0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 «Объект 600» (СССР)

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 (Объект 600) (СССР)

В 1944 году советские конструкторы разработали на базе средних танков Т-34 и Т-44 самоходную артиллерийскую установку СУ-101. В ее закрытой броневой рубке, сваренной из наклонных листов, размещалась пушка Д-10С с боекомплектом из 35 выстрелов, над командирским люком был установлен зенитный пулемет ДШК. Большой прямоугольный люк в корме служил для быстрой погрузки боеприпасов, через него же в машину попадал экипаж, за исключением механика-водителя, Ствол пушки выступал за габариты корпуса всего на 630 мм, что благоприятно сказывалось на маневренности и проходимости самоходки.

Продольно расположенный двигатель В-44 через главный фрикцион соединялся с коробкой передач, заимствованной у Т-34, но направление вращения ее валов изменили из-за того, что ведущие колеса находились впереди. Стандартные средства внешней и внутренней связи дополнили танкофоном — резиновым шлангом с насадками, по которому командир общался с механиком-водителем, сидевшим слева от двигателя.

САУ СУ-102, появившаяся в 1945 году, отличалась от предшественницы 122-мм пушкой Д-25С с боекомплектом в 28 выстрелов . Но ни та, ни другая в серию не пошли из-за недостатков, выявившихся при испытаниях. К их числу относятся неудачная компоновка боевого отделения, высокая температура в отделении управления, вредное воздействие ударной волны на танкистов и механизмы при выстреле.

В начале 1949 г на основании постановления Совета министров СССР Главное бронетанковое управление выдало конструкторскому бюро завода №9 технической задание на разработку и изготовление опытного образца 122-мм самоходной пушки на шасси нового серийного среднего танка Т-54, запущенного в производство в 1947 г.

Корпус машины, получившей обозначение Cy-122-54 (Объект 600), сварен из катаных листов стали толщиной 100 мм, лобовая часть неподвижной рубки и верхняя лобовая плита корпуса выполнены сплошными, борта и корма имеют рациональные углы наклона. Благодаря поперечному расположению двигателя рубка получилась просторной. В ней свободно разместилась пушка Д-49, обслуживаемая двумя заряжающими, и боекомплект из 35 выстрелов.

На крыше рубки во вращающейся командирской башенке размещен дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. позволивший сократить время подготовки исходных данных для стрельбы, а рядом на турели установлен 14.5-мм пулемет КПВТ, который обслуживал заряжающий, получивший возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Второй такой же пулемет (впервые на подобной машине) был спарен с пушкой. Само орудие оборудовано телескопическим шарнирным прицелом ТШ2-24 — для ведения огня прямой наводкой на дальностях до 6000 м и механическим С-72-24 с панорамой, — для стрельбы с закрытых позиций на расстояние до 14000 м. Для того, чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, конструкторы применили продувку ствола сжатым воздухом, как на немецких тяжелых танках, а потом внедрили эжекционную систему. В распоряжении механика-водителя имелись три перископических прибора наблюдения.

В качестве силовой установки применен стандартный танковый дизель В-54 мощностью 382 кВт. Его поставили поперек корпуса, поэтому длину моторно-трансмиссионного отделения удалось сократить на 650 мм. а боевого — увеличить, и все это при неизменных размерах базового корпуса. Двигатель и трансмиссия почти не переделывались, изменения коснулись лишь вспомогательных систем и агрегатов. Зато совершенно иной стала конфигурация внутренних топливных баков, а вместо трех наружных применили два. Воздухоочиститель модернизировали, в систему воздушного запуска двигателя включили компрессор с приводом от коробки передач.

У первых образцов самоходок в состав трансмиссии входили гитара, главный фрикцион, 5-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовыми редукторами. В последующих сериях машины получили 2-ступенчатый планетарный механизм поворота; а также уширенные гусеницы, что позволило уменьшить удельное давление на грунт. Их оснастили цевочным зацеплением, из-за чего пришлось изменить траки и устройство ведуших и направляющих колёс, а из-за сместившегося вперед центра масс потребовалось перекомпоновать расположение опорных катков. Подвеска осталась индивидуальной, торсионной. Что касается ходовой части, то она отличалась от базовой только взаиморасположением катков, что было обусловлено смещением вперед центра тяжести машины.

Ствол 122-мм пушки Д-49 состоял из трубы-моноблока, дульного тормоза (впервые в практике советского танкостроения примененного на самоходном орудии), эжектора и навинтного казенника. Внутреннее устройство ствола длиной 5933 мм, баллистику и боеприпасы позаимствованы, с небольшими доработками, у танковой пушки Д-25Т, которая стояла на тяжелых танках ИС-3 и ИС-4.

Читать еще:  Бронеавтомобиль RG33 (США)

Затвор с горизонтальным перемещением клина оборудован полуавтоматикой механического типа, Качающаяся часть Д-49 располагалась в боевом отделении на горизонтальных цапфах, смонтированных на неподвижной бронировке лобового листа корпуса. Подъемный механизм секторного типа обеспечивал углы вертикального наведения орудия от -3° до +20°. При возвышении ствола на 20° дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала 13400 м. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, чьи цилиндры жестко соединялись с люлькой и при выстреле оставались неподвижными.

В комплекс раздельно-гильзового заряжания входил досылатель, который представлял собой электромеханический агрегат, состоявший из каретки и электропривода. Двое заряжающих укладывали на лоток снаряд и выводили каретку на линию ствола, после чего снаряд автоматически посылался в казенник. Затем таким же образом поступали с боевым зарядом, находившимся в гильзе. Скорострельность составляла 5-6 выстрелов в минуту.

В боекомплекте пушки имелись осколочно-фугасные гранаты ОФ-471, бронебойные остроголовые снаряды Бр-471, бронебойные тупоголовые с баллистическим наконечником Бр-471Б, все весом по 25 кг и с начальной скоростью 795 м/с. Кроме них, расчет мог применять и гранаты от гаубиц того же калибра М-30 образца 1938 г., а позже и Д-30, принятых на вооружение в 1960 г.

Однако проведенные испытания обоих бронебойных снарядов показали, что их воздействие на современную иностранную бронированную технику далеко от ожидаемого. Так, на дистанции 2000 м при угле встречи с целью в 60° тупоголовый снаряд пробивал стальные листы толщиной только до 100 мм, а остроголовый — не более 30 мм. Поэтому одновременно с разработкой пушек с усовершенствованной баллистикой ствола приступили к проектированию подкалиберных и кумулятивных снарядов, в том числе оперенных. Они обеспечивали пробивание лобовой брони корпусов и башен американских танков М60 (бронезащита соответственно 120 мм и 170 мм), M48A2 (90 и 90 мм) и английских «Чифтен» (120 мм и 150 мм) с расстояния 2500 м.

Подобное действие бронебойных оперенных подкалиберных снарядов на время снизило интерес конструкторов и военных заказчиков к кумулятивным снарядам калибра 122 и 152 мм, применявшихся расчетами самоходных орудий. Однако очередное усиление бронирования боевой техники в армиях потенциальных противников потребовало опять обратиться к созданию новых образцов боеприпасов.

В ходе научных исследований специалисты определили, какими должны быть материалы, структура и форма воронки, в которой при взрыве создается направленная струя раскаленных газов (кумулятивный эффект), методы обработки корпусов снарядов. В результате через некоторое время появились улучшенные бронебойные оперенные подкалиберные 122-мм снаряды, поражавшие любые танки и самоходные орудия на всех расстояниях.

CУ-122-54 (Объект 600) также претерпела изменения, было усилено бронирование рубки, на машине установили фильтровентиляционную установку, благодаря которой экипаж мог вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения.

В 1954 г, полигонные и войсковые испытания были завершены и СУ-122-54 (Объект 600) приняли на вооружение Советокой Армии. Серийное производство машины велось на заводе «Баррикады» (№221) с 1955 г по 1961 г.

СУ-122 (СУ-122-54) выпускали недолго, так как в 50-е годы в армиях многих стран появилось первое поколение противотанковых управляемых ракет, и большинство военных специалистов пришло к выводу, что роль истребителей танков перейдет к легким, маневренным машинам с ракетным вооружением и минимальным бронированием.

К тому же выяснилось, что основным танкам, обладающим высокими тактико-техническими характеристиками, свойственна большая универсальность, чем их предшественникам периода второй мировой воины. В частности, как показал опыт недавних военных конфликтов, они эффективно поражают маневрирующие бронированные цели, в том числе танки. Поэтому необходимость в специальных противотанковых самоходных артустановках, даже таких совершенных, как СУ-122 или французская «Фош»-, окончательно отпала.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ СУ-122 (СУ-122-54) (Объект 600)
Боевая масса, т 35,7
Экипаж, чеп. S
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой влеред 9970
длина корпуса 6000
ширина 3270
высота 2060
клиренс, мм 425
Бронирование, мм’
лоб 100
борт 80
корма 45
рубка 100
крыша, днище 20
Вооружение 122-мм пушка Д-49, два 14.5-мм пулемёта КПВТ
Боекомплект 35 выстрелов
Скорострельностъ, выстр./мин 5
Двигатель В-54. дизель, мощность 382 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа 0,079
Максимальная скорость, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 400
Преодолеваемые препятствия.
высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3.0
глубина брода, м 1,2

Читать еще:  Боевая машина десанта БМД-4М (Россия)

СУ-122-54 (Объект 600)

Самоходная артиллерийская установка (САУ) – самодвижущее артиллерийское орудие, которое способно выполнять огневые задачи артиллерии как с закрытых, так и с открытых огневых позиций.

После коренного перелома в Великой Отечественной войне самоходные орудия стали появляться во всех воюющих армиях. В Красной Армии появились самоходки СУ-100 и ИСУ-152 с фронтальным расположением боевого отсека. Преимущества создания такой техники имеет свои преимущества – практически без трансформации, только с перестановкой более мощной пушки получить готовую боевую технику. Недостаток тоже имелся. Модернизированное орудие сильно уменьшало ходовые качества из-за длины ствола, создавая при этом и другие неудобства.

СУ ИСУ-122 на шасси тяжелого танка ИС отлично показала себя в боях с танковыми подразделениями противника. Поэтому в 1949 году было принято решение внедрить новую 122-мм СУ на базе Т-54. Проект был утвержден в январе 1950 года , а через 4 года СУ-122-54, была принята на вооружение ВС СССР.

122-мм пушка Д-49 (модернизированная Д-25Т) эжекторного типа конструктивно устроена в бронированном боевом отделении во фронтальной части СУ. Броневые листы рубки имели углы наклона, из-за которых бронебойные снаряды не имели возможности нанести существенный вред СУ.

Создание СУ 122-54

Новая самоходка СУ-122 проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Данная боевая машина была изготовлена в Омске в 1949 г. на основе ходовой части среднего танка Т-54 в КБ И.С. Бушнева. Работа по созданию этого изделия получила кодовое обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин. На вооружение в ВС СССР изделие поступило в 1954 г. и выпускалась в серию в Омске в 1955–57 гг. С конвейера сошло 77 боевых машин.

Устройство СУ 122-54

СУ-122 классифицировалась, как «закрытая» самоходка. Отсек управления было соединен с боевым отсеком. В боевом отсеке находились командир САУ и весь расчет в количестве 4 человек. Пушка Д-49 по пробиваемости брони приравнивалась к пушке тяжелого танка ИС-3, которые имели углы возвышения и поворота орудия 16 градусов. Для стрельбы с закрытых огневых позиций орудие было снабжено прицел с оптической панорамой, а для стрельбы прямой наводкой — прицел — телескоп. На командирской башне был установлен дальномер ТКД — 0, 9 с базой 900 мм. Возимая часть боекомплекта представлена 35 выстрелов раздельно-гильзового типа, а для облегчения заряжания снарядов использовался досыльник электромеханического типа. С пушкой в «спарке» находится 14,5-мм пулемет КПВТ с пневмосистемой перезарядки, второй пулемет КПВТ использовался в качестве средства ПВО. Боекомплект пулеметов был рассчитан на 600 патронов. Силовая отсек, трансмиссия и база были взяты у танка Т-54. В системе запуска двигателя впервые был применен компрессор АК-150В. Конфигуpация внутpенних баков для топлива стала другой, уменьшилось с трех до двух количество наружных баков для топлива.

Ствольная часть 122-мм пушки Д-49 включала в себя ствол — моноблок, дульный тормоз (впервые примененный на САУ)), эжектора и казенник, закрепленный на моноблок винтовым соединением.

Затвор с горизонтальным клином оснащен полуавтоматикой Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м.

Противооткатное устройство состояло из гидравлической откатной части и накатника гидропневматического типа, чьи цилиндры имени жесткое соединение с люлькой и при производстве выстрела сохраняли неподвижность.

Боекомплект орудия состоит из осколочно-фугасных гранат ОФ-471, бронебойных снарядов Бр-471 и Бр-471Б. Кроме них, применялись гранаты от гаубиц М-30 образца 1938 г.в. и Д-30 образца 1960 г.

СУ-122-54 в «серию» выходил до середины 50-х годов , так как появилось первое поколение ПТУРС, и изменились классические подходы в армиях многих стран, да и у нас в стране. Многие теоретики – тактики полагали, что с приходом в семейство противотанковых средств ПТУРС изменится и конструктивный подход к созданию боевых машин, их будут делать маневренными и легкими.

Читать еще:  Основной танк Т-80У (СССР)

Да и более современные танки, созданные в начале 60-х годов, стали более универсальными, чем их прототипы 40-50-х годов. Они стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение. Соответственно, необходимость в самоходках отпала.

Тактико-технические характеристики 122-мм СУ-122-54

Самоходная артиллерийская установка орудие СУ-122-54

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Самоходная артиллерийская установка СУ-122 (объект 600)

Последняя советская серийная самоходная установка специального назначения на танковой базе. Разрабатывалась с 1949 года в качестве истребителя танков. Принята на вооружение в 1954 году. Выпускалась малой серией в 1955 и 1956 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе агрегатов танка Т-54А. Корпус сварен из катаных бронелистов, расположенных под большими углами наклона (единый для корпуса и рубки лобовой лист расположен под углом 51 град.). Отделения управления и боевое совмещены. На крыше рубки находятся командирская башенка с дальномером ТКД-09 и турель с зенитным пулеметом КПВТ. В амбразуре лобового листа в рамке установлена пушка Д-49, защищенная литой маской. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы – как у пушки Д-25Т. Заряжание – раздельное. Имеется электромеханический досылатель. Скорострельность 5 – 6 выстр./мин. На первых образцах САУ использовалась система продувки ствола сжатым воздухом от компрессора, замененная эжекционным устройством. Углы наведения: горизонтальный 16 град, возвышения +16°, склонения -4°. Спаренный пулемет КПВТ снабжен пневматической системой перезарядки. С 1958 года при капитальном ремонте устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.

СУ-122 (иногда в литературе называется СУ-122-54) представляла собой вполне современную для 50-х годов САУ. Мощная пушка, сильная броневая защита и неплохая подвижность обеспечивали машине хорошие боевые качества. Указать количество изготовленных самоходок не представляется возможным, однако известно, что в 1955 году завод №221 “Баррикады” изготовил 65 пушек Д-49, а в 1956-м-30. В 1957 году они не выпускались. По-видимому, принятие на вооружение ПТУР первого поколения, являвшихся более эффективным противотанковым средством, сделало дальнейшее производство САУ СУ-122 нецелесообразным. К середине 60-х выяснилось, что тупоголовый снаряд Бр-471 Б не пробивает ни лоб корпуса, ни башню американского танка М60 и английского “Чифтена” на любых дистанциях. Не пробивался этим снарядом и лоб башни американского танка М48А2, а лоб корпуса – лишь с дистанции менее 100 м. Поэтому для пушек Д-25Т и Д-49 были созданы новые подкалиберные и кумулятивные снаряды: первые пробивали лобовую броню башен американских и английских танков с дистанции до 2500 м, вторые – с любой дистанции. Тем не менее, во второй половине 60-х годов СУ-122 были изъяты из боевых частей, разоружены и переоборудованы в эвакуационные тягачи и машины технической помощи МТП-3.

ТАКТИКО-ТЕХН ИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122
БОЕВАЯ МАССА, т: 36,36.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина с пушкой в положении по-походному – 9970,
ширина – 3270,
высота с зенитным пулеметом по-походному – 2560,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-49 калибра 122 мм, 2 пулемета КПВТ (спаренный и зенитный) калибра 14,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 35 выстрелов, 600 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: механический прицел с артиллерийской панорамой С-71-24, телескопический шарнирный прицел ТШ2-24, коллиматорный прицел ВК-4 с оптической трубкой ПУ-1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки – 100, борт корпуса – 60,
борт рубки – 80, корма корпуса – 45, корма рубки – 30, крыша и днище – 20.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель непосредственного впрыска, жидкостного охлаждения; мощность 520 л.с.(382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, гитара, пятискоростная коробка передач, планетарные двухступенчатые механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 5-го опорных катков, направляющее колесо; в каждой гусенице 91 трак шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 400.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,73;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-47.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector