0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходное орудие CV90 AMOS (Швеция)

Самоходный миномет AMOS. Шведско-финская «двустволка»

Главной проблемой минометов на всех этапах их существования была мобильность. Расчет мог не успеть свернуться и уйти с позиции и из-за этого попасть под вражеский огонь. С развитием техники появилась возможность установки минометов на самоходные шасси, но и от этого было меньше толку, чем хотелось бы. На этот раз «напакостили» средства обнаружения – минометная мина имеет сравнительно небольшую скорость и специфическую траекторию полета, из-за чего противнику становится легче обнаружить позицию минометчиков при помощи радиолокационных станций. Соответственно, после обнаружения вскоре последует и удар. Выходы были очевидны: уменьшение времени на подготовку к стрельбе, а главное, на уход с позиции; улучшение скорострельности миномета и увеличение скорости боеприпаса.

Швеция и Финляндия в лице компаний BAE Systems Hagglunds и Patria Weapon Systems соответственно в конце 90-х годов решили совместными усилиями решить все проблемы самоходных минометов одновременно. Задача была, мягко говоря, непростая, но обе фирмы с ней справились. Обязанности распределили следующим образом: финны делают сами минометы, а шведы – орудийную башню и сопутствующие системы. Проект назвали AMOS (Advanced MOrtar System – Минометная система будущего). В качестве шасси для самоходного миномета первоначально выбрали восьмиколесный бронетранспортер производства Patria, а позже башню AMOS установили на шасси бронеплатформы CV90.

Изначально создавалось два прототипа орудийной башни. Оба они имели по два миномета калибра 120 миллиметров. Все их различия основывались на том факте, что экземпляр «A» имел минометы с дульным заряжанием, а миномет прототипа «B» заряжался с казенной части. Кроме особенностей системы заряжания, были значительные различия в дальности стрельбы: казнозарядный миномет бил на три километра дальше, чем дульнозарядный. Таким образом, максимальная дальность боя AMOS на этом этапе достигла 13 километров. Полигонные сравнительные испытания двух башен-прототипов проводились на боевых машинах с колесным шасси. Дальность, удобство заряжания и некоторые другие преимущества прототипа «B» довольно быстро не оставили сомнений, какая из версий AMOS станет основой для серийной боевой машины. Башню с казнозарядными минометами установили на шасси CV90 – шведской перспективной единой платформы для целого семейства бронетехники. В очередной раз башня «B» подтвердила свою состоятельность. Одновременно с этим удалось выяснить и поведение гусеничной платформы при установленной на ней орудийной башне.

Система AMOS, равно как и прочие минометы, в первую очередь предназначена для ведения огня с закрытых позиций. По этой причине башня имеет только противопульное бронирование. Тем не менее, конструкторы предусмотрели и возможность стрельбы прямой наводкой: вертикальная наводка обоих минометов возможна в пределах от -5 до +85 градусов. Наведение по горизонтали обеспечивается вращением башни; мертвых зон при этом нет. Минометы оснащены полуавтоматической системой заряжания, благодаря которой можно произвести очередь из десяти выстрелов в течение четырех секунд. Для самообороны на башне устанавливается 7,62-мм пулемет. Минометы могут использовать все типы 120-миллиметровых минометных мин, предусматривающихся стандартами НАТО, в том числе и управляемых. Надо сказать, из-за особенностей баллистики существующих мин и некоторых моментов «анатомии» миномета на связке AMOS + CV90 максимальную дальность стрельбы пришлось уменьшить с тринадцати до десяти километров. В начале испытаний новые спаренные минометы могли производить суммарно только 10-12 выстрелов в минуту. Доработка автомата заряжания со временем позволила довести этот показатель до 26 выстрелов в минуту.

Пожалуй, самая сложная часть боевой работы минометчика – расчет параметров выстрела, таких как угол возвышения. В состав боевого модуля AMOS входит вычислительная аппаратура, позволяющая сравнительно быстро производить наводку минометов. Также вычислитель может производить наводку при стрельбе в движении на скорости до 25-30 км/ч. В таком случае эффективная дальность стрельбы сокращается до пяти километров. Но главной новой возможностью самоходного миномета, которой «хвастаются» разработчики, является подготовка к стрельбе на ходу. Иными словами, все необходимые расчеты и наведение орудия можно производить в движении. Затем следует короткая остановка, серия выстрелов и машина продолжает движение. Утверждается, что точность при таком способе ведения огня не хуже, чем при стрельбе из полностью неподвижного положения. Очевидно, для подобного ведения огня вычислитель должен «знать» координаты цели и координаты места, откуда самоходка будет стрелять. При нынешнем широчайшем распространении систем спутниковой навигации это выглядит реальным.

В качестве боеприпаса к системе AMOS, как уже говорилось, может использоваться любая мина калибра 120 мм натовского стандарта. Осколочно-фугасный боеприпас обеспечивает надежное поражение живой силы противника, незащищенной и легкобронированной техники. При прямом попадании в более тяжелую технику возможно нанесение серьезных повреждений, однако это скорее исключение, чем правило. В перспективе возможно создание других типов минометных мин, например, термобарических. Однако пока используются только осколочно-фугасные боеприпасы.

Финско-шведское сотрудничество в создании минометной системы AMOS закончилось тем, что во второй половине двухтысячных годов в состав вооруженных сил обеих стран вошло некоторое количество самоходных минометов. Финляндия в 2006-м заказала 24 самоходки AMOS, общая стоимость которых превысила цифру в сто миллионов американских долларов. Швеция оказалась «экономнее» и немного позже заказала только два десятка минометов. Шведский заказ интересен не только количеством: первые два десятка AMOS устанавливаются на шасси CV90, но в перспективе «носителем» минометной башни может стать платформа SEP, разрабатываемая в настоящее время.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

Для тех заказчиков, которые считают два миномета излишеством, была создана модификация боевого модуля под названием NEMO (NEw MOrtar – Новый миномет). NEMO, в отличие от AMOS, имеет только один ствол. Остальные отличия боевой машины так или иначе связаны с этим фактом. Что интересно, самоходный миномет NEMO оказался более популярным и успешным, нежели исходный AMOS. Свой интерес к двуствольному миномету, кроме Финляндии и Швеции проявила только Польша, да и то, она уже не первый год не может определиться со своими намерениями относительно закупки оного. На поставку NEMO, в свою очередь, уже заключено несколько контрактов. Саудовская Аравия заказала 36 модулей NEMO, Словения желает получить две дюжины самоходных минометов, а Объединенные Арабские Эмираты – 12 башен. Причем Аравия будет самостоятельно устанавливать башни NEMO на шасси плавающих БТР, а ОАЭ – на патрульные катера. Любопытный способ применения для миномета.

Как видим, модули AMOS и NEMO могут устанавливаться на разные шасси. В частности, Польша собирается ставить их на бронетранспортеры KTO Rosomak. Сами разработчики минометов утверждают, что их башни можно также устанавливать на шасси английской боевой машины пехоты FV510 Warrior и даже на российскую БМП-3. Для монтажа башни с минометами особых изменений конструкции не требуется. С такими непритязательными требованиями к «носителю» у систем AMOS и NEMO могут быть хорошие перспективы. Их будущее зависит только от желания потенциальных заказчиков.

120-мм самоходный миномет Grkpbv90

Шведское оборонное закупочное ведомство Försvarets Мaterielverk (FMV) 1 февраля 2019 года сообщило, что компания HB Utveckling AB, которая является совместным предприятием двух шведских подразделений BAE Systems — компаний BAE Systems Bofors AB и BAE Systems Hägglunds AB — передала сухопутным войскам Швеции для проведения войсковых испытаний первые четыре предсерийных 120-мм самоходных миномета Granatkastarpansarbandvagn 90 (Grkpbv90, проект был ранее известен как Mjölner), выполненных на шасси боевой машины пехоты CV90.

Шведский 120-мм самоходный миномет Granatkastarpansarbandvagn 90 (Grkpbv90, проект был ранее известен как Mjölner) на шасси боевой машины пехоты CV90

Напомним, что FMV 23 декабря 2016 года выдало корпорации BAE Systems контракт стоимостью 575 млн крон (68 млн долл) на поставку шведской армии 40 самоходных минометных систем Grkpbv90 (Mjölner) калибра 120 мм на шасси боевой машины пехоты CV90. Система была разработана по заказу шведской армии шведскими подразделениями BAE Systems в качестве замены для ранее планировавшихся закупкой для сухопутных войск 40 автоматизированных 120-мм двухствольных минометных систем AMOS также на базе БМП CV90. Напомним, что система AMOS (Advanced Mortar System) с 1996 года разрабатывалась совместно BAE Systems Hägglunds и финской группой Patria (отвечавшей за артиллерийскую часть), однако ее доводка сильно затянулась и в итоге AMOS в небольшом количестве в последние несколько лет была закуплена только вооруженными силами Финляндии (18 систем на шасси колесного БТР Patria AMV).

Две башенные установки системы AMOS были в начале 2000-х годов получены министерством обороны Швеции, и испытывались на шасси БМП CV90 и на штурмовом катере типа Combatboat 90. Шведская армия планировала приобрести 40 систем AMOS на базе CV90, но в 2008 году шведское военное ведомство в связи с неудовлетворенностью характеристиками системы AMOS и сокращением военных расходов аннулировало этот проект, хотя 40 ходовых частей CV90 для установки AMOS были уже изготовлены BAE Systems Hägglunds и поставлены в 2003 году. Теперь эти 40 ходовых частей, находившихся на хранении, используются для установки на них систем Mjölner.

Артиллерийская часть системы Mjölner (название — молот Тора в скандинавской мифологии) разработана BAE Systems Bofors, а BAE Systems Hägglunds отвечает за установку и за ее интеграцию на шасси CV90. В отличие от высокоавтоматизированной системы АMOS, система Mjölner представляет собой достаточно простой двухствольный гладкоствольный миномет со стволами «обычного минометного типа» с противооткатными устройствами и с заряжанием с дульной части. Для стрельбы используются обычные 120-мм мины с дальностью стрельбы до 9 км. Для заряжания с дула применяется выдвижной механизм заряжания, подающий две мины. Выстрелы производятся последовательно с небольшим интервалом. По иронии, согласно шведским публикациям, такая примитивная традиционная система обеспечивает большую практическую скорострельность (заявлена длительная скорострельность 10 выстрелов в минуту, максимум до 16 выстрелов в минуту), чем пресловутый автоматизированный AMOS, хотя, конечно, Mjölner недоступны некоторые сложные режимы стрельбы АMOS. Также, в отличие от AMOS, ведение огня Mjölner возможно только с места, хотя якобы возможна перезарядка миномета на ходу. Угол заряжания системы от 45 до 85 град, после выстрела под другим углом блок стволов должен приводиться на угол заряжания. Система управления огнем Mjölner также «упрощенная», хотя машина и оснащена инерциально-спутниковой навигационной системой.

Минометы размещены во вращающейся стальной броневой башне, причем вращение башни осуществляется только ручным (!) приводом. Полная масса башни 7 тонн. Боеукладка из 50 мин находится в задней части башни, подача ручная, возможно наличие дополнительной боеукладки в корпусе машины. Экипаж четыре человека — командир, механик-водитель и два заряжающих. Расчет при стрельбе находится в боевом отделении в стоячем положении в полный рост.

Первый опытный образец-демонстратор Grkpbv90 (Mjölner) был завершен изготовлением и передан на испытания в октябре 2017 года. Теперь поставлены первые четыре предсерийные системы из 40 законтрактованных. Из 36 собственно серийных систем первые четыре должны быть поставлены в августе 2019 года, и далее по четыре единицы должны передаваться каждые два месяца, с завершением поставок до конца 2020 года.

Читать еще:  Командно-штабная машина БТР-50ПУ (СССР)

Самоходными минометами Grkpbv90 планируется по перспективной организации шведской армии «Оrganisation 18» вооружить минометные батареи пяти «тяжелых маневренных» мотопехотных батальонов (41-й, 42-й, 72-й, 191-й и 192-й), по восемь установок в батарее.

Несмотря на выбор Grkpbv90 в виде относительно простого и дешевого варианта самоходного миномета, эта система будет для шведской армии значительным прогрессом по сравнению с используемыми сейчас 120-мм буксируемыми минометами GRK m/41 финского образца 1941 года.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Самоходные миномет BAE Mjölner для Шведской армии

Стали известны некоторые планы командования шведской армии, касающиеся обновления парка самоходной артиллерии. После неудачи с предыдущими проектами подобного рода было принято решение о закупке нового вида бронетехники с артиллерийским вооружением. Подобные планы уже привели к подписанию контракта с фирмой-подрядчиком, которая выполнит проектирование, а затем освоит серийный выпуск нового образца. При этом, однако, на данный момент некоторые технические подробности перспективного проекта достоверно неизвестны.

23 декабря управление закупок шведского военного ведомства Försvarets Мaterielverk и корпорация BAE Systems объявили о подписании контракта на завершение разработки и последующее строительство серийных бронемашин нового типа в интересах вооруженных сил Швеции.

Согласно условиям контракта, в начале 2019 года BAE Systems передаст заказчику первые машины нового типа из 40 заказанных. Благодаря выполнению недавно подписанного договора шведская армия сможет заметным образом обновить парк самоходных минометов, не прибегая к неприемлемо высоким расходам.

Единственное официальное изображение самоходного миномета BAE Mjölner

Перспективный самоходный миномет для Швеции получил название Mjölner («Мьёльнир» – молот скандинавского бога-громовержца Тора). В составе шведской армии эта техника будет эксплуатироваться под официальным обозначением Granatkastarpansarbandvagn 90120 (Grkpbv 90120). Стоимость недавно подписанного контракта составляет 575 млн. шведских крон – около 68 млн. долларов США. Таким образом, цена одного миномета была определена в 14,4 млн. крон или 1,7 млн. долларов.

Недавно подписанный контракт стал итогом конкурса, проводившегося в течение нескольких последних лет. Претендентами на попадание в армию были машина Mjölner, доработанный самоходный миномет AMOS, финская система Patria NEMO (упрощенный одноствольный вариант AMOS), а также проект установки 120-мм миномета в боевом отделении бронемашины CV 90 с крупным люком в крыше. По результатам изучения четырех предложений армия выбрала проект Mjölner. Предложенная архитектура машины позволяет получить достаточно высокие характеристики при сравнительной простоте конструкции.

В рамках выполнения подписанного контракта шведская сторона и корпорация BAE Systems должны организовать совместное предприятие HB Utveckling AB, являющееся «дочкой» компаний BAE Systems Bofors AB и BAE Systems Hägglunds AB. Основной задачей совместного предприятия будет установка нового оборудования и вооружения на существующие гусеничные шасси. Таким образом, новый проект Mjölner предусматривает максимально возможную локализацию производства.

Заказ самоходных минометов BAE Mjölner может поставить точку в затянувшейся истории с выбором и закупкой техники подобного назначения. Программа создания перспективного самоходного миномета с повышенными характеристиками, предназначенного для шведской армии, стартовала еще в середине девяностых годов. Тогда компания BAE Systems Hägglunds совместно с финской Patria начали работу по проекту AMOS. Перспективный миномет должен был иметь ряд характерных особенностей, однако доводка этой системы серьезно затянулась. В итоге серийное производство ограничилось выпуском 18 орудийных башен для финской армии и нескольких опытных изделий для Швеции.

Изначально предполагалось, что Швеция приобретет 40 самоходных минометов AMOS на гусеничном шасси CV 90. Тем не менее, сложности с реализацией проекта привели к тому, что в 2009 году от подобных планов отказались. Построенные шасси, так и не оснащенные башнями с оружием, были отправлены на хранение. При этом, однако, необходимость в закупке самоходных минометов не пропала, из-за чего в дальнейшем был дан старт нескольким новым проектам, в том числе «Мьёльниру». В среднесрочной перспективе этот проект должен привести к началу перевооружения артиллерийских подразделений.

На данный момент компанией-разработчиком были оглашены некоторые сведения о техническом облике перспективного самоходного миномета. В то же время, значительная часть данных не раскрывается. Кроме того, часть ранее опубликованных данных может противоречить друг другу. В подобных условиях точное определение облика новой боевой машины является непростой задачей. Интересно, что некоторые имеющиеся данные о системе Mjölner позволяют предполагать использование идей, ранее предлагавшихся для применения в проекте AMOS.

На данный момент с уверенностью можно говорить только о типе шасси, предлагаемого для использования в качестве базы для самоходного миномета. Минометы Mjölner будут строиться на основе доработанных шасси гусеничной боевой машины пехоты CV 90, созданной BAE Systems в начале девяностых годов. Четыре десятка таких машин в прошлом были построены для реализации программы AMOS, однако отказ от этого проекта оставил технику не у дел. Теперь остающиеся на хранении шасси планируется использовать в новом проекте.

Ранее опубликованные варианты компоновки перспективной бронемашины

CV 90 или Stridsfordon 90 представляет собой гусеничную боевую машину пехоты с боевой массой до 25 т. Машина строится по стандартной для такой техники компоновке с передним расположением моторного отсека и кормовым десантным отделением. Используются дизельные двигатели мощностью до 810 л.с., в зависимости от модификации. Корпус машины способен защитить экипаж от различных угроз, вплоть до снарядов 30-мм автоматических пушек. БМП для шведской армии оснащались башнями с 40-мм автоматическими пушками. Экспортная техника несет 30- и 35-мм орудия.

В проекте AMOS предлагалось лишать существующее шасси стандартной башни и десантного отделения. На крыше корпуса предлагалось монтировать поворотную башню с двуствольным минометом. Центральный и кормовой отсеки корпуса в связи с этим отдавались под боевое отделение и укладки боеприпасов. В новом проекте BAE Mjölner, как следует из имеющихся данных, будет использоваться схожая компоновка. Вероятно, геометрические и компоновочные особенности боевого модуля нового типа определялись в соответствии с параметрами предыдущего проекта, благодаря чему башни «Мьёльнир» смогут монтироваться на уже построенных шасси.

Читать еще:  Командирский танк Т-54БК (СССР)

Ранее компанией BAE Systems были опубликованы несколько изображений перспективного самоходного миномета. В то же время, пока речь идет только о схемах и рисунках. Полноценный опытный образец машины Mjölner еще не был построен, из-за чего производитель попросту не может предоставить его фотографии.

На имеющихся рисунках и схемах изображается боевая машина на гусеничном шасси, оснащенная крупной башней либо рубкой. Башня может иметь наклонную лобовую часть, а также центральный и кормовой отсек большого объема. В лобовой части башни / рубки должна находиться орудийная установка. Кормовая ниша может использоваться для размещения укладок боекомплекта. Свободные объемы боевого отделения выделяются для размещения экипажа. Имеющиеся данные позволяют предполагать, что минометчикам не положены сиденья, и им придется работать стоя. Такие особенности эргономики боевого отделения прямо связаны с необычным подходом, примененным при создании вооружения и вспомогательных систем.

Одной из главных проблем предыдущего проекта AMOS была неприемлемая сложность конструкции артиллерийской системы и средств управления ими. Из-за этого техническое задание к проекту Mjölner предусматривает максимально возможное упрощение всех основных элементов боевого отделения. Так, предложено использовать ручные приводы поворота башни и вертикального наведения орудийной установки. Перезарядку минометов так же предлагается осуществлять вручную. Наконец, предложено использование некой упрощенной системы управления огнем. В чем именно заключается ее упрощение, однако, не уточняется.

Желание заказчика упростить конструкцию боевой машины привело к появлению оригинальных идей и необычной аппаратуры. Основным оружием машины «Мьёльнир» должны стать спаренные минометы калибра 120 мм. Два подобных орудия предлагается устанавливать бок о бок на общих креплениях и оснащать объединенными противооткатными устройствами. Средства монтажа оружия должны оснащаться ручными приводами вертикальной наводки. Дульная часть стволов, выходящая за пределы боевого отделения, может быть прикрыта крупным кожухом характерной угловатой формы, задачей которого является защита самого оружия и его дополнительных агрегатов.

Вопреки очевидным идеям и решениям, в проекте BAE Mjölner предлагается использовать дульное заряжание минометов. Для этого оба орудия должны оснащаться специальными средствами подачи боеприпасов к дульной части стволов. Таким образом, задачей экипажа будет переноска мины из укладки на лоток или подвижный элемент системы заряжания, которая после этого будет осуществлять подачу выстрела в ствол. Как именно будет реализована эта методика и какими будут приводы заряжания – пока не уточнялось.

Следует отметить, что подобные системы заряжания изучались шведскими специалистами еще в середине девяностых годов, на ранних этапах проекта AMOS. Тогда в целях проведения испытаний была собрана опытная установка с двумя минометами дульного заряжания и средствами подачи мин. Над стволами были помещены две длинные направляющие в форме лотков, по бокам от них – поворотные оси с цилиндрическими устройствами для транспортировки боеприпаса. Большинство элементов такой системы имело ручные приводы. Принцип работы систем был достаточно простым. Мину предлагалось укладывать на лоток, после чего соответствующий механизм подавал ее вперед и выводил за пределы боевого отделения, где она с лотка попадала в цилиндр. Затем поворот оси перемещал цилиндр с миной к стволу, после чего боеприпас под собственным весом падал в орудие.

Экспериментальная спаренная минометная установка с системой дульного заряжания

В полноценном проекте AMOS было решено использовать только механизированные и автоматизированные системы, тогда как ручные не представляли интереса для заказчика. Тем не менее, в ходе испытаний и доводки были выявлены определенные проблемы автоматики, что в итоге стало одной из причин для отказа от подобной техники. С учетом такого опыта, соответственно, новый самоходный миномет Mjölner должен иметь максимально возможное число систем с ручным управлением.

В 2019 году совместное предприятие двух шведских отделений корпорации BAE Systems должно передать заказчику первые самоходные минометы из 40 требуемых. В рамках серийного строительства с нуля будут производиться только башни с вооружением и некоторые другие устройства. Их планируется монтировать на существующие гусеничные шасси, являющиеся «наследием» неудачного проекта AMOS. Вся эта техника имеется в наличии и в настоящее время находится на хранении.

Самоходные минометы Mjölner / Grkpbv 90120 планируется свести в батареи по восемь машин в каждой. По одному такому подразделению будет присутствовать в составе пяти тяжелых маневренных мотопехотных батальонов. Эксплуатация такой техники начнется после выполнения текущих планов, касающихся реформирования структуры армии. Сроки завершения поставок четырех десятков самоходных минометов пока не уточнялись. По-видимому, поставки техники завершатся не ранее середины следующего десятилетия.

В настоящее время армия Швеции не располагает самоходными минометами калибра 120 мм, продолжая эксплуатацию сравнительно многочисленных буксируемых систем. В середине девяностых годов была предпринята попытка создания требуемой техники с высокими характеристиками, однако почти полтора десятилетия работ не привели к требуемому результату. В итоге армия была вынуждена отказаться от проекта AMOS и позже выдать обновленные технические требования, переработанные в сторону упрощения.

Недавно армия Швеции завершила анализ четырех предложений, по результатам которых выбрала технику для будущих закупок. В течение нескольких следующих лет корпорация BAE Systems и ее структурные подразделения должны будут завершить разработку проекта, а затем подготовиться к серийному производству минометов Mjölner. Первые машины нового типа будут переданы заказчику в конце текущего десятилетия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector