1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка СУ-85 «Объект 573» (СССР)

Самоходная артиллерийская установка СУ-85 «Объект 573» (СССР)

авиадесантная самоходка

Оглушительный успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командование желание заиметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой. Поэтому в 1951 г. на Мытищинском машиностроительном заводе началась разработка проекта новой 85 мм самоходной артиллерийской установки. Эта самая разработка велась в ОКБ-40 под руководством Николая Александровича Астрова – создателя танков Т-29 , Т- 38 , Т-40 , Т-60 , Т-70 , и Т-80 .

По первоначальному замыслу Николая Астрова для проектируемой самоходной установки (объект 573) предполагалось использовать узлы и механизмы легкого плавающего танка ПТ-76, однако со стороны Совмина СССР и представителей заказчика прозвучало жесткое требование предусмотреть при разработке проекта широкое применение автомобильных агрегатов. В частности, вместо освоенного промышленностью, хорошо зарекомендовавшего себя при эксплуатации в войсках дизельного двигателя В-6, пришлось приспосабливать в уже спроектированном силовом отделении двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В Ярославского моторного завода.
Для обеспечения общей компактности конструкции самоходки конструкторы были вынуждены применить его поперечное расположение. За основу артиллерийской части приняли 85 мм пушку Д-70 (2А15), разработанную в ОКБ-9 на основе 85 мм противотанковой пушки Д-48, которая представляла собой ствол-моноблок с двухкамерным дульным тормозом, эжектором и вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой копирного типа.

Гусеничный движитель состоял из металлических гусеничных цепей с ОМШ, двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес с механическим натяжением цепей и двенадцати однорядных обрезиненных опорных катков среднего диаметра. Подвеска машины – индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами поршневого типа на передних и задних узлах.

Прицельные приспособления пушки Д-70 состояли из шарнирного телескопического укороченного прицела ТШК2-79 или ТШК4-79, для стрельбы с закрытых позиций служил механический прицел С71-9 с орудийной панорамой ПГ-1, для стрельбы ночью имелся ночной прицел ТПН1-79-11. Телескопический прицел обеспечивал стрельбу бронебойным снарядом на дальность до 400 м, а осколочным – на 5000 м.

Такое орудие серийно производилась на заводе № 75 (г. Юрга). Корпус объекта 573 был спроектирован в соответствии с классической компоновочной схемой: отделение управления располагалось в передней части, боевое – в средней и в кормовой его части располагались агрегаты силового отделения.


Пушка была установлена в амбразуре лобового листа в раме и слегка смещена влево относительно продольной оси машины. Люлька обойменного типа служила для направления движения ствола при откате, к ней же крепились штоки противооткатного устройства – цилиндрического тормоза, сокращавшего откат до 520 мм, и гидропневматического накатника, оснащенного клапаном для дополнительного торможения наката.
В возимый боекомплект входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям – танкам и самоходкам – применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды Бр-365 с баллистическим наконечником могли поражать технику противника на дистанции до 1 250 м. Кроме того, для стрельбы по танкам и бронетранспортерам противника с расстояния 1 600 – 2 500 м служили еще и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды Бр-367П и Бр-367ПК весом по 4,99 кг с начальной скоростью 1 150 м/с. Бронебойный снаряд на дистанции 2 000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд – 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13 400 м.
Помимо них в боекомплекте самоходки имелись дымовые снаряды УД-367 со стальными корпусами. С их помощью ослепляли наблюдательные и командные пункты противника, его батареи, отдельные орудия и огневые точки. Они же применялись для целеуказания своим артиллеристам.

Читать еще:  Лёгкий плавающий танк ПТ-76 (Россия)

После многочисленных испытаний и неизбежных доводок и переделок, самоходная установка в июле 1958 года в соответствии с постановлением Совета Министов СССР была принята на вооружение под названием АСУ-85 – авиадесантная самоходная установка. Серийное производство новых самоходок было организовано на ММЗ в 1959 г ода и продолжалось вплоть до 1966 г. В ходе производства машина дважды модернизировалась. Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. В качестве противотанкового средства воздушно-десантной дивизии, самоходка имела два крупных конструктивных недостатка: десантировалась только посадочным способом и не могла самостоятельно преодолевать водные преграды. Поставлялась на экспорт в ГДР, ПНР и по некоторым сведениям, в Египет.

Гарфорд–Путилов

Самоходная установка СУ-85 («Объект 573»)

Разработка легкой самоходной установки СУ-85 началась по постановлению Совета Министров СССР от 12 сентября 1951 г. одновременно с АСУ-57П. При проектировании СУ-85 («Объект 573») предусматривалась возможность ее принятия на вооружение ВДВ для посадочного десантирования с самолетов Ан-12.

Закрытый корпус машины был сварен из броневых катаных листов толщиной до 45 мм, установленных с рациональными углами наклона. Механик-водитель располагался впереди — справа от пушки, за ним — заряжающий. Командир машины находился также справа, а наводчик-слева.

Пушка Д-70 калибра 85 мм была установлена в раме, размещенной в амбразуре лобового листа. Сектор горизонтальной наводки — до 30°, вертикальной — от -4°30′ до +15°. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 6000 м, наибольшая — 13400 м. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ, Обеспечивалась продувка канала ствола пушки после выстрела. Боекомплект пушки включал 45 выстрелов. Прицелы пушки — телескопический дневной и перископический ночной, а также панорама. Машина оснащалась приборами ночного видения.

Двухтактный 6-цилиндровый автомобильный дизель ЯМЗ-206В мощностью 210 л.с. с эжекционной системой охлаждения размещался поперек корпуса в кормовой части. За главным фрикционом находились редуктор-гитара, карданный вал, 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатые планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы. Гусеничный движитель был частично унифицирован с танком ПТ-76. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидроамортизаторами на передних и задних катках.

СУ-85 являлась эффективным мобильным средством борьбы с бронированными целями. Она была принята на вооружение в 1958 г., а серийное производство началось в 1961 г. Боевая масса машины составляла 15,5 т, скорость-45 км/ч.

1970-е гг. ознаменовались переходом ВДВ на качественно новый этап развития парашютно-десантной техники. Во второй половине 1970-х гг. состоялись экспериментальные десантирования СУ-85 из самолетов Ил-76 с высоты до 8000 м с многокупольной парашютной системой. Были разработаны и серийно выпущены платформы П-16 (П-16М) грузоподъемностью 16 т. При десантировании СУ-85 из боекомплекта исключались 34 выстрела, 50% боекомплекта пулемета и запаса топлива, брезент и пр. Боевая масса машины при этом составляла 14,5 т.

Авиадесантная самоходка АСУ-85

АСУ-85 — авиадесантная артиллерийская самоходная установка, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. Установка предназначалась для сопровождения танковых и мотострелковых подразделений, а также укомплектования подразделений и частей воздушно-десантных войск для обеспечения противотанковой обороны.

На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57. Ее оглушительный успех породил у советского командования желание заиметь еще и среднюю самоходку, оснащенную 85-миллиметровой пушкой. В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки. Данной разработкой занимались в ОКБ-40. Работами руководил Николай Александрович Астров – создатель танков Т-29, -38 , -40 , -60 , -70, -80.

По первоначальному замыслу Астрова для проектируемой самоходки (разрабатывалась под обозначением «Объект 573») предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но со стороны представителей заказчика и Совета министров прозвучало жесткое требование широкого применения автомобильных агрегатов. В частности, освоенный промышленностью и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках дизельный двигатель В-6, в спроектированном силовом отделении был заменен двухтактным автомобильным дизелем ЯМЗ-206В производства Ярославского моторного завода.

Читать еще:  Специальный ударный автомобиль ALSV (США)

Опытный образец самоходной артиллерийской установке изготовили в середине 1950-х г. Серийное производство самоходки получившей обозначение СУ-85 началось в 1959 году. В части воздушно-десантных войск машины поступали под обозначением АСУ-85. Серийно производилась на ММЗ в 1959-1966 годах. За этот период выпустили немногим более 50 штук.

Компоновка самоходки АСУ-85: отделение управления располагалось впереди (находится место механика-водителя); посредине находилось боевое отделение; моторно-трансмиссионное отделение – в корме. Друг за другом справа от пушки размещались места заряжающего и командира. Место наводчика находилось слева от пушки.

Корпус самоходки – короб. Для корпуса использовались катанные броневые листы, установленные под рациональными углами наклона. Лобовой наклонен на 45 градусов и обеспечивает защиту экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибра. Слева от продольной оси самоходки в лобовом листе амбразура для пушки Д-70 и спаренного с ней пулемета СГМТ (прикрыт бронемаской), слева – расположены приборы наблюдения механика-водителя. По краям лобового листа смонтированы фары оснащенные светомаскировочными насадками в ограждении. Крыша боевого отделения сварная, к бортам части крепится с помощью клепки. Впереди справа выполнен люк механика-водителя; на небольшой башенке перед ним фара. Вход ФВУ слева от люка. На крыше боевого отделения сзади два одинаковых четырехугольных люка. На правой скуле боевого отделения установлен смотровой прибор механика-водителя, на левой – поручень для посадки. Ближе к люку наводчика на левом борту расположен смотровой прибор Б-1, под ним бронезаслонка бойницы и скобы прикрепления банника и брезента. На крыше моторно-трансмиссионного отделения два гофрированных люка, крышка заправочной горловины и жалюзи. На кормовом листе устанавливается ящики ЗИП, пара дымовых шашек БДШ-5. Гофрированное днище имеет люк запасного выхода.

Несмотря на то, что машина разрабатывалась на базе плавающего танка, САУ не плавает, однако может без предварительной подготовки преодолевать броды, глубина которых составляет до 1,1 м. На корме самоходки для увеличения запаса хода устанавливаются пара дополнительных топливных баков.

Как говорилось ранее Совмин СССР, потребовал, чтобы на АСУ-85 применили автомобильные агрегаты. Чтобы обеспечить необходимую удельную мощность 6-цилиндрового, V-образного, двухтактного 210-сильного автомобильного дизельного двигателя ЯМЗ-206В, ввели громоздкую, однако не требующую лишних энергетических затрат эжекционную систему охлаждения. Моторно-трансмиссионное отделение сделали компактнее за счет установки двигателя поперек корпуса. Там же размещалась механическая трансмиссия, которая состояла из главного фрикциона, редуктора, коробки передач, карданного вала, бортовых редукторов и планетарных механизмов поворота. Выяснилось, что однодисковое сцепление оказалось ненадежно, и уже во время эксплуатации самоходок в частях оно было заменено специально разработанным многодисковым фрикционом. Недостаточная жесткость валов автомобильной пятискоростной коробки передач потребовала основательной переработки, после которой лишь некоторые первоначальные детали «уцелели».

Гусеничный движитель состоял из двух ведущих заднерасположенных колес, двух направляющих колес имеющих механическое натяжение цепей, двенадцати однорядных опорных обрезиненных катков среднего диаметра и металлических гусеничных цепей. Подвеска – индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами поршневого типа на задних и передних узлах.

Вооружение авиадесантной самоходной установки АСУ-85 – 85-миллиметровая пушка Д-70 снабженная дульным двухкамерным тормозом, эжектором, а также вертикальным клиновым затвором имеющим полуавтоматику копирного типа. Пушка немного смещена влево относительно продольной оси самоходки. Гидравлический тормоз отката – веретенный с компенсатором; накатник – пневматический. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. Прицелы: шарнирный телескопический – ТШК-2-79-11, панорамный для ведения огня с закрытых позиций – С-71-79, ночной прицел – ТПН-1-79-11.

Возимый боекомплект состоял из 45 унитарных выстрелов. На спаренной с пушкой установке справа от нее, размещен 7,62-миллиметровый пулемет СГМТ, боекомплект к которому составляет 2000 патронов, размещенных в 8 магазинах-коробках. В боевом отделении размещались выстрелы: у перегородки МТО в нише – 14, вдоль перегородки – 8, у левого борта – 7, в нише левого борта – 5, в нише правого борта – 6, впереди наводчика – 5. Кроме этого экипаж имел в своем распоряжении 15 ручных гранат Ф-1, 300 патронов к АКМС, и 20 сигнальных патронов к сигнальному пистолету СПШ калибра 20 мм.

Читать еще:  Средний танк Type 59 (WZ120) (Китай)

Боеприпасы унифицированы с боеприпасами пушки Д-48.

В возимый боекомплект входили 21,8-кг унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов. В их число входили осколочно-фугасные гранаты УО-365К (масса 9,54 кг, начальная скорость 909 м/с). Они предназначались для разрушения укреплений и уничтожения живой силы противника. Для ведения огня по подвижным, бронированным целям, самоходкам и танкам – применялись остроголовые бронебойно-трассирующие снаряды Бр-365К (масса 9,2 кг, начальная скорость 1150 м/с). данными снарядами можно было вести огонь на расстоянии 1,2 км. Тупоголовые бронебойно-трассирующие снаряды Бр-365 имеющие баллистический наконечник могли поражать цели на дистанции до 1,25 км. Кроме того, для уничтожения танков и бронетранспортеров с расстояния 1,6 – 2,5 км использовались бронебойно-трассирующие подкалиберные снаряды Бр-367П и Бр-367ПК (масса 4,99 кг, начальная скорость 1150 м/с). На дистанции 2 км бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 53 миллиметров, размещенную под углом 60 градусов, а кумулятивный снаряд – 150 миллиметров. Максимальная дальность огня осколочно-фугасным снарядом — 13,4 км. В боекомплекте самоходки помимо них входили дымовые снаряды УД-367 имеющие стальной корпус. Их использовали для ослепления наблюдательных и командных пунктов противника, его батареи, огневые точки и отдельные орудия. Их же применяли для целеуказания артиллеристам.

Средства связи – ТПУ Р-120 и радиостанция Р-113. Самоходка снабжается автоматической системой ПАЗ. Также имеется система герметизации для обитаемых отделений.

В 1970-е годы АСУ-85 модернизировали: на крыше боевого отделения была установлена командирская башенка цилиндрической формы с перископическим прибором наблюдения ТНПК-240А и орудийной панорамой. Сверху на башенке имелся люк, на турели перед которым установлен зенитный пулемет ДШКМ. За командирской башенкой в вертикальном кормовом листе была прорезана щель, установили смотровой прибор.

АСУ-85 как правило транспортировались военно-транспортными Ан-12 и десантировались при помощи специальных парашютных систем. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение из походного и наоборот в течение 1-1,5 минут, что необходимо для артиллерийской системы подобного назначения.

Кроме СССР данные самоходные установки поставлялись в Польшу (31 АСУ-85 в 1965 году) и ГДР (20 машин в 1964 году).

АСУ-85 в 1967 году участвовали в арабо-израильском конфликте, который известен как «шестидневная война». Именно это боевое применение выявило необходимость установить на рубке зенитный пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм.

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 15,5 т;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6240 мм;
Длина с пушкой вперёд – 8435 мм;
Ширина корпуса – 2970 мм;
Высота – 1935 мм;
База – 3808 мм;
Колея – 2580 мм;
Клиренс – 420 мм;
Бронирование
Лоб корпуса – 45 мм/60 град.;
Борт корпуса (верх) – 13 мм/40 град.;
Борт корпуса (низ) – 15 мм/0 град.;
Корма корпуса – 6..8 мм;
Днище – 4..6 мм;
Крыша корпуса – 6/90..13/70 мм;
Вооружение:
Калибр и марка пушки – 85 мм 2А15;
Тип пушки – нарезная пушка;
Длина ствола – 68 калибров;
Боекомплект пушки – 39;
Углы вертикального наведения – −4,5…+15 град.;
Углы горизонтального наведения – ±15 град.;
Дальность стрельбы – до 10 км;
Прицелы – телескопический ТШК-2-79, ночной пассивный ТПН-1-79-11;
Пулеметы:
14,5-мм ДШК;
7,62-мм СГМТ;
Подвижность:
Тип двигателя – ЯАЗ-206В;
Мощность двигателя – 210 л.с.;
Скорость по шоссе – 45 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 25..30 км/ч;
Запас хода по шоссе – 360 км;
Запас хода по пересечённой местности – 230 км;
Удельная мощность – 13,2 л.с./т;
Тип подвески – торсионная, индивидуальная;
Удельное давление на грунт – 0,57 кг/см²;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
Преодолеваемый ров – 2,5 м;
Преодолеваемый брод – 1,1 м.

Подготовлено по материалам:
http://opoccuu.com
http://zonawar.ru
http://www.dogswar.ru
http://army.lv
http://armoredgun.org
http://russianarms.mybb.ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector