0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка Rascal (Израиль)

САУ Раскал

Раскал (Rascal – SPG — Lightweight Self-Propelled Gun — Self-Propelled Light Howitzer) – израильская легкая 155-мм САУ (самоходная артиллерийская установка) класса самоходных гаубиц, разработана фирмой «Soltam Ltd» (г. Хайфа), входящей в состав промышленной группы KOOR. Легкая самоходка предназначена для вооружения сил быстрого реагирования, для этого она транспортабельна любым видом транспорта, включая и авиацию. Выпуск САУ был начат в 1985 году.

Счетчики

САУ Раскал

Конструктивная компоновка

САУ Раскал имеет бронированный цельносварной корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков снарядов. В передней части корпуса слева находится отделение управления с местом механика-водителя. Обзорность ему обеспечивается оконными блоками из пуленепробиваемого стекла, которые закрываются броневыми ставнями с обзорной щелью, при вхождении самоходки в зону боевых действий. Рулевое управление гидравлическое, что значительно облегчает работу водителю и увеличивает маневренность САУ на поле боя.

За отделением управления слева находится моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В средней части корпуса находится обитаемое боевое отделение с местами расчета САУ. Посадка и высадка экипажа происходит через боковые двери в корпусе справа. Орудие установлено открыто в кормовой части корпуса. Расчет САУ состоит из 4 человек.

В носовой части корпуса устанавливается гидравлическая лебедка.

Вооружение.

Основным вооружением САУ Раскал является 155-мм нарезная гаубица с длиной ствола 39 или 52 калибра . Орудие снабжено эжектором пороховых газов, дульным тормозом, вспомогательным механизмом заряжания и пневматическим прибойником. Пушка установлена открыто на поворотном тумбовом лафете в корме корпуса машины. Механизмы наведения пушки на цель гидравлические. Угол возвышения орудия составляет от -0° до +65°. Угол горизонтального наведения – ±15° относительно продольной оси корпуса.

САУ Раскал использует различные типы выстрелов раздельного заряжания. Возимый боекомплект состоит из 36 выстрелов, которые расположены вертикально на корпусе САУ по обеим сторонам орудия донцами вниз. Метательные заряды расположены в специальной боеукладке спереди от орудия. Дальность стрельбы стандартным боеприпасом составляет до 30 км. При стрельбе в кормовой части САУ на землю опускаются два гидравлических сошника, обеспечивающих устойчивость и стабилизацию установки.

Силовая установка.

САУ Раскал снабжена дизельным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 350 л.с. (261 кВт), установленным в едином блоке с автоматической трансмиссией.

Ходовая часть.

Ходовая часть САУ Раскал состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колес по каждому борту. Подвеска САУ независимая торсионная.

Самоходная артиллерийская установка «Шолеф» (Израиль)

К настоящему времени состояние парка самоходной артиллерии Израиля оставляет желать лучшего. На вооружении имеется несколько сотен боевых машин типа M109A5 американского производства, характеристики которых уже далеко не в полной мере соответствуют актуальным требованиям. Кроме того, некоторые имеющиеся самоходки скоро отметят полувековой юбилей, и за прошедшие десятилетия успели выработать почти весь имеющийся ресурс. Замена для техники зарубежного производства была предложена еще несколько десятилетий назад. Американские M109A5 можно было заменить машинами «Шолеф» собственного производства.

Дальнейшая судьба состоящих на вооружении самоходок зарубежного производства стала очевидной еще в конце семидесятых годов. Эксплуатируемые около десяти лет машины в средней перспективе должны были устареть морально и физически, из-за чего следовало начать поиски замены для них. Новую САУ предложили разрабатывать самостоятельно, силами израильской оборонной промышленности. Используя готовые агрегаты и некоторые новые устройства, планировалось получить боевую машину с максимально возможными техническими и эксплуатационными характеристиками. Определенные особенности технического задания позволяли даже рассчитывать на мировое лидерство в области самоходной артиллерии.

Разработка нового проекта была поручена компании «Солтам», уже успевшей накопить солидный опыт в деле создания и производства артиллерийских систем различных классов. Кроме того, к проекту на правах субподрядчиков должны были привлекаться и другие предприятия, выпускающие те или иные системы. От них требовалось подготовить требуемое шасси, приборное оснащение и т.д.

Перспективный проект самоходки получил официальное название «Шолеф» – «Стрелок-профессионал». В зарубежных материалах по машине также нередко фигурировало английское название Slammer, фактически представлявшее собой перевод исходного имени. Можно предполагать, что в дальнейшем английское название могло стать официальным обозначением экспортной модификации.

В соответствии с имеющимися требованиями заказчика головной исполнитель проекта сформировал общий облик будущей самоходки. Для получения необходимых характеристик планировалось использовать незначительно переделанное шасси серийного танка, на которое следовало монтировать башню новой конструкции с орудием калибра 155 мм. По некоторым данным, последнее должно было разрабатываться на основе одного из зарубежных образцов. Особое внимание в проекте «Шолеф» уделялось средствам управления огнем и автоматизации обслуживания орудия. За счет этого в итоге удалось получить весьма высокие боевые характеристики.

В качестве основы для самоходки было выбрано шасси основного танка «Меркава» Mark I. Такие бронемашины производились серийно в достаточно больших количествах и состояли на вооружении. В обозримом будущем танки модели Mk I планировалось заменить на более новые Mk II, вследствие чего могло высвободиться значительное число гусеничных шасси. Использование бывших в эксплуатации танковых шасси позволяло заметно сократить стоимость программы серийного производства САУ, а также ускорить производство подобной техники.

Конструкторы компании «Солтам» и смежных предприятий, формируя общий облик будущей самоходной установки, решили обойтись без серьезных переработок имеющегося шасси. Как следствие, корпус и его оснащение при перестройке танка в самоходку почти не изменялся. При этом, однако, требовались установка новых агрегатов и иные мелкие доработки.

Несмотря на требуемые доработки, корпус сохранял узнаваемую форму и характерные черты. По-прежнему использовался броневой корпус со сравнительно высоким уровнем защиты. На своем месте оставалась крупная наклонная верхняя лобовая деталь, также являющаяся крышкой моторного отсека. Крыша центральной части корпуса была доработана для установки более крупного погона башни. Компоновка оставалась стандартной для танков израильской разработки: в передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, а все прочие отсеки представляли собой обитаемый объем с отделением управления и боевым отделением.

В передней части корпуса шасси следовало монтировать дизельный двигатель Continental AVDS 9AR 1790 мощностью 1200 л.с. В одном отсеке с двигателем находилась полуавтоматическая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Крутящий момент выдавался на передние ведущие колеса.

Проект «Шолеф» / Slammer подразумевал сохранение имеющейся ходовой части. На каждом борту корпуса оставалось по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков. Подвеска катков – индивидуальная на пружинах по системе Кристи. Два передних и два задних катка имели дополнительные гидравлические амортизаторы. Интересной особенностью шасси являлось использование сразу пяти поддерживающих роликов на каждом борту. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме.

Читать еще:  Бронеавтомобили семейства «Атлет» АМН-1, АМН-2 и АСН (Россия)

Для размещения крупного и тяжелого орудия, а также сопряженного с ним оборудования пришлось разработать новую башню. Она получила сварной колпак сложной формы. Использовалась сравнительно тонкая броня, способная защитить только от пуль или осколков. Башня имела сужающуюся лобовую часть с крупным проемом для вывода орудия, состоящие из двух основных элементов борта, а также корму со скошенными боковыми частями. В центре кормового листа находился крупный люк, рядом с которым поместили автоматику подачи боеприпасов.

Главным элементом нового боевого отделения стало 155-мм орудие нового типа. Оно было разработано компанией «Солтам», однако, по некоторым данным, за основу его конструкции была взята южноафриканская гаубица G5. Так или иначе, большая часть компонентов перспективной артиллерийской системы была разработана Израилем с нуля. Орудийная установка закреплялась в лобовой амбразуре башни и оснащалась собственными приводами. Наводка выполнялась при помощи гидравлики или резервных ручных приводов. Самоходка «Шолеф» могла вести огонь в любом направлении с углами возвышения от -5° до +70°.

Для получения максимально возможных боевых характеристик было предложено использовать 155-мм орудие со стволом длиной 52 калибра. Нарезной ствол оснастили развитым дульным тормозом и эжектором. Казенник получил автоматический клиновой затвор, а также автоматику перезарядки, в том числе систему замены запала. При этом экипаж сохранял возможность ручного управления и полного обслуживания вооружения. В транспортном положении ствол орудия должен был удерживаться на месте при помощи упора, установленного в лобовой части корпуса. С целью упрощения эксплуатации упор получил гидравлические приводы с дистанционным управлением, при помощи которых осуществлялись его подъем и фиксация ствола.

Орудие «Шолефа» использовало выстрелы раздельного заряжания с переменным метательным зарядом. В достаточно объемном боевом отделении удалось поместить стеллажи для 75 выстрелов. Из них 60 находились в укладках первой очереди и могли быть использованы без какой-либо предварительной подготовки. При необходимости самоходка могла получать боеприпасы с грунта. Для этого в кормовой части башни размещался специальный подъемник складной конструкции. При его использовании заряжающие должны были лишь укладывать боеприпасы на лоток; все прочие операции выполняла автоматика.

Орудие израильской разработки имело полную совместимость со всеми существующими боеприпасами калибра 155 мм, соответствующими стандартам НАТО. Благодаря этому САУ «Шолеф» / Slammer могло использовать выстрелы разного назначения с разными характеристиками. В частности, для получения максимальной дальности стрельбы специалистами «Солтам» разрабатывались несколько новых активно-реактивных снарядов.

Самоходка получила современную систему управления огнем, имевшую ряд важнейших особенностей. В ее составе имелись цифровой вычислитель, дневные и ночные прицельные устройства и пульты управления орудийной установкой. Предусматривалось использование инерциальной навигационной системы. С определенного момента в проекте также использовалась спутниковая навигация. Штатные средства связи позволяли получать целеуказание из сторонних источников.

Самое современное оснащение боевого отделения и максимальная автоматизация основных процессов привели к получению соответствующих возможностей. САУ «Шолеф», заранее получив целеуказание, могла открывать огонь уже через 15 с после прибытия на огневой рубеж. Допускался огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Автоматика заряжания позволяла сделать первые три выстрела всего за 15 с. После этого темп стрельбы достигал 9 выстрелов в минуту. Стандартные 155-мм снаряды отправлялись на дальность до 25-30 км. При применении активно-реактивных боеприпасов дальность выстрела достигала 38-40 км.

Для самообороны экипажу предлагалось использовать крупнокалиберный пулемет M2HB, установленный на одном из люков в крыше башни. Общий его боекомплект включал 1000 патронов. В рамках дальнейшего развития самоходка могла получить и другие средства защиты, такие как дымовые гранатометы или термодымовую аппаратуру.

В штатный экипаж самоходной артиллерийской установки входило четыре человека. В переднем отделении управления корпуса размещался механик-водитель. Его рабочее место полностью соответствовало использовавшемуся на танке «Меркава» базовой модели. Доступ в отделение управления обеспечивался люком в крыше корпуса. Командир, наводчик и заряжающий находились в боевом отделении. Им предлагалось использовать два люка в крыше и кормовой люк корпуса. Рабочие места внутри башни оснащались всем необходимым оборудованием для контроля за работой вооружения и прочих систем.

С учетом местных особенностей и традиций обитаемый отсек получил кондиционер. В дальнейшем, при использовании более новых шасси, самоходка могла получить систему коллективной защиты от оружия массового поражения. На случай длительной боевой работы на удалении от базы или лагеря машину оснастили средствами для разогрева пищи.

Самоходка «Шолеф» должна была отличаться достаточно высокими характеристиками, но платой за это стали большие габариты машины. Длина САУ по корпусу достигала 9 м, длина с пушкой вперед – 13,5 м. Ширина машины – 3,7 м, высота по крыше башни – 3,5 м. Боевая масса определялась на уровне 45 т. Имея достаточно мощный двигатель, самоходка могла развивать скорость до 60 км/ч и преодолевать на одной заправке до 500 км пути. Имелась возможность преодоления различных препятствий, в том числе водных преград по бродам.

Разработка проекта «Шолеф» / Slammer завершилась в начала восьмидесятых годов, и вскоре специалисты нескольких оборонных предприятий приступили к строительству первого опытного образца. Прототип был выведен на испытания в 1984 году. Примерно через два года на полигон отправили вторую опытную машину, имевшую некоторые отличия того или иного рода. Опытные образцы хорошо показали себя в ходе первых испытаний. Подтвердив все расчетные характеристики, они отправились на войсковые испытания, проводившиеся на базе одной из частей израильской армии.

В рамках новых проверок вновь были подтверждены все преимущества длинноствольного орудия, автоматических средств управления и заряжания, современной системы управления огнем и т.д. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик, а также боевых возможностей перспективная САУ представляла большой интерес для Армии обороны Израиля. Компания «Солтам» и субподрядчики вполне могли рассчитывать на получение крупного контракта. Для замены устаревающих самоходок M109A5 требовалось не менее нескольких сотен «Шолефов».

Тем не менее, заказа не последовало. Военные решили отказаться от предложенного им образца техники, пусть даже и имеющего выдающиеся характеристики. Причины такого решения были просты и банальны – самоходка была слишком дорогой. Имея заметные преимущества перед серийными M109A5 в основных характеристиках, «Шолеф» был почти вдвое дороже. Даже использование серийных шасси, заимствуемых у выводимых из эксплуатации танков, не позволяло снизить стоимость до приемлемых значений. Не имея возможности купить требуемое число перспективных САУ, армия была вынуждена отказаться от интересного проекта. Работы по новому проекту в интересах собственных вооруженных сил были прекращены.

Читать еще:  Легкий разведывательный танк FV101 Scorpion (Великобритания)

Следует отметить, что новая самоходка могла иметь некоторый экспортный потенциал. Проектом «Шолеф» предусматривались минимальные изменения базового шасси, благодаря чему САУ могла строиться на шасси разных моделей семейства «Меркава». Эта особенность проекта также могла быть использована для создания иных боевых машин на основе танковых шасси зарубежной разработки. Таким образом, при наличии интереса со стороны третьих стран, мог появиться новый проект, предусматривающий некоторые доработки существующей башни с последующим ее монтажом на зарубежном шасси. Такой подход позволял сохранить основные характеристики на уровне существующих прототипов, хотя и мог привести к сокращению некоторых параметров, например объемов боеукладок.

Тем не менее, зарубежные военные не проявили интереса к перспективной израильской разработке. По-видимому, причиной отсутствия заказов стала главная проблема, уже помешавшая «Шолефу» попасть в израильскую армию: он был слишком дорог для массового производства и эксплуатации. Как следствие, САУ компании «Солтам» не смогла выйти на международный рынок военной техники и отвоевать свою долю.

В рамках проекта «Шолеф» / Slammer было построено две опытные самоходки. Более не нужную технику отправили в музеи, где она и остается до сих пор.

Главной целью проекта «Шолеф» было создание новой самоходной артиллерийской установки, способной в средней перспективе заменить устаревающие машины M109A5 американского производства. С точки зрения техники и боевых возможностей поставленная задача была успешно решена. Тем не менее, прямым следствием получения высоких характеристик стала неприемлемая цена готовых машин. Как следствие, армия отказались от перспективной машины и продолжила эксплуатацию имеющейся техники. Самоходки M109A5 до сих пор остаются на вооружении и к настоящему времени – по причине солидного возраста и выработки ресурса – являются одним из главных поводов для беспокойства командования. В обозримом будущем планируется поставить на вооружение новую САУ, однако о возрождении проекта «Шолеф» речь уже не идет.

История производства артиллерийских орудий компанией «Солтам»

Компания «Солтам» была основана в 1950 г. как совместное предприятие израильской «Солель Боне» (принадлежавшей тогда концерну КУР, во владении «Гистадрут» – Израильской федерации профсоюзов) и финской «Тампела» (отсюда и слово «Солтам», по первым буквам названий фирм-основательниц). Идея создания компании принадлежала Шломо Заблудовичу (1914-1994) – польскому еврею, чудом выжившему в Катастрофе и после войны эмигрировавшему в Финляндию. Заблудович («Мистер Миномёт») принимал активное участие в работе «Солтам» до начала 80-х, после чего продал свою долю в компании. Завод компании расположен в городе Йокнаам на севере Израиля. В 2010 г. «Солтам» был куплен «Эльбит Маарахот».

«Тампела» передала «Солтам» технологии производства 81-, 120- и 160-мм миномётов и боеприпасов к ним, а в 60-е гг. – технологию 122-мм орудия 122K/60 (известного также как М-60). На базе него и было построено первое 155-мм орудие «Солтам» – М-68, длина ствола 33 калибра. Прототип был готов в 1968 г. (отсюда и номер в названии), первый производственный образец – в 1970 г.

Согласно Википедии и др. источников, история развития 122K/60 следующая:

  • 1957 г. – построен прототип 122K/57;
  • 1960 г. – построен первый серийный образец, 122K/60, выпущено 15 штук; «Солтам» проявило интерес к данному орудию, один экземпляр был доставлен в Израиль, установлен на шасси «Шермана» модели M4A3E8 и проходил испытания АОИ в 1966-1970 гг.;
  • 1967 г. – построен 152-мм вариант орудия – 152HX-K60;
  • 1968 г. – построен 155-мм вариант 155KAN68, позднее ставший «Солтам» М-68; более того, в 1970-1975 гг. «Тампела» выпустила для «Солтам» две партии по 12 орудий, одну из партий поставили Сингапуру; кстати, 1 такое орудие было в 1977 г. поставлено «Тампелой» в СССР;
  • 1971 г. – выпущено 2 орудия 155HX (155-мм), один из которых был поставлен «Солтам» – по-видимому прототип М-71.

В конце 60-х гг. АОИ находилась на стадии перехода от буксируемой артиллерии к самоходной, поэтому М-68 сама по себе армию не заинтересовала. Однако её самоходный вариант на базе танка «Шерман» (L-33 «Роэм») был принят на вооружение. Сколько было построено L-33 – официально не опубликовано. «Джейнз» приводил цифру в 200 штук. Известно, что к войне 1973 г. успели построить примерно 36 штук (3 дивизиона). В войне в Ливане 1982 г. участвовал один артполк, вооружённый L-33, 4 дивизиона (т.е. 48 до 72 орудий, в зависимости от числа орудий в дивизионе – 12 или 18). Война не была тотальной, далеко не все дивизии приняли в ней участие, таким образом в АОИ вполне могло быть 2-3 полка этих орудий. Сообщалось об экспорте буксируемой М-68 в Таиланд и Сингапур.

В 1974 г. было изготовлено новое орудие – М-71, по-сути усовершенствованное М-68 со стволом длиной 39 калибров. Серийное производство началось в 1975 г. Орудие поставлялось в Сингапур, ЮАР (G-4), Таиланд и др.

В середине 70-х гг. партию из 50 М-71 заказал Иран (есть источники утверждающие, что М-71 как вариант М-68 была создана на средства Ирана). Однако после Исламской революции 1979 г. все связи Израиля и Ирана были прерваны, орудия остались в Израиле и в 1981 г. приняты на вооружение АОИ под названием «Хатран».

Были разработаны и самоходные варианты М-71 – L-39 (как модернизация L-33), М-72 (на базе «Центуриона») и Rascal (оно же Diabillo, на лёгком гусеничном шасси), на вооружение они не принимались. Кстати есть утверждения, что специалисты «Тампела» имели отношения к созданию как L-33, так и М-72.

В 1977-1994 гг. «Солтам» принимала активное участие в разработке САУ «Шолеф» (Slammer) на шасси танка «Меркава» в соответствии с требованиями Артиллерийского корпуса АОИ. Первый прототип был готов в июне 1983 г. и был передан АОИ для испытаний в 1984 г. Второй прототип был построен в 1986 г. Хотя в целом разработка была завершена и САУ заслужила самые лучшие характеристики, АОИ отказалась от её закупок по финансовым причинам.

В 80-е гг. были разработаны новые варианты М-71 – т.н. Model 839 с длиной ствола 39 калибров (1983 г.) и Model 845 с длиной ствола 45 калибров (1984 г.). Оба варианта имели т.н. «самодвижущиеся» варианты (Model 839P и Model 845P, буква ‘P’ от Propulsion), на станине орудия монтировался двигатель мощностью 80 л.с. (APU – Auxiliary Power Unit), позволявший орудию перемещаться своим ходом на скорости по шоссе до 17 км/ч. Данный режим мог использоваться при смене позиций. Сообщалось о поставках до 50 таких орудий АОИ, однако действительности это не соответствовало. На экспорт орудия поставлялись в Камерун, Словению, Ботсвану.

Читать еще:  Средний танк Pz.68 (Швейцария)

В конце 90-х гг. «Солтам» представила TIG 2000 (Towed Independent Gun) – дальнейшее развитие Model 839/845. По желанию заказчика мог устанавливаться ствол длиной 39, 45 или 52 калибра, можно было устанавливать и APU.

К 1999 г. был представлен самоходный вариант TIG 2000 на автомобильном шасси – SPWG (self-propelled wheeled gun). Прототип имел ствол длиной 52 калибра и использовал шасси Tatra (6×6), хотя по желанию заказчика можно было использовать другие базы и стволы меньшей длины. В 2001 г. название было изменено на ATMOS-2000 (Autonomous Truck-Mounted Howitzer System).

И наконец, в начале 2000-х гг. появилось ATHOS (Autonomous Towed Howitzer System) – буксируемый/самодвижущийся аналог ATMOS. Встречаются обозначения ATHOS-2025 (возможно ошибочное) и ATHOS-2052 (по длине ствола, 52 калибра, опять же, по желанию заказчика можно установить 39- и 45-калиберные стволы). На сайте «Эльбит» ATHOS и ATMOS называют просто Soltam ATHOS и Soltam ATMOS. ATHOS участвовала в конкурсе армии Индии, а также изучалась для покупки Филиппинами, но так и небыла выбрана.

Кроме производства собственных орудий, «Солтам» предлагает модернизацию существующих образцов других производителей:

  • M114S – модернизация американских 155-мм М114, оригинальный ствол длиной 23 калибра заменён на ствол длиной 33 или 39 калибров;
  • M-46S – модернизация советских 130-мм М-46 и их китайских клонов Type 59-1 в 155-м вариант с длиной ствола 39 или 45 калибров; также предлагался самоходный вариант аналогичный ATMOS 2000; 180 M-46S были поставлены Индии в 2001-2006 гг.
  • Soltam ATMOS D-30 – специально для Казахстана (местное название – Semser): вариант ATMOS 2000 на шасси КАМАЗ, орудие – 122-мм Д-30; был создан прототип, серийное производство – в Казахстане.

В списке ниже – экспорт ствольной артиллерии из Израиля до 2015 г. включительно, по данным SIPRI. Миномёты и РСЗО не рассматриваются. Не рассматриваются также поставки трофейных систем (100-мм БС-3, 122-мм Д-30, 130-мм М-46, 155-мм Model-50) ливанским христианам и Армии Южного Ливана. Данные упорядочены в хронологическом порядке по году заключения контракта.

  • Сингапур: 45 М-68, заказ 1971 г., поставки в 1971-1972 гг.;
  • Таиланд: 44 М-68 (две партии, 20 и 24 штуки); заказ 1974 г., поставки в 1975 г.;
  • Сингапур: 38 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.;
  • ЮАР: 24 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.; местное название – G-4; в 1998 г. все были перепроданы в Чили;
  • Филиппины: 7 М-71 в 1983 г.;
  • Чили: 12 M-71, заказ 1983 г., поставки 1984 г.; в 1998 г. ещё 24 таких орудия были куплены Чили у ЮАР (G-4);
  • Таиланд: 32 М-71 в заказ 1988 г.;
  • Словения: 18 Model 839, заказ в 1996 г., поставки в 1996-1997 гг. (включая сборку в Словении);
  • Камерун: 18 Model-839, возможно подержанных; две партии, 12 и 6 штук; первая заказана в 1996 г., поставки 1997-1999 гг. (по 4 в год); вторая заказана в 2000 г., поставки в 2001 г.;
  • Бирма: 16 подержанных М-71, заказ 1998 г., поставки 2000 г.; возможно прошли модернизацию перед поставкой (в Израиле или Сингапуре) до уровня Model 845P;
  • Индия: модернизация 180 М-46 в М-46S за 48 млн долларов; заказ в 2000 г., поставки в 2001-2006 гг.;
  • Уганда: 18 Model 839 в 2002 г.;
  • Уганда: 6 ATMOS-2000 двумя партиями по 3 штуки, первая заказана в 2003 г. за 5 млн долларов и поставлена в 2005 г., вторая заказана в 2008 г. и поставлена в 2009 г.;
  • Казахстан: лицензия на производство САУ Semser – 122-мм Д-30 на шасси КАМАЗ; заказ 2006 г, поставки 2008-2009 гг.; часть 120-млн $ сделки, включающей и другое военное оборудование; в Израиле построены примерно 6 экземпляров;
  • Азербайджан: примерно 5 САУ ATMOS-2000, заказ 2008 г., поставки 2010 г.;
  • Неназванная страна, возможно в Африке: 3 ATMOS-2000, заказаны в 2011 г. за 24 млн долларов, поставлены в 2013 г.
  • Таиланд: 12 ATMOS-2000 двумя партиями по 6 штук, первая заказана в 2012 г. за 30 млн долларов и поставлена в 2014-2016 гг., вторая заказана в 2015 г.;
  • Польша: лицензия на производство 24 САУ ATMOS-2000; заказ 2014 г., поставки с 2017 г.; польское название – Kryl; шасси и ряд других компонентов – польского производства.

Как обычно для SIPRI, список имеет немало неточностей и ошибок (впрочем, почти все цифры и годы указаны как примерные). Некоторые уточнения:

  • Согласно Википедии, у Филиппин 14 М-71. В 2014 г. сообщалось, что Филиппины приняли решение закупить 12 ATHOS, но в дальнейшем оно было отменено. Однако, в июне 2015 г. Филиппины подписали крупный контракт с «Эльбит», включавший, среди прочего поставку в 2017 г. 6 М-71.
  • В Словению были поставлены не Model 839, а Model 845 (местное название – TN90), 10 орудий поставлены в 1996 г. и 8 – в 1998 г.
  • Неназванная страна в Африке – по-видимому Руанда, во всяком случае ATMOS-2000 на шасси Tatra T815 VVN (6×6) была продемонстрирована на учениях 04.11.16.
  • По данным «Джейнз» поставки М-71 в Таиланд – 27, а не 32 штуки. В Википедии фигурирует 32. Там же сказано, что Таиланд заказал 14 или 18 ATMOS-2000, первая поставлена из Израиля, остальные изготавливаются по лицензии в Таиланде.
  • Для Румынии с 2003 г. построено 3 прототипа ATROM — ATMOS-2000 на шасси ROMAN 26.360 DFAEG (6×6).
  • Выше я писал об экспорте Model 839 (или Model 845) в Ботсвану. Согласно Википедии, армия этой страны имеет 12 М-71. Кстати, SIPRI сообщает о поставке Ботсване примерно 5 М-68 или М-71, возможно подержанных, из неназванного источника. Контракт подписан в 1997 г., поставки – в 1998 г.

Таким образом, за почти 50-летнюю историю артиллерийского производства, «Солтам» построила/установила на САУ (не считая прототипов и считая ещё не выполненные заказы): примерно 400 М-68/71/Model 839/Model 845, 200 L-33, 180 М-46S и до 60 ATMOS-2000.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector