Самоходная гаубица M109 (США)
Американская 155-мм самоходная гаубица M109
М109 является американской самоходной артиллерийской установкой, класса самоходных гаубиц, ставшей самой распространенной в мире. М109 создана в 1953—1960 гг. для замены малоудачной САУ M44, параллельно с M108 калибра 105 мм. Серийно производилась в Соединенных Штатах. В период с 1962 по 2003 годы неоднократно модернизируясь. В 1990-х годах выпускалась по лицензии в Южной Корее. Всего за время было выпущено 9205 самоходок всех модификаций. Довольно быстро стала стандартной самоходной артиллерийской установкой войск США, вытеснив не только более старые образцы, но и M108. Первое боевое применение M109 во время Вьетнамской войны и впоследствии применялась практически во всех военных конфликтах с участием Соединенных Штатов. Помимо США, стала стандартной самоходкой стран НАТО.
В середине 1950-х годов самоходные артиллерийские системы в полевой артиллерии США заняли прочное место. Однако участие США в многочисленных развязанных по всему миру военных конфликтах и появление ядерного оружия у соцстран послужили причиной выдвижения новых требований к САУ. Для быстрой переброски самоходки в любую точку мира по воздуху они должны были обладать небольшой массой и габаритами. Для защиты экипажа САУ от поражающих факторов ядерного оружия бронирование машин должно было быть полным. Кроме этого они оборудовались фильтровентиляционными установками. В списке требований не последнее место занимали хорошая проходимость за счет использования спец. шасси, преодоление вплавь водных преград и увеличение сектора горизонтального обстрела путем использования вращающейся башни. В данный период на вооружении армии США стояли 105-миллиметровая САУ M52 и 155-миллиметровая САУ M44, созданные на базе танка M41. Самоходные артиллерийские установки не соответствовали новым требованиям и имели некоторые недостатки, главными из которых были: ограниченный угол обстрела, большой вес и незначительный запас хода.
Чтобы исключить недостатки, свойственные M44 и M52, в 1952 году приступили к созданию самоходной гаубицы Т195 калибра 110 мм. Было принято решение использовать орудийную башню и корпус Т195 в качестве основы самоходки оснащенной 156-миллиметровой гаубицей. Проект новой гаубицы представили в августе 1954 года однако, он не получил одобрения заказчика. В 1956 году, для унификации в рамках НАТО было решено придерживаться калибра 155 миллиметров, и в 1959 году завершили первый прототип, которому присвоили обозначение Т196. САУ Т196 для прохождения войсковых испытаний направили в Форт-Нокс.
По результатам данных испытаний было решено, что для увеличения рабочего диапазона все американские бронемашины будут оснащаться дизельными двигателями. Кроме этого в конструкцию корпуса, башни и ходовой части внесли ряд изменений. С учетом нового оснащения модели присвоили обозначение Т196Е1. В 1961 году ее приняли на вооружение в качестве гаубицы М109 SP. Первые серийные машины были произведены в конце 1962 года на танковом заводе в Кливленде (Cleveland Army Tank Plant) под руководством Cadillac Motor Car Division, впоследствии Chrysler. Всего на заводе Chrysler построили около 2500 орудий. В 1970-х годах производство семейства М109 было передано Bowen McLaughlin-York (на сегодняшний день United Defense).
Корпус и башня САУ М109 выполнены из алюминиевой катаной брони, обеспечивающей защиту от осколков снарядов полевой артиллерии, огня стрелкового оружия и светового излучения ядерного взрыва. Корма и борта корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист под значительным углом. Крыша корпуса – горизонтальная. На корме самоходки устанавливалась закрытая башня кругового вращения, имеющая почти полукруглый лобовой лист. В бортах башни выполнены открывающиеся назад прямоугольные люки.
В самоходной гаубице M109 приняли компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. В кормовой части корпуса размещалась башня кругового вращения со 155-миллиметровой гаубицей. Место водителя располагается в передней части самоходки слева, моторное отделение – справа. Башня размещается сзади. Подвеска самоходной гаубицы М109 стержневая. С каждой стороны имеется 7 катков, направляющий барабан – в задней части и транспортирующий – в передней. Валки обратного хода отсутствуют. В состав стандартного оснащения входят инфракрасные ведущие огни, а также земноводное оборудование, дающее возможность самостоятельно передвигаться САУ через медленно текущие реки. В корме имелся двухстворчатый люк, служащий для загрузки боеприпасов. Вход/выход экипажа осуществлялся через люки в корме башни и боковых стенках, а также через люки в крыше башни.
Дизельный двигатель 8V-T71 компании «Детройт дизель».
Экипаж самоходной гаубицы М109 состоит из шести человек: механика-водителя, командира орудия, наводчика и его помощника, а также двух номеров расчета.
В качестве основного орудия служит 155-миллиметровая гаубица M126 с длиной ствола 23 калибра. Орудие установлено на станок M127, оснащенное дульным тормозом и эжектором. Угол вертикального наведения составляет -3…+75 градусов, горизонтального – 360 градусов. Гаубица оснащается гидропневматическими противооткатными устройствами. Основной привод наведения — гидравлический, вспомогательный – ручной. Орудие имеет большое выхлопное устройство, дульный тормоз и резьбовой Welm затвор. Подача метательных зарядов и капсюльных трубок осуществляется вручную. Последние в затвор вкладываются после того, как в зарядную камеру уже помещены снаряд с метательным зарядом. Максимальная скорострельность составляет 6 выстрелов в /минуту. Вспомогательное вооружение – 12,7-миллиметровый пулемет M2HB установленный над командирским люком в башне справа. Боекомплект пулемета — 500 патронов.
Для самоходной гаубицы М109 применяются следующие боеприпасы: M712 «Копперхед» (управляемый снаряд), M107 и M795 (осколочно-фугасные снаряды), M718/M741, M692, M483A1 и M449A1 (кассетные снаряды), M549 (осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд), M485 и M818 (осветительные снаряды), M825 (дымовой снаряд), M804 (практический снаряд). Возимый боекомплект – 28 выстрелов.
САУ М109 оснащается тремя перископами М45, перископом М27, оптическим прицелом М118С с увеличением х4, панорамным оптическим прицелом М117 с увеличением х4 и артиллерийскими квадрантами М1А1 и М15. Также для вождения в ночное время имеются приборы ночного видения. Некоторые машины оснащены системой защиты от оружия массового поражения.
Самоходная гаубица M109 может преодолевать водные преграды вплавь: на воде самоходка удерживается при помощи специального комплекта плавсредств, который состоит из 3 волноотражающих щитков и 6 надувных прорезиненных контейнеров. Движение на воде осуществляется перемоткой гусениц. САУ M109 способна вести огонь с воды, однако только для произведения «шумового эффекта» поскольку горизонтальное наведение не удается, а наведение поворотом на ходу приводит к потере меткости.
Одной из причин долговечности самоходной гаубицы М109 заключается в том, что базовое шасси машины поддается модернизации и легко «принимает» длинноствольную артиллерию с большей дальностью стрельбы.
В семейство САУ M109 входят следующие модификации:
M109A1 — принята на вооружение в 1973 году. Главное отличие от базовой модели заключается в увеличенной длине ствола, усиленной подвеской и усовершенствованными приводами наведения. Возможно использование M864 кассетных снарядов с донным газогенератором.
M109A2 — принята в 1979 году. Изменена конструкция противооткатных устройств и досылателя. Боекомплект возрос на 22 выстрела.
M109A3 является модернизированным вариантом M109A1. Орудийный станок заменен. Имеет усовершенствованную приборную панель механика-водителя, систему удаления из топливной системы воздуха, систему контроля состояния боеукладки, тормоза отката, накатника и торсионных валов. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом увеличена до 24 км, осколочно-фугасным – до 18 км.
На модификации M109A4 оборудована система защиты от оружия массового поражения. В силовую установку внесены некоторые изменения, механизмы горизонтального наведения усовершенствованы.
M109A5 — оснащается орудием M284 с длиной ствола 39 калибров на станке M182. Максимальная дальность ведения огня составляет 30 км. По требованию заказчика возможна установка автоматизированной системы управления огнем и система GPS.
M109A6 «Paladin» (Паладин) — модификацию разработали в рамках программы HIP. На вооружение принята в 1992 году. Установлена новая башня, имеющая улучшенную броневую защиту и внутреннюю обшивку из кевлара. Орудие M284 устанавливается на станке M182A1. Заменена радиостанция.
САУ M109A6 оснащается системой управления огнем, навигационной системой и бортовым баллистическим вычислителем обеспечивающими автоматическое наведение орудия. имеется приемник космической радионавигационной системой NAVSTAR.
В 1983 году в ФРГ разработан модернизированный вариант M109A3G. Производство наладили в 1985 году. Имеет новое орудие со стволом от гаубицы FH70 «Rheinmetall». Отличается более совершенными противооткатными устройствами, клиновым затвором и усиленным боевым зарядом, введенным в боекомплект (что дало возможность увеличить дальность стрельбы до 18 км, а скорострельность — до 6 выстрелов). За счет изменения укладки боеприпасов количество выстрелов увеличилось до 34 шт. Также на машине установили новые, западногерманские приборы наблюдения, прицелы, гусеницы, средства связи, дымовые гранатометы и зенитный пулемёт MG.3 калибра 7,62 мм.
Модернизация M109A3GN была разработана в 1988 году и производилась для армии Норвегии в 1988—1990 годах. Установлены новые стволы компании «Рейнметалл», позволившие увеличить дальность ведения огня.
M109L — производившийся в Италии модернизированный вариант самоходной гаубицы.
M109A6 PIM — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Главной целью модернизации стало продление на 30-40 лет срока эксплуатации САУ
M109A6 и повышение их боевых характеристик. Модернизированная самоходная гаубица имеет цифровую систему управления огнем и усовершенствованную полуавтоматическую систему заряжания. Кроме того гидравлические системы управления орудием заменили электрическими приводами. Базовое шасси заменило улучшенное с трансмиссией и элементами подвески БМП M2 «Брэдли». 440-сильный дизельный двигатель «Детройт Дизель» заменен двигателем БМП M2 «Брэдли» (600-сильный «Камминс» V903). Американские вооруженные силы планируют модернизировать до модификации PIM 580 M109A6 из 975.
В армию США самоходная гаубица M109 поступает в количестве 54 шт. в расчете на одну механизированную или танковую дивизию (3 дивизиона по 18 САУ, в дивизионе — 3 батареи по 6 машин). Кроме Морской пехоты и армии США самоходки M109 поставлялись в Австрию (189 машин модификаций M109A2, M109A3, M109A5Ö – по состоянию на 2007 год), Бельгию (24 САУ M109), Бразилию (37 M109A3), Германию (499 M109A3G), Грецию (197 M109A1B, M109A2, M109A3GEA1, M109A5), Данию (76 M109A3DK), Египет (367 M109A2, M109A2, M109A3), Израиль (350 M109A1), Иорданию (253 M109A1, M109A2), Иран (180 M109), Испанию (112 M109A2, M109A5), Италию (260 M109G, M109L), Республику Корея (1040 M109A2), Кувейт (23 M109), Ливию (14 M109), Марокко (44 M109A1, M109A1B), Нидерланды (120 M109A3), Норвегию (126 M109A3GN), ОАЭ (85 M109A3), Пакистан (200 M109A2), Перу (12 M109A2), Португалию (20 M109A2, M109A5), Саудовскую Аравию (110 M109A1B, M109A2), Таиланд (20 M109A2), Китайскую Республику (225 M109A2, M109A5), Швейцарию (224 M109U).
Самоходная гаубица M109 применялась во многих конфликтах на Ближнем Востоке (использовалась Израилем и Ираном) и Дальнем Востоке (Соединенными Штатами — в Кампучии и Вьетнаме).
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 23,8 тонн;
Длина корпуса – 6114 мм;
Длина с пушкой вперед – 6614 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 3279 мм;
Клиренс – 450 мм;
Экипаж – 4-6 человек (в зависимости от модификации);
Тип брони – алюминиевая катаная
Лоб корпуса (верх) – 32 мм/75°;
Лоб корпуса (середина) – 32 мм/19°;
Лоб корпуса (низ) – 32 мм/60°;
Борт и корма корпуса – 32 мм/0°;
Днище – 32 мм;
Крыша корпуса – 32 мм;
Лоб и борт башни – 32 мм/22°;
Корма башни – 32 мм/0°;
Крыша башни – 32 мм;
Тип пушки – гаубица;
Марка и калибр пушки – M126, 155 мм;
Длина ствола – 23,4 калибров;
Боекомплект пушки – 28 выстрелов;
Углы вертикального наведения – от −3 до +75 град.;
Дальность стрельбы – 19,3 км (с активно-реактивным снарядом);
Прицелы – M42 (перископический), M118C (телескопический), M117 (панорамный перископический);
Пулемет – M2HB калибра 12,7 мм;
Двигатель – дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 405 л. с.;
Скорость по шоссе – 56 км/ч;
Запас хода по шоссе – 350 км;
Удельная мощность – 15,5 л. с./т;
Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
Преодолеваемый ров – 1,85 м;
Преодолеваемый брод – 1,05 м, с дополнительным оборудованием плавает.
Подготовлено по материалам:
http://zonawar.ru
http://www.thetankmaster.com
http://detavlad.ru
http://voenteh.com
M109 (САУ)
Создана в 1953—1960 годах для замены малоудачной M44, параллельно со 105-мм САУ M108. Находилась в серийном производстве в США, неоднократно модернизируясь, с 1962 по 2003 год, также выпускалась по лицензии в 1990-х годах в Южной Корее, всего было выпущено 9205 M109 всех модификаций. Быстро стала стандартной САУ войск США, вытеснив как более старые образцы, так и M108. Впервые использована в бою M109 была во Вьетнамской войне и впоследствии применялась почти во всех военных конфликтах, в которых принимали участие США. Помимо США, стала стандартной САУ стран НАТО, в значительных количествах поставлялась также в ряд других стран и использовалась во многих региональных конфликтах.
Содержание
Описание конструкции
Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней.
Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.
Вооружение: 155-мм гаубица M126 (длина ствола 23 клб), 12,7-мм пулемёт M2HB. Орудие установлено на станке M127, оснащено эжектором и дульным тормозом. Противооткатные устройства — гидропневматические. Приводы наведения — гидравлический (основной) и ручной (вспомогательный). Обычная скорострельность — 4 выстр./мин, максимальная — 6 выстр./мин.
Система управления огнём: оптический прицел (увеличение х4, поле зрения 10 град.), панорамный прицел (х4 и 10 град.), квадрант и квадрант наводчика.
Применяемые боеприпасы: управляемый снаряд M712 «Копперхед», осколочно-фугасные снаряды M107 и M795, кассетные снаряды M449A1, M483A1, M692 и M718/M741, активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд M549, осветительные снаряды M485 и M818, дымовой снаряд M825, практический снаряд M804.
Двигатель — дизельный 8V-T71 компании «Детройт дизель».
Экипаж состоит из шести человек: командира орудия, наводчика, помощника наводчика, механика-водителя и двух номеров расчета.
САУ М109 – паладин-артиллерист
С 60-х годов прошлого века и по сегодняшний день, в Советском Союзе, а затем и в России были разработаны и сменили друг друга три поколения самоходных гаубиц. В конце 1960 года встала в строй «Акация», на замену ей пришла «Мста», а в начале 21 века и она стала уступать место «Коалиции».
А в США ещё до начала работ по «Акации» на вооружение приняли самоходную артиллерийскую установку М109, которая, постоянно модернизируясь, остаётся в строю. И используется она не только американцами – долгое время она была стандартной самоходкой стран-участниц НАТО, и только в последние десятилетия ей стали искать замену.
История создания
Во время Второй Мировой войны тяжёлая самоходная артиллерия США была представлена, прежде всего, полевыми пушками калибра 155 мм на шасси средних танков. После войны их предполагалось заменить на М44 – самоходку на шасси лёгкого танка М41, вооружённую 155мм гаубицей в бронированном боевом отделении.
САУ оказалась неудачной, и тогда американцы сконцентрировали усилия на разработке перспективного семейства самоходных гаубиц нового поколения – лёгких, мобильных и аэротранспортабельных. И уже к 1963 году на вооружение приняли две унифицированные САУ – «лёгкую» М108 с орудием калибра 105мм и «среднюю» М109 со 155мм гаубицей. Первая не получила большого распространения и довольно быстро была снята с вооружения, а с М109 получилось иначе.
Конструкция
Корпус и вращающаяся башня самоходки М109 – из противопульной брони, выполненной на основе алюминиевых сплавов. Толщина листов – 32мм. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Моторно-трансмиссионное отделение находится в носовой части, смещено к правому борту.
В качестве силовой установки изначально использовался двухтактный двигатель «Детройт Дизель» 8V71T с турбонаддувом, развивающий мощность в 405 л.с.
Коробка передач «Аллисон» XTG-411 – гидромеханическая, четырёхступенчатая. Отделение управления с рабочим местом механика-водителя – у левого борта. В корме САУ расположено боевое отделение.
Первоначально М109 вооружали гаубицей М123 с относительно небольшой длиной ствола – 23 калибра. Внешне такие самоходки можно было опознать по очень короткому эжектору сразу за дульным тормозом. Боекомплект насчитывал 28 выстрелов раздельного картузного заряжания, нормальная скорострельность – всего выстрел в минуту, максимальная – до четырёх выстрелов в минуту.
Гаубицу наводили на цель при помощи чётырёхкратного оптического прицела и артиллерийской панорамы, для ведения огня с закрытых позиций также использовался квадрант. Максимальная дальность стрельбы из гаубицы составляла 14,6 км.
Для самообороны над башенным люком самоходки устанавливалась турель с 12,7мм пулемётом Браунинга М2HB.
В экипаж М109 входили 6 человек – командир, механик-водитель, наводчик и его ассистент, а также два номера расчёта.
Модификации
Уже в 1973 году в производство пошла модификация САУ М109 А1, вооружённая орудием с увеличенной до 39 калибров длиной ствола. Дальность выстрела, таким образом, была повышена до 18 км. Кроме того, была усилена подвеска самоходки и доработаны приводы орудия.
В 1979 году появилась очередная модель САУ – М109 А2. На неё установили новую гаубицу М185, на задней стенке башни смонтировали укладку для дополнительных восьми выстрелов. Панорамный прицел оснастили защитой от пуль и осколков. Под индексом М109 А3 скрывались самоходки серии А1, модернизированные до стандарта А3.
В 1989 году САУ М109А2 и А3 оснастили защитой от средств массового поражения, включающей в себя фильтровентиляционные установки. В днище самоходки оборудовали дренажные отверстия для стока раствора DS2, применявшегося для дегазации. Двигатель оснастили системой экстренного запуска, генератор на 100 ампер заменили 180-амперным. Эти САУ получили обозначение М109А4.
Очередное улучшение последовало в следующем 1990 году. М109А5 получили новое орудие М284 на станке М182. Это позволило довести дальность выстрела до 22 км. Максимальный боекомплект увеличили до 36 выстрелов, а двигатель форсировали до 440 л.с.
В 1993 году на вооружение приняли установку М109А6, впервые получившую имя собственное – «Паладин».
Хотя на этот раз орудие и станок остались прежними, список улучшений кратким не был. Башня и корпус получили внутренний противоосколочный подбой из кевлара. Боевое отделение оснастили кондиционером.
В моторном отсеке оборудовали автоматическую систему пожаротушения, а расчёт получил новые переносные огнетушители. Подвеску вновь усилили, улучшили охлаждение двигателя и оборудовали его электронной системой диагностики. А главное – «Паладин» имел новую систему управления огнём, включающую в себя цифровой баллистический вычислитель, радионавигационный приёмник и систему беспроводной связи с командным пунктом батареи.
Казалось бы – «Паладин» станет самой совершенной версией М109 и большего из самоходки, разработанной ещё в 50-е годы, «выжать» не удастся. В каком-то смысле так оно и было – в 90-х годах началась активная разработка новых артиллерийских систем, и в США заменой «Паладину» должен был стать «Крестоносец». Однако в течение 2000-х американцы свернули множество проектов перспективной техники, и решили вновь модернизировать М109.
М109А7 по двигателю и ходовой части унифицировали с БМП М2 «Брэдли». Таким образом, старый двухтактный дизель, наконец ушёл в прошлое, заменённый 600-сильным VTA903, это современный V-образный 8-ми цилиндровый 4-х тактный турбодизель. Гидроприводы наведения заменили электрическими, установили автоматический досылатель.
Появилась возможность установки дополнительной навесной брони.
Боекомплект составляет 39 выстрелов, а расчёт сократился до четырёх человек. В перспективе планируется оснастить «Паладин» полноценным автоматом заряжания и гаубицей с длиной ствола в 58 калибров.
В ходе производства М109 для экспорта также были разработаны удешевлённые модификации М109А1B и А3B. Различные страны создавали собственные программы модернизации – например, в Швейцарии М109 вооружили орудием собственной разработки длиной в 47 калибров. В рамках совместных голландско-германских работ представили М109 с орудием от самоходки PzH 2000 длиной в 52 калибра.
Боеприпасы и эксплуатация
Основным боеприпасом для САУ М109 долгие годы был осколочно-фугасный снаряд М107, разработанный в конце 50-х годов. Снаряд содержал 5,7 кг тротила (впоследствии заряд увеличили до 6,6 кг «Композиции B») и уже в 1970 году оценивался, как устаревший.
Но только в 1999 году начался выпуск нового снаряда М795, содержащего свыше 10 кг взрывчатого вещества. Первоначально также использовался тротил, но впоследствии его начали заменять на малочувствительную взрывчатку IMX-101. Для повышения дальности стрельбы используется активно реактивный снаряд М549, снаряженный тротилом (около 7 кг).
Применяя такой снаряд, самоходки М109А3 могли вести огонь на дальности до 24 км, а М109А5 и более поздние – до 30. Возможно также использование корректируемых по лучу лазера снарядов М982 «Экскалибур», а для обычных снарядов разрабатываются взрыватели, позволяющие корректировать полёт снаряда по данным GPS с помощью управляемых плоскостей на корпусе взрывателя.
В разработке также находится новое поколение активно-реактивных снарядов, рассматривается возможность использования гиперзвуковых боеприпасов.
В прошлом для М109 были разработаны и ядерные боеприпасы.
Вплоть до конца холодной войны САУ М109 были основной самоходкой стран Западной Европы (фактически только Франция использовала машины своей разработки), и поставлялись союзникам США. В Южной Корее М109 производилась по лицензии под названием К55. Артустановки активно применялись силами США во время войны во Вьетнаме.
Израильские самоходки использовали в ходе войны 1973 года, а также в Ливане в 1982 и 2006 годах. САУ, поставленные Ирану, до свержения шаха, впоследствии применяли в ирано-иракской войне. Разумеется, начиная с 90-х годов «Паладины» использовались во всех конфликтах, в которых довелось участвовать американцам, вплоть до войн в Ираке и Афганистане.
Тактико-технические характеристики
Рассмотрим, как изменялись параметры САУ М107 на пути от машин первых серий к «Паладинам»