0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица M108 (США)

M108 (САУ)


М108 (англ. 105mm Self-Propelled Howitzer M108 ) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных гаубиц. Создана в 1953—1960 годах параллельно со 155-мм САУ M109, предназначалась для замены в войсках самоходной гаубицы M52 [1] . До принятия на вооружение имела наименование T195 [2] . Серийный выпуск начался в 1962 году, однако к 1963 году был свёрнут в пользу более мощной M109, всего было выпущено лишь 355 M108. Использовалась войсками США во Вьетнамской войне, но вскоре после неё была снята с вооружения. Поставлялась также Бельгии, Бразилии, Испании, Тайваню и Турции и в большинстве этих стран всё ещё состоит на вооружении, по состоянию на 2007 год.

Содержание

История создания и производства

Конструкция

Броневой корпус

Корпус машины разделен на три отделения: силовое (в передней части); отделение управления (в передней части слева) и боевое (в кормовой части корпуса). Для входа и выхода экипажа в кормовом листе корпуса предусмотрен двустворчатый люк.

Башня кругового вращения, полностью закрытая, с большим (2743 мм) диаметром погона. Корпус и башня выполнены из алюминиевого сплава и защищают экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов.

Вооружение

Основным вооружением является 105-мм гаубица M103, размещённая в башне. Ствол гаубицы — моноблок с навинтным казенником, эжекционным устройством и дульным тормозом. Затвор клиновой полуавтоматический. Ударный механизм затвора механический с дублирующим электроспуском. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника.

Механизмы наведения снабжены ручными приводами. Заряжание ручное, полуунитарными выстрелами. Для облегчения заряжания используются подъемник и досылатель, имеющие гидравлические приводы.

Для наведения гаубицы в цель при стрельбе с закрытых позиций применяется панорамный прицел XM45 и квадрант T33E2, а при стрельбе с открытых позиций — прицел T176E3.

Средства наблюдения

Для наблюдения используются три перископа XM45 (у механика-водителя) и перископ M27 (у командира машины). Для вождения машины ночью применяется прибор (перископ) ночного видения.

Средства связи

M108 снабжена радиостанцией и внутренним переговорным устройством AN/VIC-1.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка — восьмицилиндровый V-образный двухтактный дизельный двигатель GM8V71T водяного охлаждения с турбонаддувом.

Силовая передача — гидромеханическая трансмиссия Allison XT-300-2.

Ходовая часть

Ходовая часть имеет по семь опорных катков с каждой стороны, изготовленных из алюминиевого сплава. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами, установленными на каждый опорный каток. Гусеницы резино-металлические со съемными резиновыми башмаками. Ведущие колёса переднего расположения.

Для преодоления водных преград на плаву машина оборудована специальным плавсредством, состоящим из шести надувных прорезиненных поплавков и трех волноотражательных щитов. Движение на плаву обеспечивается с помощью гусениц.

Американская 155-мм самоходная гаубица M109

М109 является американской самоходной артиллерийской установкой, класса самоходных гаубиц, ставшей самой распространенной в мире. М109 создана в 1953—1960 гг. для замены малоудачной САУ M44, параллельно с M108 калибра 105 мм. Серийно производилась в Соединенных Штатах. В период с 1962 по 2003 годы неоднократно модернизируясь. В 1990-х годах выпускалась по лицензии в Южной Корее. Всего за время было выпущено 9205 самоходок всех модификаций. Довольно быстро стала стандартной самоходной артиллерийской установкой войск США, вытеснив не только более старые образцы, но и M108. Первое боевое применение M109 во время Вьетнамской войны и впоследствии применялась практически во всех военных конфликтах с участием Соединенных Штатов. Помимо США, стала стандартной самоходкой стран НАТО.

В середине 1950-х годов самоходные артиллерийские системы в полевой артиллерии США заняли прочное место. Однако участие США в многочисленных развязанных по всему миру военных конфликтах и появление ядерного оружия у соцстран послужили причиной выдвижения новых требований к САУ. Для быстрой переброски самоходки в любую точку мира по воздуху они должны были обладать небольшой массой и габаритами. Для защиты экипажа САУ от поражающих факторов ядерного оружия бронирование машин должно было быть полным. Кроме этого они оборудовались фильтровентиляционными установками. В списке требований не последнее место занимали хорошая проходимость за счет использования спец. шасси, преодоление вплавь водных преград и увеличение сектора горизонтального обстрела путем использования вращающейся башни. В данный период на вооружении армии США стояли 105-миллиметровая САУ M52 и 155-миллиметровая САУ M44, созданные на базе танка M41. Самоходные артиллерийские установки не соответствовали новым требованиям и имели некоторые недостатки, главными из которых были: ограниченный угол обстрела, большой вес и незначительный запас хода.

Чтобы исключить недостатки, свойственные M44 и M52, в 1952 году приступили к созданию самоходной гаубицы Т195 калибра 110 мм. Было принято решение использовать орудийную башню и корпус Т195 в качестве основы самоходки оснащенной 156-миллиметровой гаубицей. Проект новой гаубицы представили в августе 1954 года однако, он не получил одобрения заказчика. В 1956 году, для унификации в рамках НАТО было решено придерживаться калибра 155 миллиметров, и в 1959 году завершили первый прототип, которому присвоили обозначение Т196. САУ Т196 для прохождения войсковых испытаний направили в Форт-Нокс.

Читать еще:  Самоходная гаубица Palmaria (Италия)

По результатам данных испытаний было решено, что для увеличения рабочего диапазона все американские бронемашины будут оснащаться дизельными двигателями. Кроме этого в конструкцию корпуса, башни и ходовой части внесли ряд изменений. С учетом нового оснащения модели присвоили обозначение Т196Е1. В 1961 году ее приняли на вооружение в качестве гаубицы М109 SP. Первые серийные машины были произведены в конце 1962 года на танковом заводе в Кливленде (Cleveland Army Tank Plant) под руководством Cadillac Motor Car Division, впоследствии Chrysler. Всего на заводе Chrysler построили около 2500 орудий. В 1970-х годах производство семейства М109 было передано Bowen McLaughlin-York (на сегодняшний день United Defense).

Корпус и башня САУ М109 выполнены из алюминиевой катаной брони, обеспечивающей защиту от осколков снарядов полевой артиллерии, огня стрелкового оружия и светового излучения ядерного взрыва. Корма и борта корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист под значительным углом. Крыша корпуса – горизонтальная. На корме самоходки устанавливалась закрытая башня кругового вращения, имеющая почти полукруглый лобовой лист. В бортах башни выполнены открывающиеся назад прямоугольные люки.

В самоходной гаубице M109 приняли компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. В кормовой части корпуса размещалась башня кругового вращения со 155-миллиметровой гаубицей. Место водителя располагается в передней части самоходки слева, моторное отделение – справа. Башня размещается сзади. Подвеска самоходной гаубицы М109 стержневая. С каждой стороны имеется 7 катков, направляющий барабан — в задней части и транспортирующий – в передней. Валки обратного хода отсутствуют. В состав стандартного оснащения входят инфракрасные ведущие огни, а также земноводное оборудование, дающее возможность самостоятельно передвигаться САУ через медленно текущие реки. В корме имелся двухстворчатый люк, служащий для загрузки боеприпасов. Вход/выход экипажа осуществлялся через люки в корме башни и боковых стенках, а также через люки в крыше башни.

Дизельный двигатель 8V-T71 компании «Детройт дизель».

Экипаж самоходной гаубицы М109 состоит из шести человек: механика-водителя, командира орудия, наводчика и его помощника, а также двух номеров расчета.

В качестве основного орудия служит 155-миллиметровая гаубица M126 с длиной ствола 23 калибра. Орудие установлено на станок M127, оснащенное дульным тормозом и эжектором. Угол вертикального наведения составляет -3…+75 градусов, горизонтального – 360 градусов. Гаубица оснащается гидропневматическими противооткатными устройствами. Основной привод наведения — гидравлический, вспомогательный – ручной. Орудие имеет большое выхлопное устройство, дульный тормоз и резьбовой Welm затвор. Подача метательных зарядов и капсюльных трубок осуществляется вручную. Последние в затвор вкладываются после того, как в зарядную камеру уже помещены снаряд с метательным зарядом. Максимальная скорострельность составляет 6 выстрелов в /минуту. Вспомогательное вооружение – 12,7-миллиметровый пулемет M2HB установленный над командирским люком в башне справа. Боекомплект пулемета — 500 патронов.

Для самоходной гаубицы М109 применяются следующие боеприпасы: M712 «Копперхед» (управляемый снаряд), M107 и M795 (осколочно-фугасные снаряды), M718/M741, M692, M483A1 и M449A1 (кассетные снаряды), M549 (осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд), M485 и M818 (осветительные снаряды), M825 (дымовой снаряд), M804 (практический снаряд). Возимый боекомплект – 28 выстрелов.

САУ М109 оснащается тремя перископами М45, перископом М27, оптическим прицелом М118С с увеличением х4, панорамным оптическим прицелом М117 с увеличением х4 и артиллерийскими квадрантами М1А1 и М15. Также для вождения в ночное время имеются приборы ночного видения. Некоторые машины оснащены системой защиты от оружия массового поражения.

Самоходная гаубица M109 может преодолевать водные преграды вплавь: на воде самоходка удерживается при помощи специального комплекта плавсредств, который состоит из 3 волноотражающих щитков и 6 надувных прорезиненных контейнеров. Движение на воде осуществляется перемоткой гусениц. САУ M109 способна вести огонь с воды, однако только для произведения «шумового эффекта» поскольку горизонтальное наведение не удается, а наведение поворотом на ходу приводит к потере меткости.

Одной из причин долговечности самоходной гаубицы М109 заключается в том, что базовое шасси машины поддается модернизации и легко «принимает» длинноствольную артиллерию с большей дальностью стрельбы.

В семейство САУ M109 входят следующие модификации:
M109A1 — принята на вооружение в 1973 году. Главное отличие от базовой модели заключается в увеличенной длине ствола, усиленной подвеской и усовершенствованными приводами наведения. Возможно использование M864 кассетных снарядов с донным газогенератором.

M109A2 — принята в 1979 году. Изменена конструкция противооткатных устройств и досылателя. Боекомплект возрос на 22 выстрела.

M109A3 является модернизированным вариантом M109A1. Орудийный станок заменен. Имеет усовершенствованную приборную панель механика-водителя, систему удаления из топливной системы воздуха, систему контроля состояния боеукладки, тормоза отката, накатника и торсионных валов. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом увеличена до 24 км, осколочно-фугасным – до 18 км.
На модификации M109A4 оборудована система защиты от оружия массового поражения. В силовую установку внесены некоторые изменения, механизмы горизонтального наведения усовершенствованы.

Читать еще:  Самоходная гаубица PzH 2000 (Германия)

M109A5 — оснащается орудием M284 с длиной ствола 39 калибров на станке M182. Максимальная дальность ведения огня составляет 30 км. По требованию заказчика возможна установка автоматизированной системы управления огнем и система GPS.
M109A6 «Paladin» (Паладин) — модификацию разработали в рамках программы HIP. На вооружение принята в 1992 году. Установлена новая башня, имеющая улучшенную броневую защиту и внутреннюю обшивку из кевлара. Орудие M284 устанавливается на станке M182A1. Заменена радиостанция.

САУ M109A6 оснащается системой управления огнем, навигационной системой и бортовым баллистическим вычислителем обеспечивающими автоматическое наведение орудия. имеется приемник космической радионавигационной системой NAVSTAR.

В 1983 году в ФРГ разработан модернизированный вариант M109A3G. Производство наладили в 1985 году. Имеет новое орудие со стволом от гаубицы FH70 «Rheinmetall». Отличается более совершенными противооткатными устройствами, клиновым затвором и усиленным боевым зарядом, введенным в боекомплект (что дало возможность увеличить дальность стрельбы до 18 км, а скорострельность — до 6 выстрелов). За счет изменения укладки боеприпасов количество выстрелов увеличилось до 34 шт. Также на машине установили новые, западногерманские приборы наблюдения, прицелы, гусеницы, средства связи, дымовые гранатометы и зенитный пулемёт MG.3 калибра 7,62 мм.
Модернизация M109A3GN была разработана в 1988 году и производилась для армии Норвегии в 1988—1990 годах. Установлены новые стволы компании «Рейнметалл», позволившие увеличить дальность ведения огня.

M109L — производившийся в Италии модернизированный вариант самоходной гаубицы.

M109A6 PIM — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Главной целью модернизации стало продление на 30-40 лет срока эксплуатации САУ

M109A6 и повышение их боевых характеристик. Модернизированная самоходная гаубица имеет цифровую систему управления огнем и усовершенствованную полуавтоматическую систему заряжания. Кроме того гидравлические системы управления орудием заменили электрическими приводами. Базовое шасси заменило улучшенное с трансмиссией и элементами подвески БМП M2 «Брэдли». 440-сильный дизельный двигатель «Детройт Дизель» заменен двигателем БМП M2 «Брэдли» (600-сильный «Камминс» V903). Американские вооруженные силы планируют модернизировать до модификации PIM 580 M109A6 из 975.

В армию США самоходная гаубица M109 поступает в количестве 54 шт. в расчете на одну механизированную или танковую дивизию (3 дивизиона по 18 САУ, в дивизионе — 3 батареи по 6 машин). Кроме Морской пехоты и армии США самоходки M109 поставлялись в Австрию (189 машин модификаций M109A2, M109A3, M109A5Ö – по состоянию на 2007 год), Бельгию (24 САУ M109), Бразилию (37 M109A3), Германию (499 M109A3G), Грецию (197 M109A1B, M109A2, M109A3GEA1, M109A5), Данию (76 M109A3DK), Египет (367 M109A2, M109A2, M109A3), Израиль (350 M109A1), Иорданию (253 M109A1, M109A2), Иран (180 M109), Испанию (112 M109A2, M109A5), Италию (260 M109G, M109L), Республику Корея (1040 M109A2), Кувейт (23 M109), Ливию (14 M109), Марокко (44 M109A1, M109A1B), Нидерланды (120 M109A3), Норвегию (126 M109A3GN), ОАЭ (85 M109A3), Пакистан (200 M109A2), Перу (12 M109A2), Португалию (20 M109A2, M109A5), Саудовскую Аравию (110 M109A1B, M109A2), Таиланд (20 M109A2), Китайскую Республику (225 M109A2, M109A5), Швейцарию (224 M109U).

Самоходная гаубица M109 применялась во многих конфликтах на Ближнем Востоке (использовалась Израилем и Ираном) и Дальнем Востоке (Соединенными Штатами — в Кампучии и Вьетнаме).

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 23,8 тонн;
Длина корпуса – 6114 мм;
Длина с пушкой вперед – 6614 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 3279 мм;
Клиренс – 450 мм;
Экипаж – 4-6 человек (в зависимости от модификации);
Тип брони — алюминиевая катаная
Лоб корпуса (верх) – 32 мм/75°;
Лоб корпуса (середина) – 32 мм/19°;
Лоб корпуса (низ) – 32 мм/60°;
Борт и корма корпуса – 32 мм/0°;
Днище – 32 мм;
Крыша корпуса – 32 мм;
Лоб и борт башни – 32 мм/22°;
Корма башни – 32 мм/0°;
Крыша башни – 32 мм;
Тип пушки – гаубица;
Марка и калибр пушки – M126, 155 мм;
Длина ствола – 23,4 калибров;
Боекомплект пушки – 28 выстрелов;
Углы вертикального наведения – от −3 до +75 град.;
Дальность стрельбы – 19,3 км (с активно-реактивным снарядом);
Прицелы – M42 (перископический), M118C (телескопический), M117 (панорамный перископический);
Пулемет – M2HB калибра 12,7 мм;
Двигатель – дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 405 л. с.;
Скорость по шоссе – 56 км/ч;
Запас хода по шоссе – 350 км;
Удельная мощность – 15,5 л. с./т;
Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
Преодолеваемый ров – 1,85 м;
Преодолеваемый брод – 1,05 м, с дополнительным оборудованием плавает.

Читать еще:  Опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П) (СССР)



Подготовлено по материалам:
http://zonawar.ru
http://www.thetankmaster.com
http://detavlad.ru
http://voenteh.com

M108, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

105-мм самоходная гаубица М108

Самоходная гаубица М108 была разработана в 50-х годах практически одновременно со 155-мм самоходной гаубицей М109, которая имела то же шасси и башню с некоторыми изменениями. В конструкции шасси был использован ряд узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера М113. Серийное производство М108 осуществляло в 1962-1963 годах отделение “Кадиллак гейдж мотор кар дивижн” корпорации “Дженерал моторс”. Самоходная гаубица М108 представляла собой плавающую авиатранспортабельную самоходную установку весом 22,45 т и предназначалась для замены в войсках 105-мм самоходной гаубицы М52. Экипаж машины состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих. Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад. Боевое отделение располагалось в кормовой части машины. Для входа и выхода орудийного расчета в кормовом листе корпуса имеется большой двухстворчатый люк. В башне, оборудованной командирской башенкой, над которой на специальном кронштейне монтировался 12,7-мм зенитный пулемет, устанавливалась короткоствольная 105-мм гаубица М103, снабженная дульным тормозом и эжекционным устройством. Угол возвышения гаубицы составлял +74°, угол склонения -4°. Машина была оборудована подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме стандартных боеприпасов, в боекомплект гаубицы был введен новый тип боеприпасов, обеспечивавших увеличение дальности стрельбы до 14000 м, Машина могла вести огонь из орудия и пулемета на плаву. В САУ М108 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. На первых образцах машины в силовом отделении устанавливались бензиновый двигатель “Континентал” А01-623-1 мощностью 250 кВт и силовая передача фирмы “Аллисон” ХТ-300-2. В дальнейшем в порядке модернизации был установлен дизель 8V71T мощностью 299 кВт производства фирмы “Детройт дизель”. В состав шасси, применительно к одному борту, входили семь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Специально для М108 было разработано индивидуальное плавсредство, позволявшее машине преодолевать вплавь водные преграды посредством перематывания гусениц, но, насколько известно, это плавсредство никогда не использовалось ни на одной из линейных машин. Без подготовки М108 могла преодолевать броды глубиной до 1,83 м. Самоходная гаубица М108 выпускалась в течение только одного года. Ее серийное производство было прекращено после принятия на вооружение 155-мм самоходной гаубицы М109. В настоящее время САУ М108 состоит на вооружении армий Бразилии, Испании, Тайваня, Туниса и Турции. Бельгийская армия заменила свои М108 155-мм самоходными гаубицами М109А2, и некоторые устаревшие самоходки были переоборудованы в подвижные командные пункты, получившие обозначение VBCL.

Тактико-технические характеристики 105-мм самоходной гаубицы М108
Боевая масса, т 22,45
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина 6114
ширина 3295
высота с пулеметом 3155
клиренс 451
Бронирование, мм: 16
Вооружение: 105-мм гаубица М103, 12,7-мм пулемет М2
Боекомплект: 87 выстрелов, 500 патронов
Дальность стрельбы, м:
стандартным фугасным снарядом 11500
активно-реактивным снарядом 14000
Двигатель: “Детройт Дизель” 8V71T, 2-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, мощность 299 кВт при 2300 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,3
Удельное давление на грунт, Мпа 0,075
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 56
на плаву 6,43
Запас хода по шоссе, км 390
Запас топлива, л 511
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,53
ширина рва, м 1,83
глубина брода, м 1,83 (с подготовкой плавает)

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector