооружении армии обороны Израиля и приняли участие в Октябрьской войне (6 октября — 24 октября 1973 года), при этом 329-й батальон самоходных артиллерийских установок М107 стал жертвой авиационного удара иракских истребителей-бомбардировщиков Hawker Hunter.

Уже во время Вьетнамской войны выяснилось, что живучесть ствола орудия САУ М107 является очень низкой: при стрельбе полными зарядами стволы, которые теоретически были рассчитаны на производство в таком режиме 700 выстрелов, выгорали и вследствие этого приходили в негодность уже после 200-300 залпов из-за повышенного давления пороховых газов. При этом полным зарядом расчеты производили не более 30% всех выстрелов. Для поддержания боеготовности своих артиллерийских батарей во Вьетнам вынуждены были летать специально переоборудованные самолеты С-141, в грузовых кабинах которых перевозилось по три запасных ствола. Смена ствола на САУ осуществлялась 30 специалистами с тремя подъемными кранами, эта операция занимала 3 часа. Помимо этого во Вьетнаме были зарегистрированы случаи неисправностей систем гидропривода и противооткатных устройств САУ, что не лучшим образом отразилась на ее перспективах в американской армии. Неудобной была и сама транспортировка. Машину весом чуть более 28 тонн на тот момент не мог взять на борт ни один американский транспортный самолет. Перед транспортировкой самоходной установки по воздуху ее разбирали на части, на одном военно-транспортном самолете перевозилось шасси САУ, а на другом ее артиллерийская часть.

Помимо вооруженных сил США САУ М107 состояла на вооружении армии ФРГ с 1964 года, а позднее армий Великобритании, Израиля, Ирана, Голландии и других стран. В начале 1970-х годов все американские САУ М107 были модернизированы, самоходные артиллерийские установки оснастили новыми стволами, которые обладали большим сроком службы, а также более эффективными противооткатными устройствами и усовершенствованными механизмами заряжания. При этом имеющиеся конструктивные недостатки и желание стандартизировать боеприпасы (перейти только на 155-мм и 203-мм снаряды) привели к тому, что в конце 1970-х годов САУ М107 перешла в разряд устаревших машин. Начиная с 1978 года, их начали заменять на 203-мм самоходные артиллерийские установки М110А2. Делалось это и из-за нестандартного калибра и крайне ограниченного ассортимента боеприпасов к M107. К тому же с принятием на вооружение американской армии новой на тот момент модификации САУ M110A2, дальность стрельбы которой с применением активно-реактивных снарядов довели до показателей M107, надобность в последней отпала. К 1981 году все M107 вооруженных сил США были переделаны в M110A2. В этом не было ничего необычного, так как шасси САУ M107 было общим для 203-мм САУ M110 и ремонтно-эвакуационной машины M578 ARV.

Тактико-технические характеристики M107:

Габаритные размеры: длина с пушкой вперед — 11,3 м, длина корпуса — 6,46 м, ширина — 3,15 м, высота — 3,48 м.
Боевая масса — 28,2 тонны.
Бронирование — лоб, борта и крыша корпуса — 13 мм.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Скорость хода по шоссе — 55 км/ч.
Запас хода — 725 км.
Вооружение — 175-мм нарезная пушка M113 с длиной ствола 60 калибров.
Углы вертикальной наводки — от -2 до +65 градусов.
Углы горизонтальной наводки — ±30 градусов.
Возимый боекомплект — 2 выстрела.
Скорострельность — 1,5-2 выстр/мин.
Экипаж — 5 человек (расчет — 13 человек).

Артиллеристы 107-го артиллерийского батальона королевской армии Нидерландов на стрельбах из 175-мм САУ М-107, 1980-й год

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector