0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка M50 Ontos (США)

Самоходная артиллерийская установка M50 Ontos (США)

В начале 1950-х корпус морской пехоты США подал заявку на высокомобильный истребитель танков. В октябре 1951 промышленность получила разрешение на производство не менее 5 прототипов установки; во всех в качестве главного оружия использовалось противотанковое безоткатное орудие. После их выпуска и испытания в феврале 1953 были выделены ассигнования на приобретение 24 производственных образцов установки Т165, оснащенной 6 орудиями калибра 106 мм. Их испытания показали необходимость доработки узлов крепления, системы управления стрельбой и подвески шасси. Остальные образцы были выполнены по несколько модифицированным доводочным проектам и получили наименование Т165Е2. Наконец после испытаний следующих установок той же серии и необходимых конструктивных модификаций оружие было запущено в серийное производство как самоходная многоствольная противотанковая 106-мм установка М50, или просто «Онтос» (по-гречески «вещь»).

В августе 1955 года компания «Аллис Чалмерс» выиграла конкурс на производство до ноября 1957 года 297 машин. Позднее было решено заменить исходный карбюраторный двигатель «Дженерал Моторз» на «Крайслер» мощностью 180 л.с. Итак, 294 машины М50 производились по новой конфигурации (не считая мелких усовершенствований) как М50А1.

М50 воевал в Южном Вьетнаме и в Доминиканской Республике, но был снят с вооружения морской пехоты без прямой замены, хотя функцию борьбы станками выполняют различные типы оружия, в том числе противотанковые управляемые ракеты ТОУ, пускаемые с земли или с боевых транспортных средств.
М50 был вооружен 6 безоткатными противотанковыми орудиями М40А1С, смонтированными на общем основании в задней части корпуса установки. Они могли разворачиваться вручную на 40° вправо и влево; угол их вертикального наведения изменялся от -10° до +20°. Верхний ряд из четырех ружей дополнялся пристрелочным ружьем М8С калибра 12,7 мм. Сначала все орудия выставлялись с помощью оптического прицела, после чего производился пробный выстрел из ружья. Попадание в цель сигнализировалось облачком дыма — так наводчик узнавал, что основное оружие наведено правильно. Боезапас содержал 18 снарядов калибра 106 мм плюс 80 пристрелочных патронов. Дополнительное вооружение включало смонтированный на крыше 7,62-мм пулемет М1919А4.

Боевой пост водителя был впереди слева, двигатель справа от него. Крайне скученный боевой отсек располагался до заднего борта установки; доступ в него осуществлялся через две двери в заднем борту. Двигатель был соединен с поперечно-приводной трансмиссией ХТ-90-2 производства «Дженерал Моторз», передающей мощность на ведущие звездочки в передней части корпуса. Были попытки использовать шасси М50 в целом ряде экспериментальных бронированных машин пехоты (БМП), но они не дошли до стадии производства.

Читать еще:  Экспериментальный ударный ГЛА Falcon HTV-2 (США)

Фотографии самоходной противотанковой установки М-50 «Онтос»

Самоходная артиллерийская установка M50 Ontos (США)

В 1951 году в США приступили к разработке легкого и мобильного истребителя танков, получившего обозначение Т165. В 1955 году после постройки и испытания различных моделей официальное одобрение военных получила модифицированная версия Т165Е2, после чего фирма «Аллис-Чалмерс» приступила к серийному производству этой машины. Всего было выпущено 297 истребителей танков, которые после стандартизации получили обозначение M50 Ontos и использовались в корпусе морской пехоты в качестве противотанкового средства при проведении десантных операций.

В 1963 году в целях повышения маневренности 294 машины были оснащены 8-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 140 кВт и гусеницами нового типа, пробег которых был увеличен с 1600-2400 км до 4540 км. Модернизированный образец получил обозначение M50A1 и прослужил в войсках еще 7 лет.

В 1970 году M50 Ontos был снят с вооружения и отправлен на свалку, однако на его базе была разработана целая серия боевых гусеничных машин: самоходный миномет, самоходная зенитная установка и легкий бронетранспортер, которые не были приняты на вооружение.

M50 Ontos представлял собой легкобронированную гусеничную машину весом 8,5 т, вооруженную шестью безоткатными орудиями калибра 105 мм, четырьмя 12,7-мм пристрелочными пулеметами и одним 7,62-мм пулеметом. Для отличия 105-мм орудий «Онтоса» от 105-мм безоткатных орудий старой конструкции их калибр указывался условно, как 106 мм. Компоновка машины выполнена с носовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления. Корпус M50 Ontos сваривался из противопульной брони, причем лобовые листы устанавливались с большим наклоном.

В верхней части корпуса размещалась небольшая вращающаяся башенка. Шестиствольная орудийная установка была симметрично смонтирована на горизонтальном валу, пропущенном сквозь башенку, тем самым обеспечивалось наведение орудий по вертикали. Механизмы наведения орудийной установки оснащались лишь ручными приводами. Угол горизонтального наведения орудий составлял 40° вправо и влево от продольной оси машины; угол возвышения орудий равнялся +20°, угол склонения -10°. Два орудия можно было легко снять с машины для ведения огня с земли.

При подходе к цели на дистанцию прицельного огня 1200 м открывался огонь из одного или нескольких пристрелочных пулеметов с соответствующей корректировкой наведения. Попадание в цель было заметно благодаря яркой вспышке. После пристрелки можно было произвести залп из шести, четырех или двух стволов либо, наконец, сделать одиночные выстрелы. При выполнении залпа из всех стволов M50 Ontos просто исчезал в непроницаемом облаке пыли, поднятом безоткатными орудиями. После стрельбы машина отходила в укрытие, где орудия перезаряжались с казенной части через люки в корме корпуса. При начальной скорости свыше 400 м/с кумулятивный снаряд пробивал броню толщиной более 300 мм. Основной недостаток машины заключался в том, что для перезаряжания безоткатных орудий экипаж должен был выходить из-под прикрытия брони.

Читать еще:  Самоходная гаубица K9 Thunder (Южная Корея)

В моторно-трансмиссионном отделении истребителя танков M50 Ontos устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с противоположным горизонтальным расположением цилиндров «Континентал» мощностью 151 кВт, позволявший развивать скорость 65 км/ч, и гидромеханическая трансмиссия фирмы «Аллисон».

В ходовой части машины использовались как металлические, так и пневматические сдвоенные опорные катки. Ходовая часть M50 Ontos имела много общего с соответствующими элементами 90-мм самоходной противотанковой пушки М56 «Скорпион», но отличалась тем, что задние опорные катки являлись одновременно и направляющими колесами. Самоходки M50 Ontos участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и Доминиканской республике.

Характеристики M50 Ontos
Экипаж, чел. 3
Макс. угол возвышения пушки, град 20
Макс. угол склонения пушки, град -10
Длина корпуса, мм 3828
Ширина общая, мм 2900
Высота по крыше башни, мм 2133
Масса боевая, кг 8500
Бронирование башни: лоб, мм 16
Бронирование башни: борт, мм 16
Бронирование корпуса: лоб, мм 16
Бронирование корпуса: борт, мм 16
Преодолеваемая стенка, м 0,76
Преодолеваемый ров, м 1,37
Преодолеваемый брод, м 0,60
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 1,50

Вооружение
Тип — Безоткатное орудие
Калибр, мм 105
Модель M40A1C
Кол-во 6
Боезапас х 1 — 18

Тип — Пулемёт соосный
Калибр, мм 12,7
Кол-во 4
Боезапас х 1 — 90

Тип — Пулемёт
Калибр, мм 7,62
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 1000

Самоходная артиллерийская установка M50 Ontos (США)

Внешний вид этой небольшой бронированной машины не может не вызывать удивление. Многоствольная самоходная противотанковая артиллерийская установка M50, известная также как «Онтос», была спроектирована в 1952–1955 гг. на шасси опытного бронетранспортёра T55 для вооружения подразделений американской морской пехоты и воздушно-десантных сил, допуская транспортировку по воздуху.

«Онтос» имел корпус из алюминиевых бронеплит, обеспечивающих ему защиту лишь от пуль и мелких осколков, однако по этой же причине машина была очень лёгкой — порядка 8,5 тонн. Главной же особенностью самоходки было вооружение, состоявшее из шести безоткатных нарезных 106-мм орудий, установленных в двух блоках по бортам бронекорпуса. Минимальные размеры машины обусловливали и очень ограниченный боезапас, составлявший всего 18 снарядов, причём перезарядка осуществлялась только вне бронекорпуса. Предполагалось, что, выйдя на позицию, «Онтос» даст мощный залп, после чего отойдёт на безопасное расстояние для перезарядки. Малый боезапас не давал возможности тратить снаряды на пристрелку, поэтому нашли простое решение: для этих целей использовались четыре автоматические винтовки калибра 12,7 мм, по две на каждый блок стволов. В качестве оборонительного вооружения устанавливался 7,62-мм пулемёт. В итоге кроме личного оружия на экипаж из трёх человек (командир, заряжающий, механик-водитель) приходилось 11 стволов разного калибра!

Читать еще:  Танк «Leopard 2» (Германия)

«Онтос» пошёл в серию в 1955 году, за два года было произведено около 300 машин. С 1965-го им довелось повоевать во Вьетнаме, где они заслужили высокую оценку у морпехов за хорошую мобильность и мощное вооружение. В силу отсутствия у Северного Вьетнама большого количества бронетехники в основном «Онтосы» занимались огневой поддержкой пехоты. Однако появление на фронте противотанковых ракет и реактивных гранатомётов, против которых слабая броня самоходки была бессильна, сделало своё дело — и с 1969 года «Онтосы» стали списываться. До настоящего времени сохранилось порядка дюжины машин в различном состоянии.

Внешний вид этой небольшой бронированной машины не может не вызывать удивление. Многоствольная самоходная противотанковая артиллерийская установка M50, известная также как «Онтос», была спроектирована в 1952–1955 гг. на шасси опытного бронетранспортёра T55 для вооружения подразделений американской морской пехоты и воздушно-десантных сил, допуская транспортировку по воздуху.

«Онтос» имел корпус из алюминиевых бронеплит, обеспечивающих ему защиту лишь от пуль и мелких осколков, однако по этой же причине машина была очень лёгкой — порядка 8,5 тонн. Главной же особенностью самоходки было вооружение, состоявшее из шести безоткатных нарезных 106-мм орудий, установленных в двух блоках по бортам бронекорпуса. Минимальные размеры машины обусловливали и очень ограниченный боезапас, составлявший всего 18 снарядов, причём перезарядка осуществлялась только вне бронекорпуса. Предполагалось, что, выйдя на позицию, «Онтос» даст мощный залп, после чего отойдёт на безопасное расстояние для перезарядки. Малый боезапас не давал возможности тратить снаряды на пристрелку, поэтому нашли простое решение: для этих целей использовались четыре автоматические винтовки калибра 12,7 мм, по две на каждый блок стволов. В качестве оборонительного вооружения устанавливался 7,62-мм пулемёт. В итоге кроме личного оружия на экипаж из трёх человек (командир, заряжающий, механик-водитель) приходилось 11 стволов разного калибра!

«Онтос» пошёл в серию в 1955 году, за два года было произведено около 300 машин. С 1965-го им довелось повоевать во Вьетнаме, где они заслужили высокую оценку у морпехов за хорошую мобильность и мощное вооружение. В силу отсутствия у Северного Вьетнама большого количества бронетехники в основном «Онтосы» занимались огневой поддержкой пехоты. Однако появление на фронте противотанковых ракет и реактивных гранатомётов, против которых слабая броня самоходки была бессильна, сделало своё дело — и с 1969 года «Онтосы» стали списываться. До настоящего времени сохранилось порядка дюжины машин в различном состоянии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector