0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

Характеристики 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

История создания гаубицы 2С1 «Гвоздика»

C появлением и распространением ракетного оружия в 1950-е годы, в Советском Союзе началось масштабное сокращение традиционных полевых систем, в первую очередь ствольной артиллерии. Ракетные корабли, катера, ракетные истребители и даже танки — казалось, все это техника будущего, которая вот-вот совершенно вычеркнет из истории военного дела морально устаревшие «дедовские» гаубицы и полевые орудия.

Однако революции не случилось — к середине 1960-х годов стало понятно, что концепция полного преимущества ракетного оружия над традиционной ствольной артиллерией не верна. Когда сухопутные войска вернулись к традиционной организации наземной артиллерии, многие артиллерийские полки и дивизионы пришлось комплектовать орудиями ещё довоенной разработки, изготовленными во время Великой Отечественной войны!

И хотя на вооружение уже были приняты по-настоящему выдающиеся артсистемы, по типу 130-мм пушки М-46, 152-мм пушки М-47, 152 мм пушки-гаубицы Д-20, полковой 122-мм гаубица Д-30, но ни одной самоходной артиллерийской системы, да ещё и бронированной, способной огнем с закрытых огневых позиций поддерживать бой танковых и мотострелковых частей, у СССР не было даже в проекте.

4 июля 1967 г. принимается Постановление Совета Министров СССР № 608-201, в соответствии с которым в ОКБ-9 завода «Уралмаш» (г. Екатеринбург) под руководством В.А. Голубева приступили к эскизной разработке артиллерийской части 122-мм самоходной гаубицы на основе баллистики Д-30. Одновременно на Харьковском тракторном заводе начались работы над созданием проекта шасси нового орудия на базе тягача МТ-ЛБ, под общим руководством А.Ф. Белоусова.

Опытная серия из четырех экземпляров самоходных гаубиц была представлена на испытания в августе 1969 г. В 1970 г. под названием 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» орудие было принято на вооружение.

С ерийное производство 2С1 организовывали на ХТЗ, с 1969 г. оно продолжалось по 1991 г., а всего за это время было изготовлено свыше 10 тысяч САУ 2С1 «Гвоздика».

2С1 «Гвоздика» широко поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, Алжир, Анголу, Иран, Йемен, Ирак, Кубу, Ливию, Сирию, Судан, Уругвай, Финляндию, Эфиопию, производилась по лицензии в Болгарии, и до сих пор состоит на вооружении в России.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

Конструкция САУ 2С1 «Гвоздика»

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» имеет классическую для самоходной артиллерии башенную схему. Корпус сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь.

В передней части корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение и место механика-водителя. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне (справа от орудия) размещается заряжающий, а также укладки под гильзы с зарядами, место наводчика находится слева от орудия, спереди, а за ним, находится место командира машины. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни 2С1.

Ходовая часть 2С1 «Гвоздика» представляет собой удлиненное на одну пару катков шасси транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Ведущие колеса — передние, направляющие — задние, число опорных катков на борт: 7. На 1-ом и 7-ом катках установлены двусторонние гидроамортизаторы .

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31, полностью унифицированная по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30.

Читать еще:  Боевая машина 9А31 зенитного ракетного комплекса 9К31 «Стрела-1» (СССР)

В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов, в то время как укладки под снаряды и заряды основного орудия находятся в корме машины. Подача в укладки может осуществляться не выходя за пределы броневого корпуса, через специальный кормовой люк.

Чертеж самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

Модификации и варианты машин на базе САУ 2С1 «Гвоздика»

  • 9П139 «Град-1» (1974 г.) — гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». В 1976 году принята на вооружение и выпущена небольшой партией. Планировалось развернуть серийное производство в Болгарии, однако никакие работы по этому направлению осуществлены не были.
  • 2С8 «Астра» — (опытная, проект закрыт в 1977 г.) 120-мм самоходный миномёт на базе 2С1 «Гвоздика». Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51.
  • УР-77 «Метеорит» (1977 г.)— установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Производилась серийно.
  • 2С17 «Нона-СВ» — (опытная, проект закрыт в 1982 г.) 120-мм самоходное артиллерийское орудие, дальнейшее развитие проекта «Астра». В связи с началом работ по созданию более совершенного арткомплекса 2С31 «Вена», в 1982 г. работы были прекращены.
  • 2С15 «Норов» — (опытная, проект закрыт в 1985 г.) 100-мм самоходная противотанковая пушка, из-за зативания сроков разработки устарела на стадии разработки. Проект закрыт.
  • 2С1-Н — многоцелевой транспортёр-тягач на базе 2С1 «Гвоздика», для перевозки людей и грузов в закрытом кузове.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика»

Чертежи / Схемы

Видео

Полные характеристики

Литература

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» (объект 26)

Первенец второго поколения отечественной самоходной артиллерии. Разрабатывалась по Постановлению СМ СССР от 4 июля 1967 года в ОКБ-9 (артиллерийская часть) и ПО «Харьковский тракторный завод» (шасси). Принята на вооружение в 1971 году. Производилась серийно на ХТЗ с 1972 года.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки транспортера-тягача МТ-ЛБ. Корпус сварной, герметичный. Отделение управления и МТО размещены в передней части корпуса, боевое – в средней и кормовой. Над боевым отделением размещена сварная башня с развитой кормовой нишей. В башне установлена 122-мм гаубица Д-32 с длиной ствола 35 калибров. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы – как у буксируемой гаубицы Д-30. Ствол гаубицы Д-32 с двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Затвор – вертикальный, клиновой, с полуавтоматикой копирного типа. Гаубица снабжена электромеханическим досылателем. Скорострельность 4 – 5 выстр./мин. Углы наведения: по горизонтали 360°, по вертикали – 3°…+70°. Максимальная дальность стрельбы 15200 м. Машина оборудована системами ПАЗ и ППО. Движение на плаву – за счет перемотки гусениц. Транспортировка по воздуху- всеми типами самолетов ВТА, начиная с Ан-12.

Самоходная гаубица 2С1 предназначалась для артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков. В каждый дивизион входило 18 САУ, а число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54 единиц. Помимо сухопутных войск 2С1 поступили на вооружение морской пехоты ВМФ.
«Гвоздики» использовались Советской Армией в Афганистане, принимали участие в региональных конфликтах на территории СНГ. К середине 90-х годов эта САУ уже считалась устаревшей, но, тем не менее, продолжает оставаться на вооружении артиллерийских частей Российской Армии и активно применяется в антитеррористической операции в Чечне.

По данным комиссии, следящей за выполнением Венских соглашений по ограничению вооруженных сил в Европе, в 1995 году на европейской части России имелось 742 самоходных гаубицы 2С1. На базе 2С1 создана и серийно выпускалась установка разминирования УР-77. По советской лицензии эти САУ производились в Польше и Болгарии. На базе «Гвоздики» болгарские конструкторы разработали боевые машины пехоты БМП-23 и БМП-30, которые находятся на вооружении болгарской армии. В Румынии под индексом Mod.89 выпускался модернизированный вариант “Гвоздики”.

Читать еще:  Полезные лайфхаки для выживания в чрезвычайной ситуации

На 1995 год самоходные гаубицы 2С1, как советского, так и польского, и болгарского производства, состоят на вооружении многих стран СНГ, а также Алжира (145 единиц), Афганистана, Болгарии (740), Венгрии (121), Польши (521), Румынии (6+42 Mod.89), Словакии (49), Словении (18), Сирии (400), Хорватии (30), Чехии (97) и Югославии. До объединения Германии 2С1 имелись и в ННА ГДР (374 единицы на 1991 г.). Артиллерийскую часть САУ 2С1, в которую был внесен ряд изменений (получила индекс ГРАУ 2А32), использовали при создании самоходной гаубицы 2С2 «Фиалка» для воздушно-десантных войск. В качестве базы для нее взяли шасси боевой машины десанта БМД-1. Первые три опытные САУ в 1968 году проходили испытания, но их не выдержали. Работа над
2С2 была прекращена в декабре 1968 года.

На базе узлов и агрегатов САУ 2С1 “Гвоздика” создана установка разминирования УР-77 “Метеорит”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С1
БОЕВАЯ МАССА, т: 15,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина-7265,
ширина-2850,
высота-2740,
клиренс-400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица Д-32 (2А31) калибра 122 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов раздельного заряжания.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПГ-2 (10П40),
оптический прицел прямой наводки ОП5-37.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЗ-238Н, 8-цилиндровый, V-образныи, четырехтактный дизель жидкостного охлаждения; мощность 300 л.с.(220,8 кВт) при 2100 об/мин; рабочий объем 14 860 см3.
ТРАНСМИССИЯ: как у МТ-ЛБ.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь одинарных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 7-го катков; гусеницы шириной 350 мм, шаг трака 111 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше-61,5; на плаву-4,5.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше-500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 35;
ширина рва, м-3;
высота стенки, м-0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

«Гвоздика» – лучший цветок в букете САУ

Самоходная артиллерийская установка (САУ) или в разговорном языке просто самоходка появилась вместе с первыми танками. По современной классификации первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» танками и не являются. Это обычные полевые пушки, поставленные на самоходные шасси и защищенные тонкой броней. Отличие танка от САУ в том, что на танк ставится свое, разработанное именно для данного танка орудие. Кроме того САУ, как правило, дополнительным вооружением (пулеметами, минометами, зенитными установками и т.д.) не оборудуется.

Первые САУ появились еще до Первой мировой, однако полномасштабного распространения не получили. Настоящий расцвет САУ наступил во время Второй мировой. Но речь пойдет о САУ «Гвоздика», которая была принята на вооружение в 1970-м и до сих пор не снята с боевого дежурства.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Исходя из этого утверждения, разработкой новой самоходки, получившей название САУ 2С1 «Гвоздика», занялись, учитывая возможность использования подобных зарядов.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Читать еще:  Опытный ручной пулемёт Калашникова 1943 г. (СССР)

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

Конструкция

Компоновка корпуса этой артсистемы была выполнена по башенной схеме. Все сварено из листов катаной стали. Сам корпус абсолютно герметичен, а толщина броневых листов 20 мм. Это достаточно надежная защита от осколков и пуль, но не от снарядов. Моторный отсек находится с правой стороны, здесь расположено и место водителя-механика.

Боевое отделение находится в средней части и корме. На корпусе размещена башня, а в ней орудие. В башне с правой стороны заряды и заряжающий. Слева наводчик и прицел для точной наводки. Место командира за наводчиком. У командира собственная поворотная башенка с люком для визуального контроля. В нише самой башни размещаются кумулятивные снаряды и заряды к ним. Остальные боеприпасы находятся на корме.

У САУ 2С1 есть специальный люк, через который возможен прием снарядов прямо с грунта.

Ходовая часть. В основе модифицированные шасси МТ-ЛБ. Его хорошо переработали, установив пару опорных катков дополнительно. А вот число обрезиненных катков увеличилось до семи пар. В задней части находятся направляющие колеса, в передней ведущие. Гусеница собрана из звеньев (траков). Звенья довольно мелкие (350*111), соединены металлическими пальцами.

При ширине трака 350 мм и массе 15,7 тонны, машина чувствует себя уверенно на любом грунте. У артсистемы «Гвоздика» подвеска на торсионах, индивидуальная. Гидроамортизаторы установлены на седьмом и первом опорных катках.

Двигатель и трансмиссия. На машине установлен двигатель ЯМЗ-238Н мощностью в 300 л.с. Работает на дизельном топливе. Двигатель V-образный, 8-цилиндровый четырёхтактный с жидкостным охлаждением. Наддув газотурбинный. Что касается трансмиссии, то она двухпоточная и механическая. Механизмов поворота два и они планетарно-фрикционные. Передних передач шесть при одной задней.

Вооружение. 122 мм нарезная гаубица это основа огневой мощи установки.

Тормоз дульный, эжектор, казенник и труба соединены в ствол, длинной больше 4 метров. Внутри ствола 34 нареза. Используется в этом орудии вертикально-клиновой затвор. Имеется полуавтоматический механизм повторного взведения.

Чтобы снаряд не выпадал в случаях, когда ствол находится на высоких углах возвышения, установлен специальный лоток с устройством удержания.

У противооткатного устройства установлен специальный гидравлический тормоз, тип его веретенный. Также есть пневматический накатник с заправкой воздухом или же азотом. На тормозе отката установлен компенсатор.

Средства наблюдения и связи. ТКН-3Б, прицел, который находится на командирском месте. Прицел ОУ-3ГА2 установлен для того чтобы осуществлять ночное наблюдение за местностью. ТНПО-170А, прицел перископического, призменного типа, а 1ОП40 панорамного типа, оба расположены в месте наводчика. ОП5-37, для ведения огоня из укрытия. МК-4 вращающегося типа размещен с правой стороны башни. У механика есть прибор ТНПО-170А для наблюдения днем и для ночного наблюдения ТВН-2Б.

На месте водителя-механика устроено стекло с броневой крышкой для непосредственного наблюдения за местностью. Р-123М радиостанция с помощью, которой осуществляется внешняя связь. Она работает на УКВ волнах, радиус действия до 28 км. Для связи экипажа между собой в самоходке установлен аппарат Р-124.

ТТХ «Гвоздики» и зарубежных аналогов

Тактико-технические характеристики установки более всего оцениваются в сравнении с другими самоходками аналогичного типа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector