Самоходная артиллерийская установка СУ-100П «Объект 105» (СССР)
«Объект 105» и другие
«Объект 105» и другие
После окончания Великой Отечественной войны в различных советских конструкторских бюро продолжились работы по созданию самоходных артиллерийских установок. Проектирование средних САУ открытого типа было возложено на «Уралмашзавод».
В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 9 апреля 1947 года, конструкторский отдел № 3 ОКБ-3 «Уралмашзавода» получил задание на опытно-конструкторские работы по самоходной установке, предназначенной для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких СУ-76М. Работы велись под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого.
Уточненные тактико-технические требования были оформлены постановлением Совета министров СССР от 22 июня 1948 года. Однако работа шла медленно. Дело в том, что в 1945–1946 годы часть сотрудников конструкторского бюро «Уралмашзавода», эвакуированных в 1941 году из Ленинграда и Сталинграда, вернулась на родину. Из-за нехватки опытных кадров и распыленности их сил по большому объему работ и возникло отставание от графика проектирования и изготовления опытных образцов. Ситуация осложнялась также и тем, что в КБ родилась идея создания новой оригинальной базы для САУ на дальнюю перспективу. На стадии опытно-конструкторских работ новая машина получила обозначение «объект 105».
Самоходная артиллерийская установка СУ-100П. Ствол пушки застопорен в положении по-походному.
С осени 1948 года проводились заводские испытания опытного образца, а в октябре 1949 года «объект 105» был предъявлен на государственные испытания. САУ их не выдержала из-за дефектов в ходовой части и трансмиссии. Затем последовал продолжительный процесс доводок, доработок, завершившийся в 1954 году войсковыми испытаниями десяти машин установочной партии в 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Московского военного округа. По результатам этих испытаний постановлением Совета министров СССР от 26 февраля 1955 года установку приняли на вооружение Советской Армии под обозначением СУ-100П.
На «Уралмашзаводе» изготовили опытную партию СУ-100П в количестве 14 машин и, начиная с июня 1953 года, под руководством нового главного конструктора Г.С. Ефимова осуществлялась доводка установки.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100П. Пушка повернута вправо на максимальный угол. Хорошо видны откинутые борта боевого отделения и боеукладка пушечных выстрелов.
Опытный образец САУ «объект 105» во время испытаний. 1949 год.
Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-100ПМ. Над стволом пушки — инфракрасный осветитель ночного прицела АПНЗ-5.
Вид сзади опытного образца самоходной артиллерийской установки СУ-100ПМ. В непогоду боевое отделение САУ могло закрываться тентом.
СУ-100П относилась к САУ полузакрытого типа с кормовым расположением боевого отделения. Размещенная в передней части корпуса механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона, двухпоточного механизма передач и поворота (МПП) и двух одноступенчатых бортовых редукторов. Коробка переключения передач (КПП) — двухвальная, обеспечивала шесть «скоростей» вперед и две — назад. На повышенных передачах были установлены конусные инерционные синхронизаторы. Применение двухпоточного МПП позволяло получить расчетный радиус поворота на каждой передаче. Кроме того, в нейтральном положении КПП допускала неустойчивый поворот на месте за счет противоположного вращения гусениц.
В МПП использовались ленточные тормоза с накладками из чугуна и своя собственная система смазки.
Сердце машины — 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель В-105 мощностью 400 л.с. (294 кВт) — был установлен продольно, со смещением к правому борту. Запуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом, зимой — с помощью форсуночного подогревателя. Емкость трех топливных баков составляла 400 литров. В моторном отделении справа от двигателя находились блок системы охлаждения с вентилятором и масляный бак системы смазки.
Единственный сохранившийся экземпляр САУ СУ-100П можно увидеть в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152Г. 1949 год.
Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152Г. Вид сбоку.
Слева от двигателя расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В крыше отделения управления имелся посадочный люк, перед которым смонтированы два призменных прибора наблюдения ТПВ. Вместо левого прибора мог устанавливаться прибор ночного видения ТВН-1. В специальном отсеке за механиком-водителем находились аккумуляторные батареи и баллоны системы воздушного пуска двигателя. Над специальным отсеком имелся люк-лаз, с помощью которого механик-водитель мог попасть в боевое отделение.
В боевом отделении на специальной тумбе была установлена 100-мм нарезная пушка Д-50 с длиной ствола 59,3 калибра, разработанная в ОКБ № 9 в Свердловске под руководством Ф.Ф. Петрова на основе 100-мм танкового орудия Д-10. Устройство ствола, баллистика и боеприпасы при этом остались без изменений. Пушка имела дульный тормоз и горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор.
Наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществлялось с помощью ручных механических приводов. В горизонтальном секторе с углом 18 градусов углы наведения по вертикали составляли от -4 до +37 градусов; в секторе с углом 40 градусов — от -4 до +29 градусов и в секторе с углом 154 градуса — от -4 до +10 градусов. При установленных вертикально бортовых броневых листах боевого отделения угол горизонтального наведения не превышал 18 градусов. Выстрел мог осуществляться как с помощью электрического, так и механического спусковых механизмов.
Вид крупным планом на рубку САУ СУ-152Г.
Вид сверху на боевое отделение и казенную часть 152-мм гаубицы Д-50.
Боевая скорострельность — от 4-х до 6 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы с закрытых позиций — 14 800 метров, прямой наводкой — 6900 метров. При стрельбе с закрытых позиций использовался панорамный прицел С-71-5, а прямой наводкой — телескопический прицел ОП-2-5. Для наведения пушки в горизонтальной плоскости верхние бортовые листы корпуса в районе боевого отделения устанавливались горизонтально. Пушка оборудовалась щитом коробчатой формы, в крыше которого справа был установлен прибор наблюдения командира ТПК-1. Щит сваривали из бронелистов толщиной от 6 до 15 мм.
Боекомплект пушки включал 50 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами и размещался в кормовой части боевого отделения в специальных броневых шкафах, обеспечивавших удобный и быстрый доступ к боеприпасам.
СУ-152Г в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152П во время испытаний.
Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152П. Вид сбоку сзади.
Броневая защита машины — противопульная. Максимальная толщина броневых листов корпуса не превышала 25 мм.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести опорных и трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Подвеска — индивидуальная, торсионная. В узлах подвески первого и шестого опорных катков установлены гидравлические поршневые амортизаторы. Для ограничения хода балансиров с первого по третий и пятого узлов подвески устанавливались упоры с буферными пружинами, причем на первом узле подвески пружин было две. Использовались гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ) последовательного типа. Зацепление — цевочное.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 21,6 тонны развивать скорость по шоссе 65 км/ч. Запас хода — 325 км. Экипаж состоял из пяти человек.
Самоходная установка-истребитель танков «объект 120».
152-мм пушка-гаубица Д-20.
Для внешней связи использовалась радиостанция 10 РТ-26, для внутренней — ТПУ-47-3, а также световая сигнализация между командиром и механиком-водителем.
В 1956 году приступили к разработке модернизированной самоходной установки СУ-100ПМ. Опытный образец этой САУ изготовили в 1958 году. Его отличительной особенностью стало широкое применение в трансмиссии узлов и агрегатов, выполненных из легких сплавов на основе алюминия и титана. Для ведения стрельбы ночью машина получила ночной прицел АПН-3 «Яблоня», ИК-осветитель которого устанавливался над стволом орудия. В том же году решением Совета министров СССР работы по самоходной установке СУ-100П прекратили.
Одновременно с СУ-100П в Свердловске в КБ «Уралмашзавода» разрабатывалась самоходная установка «объект 108» (СУ-152Г). Опытный образец машины изготовили весной 1949 года, и в том же году она прошла испытания. СУ-152Г имела такую же компоновку, что и СУ-100П. Корпус, силовая установка и ходовая часть также были аналогичны базовому образцу. От СУ-100П она отличалась установкой 152-мм гаубицы Д-50/Д-1 конструкции ОКБ-9. Гаубица имела клиновой вертикальный полуавтоматический затвор с плавающим выбрасывателем и двухкамерный дульный тормоз. Для облегчения заряжания использовался механизм досылания. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными и осветительными снарядами. Боекомплект состоял из 42 выстрелов. Работы по СУ-152Г прекратились в 1949 году в пользу СУ-100П.
В ходе работ по СУ-100П разработали еще одну самоходную установку- «объект 116» (СУ-152П). Она отличалась от СУ-100П основным вооружением, удлиненными корпусом и ходовой частью. Компоновка машины осталась прежней.
В боевом отделении на тумбе устанавливалась 152-мм пушка М-53 конструкции ОКБ пермского завода № 172. Пушка была оснащена щелевым дульным тормозом и пружинным уравновешивающим механизмом. Секторный механизм горизонтального наведения имел электропривод. Подъемный механизм — ручной. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельногильзового заряжания. Боевая скорострельность за счет применения пружинного досылателя составляла четыре-пять выстрелов в минуту. Экипаж САУ — пять человек.
Силовая установка, трансмиссия и узлы ходовой части были такими же, как у СУ-100П, но гусеничный движитель состоял из семи опорных и четырех поддерживающих катков. Боевая масса машины — 28,7 тонны.
Опытный образец машины изготовили в начале 1949 года. Во время испытаний выявилось большое количество недостатков как в конструкции шасси, так и в артиллерийской системе. В целях экономии средств дальнейшие работы по совершенствованию шасси проводились в рамках опытно-конструкторских работ по СУ-100П.
Пусковая установка 2П24 ЗРК «Круг». Шасси установки «объект 123» и качающаяся часть пушки-гаубицы Д-20 послужили основой для создания самоходно-артиллерийской установки 2СЗ «Акация».
В 1957 году на основании постановления Совета министров СССР в рамках НИР по теме «Таран» в КБ «Уралмашзавода» под руководством ГС. Ефимова началась разработка экспериментального образца истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по танку до 3000 метров. Самоходная установка «объект 120» была создана на базе СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни со 152-мм гладкоствольной пушкой М69. Опытный образец истребителя танков изготовили в 1960 году. В том же году на стадии заводских испытаний работу по теме прекратили в связи с началом создания более эффективных противотанковых средств.
Помимо самоходных орудий на базе шасси «объекта 105» в разное время разработали большое число опытных и серийных боевых машин. В их числе были бронированные машины зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ, зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», бронетранспортер «объект 112», самоходная прожекторная установка «объект 117» и другие. Наконец, в конце 1960-х годов, это шасси легло в основу самоходной гаубицы 2СЗ «Акация».
СУ-100П
Содержание
Описание
СУ-100П (Объект 105) — советская самоходная артиллерийская установка созданная в 1949 году в Свердловске (Екатеринбург) на предприятии «Уралмашзавод». В массовую серию данная САУ не пошла, но оказала огромное влияние на последующие машины и внесла многие новые технические решения, впоследствии нашедшие широкое применение в следующих отечественных проектах бронетехники. Впоследствии на базе СУ-100П были сделаны такие широко известные машины как: САУ 2С5 «Гиацинт-С», гусеничный минный заградитель ГМЗ-2, шасси самоходной гаубицы 2С3 «Акация», шасси самоходного миномёта 2С4 «Тюльпан» и другие.
В игре САУ расположена на IV ранге советской ветки исследования, наряду с первыми послевоенными машинами.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
САУ СУ-100П имеет довольно слабое бронирование и открытую сзади броневую рубку. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части машины, там же находится и место механика-водителя. Остальные члены экипажа сосредоточены в кормовой части машины за массивным орудийным щитом и бортами.
Бронирование реально слабое и защищает только от пулеметов винтовочного калибра, все остальные огневые средства с легкостью поражают агрегаты и членов экипажа. Следует обязательно избегать попадания под артиллерийские удары и штурмовки самолетов.
Подвижность
Подвижность и маневренность одно из самых выдающихся достоинств данной машины. Она очень быстро набирает скорость и хорошо держит ее даже на пересеченной местности, что позволяет быстро и оперативно сменить свое местоположение в бою. Задняя скорость составляет около 20 км/ч, что очень удобно при экстренной смене позиции и дает возможность отступить из под артиллерийского удара или заехать в укрытие для ремонта.
Вооружение
Основное орудие
САУ СУ-100П вооружена орудием Д-50 (100-мм) представляющую собой модифицированную пушку Д-10Т (100-мм), которая была создана специально для данной САУ. Номенклатура снарядов аналогична снарядам использующимся пушкой Д-50.
- БР-412 — Бронебойный остроголовый каморный снаряд
- БР-412Б — Бронебойный тупоголовый каморный снаряд
- БР-412Д — Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком
- ОФ-412 — Осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
- ЗДЗ — Дымовой снаряд
Орудие Д-50 имеет среднюю скорость перезарядки ( 7,5 / 9,8 сек ) , что на данном боевом рейтинге и калибре орудия довольно комфортно. Основным используемым снарядом (как наиболее эффективный и универсальный) должен стать топовый каморный БР-412Д. Снаряд имеет отличное пробитие и отличный заброневой урон.
Применение в бою
Благодаря своей подвижности и достаточно низкому силуэту СУ-100П идеально подходит для быстрого занятия ключевых точек и действий из засад. Хорошая скорость заднего хода позволит вовремя отступить для смены позиции или ремонта. Из-за медленной скорости поворота орудия СУ-100П противопоказано участие в ближнем бою, вы просто не успеете довернуть орудие в след атакующей вас машине. Ни в коем случае не следует на данной САУ атаковать в первых рядах, так как в таком случае все закончится довольно быстро — СУ100П практически не держит удар и поражается даже пулеметами винтовочного калибра в открытую рубку. Не стоит также забывать что из-за довольно тяжелого орудия САУ сильно раскачивается после каждого выстрела, что затрудняет производство следующего выстрела.
Поддержка атакующих танков первой линии из укрытия, засады в неожиданных местах и складках местности, точный огонь из укрытий вот стратегия победы на данной машине.
Достоинства и недостатки
- Отличная подвижность
- Хорошее орудие
- Относительно быстрая перезарядка
- Низкий силуэт
- Слабое бронирование
- Довольно сильная раскачка машины после выстрела
- Открытая рубка
- Медленная скорость поворота орудия
Историческая справка
Самоходная установка СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Она была разработана на Уралмашзаводе коллективом конструкторского отдела №3 ОКБ-3 под руководством главного конструктора Льва Израилевича Горлицкого (с июня 1953 г. — Георгия Сергеевича Ефимова).
ОКР на её разработку была задана Постановлением Совета министров СССР от 9 апреля 1947 г. Уточнённые тактико-технические требования были оформлены Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Вследствие недостаточного опыта творческих кадров и распылённости их сил на большой объём работ, Уралмашзавод в период с 1947-1948 гг. имел отставание от графика в проектировании и изготовлении образцов для заводских испытаний. На стадии опытно-конструкторских работ машина имела обозначение «Объект 105». Осенью 1948 г. начались ходовые испытания опытного образца, которые завершились весной 1949 г. Со 2 по 17 июня 1949 г. были проведены заводские испытания опытной СУ «Объект 105». Конструкция ходовой части, особенно в отношении повышения надёжности её составных частей, была улучшена и во исполнение Постановления СМ СССР от 15 октября 1949 г. в IV квартале 1949 г. опытный образец был предъявлен на государственные испытания. В период государственных испытаний с января по март 1950 г. самоходная установка прошла 3012 км. Установка испытаний не выдержала из-за дефектов ходовой части и трансмиссии (изгиб балансиров, поломка одной оси балансира, сползание бандажей опорных катков и разрушение игольчатых подшипников в коробке передач). После устранения выявленных недостатков опытный образец прошел осенью-зимой 1950 г. заводские испытания в объёме 3000 км. В марте-мае 1951 г. в районе г. Ломоносова Ленинградской области были проведены государственные контрольные испытания, которые подтвердили целесообразность проведённых мероприятий по доработке опытного образца.
СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал Министерство транспортного и тяжёлого машиностроения изготовить на Уралмашзаводе 3 доработанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию САУ были полностью переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчёта. Высота линии огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превышала 2410 мм. Боевой расчёт был увеличен до пяти человек. Войсковые испытания самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины испытания выдержали, а третья не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни постоянного зацепления коробки передач. Осенью 1953 г. две установки, востановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. В начале 1954 г. третий испытывавшийся образец СУ (№ 209Я011) был переоборудован и весной-летом того же года успешно прошёл контрольные заводские ходовые испытания в объёме 3100 км. 10 машин установочной партии партии в IV квартале 1954 г. были направлены для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию. По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин.
С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7 000 — 10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне.
В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены. [1]
Медиа
Танкомастер 2002-01, страница 33
СРЕДНИЕ САМОХОДНЫЕ А РТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ
100-мм опытная самоходная артиллерийская установка СУ-100П (“объект 105”)
Разработка установки “объект 105” началась в КБ “Уралмаша” (Свердловского машзавода). главный коструктор Г.С.Ефимов, в 1947 году. В ней был учтен опыт Великой Отечественной войны. К 1949 году на “Уралмаше” был изготовлен опытный образец САУ СУ-1 ООП.
Самоходная установка СУ-100П относится к типу САУ открытого типа. Для размещения артиллерийского вооружения было разработано специальное шасси. Боевое отделение размещено в кормовой части установки. В передней части боевого отделения разместили 100-мм пушку Д-50/Д-10 со стволом длиной 5610 мм, созданную на базе баллистических решений танкового орудия Д-1 ОТ. Корпус САУ сварной из катаных броневых листов. Моторно-трансмиссионное отделение находится спереди. Подвеска -торсионная, индивидуальная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены, гусеницы -мелкозвенчатыми, с резино-металлически-ми шарнирами. На САУ установили воздухоочиститель типа “мультициклон”. Боевая машина СУ-1 ООП имела высокие маневренные качества, минимальный радиус разворота состовлял 4,28 метра.
100-мм пушка Д-50 была разработана в КБ завода №9 под руководством Ф.Ф.Петрова в 1947 году. Качающаяся часть пушки с механизмами наведения находилась на раме, компенсирующее устройство обеспечивало ее плавное перемещение по вертикали, подъемный и поворотный механизмы были секторного типа. В пушке был использован клиновой полуавтоматический затвор с механическим и электрическим спуском. Орудие было оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Их штоки, закрепленные на казеннике, после выстрела отходили вместе со стволом, а цилиндры, находившиеся на кронштейнах люльки обой-менного типа, оставались на месте. При ведении огня прямой наводкой расчет пользовался телескопическим прицелом ОП-2, а при стрельбе с закрытых позиций панорамным ЗИС-З.
Самоходная установка СУ-1 ООП
В боекомплекте имелись унитарные выстрелы: осколочно-фугасные со снарядами весом по 15,6 кг, обладающими начальной скоростью 900 м/с, и бронебойные, со снарядами по 15,8 кг (895 м/с).
В 1950 году СУ-1 ООП прошла Государственные испытания, в ходе которых выявилось несовершенство конструкции орудия (ненадежность затвора и подъемного механизма) и недостаточно удовлетворительная устойчивость установки при ведении огня прямой наводкой. Впоследствии пушка Д-50 была доработана. К 1952 году были подготовлены три улучшенные САУ этого типа. После завершения очередных испытаний, в течение пяти лет СУ-1 ООП производили небольшой серией.
На базе шасси и узлов СУ-1 ООП разработаны БТР-112, прожекторная установка “объект 117”, самоходные артиллерийские установки СУ-152П, СУ-152Г, СУ-ЮОПМ и другая техника.