0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица M52 (США)

Самоходная гаубица M52 (США)

Самоходная установка M52 была разработана в 1952-1953 годах на базе агрегатов легкого танка M41 и предназначалась для замены 105-мм гаубицы M37 выпуска 1945 года. Она отличалась от M44 весом, боевым отделением, качающейся частью орудия с концентрическим противооткатным устройством, боекомплектом и отсутствием сошника. Из-за начала Корейской войны, M52 была спешно запущена в производство, что, в сочетании с неотработанностью ряда компонентов, привело к многочисленным техническим проблемам в ходе её эксплуатации. Всего с 1951 года было выпущено 684 САУ этого типа, но лишь в 1955 году они, после ряда доработок, были приняты на вооружение и начали поступать в войска.

M52 была сочтена малоудачным и как следствие, промежуточным, типом САУ и использовалась войсками США в течение сравнительно краткого периода, до начала массового производства САУ M108 / M109. Значительная часть M52 была в дальнейшем экспортирована в ряд стран, использовалась Иорданией в Шестидневной войне, и, по состоянию на 2010 год, M52 всё ещё остаются на вооружении в некоторых странах.

Вооружение самоходной гаубицы M52 состояло из 105-мм гаубицы и 12,7-мм зенитного пулемета. Орудие установили в поворотной башне заднего расположения, из-за чего моторно-трансмиссионное отделение пришлось перенести в переднюю часть корпуса, соответственно вперед перенесены и ведущие колеса, роль ленивца выполняет шестой опорный каток. Предполагалось оборудовать САУ электронной системой управления огнем, однако сложности с доводкой заставили ограничиться более простой системой с традиционными оптическими приборами прицеливания.

Полностью закрытое боевое отделение было выполнено в виде башни, защищавшей экипаж от пулеметного огня и осколков снарядов. Сварная башня с вертикальными бортами впереди имеет вырез, который служит в качестве амбразуры для 105-мм гаубицы. Башня устанавливалась на поворотной платформе, что обеспечивало угол горизонтального наведения орудия в 60° вправо и влево. Угол возвышения гаубицы составлял +65°, угол склонения -5°. Короткоствольная гаубица оборудовалась дульным тормозом, эжектором для удаления пороховых газов и концентрическим гидромеханическим противооткатным устройством. Компоновка агрегатов машины была аналогична компоновке их в САУ M44.

Начальная скорость снаряда гаубицы составляла 483 м/с, дальность стрельбы – 11250 м. Возимый боекомплект — 102 выстрела (осколочно-фугасные гранаты, осветительные, дымовые, химические и кумулятивные снаряды) — размещался в укладке барабанного типа, скорострельность — 4 выстрела в минуту. Для ведения огня прямой наводкой используется телескопический прицел Ml01, для стрельбы с закрытых позиций — телескопический прицел М99 и панорама М100. Все члены экипажа САУ размещаются в башне, наводчик — справа от орудия, непосредственно за наводчиком — командир, место механика-водителя — слева от гаубицы. Доступ в башню обеспечивается через две дверцы в бортах башни, кормовая стенка башни, по сути, представляет собой сплошные люки, которые служат для погрузки боекомплекта, но через них возможен и вход-выход членов экипажа. В крыше башни расположены верхний люк механика-водителя и командирская башенка, справа от командирской башенки установлен 12,7 мм пулемет на шкворне (боекомплект к пулемету — 945 патронов).

На машине устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения «Континентал» AOS-895-3, который развивал мощность 386 кВт при 2800 об/мин, что позволяло самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. В 1956 году САУ M52 была модернизирована путем оборудования двигателя системой непосредственного впрыска топлива. Модернизированный образец получил наименование M52A1. Внешне серийные машины отличались от прототипа четырьмя, а не тремя поддерживающими роликами.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков среднего диаметра, причем шестой каток выполняет роль направляющего колеса, четыре поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая цевочного зацепления.

Характеристики M52
Экипаж, чел. 5
Макс. угол возвышения пушки, град 65
Макс. угол склонения пушки, град -5
Максимальная дальность стрельбы, м 11250
Длина корпуса, мм 5650
Ширина общая, мм 3150
Высота по крыше башни, мм 3400
Масса боевая, кг 24500
Преодолеваемая стенка, м 0,76
Преодолеваемый ров, м 1,83
Диаметр опорного катка, мм 6

Вооружение
Тип — Гаубица
Калибр, мм 105
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 102

Тип — Пулемёт зенитный
Калибр, мм 12,7
Модель M2 Browning
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 900

Двигатель
Тип бензин
Модель Continental AOS-895-3
Цилиндры 6
Кол-во 1
Мощность, л.с. 482

Самоходная гаубица M52 (США)

Самоходная арт. установка М52 представляла собой 105-мм орудие, специально спроектированное для удовлетворения потребности армии США в полевой артиллерии сразу после Второй мировой; при этом были использованы многие комплектующие легкого танка М41.
Производство модели Т98Е1 началось в 1951 году, на заводе «Детройт Тэнк Арсенал»; поз же установка получила наименование М52. С начала 60-х она начала постепенно заменяться усовершенствованной 105 мм установкой М108, которая, в свою очередь, скоро уступила место уже 155-мм самоходной гаубице М109 на том же шасси, что и М108. Основной причиной перехода к М109 был ее 155 мм снаряд, более тяжелый и содержащий больше взрывчатки; дальность его полета возросла до 14 000 м Кроме того, расширилась номенклатура боеприпасов, в которую со временем вошли еще и тактические атомные снаряды.

Читать еще:  Зенитная самоходная установка 2С6М Тунгуска (СССР)

Спустя несколько лет после замены в армии США М52 и установками М108 и М109 она оставалась в армиях таких стран, как Бельгия, Греция, Италия, Япония, Испания и Турция. Сейчас она полностью снята с вооружения.
Корпус и башня М52 были цельносварными, из броневой стали толщиной 12,7 мм. Двигатель с трансмиссией располагались впереди, а корпус и башня — сзади. Подвеска торсионного типа имела с каждого борта по шесть дорожных колес, задние из которых действовали как натяжные катки.

Приводные звездочки находились впереди, плюс четыре опорных (поддерживающих) катка. Необычным в конструкции было то, что водитель находился в расположенной сзади закрытой башне Башня разворачивалась на 60° вправо и влево, а угол вертикального наведения главной 105-мм пушки составлял от -10 до +65°. Привод их механизмов осуществлялся вручную. Гаубица М49 имела короткий ствол и боезапас из 102 снарядов, из которых 21 размещался в вертикальном пенале револьверного типа по прозвищу «Лейзи Сьюзен» в левой задней части башни. Остальной боезапас хранился в башне и в заднем подкорпусном пространстве. Максимальная дальность стрельбы была 11270 м; в боекомплект входи -ли такие снаряды: химический, осколочный, фугасный, фугасный с пластиковом взрывчат кой, фугасный с ракетным двигателем (сдельностью полета 15 000 м), противопехотный с пластинчатым наполнителем, осветительный, дымовой и ядерный боеприпас CS.
Самоходка была оборудована прицелами для стрельбы прямой наводкой и для ведения навесного огня; при стрельбе по танкам вторым можно было пользоваться только при крайней необходимости. На командирской башенке стоял пулемет «Браунинг» М2 калибра 12,7 мм для поражения воздушных и наземных целей; в его боекомплекте было 900 патронов.

В штатное оборудование М52 входили также обогреватель боевого отсека; башенный вентилятор для удаления газов после выстрела; вспомогательный электрогенератор для экономии заряда аккумуляторов при неработающем главном двигателе -как для экономии топлива, так и для сведения к минимуму уровня шума, сточный насос и стационарная система пожаротушения.
М52 не была оборудована системой защиты от ОМП и не могла форсировать водные преграды; но брод не глубже 1,22 м был ей по силам. Стараясь как-то повысить тактические качества оружия в ночное время, самоходку снабдили инфракрасными фарами.

Самоходная артиллерийская установка M52 (США)

До начала пятидесятых годов армия США продолжала эксплуатацию самоходных артиллерийских установок, созданных еще в годы Второй мировой войны. Такая техника все еще могла решать поставленные задачи, но уже не в полной мере отвечала актуальным требованиям и требовала замены. В самом конце сороковых стартовали несколько проектов, целью которых было создание новых самоходок. Одной из первых попыток создания техники нового типа стал проект M52 SPH.

C 1945 года американская армия эксплуатировала гаубичную САУ M37 Howitzer Motor Carriage. Эта боевая машина, построенная на шасси легкого танка M24 Chaffee, несла орудие M4 калибром 105 мм и предназначалась для огневой поддержки войск со стрельбой прямой наводкой или с закрытых позиций. Самоходка M37 не успела на Вторую мировую войну, но нашла применение в ходе войны в Корее. Тем не менее, задолго до того, как такая техника сделала первые выстрелы на полях реальных сражений, было принято решение о ее замене. Шасси легкого танка M24 посчитали устаревающим, а специфическая компоновка, заимствованная в одном из предыдущих проектов, накладывала определенные ограничения на характеристики.

В 1948 году Детройтский арсенал получил приказ начать разработку перспективной боевой машины класса Howitzer Motor Carriage. Новый образец следовало строить на основе шасси новейшего легкого танка M41 Walker Bulldog и оснащать орудием калибра 105 мм, размещенным во вращающейся башне. С учетом опыта эксплуатации самоходной артиллерии предыдущих моделей заказчик потребовал выполнить башню полностью закрытой и способной защитить экипаж от обстрела со всех ракурсов.

Новый проект получил рабочее обозначение T98. Класс техники изначально определялся как Howitzer Motor Carriage или HMC. Позже, после проведения испытаний и доводки, перспективная САУ была принята на вооружение с названием M52. Примерно в это же время была пересмотрена существующая классификация боевых бронированных машин, в связи с чем самоходку обозначили как Self-Propelled Howitzer или SPH.

Параллельно с проектом T98 разрабатывалась другая перспективная самоходка с более мощным орудием. Бронемашина, впоследствии принятая на вооружение под обозначением M44, тоже основывалась на шасси легкого танка M41. Для упрощения разработки и последующего массового производства в двух проектах предлагалось использовать схожие идеи и решения, касавшиеся адаптации существующего шасси к выполнению новых задач. Как следствие, серийные машины M44 и M52 имели схожие корпуса и ходовые части, отличаясь преимущественно боевым отделением.

Танк «Уокер Бульдог» строился по классической компоновке с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отделения. В проекте перспективной САУ предлагалось использовать иное размещение агрегатов, связанное с применением кормового боевого отделения. Как следствие, имеющееся шасси пришлось подвергнуть серьезным доработкам. Фактически гусеничное шасси развернули задом наперед, перенеся моторный отсек в переднюю часть машины. Бывшие отделение управления и боевое отделение, соответственно, оказались перенесены в корму, где должна была располагаться новая башня.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ADI Bushmaster (Австралия)

Доработанный корпус шасси имел сварную конструкцию и должен был собираться из катаных броневых листов толщиной до 12,7 мм. Менее тонкая броня использовалась только на днище, имевшем толщину 9,6 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух наклонных листов, образующих конструкцию клиновидного профиля. Позади них находилась горизонтальная крыша с набором люков и решеток для доступа воздуха в моторный отсек. Борта корпуса размещались вертикально и комплектовались надгусеничными полками. В корме корпуса предусматривался увеличенный в сравнении с базовым танком коробчатый агрегат с вертикальным кормовым листом.

На погоне в кормовой части корпуса предлагалось устанавливать полностью закрытую башню. Как и корпус, она должна была собираться при помощи сварки и защищать экипаж 12,7-мм броней. Башня имела развитые бортовые агрегаты лба, между которыми располагалась вертикальная деталь с амбразурой орудия. Лобовая проекция башни защищалась наклонными нижними и изогнутыми верхними деталями. Предусматривалось использование двух вертикальных бортов относительно сложной формы. Кормовой лист башни фактически отсутствовал, поскольку представлял собой дугообразную деталь с центральной вертикальной стойкой. Прочие площади кормовой проекции занимались створками двух крупных люков.

Использование готового шасси серийного танка привело к сохранению существующего состава силовой установки. В переднем отсеке корпуса T98 располагался шестицилиндровый бензиновый двигатель оппозитной компоновки Continental AOS-895-3 мощностью 500 л.с. С двигателем сопрягалась трансмиссия Allison CD-500-3 с двумя передачами переднего хода и одной заднего. Выдача крутящего момента осуществлялась на передние ведущие колеса. Размещение поста управления в поворотной башне заставило авторов проекта использовать оригинальные системы для передачи команд к двигателю.

Ходовая часть САУ T98 основывалась на деталях танка M41, но имела большее сходство с агрегатами самоходки M44. На каждом борту располагалось по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Первая, вторая и пятая пары катков оснащались дополнительными амортизаторами. В передней части корпуса имелась пара ведущих колес. Функции ленивцев выполняли задние катки, опущенные на уровень грунта. Также в составе ходовой части присутствовали четыре поддерживающих катка на каждом борту. Заимствованная у танка гусеница имела траки шириной 530 мм.

В передней части башни разместили орудийную установку типа M85 с креплениями для качающейся артиллерийской части. Основным оружием самоходки стала 105-мм гаубица M49. Орудие имело нарезной ствол длиной 22,5 калибра и оснащалось гидравлическими противооткатными устройствами. Последние удалось полностью разместить внутри боевого отделения, что позволило упростить конструкцию маски орудия. Гаубица использовала унитарные выстрелы калибра 105 мм. Допускалось применение всех существующих снарядов различного назначения.

Требования к проекту T98 HMC подразумевали использование поворотной башни. В связи с особенностями компоновки боевого отделения и конструкцией орудийной установки не удалось обеспечить круговое вращение башни. При этом, однако, допускался поворот на 60° вправо и влево от продольной оси машины, что значительно улучшало боевые возможности в сравнении с техникой, не имеющей поворотной башни. Поворот осуществлялся при помощи ручного привода с гидравлическим усилением. Артиллерийская часть качалась в пределах вертикального сектора от -10° до +65°.

Стрельбу прямой наводкой предлагалось осуществлять при помощи телескопического прицела M101. Для работы на закрытых позициях предлагались прицелы M99 и M100. Также имелись квадрант типа M1 и указатель азимута модели T24. Все прицельные приспособления монтировались на рабочем месте наводчика справа от орудия.

В передней и задней частях башни и боевого отделения в целом удалось разместить несколько стеллажей для перевозки артиллерийских выстрелов. Боекомплект состоял из 102 унитарных снарядов. 21 выстрел находился в укладке первой очереди.

В качестве дополнительного вооружения для самообороны предлагалось использовать крупнокалиберный пулемет M2HB. Это оружие устанавливалось на турели, размещенной на крыше башни у правого борта. Командир самоходки мог использовать пулемет, высунувшись из собственного люка. Боекомплект пулемета состоял из 900 патронов в лентах.

Экипаж САУ T98 состоял из пяти человек; все они помещались в общем боевом отделении. Механик-водитель находился слева от орудия, над его местом располагалась небольшая башенка с набором смотровых приборов. В левом борту рядом с водителем имелась небольшая дверь. Справа от гаубицы разместили место наводчика со всеми прицельными системами и органами управления орудием. Позади наводчика, под собственным люком, находился командир. Помощник наводчика и заряжающий размещались в свободных объемах боевого отделения. При длительной стрельбе, подразумевающей подачу боеприпасов с грунта, водитель и командир должны были спешиваться и помогать заряжающим. Кроме того, в таком случае экипаж мог дополняться тремя бойцами, подающими снаряды.

Основными средствами доступа в боевое отделение были кормовые люки корпуса и башни. Крупный проем в кормовом листе корпуса прикрывался прямоугольной крышкой, поднимаемой вверх. Кроме того, на корме корпуса имелась откидываемая вниз подножка. При переводе в походное положение сначала закрывалась крышка люка, а затем вверх поднималась подножка. Почти вся кормовая проекция башни, за исключением крупной дуги и центральной стойки, была занята двумя люками больших размеров. Сверху люки закрывались поднимающимися вверх створками, снизу – отводящимися вбок.

Длина самоходной гаубицы T98 составляла 5,8 м, ширина – 3,14 м, высота (с учетом пулеметной установки) – 3,3 м. Боевая масса достигла 24,5 т. Имеющаяся силовая установка позволяла самоходке развивать скорость до 56 км/ч и показывать запас хода на уровне 140-145 км. Машина могла подниматься на склон крутизной 30°, пересекать 1,8-м ров или забираться на стенку высотой 76 см. Водные преграды пересекались по бродам глубиной до 1,2 м; плавать бронемашина не могла.

Читать еще:  Самоходная гаубица M109A6 Paladin (США)

В 1950 году был построен и выпущен на испытания первый опытный образец перспективной самоходной 105-мм гаубицы. Во время испытаний были подтверждены основные характеристики машины, а также выявлены некоторые недостатки. Часть обнаруженных проблем можно было решить путем незначительного изменения конструкции тех или иных агрегатов, тогда как другие требовали более сложного решения. Так, имеющееся боевое отделение имело некоторые проблемы компоновочного и эргономического характера, из-за чего его следовало переделать.

Проект САУ с обновленным боевым отделением получил новое обозначение T98E1. Главным нововведением этого проекта было увеличение диаметра погона до 1850 мм. За счет этого удавалось обеспечить оптимальное размещение вооружения и других агрегатов. В то же время, увеличение погона потребовало переделать крышу корпуса и днище башни.

К январю 1951 года основные работы по доводке имеющегося образца были завершены, после чего заказчик разрешил разворачивать серийное производство техники. Тем не менее, даже к этому времени самоходка не избавилась от всех проблем и не полностью соответствовала требованиям армии. В течение некоторого времени конструкторы оборонной промышленности в сотрудничестве с армейскими специалистами определяли реальные возможности техники, формировали списки необходимых доработок, а затем реализовывали их. За несколько лет были переработаны отдельные элементы шасси и башни. К примеру, в определенный момент было принято решение об отказе от имеющихся гидравлических усилителей в составе механизмов наведения.

Доводка имеющегося образца завершилась только в 1955 году. К этому времени боевая машина была принята на вооружение под названием M52. Завершение совершенствования техники позволило приступить к полномасштабному серийному производству. В течение нескольких лет, начиная с 1951 года, американская промышленность построила 683 САУ нового типа. Машины первых выпусков со временем были доработаны в соответствии с актуальной версией проекта.

В дальнейшем техника прошла еще одну модернизацию. Все имевшиеся машины получили новый двигатель Continental AOSI-895-5, отличавшийся от ранее использованного наличием прямого впрыска топлива. После такого обновления самоходки получали название M52A1.

Первым эксплуатантом гаубичной САУ M52 стала армия США. Начало испытаний в 1950 году давало возможность завершить все необходимые работы в кратчайшие сроки, после чего отправить новую технику в Корею. Тем не менее, доводка затянулась, из-за чего серийные бронемашины поступили в полноценную эксплуатацию только на второй год после окончания войны. Вследствие этого серийные самоходки с достаточной активностью использовались артиллерийскими частями, но во время службы в американской армии так и не попали на войну.

Соединенные Штаты продолжали эксплуатацию подобной техники до начала шестидесятых годов. В этот период командование сочло легкий танк M41 Walker Bulldog устаревшим и решило снять его с вооружения. Та же участь вскоре должна была постичь и технику на его базе. К середине десятилетия армия США отказалась от самоходок M44 и M52 на подобном шасси. Следует отметить, что техника с не до конца выработанным ресурсом не отправлялась на разборку. Наоборот, все еще пригодные к использованию машины уходили на ремонт, а затем передавались дружественным государствам.

До конца шестидесятых годов самоходки M52 SPH успели пополнить парк техники сухопутных войск Австрии, Греции, ФРГ, Иордании, Испании, Туниса, Японии, Турции и т.д. Американо-турецкий контракт представляет особый интерес. Тогда как большинство заказчиков приобретало не более нескольких десятков машин, турецкая армия закупила свыше 360 самоходок. Кроме того, почти все зарубежные армии со временем сняли M52 с вооружения. Турция, в свою очередь, решила не отказываться от устаревших машин. В середине восьмидесятых годов стартовала программа модернизации старых САУ американского производства. Одним из результатов этих работ стало появление самоходки M52T. За счет новой силовой установки, иного орудия и современной электроники удалось в разы повысить боевой потенциал, сохранив имеющиеся шасси. Модернизированные САУ M52T до сих пор состоят на вооружении турецкой армии или числятся в резерве.

В пятидесятых годах американская промышленность построила не слишком большое число самоходок M52 / M52A1. Тем не менее, в силу тех или иных причин, значительному количеству такой техники по окончании эксплуатации удалось избежать утилизации. На данный момент в различных музеях находится почти два десятка самоходок. Кроме того, не менее 300-350 САУ улучшенной модификации до сих пор остаются в строю или в резерве в Турции.

Гаубичная самоходная артиллерийская установка M52 американской разработки была похожа на аналогичную машину M44 не только с точки зрения базового шасси. Обе машины имели шансы попасть на Корейскую войну, но банально не успели на нее по причине затянувшейся доводки. Дальнейшая эксплуатация в армии страны-разработчика не отличалась интенсивностью и заметными событиями. Позже машины списали и распродали третьим странам. Почти все они со временем отказались от устаревшей техники, но один из новых эксплуатантов провел модернизацию и продолжает ее эксплуатацию. Весьма интересная судьба для техники, созданной в еще начале пятидесятых годов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector