0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная противотанковая пушка Jpz 4-5 (Германия)

Самоходная противотанковая пушка Jpz 4-5 (Германия)

90-мм самоходная противотанковая артиллерийская установка – одна из целой гаммы машин, созданных для германской армии начиная с 50-х годов. В серийное производство пошли еще две машины из этого семейства – противотанковый ракетный комплекс (Jagdpanzer Rakete) и БМП «Мардер». Первые прототипы были построены немецкими фирмами «Ганомаг» и «Хеншель» и швейцарской MOWAG в 1960 г. Немцы разработали еще ряд прототипов, прежде чем была принята окончательная модель. Серийное производство машины началось в 1965 г. До свертывания производства в 1967 г. «Хеншель» и «Ганомаг» построили приблизительно по 375 САУ. Основными козырями истребителя танков Jpz 4-5 являлись ее низкий силуэт и мобильность: машина обладает очень высокой скоростью движения по шоссе и бездорожью как вперед, так и задним ходом.

Корпус машины сварен из листов катаной броневой стали. Наиболее мощным является бронирование лобовой части машины: максимальная толщина брони в этом месте достигает 50 мм. Боевое отделение занимает переднюю часть корпуса, моторно-трансмиссионное отделение находится в корме самоходной установки.

Подвеска независимая, с торсионными валами в качестве упругих элементов. Ходовая часть состоит из пяти опорных катков на борт (2×5), двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес переднего расположения, трех поддерживающих роликов на борт (2×3) и двух гусениц с резинометаллическими шарнирами.

Экипаж САУ состоит из четырех человек: командира машины, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Установленная в передней части корпуса, 90-мм пушка М36, позаимствованная у американского танка М47 «Паттон», слегка смещена вправо относительно продольной оси машины и прикрыта массивной броневой маской. Дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м, а скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости составляет 30°, а в вертикальной – от -8° до +15°. Наведение орудия на цель осуществляется с помощью ручных приводов. Пушка имела эжекционное устройство и была установлена на вертикальных цапфах. Боекомплект САУ состоит из 51 выстрела и 4000 патронов. С основным вооружением соединен инфракрасный прожектор: Jpz 4-5 оснащен прибором ночного видения. С пушкой спарен пулемет MG 3 калибра 7,62 мм (находится справа от орудия), другой такой же пулемет, предназначенный для борьбы с воздушными целями, установлен над люком командира. Восемь дымовых гранатометов смонтированы на крыше корпуса и направлены вперед, чтобы при необходимости прикрывать дымовой завесой отход машины.

Для ведения наблюдения за местностью и наведения орудия на цель машина оснащалась оптическим прицелом для пушки и спаренного с ней пулемета, панорамным прибором наблюдения для определения дальностей и перископом механика-водителя.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части самоходки, где размещаются 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения без наддува «Даймлер-Бенц» MB 837 Аа мощностью 368 кВт, который имел те же размеры цилиндро-поршневой группы, что и двигатель танка «Леопард», и гидромеханическая планетарная трехступенчатая трансмиссия фирмы «Ренк», аналогичная трансмиссии «Леопарда». Механизм реверса позволял машине двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, а также разворачиваться на месте. Однако двигаться с высокой скоростью задним ходом не всегда было возможно из-за ограниченного обзора. Максимальная скорость движения достигала 70 км/ч.

Корпус САУ герметизирован. Машина оснащена системой кондиционирования воздуха и фильтровентиляционной установкой. Без специальной подготовки машина могла преодолевать брод глубиной до 1,40 м, а с оборудованием для подводного вождения – до 2,10 м. Боевая масса Jpz 4-5 составляет 27,5 т.

В конце 70-х годов конструкторы Jpz 4-5 предложили заменить 90-мм пушку более мощным 105-мм орудием, что продлило бы пребывание САУ в боевом строю до конца 80-х гг.

На вооружении бельгийской армии состоят 80 Jpz 4-5, которые имеют незначительные отличия от базовой модели. Эти машины сделаны в Бельгии из комплектующих, полученных из Германии. Их подвеска и трансмиссия аналогичны соответствующим агрегатам БМП «Мардер». Система управления огнем бельгийского производства включает в себя лазерный прицел; немецкие пулеметы MG 3 заменены бельгийскими FN MAG 58.

Корпус противотанкового ракетного комплекса (Jagdpanzer Rakete) почти неотличим от корпуса истребителя танков Jpz 4-5. ПТРК был создан для совместных действий с пушечным собратом, чтобы существенно увеличить глубину противотанковой обороны. Он вооружен двумя пусковыми установками для ПТУР французского производства SS-11. Боекомплект машины состоит из 14 ПТУР, способных поражать тяжелобронированные цели на расстоянии от 500 до 3000 м. Эта модель вооружена также пристрелочным и курсовым пулеметами, и восемью дымовыми гранатометами.

В 1967–1968 гг. для германской армии было построено 370 ракетных истребителей танков. В течение пяти лет все Jagdpanzer Rakete были перевооружены противотанковой ракетной системой франко-германского производства НОТ (High-subsonic Optically-guided Tube-launched). По сравнению с SS-11 эта система обладает рядом преимуществ: ПТУР НОТ способен поражать цели на расстоянии от 75 до 4000 м, заряжание пусковой установки значительно упростилось, возросла точность стрельбы: чтобы зарегистрировать попадание, оператору требуется всего лишь удержать цель в объективе своего оптического прибора, обладающего 7-кратным увеличением. Самоходный ПТРК с новым вооружением стал называться «Ягуар-1». Его возимый боекомплект состоял из 20 ракет НОТ, которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом – НОТ-2.

В период с 1983 г. по 1985 г. из 770 самоходок Jpz 4-5 162 были перевооружены ПТРК TOW, а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название «Ягуар-2». Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4.

Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет монтажа дополнительных броневых листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Машины оборудованы фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода – до 400 км.

Характеристики Jpz 4-5
Экипаж, чел. 4
Тип шасси Гусеничное
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 13,38
Макс. угол возвышения пушки, град 15
Макс. угол склонения пушки, град -8
Максимальная дальность стрельбы, м 2000
Длина c пушкой вперёд, мм 8750
Длина корпуса, мм 6238
Ширина общая, мм 2980
Высота по крыше башни, мм 2085
Масса боевая, кг 27500
Бронирование башни: лоб, мм 50
Бронирование корпуса: лоб, мм 50
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 2,1
Число опорных катков на борт 5
Подвеска независимая торсионная
Вооружение: Пушка M36 90-мм, 2 пулемёта MG-3 7,62-мм, гранатомёт дымовой
Боезапас: 51 снаряд, 4000 патронов

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 5) – Jagdpanzer IV

Успех штурмовых орудий StuG III придал немецким САУ новый импульс дальнейшего развития. Вермахт испытывал потребность в хорошо защищенных истребителях танков, обладающих низким силуэтом. Неуклонный рост количества и качества танков, применяемых союзниками, требовал все больших усилий и все более эффективных средств для борьбы с ними. По сути, именно JagdPanzer IV первым перестал именоваться штурмовым орудием, перейдя в класс истребителей танков.

Первоначально JagdPz IV по своему вооружению был идентичен последним модификациям основного танка вермахта Pz IV. Но к середине 1944 года 75-мм орудие с длиной ствола в 48 калибров себя почти полностью исчерпало, поэтому логичным был шаг по вооружению нового истребителя танков длинноствольным 75-мм орудием, которое устанавливалось на танки «Пантера». Первые версии истребителя танков начали поступать в части зимой-весной 1944 года, они обозначались JagdPz IV/48. Следующая модификация, которая встала на конвейер в августе 1944 года и получила новое 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, обозначалось как JagdPz IV/70(V). Буква V обозначала принадлежность истребителей танков к фирме производителю «Фомаг» (в нем. транскрипции Vomag). Наряду с этой существовала модель САУ, которая была разработана фирмой «Алькетт», такая САУ обозначалась как JagdPz IV/70(А).

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

САУ в «алькеттовском» варианте отличалась боевой рубкой. У модели, производимой на «Фомаге», рубка была органичной частью бронекорпуса, в то время как на «Алькетт» она была надстройкой над стандартным шасси танка Pz IV. Из-за этого «алькеттовские» САУ имели чуть большую высоту и большую массу (примерно на 1,5 тонны), что не самым лучшим образом сказывалось на эксплуатационных и боевых качествах самоходки.

В целом у немецких конструкторов получилась довольно удачная машина, обладающая очень низким силуэтом – 1850 мм (меньше, чем у Хетцера), что позволяло ей длительное время оставаться незаметной на поле боя. Столь низкая высота объясняется, в том числе, отсутствием командирской башенки и пулеметной установки на крыше рубки. Орудие устанавливалось в шаровидной маске, что позволило конструкторам отказаться от сложного механизма наводки. Лобовая броня рубки была достаточно серьезной. 80-мм бронеплита располагалась под углом в 45 градусов, что обеспечивало экипажу защиту при попадании в САУ 76-мм снарядов советских и американских пушек.

Довольно интересно был решен вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от орудия были сделаны 2 бойницы. Через правую бойницу можно было вести огонь, используя 7,92-мм пулемет МG 42, а через левую экипаж мог стрелять из штатной штурмовой винтовки МР 44 или пистолета-пулемета МР 40.

Истребитель танков во многом был унифицирован с танком РzКрfw IV от которого без особых изменений он унаследовал корпус, трансмиссию, двигатель, ходовую часть и электрооборудование. При этом изменилось расположение топливных баков, если у танка баки располагались под поликом боевого отделения, то у Jagdpanzer IV они располагались под орудием и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был расположен на месте двухтактного двигателя DKW, который на танке отвечал за вращение башни. Также изменения претерпела схема вентиляции боевой рубки и тормозов, которые теперь обдувались потоком из двигательного отделения. Коснулись изменения и эвакуационного люка, который был перемещен под сиденье наводчика.

Всего за период с января 1944 года по март-апрель 1945 года в Германии было выпущено почти 2 000 истребителей танков Jagdpanzer IV. Jagdpanzer IV/48 – 769 шт., Jagdpanzer IV/70(V) – 930 (940) шт., Jagdpanzer IV/70(A) – 278 шт.

Истребитель танков Jagdpanzer IV обладал стандартной компоновкой. В передней части корпуса машины, слева от коробки переключения передач, размещалось место механика-водителя. Еще 2 члена экипажа САУ размещались с левого борта рубки: впереди было место наводчика, за ним командира самоходки. Сиденье командира САУ размещалось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий располагался в дальнем правом углу боевого отделения, сверху над ним располагался второй люк.

Корпус и рубка самоходки сварные изготовлены из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони на разных участках колеблется от 10 до 80 мм. Под сиденьем наводчика орудия размещен эвакуационный люк диаметром 440 мм. Бронеплиты соединялись между собой и каркасом корпуса при помощи сварки, корпус собирался из стальных профилей. Верхняя лобовая деталь имела 80-мм толщину и угол наклона в 45 градусов, нижняя лобовая деталь была толщиной 50 мм. и располагалась под углом в 55 градусов. Бортовое бронирование рубки доходило до 40 мм, при этом бронелисты были установлены под углом в 30 градусов.

На истребитель танков JagdPz IV ставился четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Максимальная мощность двигателя – 300 л.с. при 3 000 об/мин. при 2 600 об/мин. двигатель выдавал 265 л.с. Удельная мощность составляла 12,5 л.с./т. Все самоходки оборудовались системой перелива разогретого антифриза от работающей машины в запускаемую, что упрощало пуск двигателя на морозе. Двигатель работал в связке с планетарной коробкой передач ZF Aphon SSG76, которая имела 6 передач переднего хода и 1 заднего.

Циркуляция воздуха в двигательном отсеке осуществлялась при помощи 2-х вентиляторов типа Zyklon, каждый из которых имел по 2 воздушных фильтра. Вентиляторы находились прямо над двигателем в правой стороне моторного отделения. Мощность для работы они отбирали у двигателя. Два вентиляционных отверстия находились на надмоторной плите, данные отверстия на машинах поздних выпусков прикрывались специальными бронированными жалюзи.

САУ JagdPz IV оснащалась тремя топливными баками общей емкостью в 470 литров. Подача топлива к двигателю осуществлялась при помощи двух бензонасосов Solex, также экипаж мог осуществлять подачу топлива, используя аварийный ручной насос. Все 3 топливных бака имели общую горловину, а переключатель между ними находился на приборном щитке на месте механика водителя. При движении по шоссе расход топлива составлял 220 л. на 100 км, при движении по пересеченной местности САУ потребляла 360 л. на 100 км.

Ходовая часть у Jagdpanzer IV включала в себя 8 опорных катков малого диаметра, которые были собранны попарно в подрессоренные тележки. Верхняя часть гусениц опиралась на 4 опорных катка (поздние машины в целях экономии имели по 3 катка). Ведущее колесо находилось в передней части машины, в то время как механизм натяжения гусениц и направляющее колесо располагались в корме САУ.

Стандартное радиооборудование САУ включало в себя приемопередатчик FuG 5 мощностью 10 Вт., работающий в диапазоне 27,2-33,3 МГц. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км. в режиме телефона и 9,4 км. в режиме ключа. Радиостанция устанавливалась на специальной антивибрационной стойке с правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна общей длиной 2 м. выводилась на левый борт САУ. Помимо этого каждая машина оснащалась комплектом сигнальных флажков и ракетницей, которая хранилась рядом с местом командира.

Первоначально истребитель танков вооружался орудием Рак 39 L/48 калибра 75-мм, аналогичным орудием были вооружены танки РzКрfw IV. Орудие было спарено с 7,92-мм пулеметом MG 42, и пушка и пулемет имели электрический спуск. Стандартный боекомплект орудия формировался 50% на 50% и состоял из бронебойных снарядов PzGr 39 и подкалиберных PzGr 40. Боекомплект размещался в задней части боевого отделения, под пушкой и в правой части боевого отделения за бензобаком. Боекомплект орудия насчитывал 79 выстрелов. Вертикальные углы наклона орудия составляли -5° +15°. Углы горизонтальной наводки обеспечивали отклонение пушки на 20° вправо и влево. С августа 1944 года в серию пошли САУ JagdPz IV/70, они получили на вооружение более мощную длинноствольную пушку StuK 42 L/70 с длиной ствола 70 калибров (боекомплект 55 выстрелов). Данное орудие обладало лучшей бронепробиваемостью.

В качестве оборонительного вооружения выступал 7,92-мм пулемет MG 42, расположенный с правой части боевого отделения. Стандартный его боекомплект составлял 1 200 патронов. Дополнительно экипаж имел на вооружении штурмовую винтовку MP 44 или пистолет-пулемет MP 40 с боекомплектом в 384 патрона. Часть машин дополнительно оснащалась гранатометами Nahverteidigungswaffe. В их боекомплект входило 16 осколочных гранат калибра 27 мм.

Первые серийные истребители танков Jagdpanzer IV начали поступать в армейские части весной 1944 года. Чаще всего данные машины использовали в составе специальных дивизионов истребителей танков (Panzerjaeger Abteilung). Такие дивизионы формировались в соответствии со штатами от 1 февраля 1944 года. Каждый дивизион состоял из 2-х боевых рот. В каждой роте находилось по 14 машин, еще 3 САУ находилось в составе штабной роты дивизиона. Полностью укомплектованный дивизион располагал 31 самоходкой.

Дивизионы истребителей танков, входившие в состав танковых дивизий, имели другой штат. Здесь в каждой роте насчитывалось по 10 истребителей танков (по 3 машины на взвод + машина командира роты), еще 1 Jagdpanzer IV находился в расположении командира дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков состоял из 21 машины.

Читать еще:  Выживание в метро: что делать, если упал на рельсы

В качестве специализированного истребителя танков все модификации Jagdpanzer IV показали себя в боях с лучшей стороны. Особенно грозным противником для союзнических танков были модели с длинноствольной пушкой JagdPz IV/70. Достаточно хорошее лобовое бронирование и отличные немецкие прицелы позволяли данной САУ успешно поражать все типы танков стран антигитлеровской коалиции. Не особо большим преувеличением будет утверждение о том, что за исключением советского танка ИС-2, любой другой танк союзников представлял для JagdPz IV не более чем «картонную коробку». При этом в сравнении с «Пантерой», вооруженной такой же пушкой, истребитель танков стоил гораздо меньше.

При всем этом, как и у любой другой военной техники у JagdPz IV были и свои недостатки. К ним можно отнести недостаточную маневренность машины и тонкую бортовую броню. Если самоходку атаковали с фланга даже более слабые по классу противники, для нее это было смертельно опасно. При этом обнаружить опасность было достаточно трудно, так как командир машины был лишен командирской башенки с круговым обзором. Еще одним существенным недостатком можно назвать слабое поражающее действие осколочно-фугасного снаряда, при использовании по пехоте и небронированным целям. И в атаке, и в обороне САУ нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, которая могла бы нейтрализовать угрозы со стороны солдат противника. Отдельно можно бы было отметить высокое давление на грунт, но оно было характерно практически для всех немецких танков и САУ. При военных действиях в Западной и Центральной Европе, где была достаточно развитая дорожная сеть, данный недостаток не имел никакого решающего значения.

Jagdpanzer IV полностью оправдал звание «истребителя танков». Данная машина была популярная в войсках и успела очень хорошо зарекомендовать себя в боевых действиях. Данная САУ стала хорошим примером того, как шасси танка (в данном случае PzKpfw IV) может использоваться для задач, которые при его проектировке даже не рассматривались.

Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV/70:
Масса: до 25,8 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,50 м., ширина 3,17 м., высота 1,85 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 10 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 42 L/70, 7,92-мм пулемет MG-32
Боекомплект: 55 снаряда, 1200 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, бездорожье – 18 км/ч
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 130 км.

Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была более сложной, чем у танков. Можно выделить несколько основных классов: штурмовые орудия, самоходные лафеты, штурмовые танки, самоходные противотанковые орудия, истребители танков, зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относящиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого типа. Поэтому германские самоходные установки часто обозначаются так же, как и их базовые шасси, что позволяет соблюсти определенную хронологическую последовательность.
В фильме представлены фрагменты кинохроники о следующих боевых мащинах: Panzerjager I, Marder II, Marder III, Marder I, Sd. Kfz. 251/22, Hetzer, Jagdpanzer Iv, Pz. IV/70, Nashorn, Wespe, SIG 33 auf Pz. IB, StuIG 33B, Bison, Brumbar, Hummel, Sd. Kfz. 10/4, Sd. Kfz. 7/1, Sd. Kfz. 7/2, Wirbelwind, Ostwind, Mobelwagen, Sd. Kfz. 251/21, 15 cm Panzerwerfer 42, Morsergerat 040

Самоходная установка Jpz 4-5 «Jaguar»

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

90-мм самоходная противотанковая пушка Jpz 4-5

90-мм самоходная противотанковая артиллерийская установка – одна из целой гаммы машин, созданных для германской армии начиная с 50-х годов. В серийное производство пошли еще две машины из этого семейства – противотанковый ракетный комплекс (Jagdpanzer Rakete) и БМП “Мардер”. Первые прототипы были построены немецкими фирмами “Ганомаг” и “Хеншель” и швейцарской MOWAG в 1960 г. Немцы разработали еще ряд прототипов. прежде чем была принята окончательная модель. Серийное производство машины началось в 1965 г. До свертывания производства в 1967 г. “Хеншель” и “Ганомаг” построили приблизительно по 375 САУ. Основными козырями истребителя танков Jpz 4-5 являлись ее низкий силуэт и мобильность: машина обладает очень высокой скоростью движения по шоссе и бездорожью как вперед, так и задним ходом. Корпус машины сварен из листов катаной броневой стали. Наиболее мощным является бронирование лобовой части машины: максимальная толщина брони в этом месте достигает 50 мм. Боевое отделение занимает переднюю часть корпуса, моторно-трансмиссионное отделение находится в корме самоходной установки. Подвеска независимая, с торсионными валами в качестве упругих элементов. Ходовая часть состоит из пяти опорных катков на борт (2х5), двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес переднего расположения, трех поддерживающих роликов на борт (2х3) и двух гусениц с резинометаллическими шарнирами. Экипаж САУ состоит из четырех человек; командира машины, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Установленная в передней части корпуса, 90-мм пушка М36, позаимствованная у американского танка М47 “Паттон”, слегка смещена вправо относительно продольной оси машины и прикрыта массивной броневой маской. Дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м, а скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости составляет 30°, а в вертикальной – от -8° до +15°. Наведение орудия на цель осуществляется с помощью ручных приводов. Пушка имела эжекционное устройство и была установлена на вертикальных цапфах. Боекомплект САУ состоит из 51 выстрела и 4000 патронов, С основным вооружением соединен инфракрасный прожектор: Jpz 4-5 оснащен прибором ночного видения. С пушкой спарен пулемет MG 3 калибра 7.62 мм (находится справа от орудия), другой такой же пулемет, предназначенный для борьбы с воздушными целями установлен над люком командира. Восемь дымовых гранатометов смонтированы на крыше корпуса и направлены вперед, чтобы при необходимости прикрывать дымовой завесой отход машины. Для ведения наблюдения за местностью и наведения орудия на цель машина оснащалась оптическим прицелом для пушки и спаренного с ней пулемета, панорамным прибором наблюдения для определения дальностей и перископом механика-водителя. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части самоходки, где размещаются 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения без наддува “Даймлер-Бенц” MB 837 Аа мощностью 368 кВт, который имел те же размеры цилиндропоршневой группы, что и двигатель танка “Леопард”, и гидромеханическая планетарная трехступенчатая трансмиссия фирмы “Ренк”, аналогичная трансмиссии “Леопарда”. Механизм реверса позволял машине двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, а также разворачиваться на месте. Однако двигаться с высокой скоростью задним ходом не всегда было возможно из-за ограниченного обзора. Максимальная скорость движения достигала 70 км/ч. Корпус САУ герметизирован. Машина оснащена системой кондиционирования воздуха и фильтровентиляционной установкой, Без специальной подготовки машина могла преодолевать брод глубиной до 1,40 м, а с оборудованием для подводного вождения – до 2,10 м. Боевая масса Jpz 4-5 составляет 27,5 т. В конце 70-х годов конструкторы Jpz 4-5 предложили заменить 90-мм пушку более мощным 105-мм орудием, что продлило бы пребывание САУ в боевом строю до конца 80-х гг. На вооружении бельгийской армии состоят 80 Jpz 4-5, которые имеют незначительные отличия от базовой модели. Эти машины сделаны в Бельгии из комплектующих, полученных из Германии. Их подвеска и трансмиссия аналогичны соответствующим агрегатам БМП “Мардер”. Система управления огнем бельгийского производства включает в себя лазерный прицел; немецкие пулеметы MG 3 заменены бельгийскими FN MAG 58. Корпус противотанкового ракетного комплекса (Jagdpanzer Rakete) почти неотличим от корпуса истребителя танков Jpz 4-5. ПТРК был создан для совместных действий с пушечным собратом, чтобы существенно увеличить глубину противотанковой обороны. Он вооружен двумя пусковыми установками для ПТУР французского производства SS-11. Боекомплект машины состоит из 14 ПТУР, способных поражать тяжелобронированные цели на расстоянии от 500 до 3000 м. Эта модель вооружена также пристрелочным и курсовым пулеметами, и восемью дымовыми гранатометами. В 1967-1968 гг. для германской армии было построено 370 ракетных истребителей танков. В течение пяти лет все Jagdpanzer Rakete были перевооружены противотанковой ракетной системой франко-германского производства НОТ (High-subsonic Optically-guided Tube-launched) По сравнению с SS-11 эта система обладает рядом преимуществ: ПТУР НОТ способен поражать цели на расстоянии от 75 до 4000 м. заряжание пусковой установки значительно упростилось, возросла точность стрельбы: чтобы зарегистрировать попадание, оператору требуется всего лишь удержать цель в объективе своего оптического прибора, обладающего 7-кратным увеличением. Самоходный ПТРК с новым вооружением стал называться “Ягуар-1”. Его возимый боекомплект состоял из 20 ракет НОТ, которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом – НОТ-2.

Читать еще:  Лёгкий плавающий танк Type 63A (Китай)

В период с 1983 г. по 1985 г. из 770 самоходок Jpz 4-5 162 были перевооружены ПТРК TOW. а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название “Ягуар-2”. Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4. Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет монтажа дополнительных броневых листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Машины оборудованы фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода – до 400 км.

Самоходный ПТРК “Ягуар-1”
Предполагалось, что ПТРК будет действовать совместно с пушечным собратом, чтобы существенно увеличить глубину противотанковой обороны. Поступавшие в войска “Ягуары-1” были вооружены двумя пусковыми установками ПТУР S3-11 французского производства. Боекомплект машины состоял из 14 ПТУР, способных поражать тяжелобронированные цели на расстоянии от 500 до 3000 м. Эта модель имела также пристрелочный и курсовой пулеметы, а также восемь дымовых гранатометов. В течение пяти лет все “Ягуары” были перевооружены противотанковой ракетной системой франко-германского производства НОТ (High-subsonic Optically-guided Tube-launched). По сравнению с SS-11 эта система обладает рядом преимуществ: ПТУР НОТ способен поражать цели на расстоянии от 75 до 4000 м, заряжание пусковой установки значительно упростилось, возросла точность стрельбы: чтобы зарегистрировать попадание, оператору требуется всего лишь удержать цель в объективе своего оптического прибора, обладающего 7-кратным увеличением. Самоходный ПТРК “Ягуар-1”, которым укомплектованы противотанковые роты мотопехотных бригад (по 12 пусковых установок), состоит на вооружении бундесвера с 1978 г. Всего в войска поставлено 316 боевых машин этого типа. Корпус противотанкового ракетного комплекса “Ракетенягдпанцер” почти неотличим от корпуса 90-мм противотанковой самоходной артиллерийской установки “Ягдпанцер” Jpz 4-5. на базе которой он был создан, В передней части он усилен дополнительными броневыми листами; в качестве дополнительной защиты от кумулятивных боевых частей установлены бортовые экраны. Прицельно-пусковое оборудование включает выполненные в едином блоке оптический прицел переменного увеличения (4- и 12-кратное) и аппаратуру управления, а также компактную башенку, в которой скомпонованы механизированная боеукладка для 8 ПТУР НОТ, выдвижная направляющая с устройством сброса пустого транспортно-пускового контейнера и механизм автоматического заряжания. Остальная часть боекомплекта (12 ракет) размещена в боевом отделении установки. Благодаря автоматическому заряжанию скорострельность комплекса достигает 3 выстрелов в минуту. В качестве вспомогательного вооружения на самоходном ПТРК “Ягуар-1” установлены два 7,62-мм пулемета. Один из них смонтирован в шаровой опоре рядом с механиком-водителем, а другой – на турели командирской башенки. Кроме того, машина оснащена гранатометами для постановки дымовых завес и фильтро-вентиляционной установкой, позволяющей вести боевые действия на зараженной местности. Самоходный ПТРК “Ягуар-1” без подготовки преодолевает броды глубиной 1,4 м, а с предварительной подготовкой – глубиной 2,1 м.

Самоходный ПТРК “Ягуар-2”
Принятый на вооружение бундесвера в 1982 году, самоходный ПТРК “Ягуар-2” создан на базе самоходной противотанковой пушки “Ягдпанцер”. Корпус САУ усилен дополнительным бронированием, как это было сделано в случае с “Ягуаром-1”, а вместо орудия в боевом отделении на поднимающемся лафете с гидроприводом размещена пусковая установка ПТУР TOW, которая может наводиться в пределах +30° по азимуту и от -10° до +15° по углу места. Защита оператора при стрельбе обеспечивается бронированными створками люка. ПТРК “Ягуар-2” оснащен фильтро-вентиляционной установкой, приборами ночного видения, радиостанцией, гранатометами для постановки дымовых завес. В отличие от “Ягуара-1” он имеет только один 7,62-мм пулемет, смонтированный на турели командирской башенки. Пусковая установка ПТУР TOW при переводе в походное положение опускается вниз. В 1986 г. около 160 противотанковых ракетных комплексов “Ягуар-2” поступило на вооружение истребительно-противотанковых рот танковых бригад (по 12 машин в каждой). Дизельный двигатель мощностью 331 кВт позволяет машине развить на шоссе максимальную скорость 80 км/ч. Без дозаправки топливом “Касадор” может пройти до 560 км.

ТТХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН СЕМЕЙСТВА “ЯГДПАНЦЕР”

“Jagdpanzer” (Jpz 4-5)
Масса, т 25,7
Экипаж, чел. 4
Высота, м 2,085
Высота по крышке корпуса, м 1,98
Длина с пушкой, м 8,75
Длина по корпусу, м 6,24
Ширина, м 2,98
Клиренс, м 0,44
Основное вооружение 90-мм пушка “Рейнметалл”
Пулеметы (калибр в мм х количество) 7,62х2
Боекомплект 51 выстрел, 4000 патронов
Толщина брони (мм):
Лоб 50-30
Борт 10
Корма 10
Двигатель:
Марка МВ837 “Даймлер-Бснц”
мощность, л.с. 500
Трансмиссия гидромехан.
Тип гусеницы с РМШ
Ширина трака, мм 450
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. 0,75
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода, км 400
Преодолеваемые препятствия:
ширина рва, м 2,0
высота стенки, м 0,75
угол подъема, град. 27
угол крена, град. 17
глубина брода без подготовки, м 1,4

“Raketenjagdpanzer”
Масса, т 24,5
Экипаж, чел. 4
Высота, м 2,6
Высота по крышке корпуса, м 1,98
Длина по корпусу, м 6,24
Ширина, м 2,98
Клиренс, м 0,44
Основное вооружение ПТРК SS-11/11В1
Пулеметы (калибр в мм х количество) 7,62х1
Боекомплект 14 ПТУР
Толщина брони (мм):
Лоб 30
Борт 10
Корма 10
Двигатель:
Марка МВ837 “Даймлер-Бенц”
мощность, л.с. 500
Трансмиссия гидромехан.
Тип гусеницы с РМШ
Ширина трака, мм 450
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. 0,7
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода, км 400
Преодолеваемые препятствия:
ширина рва, м 2,0
высота стенки, м 0,75
угол подъема, град. 27
угол крена, град. 17
глубина брода без подготовки, м 1,4

“Jaguar-1”
Масса, т 28
Экипаж, чел. 4
Высота, м 2,54
Высота по крышке корпуса, м 1,98
Длина по корпусу, м 6,61
Клиренс, м 0,44
Основное вооружение ПТРК “Хот” (НОТ)
Пулеметы (калибр в мм х количество) 7,62х2
Боекомплект 20ПТУР, 3200 патронов
Толщина брони (мм):
Корма 10
Двигатель:
Марка МВ837 “Даймлер-Бснц”
мощность, л.с. 500
Трансмиссия гидромехан.
Тип гусеницы с РМШ
Ширина трака, мм 450
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. 0,8
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода, км 400
Преодолеваемые препятствия:
ширина рва, м 2,0
высота стенки, м 0,75
угол подъема, град. 27
угол крена, град. 17
глубина брода без подготовки, м 1,4

“Jaguar-2”
Масса, т 26
Экипаж, чел. 4
Высота по крышке корпуса, м 1,98
Длина по корпусу, м 6,61
Клиренс, м 0,44
Основное вооружение ПТРК “Toy” (TOW)
Боекомплект 15ПТУР
Толщина брони (мм):
Корма 10
Двигатель:
Марка МВ837 “Даймлер-Бенц”
мощность, л.с. 500
Трансмиссия гидромехан.
Тип гусеницы с РМШ
Ширина трака, мм 450
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. 0,75
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода, км 400
Преодолеваемые препятствия:
ширина рва, м 2,0
высота стенки, м 0,75
угол подъема, град. 27
угол крена, град. 17
глубина брода без подготовки, м 1,4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector