0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк Merkava Mk.3 (Израиль)

Основные боевые танки (часть 7) – Меркава, Израиль

Израиль приступил к разработке своего собственного танка в 1972 году, в 1977 прессе были представлены первые фотоснимки опытных образцов танка «Меркава». Первый публичный показ танка состоялся в 1979 году в день независимости израильского государства. Специфика Израиля и особые конструкторские представления привели к созданию достаточно необычного основного боевого танка, обладающего рядом интересных особенностей.

Особенности израильского танкостроения

Это может показаться странным, но основные ограничения по массе и габаритам танков накладываются железнодорожными стандартами перевозок. Танковые подразделения необходимо быстро перебрасывать на большие расстояния, ОБТ не должны создавать проблем для ж/д платформ, проходить под мостами и туннелями. В Израиле изначально рассчитывали использовать танк лишь на своей компактной территории и осуществлять перевозки при помощи специальных автоплатформ. Габариты и масса не довлели над конструкторами, поэтому «Меркава» на сегодняшний день один из самых тяжелых в мире танков. Масса модификации Меркава Мк4 достигает 65 тонн, в ряде источников указывается значение в 70 тонн.

Особенности предполагаемого театра боевых действий задали узость географических и климатических возможностей танка. «Меркава» не предназначен для действий в условиях зимних холодов, бездорожья средней полосы, тропической влажности, болот. Его стихия – это пологие горы, сухая пустыня и субтропики, что до минимума снизило экспортный потенциал машины.

Повлияло на конструкцию и то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, расположенных на скатах высот. Исходя из такого способа ведения огня, предполагалась высокая вероятность попадания снарядов в башню танка. Именно поэтому конструкторы старались максимально возможно перенести боевое отделение из башни в корпус и уменьшить ее фронтальный силуэт.

Другим фактором стала повышенная забота о выживаемости экипажа боевой машины. Экипаж был размещен чуть ниже и сзади, чем на большинстве современных танков. Спереди танка установлены двигатель и трансмиссия, которые защищаются тяжелой литой бронеплитой, с внутренней стороны которой на некотором удалении установлена вторая бронеплита толщиной в 60 мм. Полость между ними занимает топливный бак. За двигателем монтируется еще одна бронеплита толщиной в 20 мм. Благодаря этому, экипажу танка была обеспечена серьезная защита от фронтальных попаданий.

Большое внимание при разработке танка было уделено вопросу удобной работы танкистов. Проектировщики, по сути, исходили из концепции, что танк – это дом для экипажа во время войны. В частности была предложена весьма спорная концепция круглосуточного применения танка, для чего предполагалась разместить в нем 2 экипажа – один воюет, другой отдыхает. При необходимости места резервного экипажа могли занять раненные. Такая концепция привела к созданию беспрецедентного в современном мировом танкостроении заброневого объема корпуса, что в свою очередь отразилось и на размерах танка. Возможность же перевозки людей внутри ОБТ поставила ряд экспертов в тупик, некоторые из них одно время даже пытались выделить «Меркаву» в отдельный подвид танков-БМП. Боевое отделение танка может использоваться для транспортировки военнослужащих и их имущества, а также позволяет эвакуировать с поля боя раненых. В кормовом бронелисте находится люк шириной в 600 мм., открывающий доступ к боевому отделению.

На сегодняшний день известно 4 модификации данного танка. Самая первая «Меркава Мк1» уже не состоит на вооружении армии Израиля. Основными танками армии обороны Израиля являются соответственно модификации Мк2, Мк3 и Мк4. Первые модели танка Мк1 и Мк2 были вооружены 105-мм американской пушкой М68, имели менее мощные двигатели мощностью всего в 900 л.с., более простую СУО, а также, как показали боевые действия, в которых им довелось принять участие, недостаточное бронирование. В процессе модернизации танка израильские специалисты пошли по пути наращивания всех перечисленных параметров и избавления машины от выявленных детских болезней. Рассмотрим наиболее современные модели Мк3 и Мк4.

По заявлению английских экспертов Меркава Мк3 предстала почти новым танком, а не модернизированным Мк2. По-прежнему, ключевым вопросом для израильтян оставалось усиление защиты боевой машины. На ОБТ «Меркава Мк3» была применена модульная броня. Модули – специальные броневые блоки – крепились к корпусу и башне танка на болтах. Ими были усилены почти все уязвимые места машины. Бортовые экраны получили более совершенную броню. В отличие от западногерманского Леопарда-2 или советского Т-80У, у которых усиленная броня бортовых экранов расположена лишь в зоне механика-водителя, на «Меркаве» снарядостойкость бортовых экранов одинакова по всей длине корпуса. Башня танка прикрыта модульной броней сверху и с боков.

Одним из преимуществ использования модульной брони является возможность быстрой замены пораженных элементов даже в полевых условиях. По поводу использования модульной брони израильский генерал Израиль Тал заметил, что данный танк всегда будет вечно молодым, он не будет стареть, его броню всегда можно будет заменить более новой и совершенной. Особое внимание уделялось всеракурсной защите машины, которая была выполнена с учетом боевых действий в Ливане в 1982 году. Защищенность танка с кормы была увеличена за счет установки в кормовом бронелисте вместо отсеков аккумуляторных батарей и ФВУ (вентиляционно-фильтрационной установки) бронированных топливных баков. При этом аккумуляторные батареи были перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны, а фильтровентиляционная установка в кормовую нишу танковой башни.

В качестве основного оружия на танк была установлена 120-мм пушка, существенно увеличившая его огневую мощь. Данное орудие во многом аналогично немецкому Rh-120 и американскому М-256, при этом система отката ствола на израильском орудии более компактная. Стрельба из данного орудия возможна всеми типа боеприпасов немецкого и американского производства. Боекомплект орудия состоит из 48 выстрелов. Ствол орудия имеет термоизоляционный кожух, а в его средней части монтируется эжектор, служащий для удаления пороховых газов. Его демонтаж не требует снятия термоизоляционного кожуха, а замена ствола орудия производится без демонтажа башни.

Танковые выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах для обеспечения большей надежности. Пять выстрелов сразу готовы к бою и расположены на вращающемся полике башни. Магазин и полуавтоматическая система подачи боеприпасов к орудию является частью разрабатываемого АЗ. Сейчас же заряжающий загружает магазин боеприпасами из индивидуальных контейнеров. Подъем выстрелов осуществляется с помощью ножного привода, после чего заряжающий вручную посылает их в казенник. Израильтяне считают, что подобная схема позволяет добиться компромисса между относительно простым механизмом заряжания, который облегчает работу наводчика и увеличивает скорострельность, и требованием военных настаивающих на наличии танкового экипажа из 4 человек.

На танке была усовершенствованна система управления огнем, производимая компанией Элбит. Наводчик получил новый прицел с возможностью автоматического сопровождения цели, с независимой от положения ствола пушки стабилизацией оси, с 12-кратным увеличением и лазерным дальномером. Ночной канал прицела наводчика обладает 5-кратным увеличением. Командира получил также стабилизированный перископический прицел с 14-4 кратным приближением и независимым ночным каналом. Прицел командира танка связан с прицелом наводчика оптическим каналом и позволяет командиру осуществлять целеуказание. Электрогидравлические приводы наведения орудия и разворота башни были полностью заменены на электрические, для повышения безопасности.

Читать еще:  Танк «88» (Южная Корея)

Впервые в истории западного танкостроения танк получил систему предупреждения об электромагнитном облучении. 2 широкоугольных датчика устанавливаются по бортам кормовой части башни, один – над стволом орудия. Все 3 датчика обеспечивают круговой обхват, передавая информацию об азимуте источника облучения на небольшой дисплей, расположенный рядом с рабочим местом командира.

За подвижность танка отвечал более мощный форсированный двигатель AVDS-1790-9AR – 1200 л.с. (модели Мк1 и Мк2 имели двигатели мощностью 900 л.с.) и усовершенствованная гидромеханической трансмиссия. Применение такого двигателя позволяло 63-тонной машине разгоняться по шоссе до 60 км/ч. Первые танки данной модели начали поступать на вооружении израильской армии в начале 1990-х годов, стоимость одного танка составляла – 2,3 млн. долларов.

Новый израильский ОБТ Меркава Мк4 был впервые показан публике в 2002 году. В 2004 году армия получила первый батальон, укомплектованный данными танкам. На танке была значительно переработана конфигурация броневых модулей башни, танковое орудие получило маску. Значительно было усилено бронирование крыши башни, которое теперь покрывает всю крышу, а не только переднюю ее часть. В результате этих мер, заряжающий лишился люка, на крыше остался только люк командира. Масса танка достигла 65 тонн.

Для того чтобы сохранить подвижность на танке впервые был установлен дизельный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (все предыдущие были воздушного) мощностью в 1500 л.с. Компоненты данного дизеля производятся немецкой фирмой MTU, затем собираются в США по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems и экспортируются в Израиль под названием силовая установка GD 883. Двигатель смонтирован в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.

На танке было установлено усовершенствованное 120-мм орудие, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. Вместе с орудием теперь трудится новый усовершенствованный электрический барабанный механизм, подающий снаряды заряжающему и рассчитанный на 10 снарядов, остальные, как и прежде хранятся в огнеупорных индивидуальных контейнерах в кормовой части танка.

СУО танка была усовершенствована. В частности дальнейшее развитие получили тепловизионный канал, автоматический прибор сопровождения цели и панорамный прицел командира танка. В кормовой части танка была размещена видеокамера, которая помогает водителю ориентироваться при движении задним ходом.

Впервые в истории западного танкостроения Меркава Мк4 получил комплекс активной защиты от противотанковых ракет – Trophy. Комплекс работает в автоматическом режиме и отслеживает цели в секторе 360 градусов. На дальности в несколько десятков метров 4 РЛС смонтированных по периметру башни обнаруживают противотанковый боеприпас и отдают команду на его уничтожение. Расчетная стоимость танка – 3,7 млн. долларов, расчетная стоимость комплекса активной защиты Trophy не более 10% от его стоимости.

Военное дело — Линкор пустыни

«Меркава» Mk 3

Разработка танка Merkava Mk 3 была начата в августе 1983 года, практически еще до начала серийного производства танка «Меркава» Mk 2. Генерал Исраэль Таль определил Mk 3 как танк 1990-х годов, который по боевой эффективности должен превзойти все основные боевые танки тех лет: Leopard 2, Challenger, Abrams, Т-80 и Т-72. В отличие от «Меркавы» Mk 2, который, по существу, являлся модернизированным вариантом танка Mk 1, версия Mk 3 стала фактически новым проектом. Особенно наглядно это видно по объему усовершенствований. По существу это была уже машина новой конструкции, имевшая удлиненный на 457 мм корпус. Была полностью перепроектирована башня, основная лобовая деталь которой удлинилась на 230 мм.

Основной боевой танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 получила модульное бронирование различного типа для башни и корпуса. Оно обеспечивает более высокий уровень защиты, чем на машинах Mk l и Мk 2. Такая конструктивная схема позволяет заменять 50 % броневой защиты корпуса и башни по мере разработки более совершенной брони. С помощью болтовых соединений броневые модули крепятся на базовой монолитной конструкции башни. На корпусе элементы навесной брони установлены по бортам над гусеничными нишами и на лобовом листе корпуса перед местом механика-водителя (так как в отличие от остальных членов экипажа он не обеспечен дополнительной защитой при переднем расположении силового блока). Передняя часть крыши башни (непосредственно перед люками командира и заряжающего) оборудована дополнительным слоем брони для повышения уровня защиты против боеприпасов, поражающих сверху. Использована новая конструкция бортовых экранов, которые являются сплошными по всей длине и изготавливаются из специальной брони.

В кормовой части корпуса находятся два навесных бронированных топливных бака. Их применение позволило изъять топливные емкости, располагавшиеся между днищем корпуса и полом боевого отделения. Расстояние между последними достаточно велико, что обеспечивает снижение воздействия взрывной волны на экипаж в случае подрыва мины под днищем танка. Установка кормовых баков привела к необходимости переместить систему защиты от ОМП в нишу башни, а аккумуляторные батареи – в надгусеничную нишу корпуса.

Башня танка «Меркава» Mk 3

Необходимо отметить, что в отличие от использовавшихся для сварных корпусных и башенных деталей на моделях Mk 1 и Mk 2 катаных броневых листов, для броневой защиты «Меркавы» Mk 3 применено многослойное бронирование. Многослойная броня израильского производства сопоставима по своим качествам с английской броней типа «чобхэм». В ней объединены слои керамических материалов, специальных сплавов и высокопрочной броневой стали.

Механизм поворота башни имеет электрический привод. При этом скорость поворота башни несколько снизилась по сравнению с электрогидравлическими приводами предыдущих моделей, но при этом возросли надежность и пожаробезопасность. Максимальная скорость поворота башни танка «Меркава» Mk 3 составляет 34 град./с, а скорость подъема пушки – 15 град./с.

Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка MG251 (сама пушка и боеприпасы для нее разработаны израильской фирмой IMI). Хотя по баллистическим данным она аналогична 120-мм пушке Rheinmetall танков Leopard 2 и M1A1 Abrams и может использовать их боеприпасы, имеется ряд отличий, в том числе более компактная система отката. В качестве упругого элемента вместо пружины использован газ (азот), что позволило уменьшить диаметр противооткатных устройств на 100 мм по сравнению с аналогичными системами отката. Новая пушка снабжена термоизолирующим кожухом оригинальной конструкции, который обеспечивает снятие эжектора ствола для обслуживания без его повреждения. Пушка может быть демонтирована со стороны передней части башни (маски) без необходимости ее демонтажа, в отличие от других танков. Пушка имеет углы возвышения +20° и склонения –7°.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Norinco VN17 (Китай)

Боекомплект из 48 выстрелов располагается в кормовой части корпуса, где меньше вероятность поражения при обстреле машины, в специальных индивидуальных контейнерах на два и четыре выстрела, обеспечивающих термоизоляцию и защиту от осколков. Часть боеприпасов размещается в барабане, установленном на полу боевого отделения, благодаря чему достигается тот же уровень защиты боеприпасов, что и в индивидуальных контейнерах. По заявлениям разработчиков танка, контейнеры выполнены из специальных огнестойких материалов, позволяющих выдерживать температуру до 1000 °C в течение 45 минут, что позволяет эвакуировать из танка раненых членов экипажа до того момента, когда возникнет опасность детонации боекомплекта.

Цепное ограждение кормовой части башни танка «Меркава» Mk 3

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного 7,62-мм пулемета MAG и двух таких же пулеметов, установленных на кронштейнах перед люками командира и заряжающего. 60-мм миномет фирмы Soltam установлен в башне рядом с люком заряжающего. Наведение, заряжание и стрельба из миномета осуществляются изнутри танка. На бортах башни установлены блоки дымовых гранатометов, по 6 с каждой стороны с разворотом осей 20°. Система приводов башни и пушки полностью электрическая.

Танк оборудован СУО Matador Mk III. Прицел наводчика с повышенной (12х) кратностью увеличения и полем зрения, стабилизированным в двух плоскостях, имеет дневной и ночной каналы, а также встроенный лазерный дальномер. Вместе с электронным баллистическим вычислителем и комплектом датчиков (в частности, выдвижным метеорологическим, установленным в левой части кормы башни) прицел обеспечивает высокую вероятность попадания в цель, в том числе с ходу.

Кормовая дверь танка «Меркава» Mk 3

Панорамный комбинированный прицел командира имеет отводы от дневной и ночной оптических ветвей прицела наводчика. Поле зрения стабилизировано в двух плоскостях, а увеличение прицела переменное и составляет 4,8 и 12х. С его помощью командир может давать наводчику целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки и спаренного пулемета. Система управления огнем объединена с двухплоскостным стабилизатором вооружения танка и приводами наведения башни и пушки.

Система предупреждения экипажа о лазерном облучении танка LWS-2 фирмы Amcoram, действующая в секторе 360°, размещена на блоке-панели командира. LWS-2 регистрирует лазерный луч, а система POMALS автоматически поворачивает башню в нужном направлении и выстреливает дымовые гранаты, дипольные отражатели, ИК-ловушки или осколочные гранаты. Система POMALS может также включать датчики, регистрирующие ультрафиолетовое либо другие электромагнитные излучения.

Силовая установка – 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR мощностью 1200 л.с. с новой системой турбонаддува и промежуточным охлаждением воздуха и трансмиссия фирмы Ashot Ashkelon (это единственный компонент конструкции, который имелся на танке Merkava Мk 2).

Ходовая часть по-прежнему состоит из 12 опорных катков, подвеска независимая пружинная. Каждый опорный каток оснащен двумя цилиндрическими пружинами, установленными концентрично. Из шести опорных катков, размещенных на борту машины, два снабжены гидравлическими амортизаторами фирмы IМI. Полный динамический ход опорного катка увеличен до 604 мм (300 мм вниз и 304 мм вверх). По этим параметрам подвеска «Меркавы» Mk 3 сравнима с современными гидропневматическими подвесками. В гусеничных цепях фирмы Urdan применены шарниры сухого трения, которые, как утверждают конструкторы, являются весьма надежными даже в самых сложных условиях эксплуатации.

Основной боевой танк «Меркава» Mk 3 «Бет Баз» из состава 188-й танковой бригады во время тактических занятий на Голанских высотах

В апреле 1990 года из цехов вышли первые 14 танков «Меркава» Mk 3. С лета 1990 года, в связи с вторжением Ирака в Кувейт, сборка новых танков на некоторое время была приостановлена, а все силы брошены на ремонт имеющейся техники. Серийное производство возобновилось в начале 1991 года и продолжалось до 2003 года. За это время, по различным оценкам, было изготовлено от 480 до 680 танков различных модификаций. Таким образом, темп производства составил около 50 танков в год, в то время как возможности завода позволяли собирать до 120 танков в год. Что же касается модификаций, то помимо базовой – Merkava Siman 3, выпускавшейся до 1994 года, имелись еще три.

Основной боевой танк «Меркава» Mk 3 «Бет Баз Далет»

Merkava Siman 3 Bet («Меркава» Mk 3В) – Merkava Mk 3 с усовершенствованной броневой защитой крыши башни. Серийный выпуск осуществлялся в 1994–1996 годах.

Merkava Siman 3 Bet Baz («Меркава» Mk 3В «Баз» или «Меркава» Mk C) – установлена новая СУО Baz (коммерческое название – Knight III), разработанная фирмами ELOP Electro-Optics Industries и Elbit. На иврите «Баз» означает «Сокол», но есть данные, что это сокращение, расшифровывающееся как «Барак Зохер» – «Сверкающая молния». Вероятность попадания с первого выстрела по движущейся цели повышена за счет установки автомата сопровождения цели, разработанного компанией Elbit, который автоматически наводит прицельную марку точно на цель без воздействия наводчика. Работа автомата основана на технологиях обработки изображения, осуществляемых в имеющемся видеоисточнике, которым может быть тепловизионный или видеоканал прицела. Автомат сопровождения цели – центроидного типа и обеспечивает удержание прицельной марки на цели, как только он был наведен на нее наводчиком. Захват линии прицеливания осуществляется независимо от движения собственного танка и цели, и автомат возвращает ее на цель даже тогда, когда она была затенена в течение короткого времени, например элементами ландшафта или какими-либо препятствиями. Танк оснащен полуавтоматом заряжания револьверного типа. Он содержит пять снарядов и позволяет сократить время заряжания. Кроме этого, начиная с 1999 года в СУО включен независимый панорамный прицел командира. Серийный выпуск модификации осуществлялся с 1996 года.

Merkava Siman 3 Bet Baz Dor Dalet («Меркава» Mk 3В «Баз» с броней 4-го поколения или «Меркава» Mk 3D) – «Меркава» Мk 3 «Баз» с модульной броней новой конфигурации. Внешне легко отличаема от предыдущих моделей по выступающим в стороны модулям брони на бортах башни. Цельнометаллические (вместо обрезиненных) опорные катки. Производство и модернизация в этот вариант уже выпущенных танков «Меркава» Mk 3 начались в 1999 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Танк «Меркава» – революционная колесница Бога

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Читать еще:  Основной танк MBT Revolution (Германия)

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector