0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица M55 (США)

Самоходная гаубица M55 (США)

С появлением и развитием ядерного оружия появилась и необходимость обеспечить его доставку к цели не только авиационными, но и артиллерийскими средствами, чтобы иметь возможность решать оперативно тактические задачи на отдельных участках театра военных действий. В 1952 г. первую атомную пушку калибра 280 мм со стволом длиной 12,2 м продемонстрировали на Абердинском полигоне. Она была смонтирована на двух тягачах, и в походном положении весила 85 т. Общая длина самоходки достигала 25 м, ширина лафета – 3 м. При марше по шоссе установка развивала скорость 56 км/ч. Наибольшая расчетная дальность стрельбы составляла 32 км.

23 мая 1953 г. на полигоне в Неваде провели опытные стрельбы обычными снарядами, весом 350 кг, и 450-килограммовыми с ядерной начинкой, мощностью 10-15 Кт. На дистанции 11 км ядерный боеприпас приводился в действие на высоте 150 м. При этом выявились существенные недостатки машины: прежде всего она была чрезвычайно тяжелой, и ее выдерживал далеко не каждый мост. Маневренность тоже оставляла желать лучшего, а внушительные размеры затрудняли маскировку на местности.

Тем не менее, 280-мм артсистему приняли на вооружение армии США, и промышленности заказали 100 образцов, В первую очередь ими оснащались подразделения, дислоцированные в Западной Европе, и уже во второй половине 1954 г. в частях, находящихся на территории ФРГ, насчитывалось 12 атомных самоходок. Из шести машин формировался дивизион, включавшийся в состав армейского корпуса. Однако проведенные в Западной Германии полевые маневры американской армии подтвердили обнаруженные на испытаниях недостатки систем, оказавшихся непригодными для скоротечных маневренных операций в условиях военных действий с применением атомного оружия. Поэтому американцы приступили к разработке более компактных самоходок с орудиями меньшего калибра – 175 и 203,2 мм, для которых создали боеприпасы с зарядом мощностью в 2 Кт.

Как и их предшественники 1939-1945 гг., новые машины состояли из бронированного корпуса или рамы, разделенных на несколько отделений: боевое, моторно-трансмиссионное, управления, электрического и специального оборудования (гидравлических приводов, компрессоров, средств связи и наблюдения). Боевое отделение могло размещаться в передней, средней либо кормовой части самоходки, что определялось калибром артсистемы, численностью расчета и возимым боекомплектом.

Первой представительницей нового поколения стала самоходная гаубица M55, принятая на вооружение в 1955 г., и начавшая поступать в войска со следующего года. Ее создали на базе среднего танка M48, перенеся силовое отделение вперед. Качающуюся часть 203,2-мм гаубицы M115 образца 1946 г. разместили в полностью закрытой поворачивающейся башне противопульного бронирования. У орудия был скрепленный ствол, поршневой затвор и гидропневматическое противооткатное устройство. В вертикальной плоскости гаубица наводилась в пределах от -5° до +65°, в горизонтальной поворачивалась на 30° вправо и влево от продольной оси машины; наибольшая дальность стрельбы достигала 16,8 км.

В боекомплект входили 10 выстрелов картузного заряжания с фугасным зарядом или ядерной боевой частью, начальная скорость 90,72-килограммового снаряда составляла 594 м/с. Из-за довольно увесистых снарядов и картузов расчет мог производить только один выстрел за полторы минуты. В кормовой части машины был предусмотрен откидной сошник, для подъема и опускания которого использовался гидравлический привод. При ведении огня наводчики пользовались панорамным либо телескопическим прицелом, а при боевых действиях ночью – инфракрасным. За местностью и обстановкой командир и механик-водитель самоходной гаубицы наблюдали через перископические приборы.

Силовая установка мощностью 298 кВт обеспечивала максимальную скорость 55 км/ч. Как и другие боевые машины, M55 оборудовали радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Отличаясь несколько меньшей дальностью стрельбы, самоходная гаубица M55 значительно превосходила самоходную пушку M53 по эффективности действия снаряда по цели.

Характеристики M55
Экипаж, чел. 5
Макс. угол возвышения пушки, град 65
Макс. угол склонения пушки, град -5
Максимальная дальность стрельбы, м 16800
Масса боевая, кг 42600
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,2

Вооружение
Тип — Гаубица
Калибр, мм 203,2
Модель M115
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 10

Тип — Пулемёт зенитный
Калибр, мм 12,7
Модель M2
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 900

Самоходная артиллерийская установка M55 SPH (США)

После окончания Второй мировой войны американская армия озаботилась обновлением парка своей военной техникой. Ей требовались совершенно новые образцы, отвечающие современным требованиям и способные участвовать в боях будущих войн. В частности, был дан старт программе разработки перспективных самоходных артиллерийских установок с орудиями больших калибров. Результатом одного из таких проектов стало появление самоходки M55, отличавшейся выдающимися показателями огневой мощи.

Работы по созданию новой САУ, позже принятой на вооружение под обозначением M55 SPH, стартовали в 1946 году. Военное ведомство, намереваясь продолжать развитие боевых машин, поручило Детройтскому арсеналу изучить перспективы артиллерийских самоходок и сформировать требования к двум машинам подобного класса. Их предполагалось вооружить орудиями калибров 155 и 203 мм. По новым требованиям в дальнейшем планировалось разработать два проекта. Серийная техника этих моделей должна была поступить в войска и заменить существующие машины M40 и M43, созданные в годы Второй мировой войны.

Вторая половина сороковых годов в контексте развития бронетехники имела некоторые специфические особенности. Так, военные США пока не могли позволить себе одновременную разработку большого числа дорогих и сложных проектов. В связи с этим появилось предложение о создании двух самоходок с разным оружием, использующих одинаковое шасси и имеющих максимально возможную степень унификации. Подобное предложение вскоре было учтено в новой версии технического задания на проекты.

Читать еще:  Боевая машина пехоты AMX VCI (Франция)

В апреле 1948 года компания Pacific Car and Foundry Co., имевшая некоторый опыт разработки и строительства боевых бронированных машин, получила заказ на создание и строительство двух версий САУ с разным оружием. В обозримом будущем компания должна была выполнить проектные работы и представить деревянные макеты техники. В дальнейшем, после получения одобрения со стороны заказчика, компания могла ожидать крупный заказ на серийное производство.

Проект самоходной гаубицы калибра 203 мм получил рабочее обозначение T108 Gun Motor Carriage. Параллельно разрабатывавшаяся САУ с орудием калибра 155 мм была обозначена как T97 GMC. Впоследствии машину с более мощным оружием приняли на вооружение под официальным обозначением M55 Self-Propelled Howitzer. Можно заметить, что во время разработки перспективного проекта армия успела перейти на новую классификацию техники.

С целью упрощения и удешевления производства два перспективных образца должны были иметь максимально схожую конструкцию. В первую очередь, предусматривалось использование унифицированных шасси и башни. При этом в качестве основы для новых САУ следовало использовать переработанное необходимым образом шасси серийного танка. В качестве источника агрегатов были выбраны новейшие средние танки M46 и M47 Patton.

Проекты T97 и T108 предусматривали использование традиционной для американских гаубичных самоходок компоновки корпуса, хотя и предлагали некоторые новые идем. Передняя часть корпуса машины должна была полностью отдаваться под размещение силового отделения, а все прочие объемы предназначались для боевого отделения, расположенного в корме корпуса и башне. Для получения такого шасси корпус существующего танка пришлось значительно переделать, а также «развернуть» задом наперед, после чего кормовое моторно-трансмиссионное отделение переместилось в переднюю часть машины.

Корпус САУ T108 предлагалось сваривать из броневых листов толщиной от 12,7 до 25,4 мм. Наиболее мощная защита предусматривалась в лобовой части корпуса, тогда как борта, крыша и днище были сравнительно тонкими. Лоб корпуса состоял из наклонных многоугольных деталей, сопряженных с вертикальными бортами и наклонной крышей. Крыша корпуса, также являвшаяся крышкой моторного отсека, имела выгнутую форму и отличалась увеличенной шириной, за счет которой образовывала надгусеничные полки. Моторно-трансмиссионное отделение имело вертикальную заднюю стенку, после которой поперечное сечение корпуса резко уменьшалось. Коробчатый кормовой отсек корпуса предназначался для монтажа поворотной башни. На кормовом листе корпуса поместили опоры шарниров для качающегося сошника. Последний имел гидравлические приводы и мог опускаться, обеспечивая стабилизацию машины при стрельбе.

Машина T108 получила башню, унифицированную с другой самоходкой. Она состояла из листов толщиной 12,7 мм, собранных при помощи сварки. Имелись наклонные лобовые листы, через скошенные участки соединявшиеся с вертикальными бортами. Крыша размещалась горизонтально и соединялась с бортами при помощи небольших наклонных участков по краям. Кормовой лист размещался вертикально. В башне имелся набор люков для доступа внутрь боевого отделения. Две двери помещались в передней части бортов, в крыше имелись люки. В кормовом листе имелся крупный проем, прикрытый двумя прямоугольными створками. Нижняя уходила внутрь, верхняя поднималась, что позволяло упростить доступ к боевому отделению.

Несмотря на перекомпоновку корпуса, исходное танковое шасси сохранило большую часть имевшихся агрегатов. В передней части самоходки помещался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Continental AV-1790-5B мощностью 810 л.с. С двигателем соединялась гидродинамическая трансмиссия General Motors CD-850-4, выдававшая крутящий момент на передние ведущие колеса. Обеспечивались две скорости переднего хода и одна заднего.

Ходовая часть бронемашины T108 основывалась на агрегатах танка «Паттон», но при этом имела некоторые отличия. На каждом борту теперь размещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Первые две пары катков также имели дополнительные амортизаторы. В передней части корпуса имались ведущие колеса. Функции направляющих выполняла последняя пара катков, опущенная на грунт. Использовался набор из трех поддерживающих роликов на борт. Гусеница шириной 580 мм без изменений заимствовалась у базового танка.

Все вооружение перспективной САУ помещалось в боевом отделении внутри поворотной башни. Башня находилась на погоне корпуса, тогда как внутри шасси помещались только отдельные агрегаты, необходимые для управления ее разворотом или уменьшения нагрузок. Конструкция башни и систем ее установки позволяла выполнять горизонтальную наводку в пределах 30° вправо и влево от нейтрального положения. В центре боевого отделения имелась орудийная установка M86, основными элементами которой были две массивные треугольные опоры. Интересным образом была решена проблема уравновешивания крупного и тяжелого орудия. К его цапфам прикрепили пару коромысел, плечи которых соединялись с гидравлическими цилиндрами эквилибратора. При этом два боковых цилиндра отличались большими размерами и крепились к полу боевого отделения, а менее крупный центральный находился между опорами. Механические приводы наведения позволяли изменять угол возвышения в пределах от -5° до +65°.

Для использования на машине T108 было предложено орудие 8 inch howitzer T89, впоследствии принятое на вооружение под названием M47. Эта гаубица имела нарезной ствол калибром 203 мм длиной 25 калибров. Использовался поршневой затвор, отводящийся вправо. В первой версии орудие комплектовалось дульным тормозом. Кроме того, оно оснащалось гидравлическими противооткатными устройствами. В связи с большой мощностью отдачи и соответствующей массой орудия четыре цилиндра тормоза отката и накатника размещались вокруг ствола и образовывали квадратную структуру.

Орудие использовало раздельный способ заряжания. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасный снаряд и газовые боеприпасы двух типов. Масса этих изделий не превышала 91 кг. В отдельной гильзе размещался переменный метательный заряд. Масса гильзы с максимальным зарядом достигала 13 кг. Наибольшая начальная скорость снаряда, в зависимости от его типа, достигала 595 м/с. Максимальная дальность стрельбы определялась в 14,64 км. В связи с большой массой боеприпаса в корме боевого отделения предусматривались специальные механизмы для загрузки снарядов и гильз в камору орудия. Несмотря на это, скорострельность не превышала 1 выстрел в минуту. Внутри боевого отделения удалось поместить только 10 выстрелов. Интересно, что стеллажи для 203-мм снарядов и гильз по внешним обводам были унифицированы с соответствующими агрегатами САУ T97 / M53.

Читать еще:  Основной боевой танк Strv 122 (Швеция)

У правого борта башни, на крыше, поместили командирскую башенку с открытой пулеметной установкой. Для самообороны экипаж должен был использовать крупнокалиберный пулемет M2HB с боекомплектом 900 патронов. Конструкция установки позволяла вести огонь в любых направлениях.

Экипаж САУ T108 состоял из шести человек. Слева и справа от орудия находились водитель и наводчик соответственно. Рядом с их местами в бортах имелись двери. Над водителем также располагался люк со смотровыми приборами. Позади наводчика поместили командира. Трое заряжающих размещались в оставшемся объеме боевого отделения. При необходимости экипаж мог быть усилен несколькими бойцами, задачей которых была работа с боеприпасами, в первую очередь, подача выстрелов с грунта.

За счет использования унифицированных шасси и башни две перспективные самоходки должны были иметь схожие размеры. Длина боевой машины T108 достигала 7,9 м, ширина – 3,6 м, высота по пулеметной установке – 3,5 м. Боевая масса – 44 т. Машина могла развивать скорость 56 км/ч и имела запас хода 240 км. Танковое шасси позволяло подниматься на 30-градусный склон или 1,1-м стенку, пересекать ров шириной 2,4 м и без подготовки преодолевать вброд водоемы глубиной до 1,5 м.

Разработка проектов T97 и T108 завершилась весной 1948 года, после чего компания-подрядчик построила деревянные макеты новой техники. В 1950 году военные заказали строительство опытной машины с 155-мм орудием, а аналогичный заказ на сборку прототипа T108 появился только в апреле 1951-го. В июле 1952 года строительство опытного образца завершилось, после чего его отправили на полигон для прохождения испытаний.

Первые прототипы двух САУ оснащались дульными тормозами на стволах орудий. Кроме того, они комплектовались достаточно совершенной для своего времени системой управления огнем. В ходе испытаний было установлено, что эти устройства действительно положительным образом сказываются на основных характеристиках техники, однако и без них самоходки могли показывать достаточно высокую эффективность. Как следствие, второй прототип T108 не получил дульный тормоз, а также был оснащен более простыми устройствами для управления вооружением.

Испытания заняли всего несколько месяцев, после чего военное ведомство разместило заказ на первую серийную партию техники. В августе 1952 года компания Pacific Car and Foundry Co. получила контракт на выпуск 70 боевых машин типа T108. После получения этой техники военные заказали несколько новых партий. Вскоре после начала эксплуатации техника была принята на вооружение под обозначением M55 SPH. Серийное производство самоходных 203-мм гаубиц продолжалось до середины 1956 года. По мере сборки серийная техника претерпевала некоторые изменения. Дорабатывались силовая установка и трансмиссия, совершенствовались отдельные агрегаты боевого отделения и т.д. Большая часть подобных изменений была связана с модернизацией серийных танков M46 / M47 Patton.

В 1956 году было принято решение, оказавшее заметное влияние на количество строящихся и эксплуатируемых самоходок M55. Сравнивая два новейших образца, M53 и M55, командование приняло решение об отказе от самоходки с орудием меньшего калибра. По-видимому, военачальники решили, что новая унифицированная платформа представляет больший интерес в виде носителя 203-мм гаубицы. Как следствие, было решено перестроить все имеющиеся у сухопутных войск M53 в соответствии с проектом M55. САУ Корпуса морской пехоты, однако, такой переделке не подлежали. Подобные работы не представляли особой сложности, поскольку два образца бронетехники имели максимально возможное сходство.

По имеющимся данным, в общей сложности было построено 550 гаубичных САУ M55. Согласно разным источникам, это число может не учитывать перестроенные M53 либо включать их. Так или иначе, за несколько лет компания-производитель успела построить несколько сотен боевых машин со сравнительно мощным оружием.

За счет огневой мощи, обеспечиваемой большим калибром, и хороших технических характеристик самоходка M55 смогла стать достаточно эффективным средством нанесения ударов по объектам противника. Известно, что в шестидесятых годах некоторое количество таких машин было отправлено во Вьетнам с целью усиления имеющейся там артиллерийской группировки. Высокая подвижность танкового шасси в значительной мере упрощала эксплуатацию техники в сложных условиях Юго-Восточной Азии. Со временем машины M55 стали уступать свое место новым образцам своего класса, имеющим более высокие характеристики.

Американские вооруженные силы продолжали эксплуатацию самоходных установок M55 SPH до второй половины шестидесятых годов. Еще до начала этого десятилетия было принято решение о снятии с вооружения танков «Паттон» в связи с появлением более новой техники. Частичная выработка ресурса и отсутствие реальных перспектив привели к снятию самоходок с вооружения. Тем не менее, как и некоторую другую военную технику, эти машины не отправляли на разделку. Наоборот, их восстанавливали и передавали дружественным государствам. Новыми эксплуатантами САУ M55 стали Бельгия, Греция, Италия и Испания. Не имея своего производства бронетехники подобного класса, эти страны были вынуждены приобретать «подержанные» машины.

Новые хозяева использовали импортную технику в течение длительного времени, вплоть до окончательной выработки ресурса. К концу восьмидесятых годов все армии, получившие M55, были вынуждены отказаться от этой техники. Значительное число боевых машин отправилось в переплавку. Тем не менее, около трех десятков единиц техники уцелело, став музейными экспонатами. Больше всего подобных образцов, по понятным причинам, находится в США. Немалой коллекцией самоходок может похвастать и Италия.

Читать еще:  Средний танк M26 Pershing (США)

Самоходная артиллерийская установка M55 SPH с 203-мм гаубицей была частью интересного и многообещающего проекта, целью которого была разработка двух образцов бронетехники с максимально возможной унификацией. Поставленные задачи были решены, благодаря чему армия получила сразу две боевые машины. Тем не менее, в дальнейшем было решено, что M55 отличается большим потенциалом, что привело к отказу от M53 и перестройке имеющейся техники. Благодаря этому и высоким характеристикам самоходные гаубицы смогли в течение нескольких десятилетий оставаться в строю и даже поучаствовать в некоторых конфликтах.

«Коалиция» не даёт покоя»: сможет ли новая американская гаубица превзойти российские аналоги

Научно-исследовательский центр Минобороны США Picatinny Arsenal ведёт разработку 155-мм полевой буксируемой гаубицы M777ER. Дальность стрельбы артиллерийской установки должна составить не менее 70 км, сообщает портал Warrior Maven со ссылкой на высокопоставленный источник в оборонной отрасли Соединённых Штатов.

Разработка орудия осуществляется в рамках программы по повышению дальности стрельбы ствольной артиллерии (Extended Range Cannon Artillery, ERCA) — Минобороны США поставило цель удвоить дистанцию ведения огня из крупнокалиберных гаубиц.

Удлинённые стволы

Новая установка разрабатывается на основе модели M777 британской компании BAE Systems. В модификациях A1 и A2 гаубица стоит на вооружении Морской пехоты и Сухопутных войск США, а также ВС Канады и Австралии.

В погоне за показателями дальности стрельбы специалисты Picatinny Arsenal пошли на достаточно радикальную меру — увеличили длину ствола M777ER на 1,8 м.

Если столь смелый эксперимент окажется удачным, то удлинённые стволы получат и другие артиллерийские установки. По данным американского журнала Popular Mechanics, речь идёт о самоходной артиллерийской установке M109 Paladin, которая вскоре исчерпает свой модернизационный ресурс.

Однако удлинение ствола имеет несколько существенных негативных последствий. Прежде всего подобное решение неизбежно приведёт к увеличению веса гаубицы. Также инженерам придётся внести ряд конструктивных изменений.

Как уточняет Warrior Maven, M777ER оказалась на 455 кг тяжелее базовой модели (4,6 против 4,2 тонны). Увеличение веса может осложнить транспортировку орудия и его развёртывание на местности.

В целях повышения скорострельности M777ER получит новый механизм перезарядки. Магазин в шесть снарядов гаубица будет способна расстрелять за 30 секунд (скорострельность предшественника составляет 2—5 выстрелов в минуту). Однако увеличение нагрузки на ствол, как предупреждает издание, может сократить его эксплуатационный ресурс.

1 марта 2017 года британское издание Jane’s сообщило о завершении первого этапа испытаний, который предполагал проверку характеристик пушки. Второй этап направлен на доработку «умных» боеприпасов.

По информации специализированных изданий, дальность поражения обычными (осколочными и фугасными) боеприпасами M777ER достигнет 25—30 км. Цели на более дальних дистанциях будут поражать активно-реактивные снаряды XM1113, управляемые снаряды M982 Excalibur, заряды XM654 и XM907.

Warrior Maven отмечает, что двукратное увеличение дальнобойности гаубиц повысит возможности американских подразделений. В то же время собеседник портала указывает на то, что новая пушка может испытывать проблемы с точностью. По его словам, важно, чтобы орудие умело стрелять по движущимся целям и объектам в горной местности.

Ответ России

Как неоднократно отмечали российские и зарубежные эксперты, значение буксируемой артиллерии на современном театре военных действий (ТВД) несколько уменьшилось. Ведущие армии мира в большей степени развивают подвижные ударные платформы. Применительно к ствольной артиллерии это самоходные установки.

Тем не менее буксируемые орудия сохранили некоторые преимущества перед САУ: они менее заметны для аппаратуры неприятеля и дешевле в эксплуатации.

Считается, что буксируемые пушки идеально подходят для так называемых конфликтов низкой интенсивности, где нет необходимости постоянно менять позицию после залпа. Например, американские войска используют M777 в операциях на Ближнем Востоке и Афганистане, ведя огонь по слабому в технологическом отношении противнику.

Однако в западных медиа преобладает точка зрения, что США разрабатывают M777ER как ответ на появление в арсенале российской армии самоходных дальнобойных гаубиц.

Warrior Maven утверждает, что новая американская гаубица должна оставить позади российскую САУ 2С19М2 «Мста-С», оснащённую 152-мм пушкой 2А64. Дальность стрельбы модернизированного варианта отечественной самоходки достигает 40 км.

Беспокойство у американцев вызывает и повышенная скорострельность «Мсты-С», автоматизированная система управления и широкое использование цифровых технологий. Как отмечали ранее в Минобороны РФ, по эффективности 2С19М2 (усовершенствованная версия) будет на 40% превосходить 2С19.

Popular Mechanics придерживается мнения о том, что Пентагон запустил проект M777ER с целью угнаться за новейшей российской САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Отечественная самоходка способна поражать объекты на расстоянии около 70 км и обладает лучшей в мире скорострельностью (12—20 выстрелов в минуту).

До 2020 года 2С35 будет проходить войсковую эксплуатацию. С этой целью Минобороны России закупило 12 «Коалиций-СВ». После принятия на вооружение САУ заменит парк самоходок «Мста-С», которые не прошли модернизацию.

«Американцы достаточно широко используют буксируемую артиллерию в разных регионах, включая Европу. Их желание обладать превосходством перед Россией на потенциальном театре военных действий вполне объяснимо», — пояснил RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

По мнению эксперта, с большой вероятностью пушка M777ER, как и предсказывают американские СМИ, перекочует в итоге на мобильные платформы. Однако более тяжёлый и длинный ствол повлечёт изменения в конструкции САУ. Кроме того, избыточный вес негативно скажется на подвижности самоходок США.

«Американцы решают очень сложные задачи, где приходится чем-то жертвовать. Я не могу сказать, идут ли они по верному пути, но вполне возможно, что «Коалиция» всё же не даёт им покоя. Ведь Россия может создать ещё и новый образец буксируемого орудия, установив 152-мм пушку «Коалиции» (2А88) на лафет», — отметил Суворов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector