12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица SP122 (США)

Самоходная гаубица SP122 (США)

Самоходная гаубица SP122 разработана для египетской армии фирмой “United Defense L.P.” и после сравнительных испытаний, в которых принимали участие две машины, была выбрана египетскими военными для оснащения сухопутных войск Египта. С 1994 года по 1995 год, 76 самоходных гаубиц SP122 американской постройки были отправлены в Египет. Самоходная гаубица SP122 представляет собой шасси самоходной гаубицы M109 с новой, полностью закрытой рубкой-надстройкой, размещенной в кормовой части корпуса. Корпус машины сварен из листов алюминиевой брони, обеспечивающей защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Борта корпуса вертикальны, тогда как верхний лобовой лист имеет значительный угол наклона. Горизонтальная крыша закрывает корпус до середины машины, то есть до того места, где начинается неподвижная боевая рубка с вертикальными бортами и профилированной лобовой частью.

Слева в передней части корпуса располагается механик-водитель, справа от него находится силовое отделение. Среднюю и кормовую части корпуса занимает боевое отделение с неподвижной полностью закрытой бронированной рубкой.

В передней части рубки установлена 122-мм пушка-гаубица Д-30, на протяжении многих лет производимая в Египте по российской лицензии фирмой “Абу Заабал инжиниринг индастриз компани”. Ствол орудия оборудован щелевым дульным тормозом. С помощью ручных приводов гаубица наводится в горизонтальной плоскости в секторе ±30′ относительно продольной оси машины, а в вертикальной плоскости в секторе от -5′ до +70°. Максимальная дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 15300 м. Стрельба на большее расстояние возможна при использовании активно-реактивных снарядов. Боекомплект гаубицы насчитывает 85 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения применяется 12,7-мм пулемет, установленный на крыше башни и предназначенный дня поражения как живой силы, так и воздушных целей противника. В боекомплект пулемета входят 500 патронов.

В качестве силовой установки на машине установлен восьмицилиндровый V-образныи дизель с турбонаддувом 8V71T производства фирмы “Детройт дизель”. Этот двигатель развивает мощность 298 кВт при 2350 об/мин, что позволяет САУ двигаться по дорогам с твёрдым покрытием со скоростью 56,3 км/ч.

В состав ходовой части, применительно к одному борту входят семь обрезиненных опорных катков, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения.

Система защиты от оружия массового поражения и приборы ночного видения не входят в состав стандартного оборудования самоходной гаубицы SP122. Серийное производство этой машины завершено. Она состоит на вооружении только египетской армии.

Тактико-технические характеристики 122-мм самоходной гаубицы SP122
Боевая масса, т 24.95
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм.
длина с пушкой вперед 6957
длина по корпусу 6957
ширина 3150
высота по крышу рубки 3280
клиренс 460
Бронирование противопупьное
Вооружение 122-мм пушка-гаубица Д-30, 12.7-мм пулемет
Боекомплект 85 выстрелов, 500 патронов
Максимапьная дальность стрельбы, м
фугасным снарядом 15300
Двигатель “Детройт дизель” 8V71P, 8-цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, мощность 298 кбт при 2350 об/мин
Удельная мощность даигателя. кВт/т 11,9
Максимальная скорость, км/ч 56,3
Запас хода по шоссе, км 300
Запас топлива, л 484
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0.61
ширина рва, м 2,0
глубина брода, м 1,7

Читать еще:  Самоходная гаубица M44 (США)

122-мм самоходная гаубица SP 122

До недавнего появления американской 155-мм самоходной гаубицы М109А2 практически вся артиллерия египетской армии была несамоходной, ее большая часть поставлялась из СССР, включая большое количество отличных 122-мм орудий Д-30, боеприпасы для которых Египет выпускал в течение нескольких лет. Позднее Египет сам начал изготавливать пушку Д-30 — для себя и на экспорт.

Египетская армия решила, что ей нужна самоходная версия Д-30, более совершенная, чем сирийская версия, которая представляла собой танк Т-34-85, с которого снята башня, а вместо нее поставлена Д-30, стреляющая поверх крыши моторно-трансмисионного отделения, расположенного в корме; для расчета орудия там не было никакого укрытия.

В 1984 г. компаниям «Ройал Орднэнс» (Англия) и BMY (США) выдали контракты на проектирование и изготовление самоходной версии Д-30. Прототипы впервые были официально представлены на выставке вооружения в Каире в конце 1984 г.

Вариант компании BMY представлял собой шасси М109 с рубкой в корме, в передней части рубки установлена гаубица Д-30, имеющая углы вертикальной наводки от +70 до минус 5°, горизонтальной ±30°. Боекомплект: 85 122-мм выстрелов, из них, обычно, 5 — бронебойных фугасных снарядов. На крыше установлен 12,7-мм пулемет М2НВ, для которого имеется 500 патронов.

Компания «Ройал Орднэнс» вместо того, чтобы применить имеющееся шасси, спроектировала новую машину сварной стальной броневой конструкции, а не алюминиевой, как у BMY. Причина — сталь легче сваривать, чем алюминий, а Египет уже имеет большой опыт применения стали в других программах разработки бронированных машин.

Компоновка варианта «Ройат Орднэнс» — такая же, как у варианта BMY. но много компактнее. Водитель размешается впереди слева, двигатель — справа от него, орудийная установка — в корме. Углы обстрела — такие же, как у варианта BMY; боекомплект — 80 выстрелов. На крыше установлен 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ.

Дизель «Перкинс» соединен с автоматической трансмиссией «Селф-Чэнжинг Геарс», имеющей 6 передач. Некоторые элементы подвески применяются в боевой инженерной машине, выпускаемом компанией «Ройал Орднэнс» для британской и индийской армий. Однако, несмотря на длительные испытания обоих вариантов в конце 1980-х гг., египетское правительство не размещает на них заказа. Это и неудивительно: 122-мм орудие в 18-тонной машине — это просто очень большая машина для очень маленького орудия.

Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Читать еще:  Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)

Основное назначение:
– уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
– подавления огня полевых огневых точек противника;
– разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
– обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
– противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
– ствол;
– противооткатные устройства;
– лафет;
– прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания – телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
– ствол;
– противооткатные устройства;
– люлька;
– прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
– качающаяся часть;
– колесный ход;
– верхний станок;
– боевой щит;
– механизм уравновешивания;
– приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
– нижний станок;
– три станины;
– гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
– противотанковые кумулятивные;
– дымовые;
– специальные химические;
– осколочные;
– бронебойно-кумулятивные (очень редко);
– осветительные;
– агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Читать еще:  Основной танк Т-80УЕ-1 («Объект 219АС-1») (Россия)

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
– Д-30 – первая советская базовая гаубица;
– Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
– Д-30Ю – югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
– гаубица «Саддам» – иракская модификация советской гаубицы;

– Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
– САУ 2С1 «Гвоздика» – советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
– САУ 2С2 «Фиалка» – советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
– Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
– Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

– САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
– Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
– Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
– длина – 5.4 метра;
– ширина – 1.95 метра;
– длина ствола – 4.8 метра;
– вес – 3.1 тонны;
– дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
– вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
– скорострельность – 8 выст/мин;
– скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
– вертикальные углы мин/макс – -7/70 градусов;
– горизонтальные углы – 360 градусов;
– расчет орудия – 7 человек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: